Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: Дифференциация звуков С-З

ООД речевое развитие , дифференциация звуков С,З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Подгрупповое занятие для детей с ОНР

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_z-s_otkrytoe.docx 33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, звуковой домик, предметные картинки на данные звуки; зеркала, мяч, наборы фишек для звукового анализа, индивидуальные карточки звоночком и наушниками.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Дифференциация в слогах.

6. Дифференциация в словах.

7. Дифференциация в предложениях.

9. Оценка деятельности детей.

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Логопед читает текст, на звук «З» – звенит в колокольчик, на звук «С» издаётся глухой звук погремушкой. Дети выполняют движения по тексту.

– Какое сейчас время года? Были вы ребятками, стали медвежатками. (На начало стихотворения ребята на ковре изображают медвежат в берлоге).

Бе з нужды и бе з тревоги
С пал медведь в с воей берлоге.
С пал всю з иму до ве с ны,
И, наверно, видел с ны.
Вдруг про с нулся ко с олапый, (садятся на ковре)
С лышит: каплет! –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой (движения руками)
И в с кочил – кругом вода! (встают на ноги)
З а с пешил медведь наружу:
З аливает — не до с на! (показывают косолапую походку)
Выле з он и видит: лужи,
Тает с нег… Пришла ве с на. (поднимают руки вверх)
Автор: Ладонщиков Г.А. .

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться различать на слух звуки [З] и [С]. Почему это важно для нас?

Работа со словами-паронимами

Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза. (написаны на доске)
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу) .
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками) .
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот ? (Изменится смысл слова) .

Попробуйте превратить глухой звук в звонкий:

Суп – зуб, роса – роза, лиса – Лиза.

Логопед: Значит надо уметь различать звуки на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочерёдно эти звуки).

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З) .
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмёрки

– Чем они похожи? (Согласные, могут быть твёрдым или мягким.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

Как доказать звонкость звука? (два способа)

1.Чтобы почувствовать звонкость согласного звука З, руку положим на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

2. Ладошками закрыть ушки и произнести звук. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

4. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил

П, Т, К, С, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Т, З, Г, П, С

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной чётко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за (лишний слог ЗА)

Со-со-со-со-зо (лишний слог ЗО)

Су-су-су-су-зу (лишний слог ЗУ)

Зы-зы-зы-зы-сы (лишний слог СЫ)

Зи-зи-зи-зи-си (лишний слог СИ)

Зу-зу-зу-зу-су (лишний слог СУ)

7. Дифференциация в словах.

а) Упражнение «Звуковой домик»

– Перед вами лист с заданием. По выбору ребёнок называет слово, определяем какой звук слышится («З» или «С») – показываем «секретик» – индивидуальные карточки с наушником и колокольчиком, таким образом характеризуя его (звонкий или глухой) и называет место выбранного звука в слове (в начале, середине или в конце). Соответствующим образом логопед располагает предметную картинку в звуковом домике.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: сова, бусы, самолёт, собака, сом, солнце, сито, автобус, слон . На слово со звуком З – называют картинки: роза, замок, забор, зонт, корзина, зебра.

Если ребёнок выбирает картинки «зонт» и «сито», тогда делаем на схеме звуковой анализ слова, делим на слоги, ставим ударение. (звуковую схему логопед выкладывает на доске с помощью цветных символов.)

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать.

На двери висит замок ( руки в замок, движения пальц.)

Кто его открыть бы смог.

Мы сначала постучали, (стучим ладошками),

Повертели, потянули, (вертим, тянем)

И теперь его открыли. (разжимаем пальчики)

9. Упражнение «Найди лишнее слово». ( Проверяем навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах).

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолёт, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

а) Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме.

в) Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

– Зое снится страшный сон – с Зоей рядом серый слон.

  • Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.

10. Итог занятия.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

Логопед: Значит надо уметь различать звуки на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звёздочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “Коррекционная работа” в подготовительной к школе группе на тему “Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и.

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В – ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи. Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков: чёткого произношения звуков «В – ВЬ» и диффер.

Речевой материал «Дифференциация звуков [р ]- [рь ]- [л ]- [ль ] в словосочетаниях и коротких фразах»

Речевой материал “Дифференциация звуков [р] – [рь] – [л] – [ль] в словосочетаниях и коротких фразах”.

Презентация по речевому развитию Гласный звук У

Презентация по речевому развитию Гласный звук У.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : “Путешествие в деревню Простоквашено”

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию “Дифференциация звуков р-л”

1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний; 3. Расширять и обогащать лексический запас слов.

Конспект речевой пятиминутки “Дифференциация звуков -ш- и -ж-“.

Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме провести интересную пятиминутку на дифференциацию звуков -ш- и -ж-. проработать артикуляционный аппарат, закрепить произношение данных звуков, разви.

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкин, Белгородской области.

Предлагаю учителям-логопедам и воспитателям специализированных групп использовать на занятиях по развитию речи особые творческие задания.

Они обязательно должны отвечать основным целям занятия и способствовать развитию речевого творчества.

Первые творческие задания не должны требовать от детей распространенных высказываний. Их задача состоит в закреплении использования в речи грамматически правильно построенных простых предложений и развитии способностей войти в воображаемые ситуации.

Одним из таких творческих заданий в старшей группе может быть коллективное сочинение сказки на занятии по формированию правильного произношения на тему: «Звуки С-З»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Цель:

1. Закрепить произношение звуков С, З в слогах, словах, предложениях, умение дифференцировать их.

2. Учить правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. Составлять предложение по демонстрируемому действию.

Развивать фонематический слух при выполнении звукового анализа слов СОК и ЗУБЫ.

3. Воспитывать творческую инициативу, желание участвовать в сочинении коллективной сказки.

Оборудование: игрушки лиса и заяц, красный и розовый домики. Предметные картинки на звуки С: сапоги, стол, сумка, З: звонок, ваза, звезда.

Ход занятия:

Логопед. Сегодня сказочница – бабушка Арина прислала нам волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что лежит в сундучке.

– Как оказался здесь звук С? (Логопед достает изображение мальчика – звука С). Произнесите правильно звук С. Губы в улыбке, язык лежит за нижними зубами. На ладошке, поднесенной ко рту, мы должны почувствовать холодную воздушную струю.

– Расскажите все про звук С.

Дети. Звук С – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Еще один звук спрятался в сундучке, это звук З.

Давайте позвеним как комарики: «З – З – З». Пальчиковая гимнастика «Комарики»:

Зажать пальцы рук в кулак. Выставить вперед прямые указательные пальцы и сделать ими вращательные движения по кругу, сопровождая движение произношением звука З.

Логопед. Расскажите все про звук З.

Дети. Звук З – согласный, звонкий, твердый

Логопед. Чем похожи звуки С и З?

Дети. Звуки С и З – согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются звуки С, З?

Дети. Звук С – глухой, а звук З – звонкий.

Логопед. Посмотрим, что еще лежит в сундуке.

Логопед. Где стоит звук С в слове ЛИСА?

Дети. В слове ЛИСА звук С стоит в середине слова.

Логопед. Юля, посмотри, кого еще прислала бабушка Арина?

Логопед. Где стоит звук З в слове ЗАЙКА?

Дети. В слове ЗАЙКА звук З стоит в начале слова.

Логопед. Бабушка Арина хочет, чтобы мы сочинили сказку о лисе и Зайке. Я начну сказку, а вы мне помогайте: «Жили – были лиса и Зайка. Лиса жила (логопед достает из сундука два домика: красный и розовый) в домике, в названии которого есть звук С.

Дети. Лиса жила в красном домике.

Логопед. Зайка жил в домике, в названии которого есть звук З.

Дети. Зайка жил в розовом домике.

Логопед. Каждое утро лиса пела свои любимые песни. Давайте споем их. Проводится игра «Повтори цепочку слогов»:

Логопед. Зайка тоже пел песенки:

Логопед. Молодцы, вы хорошо спели песенки лисы и Зайки.

– Утром лиса пила свой любимый сок. Мы сделаем звуковой анализ слова СОК и узнаем, какой сок пила лиса. Какой первый звук в слове СОК?

Дети. В слове СОК первый звук С.

Логопед. Расскажите все о звуке С.

Дети. Звук С – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Каким квадратом мы обозначим звук С?

Логопед. Назовите второй звук в слове СОК.

Дети. В слове СОК второй звук О.

Логопед. Расскажите о звуке О.

Дети. Звук О – гласный.

Логопед. Какого цвета квадрат вы поставите вторым на дорожке?

Дети. Красного цвета.

Логопед. Назовите третий звук в слове СОК.

Дети. В слове СОК третий звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Положите на полоске квадрат, обозначающий звук К. Соедините все звуки правым указательным пальцем и прочитайте слово.

Логопед. Правильно. Посмотрите, какой сок пила лиса (показывает картинку).

Дети. Сливовый сок.

Логопед. Каждое утро Зайка начинал с того, что чистил свои .. (Логопед показывает картинку).

Логопед. Давайте выполним звуковой анализ слова ЗУБЫ

Проводится игра «Живые звуки»: первым встает ребенок в синем нагруднике с колокольчиком и рассказывает о себе: «Звук З – согласный, звонкий, твердый. Рядом с ним встает звук У (ребенок в красном нагруднике). Третьим встает ребенок в синем нагруднике с колокольчиком, (звук Б), последним встает звук Ы в красном нагруднике. Звуки берутся за руки и соединяются в слово ЗУБЫ.

Логопед. Какими становились зубы Зайки, когда он их почистит?

Дети. Белыми, чистыми, острыми.

Логопед. Лиса и Зайка дарили друг другу подарки. Хотите посмотреть, какие подарки они дарили? (Логопед достает из сундука картинки, в названии которых есть звуки З, С).

– Картинки перепутались! Я не знаю, какие подарки для Зайки, а какие для лисы.

Давайте мы подарим Зайке картинки, в названии которых есть звук З. Лисе – со звуком С.

– Нужно поднести подарок и сказать полным предложением: «Я дарю Зайке замок. Я дарю лисе сливы» (Дети дарят картинки).

– Молодцы, вы правильно подарили подарки.

– Незаметно мы сочинили с вами сказку. Давайте придумаем ей название.

Дети. «Как дружили лиса и Зайка». «Добрая лиса и Зайка», «Верные друзья». Логопед. Помогайте мне рассказывать сказку (Рассказывание ведется по демонстрируемому действию).

– Жили – были в густом лесу (на стол выставляются игрушки лисы и зайца)

Дети. Жили – были в густом лесу лиса и Зайка. (Логопед выставляет розовый дом).

Логопед. Расскажите, кто жил в розовом домике?

Дети. Зайка жил в розовом домике.

Логопед. В каком домике жила лиса?

Дети. Лиса жила в красном домике.

Логопед. Каждое утро лиса пила свой любимый (показывает картинку)

Дети. Сливовый сок.

Логопед. Зайка по утрам чистил зубы. Какими становились зубы Зайки?

Дети. Зубы Зайки становились белыми, чистыми, крепкими.

Логопед. Лиса и Зайка дружили и часто дарили друг другу подарки. Что подарила лиса Зайке?

Дети. Лиса подарила Зайке звонок. Лиса подарила Зайке вазу. Лиса подарила Зайке звезду.

Логопед. Что подарил Зайка лисе?

Дети. Зайка подарил лисе сумку. Зайка подарил лисе стол. Зайка подарил лисе сапоги.

Логопед. Лиса и Зайка никогда не ссорились.

– Вам понравилась сказка, которую мы сочинили?

Логопед. Кто хочет рассказать сказку? Дети рассказывают сказку по цепочке.

– Давайте соберем игрушки, положим сочиненную нами сказку в сундучок и отошлем его бабушке Арине. Она расскажет нашу сказку другим детям.

Все цели занятия были выполнены. Творческое задание бабушки Арины помогало поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Вечером дети с удовольствием рассказывали сочиненную ими сказку своим родителям.

Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь]. Буквы С-З

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе

Составитель:

Вокина Анна Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 32 г. Пскова

Цель: дифференциация звуков С-З, Сь-Зь в словах.

Задачи:

1) образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
  • дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
  • упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;
  • закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;
  • совершенствовать умение определять место звука в слове, соотносить его с соответствующей буквой;
  • формировать навыки слогового синтеза слов;
  • упражнять в употреблении простых распространенных предложений;
  • закреплять представления детей о новогоднем празднике;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
  • способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от зайчика, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, опорная схема для характеристики звуков, буквы С и З, тарелки с манкой для каждого ребенка, сюжетная картина «Зимний лес ночью», написанные на небольших листках самоклеющейся бумаги буквы С и З, индивидуальные таблицы с картинками, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога), буквы разного размера, составляющие слово «СКАЗКА», ноутбук, отрывок из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Ход занятия:

  1. I.Организационный момент

В группу вносят письмо.

– Ребята, почтальон принес письмо. Отгадайте, от кого оно:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

И в серой шубке летом. (Заяц.)

– Послушайте, что пишет заяц. (Логопед открывает письмо и читает его.)

– Вы, ребята, помогите,

Снегурочку от злого Кощея спасите!

– Дело в том, что Кощей Бессмертный украл Снегурочку. Захотел для своей нечисти Новый год устроить. Он знает, что Снегурочка только к добрым людям приходит. Вот он и спрятал ее в своем подземелье. Как же быть, ребята? (Ответы детей.)

– Если мы найдем яйцо и разобьем его, то сможем освободить Снегурочку. Но сначала надо найти дерево, на котором висит сундук, зайца и утку.

Дети подходят к дубу, на котором висит «сундук» (фотография настоящего сундука).

– А вот и дуб. Но сундук висит высоко. Чтобы его достать, надо выполнить задания.

  1. II. Актуализация опорных знаний
  1. Произнесение звуков с наблюдением за артикуляцией

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой первый звук в слове «сундук»? (В слове «сундук» первый звук С.)

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Какой первый звук в слове «заяц»? (В слове «заяц» первый звук З.)

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

Дети прикладывают руку к области голосовых связок и ощущают вибрацию.

– Ребята, какой праздник отмечают зимой? (Зимой отмечают
Новый год.)

– А в Новый год Дед Мороз и Снегурочка готовят для детей много сюрпризов. Какой первый звук в слове «сюрприз»? (В слове сюрприз первый звук Сь.)

– Какой первый звук в слове «зима»? (В слове «зима» первый звук Зь.)

– А вы помните, что звуки Сь и Зь произносятся так же, как звуки С и З, только спинка языка поднимается выше (показывают с помощью рук.)

  1. Сравнительная характеристика звуков С-Сь, З-Зь

Логопед приглашает детей подойти к мольберту, на котором висят опорные схемы для характеристики звуков.

– Дайте характеристику звука С. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки С и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук С – глухой, а звук З – звонкий.)

– Молодцы. А теперь выберите обозначение для звуков Сь и Зь и скажите, чем похожи звуки Сь и Зь и чем они отличаются. (Ответы детей.)

В этот момент логопед незаметно достает спрятанный возле дуба настоящий сундук.

– Сундук мы нашли, но его никак не открыть. Тогда поиграем в игру «Наоборот».

III. Основная часть

  1. Игра «Наоборот»

Сейчас я буду называть слова, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слова:

зуб – суп забрать – собрать
забор – собор зуд – суд
соя – Зоя коса – коза
слой – злой загнуть – согнуть
залить – солить казаться – касаться

– А теперь измените звук Зь на звук Сь и наоборот:

Дети открывают сундук и достают из него зайца.

– Нашли зайца, теперь кого нужно найти? (Утку.)

  1. Соотнесение звуков с буквами

Логопед предлагает детям сесть за столы.

– Мы сейчас говорили о звуках, а теперь вспомните, что такое буквы. (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

– Ребята, какой буквой обозначают звуки С и Сь? (Звуки С и Сь обозначают буквой С.)

Логопед вывешивает на доску одновременно две буквы: С и З.

– Где находится буква С? (Буква С находится в левом верхнем углу.)

– Из скольких частей состоит буква С? (Буква С состоит из одной части.)

– Правильно, буква С состоит из одного полуовала.

– В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо.)

– На что похожа буква С? (Ответы детей.)

– Какой буквой обозначают звуки З и Зь? (Звуки З и Зь обозначают буквой З.)

– В каком углу находится буква З? (Буква З в правом верхнем углу.)

– Из скольких элементов состоит буква З? (Буква З состоит из двух элементов.)

– Правильно, буква З состоит из двух полукругов.

– В какую сторону она смотрит? (В левую сторону.)

– А на что похожа буква З? (Ответы детей.)

  1. Дети пишут буквы С и З пальчиком по манке

– Метель рассыпала снежок. Напишите на снегу буквы С и З. В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо).

– В какую сторону смотрит буква З? (Буква З смотрит влево.)

Дети пишут пальчиком по манке буквы С и З.

Раздается звук «кряканье утки».

– Где она? (Дети осматриваются и находят утку на подоконнике.)

– Утка прилетела, но как же нам достать яйцо? (Ответы детей.)

– Наверное, нужно выполнить еще задание. А утка пусть пока здесь посидит, посмотрит на вас. (Логопед сажает утку на гнездо.)

  1. Игра «Дополни слово нужным слогом»

Логопед раздает каждому ребенку таблицу. В таблице по две картинки, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога).

– Ребята, Кощей Бессмертный со злости откусил в каждом слове последний слог, чтобы вы не догадались, какие слова были написаны. Сможем исправить проделки Кощея? (Ответы детей.)

– Сначала нужно прочитать, какие слоги потерялись. Прочитайте, какой слог находится в левом верхнем углу? (СЫ)

– Прочитайте слог в правом верхнем углу? (ЗЫ)

– А теперь будьте очень внимательны. Посмотрите на свои картинки, прочитайте начало слова и подберите нужный слог СЫ или ЗЫ. (Дети отклеивают слоги СЫ и ЗЫ и приклеивают их к нужному слову.)

После этого каждый ребенок читает получившиеся пары слов (косы – козы, усы – вазы, осы – тазы, бусы – розы, ананасы – арбузы).

Снова раздается кряканье утки.

– Давайте проверим, нашли ли мы яйцо? (Дети снимают с гнезда утку и обнаруживают в гнезде яйцо, пробуют его разбить – не получается.)

– Кто же поможет нам разбить яйцо, может быть, снеговик? Вставайте скорей в кружок, будем лепить снеговика.

  1. Физкультминутка
  1. Работа с сюжетной картиной

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.

– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.

– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)

  1. Определение места звука в слове и соотнесение его с соответствующей буквой

– Ребята, посмотрите еще раз на картину. В каких словах мы напишем букву С в начале слова? (Дети смотрят на картину и называют слова: «снег», «санки», «совы», «снеговик».)

– Назовите слова, в которых напишем букву З в начале слова («заяц», «зима», «звезды»), в середине? («березы»)

– В каком слове напишем две буквы З? («звезды»)

– А в слове «лиса» где нужно писать букву С: в начале, в середине или в конце слова?

– В каком слове напишем букву С в самом конце? («лес»)

  1. IV. Заключительная часть
  1. Составление слова «СКАЗКА» из букв разного размера

Слышится звук бьющегося яйца, и логопед сообщает детям, что теперь можно попробовать разбить яйцо. Дети «разбивают» (открывают) яйцо, внутри которого находятся буквы разного размера.

– Ребята, посмотрите, в яйце какое-то слово, но оно рассыпалось. Как же мы сможем его прочитать? (Ответы детей.)

Дети раскладывают буквы по высоте, от самой высокой к самой низкой и читают получившееся слово «СКАЗКА».

Логопед приглашает детей подойти к волшебному экрану (ноутбуку), громко произнести волшебное слово «СКАЗКА» и посмотреть, смогли ли они победить Кощея и освободить Снегурочку.

Логопед включает ноутбук, и дети видят музыкальный фрагмент из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» об освобождении Снегурочки. В конце фрагмента Снегурочка говорит: «Я спаслась из Кощеева плена, и теперь Новый год к нам придет непременно!».

  1. Подведение итогов

– Ребята, смогли мы победить Кощея и освободить Снегурочку? (Ответы детей.)

– А что мы для этого делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Логопед выслушивает каждого ребенка.)

  1. Организованное окончание занятия

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: Дифференциация звуков «С-З»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»

Тема: Дифференциация звуков «С — З»

  • Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  • Развитие координации речи с движением.

Оборудование: картинки предметные; 2 домика с окошками (в одном — картинки на звук «с» и одна картинка на звук «з», в другом домике в окошках – картинки на звук «з» и одна картинка на звук «с»); буквы С и З; схема — таблица для характеристики звука; сигнальчики, фишки, модель слова, модели слога (полоски желтого цвета).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Мальчики должны придумать слова со звуком «с», а девочки – «з».

II. Дифференциация звуков «с – з».

А) — Сегодня мы будем учиться различать звуки «с – з».

– Посмотрите на эти два домика, надо определить в каком из домиков картинки со звуком «с», а в каком картинки со звуком – «з». И какая картинка в каждом домике лишняя (прикрепляем на домик соответствующую букву).

Б) Игра «Ложки – калошки»

– Я буду произносить слова, а вы будете хлопать – «ложки», когда услышите слово со звуком «с» и топать – «калошки» на звук – «з»

– Самолет, защищать, комбинезон, танкист, полоса, полезный, опасный, интересный.

Пальчиковая гимнастика «В нашей группе»

В нашей группе все друзья /хлопки в ладоши
Самый младший – это я./ показываем большие пальцы
Это Маша, это Паша, /загибаем пальцы по одному на каждое имя
Это Боря, это Саша.
Все мы – друзья. /сгибаем-разгибаем кисть руки

В) Работа с моделями слова.

– Возьмите свои картинки и определите у кого картинка со звуком «с», а у кого – со звуком «з» и где этот звук находится – в начале слова, в середине или конце слова.

Г) Звуковой анализ слов ВАЗА, САНИ (дети выкладывают звуковой анализ слова на столах).

В – согласный звук, твердый, обозначается синим цветом
А – гласный звук, обозначается красным цветом
З – согласный звук, твердый, обозначается синим цветом
А — гласный звук, обозначается красным цветом

С – согласный звук, твердый (синим цветом)
А – гласный звук, обозначается красным цветом
Н – согласный звук, мягкий, обозначается зеленым цветом
И — гласный звук, обозначается красным цветом

Летит стрекоза, /Бегут по кругу, расставив руки
Как горошины глаза, /сомкнутыми большими и указательными
Вверх – вниз, /пальцами показывают глаза стрекозы
Взад- вперед, /сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде
Как прозрачный самолет. /Меняют направление бега. Свободно бегают по ковру.

Д) Игра с мячом «Подбери пару».

– Я произношу слог или слово со звуком «с», а вы заменяете этот звук на звук «з»

Са – за
Сы – зы
Со – зо
Су – зу

коса – коза
сайка – зайка
роса — роза

бусина — бузина
лиса — Лиза
соя – Зоя

Е) «Определи нужный слог в слове» («сы» или «зы»).

– Я поднимаю сигнал — желтую полоску (обозначение слога), а вы произносите «зы» или «сы».

Ж) – Составьте предложение из данных слов:

Зоя, зонт, газон, на, забывать. (Зоя на газоне забыла зонт.)
Зоя, за, сосна, стоять. (Зоя стоит за сосной)
Сосна, Зоя, под, сидеть. (Зоя сидит под сосной).

III. Итог занятия.

Панзыга Ирина Сергеевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР д/с №130,
г. Калининград

“Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-З”

Содержимое публикации

Вид занятия: Звуковая культура речи.

Тема: « Дифференциация звуков С – З»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З;

Образовательные задачи:

Учить детей дифференцировать звуки С и З: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, активность.

Подготовка воспитателя к занятию:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Пособие по развитию речи в старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Предварительная работа: разучивание чистоговорок.

Оборудование и дидактический материал: иллюстрации зайца и совы, карточки с изображениями слов со звуками Си З, корзинки.

Организация детей: на ковре, на стульчиках.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему.

Дети стоят на ковре, образовав круг.

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

2. Объявление темы занятия.

Итак, первая загадка:

Всю ночь летает

Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?

Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Выделение звука на слух

– Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если звук З – топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручказебра,).
– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.

Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

– Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Зайка и Сова. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.

В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
– Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.

Чтение чистоговорок.

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:

Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Физкультминутка

– А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

(шагаем на месте, показываем рожки над головой)

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(прикладываем растопыренные пальчики к голове – корона)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(выбрасываем поочередно вперед ноги)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(качаем головой вправо-влево)

И снова начинаем!

Звуковой анализ слова

-Дети, назовите все звуки в слове СОВА.

Проводится звуковой анализ слова СОВА.

– Давайте пропоём слово сова (сссссооооовввввааааа).

– Назовите первый звук в слове с-с-с-сова. Какой это звук? Звук С – согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой второй звук в слове со-о-о-ва? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Какой третий звук в слове сов-в-в-ва? Звук В. Какой это звук? Звук В согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Звонкий.. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой последний звук в слове сова-а-а? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Ребята, а как узнать, какой слог ударный?
– Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

– А теперь каждый самостоятельно за столами разберёт слово заяц, а Маша разберёт его у доски. А затем проверим друг друга.

Устно опрашиваю детей.

8. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

– Какие звуки мы сегодня проходили?

– Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?

– Назовите слова со звуком С, со звуком З.

– Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ОНР

Цель: 1. Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; Учить звуковому и слоговому синтезу слов; Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами;

2. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление;

3. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе;

Оборудование и материалы : зеркала, разрезная азбука, карточки с заданиями, иллюстративный материал;

Ход занятия:

Показ иллюстраций и определение первого звука в слове (например: собака – первый звук «С» и т. д.)

2. Сообщение темы занятия:

– Сегодня мы с вами, ребята, закрепим знания о двух звуках [С] и [З].

3. Артикуляция, характеристика звуков.

– Ребята, скажите, что общее у звуков? (Звуки согласные).

– А чем они отличаются? («З» – звонкий, а «С» – глухой).

4. Дидактическая игра «Хлопни, топни».

– Ребята, если услышите звук «С» – хлопаем, а если звук «З» – топаем;

1) С, З, С, З, С, С, З, С, З, З.

2) ЗА, ЗО, СО, СА, ЗЫ, СУ, СЫ, ЗУ.

3) САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС;

5. Упражнение «Повтори слоговой ряд» (Дети встают, каждый повторяет свой слоговой ряд, который читает ему логопед).

СА – ЗА – ЗА СА – ЗА – СА

ЗА – СА – СА ЗА – ЗА – СА

ЗА – СА – ЗА СА – СА – ЗА

6. Упражнение на силу голоса (Логопед читает, дети все хором повторяют).

– слог «ЗА» – громко

8. Звуковой анализ слов:

9. Упражнение «Закончи слово нужным слогом»:

[СЫ] или [ЗЫ] (Логопед читает начало слова, а дети заканчивают, затем повторяют слово полностью).

ВА… , НО… , КО… , ТА… , БУ… , ГРО… , БЕРЕ… , ЧА… .

10. Упражнение «Составь слово» (Дети работают в парах. Раздаются карточки с буквами из разрезной азбуки. Ребята должны составить слово, а затем предложение с этим словом).

11.Упражнение «Назови лишнее в ряду»:

1) САНКИ, ЗАБОР, СОВА, СОК;

2) КОЗА, РОЗА, ВАЗА, НОС;

3) САМОЛЕТ, СУМКА, СТРЕКОЗА, СУП;

12. Упражнение «Замени звук «С» на «З»:

13. Упражнение «Собери листья в корзинки».

Слова: замок, сосна, заводы, ваза, газы, сумка, бусы, забор, сапоги, собака.

ЗА – ЗА – ЗА , ЗА – ЗА – ЗА

ЗАЛ, ЗАВОД, ЗАБОР, ГЛАЗА.

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ, ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ,

РОЗЫ, ВАЗЫ И ТАЗЫ

ЗО – ЗО – ЗО, ЗО – ЗО – ЗО

ЗОЛОТО. ВАЗОНЫ, ЗОНТЫ.

СА – СА – СА, СА – СА – СА

УКУСИЛА В НОС ОСА.

СО – СО – СО, СО – СО – СО

СТАЛ МОЙ НОС КАК КОЛЕСО!

СЫ – СЫ – СЫ, СЫ – СЫ – СЫ

НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!

СУ- СУ- СУ, СУ- СУ – СУ

Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!

16. Итог занятия.

– Ребята, мы сегодня о каких двух звуках говорили?

– Чем отличаются эти звуки?

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления.

Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO

Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO В последнее время количество речевых нарушений у детей дошкольного возраста растет.

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный.

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация»

Татьяна Олефиренко
Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация»

Тема :«Звуки [С]- [З]. Буквы С – З».

– повторение понятий «звук, гласный звук, согласный звук звуки [С]- [З], слог, слово, предложение»;

звуковой анализ слов;

– деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов;

звуко – слоговой анализ слов, таких,как:

– усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

– развитие умения находить в слове ударный гласный.

– развитие умения подбирать слова к данным схемам.

– развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. д.).

– выделение начального согласного из слов;

– выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов,например: «газон», «азбука»;

– выделение первого согласного в слове.

– анализ и синтез слогов («со», «зы», «са», «зо»);

– составление предложений со звуками [с] – [з].

– выделение звуков [с]- [з] на слух в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания;

дифференциация звуков [с]- [з] в различных звуко – слоговых структурах.

– повторение букв З – С, их дифференциация.

– развивать фонематические процессы;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

– развивать дыхание, голос;

– развивать зрительное внимание в процессе выделения буквы из буквенного ряда.

-воспитывать умение слушать друг друга;

– воспитывать навык аккуратного обращения с тетрадью и письменными принадлежностями;

– воспитывать навык аккуратной работы в тетрадях.

Презентация, листы с заданиями для индивидуальной работы, тетради по обучению грамоте, ручки.

1. Организационный момент

• Игра «А сколько слогов в твоем имени?».

Напрмер: Рус – лан, Мак-сим, Нас-тя….

2. Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [с], [з]: [с] — согласный, глухой; [з] — согласный, звонкий.

«Колокольчик — свисток».

Дети показывают «колокольчик», услышав в слове звук [з], и «барабан», услышав звук [с]: сок, забор, сумка, посуда, закат, зубр, абрикос, сом, ваза.

Дети повторяют слогоряд: са-за, зу-су, сы-зы, зо-со, аз-ус, оз-ис, ас-уз.

«Добавь слог».

Дети по смыслу добавляют слоги сы или зы: бу (сы, бере (за, та (зы., ча (сы).арбу (зы,рель (сы,гро (зы, ко (сы, у (сы, воло (сы, колба (са, серей (зы).

На доске картинки с изображением «зоя» и «соня». Дети расставляют к символу «комарик» — картинки со звуком [с], а к крану — со звуком [з]: замок, коза, автобус, ананас, роза, весы.

«Составь предложение».

Дети составляют предложения по двум картинкам: Лиза — санки (Лиза зимой катается на санках.) снег — забор (Снег лежит на заборе.) береза — сорока (На березе сидит сорока.)

Пролетает самолет Дети показывают пальчиком над головой.

Мы собрались с ним в полет.

Правое крыло, левое крыло, Отводят в сторону правую руку, левую руку.

Я мотор завожу и внимательно гляжу. Вращают руками перед собой.

Поднимаюсь вверх, лечу,

Возвращаться не хочу! Поднимаются на носочках.

4. Повторение букв с, з

Дети вспоминают написание букв и стихотворение о них.

Чтение слов и предложений на индивидуальных листах.

«Вставь слог».

5. Чтение раздаточных карточек.

На доске сюжетная картинка на эту тему. Дети подбирают слова,подходящие по смыслу: снежная. горка, снежный. ком снежные. сугробы, зимний. день зимняя. одежда, зимние. сапоги морозный. день, морозная. погода, морозные. узоры

ПО ГАЗОНУ ХОДИТ КОЗА.

ЗА ФИКУСОМ СТОИТ ПОДНОС.

В ОДНОМ ТАЗУ КОКОС.

У ТУЗИКА В ЗУБАХ СОСИСКА.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Шипящие звуки II подгруппа» для детей средней группы Поезд Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Сонорные звуки III — IV подгруппы» для средней группы Будильник Цель. Автоматизация звука р. Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит,.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Свистящие звуки» для детей средней группы Насос Цель. Автоматизация звука с. Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: “Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо.

Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и Буквы А, У, И, О». Старшая группа Конспект открытого логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»; слоги; слова; предложения» Программное содержание: Закрепить знания о согласных буквах «Л», «М», «Н», «Р». Закрепить умение читать слоги из пройденных букв; умение.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К]-[Х]. Буквы К, Х» Тема: Звуки К – Х (дифференциация). Буквы К, Х Цель: 1. Закрепить правильное произношение звуков К, Х 2. Учить различать звуки К-Х в различных.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Конспект занятия «Согласные звуки [С], [С’], буквы С, с» Тема Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’],.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Зимующие птицы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: