Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: В гостях у Сони Свиристелочкиной

Цели: формирование правильного звукопроизношения звука «С»

– пополнять и расширять словарь через формирование «семанти¬ческого поля» слова «САД»;
– развивать вален¬тность слов;
– развивать умение понимать переносное значение слов.

– уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»;
– упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
– развивать навыки звуко-слогового анализа;
– продолжать учить составлять предложение по опорным словам, чертить схему предложения;
– развивать диафрагмальное дыхание, общую и мелкую моторику;
– развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать навыки словоизменения;
– развивать связную речь;
– развивать логическое мышление при решении логических задач.

– воспитывать навыки самоконтроля за речью;
– воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: игрушка сорока, кукла, письмо, таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, схемы предложения, магнитофон, картинки по теме занятия.

Мультимедиа ресурсы: аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Дети входят в логопедический кабинет и слышат пение птиц).

Учитель-логопед: Ребята, что вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Учитель-логопед: Кто же всех громче стрекочет?

Учитель-логопед: Вот и она к нам в гости сама пожаловала, да что-то с собой принесла. Да это какое-то сообщение.

(Логопед показывает игрушку – сороку).

Учитель-логопед: Хотите, я вам прочитаю его?

Учитель-логопед: Слушайте внимательно! «Я люблю гулять в своем старом саду. В саду много густых кустов смородины. Смородина спелая и сладкая. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой расцвели пестрые астры с красными лепестками. Жду Вас в гости. Свиристелочкина Соня».

Ребята вы хотите отправиться в гости к Соне?

Учитель-логопед: Какой звук встречается чаще всего в Сонином сообщении?

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! А теперь в путь.

2. Логопедическая зарядка

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем …

Снова глазки открываем

Массаж лица и шеи

На лицо он к нам попал.

Капли убери со лба,

Хоть и теплая вода.

По щекам бегут ручьи,

Ты ладошкой их сотри.

3. Акустико-артикуляционный профиль звука

Учитель-логопед предлагает детям взять зеркала и внимательно рассмотреть, что делают органы речи – губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя, когда произносят звук «С».

4. Изолированное произнесение звука

Что-то стало прохладно, это осенний ветерок запел свою песенку «СССССССССС», он играет с осенними листочками и хочет показать нам дорогу к Сониному саду. Давайте поможем ветерку и тоже споем его песенку: «СССССССССС».

5. Характеристика звука «С»

Учитель-логопед предлагает детям дать характеристику звука «С»:

Учитель-логопед: Звук «С» — гласный или согласный?

Дети: Согласный, потому, что язычок создает преграду воздуху.

Учитель-логопед: Звук «С» — твердый или мягкий?

Дети: Звук «С» твердый, потому что он звучит твердо.

Учитель-логопед: Звук «С» — глухой или звонкий?

Дети: Глухой потому, что при произнесении звука горлышко не дрожит.

Учитель-логопед: Значит звук «С» — какой?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: В каком домике будет жить этот звук? Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: В домике с синей крышей. Мы будем обозначать его синей фишкой. (На доске логопед выставляет соответствующий домик)

6. Соотношение звука с буквой

Учитель-логопед: Посмотрите, кто нас встречает! Это же Соня Свиристелочкина. У нее очень много разных предметов лежит на скамейке возле сада (сыр, сосиски, сарделька, месяц и т.д.). Назовите их. (Дети перечисляют предметы).

Учитель-логопед: Как вы думаете, на что похожи эти предметы?

Учитель-логопед: Правильно, все эти предметы похожи на букву «ЭС». Такой буквой обозначают звук на письме. (Педагог показывает букву «ЭС» детям).

Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.

Учитель-логопед: Давайте в воздухе нарисуем букву «ЭС» (Дети выполняют задание педагога).

7. Автоматизация звука в слогах

Учитель-логопед: У Сони много интересного можно увидеть в саду (Дети за учителем-логопедом проговаривают чистоговорку, а педагог выставляет соответствующие картинки на доске)

С — течет вода из крана. Много струек у фонтана. С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с

На траве блестит роса. Нам пропели струйки — СА. Са-са са-са-са
Пьет жучок в саду росу. Произносим слоги — СУ. Су-су су-су-су
Вышло солнце — нет росы. Повторяем слоги — СЫ. Сы-сы сы-сы-сы
Рядом с садом есть шоссе. Мы сейчас услышим — СЭ. Сэ-сэ сэ-сэ-сэ
Где-то сдулось колесо. Пропоет фонтан нам — СО. Со-со со-со-со

Читайте также:
Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

8. Автоматизация звука «С» в словах через формирование семантического поля «САД», развитие валентности слов и функций словоизменения

А) выделение главного слова:

• По первым звукам слов отгадайте место, где любит гулять Соня? (смородина, астра, дом).
• Объясните, что обозначает слово «САД» (Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды, цветы).

Б) звуко-слоговой анализ слова «САД»:

• Произнесите слово сад четко, проговаривая все звуки.
• Сколько слогов в слове сад? Почему?
• Сколько звуков в слове сад, назовите их по порядку.
• Дайте характеристику каждому звуку.
• Определите место звука «С» в слове сад.

В) однокоренные слова:

Учитель-логопед: В саду у Сони растет необычное дерево.(Логопед показывает картинку чудо-дерева и читает про него стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был он фруктовый,
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре –
И плоды нам принесло,
Стало много разных слов.

Вот из сада вам рассада,
А еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень всем нам интересно,
Погулять в саду словесном.
Какое слово стало разрастаться?

Учитель-логопед: «САД» — это слово корень. Чтобы попасть в Сонин сад, надо подобрать однокоренные слова этому слову. Какие слова могут вырасти из этого слова?

(Дети вспоминают и перечисляют слова из стихотворения: сад, рассада, садовод, садовник, посадки)

Учитель-логопед: Ребята, вы знаете, что означает слово садовник?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовник – это человек занимающийся уходом за садом. А кого мы можем назвать садоводом? (Предполагаемые ответы детей.)

Учитель-логопед: Садовод – это человек разводящий сады.

Учитель-логопед: Ну, вот мы и попали в Сонин сад. Посмотрите внимательно, что посадила Соня в саду?

Дети: Соня посадила смородину, абрикосы, подсолнухи, ананасы, сливы, рассаду, астры.

Учитель-логопед: Сливы, абрикосы, смородина, астры, рассада, подсолнухи какие? (подбор признаков к существительным)

Дети: Абрикосы спелые, смородина сладкая, подсолнухи высокие, астры красные и т.д.

Учитель-логопед: К словам, обозначающим признак предметов, подберите слова противоположные по смыслу (слова-антонимы): сырой песок, сладкая смородина, просторный сад, высокий куст, густой кустарник, старый сад.

Дети: Сухой песок, кислая смородина, тесный сад, редкий кустарник, молодой сад, низкий куст.

9. Автоматизация звука «С» в предложениях и тексте

Анализ словесного состава предложения

Учитель-логопед: Составьте предложение из данных слов: ПОСАДИЛА, САД, СОНЯ, РАССАДА, В. (Дети выполняют задание.)

Выложите схему предложения: СОНЯ ПОСАДИЛА В САДУ РАССАДУ. (Схема предложения появляется по щелчку)

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите последнее слово в предложении? Какое маленькое слово-предлог в этом предложении? В каких словах звук «С» стоит в начале слова, в каких — в середине.

Работа с текстом:

Учитель-логопед: Мне очень нравится Сонин сад. Я про него придумала рассказ. Послушайте его внимательно, а потом перескажите, опираясь на картинки и стрелочки:

За домом стоит сад. В саду много кустов. На кустах поспела смородина. Над смородиной летают осы. Ос Соня не боится. Соня собрала миску спелой смородины и сделала сливовый сок.

(Дети пересказывают, опираясь на картинки, рассказ педагога.)

Учитель-логопед: Соня очень расстраивается и часто говорит:

Вот досада, так досада: Не растёт в саду рассада!

«Это потому, что голова у тебя садовая!» — стрекочет сорока.

Учитель-логопед: Как вы понимаете это выражение «ГОЛОВА САДОВАЯ»? Уж не выросла ли она в саду? (Предполагаемые ответы детей.)

Другими словами можно сказать, что Соня «рассеянная», «невнимательная», «забывчивая» девочка.

10. Итог

Учитель-логопед: Было вам интересно гулять по Сониному словесному саду? Какой звук мы чаще встречали у Сони в саду?

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой же звук «С»?

Дети: Звук «С» — согласный, твер¬дый, глухой.

Учитель-логопед: Какие новые слова и словосочетания, связанные со словом «САД», вы запомнили? (Дети вспоминают однокоренные слова к слову сад.)

Учитель-логопед: Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились и многое узнали.

А теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.

(Звучит спокойная музыка, дети выполняю движения по тексту.)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном чудесным засыпаем…
Снова глазки открываем
В детский сад всех приглашаем.

(Педагог благодарит детей и прощается с ними до следующей встречи.)

Читайте также:
Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

1. З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Г. Горская, В.Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «Грик» 1997г. – 180с.
2. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
3. Баскакина И. В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лынская.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с.
4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
5. Аудиозаписи – пение птиц, шум дождя, шорох листьев.

Кадочникова Наталия Олеговна,
учитель-логопед

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 «Ивушка» г. Губкин Белгородской области

Описание материала: Предлагаю вниманию коллег данный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы (5-6 лет) по устранению нарушений при произношении звука –с -.

Конспект состоит из четырёх занятий.

Данный материал пригодится в работе не только логопедам, а также воспитателям и родителям. Этот конспект логопедического занятия поможет приучить детей прислушиваться к собственной речи, исправить дефектно произносимый звук –с -, способствует развитию психических функций и обогащению словаря по теме: «Овощи-фрукты».

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей с тяжелыми нарушениями речи

Занятие №1

Тема: постановка звука – с –

Цель:

коррекционно-образовательная: научить детей правильной артикуляции звука – с-, закрепить изолированное произношение, в слогах; учить подбирать слова-признаки для описания овощей и фруктов;

коррекционно-развивающая: развивать речедвигательные навыки, фонематический слух и восприятие; расширять пассивный и активный словарь детей по теме «Овощи-фрукты»; работать над развитием логического мышления и сенсомоторных навыков;

воспитательная: воспитывать активность, внимательность на занятии, желание заниматься, слушать логопеда и своих товарищей.

демонстрационный материал: корзина с овощами и фруктами, картинки с изображением овощей и фруктов;

раздаточный материал: карточки для д/игры «Картинки-половинки», цветные карандаши;

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто добавит последний звук в слово: апельси-н, огуре –ц, кабачо-к, баклажа-н, горо-х, пере-ц, лимо-н …

2. Упражнение для развития дыхания «Сдуй с ладошки ватку» (губы в улыбке, пошлепать по язычку губами, произнося при этом –пя-пя-пя-; подуть на язычок и сдуть ватку).

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки»

4. Логопед предлагает детям улыбнуться, язычок у нижних зубов, подуть «холодным ветерком» и послушать звук – с -. Несколько раз они повторяют «песенку водички».

5. Д/у «Умывайся!» Дети складывают ладошки перед лицом, произносят звук – с -, имитируют умывание. Задание усложняется тем, что дети слушают согласные звуки, которые произносит логопед, но умываются только тогда, когда слышат звук – с -; м – к – с – д – в – с – ч – с – л – …

6. По образцу логопеда дети повторяют слогоряд:

ас – ос ус – ис са-со су-сы са – ис – су сы – ос – ус

7. Д/и «Убери лишнюю картинку». На магнитную доску логопед выставляет по три картинки, а дети убирают ту, в названии которой нет звука – с -.

* редиска, помидор, капуста

* горох, ананас, абрикос

* чеснок, слива, яблоко

Физминутка «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (имитация ладонями рубящих движений)

Мы морковку трем, трем (сжатыми кулачками «трут» морковь)

Мы капусту солим, солим (перетирания пальцев рук)

Мы капусту жмем, жмем (ритмичные сжимания пальцев рук)

8. Д/и «О чем я говорю?»

В корзине лежат овощи и фрукты, дети их рассматривают и называют. Логопед предлагает послушать слова и догадаться, о чем говорит:

*красный, круглый, спелый, мягкий … (помидор)

*длинный, зелёный, свежий, хрустящий … (огурец)

*круглый, желтый, горький … (лук)

Затем дети самостоятельно подбирают слова описания овощей и фруктов:

*морковь (какая?) оранжевая, длинная, сладкая, твердая …

*яблоко (какое?) спелое, круглое, сладкое, румяное …

*капуста (какая?) зеленая, круглая, хрустящая …

Логопед закрепляет у детей обобщающие понятия «овощи – фрукты».

У детей карточки с половинкой овоща или фрукта. Они должны узнать изображение, дорисовать и раскрасить.

10. Итог занятия

Занятие №2

Тема: закрепление правильного произношения звука –с-

Цель:

коррекционно-образовательная: учить выделять в речи звук – с-, правильно его произносить изолированно, в слогах и словах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные

Читайте также:
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие, связную речь, графические навыки, психические процессы: мышление, память, внимание; учить отгадывать загадки, обосновывать свой ответ

воспитательная: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение доводить начатое до конца

демонстрационный материал: плакат с изображением овощей и фруктов

раздаточный материал: предметные картинки для речевой работы, карточки с контурным изображением овощей и фруктов для точечной штриховки, ручки

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто назовет большие, а затем маленькие овощи и фрукты: огурец – огурчик, яблоко – яблочко, помидор – помидорчик, лук – лучок, перец – перчик …

2. Упражнение для развития дыхания «Ветрячок» (дети складывают губы трубочкой и дуют, не надувая щек)

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка»

4. Логопед предлагает детям вспомнить, какой звук мы слышим, когда открываем кран и течет вода –с-; Как правильно произносить этот звук? (губы в улыбке, язычок лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»).

– повторить слоги: ас, ос, ус, ис, са, со, су, сы

– Д/и «Добавь слог в слово»

СА о-са, ли-са, ко-са, колба-са СЫ ко-сы, ве-сы, бу-сы, воло-сы

5. «Закончи предложение»

На доске картинки со звуком –с-. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают словом (сова, сад, сумка, самолет, лиса, колесо, посуда, суп, косынка, лес, нос, ананас, колбаса)

Высоко летит …самолет.

На столе чистая … посуда.

Дети пошли гулять в … лес. и т. д.

Физминутка

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для улитка,

Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

(сначала дети сжимают руки, показывают круглый апельсин, а потом поочередно загибают пальцы)

6. На занятие к детям пришел Незнайка и предложил детям отгадать загадки об овощах и фруктах:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я . (Капуста)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

7. Незнайка принес с собой плакат с изображением овощей и фруктов. Он не знает, как правильно называть сок и просит помочь ему. Дети называют, какой сок в стакане:

сок из яблок – яблочный сок, сок из апельсинов – апельсиновый сок, сок из моркови – морковный, сок из клубники – клубничный, сок из персиков – персиковый, сок из вишни – вишневый, сок из ананаса – ананасовый …

7. Логопед предлагает детям сделать для Незнайки подарок: выполнить точечную штриховку контурного изображения огурца или апельсина.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект на тему

В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе -игровых. Учитывая особенности развития такого ребенка трудно удержать его на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. И чтобы заинтересовать его, необходимо придумывать разнообразные способы привлечения внимания. Очень хорошо в этом случае помогает использование проблемно-поисковой технологии. Где во время занятия ребенок становится полноценным участником происходящего на занятии, а не простым слушателем.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_s_ispolzovaniem_problemno-poiskovoy_tehnologii.docx 21.65 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по формированию правильного звукопроизношения с использованием проблемно-поисковой технологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет) по теме : «Путешествие на воздушном шаре. Звук Ш» учителя-логопеда МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка.

-Познакомить детей со звуком Ш и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

– формировать правильное произношение звука в слогах и словах.

-закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук», «твердый звук».

-совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.

-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-развитие фонематических представлений.

-развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

– воспитание навыков сотрудничества и взаимопонимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение принцессы Шурши, инд.зеркала по числу детей, мешочек с изображениями артикуляционных упражнений, плоскостные изображения бревен с наклеенными предметными картинками со звуком ш( душ, камыш, малыш, карандаш, мышь, ключ, бочка, машина), массажеры су-джок по числу детей, плоскостные изображения 5 ключей, мышки Маши, слоговой домик с окошками, три корзинки со схемами для звукового анализа.

1.Орг.момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Каждый день всегда, везде;

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

К нам в детский сад пришло письмо . Посмотрите на этот конверт, от кого оно? От принцессы Шурши из волшебной страны Шотландии.

-А какой первый звук мы слышим в этом имени? ( звук Ш)

Правильно! Это самый любимый звук в той стране, где живет принцесса Шурша. Она пишет, что злой волшебник запер ее в высокой башне с пятью замками, а ключи потерял. Шурша в своем письме просит нас о помощи . Поможем ей? (Да)

Чтобы помочь ей, мы должны научиться правильно произносить ее любимый звук и найти все ключи.

На чем же мы можем добраться до далекой страны? ( На поезде, на машине, на воздушном шаре).

2. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука с опорой на артикуляцию. (Развитие артикуляционной моторики. Знакомство со звуком)

-Правильно! Полетим туда на воздушном шаре. Для этого нужно чтобы наши язычки были сильными. А для этого что нужно сделать? (Гимнастику для язычка)

-Давайте, поиграем. Достанем зеркала. В этом мешочке лежат картинки с заданиями. Какую картинку достанем, то упражнение и выполним.

« Наказать непослушный язычок», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Гармошка», «Фокус».

Молодцы! Теперь надуем наши шарики ш- ш – щ – ш. Что делают наши губы, когда мы произносим звук ш? Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?( Они круглые как бублик.)

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ш? (Поднимается вверх)

-Откройте рот, покажите ,где у вас находится язык, когда мы произносим звук ш?

-А какой воздух- теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук ш?

Когда мы говорим ш губы округлены. Слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхними зубами. Выходит струя теплого воздуха.

-А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет?

Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш-ш. В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожат.

Ребята, звук ш согласный или гласный? ( Звук ш согласный)

Звонкий или глухой?(Глухой). Твердый или мягкий ? Да, верно, звук ш-твердый, глухой, согласный звук.

Давайте, поднесем ладошки ко рту и надуем наши шарики, на которых мы полетим на помощь к принцессе Шурше.

(Ш-ш-ш-ш-ш-ш-). Полетели! Все дети хором произносят :

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились.»

Вот мы и прилетели на место, теперь нужно искать ключи.

3. Упражнение «Мостик» (Развитие фонематического слуха)

Смотрите,ребята! Речка. Чтобы построить мостик, надо положить бревнышки с картинками . в которых есть звук ш. (Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш и выкладывают импровизированный мостик.)

В самом конце дети находят первый ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

4. Пальчиковая гимнастика с массажерами су-джок (Формирование правильного произношения звука ш в слогах. Развитие мелкой моторики)

Посмотрите, кто это здесь? (Ежик). И кажется у него есть ключ, но отдаст он нам его, если мы расскажем про него историю.(Взяли в руки массажеры су-джок и повторяем все хором и катаем шарики между ладонями)

Шел ежик неспеша.

Вышли пышки хороши.

5. Упражнение «Слоговой домик»( Совершенствование слогового анализа слов. Формирование правильного произношения звука в словах)

Идем дальше. Смотрите на нашем пути стоит домик. В домике том три этажа и рядом предметные картинки с изображением предметов со звуком ш (мышь, шуба, душ, ландыш). Все предметы непростые в домике живут , песенку поют ш-ш-ш-ш-.

На 1 этаже -живут слова с одним слогом, на втором этаже-с двумя слогами, на третьем-с тремя слогами. Надо каждой картинке найти свое окошко. (После этого задания дети находят второй ключ)

Логопед: Вот мы и второй ключ нашли.

6. Физкультминутка «Ложка-это ложка» (Координация речи с движением)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились». Повторяем все вместе.

Ложка-это ложка (Шагаем на месте)

Ложкой суп едят (Хлопаем в ладоши)

Кошка-это кошка (Шагают на месте)

У кошки семь котят (Хлопаем в ладоши)

Тряпка-это тряпка (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)

Шапка-это шапка (Шагаем на месте)

Оделся и пошел.(Прыжки на месте)

Вот и нашли мы третий ключ.

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

7. Игра « Корзинки кошки Маши» ( совершенствование навыков звукового анализа слов)

Идем дальше! И на пути нам встречается кошка Маша с тремя корзинками. Нужно определить место звука ш в словах и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа-дети определяют место звука ш в слове ( в начале, в середине или в конце ) и кладут картинку в соответствующую корзинку.

Вот и 4 ключ мы получили!

8. Игра «Закончи предложение» (Закрепление правильного произношения звука в словах)

« На большом воздушном шаре

Наклонились, покружились, приземлились»

На дороге попадается конверт с заданием. Послушайте, что здесь написано. Надо добавить в каждое предложение слово со звуком ш., которое подходит по смыслу.

Под полом скребется .. . . .(мышь)

В коляске спит . . . . .(малыш)

В лесу расцвел. . . . . .(ландыш)

Греется на солнце маленький. . . . .(уж)

Петя взял цветной . . . . . (карандаш)

Со стола упал. . . . . .(нож)

У нас сломался. . . . . (душ)

Около озера растет. . . . (камыш)

Итог занятия. (Рефлексия)

Вот мы и нашли все ключи и спасли принцессу Шуршу и ее звук ш. Вспомним , какой это звук? (Звук Ш. согласный, твердый, глухой)

Как мы спасали принцессу? (Выполняли задания Злого волшебника-летали на воздушном шаре, помогали героям, которых встречали на своем пути.)

Шурша благодарит нас за спасение и дарит нам сушки. Вы ребята-молодцы, очень хорошо работали на занятии!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи “Моя семья”

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме “Звуки П-Пь” в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф.

1.00 СТАРШАЯ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР) – ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6 ГОДА ЖИЗНИ

Информация для родителей наших воспитанников.

Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР “Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Целью рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте от 5 до 6 лет, предусм.

Отчет учителя – логопеда МАДОУ МО д с № 10 «Дубравушка» Архиповой Надежды Андреевны в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 2020 – 2021 учебный год

Диагностическая деятельность По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого – педагогич.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения. Звук [д] в старшей группе с ОНР III уровня

Презентация к уроку

Цели рока:

  • Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
  • Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
  • Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

– “Барабанщик” (Слайд 1)

3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)

Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.

4. Анализ артикуляции звука Д.

– Произнесите звук: Д-Д-Д!

(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).

Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.

да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды

6. Выделение звука Д из слов на картинках

Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).

7. Звуковой анализ слова ДОМ

– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)

– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.

Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:

– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.

9. Игра “Чего не стало?”

(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.

– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)

10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.

Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.

11. Итог занятия.

– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)

А сейчас расскажем Башмачку:

– С каким звуком познакомились?

– Характеристика звука Д.

– Назвать слова со звуком Д.

Поощрение детей.

– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения

Юлия Цыбирганова
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения

Примерная основная образовательная Программа:

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»/ Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.

Возрастная группа: старшая логопедическая группа с ОНР (1 год обучения)

Тема НОД: «Наши друзья-гласные звук и

• закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

• совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

формировать навык определять гласный звук в начале, и в конце слова;

• закрепить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О]; ];

• продолжать знакомить с весенними признаками.

• развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И], [О];

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

• развивать зрительное внимание.

• воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

• воспитывать умение слушать инструкции педагога.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная

Форма организации НОД: групповая

Формыреализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, упражнения на развитие слухового и зрительного,внимания,игры на развитие логического мышления.

Оборудование: весенняя полянка (ёлочки, зайчик. ёжик,цветы,куклы-Лесовичок,Звуковичок,пособие «Домик для язычка»,индивидуальные наборы (зеркала,домик,красная фишка, красный карандаш,символы гласных- а,у,и,о, ы,предметные картинки-(аист,аисты,азбука,ангел,улей,удочка,ухо,утки,ирис,иволга,ива,иглы,о-вощи,окунь,осень,обруч,коты,киты,птенцы,сомы,набор индивидуальных карточек,зрительный тренажёр.

Дети на коврике. Какое время года наступило (весна)

Я приглашаю вас на прогулку в весенний лес. Чтобы попасть в сказочный лес, надо наполниться волшебной силой. И для этого мы сделаем волшебную дыхательную гимнастику.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Мы подуем высоко (Дети поднимают голову вверх)

Мы подуем низко, (Дети опускают голову вниз)

Мы подуем далеко (Дети дуют вдаль)

Мы подуем близко. (ладошки перед собой и дуют на них) .

Наполнились волшебной силой?

У нашего леса есть хозяин.

Жил в лесу лесовичок

Очень мудрый старичок.

Слышал звуки разные,

Голоса прекрасные. (показ куклы) (посадка)

1. Задание от Лесовичка- Весёлая гимнастика для язычка (Домик язычка)

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том(«Домик»)

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит («Оближем губки»).

Кто же тут, в столь ранний час? Это часики у нас. («Часики»).

Эй вы,кто вы? отзовись, на зарядку становись(«Зарядка»)

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

Вот сегодня день рождения -будет вкусное варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

2. Наш Лесовичок пригласил своего друга Звуковичка. (показ куклы). Но он забыл, какие звуки мы слышим в начале слов. .Послушайте слова и назовите звуки -игра «Назови первый звук»

ухо улица утро (выставляю символ-(«У»)

арка аист астра (выставляю символ- («А»)

иней ирис иволга (выставляю символ-(«И»)

ослик обувь озеро (выставляю символ-(«О»)

А вот слова,где звукпрячется в конце слов:

коты хвосты мосты (выставляю символ («Ы»)

Логопед: Как мы их произносим?

Дети: Мы их тянем, поем голосом.

Логопед: Как называются звуки?

Логопед: Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Лесовичок и Звуковичок дружат между собой. И гласные тоже подружились.

Давайте произнесём эти «звуковые песенки» (индивидуальные карточки).

3. А теперь наш друзья приглашают вас отдохнуть в весеннем лесу.

Утром солнышко встает (руки вверх, пальцы раздвинуты)

Теплый лучик детям шлет (кисти рук вниз)

Здравствуй, солнышко, привет, (руки вверх, машут)

Без тебя нам жизни нет (руки к сердцу прижимают)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зацвели вокруг цветы

Небывалой красоты (приседают и показывают на цветы)

4. Звуковичок принёс картинки,давайте поиграем с ними. Игра «Найди место звука в слове» (положи фишку в нужное окошко)

аист –азбука -ангел- аисты

ирис- иволга- ива- иглы

улей- удочка -ухо- утки

Звуковичокпредлагает поиграть в игры с картинками:

«Запомни, повтори», «Что исчезло?», «Что с чем поменялось местами?»

5. А теперь наш Звуковичок просит вас научить Лесовичка находить гласные звуки в словах на картинках. (индивидуальная работа с карточками).

Наши глазки напрягались, поможем им отдохнуть.

6. Зрительная гимнастика.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Лесовичок и Звуковичок благодарят вас за выполненные задания и ждут встречи с вами снова.

Итоги:1. Какие звуки мы сегодня повторили? (гласные) Назовите их.

2 Кто был у нас в гостях (Лесовичок и Звуковичок)

3. Какие слова с гласными вы запомнили (ответы детей)

4. О каком времени года мы сегодня говорили? (весна)

Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки с самого его.

Игры для формирования правильного звукопроизношения Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Игра как метод формирования правильного звукопроизношения у младших дошкольников Без речи нет ни сознания, ни самосознания Л. С. Выготский Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли,.

Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Важное место при устранении нарушений речи, как.

Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников Овладение языком имеет большое значение для формирования у дошкольника психических функций, способностей, для приобщения его к человеческой.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения «Дифференциация звуков [К], [Х]» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить произношение звуков [К], [Х]. 2. Упражнять в дифференциации звуков.

Консультация для родителей «Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребёнка» Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у дошкольников с ТНР» Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения.

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР “Химик Хома”

Занятие по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР “Химик Хома” Звуки Х,Хь. Буква Х.”, с использованием интерактивного плаката.
Задачи:
Образовательные:формировать навык чтения слогов, слов, предложений с буквой Х, закрепить представление о твердости- мягкости, глухости- звонкости согласных звуков Х,Хь, совершенствовать навыки анализа и синтеза предложений, предупредить дисграфию

Развивающие: развивать фонематический слух, развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, развивать тонкую и общую моторику

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Раздел: звукопроизношение и обучение грамоте.

Вид: автоматизация звуков в словах и фразах

Тема: Звуки Х,Хь. Буква Х.

Возрастная группа: подготовительная

Период коррекционной работы: 1 период

Форма работы: подгрупповое занятие

г.Копейск Челябинской области.

Образовательные:

формировать навык чтения слогов, слов, предложений с буквой Х

закрепить представление о твердости- мягкости, глухости- звонкости согласных звуков Х,Хь

совершенствовать навыки анализа и синтеза предложений

Развивающие:

развивать фонематический слух

развивать зрительное внимание, восприятие, мышление

развивать тонкую и общую моторику

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы обучения:

игровой: проблемная ситуация,

словесный, эвристический: вопросы, беседа, художественное слово.

наглядный, информационно-рецептивный: ИКТ

репродуктивный: практические действия, формы контроля (взаимоконтроль, самоконтроль).

Оборудование:интерактивная доска, столы.

Демонстрационный материал:презентация «Лаборатория химика Хомы», плоскостные колбы синие и зеленые.

Раздаточный материал: корзинки, комплект домиков звуков (красные, зеленые, синие) на каждого ребенка, карандаши: простой, красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, фонарики, лупы, «молекулы»(драже), блюдце, пипетка.

Форма работы: подгрупповая.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Индивидуальная работа:Даше следить за качеством произношения звука.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети входят в группу перестраиваются полукругом.

Логопед: Здравствуйте! Вы были когда-нибудь в секретной звуковой химической лаборатории космических войск. А хотите в нее попасть?

Логопед: А как вы думаете, что нужно знать и уметь сотрудникам лаборатории?

Логопед: У меня есть знакомый химик Хома. Он получил очень трудное задание от президента. Расшифровать секретные материалы, составить отчет. За каждое задание вы получите «молекулы». Вы готовы прийти на помощь?

2. Основная часть

Объявление темы НОД, изолированное произнесение звука

Логопед: В звуковой лаборатории будем изучать звуки Х, Хь, букву Х.

И так, подготовимся к работе в лаборатории.

Психогимнастика «Внимательный ученый»:

Внимательно слушаем и выполняем:

-поднять правую руку вверх, опустить;

-поднять левую руку вверх, опустить;

-правой рукой дотронуться до левого уха, опустить;

-левой рукой дотронуться до правого уха, опустить;

-закрыть правой рукой правый глаз,опустить;

-закрыть левой рукой левый глаз, опустить;

Логопед дает «молекулу».

-Акустико – артикуляционная характеристика звуков

Дети смотрят в зеркало.

Артикуляционная гимнастика: «мост- горка», «забор», «лопатка». Дыхательная гимнастика: «греем ладошки», «ветерок дует с горки».

Логопед: Хома– какой первый звук мы слышим в этом слове?

Дети: В слове Хома мы слышим вначале звук Х.

Логопед: Кто скажет характеристику звука Х?

Дети: Звук Х -согласный, глухой, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).

Логопед: Химик– какой первый звук в этом слове?

Дети: В слове химик первый звук Хь.

Логопед: Кто скажет характеристику звука Хь?

Дети: Звук Хь- согласный, глухой, мягкий (материал не новый, дети сами характеризуют звук).

Логопед: В чем сходство и отличия звуков Х и Хь?

Дети: Звуки Х, Хь- оба согласные, глухие, только звук Х – твердый, а звук Хь – мягкий.

При необходимости уточнить артикуляцию звука Звук [Х]- заднеязычный. Он получается в результате сближения задней спинки языка с задней частью нёба, оставляя по средней линии щель, кончик языка опущен и удален от нижних зубов, воздушная струя вызывает шум. Голоса нет.

Попеременное произнесение звуков Х-Хь логопедом, детьми, хором, громко, тихо (дети смотрят друг на друга в парах).

Логопед дает «молекулу».

Закрепление звуков Х, Хь в чистоговорках

Логопед: Все мы с вами любим посмеяться. Давайте посмеемся:

Мы смеемся тихо: хи-… (хи-хи-хи).

Мы смеемся громко: ха-… (ха-ха-ха).

Мы смеемся тихо: хи-… (хи-хи-хи).

Мы смеемся громко: хо-… (хо-хо-хо).

Логопед: В каких слогах вы слышите твердый звук Х, а в каких- мягкий?

Дети: В слогах ха, хо- звук Х, в слоге хи- слышим звук Хь.

Логопед:Повторите смех, где звук [х] звучит твердо.

Дети: Ха-ха-ха, хо-хо-хо.

Логопед: Повторите смех, где звук Х звучит мягко.

Логопед: А теперь продолжаем!

Логопед дает «молекулу».

-Развитие фонематического слуха.

Игра «Разноцветные колбы».

Логопед: Следующее испытание в нашей лаборатории.

Если в слоге или слове твердый звук Х, то покажете синюю колбу, если мягкий- то зеленую:

А) из ряда звуков: К, Х, КЬ, ХЬ, Т, Х, К, ХЬ К, КЬ, ХЬ, Х…

Б) из ряда слогов: ХА, КА, ХЯ, КИ, ХИ, ИХ, ИК, ХЕ, КА ХО, ОХ, ХЕ…. И т.д.

В) из ряда слов: хижина, ходить, мех, хитрый, хирург, стихи, хлопушка, химик, художник, халва, хищный, хоровод и др.

Логопед дает «молекулу».

Звуковой анализ слова.

Игра «Собери схему слога, слова»

Логопед: Поможем собрать схему слов Хома, химик, чтобы высветить секретные образцы. Сравните с образцами секретных материалов у Хомы.

Дети проверяют ответы, высвечивая фонариками.

Логопед дает «молекулу».

-Физпауза «Алфавит»

Логопед произносит звуки, а дети показывают буквы.

Логопед дает «молекулу».

-Звукобуквенный анализ слова

Знакомство с буквой Х:

X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь

Логопед: На что может быть похожа буква Х? Почему буква Х похожа на ножницы?

Логопед: Буква Х обозначает у нас 2 звука Х и Хь.

Логопед дает «молекулу».

– Упражнения на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Веселый карандаш»

Логопед: Кручу верчу, запутать хочу.

Поднимем карандаш вверх, опустим вниз, держим руки перед собой, повернем направо, налево.

Дети выполняют движения под инструкцию.

Логопед дает «молекулу».

-Упражнение на предупреждение дисграфии

Игра «Сложи букву»

Дети собирают букву Х из четырех счетных палочек на столе.

Рассматривают букву Х через лупу.

Логопед дает «молекулу».

-Закрепление звука в слогах, словах, предложениях

Логопед: Итоговые испытания от химика Хомы- необходимо потренировать пальцы, печатаем букву Х, слоги Хо, хи и слова Хома, химик в тетрадях.

Игра «Начерти схему предложения»

Дети читают предложения. Печатают. Составляют схему предложения.

Логопед дает «молекулу».

Поможем составить отчет химику Хоме и объединить «молекулы».Какие звуки мы сегодня сравнили? Что было сегодня для вас трудным? Что было легко?

Логопед объединяет «молекулы» (добавляет воду на блюдце с драже).

КОНСПЕКТ открытого занятия по разделу «Речевое развитие» для детей старшей группы с ТНР на тему «Дифференциация звуков [Ж] – [З]»

Логопедическое занятие для родителей, проведённое в рамках “Недели открытых дверей”.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ открытого занятия по разделу «Речевое развитие» для детей старшей группы с ТНР на тему «Дифференциация звуков [Ж] – [З]»»

открытого занятия по разделу «Речевое развитие»

для детей старшей группы с ТНР

Подготовила: Демидкина Н.В., учитель-логопед

Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [З]

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков [Ж] – [З] на слух и в произношении

обучающая:

формировать умение различать звуки [Ж] – [З] на слух и в произношении (по акустическим и артикуляционным признакам);

коррекционно-развивающие:

закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З] в слогах, словах, во фразовой речи;

развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;

развивать фонематическое восприятие;

развивать умение делить слова на слоги;

развивать умение составлять и анализировать предложение;

развивать память, внимание, концентрацию зрительного и слухового внимания;

воспитательная:

способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Методы: игровой (показ, пояснения, указания, вопросы), наглядный (использование предметных картинок), беседа

Материалы и оборудование:

магнитола, магнитная доска, флэшка,

Раздаточный материал:

индивидуальные зеркала, профили звуков [Ж], [З], картинки с изображением жука и комара, предметные картинки для игр «Построй домик», «Подари картинки», тетради, карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа:

р/игры: «Поймай звук (слог)», «Четвертый лишний», «Где звук живёт?», «Раздели на слоги»;

рассматривание картинок, заучивание скороговорок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Организационный момент

Логопед: Всем! Всем! Добрый день! Ребята, посмотрите, какой сегодня ясный, солнечный и теплый день. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Основная часть

Объявление темы

Логопед: Ребята сегодня к нам на занятие прилетели два гостя. А кто они, попробуйте догадаться по их песенкам. Закройте глаза и послушайте.

Запись звуков, издаваемых комаром и жуком.

Логопед: Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки? (Звуки [Ж] – [З]).

Логопед: Предлагаю вам поиграть с нашими гостями и их любимыми этими звуками. А для этого разделимся на две команды: команду – друзей жука и команду – друзей комара.

Дети по очереди берут жетоны с изображением комара и жука из корзинки.

Логопед: Занимайте свои места за столами.

Сравнение звуков

Логопед: Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж], [З]. Обратите внимание на артикуляцию звуков. (Дети вспоминают артикуляцию звуков)

Когда мы произносим звук [Ж] – рот похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук [З] – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки.

Когда произносим звук [Ж] – воздушная струя теплая, а когда произносим звук [З] – холодная

Акустическая характеристика звуков.

Логопед: Звук [Ж] – он какой?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом,
Логопед: Звук [З] – он какой?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом,
Логопед: Чем эти звуки похожи?
Логопед: А чем они отличаются? (Местом образования, произношением) Логопед: Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.

а) воспроизведение слоговых рядов:

жа – жа – за – жа

жи – зы – жи – жи

зу – зу – жу– зу

жо – жо – зо – жо

зу – жу – жу – зу

за – за – жа – за

б) р/игра «Скажи наоборот»:

жа – за

же – зэ

жо – зо

за – жа

жу – зу

зо – жо

жи – зы

зу – жу

зы – жи

зэ – же

в) Д/игра «Жуки и комары» («Хлопни»)

Логопед: Друзья жука «ловят» (хлопают) слова со звуком [Ж], а друзья комара «ловят» (хлопают) слова со звуком [З].

СЛОВА: жаба, живот, замок, журавли, завод, зубы, лыжи, пузыри, пижама, динозавр, снежинка, гроза, азбука, лужа, этажи, роза, забор, мимоза, железо.

г) Физминутка «День-ночь»

По сигналу «День» летят комары и жуки и поют свою песенку, а по команде «Ночь» засыпают.

д) Д/игра «Подари картинки» (определение позиции звуков в словах)

Логопед: Друзья жука отбирают картинки со звуком [Ж], а друзья комара – со звуком [З]. А теперь по очереди будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.

е) Д/игра «Построим домики для друзей» (деление слов на слоги). Работа в парах.

Картинки лежат в конвертах. Двое детей работаю у доски.

Логопед: У каждого должен быть свой дом. Построим для жука и комара дома. Но дома не простые, а в соответствии со схемой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: