Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Конспект коррекционно-развивающего занятия

лексико-грамматических категорий

Цель: Развитие диалогической речи у детей.

1.Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

2.Закреплять представления детей о фруктах и овощах и их характерных признаках;

3.Совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, в И. п.

1.Формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

2.Воспитывать навыки общения, умение слушать и слышать своих товарищей и взрослого.

1.Стимулировать развитие памяти, логического мышления, речевого слуха, зрительного внимания в процессе учебно-игровой деятельности;

2.Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

Фрукты, овощи, витамины, сад, огород, дерево, грядка, помидор, огурец, морковь, лук, кабачок, капуста, яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, вкус, форма, цвет, компот, песок, микробы, сок.

Мыть, есть, растут, крошить, рубить, отожмем, варить.

Чистые, грязные, круглое, овальный, треугольная, красный, зеленый, желтое, синяя, оранжевая, сладкая, кислый, горький, вкусные, полезные, лимонный, хрустящий, сочное, мягкое, длинный.

Оборудование и материалы:

Игрушка медвежонок Торопышка.

Картинки овощей и фруктов (демонстративный материал, карточки-схемы)

К детям приходит игрушечный медвежонок Торопышка. У него много вопросов, на которые он не знает ответа и просит помочь детей.

-Яблоко, груша, апельсин – что это?

-Где растут фрукты?

-Огурец, капуста, лук – что это?

-Где растут овощи?

-Нужно ли есть фрукты и овощи? Почему?

-Что нужно с ними сделать, прежде чем их съесть? Почему?

Медвежонок Торопышка говорит, что он все запомнил и сочинил стихи, которые хочет прочитать детям

v Зеленая, круглая морковка

Выросла на ветке ловко.

v Прямой, красный огурец

Под листочек свой залез.

v Горькое, квадратное,

Выросло на грядке.

Любят его взрослые

И малые ребятки.

Логопед читает по одному «стихотворению» ( показывает неправильные картинки) и обсуждает его с детьми:

-Понравилось стихотворение? Почему не понравилось?

-Что напутал медвежонок Торопышка?

-как надо правильно сказать об этом овоще (фрукте)?

Логопед предлагает детям помочь сочинить правильные стихи с помощью схем-картинок

· Оранжевая, треугольная морковка

Выросла на грядке ловко.

· Зеленый, овальный огурец

Под листочек свой залез.

Выросло на ветке.

Любят его взрослые

И маленькие детки.

Медвежонок Торопышка говорит, что от волнения он даже вспотел и пить захотел. Логопед предлагает детям «сварить» для него компот.

Пальчиковая гимнастика «Компот»:

Будем мы варить компот

Фруктов много надо, вот! -«варят» компот

Будем яблоки крошить, -загибают пальцы по одному с большого

Будем грушу мы рубить перечисляя фрукты,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот – «варят» компот

Угостим честной народ! -хлопают в ладоши

Медвежонок доволен и просит научить его еще какой-нибудь игре об овощах и фруктах, чтобы лучше запомнить их признаки.

Логопед предлагает детям научить медвежонка Торопышку играть в игру «Скажи какой, какая, какое, какие?» Для этого предлагает им сесть полукругом на ковер. Логопед прокатывает детям мяч, задавая вопросы:

Медвежонок доволен, что дети его научили играть в такие интересные игры, а чтобы лучше запомнить, просит детей напомнить, во что они играли, чем занимались. Медвежонок угощает детей и прощается с ними

Ямолдина Марина Александровна

логопед старшей группы,

МДОУ детский сад компенсирующего вида №266 «Радуга»

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР.

Читайте также:
Треугольники - урок математики в школе 5-го вида, 2-й класс

Тема: «Во саду ли, в огороде»

  • Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.
  • Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания;
  • Закреплять понятия «высоко», «низко»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
  • Активизировать речевую деятельность детей;
  • Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.
  • Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа : рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

Ход НОД

Организационный момент.

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай.

Упражнение «В саду».

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Логопед: А что растет на деревьях?

Логопед: Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети: Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети: Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети: Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед: А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

Упражнение «Соберём фрукты».

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзине.

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзине.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Нищева Н. Н.

Опять «варят» и «помешивают».

Упражнение «В огороде».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Логопед: На чём растут овощи?

Дети: На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Читайте также:
Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок: Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок: Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок: Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Физминутка-зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.
Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достаютдо пола.
Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями, корпус выдвигают вперёд влево и вправо.
Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

Упражнение «Соберём овощи».

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает). Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Игра-эстафета «Фрукты – овощи».

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Итог НОД.

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

Дыхательная гимнастика.

Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед: Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

Тимофеева Оксана Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение,
ВАО г. Москвы

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в средней логопедической группе по теме «Дикие животные и их детёныши»

– развивать и активизировать словарь детей по теме;

– помочь усвоить уменьшительно-ласкательную форму существительных;

– закрепить употребление существительных в Род. п. ед.ч.

– упражнять в употреблении антонимов: короткий, длинный;

– побуждать к составлению короткого описательного рассказа; предложений с предлогом В;

– развивать общую и мелкую моторику.

– развивать внимание, воображение, память

Читайте также:
Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Оборудование: предметные картинки диких животных и их детёнышей, игрушки – заяц, лиса.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Сегодня мы с вами поговорим о животных наших лесов и их детёнышах.

2. Психогимнастика. Однажды в лесу поднялся шум, гам и рёв. Прилетела сорока и застрекотала: «Что такое? Что случилось? Почему здесь шум такой?» И увидела, что на полянке плачут: лисёнок, зайчонок, бельчонок, волчонок и медвежонок.

Давайте покажем, как они плакали. А как удивлена сорока?

«Почему вы плачете?». «Мы забыли, где живём и кто мы.»

– Давайте поможем сороке рассказать кто эти малыши.

3.Образование существительных от существительных, употребление существительных в Род. п. ед.ч.

Это лисёнок – детёныш лисы. Он рыжий с пушистым хвостом.

Это волчонок – детёныш волка. Он серый с острыми зубами.

Это бельчонок – детёныш белки. Он с пушистым хвостом и с кисточками на ушках.

Это зайчонок – детёныш зайца. Он с длинными ушками и коротким хвостом.

Это – медвежонок. Он косолапый, неуклюжий.

Они все не похожи друг на друга. (Рассматривание игрушек животных и называние основных признаков: У зайца короткий хвост и длинные уши. Он зимой белый, а летом серый. У лисы длинный, пушистый хвост, острая мордочка, короткие уши. И т.д.)

4. Составление предложений с предлогом В.

Где же они живут? (Лиса живёт в норе. Заяц живёт под кустом. Белка живёт в дупле. Волк живёт в логове. Медведь живёт в берлоге. – показывать соответствующие картинки.)

5. Физминутка.

Мы пойдём в зимний лес.

Сколько там вокруг чудес.

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

И на землю тихо ложатся.

Вот зайка проскакал,

От лисы он убежал.

А это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит –

Так всю зиму и проспит.

(движения соответственно тексту).

6. Образование уменьшительно-ласкательных слов.

Мамы встретили своих детей, обрадовались, обласкали их. Как они ласково их называли? (Мой лисёночек. Мой бельчоночек. И т.д.) А как ласково назовём взрослых животных?

7. Употребление антонимов «длинный», «короткий».

Теперь мы их хорошо знаем и никогда не перепутаем.

У зайца длинные уши, а у медведя …

У лисы длинный хвост, а у зайца …

У белки длинный хвост, а у медведя …

У белки короткие ноги, а у волка …

У медведя короткий хвост, а у лисы …

8. «Прогулка в лес». Рассказ описание каждого зверя.

Мы всегда будем узнавать зверей которых видели в лесу. (показывать картинки и рассказывать о животном. Дети по выбору повторяют или сами рассказывают).

Вот лиса. Она рыжая, хитрая. Лиса живёт в норе.

Вот медведь. Он большой, косолапый. Медведь живёт в берлоге.

Вот белка. Она маленькая, ловкая. Белка живёт в дупле на дереве.

Вот заяц. Он белый или серый, быстроногий. Заяц живёт под кустом.

Вот волк. Он серый, голодный. Волк живёт в логове.

9. Пальчиковая моторика.

С ними вместе живут и их детёныши.

Кто такие детёныши?

(загибать пальцы в кулак, большой палец крутить вокруг оси.)

Как вы думаете, запомнили детёныши кто они? Давайте ещё раз напомним им (Ты зайчонок – детёныш зайца. И т.д.)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Игрушки, старший дошкольный возраст

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий

Аникина Светлана Леонидовна , Воспитатель
Омск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Логопедическое занятие (фронтальное) по

формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи в средней группе

Тема занятия: «Словообразование. «Животные жарких стран».

Цель занятия: образование названия детенышей при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК-

обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;

развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать общую и мелкую моторику, развивать связную речь;

воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;

коррекционные: преодолевать речевой негативизм.

Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.

Здравствуйте, ребята. Вижу вы в хорошем настроении. Сядем правильно: спина касается спинки стула, ноги дорожкой, руки – на ногах.

Дети садятся удобно.

Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Сейчас я включу запись. Послушайте звуки и попробуйте угадать, кто их издаёт.

Логопед включает запись звуков обезьяны, тигра и слона.

Логопед открывает на доске изображения названных животных.

Ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Где живут эти животные?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать.

По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).

Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей, и питается он листьями – листьями деревьев (жираф). Логопед открывает изображения животных: крокодил, носорог, жираф.

Каких животных жарких стран вы еще знаете?

Молодцы. Логопед выставляет изображения, названных животных.

Дети называют животных, издающих звуки.

В жарких странах.

Дети отгадывают загадки.

Ребята, у животных, как и людей, есть дети.

Посмотрите, кто изображен на картинке? Логопед предъявляет изображение слона со слоненком.

Слон – большой, а рядом с ним детеныш? Как его называют?

Детеныш слона называется слоненок. Повторим вместе, слоненок.

Ребята, помогите мне, подскажите, как называются детеныши у животных жарких стран. Мы уже знаем, что детеныш слона – слоненок.

Упражнение «Назови детеныша»

« Это кто? показ картинок животных и их детенышей.

У льва детеныш как называется?

Данис, повтори, пожалуйста.

Давид, повтори, пожалуйста.

У верблюда … Верблюжонок.

Скажем вместе. Верблюжонок. Логопед стимулирует к ответу молчащих детей.

У кенгуру детеныш называется …

Кенгуренок. Повторим все вместе.

Смотрим дальше. Это …

У неё детеныш называется …

Нет, ребята. Детеныш черепахи – черепашонок. Повторим вместе, черепашонок.

Напомните мне, как мы назовем всех этих малышей (показ детенышей) одним словом.

Ребята, сейчас проверим, как вы запомнили названия детенышей животных жарких стран.

Я буду называть детеныша и его родителя, а вы мне будете помогать: говорить верно я сказала или ошиблась? Готовы? Верблюжонок – это детеныш зебры.

Скажите полной фразой.

Ладно. Черепашонок – детеныш кенгуру.

Как нет? А чей же тогда? Кристина ответит полной фразой.

А у кенгуру, тогда как детеныш называется?

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Хорошо. Слоненок – детеныш верблюда.

Помогите, мне, я запуталась. Слоненок, чей детеныш? Вася, ответь полной фразой.

Ребята, вы помогли мне разобраться с названиями детенышей животных.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки»

Ирина Бабичкина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе О. Н. Р.

Тема: Игрушки

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи.

Активизировать словарный запас по теме, ввести в речь обобщающее понятие «игрушки».

Уточнить понимание названий окружающих предметов (покажи – кубик, куклу, машину; дай – зайку, мяч, кубик и т д.)

Учить пониманию инструкций (возьми два кубика, топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.)

Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить использованию предлога «с» в речи.

Учить детей дифференциации понятий «большой-маленький».

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать зрительное внимание, уточнить знание детьми основных цветов.

Ход занятия:

Дети входят в кабинет логопеда и встают возле стульчиков.

Логопед: – Здравствуйте, дети! Встаньте ровненько и послушайте меня внимательно. Первым сядет тот, на ком надеты синие шорты! (Дети разглядывают друг друга, находят нужные цвета и предметы).

Вторым сядет тот на ком надета зеленая футболка! Третьим сядет тот на ком белые носочки! И т. д.

2. Сообщение темы.

Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишье:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, гномик.

– Сегодня на занятии мы с вами ребята, будем говорить про игрушки, рассматривать их и играть с ними.

3. Беседа. Активизация словаря по теме. Введение в речь обобщающих понятий.

– Давайте рассмотрим предметы на столе. Назовем их по одному.

Дети называют игрушки:

-Вы все очень любите играть с этими предметами, так как же мы назовем их одним словом?

Логопед поясняет, что все предметы вместе являются игрушками.

4. Упр. «Послушай внимательно и выполни задание»

Уточнение понимания названий предметов.

Логопед: – Ваня, покажи где машинка, а где кукла?

– Илья, покажи где кубик, а где мяч?

– Мила, дай мне куклу и кубик.

– Влада, покажи где пирамидка, а где слоник?

– Леша, дай мне мишку и домик.

5. Упр. «Игрушки – малютки» Формирование навыка образования сущ-ых с ум. ласк. суффиксами.

– Ребятки, а давайте посмотрим на картинки! На наших картинках нарисованы игрушки. Одни игрушки большие, а другие маленькие, совсем малютки. Давайте назовем сначала большую игрушку, а затем маленькую ласково.

Кукла – куколка; дом – домик; мяч – мячик; матрешка – матрешечка; гном – гномик; машина – машинка.

6. Учить детей дифференциации понятий «большой-маленький».

Логопед раскладывает картинки с большими и маленькими игрушками по разные стороны стола. Повторяет, что одни игрушки большие, а другие маленькие. Просит детей показать, где большие игрушки, а где маленькие.

7. Упр. на развитие мелкой моторики рук.

Каждому ребенку логопед раздает по маленькому пластмассовому мячику.

– Ребята, посмотрите какие чудесные мячики! Это тоже игрушки, давайте поиграем с мячиками и нашими ручками!

Эта ручка – правая (повернуть правую ладонь, показать ладонь)

Эта ручка – левая (повернуть левую ладонь, показать ладонь)

Я на мячик нажимаю, (взять мячик с коленок, сжимать его в одной,

Читайте также:
Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

затем в другой ладошке)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня (убрать мячик на коленочки, и просто сжимать и разжимать пальчики, раздвигая их в разные стороны)

8. Игра «Игрушки спрятались». Использование предлога «С» в речи.

Каждому ребенку логопед раздает по игрушке. Просит их немного поиграть с ними, а потом спрятать под стульчик. Затем логопед спрашивает у каждого ребенка с чем он играл?

– Я играл с мишкой.

– Я играла с ежиком.

– Я играла с матрешкой. И. т. д.

6. Упр. «Послушай внимательно и выполни задание»

Учить пониманию инструкций. Развивать общую моторику.

Логопед выставляет на стол несколько одинаковых игрушек. Просит ребенка: – Подпрыгни столько раз, сколько кубиков у меня на столе. (Убирает игрушки)

– Топни ножкой столько раз, сколько на столе кукол. (Убирает игрушки) И. т. д.

Логопед: – Вот и закончилось наше занятие! Вам понравились наши игрушки? Игрушкам тоже очень понравилось как вы занимались!

Сейчас каждый получит небольшой подарок от наших игрушек.

Логопед раздает детям изображения игрушек (мальчикам машины, девочкам куклы, которые необходимо раскрасить дома.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья» Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье Задачи: Коррекционно-образовательные: • Обогащение и активизация словаря по теме.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР по теме: «Во саду ли, в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Читайте также:
Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Скачать:

Вложение Размер
конспект НОД 24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Во саду ли, в огороде»

по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР

Тимофеева Оксана Александровна

учитель – логопед ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение

Цель: Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.

1. Коррекционно – образовательные:

– Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания ;

– Закреплять понятия «высоко», «низко»;

– Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).

2. Коррекционно – развивающие:

– Активизировать речевую деятельность детей;

– Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.

3. Коррекционно – воспитательные:

– Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа: рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

  1. Организационный момент

Логопед: Отгадайте загадку:

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай .

  1. Упражнение «В саду»

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Логопед : А что растет на деревьях?

Логопед : Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети : Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети : Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети : Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед : А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

  1. Упражнение «Соберём фрукты»

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзи не .

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзи не .

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «помешивают».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Логопед: На чём растут овощи?

Дети : На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок : Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок : Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок : Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й р е б е н о к: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

  1. Физминутка – зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.

Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достают

Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями,

корпус выдвигают вперёд влево и вправо.

Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

  1. Упражнение «Соберём овощи»

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает) . Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Никита: В мешк е .

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Игра – эстафета «Фрукты – овощи»

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого, мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

[Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.]

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР “В гостях у бабушки в деревне”

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. “Путешествие в страну маленьких слов”. Тема: “Предлоги В, НА, ПОД, ЗА”.

Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 7года жизни на тему «Весна».

Представляю свой опыт работы. приоритетным направлением которой является очень, на мой взгляд важная тема ” Использование традиционных и современных логопедических технологий в коррекции л.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Домашние животные». Составление синквейна.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей с ОНР I-II уровнем в средней группе.

Тема: Лесные грибы и ягоды.

Цель: расширить представление детей о грибах и ягодах.

Коррекционно-образовательные задачи. Обогащение представлений об окружающем, уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода), формирование связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Развитие мышления, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, мяч, корзина, фишки, листочки с заданиями.

Содержание деятельности логопеда

Содержание деятельности детей

1.Орг.мамент. Цель: развитие памяти, внимания.

На доске вывешена картинка с изображением лисенка собирающего грибы, а так же картинки с грибами и ягодами (клюква, земляника, ежевика, рябина; подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор и т.д.)

Логопед здоровается с детьми, затем обращает их внимание на доску.

-Ребята к нам в гости пришел лисенок, который проводит нас на чудесную поляну.

Логопед подводит детей к доске.

-Посмотрите сколько здесь грибов и ягод

-Сейчас мальчики называют грибы, а девочки ягоды, которые растут на полянке.

-Молодцы, садитесь перед зеркалом.

Дети заходят в кабинет, проходят к доске.

Мальчики называю грибы. Девочки называют ягоды.

Цель: развитие артикуляционного пракиса

-Сейчас мы с вами выполним веселую гимнастику(логопед читает короткие стишки, показывает картинку и движение)

-Бегемотик рот открыл,

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

– Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

-Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем

– Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Каждое упражнении выполняется 3-4 раза

Выполняют упражнения вслед за логопедом.

Широко открывают и закрывают рот

Выполняют упражнение «Хоботок».

Выполняют упражнение «Хомячок»

Упражнение «Котенок лакает молоко».

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие тонкой моторики пальцев

Логопед просит детей встать.

-Шел лисенок по лесу собрал много грибов и ягод, лапки у него устали. Давайте вместе с лисенком поработаем пальчиками.

Логопед показывает движения и проговаривает:

-Раз, два, три, четыре, пять.

-В лес идем мы погулять.

-За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной, землянику мы найдем.

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук

Здороваются, начиная с большого.

Обе руки идут указательным и средним пальцем по столу.

Загибают пальчики, начиная с большого.

4. Основной этап.

Упр. «Четвертый лишний» Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления

-Лисенок принес вам интересное задание.

Логопед просит детей занять свои места.

На столах у детей лежат листочки с заданиями и фишки.

-Ребята помогите лисенку выполнить задание. Найдите на картинке лишний предмет. Почему он лишний? Давайте возьмем фишку и закроем землянику .

-Земляника лишняя, это ягода, а остальные грибы.

Дети выполняют задание.

5. Работа над слоговой структурой слова.

Цель: развитие умения работать над загадкой, формирование умения делить слова на слоги.

-Молодцы, ребята. Наш лисенок любит собирать не только грибы, но и ягоды. А чтобы узнать какие ягоды у него самые любимые отгадайте загадку.

-Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

Логопед показывае6т картинку со словом и просит детей прохлопать слово «малина», вместе считают слоги.

-А эта загадка про гриб, который лисенку нравится, но он его не собирает.

-Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Логопед показывает мухомор

Дети слушают загадку, называют отгадку.

Прохлопывают слово, считают слоги.

Прохлопывают слово, считают слоги.

6. Динамическая пауза.

Цель: Снятие мышечного и общего напряжения, развитие общей моторики.

Логопед просит детей встать в круг и повторять за ним движения.

а в лесу тропинка

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, тем пальчиками достают тропинку

Бегут по кругу, взявшись за руки.

7.Упр. Соберем корзину.

Цель: развитие внимания, мышления, умения дифференцировать предметы, классифицировать их.

Логопед берет корзину, а на полу лежат картинки с ягодами и грибами

-Ребята, давайте поможем лисенку собрать грибы и ягоды.

Логопед просит выйти детей. Каждый ребенок берет гриб или ягоду, называет их и «кладет» в корзину.

-Какой гриб мы не положим в корзину?

-Как можно назвать клюкву, землянику, ежевику, малину одним словом?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: