Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

Развитие речи после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Читайте также:
Конспект НОД для детей с ОНР - Детский сад

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Дата публикации: 04.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации

Цель: Закрепление произношения звука [Ч’] в слогах и словах.

Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение слов из памяти

  • Закреплять умения выделять звук в слове и давать ему характеристику.
  • Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Ч’].
  • Формировать грамматические категории: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-.
  • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух.
  • Развивать умение понимать обращенную речь.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях.
  • Формировать у дошкольника логическое мышление, овладение значением слов, умения узнавать эти слова слухо-зрительно и на слух в различных ситуациях.
  • Воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.
  • Закрепить навыки чтения и понимание прочитанного.
  • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
  • Развивать мотивацию учебной деятельности.

Оборудование:

  • Игрушка “Овчарка Чара”.
  • Фишки разного цвета.
  • Предметные картинки со звуком и без звука [Ч’] .
  • “Звуковые человечки”.
  • Альбом Соколенко.
  • Карточки-заготовки для чтения.
  • “Шершавые” буквы.
  • Музыкальный диск для логоритмических минуток.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Девочка входит в кабинет. На кушетке игрушка собаки с высунутым языком.

Логопед: Здравствуй, Оля! (имя ребенка изменено).

Оля: Здравствуйте, Вера Васильевна.

Логопед: Я очень рада тебя видеть.

Оля: Я тоже рада вас видеть.

Логопед: Оля, собака очень скучала без тебя. Поздоровайся с ней.

Оля: Я тоже скучала. Доброе утро.

Логопед: Ты придумала ей кличку?

Оля: Да, я придумала ей кличку. Ее зовут Чара.

Логопед: Красивая кличка, молодец, Оля. Овчарка довольна.

2. Сообщение темы.

Логопед: Оля, сегодня ты услышишь продолжение сказки, и вместе с Чарой будешь следить за звуком [Ч’] в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Слушай новую сказку о язычке. Вспоминай упражнения, которые мы делали.

В некотором царстве, в некотором государстве жила была девочка. Очень послушная девочка. За что бы она не взялась, все у нее получалось.

Она любила чистить зубы – упражнение “Почистим зубы”.

Она радовалась жизни, шла по ней, улыбаясь. Покажи, как она улыбалась – упражнение “Заборчик”.

Помогала маме накрывать на стол, расставлять чашки – упражнение “Чашечка”, наливать в них сок, компот, чай. Из чашек ее жидкость не проливалась.

Покажи, Оля, такую “Чашечкунепроливайку”.

А какие вкусные она пекла трубочки! – упражнение “Трубочка”.

Хорошо у нее получались фруктовые ириски. Бабушке они нравились, только приставали к небушку – упражнение “Ириски”.

Потом приходилось ириски язычком убирать – упражнение “Ириска прилипла”.

У нее очень смешно получалось, как у индюка – упражнение “Индюки”.

А иногда звук был похож на цоканье лошадки – упражнение “Лошадки”.

Все домашние любили бабушкино варенье – упражнение “Вкусное варенье”.

4. Мимические упражнения.

Логопед: И вот однажды, когда Олечка давала Чаре косточку, ее любимая собака оскалила зубы – упражнение “Оскалить зубы”.

Она вытянула губы – упражнение “Вытянуть губы”.

Чара надула щеки – упражнение “Надуть щеки”.

И стала сердитой – упражнение “Сердитая собака”.

Олечка удивилась – упражнение “Удивление”

И испугалась – упражнение “Страх”.

Мама рассказала Олечке, что Чару заколдовал злой колдун. Собака забыла, где находится “домик” для звука [Ч’] и стала злой.

Читайте также:
Овощи, фрукты - конспект НОД

Девочка загрустила – упражнение “Грусть”

Помоги, Оля, расколдовать Чару.

5. Уточнение артикуляции звука [Ч’] (положение языка, губ).

Логопед: Для того чтобы расколдовать овчарку, нужно выполнить несколько поручений. Расскажи, где находится домик звука [Ч’] ?

6. Изолированное произнесение звук [Ч’] .

Логопед: Произнеси звук правильно: ч-ч-ч-ч. Покажи зеленую дорогу к царству (цветные фишки) и произноси: Ч-Ч-Ч…

7. Характеристика звука.

Логопед: Найди царство, в котором живет этот звук (“Звуковые человечки”). Расскажи, какой это звук (согласный, мягкий).

8. Связь звука с буквой.

Логопед: В какой букве живет звук [Ч’] ? Обведи с закрытыми глазами шершавую букву Ч. Выложи букву из фишек.

9. Автоматизация звука [Ч’] в слогах.

Логопед: Чара трудилась. Она произносила с Олечкой:

АЧ – УЧ – АЧ – ЫЧ
УЧ – ОЧ – АЧ – ЫЧ
ЫЧ – ОЧ – УЧ – АЧ
ЯЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЮЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЯЧ – ЮЧ – ИЧ – ЕЧ

Логопед: Оля просила Чару произнести столько раз слог – “ач”, сколько услышит хлопков. Чара вместе выкладывала на столе столько крышечек-фишек, сколько раз Оля произносила слог – “оч”. Они вместе произносили слоги и читали, соблюдая ударение:

10. Автоматизация звука [Ч’] в словах.

Логопед: Чара научилась произносить звук [Ч’] в словах.

Карточки для чтения. Альбом Соколенко.

Логопед: Олечка помогла любимой овчарке быть доброй, ласковой. Чара стала называть картинки, которые ей показывала девочка, ласково.

Лексико-грамматическая игра “Назови ласково”.

Овца – овечка
Собака –
Блюдце –
Кольцо –
Яйцо –
Майка –
Туча –
Дочь –
Ночь –
Ключ –
Мяч –
Дача –
Тапка –
Ваза –
Ванна –
Коза –
Коса –
Кисть –
Яйцо –

11. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Олечка была счастлива, она вернула радость Чаре. Девочка приговаривала: У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх.

Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Логопед: Покажи и скажи полным предложением, где носик, где шейка, хвостик у собаки.

12. Логоритмическая минутка.

13. Развитие фонематического восприятия.

Образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок.

Логопед: Оля, последнее задание, и язычок Чары будет всегда слушаться:

Слова со звуком закрепляем
И место в них определяем:
Чашка, кисточка, сачок,
Ключ, чемодан и кабачок.
Чайка, тачка, огуречик,
Туча, почтальон, кузнечик.
Логопед: Медвежонок, бычок, утенок,
Волчонок, моржонок, теленок.
Ежонок, щенок, бельчонок,
Лисенок, бобренок, зайчонок.

Логопед: Помоги Чаре назвать слова со звуком [Ч’] . Назови слова, в которых нет звука [Ч’] .

14. Итог занятия.

Логопед: Оля, какой звук ты сегодня училась произносить?

Логопед: Какие слова с этим звуком ты запомнила?

Девочка отвечает полным предложением.

Логопед: Как зовут овчарку?

Логопед: Ты правильно произносила звук [Ч’] . Ты помогла собаке, и она теперь не злится. Твоя мама может гордиться тобой! Попрощайся с овчаркой Чарой. В следующий раз я тебе расскажу другую сказку.

15. Домашнее задание.

Логопед: Прочитай заготовки и выполни упражнения в домашней тетради. До скорой встречи! Чара будет ждать тебя!

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Звуки [А],[У],[М]

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации. Тема занятия: Звуки [А], [У], [М]. Данное занятие можно проводить не только с детьми с нарушениями слуха, но и с безречевыми детьми (алаликами). При проведении занятия акцентируется внимание на использование элементов фонетической ритмики, т.е. применение речи с движением. Для детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации на первых этапах по формированию звукопроизношения разрешается использование бытовых жестов, эмоциональной мимики, подражание артикуляционным движениям взрослого. На последующих этапах автоматизации звуков опираемся только на слух. Так как у посткохлеарных детей необходимо формировать фонематический слух без опоры на зрительные, тактильные, вибрационные ощущения. Обязательное условие для детей дошкольного возраста использование игровых моментов, обыгрывание ситуаций, сюрпризные моменты и поощрения. Немаловажную роль играет и помощь родителей, так как именно родители являются первыми и постоянными учителями для своих детей. Главное для логопеда обучить маму. Показать, как правильно отрабатывать речевое дыхание, выполнять подготовительные артикуляционные упражнения, вызывать звуки, автоматизировать их в речи, использовать любые возможности для речевого сопровождения действий ребенком. Желаю вам успехов в работе!

Читайте также:
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Звуки [А],[У],[М]»

Конспект занятия

по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Филиал корпоративного фонда UMC

Национальный центр детской реабилитации, г Астана.

Логопед Амарова А.Т.

Тема занятия. Звуки [А], [У], [М].

Цели занятия:

Образовательные:

– развитие подвижности органов артикуляции;

– закрепление навыка произнесения звуков [А], [У], [М] и их сочетаний;

Коррекционные:

– тренировка речевого дыхания;

– развитие слухового внимания;

– развитие фонематического восприятия;

Воспитательные:

– развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, игрушки куклы или картинки (мама и малыш, корова, теленок), картинки с изображением деревьев и листьев.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Привет!

2.Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений фонетической ритмики на произносимые звуки.

Сказка о Весёлом Язычке.

Однажды утром Язычок проснулся и потянулся (вытянуть язык, широко открыв рот). Посмотрел на часы, часы тикали: “тик-так” (упражнение “Часики”). Язычок открыл окошко (произнести длительно звук [А__], широко раскрыв рот); за окном светило Солнышко (произнести длительно звук [О__]); дул Ветер (произнести длительно звук [У__]). Язычок стал дразнить ветер (произносить многократно звукосочетание [У__И__…]).

Рассердился Ветер и подул очень сильно (произнести громко и длительно звук [У__]); створки окна захлопали и застучали (произнести многократно слоги АМ-АМ-АМ…).

Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубы (упражнение “Чистим зубы”), прополоскал рот (поочерёдно надувать левую и правую щёки), облизал пасту с верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Пошёл Язычок на кухню, чтобы пожарить блины; замесил тесто (упражнение «Наказать непослушный язык»), взбил его миксером (упражнение «Болтушка»); пожарил блинчики (положить широкий язык на нижнюю губу). Позавтракал язычок и отправился по своим делам. И мы займёмся своими делами.

3. Закрепление произнесения звуков. Мы отправимся в гости к малышке Ане и её маме. (На магнитной доске выставляется картинка соответствующего содержания или демонстрируются куклы). Аня с утра плачет, капризничает, давайте сходим к ним в гости, поиграем с Анечкой.

Произнесение чистоговорки в сопровождении движений фонетической ритмики:

Наш малыш кричит с утра: «У__А__, У__А__».

Наша дорога проходит через лес. Листья на деревьях от ветра шелестят – подуем на листочки. Разлетелись все листочки. Появилась тропинка.

Произнесение чистоговорки в сопровождении движений фонетической ритмики:

Заблудились мы в лесу,

Закричали все: «А__У__!»

4. Пальчиковая гимнастика, упражнение «Фонарики»:

Мы фонарики возьмём

И дорогу мы найдём!

Фонарики зажглись – растопырить пальчики, погасли – сжать пальчики в кулачок!

5. Анечка обрадовалась гостям и перестала капризничать, позвала маму: «Мама, ау___!» (На звук [М] – ощущение вибрации щеки, звук [А] – отведение рук в стороны, [АУ] – поднести ладони ко рту.

Пошли они домой, а на дороге стоит корова и мычит: МУ____ (На звук [М] – ощущение вибрации щеки, звук [У] – вытянуть руки с отведенными указательными пальцами вперед), ищет своего малыша. А маленький теленок заблудился в лесу и тоненько мычит: му___. Где он? (Удивление, разведение рук в стороны). Поможем найти малыша. АУ___, АУ___, МУ__, МУ__. Направо, налево. Громко: АУ__АУ__ ; тихо: ау__, ау__. Какие мы молодцы! Нашли теленка, привели к маме. МАМА, МУ__.

6. Пойдем по следам на тропинке. Это корова шла: следы большие. А это теленок бежал: следы маленькие. Вот и пришли домой.

– У кого мы были в гостях?

– Как плакала Аня?

– Какой дорогой мы шли к Ане?

– Как мы кричали в лесу, когда заблудились?

– Почему фонарики помогли нам найти дорогу?

– Кого мы встретили?

– Как они голос подавали?

До свидания! Пока! Пока! (с элементами фонетической ритмики).

Филиал корпоративного фонда UMC

Национальный центр детской реабилитации (НЦДР)

Конспект занятия

по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

«Проект: Аудиология» – сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

«Проект: Аудиология» – сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации

А. И. Сатаева
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, 119121

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2015;80(1): 28-31

В Институте коррекционной педагогики работа с пациентами после имплантации совместно с ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» была начата в 1991 г. (взрослые пациенты), с пациентами школьного возраста — в 1996 г., а с детьми дошкольного возраста — в 2000 г. При этом кохлеарная имплантация (КИ) рассматривается и исследуется как комплексная медико-психолого-педагогическая система помощи лицам с глубоким нарушением слуха, направленная на полноценную социальную адаптацию и интеграцию прооперированных пациентов [1—4]. Базовой гипотезой служит предположение о том, что с момента появления у ребенка физической возможности слышать звуки появляется задача научить его пользоваться своими новыми слуховыми возможностями, и только в процессе специально организованной реабилитационной работы ребенок способен достичь высоких результатов в общем и речевом развитии [2, 3].

Читайте также:
Ищите ключ к себе - приемы саморегуляции

После подключения речевого процессора у глухого ребенка появляется возможность адаптироваться к новому и практически незнакомому (если ребенок с врожденной глухотой) или изменившемуся (если ребенок оглохший) миру звуков. С этого времени начинается принципиально важный этап реабилитации, который мы называем «запускающим» (первоначальным). Его цель, по нашему убеждению, состоит в реконструкции сенсорной основы коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей [2, 3].

Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами, представляют разнородные группы по времени наступления снижения слуха и уровню речевого развития. Для каждой из них реализация основной цели осмысливается по-разному [2—4].

Целью «запускающего» (первоначального) этапа работы с оглохшим ребенком, сохранившим речь, является восстановление сенсорной основы коммуникации, естественного взаимодействия со слышащим окружением, возвращение ребенка в привычный для него звучащий мир.

Для глухих детей, не слышащих с рождения или с раннего детства, получавших адекватную медико-психолого-педагогическую помощь с первых месяцев жизни, имеющих положительный опыт использования слуховых аппаратов и владеющих фразовой речью к моменту КИ, в ходе данного этапа реабилитации обеспечивается максимальная опора на слуховое восприятие окружающего мира, перестройку коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей, т. е. переход от преимущественно слухо-зрительного к полноценному слуховому восприятию.

Для глухих детей с врожденной или рано приобретенной глухотой, не владевших до КИ (в силу тех или иных факторов) фразовой речью, пользующихся в коммуникации отдельными фразами, словами, звукоподражанием, голосовой реакцией, естественными жестами и имеющих ограниченный и недостаточно продуктивный опыт использования слуховых аппаратов или не имевших его, на «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации необходимо обеспечить формирование коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей.

За последние 10 лет в ИКП РАО проведена комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация 143 (по данным 2012 г.) глухих дошкольников с КИ. «Запускающий» этап во всех представленных выше группах детей был проведен успешно. Накопленный опыт позволил выделить направления работы и определить содержание и методы обучения. Остановимся на краткой характеристике коррекционно-педагогической работы с группой детей дошкольного возраста, не говорящих к моменту проведения КИ.

Условия и направления работы на «запускающем» (первоначальном) этапе с глухими детьми, не владевшими речью до КИ

Для успешного прохождения ребенком «запускающего» (первоначального) этапа необходима индивидуальная систематическая целенаправленная ежедневная работа семьи под руководством сурдопедагога. Именно в семье родители должны создать малышу эмоционально комфортную обстановку, которая необходима для перестройки его коммуникации и взаимодействия со всеми членами семьи. Важным условием этой перестройки является осознанное стремление родителей понять ребенка, поверить в его новые возможности и старательно, терпеливо преодолевать возникающие трудности в коммуникации и взаимодействии. Таким образом, создание благоприятной эмоциональной обстановки, правильная организация жизни ребенка дома и за его пределами являются необходимыми условиями для начала работы по формированию коммуникации и взаимодействия ребенка со слышащим окружением.

На этом этапе сурдопедагогу необходимо установить доверительные отношения с родителями и с остальными членами семьи, так как им предстоит на протяжении достаточно длительного времени следовать рекомендациям специалиста, обсуждать с ним достижения, трудности, а иногда и неудачи при работе с ребенком дома. Как правило, сурдопедагог сразу же вовлекает родителей в занятия, показывает методику работы, обсуждает ее с родителями, демонстрирует им различные приемы и способы налаживания эмоционального контакта с малышом для формирования у него потребности в коммуникации и для развития взаимодействия с ним.

Специально организованная коррекционная психолого-педагогическая работа ведется по разным направлениям.

Особое внимание уделяется формированию естественного слухового поведения ребенка с имплантом. После подключения речевого процессора ему становится доступно все многообразие окружающих звуков, однако воспринимает он их сквозь призму незнакомого, чужого и многоголосого фонового шума. Ранее незнакомые слуховые ощущения обрушиваются на неподготовленного ребенка, удивляют, настораживают и даже пугают его своей новизной.

На «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации важно научить ребенка естественным образом реагировать на любой звук окружающего мира, находить источник звучания и соотносить с ним звук; в самостоятельных действиях с предметами уметь обследовать их для выявления звучания и экспериментировать со звучанием так, как это делает слышащий ребенок; имитировать речевые и неречевые звучания в ситуации эмоционально насыщенного общения.

Читайте также:
Интегрированное занятие Путешествие в Подземное царство

Также важно выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук, т. е. научить его в ответ на звуковой сигнал реагировать определенным действием (например, надевать кольца на пирамидку, бросать пуговки в банку, переворачивать картинки и т. п.). Это необходимо для программирования речевого процессора, для установления аудиологом точных параметров настройки индивидуальной карты стимуляции речевого процессора. В дополнение к условной двигательной реакции необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять наличие и отсутствие звука, количество звучаний и характеристику звуков по интенсивности, длительности, непрерывности, высоте; реагировать на начало звучания и его продолжительность.

Уже в первые месяцы использования КИ родители отмечают разительные изменения в поведении глухого ребенка. В первую очередь они касаются слухового восприятия окружающего мира и слухового поведения.

Формирование естественного слухового поведения происходит только в ситуации развития эмоционально насыщенного общения, эмоционального «заражения» ребенка, которое также является новым и наиболее важным направлением в работе. Оно становится не только основой естественного взаимодействия взрослого и ребенка, но и началом регуляции взаимоотношений с миром и окружающей действительностью. Задача сурдопедагога состоит в том, чтобы помочь взрослым перейти к естественному эмоциональному общению со своим ребенком, которое ранее было затруднено, сформировать у ребенка устойчивый интерес к новым звукам, что в совокупности необходимо для его слухоречевого развития.

На «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации уделяется особое внимание формированию у ребенка потребности в речевом общении, а также овладению пониманием речи и ее самостоятельным использованием.

Вся коррекционно-педагогическая работа в этот период строится в соответствии с сурдопедагогической традицией, с учетом общего развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Полноценное прохождение первоначального этапа реабилитации благоприятно влияет как на общее, так и на слухоречевое развитие ребенка, на его общение с близкими людьми и способствует гармонизации его отношений с окружающим миром.

Показателями окончания «запускающего» (первоначального) этапа работы с дошкольниками с КИ являются:

— интерес ребенка к любому звучанию;
— способность ребенка искать и находить источник звука самостоятельно в естественных бытовых условиях и адекватно вести себя в ответ на услышанное (дома, на улице, в транспорте, в различных помещениях — больница, магазин и т. д.);
— желание и стремление ребенка экспериментировать со звуками;
— сформированность у ребенка условной двигательной реакции на звук;
— установление параметров индивидуальной карты стимуляции, достаточных для разборчивого восприятия ребенком звуков окружающего мира и речи;
— появление ярких эмоций у ребенка во время игры или в ответ на эмоциональное заражение;
— появление устойчивой потребности в общении со слышащими: ребенок хочет общаться, ищет и инициирует контакты, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства;
— появление у ребенка понимания речи не только в узкой, наглядной ситуации, но и вне ее;
— активизация у ребенка голосовых реакций, появление интонации;
— появление у ребенка первых самостоятельных слов и фраз.

Данные показатели свидетельствуют о том, что произошла реконструкция коммуникации и взаимодействия ребенка с окружающим миром на основе изменившихся слуховых возможностей, появились основания полагать, что ребенок переходит на путь нормального развития.

Первые результаты

Наличие речи и слухового опыта еще до проведения КИ влияет, в первую очередь, на длительность первоначального периода. Так, наиболее быстро он протекает у оглохших детей, сохранивших речь; он заканчивается уже через 1—3 мес пользования кохлеарным имплантом, после чего ребенок готов возвратиться в привычную для него до потери слуха речевую среду. Для глухих имплантированных детей с высоким уровнем речевого развития до КИ первоначальный этап длится от 3 до 6 мес. За это время ребенок начинает полноценно пользоваться новыми слуховыми возможностями и в течение следующего года максимально приближается и сравнивается в развитии со слышащими сверстниками.

Для глухих детей, не владевших речью до КИ, продолжительность первоначального и последующего периодов реабилитации и их результативность во многом определяются возрастом, в котором проведена операция. В таблице представлены результаты реабилитации 98 детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, имплантированных до 5 лет.

Результативность КИ 1В речи детей могут быть отдельные нарушения звукопроизношения и несколько более часто, чем в норме, встречающиеся аграмматизмы. 2При условии особой активности родителей в процессе реабилитации, в речи детей могут присутствовать аграмматизмы.

Иная картина наблюдается при проведении КИ старшим дошкольникам и детям, имеющим выраженные дополнительные нарушения развития.

«Запускающий» (первоначальный) этап у глухих детей, имплантированных в возрасте 5—7 лет (19 человек), оказывается наиболее непредсказуемым и зависит от многих факторов: уровня общего и речевого развития к моменту операции, активности родителей в процессе воспитания и обучения ребенка, наличия потребности в речевом общении и т. п. «Запускающий» (первоначальный) этап занимает у них полгода—год, так как в этом возрасте к моменту проведения кохлеарной имплантации эти дети в большинстве своем имеют определенный багаж сформированных умений и навыков. Но переходу ребенка на новое, более полноценное слуховое восприятие мешают уже сложившиеся динамические стереотипы, которые «тянут назад». Многие дети так и не научаются использовать полученный физический слух, и в результате только 31,5% (6 детей) преодолели реконструкцию сенсорной основы коммуникации и начали общаться на равных со слышащими сверстниками. Но и эти дети нуждаются в систематической коррекционной поддержке еще на протяжении как минимум 3—5 лет. Часть из них приближается к возрастной норме лишь по окончании начальной школы.

Читайте также:
Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год

Для глухих имплантированных детей, имеющих выраженные дополнительные нарушения развития (19 человек), данный этап оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2 лет, а в исключительных случаях до 2,5 лет. При этом каждое продвижение ребенка вперед на пути более эффективного использования слуха можно считать успехом и большим достижением. Не все дети этой группы могут достигнуть тех же показателей окончания первоначального этапа, которые достигают дети без дополнительных нарушений. Так, для большинства детей данной группы окончанием первоначального этапа, помимо стабилизации настроек речевого процессора, возникновения реакций на звуки и интереса к ним, можно считать появление понимания речи в узкой конкретной наглядной ситуации, активизацию голосовых реакций и появление первых звукоподражаний.

Только после успешного завершения «запускающего» (первоначального) этапа реабилитации, оценивая возможности каждого конкретного ребенка, можно рекомендовать для него адекватную форму дальнейшего воспитания и обучения, в том числе совместно с нормально слышащими детьми.

Л.С. Выготский [1] сокрушенно говорил о том, что «совместное обучение с нормальными детьми, выдвигавшееся много раз, сейчас, к сожалению, не может еще стать вопросом ближайшей очереди». Нам повезло больше — сейчас «очередь подошла». Кохлеарная имплантация перевернула представления о возможностях слухового восприятия речи лицами с глубоким нарушением слуха, принципиально расширила возможности максимального сближения имплантированных детей и их слышащих сверстников, она помогает преодолевать «пропасть» в общении нормально слышащих и глухих людей.

Занятия с детьми после кохлеарной имплантации

Операция кохлеарной имплантации, возвращающая слух ребенку, еще не учит его слышать.

Это всего 50% успеха, остальные 50% после операции кохлеарной имплантации – реабилитация. Для развития навыков слуха и речи у ребенка и адаптации его к новым слуховым образам требуется порой длительная и упорная коррекционно-педагогическая работа. Для занятий с ребенком после кохлеарной имплантации привлекаются сурдопедагоги, психологи, дефектологи, логопеды и, конечно, родители. После подключения к кохлеарному импланту речевого процессора в первые месяцы у прооперированного ребенка происходят значительные изменения в звуковосприятии. При правильно организованном психолого-медико-педагогическом сопровождении уже через два года после операции, в большинстве случаев, у ребенка формируется связная речь, а общий срок реабилитации, в среднем, занимает около пяти лет.

Занятия по восстановлению и развитию речеслуховой системы после кохлеарной имплантации

Первые два года занятий с ребенком после кохлеарной имплантации должны проходить в тихой обстановке, а при специально организованных занятиях в домашней обстановке, необходимо исключить внешние источники шума, если они не являются частью игры.

  • – Для формирования навыков первичного слухового восприятия проводят занятия на понимание «есть звук или нет, слышу-не слышу», ребенок учится выполнять определенные двигательные реакции в ответ на звуковой раздражитель.
  • – Для постоянного тренинга слухового восприятия ребенка он должен учиться узнавать и находить источник окружающих его звуков. Постепенно малыш осваивает речевой материал, вначале в виде лепета и звукоподражания, а затем и полных слов, обозначающих предметы и действия. Занятия с ребенком лучше всего проводить в игровой форме.
  • – Для совершенствования слухового воспрятия речи, с ребенком нужно постоянно разговаривать, комментировать свои и его действия в бытовых ситуациях, на прогулке, в специально организованной игре. Говорить нужно стараться неторопливо, внятно, привлекая внимание ребенка к тому, что хотите ему рассказать. Стремитесь, чтобы малыш отвечал на поставленные вопросы и вступал в диалог. На этом этапе важно научить ребенка пониманию обращенной к нему речи. В дальнейшем важно выработать у ребенка слуховой контроль над своей собственной речью и над речью собеседника.
  • – При обучении родному языку, ребенок учится различать звуки речи, близкие по звучанию, осваивает слоговую структуру слов, может сравнить слова, отличающиеся одним или несколькими звуками, при этом постепенно овладевает фонетической системой родного языка .
  • – Важно совершенствовать понимание речи при многоканальном общении (несколько собеседников) и других акустических ситуациях.

Речевое общение с нормально слышащими детьми

В процессе занятий с ребенком после кохлеарной имплантации, развивайте его мышление, память внимание. Знакомству с окружающей действительностью способствует общение с нормально слышащими детьми. Устраивайте совместные игры, пальчиковый или кукольный театр, игры в форме диалогов для совершенствования языкового общения.

Читайте также:
Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

Ведение дневника реабилитации после кохлеарной имплантации

Для отслеживания динамики речевого развития ребенка после операции кохлеарной имплантации ведите дневник наблюдений. Это важно для вас и сурдопедагога и поможет правильно подобрать задания и игры, учитывая знания и способности ребенка. Обязательно вместе с сурдопедагогом обсуждайте все этапы коррекционно-педагогической работы с ребенком, планы домашних и индивидуальных занятий, делитесь впечатлениями, что получилось, а что не очень, принимайте участие в занятиях с сурдопедагогом.

И обязательно радуйтесь вместе с вашим ребенком даже самому маленькому успеху.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации с бисенсорным нарушением

Кондратова Маргарита Георгиевна, логопед государственного казенного учреждения здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» г.Фрязино, Московская область.

Слепоглухой ребенок имеет потенциальную возможность развития. «Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального коррегирующего педагогического вмешательства такой ребенок остается полным инвалидом на всю жизнь». Эти дети нуждаются в создании специальных условий, помогающих приобретать знания о мире; нуждаются в специальном обучении, в том числе и обучению ориентирования в пространстве и мобильности.

По мнению советских учёных И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, у детей слепоглухих отсутствует ориентировочно-поисковый рефлекс. Нет никакого контакта с окружающими. Им просто необходима методика очеловечивания, опредмечивания естественных нужд ребёнка во сне, в еде и пр. Важно научить ребёнка использовать предметы, орудия для удовлетворения своих потребностей.

На протяжении практически всей истории человечества предпринимались попытки, которые могли бы улучшить слух глухого, и, тем самым, включив один из мощнейших сенсорных анализаторов способствовать его переходу на другой статус.

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и прежде всего детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию.

Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Получив благодаря операции потенциальную возможность слышать, слепоглухой ребенок еще должен научиться использовать ее. Требуется обеспечить переход такого ребенка к коммуникации на естественной сенсорной основе, реконструкцию сложившейся раннее в период тяжелого нарушения слуха коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. Это самый ответственный этап реабилитации – он запускает весь ее дальнейший процесс, и сурдопедагог играет здесь ведущую роль.

Благодаря развитию слухоречевых процессов слух начинает работать на развитие у ребенка понимания обращенной речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей. Происходит смена статуса ребенка: «Уже не глухой, но еще не слышащий» – приобретен «физический слух».

Главным направлением на этой стадии работы для пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. если ребёнок был глухим.

Обязательное проведение сурдопедагогического обследования и участие в психологическом обследовании для оценки:

-общего и речевого развития

-умений и навыков восприятия речи и неречевых звучаний

-эффективности использования слуховых аппаратов

Основой обучения слепоглухонемых является коррекционно-воспитательная работа. Это и абилитация фонематического слуха, и формирование слухового восприятия, обучение произношению, формирование средств общения, ориентировка в пространстве.

Слуховая реабилитация у детей после КИ делится на два этапа:

1 этап- запускающий или начальный (+- 6 мес)

2 этап- Слуховой этап

Речевую реабилитацию и абилитацию проводят в различных центрах развития детей, таких как ФГБУН Российском научно-практическом центре Аудиологии и слухопротезирования, «Тоша и К» в г.Фрязино при Медицинском центром «АудиоМед» созданном на базе регионального Аудиоцентра предприятия «Исток Аудио Трейдинг» и др. Основная специализация этих центров- проведение начального и слухового этапов реабилитации и абилитации пациентов после кохлеарной имплантации.

Стандартный недельный курс реабилитации включает в себя:

1) Ежедневные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и становлению основы для последующего речевого развития. Дифференцировать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте и.т.д.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц, бытовых и не бытовых шумов и т.д.

Читайте также:
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

2) Работа с логопедом по подготовке механической основы речи, развитию произносительных навыков, коррекции речевых нарушений. Логопед проводит массаж органов артикуляции, а также работает в направлении накопления словарного запаса, проводит коррекцию нарушенной произносительной стороны речи. Логопед работает над формированием фонематического восприятия. Занятия с логопедом актуальны для пациентов любого возраста.

Цель: формирование фонематического восприятия – способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

3) Консультация психологов для пациентов, а также родителей детей.

4) Общеразвивающие занятия для детей раннего и дошкольного возраста.

5) Музыкальное корректирующие занятие.

6) Консультация детского невролога.

7) Консультация и осмотр ЛОР-врача.

Игровая аудиометрия в свободном звуковом поле (аудиолог отвечает за настройку кохлеарного импланта).

Задачи на запускающим этапе:

  1. Определение «есть звук – нет звука». Выработка УДР (условно- двигательной реакции) на звук
  2. Знакомство со звуками окружающего мира
  3. Различение характеристик звуков
  4. Различение звукоподражаний
  5. Различение односложных слов и т.д.

Задачи на этапе абилитации и реабилитации:

  1. Развитие коммуникативных навыков
  2. Развитие подражательной способности
  3. Развитие слухового и слухоречевого восприятия с помощью КИ
  4. Развитие произносительных навыков, речевого дыхания
  5. Развитие устной речи
  6. Развитие языковой системы
  7. Развитие крупной и мелкой моторики
  8. Научить ребенка использовать речь для общения и в разных коммуникативных ситуациях
  9. Обучение родителей и близких развитию слуха с КИ у ребенка, развитию понимания речи и устной речи в естественных ситуациях общения.

Для создания слухоречевой базы в первый год должно уделяться максимальное внимание развитию слухового восприятия.

Цель работы – максимальное использование слуха после кохлеарной имплантации при формировании устной речи.

Основная задача первого периода обучения-выработка четких реакций на вибрационные и звуковые сигналы.

Выработка реакции на неречевые раздражители:

– стук палочки по спинке стула или снизу по сидению стула.

– стук ноги по полу

– вибрация воздушного шара

– стук руки по поверхности стола и т.п.

Выработка реакции на акустические раздражители:

– барабана и бубна.

– звучание музыкальных игрушек (меллафон, свисток, шарманка).

– ходьба на месте

– хлопки в ладоши и т.п.

Действия с предметами:

– зажигание света, лампочки, фонариков и т.п.

Для выработки реакции выбираются доступные и интересные для каждого ребенка действия.

Выработка реакции на речевые звуки:

– слова: мама, папа, имя ребенка, рыба, дом, барабан, дай.

– словарь: слушай, слышу, не слышу, говори, хлопай, топай ногами, стучи, иди, играй, хорошо, плохо, там, тут.

При работе на слуховом этапе

За этот период у ребенка должны быть:

1.Достигнуты оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ,

2.Сформированы все мозговые механизмы анализа звуков и речи как звуковых сигналов. Ребенок учится:

  1. Обнаруживать разные звуки в разных ситуациях, в том числе тихие звуки, звуки в шуме;
  2. Различать разные звуки (и контрастные, и акустически сходные);
  3. Различать разные признаки звуков (тихий-громкий, один-много, длинный-короткий);
  4. Различать при парном сравнении, узнавать при закрытом и открытом выборе гласные и согласные звуки речи;
  5. Узнавать голоса знакомых людей, интонацию;
  6. Соотносить звуки с предметами и действиями, которые они обозначают;
  7. Соотносить слова с предметами, их свойствами, действиями, которые они обозначают;
  8. У ребенка постепенно формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание;
  9. У ребенка развивается слуховая и слухоречевая память;
  10. Ребенок постепенно запоминает разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы;
  11. Различать и узнавать звуки речи, как изолированно, так и в составе слогов, слов (фонематический слух).

Благодаря развитию слухоречевых процессов слух начинает работать на развитие у ребенка понимания обращенной речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей.

Дальнейшее слухоречевое развитие и коррекционная работа проводятся в рамках развития языковой системы.

3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи

• К этому моменту кохлеарноимплантированный ребенок напоминает иностранца, который живет в другой стране и начал изучать ее язык. Он все слышит, но понимает только отдельные слова и фразы по ситуации общения. Ребенок часто просто не успевает проанализировать и запомнить сказанное и поэтому не понимает других.

• Ребенку требуется много времени, чтобы вспомнить, что значит сказанное слово, а собеседник уже говорит другое предложение.

Ему легче понять и запомнить новые слова, если говорят медленнее, повторяют фразу.

Уровень слухоречевого развития по окончании языкового этапа зависит от:

• Методики реабилитации и интенсивности занятий,

• Участия родителей в абилитации.

4 этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов

Этот этап соответствует периоду развития речи нормальнослышащих детей в возрасте старше 7 лет.

Он отличается от предыдущего этапа тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком.

Показатели перехода слухоречевого развития на 4-й этап:

  1. Умение ребенка понять прочитанный сложный текст,
  2. Умение пересказать прочитанное,
  3. Умение связно рассказать о различных событиях и явлениях,
  4. Умения общаться с разными людьми с помощью речи.
Читайте также:
Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

И так, за годом год, совершенствуются раннее приобретенные навыки и формируются новые. Ребенок шаг за шагом постигает лексику и грамматику родного языка. Стимулируется использование устной формы речи в непосредственном общении. Продолжается уточнение фонетической стороны речи с помощью общепринятых методов и фонетической ритмике на базе слухо-вибрационного восприятия.

В работе тифлосурдопедагога обязательным пунктом является помощь родителям в перестройке коммуникации и взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Первоначальный этап реабилитации будет проходить в разных семьях по-разному, однако, каким бы длительным ни оказался период реконструкции коммуникации ребенка с близкими людьми, предпочтительным является его пребывание в семье.

Помещение ребенка с кохлеарными имплантами в образовательное учреждение до перевода коммуникации и взаимодействия с ближайшим окружением на естественную сенсорную основу может свести на нет все предшествующие усилия и семьи, и ребенка. Он еще не готов к естественной коммуникации и взаимодействию со слышащим окружением и тем более – к обучению в этой среде, но ему уже может повредить среда неслышащих, поскольку она не может стимулировать дальнейшее становление и укрепление естественной коммуникации и взаимодействия с людьми.

Показателем благополучного завершения запускающего этапа реабилитации служит появление естественного «слухового» поведения ребенка и способности спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это и происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста.

Реабилитация слепоглухих детей с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, тифлосурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.

Список литературы

1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) –Снкт-Петербург: КАРО, 2009. -752с

2. Суворов, А. В. Слепоглухой в мире зрячеслышаших [Текст] : [психология слепоглухого] / А. Суворов. — М. : Логос, 1996. — 119 с. : портр.

3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» – 400 с., 2005 г. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова

4. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография.-М.: Полиграф сервис, 2014. -192с.

Не просто игры: зачем нужны занятия с сурдопедагогом после кохлеарной имплантации

Автор: Редакция Мастерслух

После кохлеарной имплантации,, точнее – её хирургической части и первичного подключения речевого процессора, которую делают через месяц, ребенок получает физическую возможность делать то, чего был лишён от рождения: он может слышать. И взрослые, нередко, расслабляются: мол, самое сложное позади, теперь развитие малыша пойдет семимильными шагами. Однако, вы только в начале пути. И чтобы физический слух стал функциональным – предстоит немало работы. Разбираем распространенные родительские ошибки и ищем сурдопедагога.

Все ли тебе слышно, деточка?

Слушать, слышать и понимать – разные вещи

Пожалуй, главное, что нужно знать о кохлеарной имплантации, – она дает возможность слышать. А вот умение различать звуки, соотносить их с предметами, действиями, понятиями – это навык. У здоровых детей с нормальным слухом он формируется сам по себе, в процессе роста и развития. А вот малышам в патологией слуха приходится его осваивать с дополнительными усилиями. Порой – намного позже сверстников.

Если вы узнали в этой ситуации себя и своего ребёнка,не волнуйтесь: у вас все получится! Вы вместе уже через многое прошли и теперь находитесь на финишной прямой к полной звуков жизни. На этом этапе уж точно нельзя “затормозить”.

Главное, постараться не совершать типичных, для многих родителей, ошибок.

  • Ошибка первая. Мамы, папы, бабушки и дедушки иногда стараются облегчить ребенку период адаптации после операции. Для этого в разговоре с они активно пользуются жестами, чтобы малышу было легче понять обращенную к нему речь. И он не страдал, если что-то сказать или услышать не получается. Бывает, взрослые буквально не дают отпрыску говорить: предугадывают любые просьбы и желания, не ждут ответов на свои вопросы. А все потому, что “маленького жалко”, он и так “настрадался, перенес операцию”.

На самом деле: С таким подходом ребенок никогда не научится слышать и разговаривать. У него просто не будет в этом необходимости! Нужно давать малышу время на то, чтобы слушать и понимать сказанное, попробовать выразить словами собственные мысли. И пусть многое поначалу не будет получаться. Вектор развития задаст сурдопедагог.

  • Ошибка вторая. Взрослые откладывают начало работы со специалистом: делают перерыв после операции. Кто-то, возможно, втайне надеется, что слух и речь у чада как-нибудь “сами по себе наладятся”. Другие уверены: любое упущенное время можно наверстать. Третьи не понимают, в чем важность занятий. Мол, ребенок просто играет в кабинете, эдак можно и дома бесплатно порезвиться.
Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Домашние животные

На самом деле: Процесс реабилитации нужно начинать как можно раньше. Операция по кохлеарной имплантации даёт только 10% возможности слышать. 90% из них – это длительный процесс реабилитации. И занимается этим сурдопедагог. Сурдопедагог, умеющий работать с детьми именно после кохлеарной имплантации – это уникальный и очень важный специалист.

«Всегда нужно помнить: каждая ситуация индивидуальна, как и ее решение. Огромное значение имеет возраст, в котором ребенка слухопротезировалили», – поясняет сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева. «А коль стартовые позиции у всех разные, то и в дальнейшем неодинаково складывается развитие: формирование мышления, слухового и зрительного восприятия, речи. Один малыш, у которого взрослые максимально быстро заметили проблему и решили ее с помощью операции, вообще ничем не будет отличаться от сверстников. Другому потребуются месяцы, а то и годы».

Как найти своего сурдопедагога и что с ним делать?

Профессионал, работающий с детьми после кохлеарной имплантации, отличается от простого логопеда и дажеот врача- сурдолога.

Если нет опыта работы именно с «имплантированными» маленькими пациентами, в лучшем случае результата от занятий просто не будет, в худшем – можно причинить немало вреда.

  • Использовать методику работы с глухими детьми. Это создаст путаницу и задаст неверный вектор развития: ведь малыш после КИ уже слышит!
  • Давать подопечным скучные неинтересные задания – ребенок не начнет хорошо развиваться, как его не заставляй – таковы уж дети.
  • Привязываться при выборе задания только к физическому возрасту ребенка, а не к его реальному слухоречевому потенциалу – чревато взаимным непониманием.

Сурдопедаог, который «ведет» ребенка после кохлеарной имплантации, по факту будет являться и учителем, и психологом, и врачом, и добрым другом всей семьи.

Найти такого нелегко. Но совершенно точно. подобные специалисты работают в клиниках сети «МастерСлух». Филиалы сети есть в разных городах России, поэтому даже если в вашем населенном пункте узких специалистов нет, добраться до «МастерСлуха» попробовать можно и нужно.

«Задача слухопедагога – наверстать упущенное до операции время, когда ребенок не слышал или слышал плохо, не мог нормально развиваться, разговаривать», – говорит Татьяна Васильева. «Для этого, конечно, нужно задействовать родителей, ведь они проводят со своим сыном или дочерью ежедневно огромное количество времени. Мы на занятиях задаем направление, учим не только детей, но и в взрослых: как нужно заниматься дома, как учиться слушать и слышать, каким аспектам коррекции нужно уделять максимальное внимание в семье.

По тому дидактическому пособию, которое использую я, процесс идет поэтапно. Например, сначала отрабатываем речевые и неречевые звуки, потом градации громкости «тихо/громко». Мы вместе изучаем и вырабатываем условно-двигательную реакцию: услышал звук – сделал действие (как это происходит у хорошо слышащих с рождения людей)».

При индивидуальности каждой ситуации существует общий принцип развития речевого слуха у ребенка после имплантации. Процесс должен происходить также, как у обычных слышащих детей по мере их роста и развития:

  • И малыш, и уже большой ребенок с имплантами, проходят этап соотношения услышанного слова с увиденным предметом (машинка, книга, чашка) или совершаемым действием (прыгать, кушать, умываться). Только тогда каждое слово, словосочетание, предложение и любая длинная речь будут наполняться смыслом.
  • Занятия сопровождаются выполнением различных заданий в игровой форме. Например, дети могут по просьбе сурдопедагога искать и приносить игрушки, рисовать или лепить что-то, что взрослый им описал, проигрывать сценки на недавно услышанные сюжеты и т. п.

Со стороны это, конечно, будет казаться простой игрой, на самом же деле подобные действия бесценны для развития.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Голова кругом! Как слух связан с равновесием?

«Очень сильно», – объясняет врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Первыми “звоночками” начинающейся тугоухости могут быть головокружения. Слабослышащим зачастую труднее, чем здоровым, сохранять равновесие. Проблемы со слухом порой приводят к опасным падениям. Читать далее →

5 беспроводных аксессуаров ReSound, расширяющих возможности слуховых аппаратов

Мы уже делали обзор аксессуаров для слуховых аппаратов Signia/Siemens. Теперь посмотрим, что предлагает ReSound. Читать далее →

Отит у ребенка: как не допустить осложнений

Разбираемся вместе с врачом сурдологом-оториноларингологом «МастерСлух-Сочи» Евгением Будановым. Читать далее →

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: