Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема Звуки В-Вь

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Звуки В-Вь»

Хотела бы поделиться с коллегами конспектом НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Звуки В-Вь».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: Звуки «В – Вь»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»

  • Знакомство со звуками «в – вь»;
  • выделение звуков в словах, названиях картинок;
  • упражнения в произнесении слогов и слов;
  • составление предложений по картинкам, используя предлог В;
  • умение дифференцировать звуки «в – вь» в произношении и по картинкам;
  • знакомство с буквой В.
  • Развитие слухового внимания и памяти, развитие ориентировки в пространстве.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  • Развитие мимических мышц лица.

Оборудование: картинки предметные, картинки сюжетные для составления предложений с предлогом, картинки воробья и верблюда, «Человечки- звуки», схема — таблица для характеристики звука, сигнальчики, фишки, модель слова, колокольчик, маракас, элементы букв, модель слога (полоска желтого цвета), демонстрационный материал с буквой В, зеркальные буквы, мимические «Шарики».

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Психогимнастика- развитие мимических мышц лица

– Я вам покажу «мимические шарики», посмотрите на их лица, какие они все разные и изобразите эмоцию (дети называют эмоциональное состояние: радость, огорчение, печаль, злость)

2. Знакомство с «Человечками – звуками».

Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
– Чик-чирик! Чик – чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый… (воробей)

Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам (верблюд)
– Какой звук в этих словах первый? («в» и «вь»)

Б) Знакомство с «Человечками – звуками» (рассматриваем «Человечков» — их костюмы синего и зеленого цвета, на груди – колокольчики).

В) Характеристика звуков «в» и «вь» по схеме.

«в» — согласный, звонкий, твердый.

«вь» — согласный, звонкий, мягкий.

3. Упражнение в произнесении «в» и «вь» в слогах.

Ва – во – ву
Вы – ва – во
Во – ву – вы

4. Игры и упражнения на закрепление звуков «в» и «вь».

А) «Скажи наоборот».

Ва – вя вы — ви
Во – вё вэ – ве
Ву – вю

Б) «Потерялся звук»

– Я беззвучно произнесу звук «в» и громко остальную часть слова, а вы целиком слово.

…аза …аленки …олны …ышка …ыстрел

…ата …арежки …оин …ыдра …ыставка

…анна …аренье …олос …ырез

…афли …олк …ышивка …ыход

5. Физминутка «Ванька – встань-ка»

Ванька – встань-ка, (наклоны туловища вправо – влево,
Ванька – встань-ка, руки на поясе)
Наклоняйся, наклоняйся!
Будь послушен! (руки к ушам и наклоны головы)
Ой – ой – ой!
Нам не справиться с тобой! (приседание)

6. Игра «Договори слово» (вместо слога ВА– полоска желтого цвета).

Ла (ва) Гри(ва) тра(ва) заба(ва) подош(ва)
Сла (ва) клят(ва) со(ва) кана(ва) отра(ва)
Па (ва) гла(ва) хал(ва) опра(ва) бот(ва)
Сли (ва) дро(ва) тык(ва) крапи(ва)

Пальчиковая гимнастика «Цветок» (спокойная музыка).

Посадили зернышко, (положим в ладошку «зернышко»)
Выглянуло солнышко! (кисти сжимаем – разжимаем)
Солнышко, свети – свети!
Зернышко, расти – расти! (ладошки вместе руки вверх)
Появляются листочки, (пальчики «здороваются» по очереди,
Распускаются цветочки! начиная с большого, кисти «распускаются»)

7. Работа с моделями слова «Найти место звука в слове» (по картинкам).

8. Игра на развитие слухового внимания и дифференциацию звуков «в – вь» – «Два капитана» (колокольчик и маракас).

Велосипед, волк, ванна, вилка, виноград, василек, вата, весы, витамин, ветка, вода, врач, воин, Вика, вишня, Валя, Вова.

9. Продолжать знакомство с «маленьким» словом – предлогом В (по сюжетным картинкам).

– Посмотрите на картинки и составьте предложение с предлогом В. Что в чем находится? Нужно произнести предлог В внятно, громко, отдельно от других слов. Вот у меня – Рыба плавает в воде.
– У Буратино в руке ключик.
– В песочнице лопатка и ведерко.
– В магазине продукты и игрушки.
– У снеговика в руке метла.

10. Знакомство с буквой В.

– Рассматривание буквы В.

Читайте также:
Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

– Конструирование буквы из элементов.

11. Итог занятия.

Панзыга Ирина Сергеевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР д/с№130,
г. Калининград

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— закрепить знания о звуках В — Вь;

— познакомить с новой буквой;

— закрепить умение соотносить звук с буквой;

— закрепить зрительный образ буквы;

— закрепить умение правильно употреблять предлоги;

— закрепить умение составлять сложные предложения;

Коррекционно — развивающие:

— развивать мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать мимическую мускулатуру лица;

Коррекционно — воспитательные:

— формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;

— воспитывать любовь к мультфильмам.

Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со . а», карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Какая буква потерялась?»

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пуха).

Кто это?

Дети: Винни — Пух.

Логопед: Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.

Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.

Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.

Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.

Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.

Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.

Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.

Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…

Дети: Звуки В — Вь.

Дети дают характеристику звукам.

Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.

Дети называют слова со звуками В — Вь.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.

Физминутка:

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?

Дети: На дереве.

Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.

Читайте также:
Проект Мой второй язык для учащихся 1 класса (дети-билингвы)

Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?

Дети: Сова.

Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?

Дети: Буква потерялась.

Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.

Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.


Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?

Дети: Цветы.

Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.

Дети выкладывают букву из бумажных цветов.

Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.

Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.

А сейчас попробуем найти букву.

Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со . а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.

Дети работают с табличками.

Итог занятия.

Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?

Куда ходил Винни — Пух?

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!

Автор: Жукова Татьяна Юрьевна,

учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,

г. Асино, Томская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie.docx 24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .

Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»

Дата проведения: 13 апреля 2016 г

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

2.Повторение пройденного материала.

Логопед: – Что мы слышим?

Логопед: – Какие бывают звуки?

Дети : Гласные и согласные.

Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?

Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звуки.

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Логопед: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

4. Развиваем фонематический слух

Логопед: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку , когда услышишь звук В

Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .

(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)

5. Определить место звука в слове.

Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка

Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Логопед: Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?

Какое слово лишнее?

Логопед: Почему это слово лишнее?

Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.

В остальных словах первый звук Вь .

Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Логопед: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Логопед : Назовите первое (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Логопед: « В » – буква очень важная

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

покажите на пальчиках сколько правильных букв.

9. Игра «Собери цветочки».

Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Логопед проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

С какими звуками мы знакомились?

Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Педология

Автор: Медичева Надежда Вениаминовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: ст. Милютинская, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Буква В в.”
Раздел: дошкольное образование

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗВУКИ В — ВЬ. БУКВА В»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

– ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ЗВУКАХ В — ВЬ;

– ЗАКРЕПИТЬ БУКВУ В;

– ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СООТНОСИТЬ ЗВУК С БУКВОЙ;

– ЗАКРЕПИТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУКВЫ;

– ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ;

– ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

– РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ И АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ;

– РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ;

– РАЗВИВАТЬ МИМИЧЕСКУЮ МУСКУЛАТУРУ ЛИЦА;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

– ФОРМИРОВАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЖАМ;

– ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К МУЛЬТФИЛЬМАМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВИННИ — ПУХА, СОВЫ, ДЕРЕВА, ПОЛОЧЕК, КАРТОЧКИ (ТЫКВА,

ВАСИЛЬКИ, ТЕЛЕВИЗОР, ВАЗА, ВАРЕНЬЕ, ВАРЕЖКИ), БУКВА В, ЦВЕТЫ ИЗ КАРТОНА (ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ БУКВЫ),

ИГРА «НАЙДИ БУКВУ», ТАБЛИЧКИ С НАДПИСЬЮ «СО . А», РУЧКИ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ИГРА «КАКАЯ БУКВА ПОТЕРЯЛАСЬ?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, СЕГОДНЯ К НАМ НА ЗАНЯТИЕ ПРИШЁЛ ГЕРОЙ ОДНОГО ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ (ПЕДАГОГ

ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВИННИ — ПУХА).

ДЕТИ: ВИННИ — ПУХ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ВИННИ — ПУХ МНЕ РАССКАЗАЛ О ТОМ, ЧТО ЕГО ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ЗНАКОМАЯ СОВА ПРИГЛАСИЛА

ЕГО НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

ПЕДАГОГ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СОВЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ВЫ ПОМНИТЕ, ЧТО ВИННИ — ПУХ ЛЮБИЛ РАЗЛИЧНЫЕ ДРАЗНИЛКИ, СОПЕЛКИ?! ТАК ВОТ. РЕШИЛ

ОН СОВЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СОЧИНИТЬ ДРАЗНИЛКИ — ЧИСТОГОВОРКИ. И ВОТ ЧТО У НЕГО ПОЛУЧИЛОСЬ.

ДЕТИ ПРОГОВАРИВАЮТ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ ЧИСТОГОВОРКИ.

ВА — ВА — ВА — В ЛЕСУ ЖИВЁТ СОВА.

ВА — ВА — ВА — ВОТ ЛЕТИТ СОВА.

ВЫ — ВЫ — ВЫ — ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ У СОВЫ.

ВЫ — ВЫ — ВЫ — НЕСУ ПОДАРОК ДЛЯ СОВЫ.

ВЕ — ВЕ — ВЕ — ВАСИЛЬКОВ НАРВУ СОВЕ.

ВЕ — ВЕ — ВЕ — СПОЁМ МЫ ПЕСЕНКУ СОВЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, ПОКА ВИННИ — ПУХ УЧИЛ ДРАЗНИЛКИ — ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ СОВЫ, ОН НЕ ЗАМЕТИЛ

КАК УСНУЛ. А ЧТО ЕМУ ПРИСНИЛОСЬ Я СЕЙЧАС ВАМ РАССКАЖУ.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ СОГЛАСНО ТЕКСТУ. РАЗВИТИЕ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

ПРИСНИЛСЯ ВИННИ — ПУХУ ВОЛШЕБНЫЙ ПРАЗДНИК, И ОН ВО СНЕ УЛЫБНУЛСЯ.

МНОГО-МНОГО ПОДАРКОВ УВИДЕЛ ВОЗЛЕ ЁЛКИ ВИННИ — ПУХ. И ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛСЯ.

НО ВДРУГ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ИСПОРТИЛ ПРАЗДНИК. И ВИННИ — ПУХ ЗАГРУСТИЛ.

ОТ ИСПУГА ВИННИ — ПУХ ПРОСНУЛСЯ, ОТКРЫЛ ГЛАЗА И УВИДЕЛ, ЧТО КОМНАТА СИЯЕТ ЯРКИМ СВЕТОМ. ЭТО

ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО ЗАГЛЯНУЛО В ГОСТИ К ВИННИ-ПУХУ. ВОСХИЩЕНИЮ ВИННИ — ПУХА НЕ БЫЛО ПРЕДЕЛА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: . СКАЖИТЕ, БЕЗ ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ ДНЯ РОЖДЕНИЯ? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Я НАДЕЮСЬ, ЧТО СОВА БУДЕТ СВОИХ ГОСТЕЙ УГОЩАТЬ ЧАЕМ С ТОРТОМ. ДАВАЙТЕ, МЫ ТОЖЕ ПОПЬЁМ ЧАЙ ВОТ

ИЗ ТАКОЙ КРАСИВОЙ ЧАШЕЧКИ.

АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧАШЕЧКА»: ПОКАЗ КАРТИНКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КРОМЕ ТОРТА, МОЖЕТ БЫТЬ, БУДЕТ ЕЩЁ КАКОЕ — НИБУДЬ ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: ПОКАЗ КАРТИНКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ВЫ СЛЫШИТЕ В СЛОВАХ, КОТОРЫЕ МЫ СЕГОДНЯ НАЗЫВАЛИ: ВИННИ

— ПУХ, СОВА, ВОЛШЕБНИК, ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ…

ДЕТИ: ЗВУКИ В — ВЬ.

ДЕТИ ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКАМ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:А СЕЙЧАС Я БЕЗЗВУЧНО ПРОИЗНЕСУ ЗВУК В И ГРОМКО ОСТАЛЬНУЮ ЧАСТЬ СЛОВА, А ВЫ НАЗОВИТЕ

ЦЕЛИКОМ ВСЕ СЛОВО.

ИГРА С МЯЧОМ «ПОТЕРЯЛСЯ ЗВУК»

. АЗА, .АЛЕНКИ, .ОЛНЫ, .ЫШКА, .ЫСТРЕЛ, .АТА, .АРЕЖКИ, .ОИН, .ЫДРА, .ЫСТАВКА, .АННА, .АРЕНЬЕ, .ОЛОС,

.ЫРЕЗ, .АФЛИ, .ОЛК, .ЫШИВКА, .ЫХОД.

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, ПОКА ВИННИ — ПУХ УЧИЛ ДРАЗНИЛКИ — ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ СОВЫ, ВЫБИРАЛ

ПОДАРОК — ОЧЕНЬ УСТАЛ. ДАВАЙТЕ МЫ ТОЖЕ ОТДОХНЁМ.

РАЗ — ПОДНЯТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ.

ДВА — СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ.

ТРИ — В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА,

ГОЛОВОЮ ТРИ КИВКА.

НА ЧЕТЫРЕ — РУКИ ШИРЕ.

ПЯТЬ — РУКАМИ ПОМАХАТЬ.

ШЕСТЬ — ЗА СТОЛ СПОКОЙНО СЕСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, ГДЕ ЖИЛА СОВА (ВСПОМИНАЮТ МУЛЬТФИЛЬМ)?

ДЕТИ: НА ДЕРЕВЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПРАВИЛЬНО. ВОТ НА ТАКОМ ДЕРЕВЕ.

ВЫ ПОМНИТЕ, ЧТО НА ДЕРЕВЕ У СОВЫ БЫЛА НАДПИСЬ. КАКАЯ?

ВОСПИТАТЕЛЬ: КОГДА ВИННИ — ПУХ ПРИШЁЛ К СОВЕ, ОН УВИДЕЛ НА ТАБЛИЧКЕ ВМЕСТО ОДНОЙ БУКВЫ ТОЧКУ. А

ТАК КАК У СОВЫ ПРАЗДНИК, ОН НЕ СТАЛ ЕЙ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ. НО РЕШИЛ ПОМОЧЬ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО

ПРОИЗОШЛО С БУКВОЙ?

ДЕТИ: БУКВА ПОТЕРЯЛАСЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЖЕТ БЫТЬ. МЫ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ВИННИ — ПУХУ НАЙТИ БУКВУ, НО ПРЕЖДЕ МЫ САМИ

ДОЛЖНЫ ЗАКРЕПИТЬ ЭТУ БУКВУ.

ПОКАЗ БУКВЫ. РАССМАТРИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БУКВЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: СКАЖИТЕ, КАКОЙ ПОДАРОК ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ (ЧАЩЕ ВСЕГО)?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СДЕЛАТЬ ПОДАРОК СОВЕ — ВЫЛОЖИТЬ БУКВУ В ИЗ ЦВЕТОВ.

ДЕТИ ВЫКЛАДЫВАЮТ БУКВУ ИЗ БУМАЖНЫХ ЦВЕТОВ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: СОВЕ ПОДАРИЛИ ОЧЕНЬ МНОГО ПОДАРКОВ. ДАВАЙТЕ РАССТАВИМ ИХ АККУРАТНО НА ПОЛОЧКИ,

ЧТОБЫ БЫЛ ПОРЯДОК. ПОДАРКИ БУДЕМ РАССТАВЛЯТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ. ЕСЛИ В СЛОВЕ

ОДИН СЛОГ — ПОДАРОК СТАВИМ НА ПЕРВУЮ ПОЛОЧКУ, ДВА СЛОГА — НА ВТОРУЮ И Т.Д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я ВАМ НАПОМИНАЮ, ЧТО ВИННИ — ПУХ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРИШЁЛ БЕЗ ПОДАРКА. ОН РЕШИЛ

СИТУАЦИЮ ИСПРАВИТЬ И ПРОСИТ ПОМОЧЬ ЕМУ. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ПОМОГАТЬ ВИННИ — ПУХУ ,

ВЫПОЛНИМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

*ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА (ОТДЫХ 10 – 15СЕК.).ОТКРЫТЬ ГЛАЗА (ПОВТОРИТЬ 2-3Р.)

*ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА. ВЫПОЛНЯТЬ КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗНЫМИ ЯБЛОКАМИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ ВПРАВО

И ВЛЕВО. ПОВТОРИТЬ 2-3Р. В КАЖДУЮ СТОРОНУ.

*ПОМОРГАТЬ ГЛАЗАМИ. ПОВТОРИТЬ 5-6Р.

А СЕЙЧАС ПОМОЖЕМ ВИННИ-ПУХУ И ПОДАРИМ СОВЕ НОВЫЕ ТАБЛИЧКИ НА ДЕРЕВО. У КАЖДОГО ИЗ ВАС НА

СТОЛЕ ЛЕЖИТ СВОЯ ТАБЛИЧКА, НА КОТОРОЙ НАПИСАНО «СО . А», НО БЕЗ БУКВЫ В. ВАМ НУЖНО ВПИСАТЬ БУКВУ

И ВАШИ ТАБЛИЧКИ МЫ ПОДАРИМ СОВЕ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

ДЕТИ РАБОТАЮТ С ТАБЛИЧКАМИ.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КТО СЕГОДНЯ ПРИХОДИЛ НА ЗАНЯТИЕ?

КУДА ХОДИЛ ВИННИ — ПУХ?

КАКУЮ БУКВУ МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ЗАКРЕПИЛИ?

ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ?

ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?

СПАСИБО ВАМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОИСКАХ БУКВЫ. ВЫ МОЛОДЦЫ!

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки «В–Вь. Буква «В»

Разделы: Логопедия

ЦЕЛЬ: знакомство с буквой “В”, со звуками “В”, “ВЬ”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать звуки “В”, “Вь”. Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мягкий звонкий” звук. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать предложения, слова, слоги. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения, используя предлог “В”. Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости.
  • Коррекционно-воспитательные: создавать условия для социализации детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.

Оборудование: презентация по теме занятия.

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Педагог предлагает детям, у которых окажется в руках волшебный клубочек, ответить на вопросы

– Что такое буква?

– Какие бывают звуки?

– Назови любой звук.

– Назови гласный звук.

– Назови согласный мягкий звук.

– Назови согласный твердый звук.

Предлагает образовать родственные слова к слову “вода” по наводящим вопросам.

– Как воду можно назвать ласково?

– Как называется сказочный герой , живущий в воде?

Как называются растения, которые растут в воде?

– Как называется стихийное бедствие – затопление суши водой, вышедшей из берегов?

– Как называются лодки, которые ходят под водой?

– Как называется человек, плавающий под водой в водонепроницаемой одежде?

– Как называются птицы, которые плавают по воде?

– Как называется место на реке, куда приходят пить звери?

Предлагает произнести звуки “в”, “вь” и охарактеризовать их, используя схемы.

Не сеют, не сажают —
Сами вырастают.
Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся — чистый пол.

Предлагает отгадать загадки и выбрать схему, подходящую к слову-отгадке.

По окончанию работы, дети проверяю правильность выполнения задания.

Презентация слайды 3-4.

– Сколько слов вы написали?

– Сколько слогов в слове “сова”?

– Сколько звуков в этом слове?

– Сколько гласных звуков? Назови их.

– Сколько согласных звуков? Назови их.

Ира ушла в школу.

Далее логопед предлагает отгадать сказочного героя, опираясь на слайд презентации, выделить первый звук в его имени и нарисовать кружок определенного цвета.

  • Самый знаменитый долгожитель.
  • Самый добрый врач.
  • Самый большой сладкоежка .
  • Самый длинноносый человечек.
  • Самая злая старуха.
  • Самая маленькая девочка.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

– Что нового узнали на занятии?

– Что показалось вам самым трудным?

Список литературы:

  1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Учим ребенка говорить и читать , Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  2. Т.Ю.Бардышева , Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду, Москва Издательство “Скрипторий 2003” 2010
  3. Т.А. Ткаченко Обогащаем словарный запас. — Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”.

НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В»

Ирина Решетина
НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В»

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая, предметные картинки на изучаемый звук, ромашки на дифференциацию звуков,, письмо от выпускника детского сада.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Что за чудо -чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

(все берутся за руки)

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

Повторение пройденного материала.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с… – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.

Р-р-р… – моторы тарахтят.

– Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

– Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

– А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

– Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

– А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

Воспитатель:Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Воспитатель: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук Вь.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Воспитатель: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

4. Развиваем фонематический слух

Воспитатель: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку, когда услышишь звук В

Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.

(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь,затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)

Определить место звука в слове.

Воспитатель: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано.

В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка

Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)

Воспитатель: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(воспитатель проверяет все слова)

Физ. минутка. «Зарядка» – движения выполняются в соответствии с текстом, по показу взрослого.

Выходите по порядку

На веселую зарядку! дети становятся в круг

Будем прыгать и скакать! прыжки на месте

Наклонился правый бок. наклоны туловища вправо

Наклонился левый бок. наклоны туловища влево

А сейчас поднимем ручки руки вверх

И дотянемся до тучки.

Вот мы руки развели, руки в стороны

И друг другу до земли

В пояс поклонились! наклон вперед

Наклонились, выпрямились, наклоны

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

Игра «Твердый-мягкий».

Читаю словa, если в слове согласный звук мягкий [в’]- встают девочки, если твердый [в]- мальчики.

Волк, ворона, Витя, корова, ловит, вьюга, Вова, Вика.

– Кто был самый внимательный, какие имена вам встретились? (Витя, Вова, Вика)

– Чем отличаются? (Два имя мальчика, а одно имя девочки.)

– A что общего? (Первая буква В)

Воспитатель: Вот буква «В» видна вдали-

Как будто крендель испекли,

(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка, слева направо полуовал…;

Найдите в на листочке правильно написанную букву и обведите ее в кружочек, покажите на пальчиках сколько правильных букв.

Игра «Собери цветочки».

Воспитатель Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ.)

Логопед проверяет выполнение задания.

Воспитатель: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

(Воспитатель открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

(слова: валенки, облако, волк, аист – ВОВА.)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Воспитатель: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

С какими звуками мы знакомились?

Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Конспект НОД по обучению грамоте у детей логопедической группы «Звуки [В], [В’] и буква в (в)» МКДОУ “Уйский детский сад № 3 “Берёзка” комбинированного вида 2 категории” Конспект непосредственной образовательной деятельности по.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Н], [НЬ],.

Конспект НОД «Тигренок» по обучению грамоте «Звуки [Р], [Р’] и буква «Р» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Р], [Рь] и.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в-ф,в- ф’]. Буква Ф» Дата проведения 23.01.2019 Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина Цель: Познакомить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Девочка Даша и дятел. Звуки [Д], [Д’]. Буква Д» Задачи: Познакомить детей с характеристикой звуков Д и Дь и буквой Д. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, составлять.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Ф, Ф’ и буква Ф» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Разработала: учитель-логопед Семирунная Елена Борисовна Тема: «Звуки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р» (подготовительная группа) Конспект занятия по обучению грамоте Тема «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого произношения.

НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]» НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]» Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`]. Задачи:.

Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [К], [К’]. Буква К.» Тема: «Звуки [К], [К’]. Буква К.» по лексической теме «Посуда» Тип занятия: занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками Цель.

Логопедическое занятие “НОД. Звуки В, Вь, буква В”

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (36 ч.)

Логопедическое занятие “НОД. Звуки В, Вь, буква В”

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.

Козловская Галина Дмитриевна

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)

закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)

способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)

стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)

продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. (“Социализация”)

Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.

Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.

Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.

Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I .Организационный момент.

1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).

Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

Что значит «закликать»? (звать, приглашать)

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети. «Здравствуй, солнышко – колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)

Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)

назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)

назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II . Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.

Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)

Звонкий или глухой звук? (Звонкий)

Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)

Какой костюмчик носит? (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких – глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков (Произнести тихо.)

Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

– Васильков букет нарву.

2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)

Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

– Только много их не рви.

3. Игра «Прятки».

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;

написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза (Под музыку)

Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).

Давайте превратимся в птиц и полетаем.

Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.

Сильные дети работают на конторках, один – у мольберта, остальные – на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Расшифровать ребусы.

Что это? (Буква О)

Узнать, какие слова спрятались в О?

Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».

Выставляются картинки вола и волка.

Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1  ______ _______ . 2  ______ ________ _______.

Разгадать следующие ребусы.

III . Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».

Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»

(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)

IV . Подведение итога занятия.

Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.

Используемая литература.

1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.

2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: