Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;
– уточнить и активизировать словарь по теме;
– совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;
– совершенствовать навык составления и чтения слов.
– совершенствовать навыки составления предложения и схем;
– совершенствовать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
– развивать зрительное внимание, восприятие, память.
– развивать мелкую и общую моторику;
воспитательные:
– воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
– воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; предметные картинки с изображением бочки, корыта, зеркальца, щита, пушки, лука, трубы; ребус, звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта. Просмотр мультфильмов.

Логопед. Ребята, вы любите сказки? По первым буквам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним.
Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин».

2. Упражнение «У лукоморья…»
Логопед предлагает выполнить упражнение.
У Лукоморья дуб зеленый;
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Златая цепь на дубе том:
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д.)
И днем и ночью кот ученый
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Все ходит по цепи кругом;
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д.)
Идет на право – песнь заводит,
(Правую руку отвести в правую сторону)
Налево – сказку говорит.
(Левую руку отвести в левую сторону)

3. Игра «Составь подписи к картинкам»
Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Логопед. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.
Дети выполняют задание.

2 ребенок. Сказка о царе Салтане. Это картинка к «Сказке о царе Салтане», потому что на ней нарисованы царица, Гвидон, лебедь и коршун.
3 ребенок. Сказка о золотом петушке. Это картинка к «Сказке о золотом петушке», потому что на ней нарисован петушок на шпиле башни.
4 ребенок. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Это картинка к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», потому что на ней нарисован царевич Елисей, который спрашивает у ветра о царевне.

4. Игра «Составь и прочитай слова»
Дети берут конверты с карточками со слогами: Гви, дон, Сал, тан, Ба, ба, ри, ха, Чер, но, мор, тка, чи, ха, по, ва, ри, ха, бо, га, ты, ри, рыб, ка, ста, рик, пе, ту, шок, ста, ру, ха, ца, ри, ца.
Логопед. Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте имена героев сказок А.С.Пушкина.

Дети составляют слова: Гвидон, Салтан, Бабариха,Черномор и т.д.

5. Упражнение «Подбери схему к слову»
Логопед помещает на магнитную доску картинки: бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. Назовите их.
Дети. Бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. У каждого на столе есть звуковая или слоговая схема. По очереди подойдите к доске и поставьте свою схему под ту картинку, к названию которой подходит схема.
Дети подбирают звуковые и слоговые схемы к названиям предметов из сказок.

1 ребенок. Моя звуковая схема подходит к слову щит. В этом слове три звука. Гласный звук [и] и согласные звуки: мягкий согласный [щ], твердый согласный звук [т].
2 ребенок. Моя слоговая схема подходит к слову бочка, потому, что в слове два слога.

Читайте также:
Как помочь детям с нарушением письма и чтения - семинар-практикум для учителей начальных классов

6. Звуковой анализ слова царица
Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? (И т. п.)

7. Упражнение «Составь схему»
Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)

8. Разгадывание ребуса.
Логопед размещает на доске карточку с ребусом.

Логопед. Разгадайте ребус и расскажите, что вы делаете.
Дети. На первом рисунке изображен пар. На втором рисунке изображены усы. Нужно убрать последнюю букву, остается ус. Соединяем две части, получается парус.

9. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет»

Дети выходят на ковер и становятся в круг для выполнения упражнения.
Ветер по морю гуляет
(Плавные волнообразные движения рук)
И кораблик подгоняет;
(Ладони сложить лодочкой)
Он бежит себе в волнах
(Плавные волнообразные движения рук)
На поднятых парусах
(Руки соединить над головой)
Мимо острова крутого,
(Руками показать круг)
Мимо города большого;
(Ладони сложить в виде крыши дома)
Пушки с пристани палят,
(Топнуть ногой)
Кораблю пристать велят.

10. Дыхательная гимнастика «Море шумит»
Логопед. Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки – вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.
Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места.

10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения»
Логопед помещает изображение золотой рыбки.

Дети составляют из слов предложения: Золотая рыбка живет в океане. Царица смотрится в зеркальце. Старик забросил невод в море. Старик поймал золотую рыбку. Старик идет к синему морю. Старик отпустил золотую рыбку. Старуха сидит у разбитого корыта.

11. Упражнение «Составь слова»
На доске напечатано слово ГОСУДАРЫНЯ.
Логопед.
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха…»
Логопед. Составьте слова из букв ГОСУДАРЫНЯ
Дети составляют слова: дыня, рог, гора, град и др.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Автор: Карабанова Ирина Васильевна

Организация: МБДОУ №125

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Задачи:

– закрепить навыки правильного произношения звуков Р и Р’ в словах, предложениях и в самостоятельной речи детей;

– развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;

– совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;

– закрепить навык чтения слов;

– упражнять детей в делении слов на слоги;

– моделирование буквы Р из «Конструктора букв» (игровые технологии В.Воскобовича);

– вышивание слов с помощью «Шнура-затейника» (игровые технологии В.Воскобовича);

– формирование и расширение семантического поля слова «рыба»;

– упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.

– развивать логическое мышление, творческое воображение;

– развивать речевой слух, внимание и зрительную память;

– воспитывать мотивацию к обучению;

– воспитывать умение работать в команде;

– воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;

– воспитывать самоконтроль за речью.

– формировать навыки правильного дыхания;

– развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;

  • игры В.Воскобовича: «Шнур – Затейник», «Конструктор букв», «Мини ларчик»; диктофон; дидактические пособия: «Домики» (с мягкими и твердыми согласными звуками), «Разноцветные полянки» (для определения места звука в слове), «Домики-пещерки» (для определения количества слогов в словах), «Листочки-водоросли» (для составления звукового анализа слов) , «Рыбки на прищепках» (для развития мелкой моторики); картонный ящик; матрешка (из шести матрешек); пластмассовые рыбки синего и зеленого цвета; шерстяные нитки; пробки синего, красного и зеленого цвета; карточки для определения слов-родственников; карточки с изображением подводных обитателей; игрушка «Золотая рыбка»; разноцветные карточки-«пузырьки» с буквами; аквариум; живая золотая рыбка.

Ход образовательной деятельности:

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Матрешка).

– Да, издавна русская матрешка является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна.

– Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Наша страна называется Россия).

– Как называется главный город России, столица нашей родины? (Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва).

– Следующая матрешка поменьше – наш северный край, город, в которой мы живем. Как он называется? (Наш город называется Мурманск).

Читайте также:
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

– Следующая матрешка, третья – это наш округ, район, в котором мы живем. Как называется район, в котором мы живем? (Мы живем в Первомайском районе).
– Ребята, а как называется наш детский сад? (Наш детский сад называется “Ладушки”). Это четвертая матрешка.

– Матрешка еще меньше – это ваша группа. Какую группу вы посещаете? (Подготовительную, которая называется «Золотая рыбка»).

– Самая маленькая матрешка (шестая)– это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. И только дружным коллективом вы сможете преодолеть все препятствия и выполнить все задания.

– Ребята, матрешки оказались непростые …. Посмотрите, здесь записка и загадка. Угадайте, о ком в ней говориться?

Живет в воде, плавает на поверхности и на дне.

Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба)

Звучит шум моря. (Голос Золотой Рыбки: «Правильно вы угадали, я – Золотая Рыбка. Ребята, мне нужна ваша помощь. Я запуталась в сетях. Эти сети не простые, а волшебные. Если вы справитесь с заданиями, и соберете всех матрешек, я смогу выбраться»).

– Ребята, поможем Золотой Рыбке? (Да!)

Шесть кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
И с сюрпризами внутри…

Быстро выполни задания,

Закрепи ты свои знанья,

Всех матрешек собери

Из плена рыбку ты спаси!

В пути нас могут ожидать разные приключения, я должна быть уверена, что вы справитесь с ними. Что вы знаете о рыбах?

Рыбы, которые живут в море, называются … (морские).

Рыбы, которые живут в реке, называются …. (речные).

Рыбы, которые живут в озере, называются …. (озерные).

Рыбы, которые живут в аквариуме, называются … (аквариумные).

Молодцы! Чтобы попасть в Подводное царство, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание. Ребята, вставайте в круг и произнесем волшебные слова: «В ладони наши посмотри, в них доброту, любовь найди и в Подводное царство скорей попади». (Звучит волшебная музыка (шум моря)). Открывайте глаза. Вот мы и в Подводном царстве.

А вот и первое задание.

1-е задание. Игра «Найди место звука в слове». Развитие фонематического слуха. (за столами).

– Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат зеленые и синие рыбки. Я буду произносить названия рыб, а вы, если услышите звук Р или Рь в начале слова – «опускайте» вашу рыбку в желтое море, в середине – в зеленое море, в конце – в красное море. Слушайте внимательно, и думайте, какую рыбку нужно взять. (Слова: КАРП, ОСЕТР, РЯПУШКА, ПЕСКАРЬ, КАРАСЬ, РОТАН, ТРЕСКА).

Развитие мелкой моторики. (Игра «Покорми рыбок»)

А теперь давайте покормим наших рыбок червячками. (На столе разложены фигурки рыбок на прищепках и «червячки» (нитки). Дети должны захватить прищепкой нитку.

Молодцы, с первым заданием справились.

2-е задание. Игра «Телеграф». Звуковой анализ слова РЫБКА. (за столами).

– Ребята, вам нужно выполнить звуковой анализ слова «рыбка». Возьмите «водоросли» и «разноцветные камушки». Приступайте.

Вопросы по ходу выполнения задания:

– Какой первый звук в слове рыбка? (Р).

– Назови второй звук (Ы).

– Назовите гласные звуки в этом слове. (Ы, А).

– Назовите последний звук в слове рыбка. (А).

– Сколько всего звуков в этом слове? (5).

– Сколько слогов в слове рыбка? (2). Почему? Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

– Молодцы! И с этим заданием справились.

Дыхательная гимнастика «Водолаз» и «Волна».

Ребята, давайте с вами вдохнем чистый морской воздух. Вдыхать и выдыхать будем только носом. Делаем глубокий вдох носом. Выдох. Еще раз сделаем глубокий вдох носом и руки поднимем вверх – выдох и руки опустим вниз. Щеки не надувайте. Выдыхайте плавно. А теперь наберите как можно больше воздуха и задержите дыхание.

3-е задание. «Отгадай ребус». Подбор однокоренных слов-родственников к слову РЫБА.

– Как мы назовем маленькую рыбку? (рыбка).

– Как мы назовем большую рыбу? (рыбина, рыбища).

– Как называется суп из рыбы? (рыбный).

– А жир рыбы, какой? (рыбий).

– Как называют человека, который ловит рыбу с удочкой? (рыболов).

– Куда ранним утром пошел рыбачек? (на рыбалку).

– Как называют профессию человека, который ловит ходит в море на корабле и ловит рыбу тралом (большой сетью)? (рыбак).

– Как называют девочку, которая ловит рыбу? (рыбачка).

Читайте также:
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

– Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный).

– Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий).

– Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).

– Как называют продукты из рыбы? (рыбопродукты).

– Как называется завод, на котором обрабатывают рыбу? (рыбозавод).

– Мы с вами придумали много слов-родственников! А без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба).

Вот мы и еще одну матрешку сложили!

4-е задание. Упражнение «Выложи букву». Игровые технологии Воскобовича

«Конструктор букв». (за столами).

– Ребята, смотрите, сундук. Интересно, что там? Это же «Конструктор букв». Давайте сделаем подарок для нашей рыбки и выложим букву Р. Какие элементы нам понадобятся? (Два совочка и одна стрелочка). Выполняйте задание, а Женя выйдет к доске и выложит букву Р на коврографе. Давайте покажем нашим гостям, какие красивые буквы у нас получились.

Еще одна матрешка у нас собралась.

5-е задание. Упражнение «Посели в домики». Деление слов-названий рыб на слоги. Составление предложений с заданными словами.

– Ребята, расселите в домики-пещерки обитателей подводного мира. В первом домике живут рыбы и другие обитатели воды, в названии которых один слог, во втором домике – с двумя слогами, в третьем – с тремя, а в четвертом домике живут жители подводного мира, в названии которых четыре слога.

Картинки с названиями подводных обитателей: РАК, КАРАСЬ, ТРЕСКА, КРАБ, ВОДОРОСЛИ, ЧЕРЕПАХА, КРЕВЕТКА.

– Молодцы! А теперь, вспомните, какие картинки у вас были и составьте с ними предложения. (Дети составляют предложения. Вопросы по ходу составления предложений: Назови предлог в твоем предложении. Сколько слов в твоем предложении получилось?).

(РАК СПРЯТАЛСЯ В НОРКУ. КАРАСЬ ОХОТИТСЯ. КРАБ ВЫПОЛЗ НА СУШУ.МОРЯК ПОЙМАЛ ТРЕСКУ. ВОВА ЕСТ КРЕВЕТКУ. ВОДОРОСЛИ РАСТУТ В МОРЕ. И т.д. )

Физкультминутка: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)

  • хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. – опустить вниз, затем хлопок)

Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)

Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)

Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

6-е задание. Вышивание «Поймай рыбку». Игровые технологии Воскововича «Шнур – затейник».

– Ребята, вот еще одно задание. И не обошлось без волшебства. Шнур – затейник предлагает вам поймать рыбку и вышить слова. Я вместе с вами вышью слог ОР. Послушайте инструкцию: «Выныриваем из четвертой кнопки слева снизу и двигаемся на четыре кнопки вверх, огибаем и двигаемся на две кнопки вправо, огибаем и двигаемся вниз на четыре кнопки, огибаем и двигаемся влево на две кнопки, ныряем». – Какая буква получилась? (О).

«Выныриваем из третьей кнопки справа и двигаемся на верх на четыре кнопки, огибаем и двигаемся на две кнопки вправо, огибаем и двигаемся на две кнопки вниз, огибаем, двигаемся на две кнопки влево, ныряем».

– Какую букву мы вышили? (Р).

– Ребята, какой слог мы вышили? (ОР).

– Посмотрите, у вас на каждом столе по одной картинке. Назовите их. (ВОР, БОР, ЛОР, ТОР, ХОР). Какой первый звук вы слышите в вашем слове? (В, Б, Л, Т, Х). Вам нужно вышить первую букву этого слова. Приступайте. Какие слова у вас получились? Прочитайте. (Дети читают свои слова).

Молодцы! Мы с вами всю матрешку сложили. Появляется символ группы – Золотая рыбка.

Составление слова.

– Ребята, как вы понимаете слова «Нем, как рыба»? (Ответы детей). Наша рыбка что-то говорит. Давайте попробуем угадать, что же она говорит? Смотрите, это разноцветные радужные пузырьки. Расставьте их в нужном порядке (как цвета радуги) и тогда вы узнаете, что говорит рыбка. (Дети расставляют пузырьки с буквами и читают слово

– Ребята, сети «растворились» и мы с вами спасли Золотую рыбку. (В группе появляется аквариум с Золотой рыбкой). Рыбка благодарит вас.

– Ребята, давайте, покорим нашу рыбку. (Кормят рыбу сухим кормом). И теперь можно попросить рыбку исполнить ваши желания. (Дети загадывают желания).

– Ребята, а теперь предлагаю вам нарисовать портрет нашей Золотой рыбки – символ нашей группы. (Ребята рисуют портрет рыбок).

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: «Зимняя сказка».

Цели: Подбор прилагательных, глаголов, наречий к слову снег. Закрепить умение детей выделять предложение из текста. Составление схемы предложения. Упражнять в составлении предложений. Преобразовывать деформированные фразы. Делить слова на слоги, указывать их последовательность. Выделять звук из слов – начало, середина, конец. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Дифференциация звуков С-З. Различать согласные звуки по твердости, мягкости. Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

Читайте также:
Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

Оборудование: коробки со снежинками; предметные картинки (мяч, флажки, конфета, шар, мишка, ананас, торт, шишка, снеговик, торт, маска, сок, леденец); сюжетные картинки для составления предложений; наборы для звукового анализа слов; игрушки сова и заяц; сувениры (собака, зонт, звонок, свисток, бусы, значок, часы, динозавр, слива, козлик); дидактическая игра «Дин-Дон».

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Логопед. А скажите, какой снег?
Дети. Белый, пушистый, блестящий, холодный, твёрдый.
Логопед. Что делает снег?
Дети. Падает, кружится, летит, хрустит, скрипит, тает.
Логопед. Как снег падает на землю?
Дети. Тихо, легко, медленно, красиво, бесшумно, быстро, нежно.

2. Выделение предложений из текста. Ребята, скоро Новый год. Это настоящий праздник, который очень любят взрослые и дети.
Послушайте рассказ.
Приходит Новый год. Дети и взрослые украшают ёлки.
Дед Мороз приносит волшебные подарки. Всем весело и радостно.

Послушайте рассказ еще раз и посчитайте, сколько предложений в тексте (повторное чтение).

3. Составление схемы предложения.
Повторим первое предложение.

Приходит Новый год.

Давайте составим схему предложения.

4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Детям раздаются сюжетные картинки и каждый ребенок составляет своё предложение.

5. Преобразование деформированной фразы.
Я говорю вам слова, а вы составляете красивые и правильные предложения.

– Дети, снеговик, слепить.
– Дети, санки, на, кататься.
– Снежки, мальчики, играть, в.
– Снежинки, падать, тихо.

6. Совершенствование навыка слогового анализа. Деление слов на слоги.

Ребята, давайте приготовим подарки для друзей.
Дети берут картинки и соответственно слогам кладут в коробки с одной, двумя, тремя снежинками.
КАРТИНКИ: мяч, флажки, конфета, шар, мишка, ананас, торт, шишка, снеговик, торт, маска, сок, леденец.

7. Мы устали, давайте отдохнём . Физминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. (Дети делают
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. Соответствующие
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. Движения)
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.

8. Выделение звука из слов (начало, середина, конец).

Дети, я говорю каждому слово, а вы говорите, где находится звук С.
СЛОВА: Сугроб, маска, сосулька, нос, сосна, маскарад, санки.

9. Звуковой анализ слова.

Ребята, какое сейчас время года?

Зимой дуют ветры, хрустит снег под ногами, трещат морозы, сверкают ледяные сосульки. Всё это делает волшебница зима.
Давайте сделаем звуковой анализ слова ЗИМА.

Перед этим мы вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
А согласные делятся ….. на твердые и мягкие.
Твердые обозначаются квадратиком синего цвета.
Мягкие обозначаются квадратиком зеленого цвета.
Как будем обозначать гласные звуки? Красным цветом.

10. Дифференциация звуков С-З.

Деду Морозу помогают птицы и звери. Давайте им подарим сувениры
на память.

СОВЕ мы будем дарить сувениры со звуком С.
ЗАЙЦУ со звуком З.
СУВЕНИРЫ – собака, зонт, звонок, свисток, бусы, значок, часы,
динозавр, слива, козлик.

11. Различение согласных звуков по твердости, мягкости. Игра «Дин-Дон».

К нам пришли помощники Деда Мороза – гномики. Кафтанчики у них зелёные и синие. Дети им прислали открытки, если на открытке в начале слова стоит мягкий звук, мы её отдаём Дину, если твёрдый – Дону.

12. Итог занятия. Ребята, что мы делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Вы молодцы! Занимались очень хорошо. И скоро к нам придет Дед Мороз с подарками.

Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе.

    Вячеслав Бебутов 4 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР – детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности между МДОУ ЦРР д/с «Колосок» и МОУ Буранной НОШ) Составила и провела: Манашенкова С.В. Воспитатель 1 категории п. Буранный, 2016 год

2 Программное содержание: – закрепить понятия «зимующие», «перелетные» птицы; закреплять умение детей дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; делить слова на слоги; – продолжать учить составлять предложения из нескольких слов, составлять схему предложения; проводить звуковой анализ слов; – создать хорошее настроение, воспитывать интерес к занятиям. Оборудование: картинки с изображением птиц; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки; картинки с изображением животных; схема слова и цветные фишки для звукового анализа; простой карандаш, тетрадь штриховка. Ход занятия: 1. Организационный момент: Дети стоят в кругу. Воспитатель: Ребята, у меня в руках картинки с изображением птиц. Я вам сейчас буду показывать их, а вы внимательно смотрите. Кто первый правильно скажет название птицы, тому я отдаю картинку. (Дети называют птиц) – А сейчас слушайте внимательно. На свои места сначала полетят перелетные птицы, а потом зимующие. (Воспитатель проверяет, все ли дети справились с заданием). Молодцы, справились с заданием! 2. Воспитатель: Давайте сядем красиво. Напомните мне, как нужно отвечать на занятии? (выслушать, подумать, поднять руку, дождаться когда тебя спросят, ответить). Ну вот, вижу, что мы готовы начать занятие. Наше занятие называется «обучение грамоте». – Что мы изучаем на этом занятии? (звуки, буквы, слоги) – Какие бывают звуки? (гласные, согласные) – Назовите гласные звуки? (о, а, у, и) – Когда мы произносим гласные звуки, нам во рту что-нибудь мешает? (нет, эти звуки мы можем пропеть, горлышко гудит, когда мы их произносим) – Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным) Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы

3 Голос участвует, голос поет. Звук получается гласный. – А при произношении согласных нам что мешает? (Губы, зубы, язычок, горлышко не гудит когда мы их произносим. Например: т, д, к, г и т.п.) – Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие). – Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (синим). А мягкие? (зеленым). 3. Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку: Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком конечно, с ней (машина) ********************************* Прыг-скок, прыг-скок, Разыгрался колобок, Выше Ани скачет Наш веселый. (мячик) -Ребята, какой первый звук, вы слышите в словах «машина» и «мячик»? (твердый и мягкий «м») – Правильно, мы обозначим их фишками зеленой и синей. А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова с согласными звуками [м] и [м*], если вы слышите твердый звук – поднимаете синюю карточку, если мягкий зелёную. 4. Игра «Магазин» Покупать можно только те продукты, в названии которых есть согласный звук «к» (макароны, колбаса, конфеты, кофе). Физминутка

4 Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» выпрямляются.) 5. Игра «Кто в каком домике живет» У вас на столах лежат картинки с изображением животных. Нам с вами нужно заселить животных в свои домики. Животных – в названии, которых один слог в первый домик, два – во второй, три в третий. Для определения количества слогов используется прием «хлопки руками» Кот, бык. Лошадь, коза, овца. Корова, собака, теленок. 6. Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: Со мной общаться вам бывает сложно. Без слез очистить даже невозможно. Но я полезен очень – вот так штука: Нет от простуды средства лучше..(лука) – Сколько звуков в слове «лук»? (Три) – Какой звук первый? (Звук [л]) – Какой второй? (Звук [у]) – Какой третий? (Звук [к]) Лук луук лук (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука.) Дети произносят слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

5 Один ребенок работает у доски, остальные дети работают индивидуально по схемам. 7. Воспитатель показывает детям сюжетную картинку, предлагает рассмотреть ее и придумать предложение. Воспитатель выслушивает несколько ответов детей и наиболее понравившиеся, предлагает записать на доске. Один ребенок рисует схему предложения на доске, остальные в тетрадях. Анализируем по плану: 1. Сколько слов в предложении? 2. Какое слово первое? 3. Почему мы его отметили короткой черточкой? 4. Какое второе, третье, четвертое, пятое? 5. Какое слово последнее? Пальчиковая гимнастика «Маланья» У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.) Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».) Семь сыновей, (Показать семь пальцев.) Все без бровей, (Очертить брови пальцами.) Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.) Вот с такими носами,

Читайте также:
Логопедическая работа над вопросительным предложением

6 (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами, друг за другом.) Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.) Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.) Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой «ложку».) На Маланью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.) И все делали вот так (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.) 8. Воспитатель: А теперь возьмите листочек и карандаш и закончите штриховку картинки. (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения). Подведение итогов занятия. Самоанализ.

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: “Учимся играя”

Содержимое публикации

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: “Учимся играя”

“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения” (К. Ушинский)

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

• Закрепить графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов,слов, предложений.

• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

• Развивать умение ориентироваться в пространстве.

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».

1.Организационный момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.

Игра «Разноцветные ладошки»

Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.

Называют слова на тв. и мягк. согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.

3. Закрепление изученного материала.

1) Печатание букв на манной крупе.

Логопед: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.

Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.

(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)

2) Играем в игру «Угадай-ка»

Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Если кто-то его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

Логопед: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

– Как называются звуки, которые мы произносим?

– Какие бываю звуки речи?

– Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

– Какие бывают согласные звуки?

– Где живут звуки речи?

– Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?

– Сколько букв в русском языке?

3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.

Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.

Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.

Позицию в слове отгадайте,

Твердый он или мягкий объясняйте,

Смело картинку гномикам отдавайте.

5) Игра «Зашифрованное слово»

Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.

Читайте также:
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

ВОПРОСЫ: – У кого слово начинается на мягкий согласный звук?

Физминутка (дыхательные упр. ,упр для глаз, упр. на развитие простр. ориенит.)

6) Игра «Волшебные конфеты»

Логопед: Чтобы слово вам узнать,

Конфеты нужно все собирать.

Слог на ней читается.

Конфеты по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)

ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?

-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?

-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?

7) Игра «Составь предложение»

Логопед: Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?

– Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.

-Назовите “маленькие слова” (предлоги).

Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из страшей группы.

Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,

Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.

За домом стоит деревянная беседка.

Зайка, сосна, из-за, выскочить.

Дети, на, сидеть, кожаный, диван.

Котенок выглянул из-под дивана.

Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.

Коробка,цветные, лежать, в, карандаши.

Чайная посуда стоит на столе.

Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.

Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.

Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.

Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.

На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.

(Айболит, Золушка,Белоснежка. Умка,Карлсон,Алладин)

Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).

Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ, ставит ударение).

4. Подведение итогов. Оценивание.

Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?

-Что понравилось больше всего?

Ребята отвечают, делятся впечатлениями.

Презентация совместной детско-родительской книги в рамках проекта «Моя первая Азбука».

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в Букволэнд»

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в Букволэнд» направлено на закрепление знаний детей о звуках и буквах, изученных за первый период обучения, а также знакомит детей с новыми звуками [c] и [с’] и буквой С.

Тема: «Путешествие в Букволэнд»

Открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

  • закрепление знаний детей о звуках и буквах, изученных за 1 период обучения, знакомство с новыми звуками [с] и [с’] и буквой С.
  • закреплять умение выделять данный звук из слов, первый звук в слове;
  • формировать умение составлять слово из перепутанных букв;
  • познакомить с новыми звуками [с] и [с’] и буквой С;
  • формировать умение составлять слова из данных букв на экране (САНИ);
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление, воображение, память, внимание;
  • воспитывать доброжелательность, сплоченность, благородство.
  • компьютер, проектор, экран, стереосистема (колонки), презентация Power Point, конверт с письмом, буквы (У, П, А, К), записки с «подсказками», квадратики для звукобуквенного анализа слова (2 синих, 2 красных, 2 зеленых), проволоки.
  • заучивание стихотворения «Не боимся мы тебя» без слова «паук»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

2. Основная часть.

а) Вводная часть:

– Ребята в адрес нашего детского сада пришло письмо. На конверте подписано: «Для детей подготовительной группы». Интересно от кого же оно? Давайте вскроем его и прочтем.

Приходит, приезжайте,
Прилетайте поскорей!
Просим вас, спасите
Наших добрых милых Фей!
Мы живем за чудным лесом,
На горе, что много лет
Защищала наш чудесный,
Наш любимый Букволэнд!

– Ребята, жители Букволэнда просят нас о помощи. Феи Букволэнда были похищены злым разбойником, имя которого они побоялись написать нам, но они оставили нам подсказки по пути к их городу. Поможем жителям Букволэнда спасти Фей? (Да!) Тогда срочно отправляемся в путь!

б) Артикуляционная гимнастика:

Сели дружненько в автобус,
Затем в троллейбус и трамвай,
Крутить колеса успевай! (упражнение «Колесо»)
Переплыть нам океаны
Нужно, переплыть моря –
Поднимайте якоря,
Поднимайте паруса! (упражнение «Парус»)
Паруса мы поднимаем,
А ветер корабль подгоняет. (Упражнение «Дуем в паруса»)
Вновь приплыли мы на сушу,
Как нам дальше путь держать?
На лошадках поскакать! (Упражнение «Лошадка»)
Заблудились мы чуток…
А вот волшебные качели,
Расписные карусели –
Покатались мы и дружно
Очутились там, где нужно! (Упражнение «Качели»)

Читайте также:
Дифференциация Б-Д - конспект

в) Заколдованный лес. Сова.

– Ребята, мы подошли с вами к заколдованному лесу (слайд с изображением леса). Смотрите, кто к нам вылетает на встречу? (Сова) (картинка совы в презентации) Что мы ей скажем? (Здравствуй, Сова! Мы идем в Букволэнд. Пропусти нас, пожалуйста!)

Ответ Совы (аудиофайл в презентации):

Я — хранительница леса –
Пропустить вас на могу,
Если вы не назовете
Все картинки со звуком [у].

(демонстрируется слайд с картинками)

– Вот из этих картинок нам нужно выбрать только те слова, в названии которых есть звук [у]. Какие это картинки? (Капуста, куст, сумка) Сейчас проверим, что нам Сова скажет.

Ответ Совы (аудиофайл в презентации):

Молодцы! Но погодите-ка немного.
Посчитайте-ка в словах этих вы слоги!

– Итак, ребята, сколько слогов в слове сумка? Куст? Капуста? (Полные ответы детей) Сова, мы все твои задания выполнили. Пропусти нас, пожалуйста.

Ответ Совы (аудиофайл в презентации):

Хорошо, ребята! Проходите!
Букву У с собою захватите!

– Спасибо, Сова! Идем дальше, ребята. Встали, шагаем (на месте).

г) Заколдованный лес. Лось.

– Только вышли мы из леса
К нам навстречу лось идет,
На рогах своих загадки нам несет! (слайд с изображением лося)

– Ребята, давайте присядем, послушаем загадки лося и постараемся их отгадать.

Твои помощники — взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работать не боятся!
(Пальцы)

На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей!
(Алфавит)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

(на слайде появляются картинки с отгадками)

– Отгадали все загадки. Что нам скажет лось?

Ответ Лося (аудиофайл в презентации):

Назовите-ка, друзья, первые звуки в этих словах.
Какими буквами они обозначаются?

– Ребята, какой первый звук в слове пальцы? (звук [п]) какой буквой обозначается звук [п]? (Буквой П) (аналогично со словами алфавит, карандаш) Вот еще 3 буквы у нас: П, А, К.

Ответ Лося (аудиофайл в презентации):

Вам три буквы подарил,
Но секрет я не раскрыл.
А теперь же мне пора!
В добрый путь, друзья!

– Спасибо, лось! До свидания! И нам пора двигаться дальше! Шагаем на месте (демонстрируется слайд с видом на гору, звучит музыка: песня «Пионерская путевая»)

д) Гора. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика

– Ребята, вот мы и дошли до горы, где находится замок Букволэнда, нам осталось только взобраться по горной тропинке. Давайте же не будем терять времени. Шагаем (по группе, либо на месте по направлениям: направо, налево, налево, направо).

– Мы почти добрались до замка Букволэнда. Прежде, чем продолжить наш путь, давайте немного отдохнем.

На горе мы видим дом Много зелени кругом Вот деревья, вот кусты Вот душистые цветы Окружает все забор За забором — чистый двор Мы ворота открываем К дому быстро подбегаем В дверь стучимся: тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (сложите домик из ладоней) (сделайте волнообразные движения руками) (изобразите деревья и кусты) (сделайте из ладоней “бутон”) (ставим руки в одну линию, соприкасаются только средние пальцы) (погладьте ладошкой другую ладонь) (изобразите открывающиеся ворота) (пальцы “побежали” по ладошке) (кулачком по ладошке другой руки) (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

е) Букволэнд. Знакомство с новыми звуками и буквой.

– Вот мы и подошли к вратам Букволэнда. Но ворота закрыты, (слайд с изображением замка и закрытых ворот) Как бы нам их открыть? Смотрите, ребята, нам и здесь оставили подсказки, (к экрану прикреплены свернутые листочки разного цвета) Откроем одну из них.

Кто разбойник, вы узнаете,
Если верно буквы расставите.

– Ребята, значит, имя разбойника зашифровано в буквах, которые нам дали Сова и Лось. Надо лишь их верно расставить. Какое слово получается? (Паук) Точно, ребята. Значит, разбойник, что украл Фей — это Злой Паук. Но ворота все равно закрыты. Откроем вторую подсказку, может там есть ответ, как открыть ворота.

А ворота открыть помогут вам братики —
Красные, синие, зеленые квадратики.

– Итак, ребята, что нам нужно сделать со словом ПАУК, чтобы ворота открылись? (нужно составить схему слова ПАУК). Верно, (логопед вызывает одного ребенка к доске, перед которой на столе лежат квадратики, ребенок составляет схему слова с объяснением).

Читайте также:
Особенности работы с неговорящими детьми младшего возраста

– Смотрите, ворота открылись! (на слайде открываются ворота замка и вылетает картинка паука) Ребята, это же Злой Паук!

Слова Паука (аудиофайл в презентации):

У ходите! Не отдам!
Никого и никогда!

– Какой страшный Паук… Ребята, а мы его испугались? (нет) Что мы ему ответим?

Не боимся мы тебя,
Злого-злого паука!
С нами Фей большая свита –
Великие буквы Алфавита!

– Испугался нас Паук! Убегает он! Мы его смогли победить! Ура! Ребята, смотрите, кто к нам вылетает из замка? (Феи) (на слайде появляются картинки с феями) Да, это феи Букволэнда. А, как вы думаете, как их зовут? Вот Фея в красном платье — это Фея каких звуков? (Фея Гласных) А Фея в сине-зеленом платье — это… ? (Фея Согласных)

Слова Фей (аудиофайл в презентации):

Спасибо, ребята!
Спасибо, девчата!
Спасли нас от злого и ужасного
И вернули снова к прекрасному!
Мы вас за это отблагодарим!

Слова Феи Согласных (аудиофайл в презентации):

– Ребята, вспомните, кто вам помогал по пути в наш город? Именно в их именах и спрятались два новых звука для вас.

– Ребята, кто нам помог? (Сова, Лось) (демонстрируется слайд с картинками совы и лося) В слове Сова какой первый звук? (звук [с]) А в слове лось какой последний звук? (звук [с’]) Значит 2 новых звука — это звуки [с] и [с’]. Какие они? (Они оба согласные, глухие, но звук [с] — твердый, а звук [с’] — мягкий)

Слова Феи Согласных (аудиофайл в презентации):

– Верно. Эти буквы на письме обозначаются буквой С.

– На что похожа буква С?

(на слайде появляется буква С)

– Как вы думаете, ребята, на что похожа буква С? (на полумесяц, на рогалик, на рога) (на слайде появляются соответствующие картинки) Молодцы, ребята! Давайте теперь попробуем выгнуть букву С из этих разноцветных проволочек, (выполняют)

– Спасибо, Феи, за то, что подарили нам новую букву. Но как бы нам скорее вернуться в детский сад? Нас уже там заждались.

Слова Феи Гласных (аудиофайл в презентации):

– О! Это очень просто!

– Выложите из букв слово САНИ, и тогда появятся волшебные санки, которые вмиг отправят вас обратно в детский сад.

(демонстрируется слайд с разбросанными буквами)

– Ребята, на слайде буквы, которые мы уже с вами знаем. Какая первая буква в слове САНИ? (буква С) Какая вторая буква? (А) Третья? (Н) Четвертая? (И) Что получилось? (САНИ) (появляется слайд с волшебными санями)

– Вот и наши сани. Пора нам в путь, ребята. Попрощаемся с Феями. (Спасибо, Феи Букволэнда! До свиданья!)

Слова Фей (аудиофайл в презентации):

– До свиданья, ребята!

– Закрываем глазки, переносимся в детский сад. (звучит музыка)

3. Итог занятия.

– Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? Кого встретили? С кем познакомились? Какую букву нам подарили Феи Букволэнда? Отлично, ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А в следующий раз мы будем учиться печатать слоги и слова с буквой С.

Хайруллина Алина Алековна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №273 комбинированного вида»,
г. Казань

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: “В гостях у царицы Грамматики”

Разделы: Логопедия

Программное содержание.

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

Читайте также:
Звук и буква Й - конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово – дружба).

Звучит волшебная музыка.

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: