Конспект НОД по теме: Человек и части его тела, для детей с ОНР

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей 4-5 лет с ОНР тема “Части тела человека”
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы с ОНР II (уровень развития) направлен на формирование умения строить и использовать в речи фразу из 2-4 слов. Упражнения в игровой форме помогут детям закрепить представление о частях тела человека, активизировать словарь по теме, продолжать развивать навыки правильного употребления в речи грамматических категорий.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей 4-5 лет с ОНР тема “Части тела человека” 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей 4-5 лет с ОНР.

Тема: «Части тела человека».

Цель: Формирование употребления в речи фразы из 2-4 слов.

  • Расширять и уточнять представления детей о частях тела человека.
  • Учить строить и употреблять в речи фразу из 2—4 слов.
  • Учить правильно использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
  • Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме
  • Развивать навыки составления простого предложения по совершаемому действию.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Развивать координацию речи с движениями.
  • Воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: Куклы Маша и Незнайка.

1. Организационный момент. Говорим считалку и выполняем движения.

«1-2-3-4-5» – топаем ногами,

«1-2-3-4-5» – хлопаем руками,

«1-2-3-4-5» – не будем отвлекаться,

«1-2-3-4-5» – будем заниматься.

2. Упражнение «Отгадай-ка». К детям приходит кукла Маша и предлагает отгадать загадки:

• Они везде бегают, ходят, гуляют, прыгают. Что это?

• Они рисуют, лепят, вырезают. Что это?

3. Упражнение «Посмотри и назови».

Сюрпризный момент: появляется Незнайка с грязными руками, лицом и одеждой. Он объясняет Маше и детям, что с ним приключилась неприятность: он упал в лужу.

— Что у Незнайки грязное? Ответы детей: (У Незнайки – грязные руки, шея, голова, живот и т.д.).

— Как называют человека, который всегда грязный? (Грязнуля.)

— А Незнайка не хочет быть грязным!

4. Упражнение «Помоги Незнайке».

— Ребята, надо помочь Незнайке! Посоветуйте, что ему нужно сделать?

Дети составляют фразы: (Незнайка, вымой голову, вымой руки т.д..)

— Незнайка вымылся и стал чистым.

5. Игра «Прятки». Маша и Незнайка решили поиграть в прятки.

Логопед прячет куклу так, чтобы была видна какая – то часть ее тела.

Хорошо ли спряталась Маша?

Что у нее выглядывает? (это голова, нога, ноги, рука, руки и т.д.)

Физминутка.

Мы потопаем ногами — Топ,топ,топ.

Мы похлопаем руками — Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем,

Мы руки подаем. И бегаем кругом.

6. Упражнение «Что у куклы, что у куколки».

Рассмотреть кукол на картинке. Уточнить, что большую куклу называют кукла, а маленькую — куколка. Предложить показать и назвать части тела у большой куклы:

— У большой куклы голова. И т.д.

Предложить показать и назвать части тела у маленькой куколки:

— У маленькой куколки головка. И т.д.

7. Игровое упражнение «Посмотри и ответь».

Составить предложение по действиям.

Вызванный ребенок по просьбе логопеда выполняет какое-либо действие: «моет» руки, шею и т.д. В это время логопед задает вопрос:

Что делает Витя (Денис, Дина и т.д.)?

(Витя моет руки, Денис моет шею, Дина моет лицо и т.д.)

Итог занятия : оценка деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшей группы по сказке: « Заюшкина избушка» с применением метода моделирования.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы с элементами ТРИЗа « Головные уборы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста “Насекомые”

Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова.

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет

Конспекты непосредствено образовательной детяельности по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе «С песней, шуткой, да весельем работа спорится»

– Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения – посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.Показать самобытность русского народа, .

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме:

уточнить и закрепить знания детей о частях тела;

обогатить словарный запас дошкольников;

формировать грамматические категории русского языка: образование форм мн.ч. от существительных в ед.ч.; образование форм Тв.п. ед.ч. и мн.ч. существительных; усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ; преобразование глаголов повелительного наклонения ед.ч. в изъявительное наклонение 3 л. ед.ч. наст.вр.;

формировать навык ответа на вопрос полным предложением;

способствовать коррекции дыхания, общей и мелкой моторики;

развивать связную речь дошкольников;

развивать слуховую память и внимание детей;

воспитывать усидчивость и дисциплинирован-ность;

прививать интерес к строению тела человека.

Оборудование: кукла Глаша, предметные картинки по теме «Части тела», простые и цветные карандаши, листы бумаги, картина «Тело человека», влажная салфетка.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Дыхательная гимнастика: исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони. (О. И. Крупенчук)

II. Основная часть.

1. Введение в тему:

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это кукла Глаша. Какая она чумазая. Она чем-то озабочена.

Где моя головка, губы, рот и нос?

Их увидеть в зеркале мне не довелось!

Где мои ресницы, руки, ноги, лоб?

Все я потеряла! Будет мне урок!

Просто я же Глашка, Глашка-Замарашка.

– Ребята, давайте поможем Глаше, отмоем её и покажем, где у нее голова, губы, нос, рот, руки, ноги и т.д. Найдем и назовем её части тела. (Логопед вытирает куклу влажной салфеткой. Дети называют части тела)

– Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать? Глаша хочет вам загадать загадки:

Живет мой братец за горой –

Не может встретиться со мной.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Пять братьев годами равные, а ростом разные.

Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут.

– Ребята, вот Глаша интересуется:

Сколько у человека ног? (2)

пальцев на одной руке? (5)

на двух руках? (10)

на одной ноге? (5)

Руки подняли и покачались –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения.

– Ребята, поиграем с Глашей? (Да)

А) Игра «Что чем мы делаем?»

– Давайте расскажем Глаше, что и чем мы делаем.

Чем мы смотрим? (глазами)

Б) Игра «Один-много»

Глаз – глаза, ухо – …, палец – …, нога – …, ноготь – …, губа – …, зуб – …, рука – …, рот – …, лоб – …, ладонь – …, колено – …, ступня – …, спина – … .

Логопед показывает предметные картинки с изображением частей тела человека и спрашивает: «Что это?» или «Это чей рот?» Дети по-одному отвечают: «Это мой рот» или «Это моё лицо» и т.д.

Г) Игра «Запомни, повтори, назови»

– Глаша сейчас попросит вас что-то сделать, а вы запомните и повторите.

Логопед дает одному из детей инструкцию:

– Даниил, маши руками. Дети, что делает Даниил? (Даниил машет руками)

– Юля, топай ногами. Что делает Юля? (Юля топает ногами)

– Дима, хлопай в ладоши. Что делает Дима? (Дима хлопает в ладоши)

– Вика, улыбнись. (Вика улыбается)

4. Упражнение на коррекцию мелкой моторики. Обведение своей ладошки.

– Ребята, давайте подарим Глаше наши ладошки в знак нашей с ней дружбы. Можете раскрасить их любыми цветами.

III. Итог занятия.

1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.

2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. – М., 2006.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Планирование образовательной работы. Тема: «Мир без опасности»

Планирование образовательной работы Тема: «Мир без опасности»

Осеннее развлечение (Для старшей и подготовительной групп)

Осеннее развлечение (Для старшей и подготовительной групп) (Под музыку П.И.Чайковского дети заходят в зал и садятся на стулья.) Ведущий Вот и пришла, ребята, золотая.

«Педагоги — родители — дети. Цели и смыслы совместных мероприятий»

«Педагоги — родители — дети. Цели и смыслы совместных мероприятий» (Из опыта работы) «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему “Человек” в старшей группе для детей с ОНР

Задачи:

  • Познакомить детей со строением тела человека, его органами и их функциями;
  • Закрепить имеющиеся знания детей по данной теме;
  • Развивать и актуализировать словарный запас детей;
  • Совершенствовать грамматический строй;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам одежды.

Оборудование: иллюстрации с изображением человека, модель человека, картинки с изображением частей тела человека, мяч.

Ход занятия

1. Орг. Момент.

Дети вместе с педагогом рассматривают модель человека.

– Ребята, из каких частей состоит тело человека?

– Что находиться на голове?

– Что находиться на лице?

– Что находиться у человека во рту?

– Что находиться на туловище?

– Что находиться на руках?

– Что находиться на ногах?

2. Дидактическая игра “Назови ласково”.

– Давайте назовёт все части тела ласково:

Голова – головка, волосы – волосики, лоб – лобик (брови, глаза, ресница, нос, рот, шея, плечо, ноги, руки, колено, локоть).

Педагог:

Тело человека покрыто кожей, она защищает его от перегревания и от переохлаждения. Человек – хозяин своей кожи. Чтобы кожа была здоровой и красивой за ней надо ухаживать, мыть смазывать кремом и т.д.

Скелет и мышцы.

Внутри человека есть скелет, он держит наше тело, а благодаря мышцам человек может петь, смеяться, поворачивать голову, прыгать, размахивать руками.

Если представить, что скелет “убежал” из твоего тела, не оставив не одной косточки, то тело станет мягким.

Вдоль спины проходит позвоночник, он держит наше тело и голову, но он очень хрупкий и малейшая травма может привести к тяжёлым последствиям, например тело может стать неподвижным.

3. Дидактическая игра “Сравни части тела” (с мячом).

  • Пасть – рот
  • Шерсть – кожа
  • Лапы – ноги
  • Уши – уши
  • Клыки – зубы
  • Нос – нос
  • Морда – лицо
  • Хвост –
  • Брюхо – живот
  • Когти – ногти

4. Дидактическая игра “Скажи со словом МНОГО”

Голова – много голов (волос, брови, глаза, ресницы, нос, рот, шея, плечо, туловище, ноги, руки, колено, стопа, локоть).

Загадки.

Два соседа непоседы.
День на работе.
Ночь на отдыхе (глаза).

Живёт мой братец за горой
Не может встретиться со мной (уши).

Если б не было его
Не сказал бы ничего (язык).

Пять братцев годами равные,
А ростом разные (пальцы).

Педагог:

Сердце. У всех людей в груди, с левой стороны находиться сердце. Его нельзя увидеть, но можно услышать (педагог предлагает детям приложить ладонь к груди). Сердце человека размером с его сжатый кулак. Оно постоянно стучит и никогда на отдыхает, оно, мощный насос разгоняет по организму кровь. Сердце одинаково устроено у всех людей. Оно также болит и также радуется, как и сердце другого человека.

Легкие. Все люди умеют дышать, а помогают нам лёгкие

Желудок:

Чтобы жить и быть здоровым надо хорошо питаться. Пища должна быть разнообразной и богатой витаминами.

Внутри у всех людей имеется желудок, где пища переваривается, но прежде чем она дойдёт до желудка, она попадает на язык. Язык определяет вкус пищи, зубы тщательно пережёвывают. Чтобы наш желудок хорошо работал и не доставлял неприятных ощущений нужно очень внимательно следить за тем как мы едим.

Головной мозг.

Самый главный помощник человека – головной мозг. Мозг мгновенно принимает решения и отвечает на все сигналы. Наше тело с радостью подчиняется его приказам.

«с общим недоразвитием речи тема: «Человек. Части тела» Выполнила: учитель-логопед Романенко Т.В. Конспект лексико-грамматического занятия в . »

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия

в старшей логопедической группе

с общим недоразвитием речи

тема: «Человек. Части тела»

Выполнила: учитель-логопед Романенко Т.В.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме:

«Человек. Части тела»

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: знакомство детей с частями тела человека.

Задачи:

1.уточнить и закрепить знания детей о частях тела;

2. закрепить умение образовывать грамматическую форму уменьшительно-ласкательных существительных ;

3.закреплять умение образовывать грамматическую форму существительных творительного падежа единственного и множественного числа;

3.учить применять в речи притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ;

4. закреплять умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения единственного числа в изъявительном наклонении 3 лица единственного числа настоящего времени.;5.формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

1.способствовать коррекции дыхания, общей и мелкой моторики;

2.развивать слуховую память и внимание детей;

1.воспитывать усидчивость и дисциплинированность;

2.учить детей воспринимать обращенную речь, не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).

Предполагаемый результат: дети будут уметь образовывать грамматическую форму глаголов повелительного наклонения единственного числа в изъявительном наклонении 3 лица единственного числа настоящего времени и научатся осваивать притяжательные местоимения мой, моя, мои, моё.Оборудование: девочка в роли куклы Маши, предметные картинки по теме «Части тела», простые и цветные карандаши, листы бумаги, картина «Тело человека», влажная салфетка, магнитола.

I. Вводный этап:

Организационный момент:

Дыхательная гимнастика:

Логопед: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры. Сделаем глубокий вдох через нос – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони. ( 3 раза ) А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу держа большим пальцем и мизинцем. Доброе утро, Алина. Доброе утро, Лада.и т.д.

Дети передают мяч и приветствуют друг друга.

II. Основной этап:

Логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла Маша – растеряша. Она очень не внимательная, что даже забыла, как называются ее части тела. Давайте поможем нашей Маше – растеряше вспомнить части тела.

Приходит кукла Маша.

Кукла Маша:

Где моя головка, губы, рот и нос?

Их увидеть в зеркале мне не довелось!

Где мои ресницы, руки, ноги, лоб?

Все я потеряла! Будет мне урок!

Просто я же Маша, Маша-Замараша.

Логопед: Ребята, давайте поможем Маше отмоем её и покажем, где у нее голова, губы, нос, рот, руки, ноги и т.д. Найдем и назовем её части тела.

Логопед вытирает куклу влажной салфеткой. Дети называют части тела.

Логопед: Скажите, пожалуйста, чья это рука? – (Это Машина рука.)

Логопед обращается к одному ребенку: Покажи свою руку.

Логопед: Чья это рука?

Ребенок: Это моя рука.

Логопед аналогично отрабатывает название частей тела в сочетании с местоимениями «мой», «моя», «моё» и притяжательными прилагательными, образованными от имен детей. (Нос, ухо)

Логопед: Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать? Маша хочет вам загадать загадки

Кукла Маша загадывает загадки,а дети отгадывают их.

Кукла Маша: Живет мой братец за горой –

Не может встретиться со мной.

Кукла Маша: Всегда во рту, а не проглотишь.

Кукла Маша: Пять братьев годами равные, а ростом разные.

Кукла Маша: Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут.

Логопед: Ребята, вот Маша интересуется:

Сколько у человека ног?

Логопед: Сколько у человека рук?

Логопед: пальцев на одной руке?

Дети: Пять пальцев.

Логопед: На двух руках?

Дети: Десять пальцев.

Логопед: На одной ноге?

Дети: Пять пальцев.

Логопед: Сколько у человека глаз?

Логопед: Сколько у человека волос?

Дети: Много волос.

Логопед: Ребята, Маша предлагает вам отдохнуть и выполнить с ней упражнения.

Кукла Маша проводит с детьми динамическую паузу.

Руки подняли и покачались –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

Логопед: Ребята, поиграем с Машей?

Игра «Что чем мы делаем?»

Логопед: Ребята, давайте расскажем Маше, что и чем мы делаем и вспомним, для чего нам нужны части тела. Посмотрите на картинку и скажите, что мы делаем газами?

Дети: Глазами мы смотрим и моргаем.

Логопед: Дети, а что мы делаем ртом?

Дети: Ртом мы кушаем и говорим.

Логопед: Дети, а что мы делаем носом?

Дети: Носом мы дышим и нюхаем.

Логопед: Дети чем мы слушаем?

Дети: Слушаем ушами.

Логопед: А чем мы хлопаем?

Дети: Хлопаем руками.

Логопед: Чем жуем?

Игра «Скажи ласково»

Логопед: Я буду говорить названия частей тела и бросать мяч, а вы верните мяч, назвав эти слова ласково.

Конспект логопедической НОД в подготовительной группе «Человек и части его тела»

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи:
– обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;
– усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
– практиковать употребление существительных множественного числа;
– обратить внимание детей на многозначность слов;

– практиковать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
– упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале;
– развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийная доска и проектор.

Ход НОД

– Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

Знакомство с темой

– Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
– Как вы думаете, кто это? (человек).
Показ плаката со строением тела человека.

– Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». С помощью проектора появляется изображение Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
– Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.
– А для чего он нужен?

Буратино: Чтоб его везде совать.
– Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
– Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)
Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)
– Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите части руки. (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти) А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)

Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
– Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. (уши)

– Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора. (глаза и нос)
– Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)
– Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)
– А что еще находится на голове?
Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает. (волосы)

– Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и заодно сделать полезное упражнение для наших лёгких. Я говорю о дыхательной гимнастике. Пока я раздаю вам пособия для гимнастики, напомните пожалуйста как правильно нужно делать вдох и выдох.

Игра с мячом: «Один – много»

– А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея- …, глаз – …, волос – …, голова – …, лоб-…, рот – …, нос – …, щека – …, палец – …, локоть – …, бровь – ….

Игра «Гном, человек, великан»

– У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Гном и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Гном намного меньше человека, поэтому части его тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека – рука, у гнома – маленькая ручка, у великана – большая ручища.
Нос, рот, лоб, глаза, волосы, рука, нога.

Игра «Четвертый лишний»

– Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.
Голова, шапка, ладонь, шея.
Воротник, пальцы, нога, ладонь.
Нога, стопа, колено, сапоги.
Глаза, нос, очки, ладонь.

– Пришло время отдохнуть и размять наши части тела. Аккуратно встаём со своих стульчиков.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

– Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Предлагаю вам с ними познакомиться.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника.
Ручка – у двери, у сумки, авторучка.
Глазок – в двери, у картошки, яичница.
Горлышко – у бутылки, у свитера.
Спинка – у кровати, кресла, платья.
Кисти – малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.
Язычок – у ботинка, пирожное, на молнии.
Ножки – у стула, у гриба.

Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
– Ребята, давайте поможем Буратино разобраться.
На мультимедийной доске появляются изображения предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

– Ребята, что мы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
Далее дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (использование видеоматериалов), словесный метод (беседа о частях тела), игровой прием (игра с мячом «Один – много», игра «Гном, человек, великан»).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области: здоровье (умение правильно дышать), познание (рассказ о частях тела), музыка (саундтрек из мультфильма «Приключения Буратино»).

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Части тела человека»

Татьяна Романенко
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Части тела человека»

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме:

«Части тела человека»

Цель: создание условий для освоения темы.

уточнить и закрепить знания детей о частях тела;

обогатить словарный запас дошкольников;

формировать грамматические категории русского языка: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. ; образование форм Тв. п. ед. ч. и мн. ч. существительных; усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ; преобразование глаголов повелительного наклонения ед. ч. в изъявительное наклонение 3 л. ед. ч. настоящего времени. ;

формировать навык ответа на вопрос полным предложением;

способствовать коррекции дыхания, общей и мелкой моторики;

развивать связную речь дошкольников;

развивать слуховую память и внимание детей;

воспитывать усидчивость и дисциплинированность;

прививать интерес к строению тела человека.

Оборудование: девочка Маша, предметные картинки по теме «Части тела», простые и цветные карандаши, листы бумаги, картина «Тело человека», влажная салфетка, мяч, музыкальное сопровождение- песня «Ладошки».

Ход занятия.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры. Сделаем глубокий вдох через нос – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони. (3 раза) А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу держа большим пальцем и мизинцем. Доброе утро, Алина. Доброе утро, Лада. и. т. д.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришла девочка Маша – растеряша. Она очень не внимательная, что даже забыла, как называются ее части тела. Давайте поможем нашей Маше – растеряше вспомнить части тела.

(читает девочка Маша)

Где моя головка, губы, рот и нос?

Их увидеть в зеркале мне не довелось!

Где мои ресницы, руки, ноги, лоб?

Все я потеряла! Будет мне урок!

Просто я же Маша, Маша – Замараша.

– Ребята, давайте поможем Маше отмоем её и покажем, где у нее голова, губы, нос, рот, руки, ноги и т. д. Найдем и назовем её части тела. (Логопед вытирает девочку влажной салфеткой. Дети называют части тела) Давайте я буду вытирать, а вы будете называть части тела, которые я вытираю.

Маша чистая, умытая, а теперь вы назовите части своего тела. Подойди, Алина к Маше и покажи её руку.

Логопед: Скажите, пожалуйста, чья это рука? – (Это Машина рука.)

Логопед обращается к одному ребенку: Покажи свою руку.

Логопед: Чья это рука? – (Это моя рука)

Логопед аналогично отрабатывает название частей тела в сочетании с местоимениями «мой», «моя», «моё» и притяжательными прилагательными, образованными от имен детей. (Нога, ухо)

— Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать?Маша хочет вам загадать загадки:

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Пятёрка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают карандашом,

Пилою, ложкой, топором.

Мы на них стоим и пляшем,

Ну а если им прикажем,

Нас они бегом несут,

Подскажи, как их зовут?

– Ребята,вот Маша интересуется:

Сколько у человека глаз? (2)

пальцев на одной руке? (5)

на двух руках? (10)

на одной ноге? (5)

волос? (много)

Физминутка (проводит девочка Маша)

Левой ножкой – прыг, прыг.

Правой ножкой – прыг, прыг,

Мы попрыгаем на двух,

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем,

Мы вперёд пойдём

Ребята, поиграем с Машей? (Да)

Игра «Что чем мы делаем?»

Логопед: Ребята, давайте расскажем Маше, что и чем мы делаем и вспомним, для чего нам нужны части тела.

Посмотрите на картинку и скажите, что мы делаем газами? – Глазами мы смотрим и моргаем.

Логопед: Дети, а что мы делаем ртом? – Ртом мы кушаем и говорим.

Логопед: Дети, а что мы делаем носом? – Носом мы дышим и нюхаем.

слушаем? (ушами)

жуем? (зубами)

Игра «Скажи ласково» (игра с мячом)

Глаза – глазки, уши -, пальцы -, ноги -, брови -, губы -, зубы -, руки -, рот -, лоб -, ладонь -, шея -, щёки -, спина – … .

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Логопед раздаёт предметные картинки с изображением частей тела человека дети запоминают,затем логопед забирает картинки и спрашивает: «Это чей рот?»Дети по одному отвечают: «Это мой рот» или «Это моё лицо» и т. д.

Давайте с Машей поиграем в игру

Игра «Расскажи, что ты сделал?»

– Маша сейчас попросит вас что-то сделать, а вы запомните и повторите.

Логопед дает одному из детей инструкцию:

– Даниил, помаши руками, похлопай в ладоши. Что ты сделал Даниил? (Я помахал руками и похлопал в ладоши.) А теперь все вместе сделаем.

– Даша, спрячь руки за спину, за голову. Даша, что ты сделала?

– Максим подними руки вверх, вперёд, в стороны. Что ты сделал?

– Аня, положи руки на плечи, на голову. Что ты сделала?

Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Логопед: Маша, ты наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя».

Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ – Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/

Дети, вам понравилось играть с Машей? А давайте приготовим для неё подарки.

Упражнение на коррекцию мелкой моторики.

Обведение своей ладошки.

– Ребята, давайте подарим Маше наши ладошки в знак нашей с ней дружбы. Можете раскрасить их любыми цветами. Дети под музыку обводят свои ладошки.

Фотоотчёт по реализации проекта «Район, где я живу» Информационный проект “Район, где я живу”, проводимый в старшей группе, включает в себя такие направления в работе:Работа с родителями. -Анкетирование.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме “Домашние птицы”. 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Вестник Педагога

Автор: Гордеева Наталья Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Бакалинский детский сад “Сказка”
Населённый пункт: село Бакалы Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему “Человек. Наше тело.”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Бакалинский детский сад «Сказка»

по обучению словообразованию,

категорий в старшей логопедической группе

Тема: «Человек. Наше тело.»

Цель: Обогащение словаря по теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

существительных –ок, -ик, .

Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

Коррекционно-развивающие задачи:

высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Оборудование: мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета;

количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?»; карточки с

частями тела; картинки с изображением великана и гнома; 2 кружка (красный,

зеленый); карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом

(Выполнение движений по тексту стихотворения)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постелей!

Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, у меня есть звуковое письмо. (На письме надпись: Звуковое

письмо с Северного полюса). Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем

узнать? Тогда давайте посмотрим.

Логопед: Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А

зачем он нам его отправил? Как вы думаете? (Он хочет узнать все о человеке).

Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две

головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека. Сможем ли мы

ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на

Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного

полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)

Логопед: У меня есть волшебный чемоданчик. Все, что мы расскажем Умке о

частях тела человека, этот чемоданчик соберет в себя, как магнитик притянет

себе все ваши высказывания. (Открываем

чемоданчик.) Ой, а

Задание «Дорисуй часть тела»

Логопед: Кто нарисован на этих картинках? (человек)

А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди.

(дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом

назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела)

делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо

Логопед: Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают, кто, что дорисовал. Кладут

рисунки в чемоданчик.

Логопед: Давайте расскажем Умке. Что у человека бывает по два… По одному

(все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

Логопед: Как много вы назвали слов

– предметов, обозначающих части тела.

Все они находятся здесь, в чемоданчике. А как вы думаете, Умке интересно будет

узнать, для чего человеку нужны все части тела? (Варианты ответов детей)

Логопед: А пока вы будете называть слова-действия, наш волшебный чемодан

будет их собирать.

Упражнение с мячом «Что умеют делать части нашего тела?».

(Задавая вопрос, логопед бросает мяч одному из детей, отвечая на вопрос,

ребенок возвращает мяч логопеду)

Логопед: Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая.

Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело.

Логопед: Что умеют делать наши руки? (Руки умеют брать, держать, кидать,

хватать, рисовать, лепить…)

глаза? (Глаза умеют смотреть, моргать,

Логопед: Что умеет делать наш рот? (Рот умеет говорить, есть, жевать …)

Логопед: Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны.

(дети сидят в кружочке на коврике)

Упражнение «Продолжи рассказ»

Логопед: Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было

бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать

конец рассказа…….А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и

стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или

щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть

лица. Что бы вы сказали? (дети выбирают по одной карточке с изображением

частей тела и продолжают рассказ)

Логопед: Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод

сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части

лица одинаково важны для человека)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому

Игра «Большой – маленький – огромный».

Логопед: Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой – маленький

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик – ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка – ножище

Живот – животик – животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

Логопед: Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди

и очень дорожим и бережем свой организм.

располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на

красном поле – то, что вредно для здоровья.

оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши. )

– Как можно беречь язык? (Если пить горячий чай, то можно обжечь язык;

если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной

на улице, то язык примерзнет к железу…)

– Как нужно беречь нос? (Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы,

– А как будем беречь руки? (Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь

руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже

не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду,

– Как будем беречь ноги? (Острые предметы, обувь по погоде)

Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы, я

думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто

такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.

Теперь давайте плотно закроем наш чемодан.

Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв этот чемодан на своем Северном

полюсе? (ответы детей)

А вы гордитесь тем, что вы люди?

Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны.

Давайте на прощание подарим Умке и друг другу наши аплодисменты.

Тема: Человек

Коррекционно-образовательные цели:

– учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать

Коррекционно-развивающие цели:

– закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью умень шительно-

– развивать словарь антонимов;

– закреплять знания о назначении частей тела.

Коррекционно-воспитательные цели:

Оборудование: предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Сядет тот, кто назовет ласково.

Голова, нос, руки, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы,

язык, ногти, ноги, глаза, горло, плечи, колени, затылок, зубы, шея, пятки, щеки, губы, уши,

Объявление темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строении его тела.

Вводная беседа.

Взрослые и дети, мальчики и девочки, — это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи

по строению тела.

Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество

различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать,

работать и играть.

Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы,

постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с-другом,

как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их.

Например, легкие помогают человеку дышать, мозг — думать, говорить, видеть; желудок

переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Рассмотрите картинки. Покажите и расскажите, где действие еще совершается, а где

Игра «Что делает, а что сделал, сделала?».

Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Мыла — вымыла, вешает — повесила, рисует — нарисовал, умывается — умылся, одевается

оделся, прячется — спрятался, прыгает — перепрыгнул, наливает—налил, ест—съел, бросает—

Логопед: Я буду говорить о других, а вы мне в ответ расскажите о себе.

Игра «Расскажи о себе». Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я — купаюсь. И т.д.

Логопед: А теперь на заданное слово подберите слово наоборот.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый — злой большой — маленький

высокий — низкий толстый — худой

больной — здоровый друзья — враги

одеваться — раздеваться трудиться — лениться

старый — молодой веселый — грустный

чистый — грязный аккуратный — неряшливый

входит — выходит залезает — слезает.

Игра «Справа, выше, ниже». Развитие пространственных представлений.

Логопед: Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картине. Обратите внимание на их

рост, возраст, где они стоят по отношению друг к другу. А теперь составьте предложение,

используя слово справа (слева, выше, ниже, между, старше, моложе).

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный, Будто

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

Логопед: К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека

Игра «Подбери предмет» (часть тела). Закрепление знаний детей о частях тела человека.

Видят, слышат, работают, бегают, дышит, жуют, стоят, машут, трогают, нюхает, говорит, пишут.

Логопед: Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.

Игра «Два, две». Закрепление знаний детей о частях тела человека, согласование имен суще –

ствительных с числительными два, две. Две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две

руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

Логопед: А теперь подумайте и скажите, каких частей у домашних животных не бывает, а у

человека они есть.

Игра «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных». Закрепление

знаний детей о частях тела человека. Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки,

Логопед: Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я

Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие?». Подбор подходящего по смыслу имени су-

ществительного к ряду имен прилагательных.

Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?). (Глаза.)

Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные. (Волосы.)

Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый. (Нос.)

Пухлые, розовые, узкие, большие. (Губы.)

5. Итог занятия.

Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? Как должны относиться люди друг к другу?

Что можно сказать о человеке, какой он?

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».

Коррекционно-образовательные цели:

– учить детей последовательно пересказывать литературный образец.

Коррекционно-развивающие цели:

– расширять и уточнять знания детей по теме;

– развивать способность к целостному восприятию произведения;

– упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Коррекционно-воспитательные цели:

– воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои

Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст

басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске выставлены предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере

их роста. Дети должны их назвать.

Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.

2. Объявление темы.

Николаевич Толстой. Называется она «Старый дед и внучек». Сейчас я вам ее прочитаю, а

затем вы будете ее пересказывать.

3. Чтение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» с последующим обсуждением.

Объяснение малознакомых слов: невестка, лоханка, бранить, слаживает.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не

было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать,

а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да

уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки

бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и

ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками

играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит:

«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так

обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

О ком этот рассказ (басня)?

Какой дедушка стал в старости?

Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?

А где они его кормили?

В чем носили ему обед?

Почему он разбил чашку?

Как отнеслась к этому невестка?

Из чего она пообещала кормить старика?

Что на это сказал дедушка?

Что однажды увидели родители?

Что собирался делать из дощечек Миша?

Почему родители заплакали?

Как они после этого стали относиться к дедушке?

А как вы относитесь к своим родителям?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Пересказ басни детьми.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ басни.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

– Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

6. Продолжение рассказов детей.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.

Читайте также:
Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: