Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие

Развитие речи. Конспекты занятий, НОД

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

  • Беседа. Проведение бесед 7757
  • Глаголы. Глагольный словарь дошкольника 77
  • Литература, чтение. Конспекты занятий 3200
  • Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы 2127
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги 9249
  • Предлоги. Конспекты занятий 184
  • Скрайбинг. Образовательная технология 11
  • Составление рассказов, обучение рассказыванию 3283
  • Ударение, ударные звуки 44

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лиса» План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину» Цель: Формировать навык пересказа короткого текста с использованием графических схем. Задачи: 1. Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Тема занятия : Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках». Задачи: Коррекционно – образовательные: Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках», используя разные средства связи предложений в рассказе (с опорой на.

Развитие речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Народные промыслы России»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Народные. » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе № 9 “Народные промыслы”. Цель. Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа. Задачи: Учить составлять рассказ по заданной теме, рассказывать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Экскурсия в музей народных промыслов» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Экскурсия в музей народных промыслов». Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров.

ООД по развитию речи в средней группе «Зимний сундучок» Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи. Задачи: Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы. Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Тема: Игра «Домашние птицы и их птенчики». Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие. Цель: Практическое овладение воспитанниками нормами речи в.

Развитие речи. Конспекты занятий, НОД – НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке»

Статья «НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к. » ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТИ К БАБУШКЕ». Цели: закрепить четкое и правильное произношение звуков, расширять и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, называть домашних и диких.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ «Рассматривание сюжетной картины «Ежи» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Рассматривание сюжетной картины «Ежи» Цель: Формировать умения описывать содержание сюжетной картины. Задачи: Образовательные. Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о.

«Поможем зайке». Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе с использованием технологии «Скрайбинг» Тема: «Поможем зайке» Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью «аппликационного» скрайбинга. Задачи: Образовательные: • формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели (вызвать желание пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем Красной Шапочке» Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Задачи: – учить употреблять существительные с обобщающим значением(мебель, овощи, животные и.т.д, продолжать закреплять знания детей о диких и домашних животных, вспомнить.

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Читайте также:
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Конспект НОД в образовательной области “Речевое развитие” Тема: Заучивание стихотворения С. Маршака “Тает месяц молодой…”

Интегрируемые образовательные области:

развитие связной речи старшего дошкольника

вспомнить с детьми произведения С. Маршака

помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

закреплять умение подбирать синонимы к словам (глаголам, прилагательным, наречиям)

обогащать речь детей прилагательными и глаголами через художественные произведения (стихи)

упражнять в умении чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

активизировать, закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»

систематизировать знания детей о природных явлениях ( восходе солнца)

совершенствовать навыки заботы о здоровье через здоровьесберегающие технологии ( психогимнастика, физкультминутка)

развивать умение отгадывать загадки

развивать способность наблюдать

развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми

развивать умение использовать в беседе накопленные знания

развивать психические процессы: память, наглядно-образное мышление, внимание

воспитывать чуткость восприятия, эстетические чувства, умение видеть красоту зимней природы, умение восхищаться ею

воспитывать любовь к природе родного края

ТРИЗ технологии (фантазирование)

выставка произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про всё на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и др.)

наблюдения за восходом солнца ( в группе из окна)

рассматривание на прогулке зимней природы

рассматривание репродукций картин известных художников о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима»

чтение и разучивание стихов о зиме «», «», «», «».

разгадывание загадок по теме «Зима» (о снеге, снежинке, зиме )

беседа «Зимняя природа»

ситуативный разговор «Почему зимой рано темнеет?»

разучивание физкульминутки «Зимой»

дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» ( солнце, небо, деревья зимой)

Демонстрационный материал и оборудование, развивающая среда:

ноутбук и экран, презентация на тему: «Утро нового дня»

портрет С. Я. Маршака

музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» П. И. Чайковский

репродукции картин художников о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима»

организация наблюдения (опосредован.Утром в группе из окна.)

показ видеоматериалов, портрета поэта С. Я. Маршака

фантазирование (метод эмпатии)

в индивидуальной работе

1.Психогимнастика. Игра «Улыбка»

Я знаю, что все дети любят играть. Правда? А знаете ли вы, что существует такой волшебный ключик, который открывает все замки в душах людей? Это искренняя, непритворная улыбка. Я предлагаю вам поиграть, а именно повернуться друг к другу, улыбнуться, передать по кругу вот такую чудесную красивую звёздочку-снежинку и ласково произнести своего соседа.

2.Разгадывание загадки о зиме.

Эта снежинка непростая, волшебная, она прилетела к нам с загадкой. Попробуйте её отгадать.

С каждым днём всё холоднее. Греет солнце всё слабее, Всюду снег, как бахрома, Значит к нам пришла… ( зима)

А вместе с зимой прилетают вьюги да позёмки, появляются сугробы, лёд и , конечно, наступает Новый год. Вы любите этот волшебный праздник? Сейчас я хочу прочитать вам замечательное новогоднее стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой…» , и я уверена, что вы захотите запомнить его, чтобы блеснуть на новогодней ёлке. Хотите? Возможно, кто-то ещё и не выучил стихотворение к Новогоднему празднику. Можно сделать это сейчас. Послушайте!

4. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой…» Просмотр презентации.

Тает месяц молодой, Гаснут звёзды чередой. Из распахнутых ворот Солнце красное идёт! Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год!

5.Беседа о прочитанном стихотворении. Выяснение значения новых слов. Игра «Замени словечко».

Понравилось ли вам это стихотворение? Однако в нём есть слова, которые могут для кого- то показаться новыми, непонятными. Я предлагаю поиграть в игру «Замени словечко», чтобы все слова стали понятными.

( тает ( месяц)- исчезает, пропадает

гаснут (звёзды)- тускнеют, бледнеют

чередой- по очереди, друг за другом ) Молодец! Умница!

Обратите внимание, как торжественно выходит солнце, перед ним распахнуты какие-то волшебные ворота, их даже не открыли, а распахнули!

Хотите узнать, почему это так торжественно распахнули ворота перед солнцем? Потому что этот новый день- начало Нового года.

А что это солнце за руку ведёт новый день и Новый год ,как малышей? Да ведь они и впрямь малыши, потому что солнце каждое утро выводит новый день, а вот Новый год только один раз в 365 дней.

Читайте также:
Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

6. Проговаривание стихотворения с опорой на картинки. Игра «Эхо» .

А сейчас мы посмотрим на меняющиеся картинки ещё раз и ,как эхо, за воспитателем спокойно, не спеша проговорим стихотворение сначала все вместе, затем по одному. Предлагаю поиграть в игру «Эхо».

7. Физкультминутка «Зимой».

Как интересно нам зимой ! ( хлопки в ладоши)

На санках едем мы гурьбой. ( имитация езды на санках)

Потом в снежки мы поиграем. ( имитация лепки и бросания снежков)

Все дружно лыжи надеваем. ( имитация езды на лыжах)

Потом все встали на коньки. ( имитация катания на коньках)

Зимой весёлые деньки! (показывают большие пальцы вверх )

8. Выразительное чтение стихотворения наизусть без опоры на картинки.

Попробуем прочитать стихотворение по одному, как настоящие артисты на сцене выразительно, торжественно, красиво. Молодец! Умница! Хорошо! Отлично!

9. Рефлексия. Выставка книг С. Я. Маршака.

Запомнили ли вы автора этого замечательного стихотворения?

Если вам понравилось стихотворение С. Я. Маршака, вы можете познакомиться и с другими его произведениями. Посмотрите на выставку книг этого поэта. Какие-то из них вам уже знакомы? Какие именно?

Как вы думаете любит ли С. Я. Маршак природу?

Как вы догадались, что любит? ( Он говорит о солнце и звёздах как о живых существах, подбирает красивые слова.)

А как мы можем позаботиться о природе? Что мы можем для неё сделать хорошего, доброго? ( кормить птиц зимой, мастерить скворечники весной, не разорять птичьи гнёзда, не разбрасывать мусор, не ломать веток, не разжигать костров, рисовать красивые картины природы).

10.Рассматривание репродукций картин природы известными художниками о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима».

Нравятся ли вам эти картины? Какие краски используют художники?

А какие картинки нарисовали бы вы по стихотворению, которое выучили сегодня?

Может быть, и вам захочется нарисовать сегодня картинки по стихотворению С.Я. Маршака, чтобы показать их своим сестрёнкам, братишкам, родителям и заодно прочитать стихотворение, которое вы сегодня выучили, чтобы порадовать их.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе “Лесные жители”

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе

ЧДОУ Детский сад № 99 ОАО «РЖД»

воспитатель Воронина Н.М.

Тема: «Лесные жители».

Тип НОД: обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепление представлений о диких животных.

Задачи:

– обучающие

упражнять в подборе прилагательных к существительному;

упражнять в образовании однокоренных слов;

упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

совершенствовать грамматический строй речи;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

– развивающие

развивать связную речь, память, внимание, мышление детей.

– воспитательные

формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Словарная работа: кроссворд, плутовка, зверь, шкура, берлога, логово, травоядное, хищники, пасть.

Методы и приёмы обучения:

словесные: художественное слово, загадки, речевой образец, повторное проговаривание, оценка детской речи, объяснение;

наглядные: демонстрация слайдов «Животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка);

практические: дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением животных, кроссворд, слайд-презентация «Дикие животные».

Предварительная работа:

чтение произведений Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Умное эхо», «Чей хвост», «Четвёртый лишний».

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, мне сегодня утром передали конверт. Кто же мог его принести? И что находится в этом конверте?

Дети: давайте посмотрим (конверт открывают).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: Да, это же кроссворд.

Воспитатель: А что такое кроссворд? Что в нем содержится?

Дети: Вопросы, если на них ответишь, то получится слово, которое надо вписать в кроссворд.

2. Основная часть

Воспитатель: Да, вы правы. Разгадав этот кроссворд, мы, наверно, отгадаем ключевое слово и узнаем, кто нам прислал конверт. Ну что вы готовы отвечать на вопросы? Тогда слушайте первое задание:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

Воспитатель. А как вы определили, что это белка?

Дети. Скачет по ёлкам, питается орешками, делает запасы на зиму.

Воспитатель вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А белка нам принесла задание. Посмотрите, в конверте – картинки.

Воспитатель случайно роняет на пол разрезные картинки животных.

Воспитатель. Какая же я неловкая, неуклюжая. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено: медвежий нос, медвежья лапа, медвежьи уши, медвежья голова, волчий хвост и т. д.

Воспитатель. Вы хорошо справились с таким трудным заданием белочки. Слушайте следующую загадку кроссворда:

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети. Волк.

Воспитатель. А как вы определили что это волк?

Дети. Похож на собаку, острые зубы, оскаленная пасть.

Воспитатель показывает слайд-отгадку, вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. Волк тоже оставил нам задание, только я не могу понять, что надо делать с этими странными картинками.

Дети. Надо из этих частей составить целую картинку.

Воспитатель. Где вам удобнее это будет делать?

Дидактическая игра «Сложи животное из частей»

Дети берут части и составляют целую картинку.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Дети. Волк, медведь, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Замечательно справились с заданием волка. Попробуем отгадать третью загадку кроссворда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

А от голода – кора.

Дети. Заяц.

Воспитатель. Что вам подсказало, что это заяц?

Дети. Нет жилища, у зайца быстрые ноги, питается корой деревьев.

Воспитатель показывает слайд-отгадку и вписывает слово в кроссворд.

Физкультминутка «Водопой»

Дети называют детёныша, выполняют движения согласно текста.

Как-то раз лесной тропой дети идут по кругу

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал…лосёнок, идут, громко топая

За мамой лисицей крался…лисёнок, крадутся на носочках

За мамой ежихой катился… ежонок, двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл… медвежонок, идут вперевалочку

За мамой белкой скакали …бельчата, двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые…зайчата, продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…волчат, крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят. руки на колени, выполняют «лакательные» движения.

Воспитатель. Предлагаю вам четвёртую загадку кроссворда.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Как вы догадались, что это медведь?

Дети. Зимой спит, жилище – берлога, просыпается весной.

Воспитатель показывает слайд и вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. Медведь тоже решил оставить нам задание, он предлагает поиграть нам в игру «Расскажи про животное». Ребята, вы собрали картинки с животными, расскажите какие они.

Дидактическая игра «Расскажи про животное»

Дети. Медведь: бурый, сильный, выносливый, травоядный и т. д;

волк: хищный, быстрый, ловкий, серый, выносливый и т. д;

белка: маленькая, проворная, шустрая, пушистая и т. д.;

заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький и т. д;

лиса: рыжая, хитрая, длиннохвостая, пушистая и т. д.

Воспитатель. Вот и последняя загадка.

Спряталась под ёлкой.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Как вы догадались? Почему это лиса?

Дети. Рыжая, хитрая, уносит кур.

Показ слайда. Воспитатель записывает последнее слово в кроссворд.

Воспитатель. Слушайте задание от лисы.

Дидактическая игра «Звериная семью.

Дети. Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;

волчица, волк, волчонок, волчата;

мама – белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;

зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;

лосиха, лось, лосёнок, лосята;

медведица, медведь, медвежонок, медвежата.

Воспитатель. Дети, мы можем узнать теперь, кто же нам прислал кроссворд? Что надо сделать?

Дети. Прочитать слово.

Дети читают ключевое слово «ЗВЕРИ».

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нам звери прислали конверт?

Дети. Звери хотели напомнить о том, чтобы мы не забывали о них, о том, как им приходится тяжело жить в суровое зимнее время, чтобы мы заботились о них и о природе.

3. Заключительная часть

Воспитатель. Что мы сделали, чтобы узнать кто нам прислал кроссворд?

Какие задания мы выполняли, чтобы отгадать кроссворд?

Какое задание было самым интересным?

Воспитатель. Предлагаю нашим животным сделать солнце с необычными лучами, на этих лучах вы отразите свое настроение. Согласны?

Дети берут прищепки (желтые, синие) со смайликами и прикрепляют к кругу – солнце.

Воспитатель. Какое яркое веселое теплое получилось наше солнце. Я думаю, оно зимой обязательно согреет лесных жителей.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе ДОУ

1. Орг. момент.
Воспитатель: – Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

Игра «Комплименты»
Воспитатель: – Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
(Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)
Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

Читайте также:
Конспект НОД ‘Мы маленькие дети на большой планете’

2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)
– Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
– Кажется, в конверте еще что-то есть.
В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА
Воспитатель: – Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
– А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
– Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Звучит сказочная музыка

Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: – Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: – Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).

– Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

– А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в “замочек”)
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замочек повертели, (круговые движения “замочком”)
Мы замочек покрутили –
И замочек мы открыли! (показать ладошки)
– Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей)

1 замок
Дидактическая игра «Сказочный сундук»
– Ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка – будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;
10. «Лапша из топора».

2 замок
Дидактическая игра «Живые слова».
– Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
– Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица

Воспитатель: – Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
Гимнастика для глаз
Терем- терем – теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: – Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: – Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

3 замок
Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а….
Заяц говорит: У меня не уши, а….
Волк говорит: У меня не зубы, а ….
Лиса говорит: У меня не хвост, а…
Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Воспитатель: – Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: – Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).

Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
– С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Читайте также:
Педагогический проект: Информационно-развлекательный журнал для детей и родителей 'Радужный мир'

5 замок
Игра «Назови животного»
(Появляется картинка с частями тела животных)
Воспитатель: – Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать?
(Назвать что изображено на картинке)
Хвост лисы (чей?)
Уши зайца (чьи?)
Гребешок петуха (чей?)
Морда собаки (чья?)
Лапы медведя (чьи?)

-Из какой сказки эти герои? («Заюшкина избушка»)
(Появляется картинка с расколдованными героями)

6 замок
Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

7 замок
Игра «Назови сказки»
Воспитатель: – Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. – Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
– Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Воспитатель: – Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. Он прикатился к сказочному камню. На камне, какие-то схемы. Что это? Как вы думаете? (Это схема синквейна) А что такое синквейн?
Дети: – Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

8 замок
Схема – синквейн

1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: – По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

9 замок
Игра « Где прячутся противоположности?»
Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д.
Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.
Длинные – короткие;
Добрая – злая;
Трудолюбивая – ленивый;

(Заяц – уши длинные, у лисы – короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля – ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д)

4. Практический этап.
10 замок
Воспитатель: – Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.

Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват – теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!
Воспитатель: – Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы – путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
– Садитесь все на ковёр – самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: – Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: – Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!

Конспект нод по развитию речи в старшей группе

Систематизировать знания, умения, представления детей

Просмотр содержимого документа
«Конспект нод по развитию речи в старшей группе»

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе

«В гостях у профессора Речевика».

Образовательная область: речевое развитие

Раздел: развитие речи

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.

Формировать умения обобщать, классифицировать;

Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале Зима

Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение? А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Влево – вправо повернись и друг другу улыбнись».

Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от Профессора Речевика:

«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»

Ребята, хотите получить подарки от Профессора? (ответы детей) Что для этого надо сделать? Куда мы с вами отправимся?

Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?

Упражнение «Назови ласково»

Взрослые ездят на машине, а дети … (на машинке)

Взрослые плавают на корабле, а дети … (на кораблике)

Взрослые летают на вертолёте, а дети … (на вертолётике)

Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолёт)

А на двери самолёта – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Замок, мы открыли, молодцы! Полетели

Руки в стороны – в полёт

Правое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт.

Левое крыло вперёд,

Повернул наш самолёт.

Мы летели высоко,

Мы летели низко.

Мы летели далеко,

Вот мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.

1.Сначала мы с вами отправимся в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас два задания.

Упражнение «Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;

Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;

Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;

Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;

Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;

1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;

Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.

Упражнение «Что лишнее?»

Бинт, банан, бочка, белка.

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

Самолет, машина, корабль, стол.

Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города Обобщение дарят вам одну часть ключа.

2. Дальше наш путь пойдёт через реку Наоборот. Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:

Упражнение «Скажи наоборот»

3. Вот мы и перешли через реку и оказались в городе Букв и Звуков.

Жители этого города приготовили для вас задание.

Игра « Доскажи словечко»

Наша речь состоит из… предложений

Предложения состоят из… Слов

Слова состоят из… букв и звуков.

Ребята, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? ( На гласные и согласные.)

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).

Игра «Где спрятался звук?»

А сейчас мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,

Жу-жу-жу да жу-жу-жу,

И летит к цветкам с нектаром,

Всех, пугая на ходу! (Жук)

Итак, где же спрятался звук Ж в слове

Жар, мороженое, еж?(в начале, в конце, в середине слова).

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)

За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам вторую часть ключа. А мы отправляемся дальше.

Читайте также:
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

4. Перед нами Ласковая поляна. Здесь живут очень добрые жители.

Игра «Назови ласково» (игра с мячом).

Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка

ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка.

Молодцы, вам понравились ласковые слова?

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Жители Ласковой поляны дарят вам третью часть ключа.

5. Нам с вами осталось получить последнюю часть ключа. Для этого предлагаю отправиться на остров Слогов.

Игра “Буквы заблудились”

(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры).

Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).

Какое слово получилось? (солнышко) Сколько слогов в слове – солнышко? (3 слога).

Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук С). Назовите слова, в которых есть звук С.

А какой последний звук в этом слове? (звук О). Назовите слова со звуком О.

Молодцы, вы справились с заданием, и получаете четвёртую часть ключа от сундука.

Игра «Разрезные картинки»

Сундук откроется, только если вы правильно соберёте ключ. Дети собирают ключ из частей.

Дети открывают сундук. В сундуке шоколадные медали.

Ребята, предлагаю вам вернуться обратно в детский сад.

3. Заключительная часть

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие?

А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.

Конспект НОД по образовательной области: Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тема: «Путешествие по сказочной деревне Берендеевка».

Цель: формировать правильное произношение звука «р» («рь»)

Направление развития «Развитие речи»:

– закреплять правильное произношение звука «р» («рь»), учить слышать этот звук в словах, именах, подбирать слова с ними; четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуком «р»;

– закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, качества;

– развивать речь, познавательную активность;

Направление развития «Ознакомление с миром природы»:

– закреплять знания детей о домашних животных;

– расширять представление о фруктах и овощах.

Направление развития «Приобщение к художественной литературе»:

– пополнять литературный багаж стихотворением (использование физминутки).

Скачать:

Вложение Размер
Конспект 24 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект НОД по образовательной области: Речевое развитие

Возрастная группа: средняя

Тема: «Путешествие по сказочной деревне Берендеевка».

Интеграция направлений развития : ознакомление с миром природы, приобщение к художественной литературе.

Цель: формировать правильное произношение звука «р» («рь»)

Направление развития «Развитие речи»:

– закреплять правильное произношение звука «р» («рь»), учить слышать этот звук в словах, именах, подбирать слова с ними; четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуком «р»;

– закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, качества;

– развивать речь, познавательную активность;

Направление развития «Ознакомление с миром природы»:

– закреплять знания детей о домашних животных;

– расширять представление о фруктах и овощах.

Направление развития «Приобщение к художественной литературе»:

– пополнять литературный багаж стихотворением (использование физминутки).

Способы организации детей: свободное расположение (в ходе НОД способы организации: дети сидят на стульчиках, полукругом, перемещаются по указанию воспитателя).

Демонстрационный материал: мешочек с предметами различной формы (морковь, огурец, картофель, помидор, груша, яблоко), иллюстрации животных и птиц – фотослайды (собака, ворона, утка, поросенок, петух, кошка, ёж, воробей).

Словарная работа: вытянутая, круглая, овальная форма; ботва.

– изучение признаков овощей и фруктов, четкое произношение их названий;

– автоматизирование ответов на вопросы воспитателя полными предложениями.

Методические приемы: игровые ситуации (знакомство с предметами в мешочке и описание их), беседа – диалог, игровая ситуация, анализ деятельности.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром природы – совершим путешествие по сказочной деревне Берендеевка. На каждой полянке этой сказочной деревни нас ждут волшебные задания, и только когда мы их выполним правильно, мы сможем перейти на следующую полянку. Итак, ребята, нам необходимо быть внимательными, помогать друг другу. Ну что, все готовы отправиться в путешествие по сказочному миру природы? Тогда в путь!

(организация: дети сидят на стульях, расставленных полукругом).

– Первая полянка называется «Чудеса в мешке». Посмотрите, какой «Чудесный мешочек» мы здесь нашли.

Тот, кого я назову, должен подойти ко мне и опустить руку в «Волшебный мешочек». Потом, не смотря, на ощупь угадать, какой фрукт или овощ ему попался и описать его, не называя этого фрукта или овоща. Например, если сказать что этот предмет круглый мы не поймем, о чем идет речь, о яблоке или апельсине. Поэтому нужно назвать как можно больше его признаков – круглый, оранжевый, сочный, сладкий. И сразу станет ясно, что речь идёт именно об апельсине.

– (Имя), выходи ко мне и опиши нам предмет, который тебе попался в «Волшебном мешочке», а мы с ребятами попробуем угадать, о чем ты говоришь.

(игра повторяется 2- 3 раза).

– Молодцы! Ловко справились с заданием! Отправляемся дальше по сказочной деревне Берендеевка.

(организация: дети стоят полукругом на «полянке», расположенной недалеко от телевизора).

– Вторая полянка называется «В мире животных».

– Сейчас я вам буду показывать картинки разных животных и птиц, а вы должны вспомнить, какие звуки произносят эти животные и громко вслух, хором произнести этот звук. (Использование ИКТ – иллюстрации животных и птиц)

– Собака (как рычит собака (р-р-р))

– Ворона (как каркает ворона (кар-р))

– Утка (как крякает утка (кря- кря))

– Поросенок (как хрюкает поросенок (хрю- хрю))

– Петух (как кукарекает петух (кукар-реку))

– Кошка (как мурлычет кошка (мур-р-р))

– Еж (как фыркает еж (фр-фр))

– Воробей (как чирикает воробей (чик-чир-рик)).

– Ребята, во всех этих звукосочетаниях, ребята, есть звук … какой? («р»).

– Молодцы! Всё правильно угадали! И теперь мы можем отправиться на следующую поляну сказочной страны Берендеевка.

(организация: дети сидят на стульях, расставленных полукругом).

– Сейчас мы пришли на поляну «Чистоговорок». Я буду читать начало чистоговорки, а вы подскажите мне её окончание. Например: «Ра-ра-ра- начинается иг…(ра).

Ро-ро-ро- у мальчика вед…(ро)

Ру-ру-ру- продолжаем мы иг…(ру)

Ры-ры-ры- подарили нам ша…(ры)

Ре-ре-ре- стоит дом на го…(ре)

Ри-ри-ри- на ветках снеги…(ри)

Ар-ар-ар- кипит наш само…(вар)

Арь-арь-арь- на стене висит фо…(нарь).

– Молодцы, ребята, вы ловко и быстро справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие?

(организация: дети встают в круг).

– Третья полянка называется «Танцевальная». Ребята, все встаем и, шагая по кругу, повторяем за мной:

Кругом- кругом друг за другом,

По ровней держите круг.

Словно зайки на лужайке

Мы попрыгаем вокруг

Кругом- кругом друг за другом

По ровней держите круг

Как лисички, как сестрички

Мы побегаем вокруг.

Словно птички – невелички

Полетаем мы вокруг.

Тише- тише, словно мыши

Мы усядемся вокруг.

(движения выполняются в соответствии со стихотворением)

– Вот мы ребята и добрались до последней полянки, она называется «Как тебя зовут?» (организация: дети сидят на стульях, расставленных полукругом).

– Каждый из вас назовет по очереди свое имя и скажет, есть ли в его имени звук «р» («рь») или нет? (дети выполняют задание).

– Молодцы ребята с этим заданием все справились. Вот и закончилось наше путешествие по деревне Берендеевка. Ребята, вам понравилось путешествие? А что больше всего вам понравилось сегодня во время путешествия по сказочной деревне Берендеевка (спросить 2-3 детей)? Вы все молодцы, были все активные, внимательные, дружно выполняли задания! Жителям деревни Берендеевка тоже понравилось, как вы быстро и ловко выполняли их задания. Они с нетерпением ждут нас еще в гости!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по образовательным областям “Речевое развитие”, “Художественно – эстетическое развитие” для детей средней группы

конспект предназначен для проведения НОД с детьми в возрасте от 4-х до 5 лет по образовательным областям “Речевое развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”, с использованием мнемотаблиц .

конспект НОД по образовательным областям “Речевое развитие”, “Художественно – эстетическое развитие” для детей младшего возраста от 2 до 3 лет

Конспект НОД предназначен для проведения образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста по ОО “Речевое развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”, с использованием мнемо.

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) Тема: «Петушок и его семья» (II младшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию для 2 младшей группы.

Конспект ООД по образовательной области “Речевое развитие” и по образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” с детьми старшей логопедической группы на тему: “Милая березка, мы тебя спасем!”

Беседа о весне и работа с бумагой. Изготовление поделок из бумаги.

Конспект занятия по образовательной области “Речевое развитие” в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития “Знакомство с миром звуков и букв”

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)

обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года.

Конспект ОД по образовательной области “Речевое развитие” (развитие речи) в подготовительной группе по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: использование игрушек заместителей на занятиях по развитию речи.Задачи занятия:Обучающие – учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; рас­ширять словарный запас, закреплять .

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_predlozhno-padezhnyh_konstruktsiy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_onr_.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы.

Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, предложно-падежные конструкции, значение предлогов, игра.

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени.

Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других.

Учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;

3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Н-р: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол;

4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;

5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе).

Из этих примеров также видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе).

Исходя из этого, при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем – тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от) .

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела. (клетка), вылетела. (клетка), подлетела. (клетка), отлетела. (клетка), залетела. (клетка).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например:НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например:

1. Логопед дает детям «усеченное» задание, используя стилизованные модели: – Положи яблоко. стол, а морковь. стул. И спрашивает: – Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «положи яблоко на стол, а морковь под стул». – Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду моделей «маленьких слов» надо выделить, например, модели слова ПОД или НА.

3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД. Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).

Детям предлагается из предложенных моделей изобразить и проговорить другие варианты. При этом логопеду следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений.

Осознанное употребление предложно-падежных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса.

Для формирования предложно-падежных конструкций у детей в своей логопедической работе я использую различные игры, с целью научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Список используемых источников и литературы

  1. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. – М.: Линка-пресс, 2008.
  2. Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе “О правах, играя” (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег.

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн.

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности формирования предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов :>• Формиро.

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи дидактических игр.(Обобщение педагогического опыта)

Педагогический опыт работы Тема “Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр”

Обобщение педагогического опыта работы по теме: “Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр”Работа включает в себя теорити.

Педагогический опыт работы Тема “Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр”

Обобщение педагогического опыта работы по теме: “Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр”Работа включает в себя теорити.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: