Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в старшей группе ДОУ. Тема “Фрукты”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Упражнять в образовании относительных прилагательных.

– Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

– Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

– Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

– Развивать зрительное восприятие.

– Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

– Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_2.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

воспитатель ГБОУ №297

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

– Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Упражнять в образовании относительных прилагательных.

– Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

– Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

– Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

– Развивать зрительное восприятие.

– Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

– Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

– Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Д/ и «Посмотри и назови»

– Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

-А где растут фрукты? (На деревьях)

-Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

– Где растут фруктовые деревья? (В саду)

-Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

-Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

– Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка – отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

– Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

– Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
– Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный (апельсин).

– Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
– Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный (банан).

-Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

-Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

– Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

– А если сок приготовить груши? (Грушевый).

– Сок из персика? (Персиковый)

– Сок из апельсина? (Апельсиновый)

– Сок из лимона? (Лимонный)

– Сок из банана? (Банановый)

– Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

– Ребята, что – то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

( Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

-Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик – персики – не стало персика, персиков

апельсин – апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

-Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

-Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Посмотрите, как я буду считать.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

-Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт – шестой.

– Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают – получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

– Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Автор: Кононова Светлана Николаевна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)

Рыхлый снег

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла . (Весна)

– Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

– А какие месяцы Весна с собой привела?

– Назовите по порядку весенние месяцы?

– Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

– Днём стало пригревать солнце.

– Стало теплее, день стал длиннее.

– Снег потемнел, стал таять.

– Появились первые проталины.

– Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

– Побежали, зазвенели ручьи.

– Возвращаются перелётные птицы.

Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна! Алферов

-А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)

-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Игра «Помощники Весны»

Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.( Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.

Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

Игра «Весенняя поляна»(с мячом)

-Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.

-Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день-весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение )

-Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.) Садитесь поудобнее.

А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.

Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)

Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.

· (солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое , весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное , жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое ).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .

· (небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное , яркое, , весеннее, высокое) .

· (сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.

· (снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)

· (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий ,быстрые , бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. ). Что ручьи делают? (Бегут, журчат , звенят , шумят, сливаются в речку. )

· (травка) какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует. ;

-Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

-Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.

дидактическая игра “Бывает – не бывает”

· Весной ярко светит солнышко.

· Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

· Весной тает снег.

· Весной в лесу собирают грибы.

· Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

· Весной идет дождь.

· Прилетают насекомые с юга

· Весной журчат грачи

Картинка –небылица «Что весной не бывает?»

Словесная игра «Исправь ошибку».

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

· Весна наступила потому, что прилетели птицы.

· Солнце светит потому, что тает снег.

· Снег тает потому, что бегут ручьи.

· Тепло потому, что все ожило.

· Солнце вышло потому, что стало тепло.

· Солнце светит потому, что звенит капель

· Подснежник расцвела первыми.

-Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

· Зимой солнце морозит, а весной. греет,

· Зима ушла, а весна . пришла,

· Зима холодная, а весна . тёплая,

· Зимой надевают шубы, а весной . куртки,

· Зимой сугробы высокие, а весной . низкие.

· Зимой снег чистый, а весной — .

· Зимой солнце тусклое, а весной — .

· Зимой дни холодные, а весной — .

· Зимой погода часто пасмурная, а весной — .

· Зимой медведь спит, а весной – (просыпается)

· Зимой снег выпадает, а весной (тает)

· Зимой заяц белый, а весной (серый)

· Зимой дни короткие, а весной (длинные)

· Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

-Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их(картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

– Какие изменения в жизни животных происходят весной? ( Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий)

– Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники.

-А почему их так называют? Потому, что они первыми появляются из под снега.

-Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Мать и мачеха, мимоза.

Игра « Один – много» (первоцветы)

Физкультминутка «Весна пришла»

– Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Игра «Народные заклички»игра с шелковой лентой.

– Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

– Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

– А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

– У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

-Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

– Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»

Аннотация: Как известно, дети с нарушениями речи испытывают трудности формирования лексико-грамматической стороны речи. Одной из самых трудных тем остается согласование существительного с числительным. Предлагаю конспект занятия по развитию умения согласовывать существительные и числительные в именительном и родительном падежах.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»

1. Лексическая тема «Богатыри».

2. Грамматическая тема «Согласование существительных с числительными».

  • коррекционно – образовательные:

1. Вызывать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Древняя Русь», «Одежда и оружие в Древней Руси»;

3. Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения согласовывать имена существительные с числительными в именительном и родительном падеже);

4. Совершенствование навыка выразительного чтения;

5. Совершенствование синтаксической стороны речи (использование сложных предлогов около, мимо, возле).

  • Коррекционно – развивающие:

1. Развитие использования числительных в собственной речи;

2. Обогащение словаря эмоционально – оценочной лексикой;

3. Практическое закрепление у детей навыка пространственной ориентации;

4. Развитие координации речи с движением.

  • Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам;

2. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии;

3. Воспитание ориентировки ребенка на речь взрослого.

Оборудование: план – карта, конверт, разрезная картинка «Богатырь», предметные картинки с разным количеством одежды и оружия богатырей, листочки дуба с картинками рубашек на обратной стороне, изображение моста, прищепки.

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия

3. Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями)

4. Развитие пальцевой моторики.

5. Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

6. Игра «Считай и называй»

7. Закрепление пространственной ориентации на плоскости ( на карте).

8. Физминутка. Танец-построение «Мы пойдем сейчас направо…».

9. Упражнение « Я иду мимо ( около, возле) чего …?»

10. Игра « Есть – нет»..

11. Подвижная игра «Мы идем, идем, идем…».

12. Упражнение «Переправа».

13. Упражнение «Путаница».

14. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!( зашли и встали у дверей).

Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними. ( проходят, садятся на стульчики).

А теперь давайте поздороваемся друг с другом и со мной без слов ( парами).

Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком,
Станет радостней кругом.

II.Основная часть.

1) Определение темы занятия.

Логопед : Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.

Наша страна в древности называлась Русью, была очень красивой и богатой землёй, кругом были густые леса, много рек. На Русь часто нападали враги, и людям приходилось защищаться от врагов. Защитниками земли русской были богатыри.

И мы сегодня постараемся быть такими же, как богатыри: смелыми, сильными, мудрыми.

2) Подвижное упражнение «Богатыри»

(Координация речи с движениями)

Логопед: Давайте покажем, какие были богатыри.

Богатырь, вот он каков: (руки на поясе)
Он силен, он здоров, (руки поднимает к плечам)
Он из лука стрелял, (изображаем стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (показываем, как бросаем палицу)
На границе стоял, (ладонь надо лбом, смотрим вдаль)
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы, и смотри, (руки на поясе)
Станем, как богатыри. (все садятся).

3) Развитие пальцевой моторики.

Ой, ребята, смотрите, какое – то письмо! Это не вы его принесли?

Логопед: Давайте посмотрим, что же в конверте (открывают конверт, там разрезанные кусочки картинки и письмо). Ребята, тут кусочки какой – то картинки. Давайте ее соберем.

(Дети собирают из частей картинку, получается портрет богатыря).

4) Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

Логопед. Ребята, вы догадались, кто это?

Логопед: А как вы догадались?

Дети: По одежде – шлем, плащ, кольчуга,

по оружию – щит, меч, палица, лук и стрелы, копьё.

5) Игра «Считай и называй»

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном падеже).

Логопед: В конверте еще и письмо есть. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник царевну Забаву (слайд «Забава Путятична»). Нужны богатыри, которые ей помочь могут, спасти от злодеев. Ребята, а вы согласны спасти Забаву?

Логопед: Тогда отправляемся в путь. Но помните, враги хитрые и коварные. Главное ваше оружие – знание. Вы должны знать, как правильно считать разные предметы, только так вы сможете их победить.

Давайте вспомним, как нам правильно считать, поиграем. Игра «Считай и называй»: ( картинка с изображениями разного количества предметов). (лежат на столе, каждый ребенок подходит, берет одну и называет).

У каждого ребенка картинка, на которой разное количество предметов.

– у меня есть один щит.

– у меня есть два меча;

– у меня есть три копья;

– у меня есть четыре палицы;

– у меня есть пять рубашек;

– у меня есть шесть плащей;

– у меня есть семь шлемов.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. А теперь давайте вместе обсудим путь, по которому нам предстоит идти.( приглашает детей к доске магнитной, там карта). Мы с вами находимся здесь.

6) Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).

Логопед помещает карту на магнитную доску. Дети рассматривают и определяют маршрут пути вместе с педагогом.

Дети. Сначала нам нужно пойти прямо, потом повернуть направо и пройти через лес. Мы окажемся у Дуба, где живет Соловей –разбойник. Повернем налево – пройдем по дорожке и увидим ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвом пещеры каменные, где живет Змей Горыныч. Отправляемся спасать Забаву!

7) Физминутка.

Игра под музыку «Мы пойдем сейчас направо..». ( 1 мин.)

8) Упражнение «Я иду мимо чего…?»

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в родительном падеже)

Логопед: Представьте, что мы оказались в лесу. Но как же нам добраться до Соловья – разбойника, дорожку нужную в лесу найти? А, может быть, вы сами ее найдете? Вы же такие сообразительные. Надо посчитать на карте все, что встретится на пути, тогда и выйдем к дубу, на котором сидит Соловей – разбойник.

Мы находимся вот здесь. Возле чего нам придется идти, расскажите.

(Работа с картой.

Логопед: Вот какая получилась у нас дорожка. Теперь мы знаем, куда идти. Ребята, а вот и наш дуб. Смотрите, на нем дупло! И сам Соловей – разбойник в нем сидит! ( поворачивает картинку на дереве на стене).

9) Игра « Есть – нет».

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном и родительном падежах).

Логопед: Скажи нам, где Забава?

С. Р. (голос записан): Случилась у меня вот беда. Свистнул я вчера, у меня все рубашки перемешались, перепутались, по листьям дуба разлетелись. Никак сосчитать не могу. Вот поможете мне сосчитать мою одежду, тогда скажу.

Логопед: Ну, это не беда. Мы тебе сейчас поможем, твои рубашки посчитаем да заодно и в игру поиграем. Правда, ребята?

(на дубе листочки, отрываем листочки с номерами от 1 до 7 и проговариваем).

Логопед: Эта игра вам знакома. Вы берете одну карточку, говорите, сколько рубашек на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества рубашек, а есть другое количество.

– у меня на картинке одна рубашка;

– у меня на картинке нет одной рубашки, а есть две рубашки

– у меня на картинке нет двух рубашек, а есть три рубашки;

– меня на картинке нет трех рубашек, а есть четыре рубашки:

– у меня на картинке нет четырех рубашек, а есть пять рубашек:

– у меня на картинке нет пяти рубашек, а есть шесть рубашек;

– у меня на картинке нет шести рубашек, а есть семь рубашек .

Логопед: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе ребята. Отдавай нам теперь Забаву.

С. Р. (слайд 3): Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите.

Слайд «Соловей Разбойник» выключается.

Логопед: Ну что ж, оказывается, Забаву похитил Змей Горыныч. Снова идем в дорогу дальнюю.

9) Упражнение «Мы пойдем сейчас налево».

в конце привела на стульчики.

10) Упражнение «Переправа».

(Создание проблемной ситуации, поиск путей решения. Обогащение словаря качественными прилагательными. Развитие пальцевой моторики).

Логопед: Ну, вот мы и оказались у рва, за которым пещеры каменные Змея Горыныча. Только как же нам на другую сторону перебраться?

(создание проблемной ситуации, поиск путей решения).

Дети: Нужно построить мост, можно перепрыгнуть, перекинуть ствол дерева.

Логопед: ВЫ знаете, давайте все-таки построим мост. На всякий случай я взяла с собой мостик перекидной. Но только он волшебный, перейти по нему можно, если вспомнить качества, которыми обладают русские богатыри. Вот вам прищепки, называйте по одному слову и прикрепляйте их к мосту.

(на полу изображение моста).

Дети называют качества: Сильные, смелые, храбрые, бесстрашные, отважные, добрые, мудрые, справедливые и т.д., и прикрепляют прищепки к модели моста, расположенного на доске.

Логопед: Вот мы и перебрались через ров. Вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.

11) Упражнение «Путаница».

(Развитие слухового внимания, памяти. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными в именительном падеже).

Логопед: Змей Горыныч хочет вас обмануть, запутать.

Каждая голова скажет вам предложение, а вы найдите в нем ошибку.

– У меня один большая пещера.

– В пещере у меня две стола.

– У меня трём головы.

Логопед: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она…

Появляется большая кукла в национальном костюме.

12). Итог занятия. Оценка работы детей.

Логопед: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось?

Логопед: А Забавушка вам сказать что-то хочет.

Логопед: (за куклу):

– Спасибо вам, дорогие ребята,

Примите же в этот торжественный час

Медали за ум и за смелость от нас.

( Забава раздает всем открытки — медали).

Возвращаемся домой и мы с вами. Раз, два три повернись — домой возвратись! ( дети уходят в группу).

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку»

Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи.

Задачи:

1. Развивать грамматический строй речи через упражнения в употреблении существительных единственного и множественного числа в падеже.

2. Развивать связную речь через упражнения в выделении предлогов из предложений, в составлении предложений с заданным предлогом.

3. Развивать речевое дыхание.

4. Корригировать слуховое внимание, память, зрительное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Оборудование: пособие «Поезд», колёса (из картона), зашумлённые картинки с солнышком, пособие «Волшебный» цветок, лепестки (из цветной бумаги и картона), «волшебное» дерево, листочки, ручеёк из цветной бумаги, символы предлогов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Детям выдаются зашумлённые картинки.

— Ребята, посмотрите на картинки и угадайте, какой на них изображён предмет. Ответ скажите мне на ушко.

— Правильно, на картинке изображено солнышко. А вы бы хотели отправиться в гости к Солнышку?

II. Постановка цели занятия.

— Хорошо, сегодня, мы отправимся в гости к Солнышку и во время путешествия будем повторять изученные предлоги.

III. Основная часть.

1. Дидактическое упражнение «Чего нет у поезда?»

— Ребята, а в путешествие мы отправимся на поезде. Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

— Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому ищете колёса по моему заданию. Запоминайте, где вы нашли колесо.

— Кирилл, твоё колесо лежит под столом.

— Оля, ты найдёшь колесо на стуле.

— А сейчас, скажите, где были ваши колёса.

— под столом и т.д.

2. Ритмическое упражнение «Едет поезд»

— Сейчас можно отправляться в путь. Строимся, как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе.

3. Дидактическое упражнение «Волшебный цветок»

— Мы с вами приехали в город «Звуков и предлогов». Внимательно посмотрите на «волшебный цветок» и скажите, чего не хватает у цветка?

— Правильно, лепестков. Ветер унёс лепестки. Давайте и мы изобразим ветер. Подуем на лепестки, на выдохе произносим звук: ссс.

— Посмотрите, я собрала лепестки, давайте вернём их цветку.

Логопед раздаёт детям лепестки.

— Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.

Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:

Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин. и т.д.

— Вот какой красивый цветок у нас получился.

4. Физминутка «Слушай внимательно»

— А сейчас, немного отдохнём. Приседайте, когда услышите предлог в предложении и присядьте, если предлога в предложении нет.

5. Дидактическое упражнение «Волшебное дерево»

— Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.

— Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.

Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.

6. Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети перепрыгивают через ручеёк, называя предлог, символ которого изображён на листочке: «У меня предлог «на».

— Вот мы с вами и пришли в гости к Солнышку. А вы бы хотели, чтобы оно засияло ярче?

— А лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.

IV. Итог занятия.

— Посмотрите, как засверкало наше Солнышко.

— Нам пора возвращаться в группу. Строимся, как вагончики, поехали обратно.

— Скажите, о чём мы говорили на занятии.

— Назовите, какие вы знаете предлоги.

— А это вам подарок от Солнышка – маленькие солнышки.

— Спасибо за работу.

Автор: учитель – логопед – Черноусова Екатерина Валерьевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 101»
г. Архангельск.

Статья размещена в авторской редакции.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи с детьми дошкольного возраста

Содержимое публикации

Конспект занятия

по формированию грамматического строя речи

Тема: Дидактическая игра «Кукольная мебель»

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнять в словообразовании и в употреблении предлогов.

Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения.

Воспитывать выдержку, желание прийти на помощь.

Закреплять понятия «большой», «маленький».

Словарная работа:

существительные:стул, стульчик, стол, столик, кровать, кроватка, шкаф, шкафчик, мебель;

глаголы: сядь, ляг, спи;

предлоги: в, под, около, у, между.

Оборудование:

демонстрационный материал: – макеты комнат разного размера;

-куклы разного размера,

-кукольная мебель разного размера.

Предварительная работа: сюжетно – ролевая игра «Семья», конструирование мебели разного размера, рассматривание кукольной и настоящей мебели.

I . Организационный момент

1. Появление кукол разного размера.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Захотели они есть,

Но не знают куда сесть.

Захотели они спать,

Но не знают, где кровать.

2.Вопросы к детям:

– Кто к нам пришёл?

– Они одинаковые по размеру?

– Поможем подружкам расставить мебель?

II . Работа по теме занятия

1. Игровая ситуация «Расставим мебель»

Описание ситуации: перед детьми макеты комнат и кукольная мебель разного размера. Дети отвечают на вопросы педагога и расставляют мебель согласно инструкции.

Инструкция педагога:

– Какая кукла живёт в большой комнате, а какая в маленькой комнатке?

– Расставьте мебель в комнатах. Для большой куклы – большую мебель, а для маленькой куколки – маленькую.

– Поставь стол в большую комнату, а столик в маленькую комнатку.

– Поставь около стола стул, а около столика – стульчик.

– Поставь около двери шкаф, а около дверки – шкафчик.

2. Вопросы к детям:

– Где будет жить большая кукла?

– Какую мебель поставили в её комнату?

– Где будет жить маленькая куколка?

– Какую мебель поставили в её комнатку?

III . Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Вот это стул,

На нём сидят.

(левую ладонь поднять вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулак правой руки)

Вот это стол,

За ним едят.

(левую руку сжать в кулак, сверху на него положить ладонь правой руки)

А вот диван,

На нём лежат.

(установить под углом 90 градусов ладони одна относительно другой тыльными сторонами наружу)

Напротив шкаф стоит,

В нём пальто и плащ висит.

(поднять обе ладони вертикально вверх- большиепальцы к себе)

На полках шапки и шарфы

Пришедшей в гости детворы.

(расположить согнутые в локтях руки перед грудью одна над другой)

IV .Продолжение работы по теме занятия

1. Игра – задание «Покажем и расскажем»

Описание игры: перед детьми макеты комнат и кукольная мебель разного размера. Дети выполняют действия с куклами, согласно инструкции педагога. Проговаривают фразы по образцу.

Инструкция педагога:

– Это стул, на нём сидят.

– Посади куклу на стул, а куколку на стульчик.

– Скажите, как я: «Сядь, кукла на стул», «Сядь, куколка на стульчик».

– Это диван, на нём лежат.

– Положи куклу на диван, а куколку на диванчик.

– Скажите, как я: «Ляг, кукла на диван», «Ляг, куколка на диванчик».

– Это кровать, на ней спят.

– Положи куклу на кровать, а куколку на кроватку.

– Скажите, как я: «Спи, кукла на кровати», «Спи, куколка на кроватке».

– Это стол, за ним едят.

V . Итог занятия

Положительная оценка деятельности детей от лица кукол:

– Спасибо, ребята, за помощь. Помогли вы нам расставить и кровать, и стол, и шкаф, а всё вместе – …мебель.

Интеллектуальная викторина «КАКИХ ПРОФЕССИЙ ТОЛЬКО НЕТ! »

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «СЕРПАНТИН НОВОГОДНИХ ИДЕЙ »

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ТИГР – СИМВОЛ ГОДА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Журнал Педагог

Автор: Шуньгина Вера Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития ребенка – “Детский сад № 8 “Лесная сказка”
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: конспект ООД
Тема: Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме “Зима”
Раздел: дошкольное образование

Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в

старшей группе по теме “Зима”

Ц е л ь : формирование

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей зиме

Совершенствовать грамматический строй речи:

Учить подбирать однокоренные слова

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

Упражнять в словообразовании суффиксальным способом

Закреплять умение согласовывать существительное с числительным,

Развивающие:

Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие

Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую

физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитательные:

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная,

вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно.

Материалы: мультимедийная презентация “Зима”, снежок, мячик, картинки

с зимним пейзажем, снежинки с играми.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми

о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание

ХОД ЗАНЯТИЯ

давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы

отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Слушайте.

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома,

Потому что я – (Зима).

Вот от кого это письмо. А еще зима прислала снежинки, а на них

интересные игры для вас. Будем играть? (Да)

Просмотр мультимедийной презентации о зиме.

Беседа по слайдам:

Что происходит зимой на улице? (Становится холодно, морозно, падает

длиннее) Молодцы, ребята!

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

вопрос “какой? какая? какое?”

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …)

Снег какой? —(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий,

День какой? —(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…)

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…)

у п о т р ебл е н и и

существительных в родительном падеже (со «снежком»).

Снежный ком скорей

ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы? (Без снега, без

мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.)

Молодцы! Продолжим играть.

Дидактическая игра “Интервью”

Расскажите какая зима? Если выпало много снега . (зима снежная),

если ветер дует. (зима ветреная), если вьюга кружит. (вьюжная зима), если

мороз трещит. (морозная зима), из-за стужи зиму называют. (студёной).

Ребята, смотрите, в конверте лежат картинки (каждому ребенку по

Дидактическая игра “Закончи предложение”

Воспитатель начинает, дети продолжают предложение: “Зимой снег

лежит. ” (на деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках,

на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках, на заборах).

Физкультминутка

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

(покачались из стороны в сторону,

согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова “снег”,

“снежинка” чем-то похожи. Кто ответит, чем? (Есть общая одинаковая часть).

снегурочка, заснеженный, подснежник). Я вам открою тайну – эти слова –

родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые

части “снег” или “снеж”.

А следующая наша игра

называется “Назови

ласково” (воспитатель

бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок отвечает добавляя суффикс).

А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище) А очень сильный

Ребята, а зимой бывает много снежинок? (Да). Давайте посчитаем их.

Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки – 5

посчитаем их (5 сугробов).

Дидактическая игра “Добавь словечко”

Все дети любят лепить снеговика. Давайте поиграем в игру. Я буду

говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово “снеговик”.

Мы решили слепить. (снеговика).

Мы приделали нос – морковку нашему. (снеговику).

Мы показали соседям нашего. (снеговика).

Мы играли с нашим. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о. (снеговике).

Дидактическая игра «А что вчера»

Ребята, я буду Вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы

мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

– Сегодня снег падает, а вчера …(падал)

-Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)

-Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел)

Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как

хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо. Мы сегодня не только

понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание

самое сложное? Я уверена, что со все трудности вы преодолеете, если будете

внимательными и любознательными. А еще Зима прислала для вас подарки

Конспект логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах”

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Содержимое разработки

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [ш], продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. согласовании существительных с числительными, делении слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы, дыхание, внимание. Память и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. Положительно-эмоциональный настрой на занятие, потребность в речевом общении.

Оборудование: кукла Звукоешка, карточки для характеристики звука [ш], «шипелочки»; картинки на автоматизацию звука [ш], в словах; дидактические пособия: «Логопедические бусы», «Цветы и вазы», «Солнышко», прищепки, мяч.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой учиться чисто и красиво говорить. Давай немного разомнёмся.

Развитие общей моторики.

Кто на чашке, кто на крышке (танцует)

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке (ходит на цыпочках)

Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Делаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту, доброту и здоровье, а выдохнем через рот все обиды и огорчения. Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.

Делаем вдох и выдох по три раза.

Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж

Самомассаж лица.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).

А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

Помнишь наше правило?

Глаза смотрят и всё видят,

Уши слушают и всё слышат,

Голова думает, а руки помогают.

2. Артикуляционная гимнастика

Зубки ровно мы смыкаем, и «заборчик» получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении),

Плавно губки округлили, «бублик» мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе).

Чередование первого и второго упражнения.

Язык «лопаткой» положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально).

Орех держу я за щекой, никак не раскусишь – твёрдый такой

(кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот).

Вверх язык поднимай, а потом опускай. Так качаться продолжай… (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх).

Язык широкий положи, а края приподними, его в «чашку» преврати (ладони принимают форму чашечки).

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

3. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла. – Это Звукоешка. (звук [ш] произносится акцентировано)

Какой звук я выделила голосом? (звук [ш]) У Звукоешки сегодня день рождения. Мы побываем у неё на празднике и будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш].

4. Характеристика звука [ш]по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай расскажем Звукоешке, как мы произносим звук [ш].

– Когда мы произносим звук [ш], в каком положении наши губы: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).

– Где находится язычок: вверху или внизу?

– Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?

– Какой звук [ш]: свистящий или шипящий?

– Звук [ш]звонкий или глухой?

-Звук [ш] гласный или согласный?

– Каким Звуковичком мы обозначим звук «Ш»: синим, красным или зелёным?

5. Развитие фонематического слуха.

Звукоешка предлагает тебе поймать звук [ш]. Я назову сей час ряд звуков, слогов и слов, а ты, когда услышишь звук [ш], сожми ладошки в кулачки.

Звуки: С, Х, Ш, Ч, Щ, Ж, Ш, С, Х, Ш.

Слоги: ХА, СУ, ША, ЖА, ФУ, ЩА, ХО, ШО, ШИ.

Слова: ХАТА, СУП, ШИНА, ФОКУС, ШАПКА, КОЖА, ЩЕНОК, ПУШКА.

Молодец, хорошо слышишь звук [ш], а теперь Звукоешка хочет услышать, как ты произносишь звук [ш].

6. Изолированное произношение звука [ш].

Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде.

Звукоешке понравилось, как ты произносишь звук [ш], она тебе дарит фотографию звука [ш] – букву «Ш».

7. Произношение звука [ш] в слогах.

Давай подружим букву «Ш» с гласными. Назови их . (А, О, У, И, Э, Ы ) Собери солнышко и прочитай слоги. (прямые и обратные).

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются» (все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога «ША» (на правой руке), «ШУ» (на левой руке)

Дидактическое упражнение «Су-Джок». Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ»

8. Произношение звука «Ш» в слогах и словах.

Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови». (Физминутка)

– Слог да слог и будет слово,

Мы в игру сыграем снова.

Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно.

– Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают.

Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.

9. Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок».

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.

– Что-то Звукоешка загрустила. У неё сегодня День рождения! Давай подарим ей подарки.

Дидактическое упражнение «Бусы». Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш» (2-3 картинки с другими звуками), выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова.

Дидактическое упражнение «Цветы и вазы». Ребёнок дарит Звукоешке Цветы, на которых наклеены картинки со звуком «Ш», расставляет их в вазы, определяя позицию звука «Ш» в слове (в начале, в середине, в конце слова)

Дидактическое упражнение «Скажи ласково». Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково.

Молодец, ты сегодня очень старался, красиво произносил звук [ш]. Спасибо тебе за занятие.

Используемая литература:

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.

Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.

Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.

Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2007г.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.

Читайте также:
Интеграция в сфере образования
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: