Конспект НОД ‘Идёт весна’

Конспект занятия “В гости к нам идет Весна!”

Занятие по образовательной области “Познавательное развитие” (Ознакомление с окружающим миром)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия “В гости к нам идет Весна!”»

НОД по познавательному развитию

в старшей группе

«В гости нас зовет весна!»

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»

Тропынина Светлана Герасимовна

Программное содержание:

закреплять с детьми характерные признаки весны.

Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать знакомить детей с литературными произведениями и фольклором о весне (закличками, стихами, загадками).

Закрепить умение производить слоговой анализ слов.

Продолжать учить располагать предметы на листе бумаги, последовательному рассказу о ходе работы.

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Материал: письмо, клубки, дорожка, картинки, макет солнца, полоски бумаги, подснежники, счетные палочки, ширма, мяч, два мешочка с землёй и почками, мёд, мягкие игрушки, ватман, мелки.

Ход НОД: Мотивация. Воспитатель:

– Ребята, я сейчас видела, как сорока подлетела к окну , она постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо:

В необычный вы поход.

Ждут вас тайны там лесные,

И тропинка в гости ждёт.

– Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

– В лес по сказочной тропинке

Нужно вам идти тайком.

Но пройти ее придется

Вам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

Воспитатель: – Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.

Воспитатель: – Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

– Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

– В какой лес мы пришли с вами ?

Дети: – Весенний, таинственный, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

Воспитатель: – Какое время года на картинах изображено?

Воспитатель: – Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может , это лето?

Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.

Воспитатель: – Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами возьмёмся за его лучики.

Дети вытягивают лучики из солнца.

Воспитатель: – Ребята раз мы с вами оказались в лесу давайте присядем на полянку. На этой полянке у лесных зверей школа. Посмотрите, они приготовили вам задание. Вам нужно придумать слова о лес или о весне и разделить их на слоги, затем разорвать полоску бумаги на две три или четыре части.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: – Молодцы с заданием справились. Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его….. (Скворец)

– Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

Воспитатель: – Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим ещё на одну солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети – «Быстро!») значит, на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь, правда, что это весна?

Воспитатель: – А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: – Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы должны назвать это слово ласково (ручей, лужа, дождь, солнце, дерево, почка, туча, проталина, трава, луч).

Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.

Читайте также:
Конспект итогового открытого занятия в логопедической группе: Развитие графических навыков

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) – А что это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: – В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его, расскажем закличку, которой в старину весну зазывали:

С ясным солнышком,

В наш родимый край.

Воспитатель: – Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки – необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: – В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: – Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: – Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой. Давайте закроем глаза, повернёмся через левое плечо, и окажемся детском саду.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:- Ребята я вам предлагаю в память о нашем путешествии нарисовать картину. А знаете, как мы её будем рисовать Паше предлагаю нарисовать посередине дерево, слева от дерева Насте грибок, с другой стороны Вике – цветок. Альберту около цветка бабочку. Айнуру вверху солнышко. А Данилу внизу травку. Может кто-то еще что-то хочет дополнить про наш весенний лес.

Дети рисуют рисунок, затем подводится итог занятия.

НОД “Весна идет, весне дорогу!”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

Цели.

  • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки.
  • Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

Оборудование. Картины с иллюстрациями о весне, мяч, карточки для развития графомоторных навыков, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Игра «Скажи ласково».

Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Молодцы, ребята, очень красивые слова придумали.

А сейчас отдохнем, споем песню «Веснянку».

Работа с карточками.

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. ( Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся за столы) Весна предлагает нам поиграть в кораблики. (Задание на развитие графомоторных навыков «Кораблик плывет по ручейку»). Каждому кораблику нужно проплыть по ручейку. Проведите линию посередине ручейка, в конце ручейка нарисуйте точно такой же кораблик.

Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Молодцы! Покажите, как красиво у вас получилось.

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Какие загадки о солнце вы знаете?

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка. Рисовать мы будем ниточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ниточки.

Какие ниточки по размеру? (Одна длинная, много коротких).

Что вы сделаете из длинной ниточки?

(Из длинной ниточки сделаем кружок).

Что сделаете из коротких ниточек?

(Из коротких ниточек сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)

Портреты готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Поднимите, покажите свои работы. Расскажите, какое солнышко.

Игра «Какое солнышко»

Какое солнышко? (Дети рассказывают о солнышке. Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе).

А давайте позовем солнышко.

Обогрей и улыбнись,

К нам в гости приди

Да тепло принеси,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет!

Привет весенний вам, друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

Солнышко вместе с детьми поет песню.

Солнышко, посмотри, какие портреты сделали дети.

(Воспитатель выставляет работы детей)

Солнышко. Молодцы, ребята. Мне очень приятно, что вы помните обо мне.

Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.

Солнце. С удовольствием их послушаю.

(Дети рассказывают заклички о солнце)

Выгляни в окошечко!

Будь к нам подобрее!

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Еще маленьких ребят.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Солнце. Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу.

Ребята, расскажите Солнышку, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей).

Солнце. Подарю я вам свои маленькие лучики-солнышки. Это лучики тепла и света. Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

Скачать:

Вложение Размер
НОД 39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

  1. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  2. Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки.
  3. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

Оборудование. Картины с иллюстрациями о весне, мяч, карточки для развития графомоторных навыков, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Воспитатель . Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Какие приметы весны изображены на картинах?

( Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? ( Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? ( Ответы детей ). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей).

Игра «Скажи ласково».

Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Молодцы, ребята, очень красивые слова придумали.

А сейчас отдохнем, споем песню «Веснянку».

Работа с карточками.

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. ( Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся за столы) Весна предлагает нам поиграть в кораблики. (Задание на развитие графомоторных навыков «Кораблик плывет по ручейку»). Каждому кораблику нужно проплыть по ручейку. Проведите линию посередине ручейка, в конце ручейка нарисуйте точно такой же кораблик.

Молодцы! Покажите, как красиво у вас получилось.

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Какие загадки о солнце вы знаете?

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка. Рисовать мы будем ниточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ниточки.

Какие ниточки по размеру ? (Одна длинная, много коротких).

Что вы сделаете из длинной ниточки?

(Из длинной ниточки сделаем кружок).

Что сделаете из коротких ниточек?

(Из коротких ниточек сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)

Портреты готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Поднимите, покажите свои работы. Расскажите, какое солнышко.

Игра «Какое солнышко»

Какое солнышко? (Дети рассказывают о солнышке. Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе).

А давайте позовем солнышко.

Обогрей и улыбнись,

К нам в гости приди

Да тепло принеси,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет!

Привет весенний вам, друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

Солнышко вместе с детьми поет песню.

Солнышко, посмотри, какие портреты сделали дети.

(Воспитатель выставляет работы детей)

Солнышко. Молодцы, ребята. Мне очень приятно, что вы помните обо мне.

Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.

Солнце. С удовольствием их послушаю.

(Дети рассказывают заклички о солнце)

Выгляни в окошечко!

Будь к нам подобрее!

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Еще маленьких ребят.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Солнце. Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу.

Ребята, расскажите Солнышку, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей).

Солнце. Подарю я вам свои маленькие лучики-солнышки. Это лучики тепла и света. Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе “Весна идет,весне дорогу” с презентацией

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания.

НОД “Весна идет – весне дорогу”

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе “Весна идет – весне дорогу” Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес.

Совместная деятельность детей и педагога “Весна идет – весне дорога”

Совместная деятельность детей и педагога”Весна идет – весне дорога”Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом.

Весна идет, Весне дорогу. “

Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству.

Положение о творческом конкурсе “Весна идет-весне дорогу!”

Конкурс проводится в целях укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция образ. обл.) с детьми старшего дошкольного возраста “Весна идет, весне дорогу!”

Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста “Весна идет, весне дорогу!” Н.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу!»

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной, так.

Конспект НОД ‘Идёт весна’

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Весна идет»
Занятия по теме “Весна”
Автор: Науменко Марина Александровна
12.05.2021 16:41

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Весна идет»

Воспитатель Науменко Марина Александровна ГБОУ Школа № 1467 ДО 1 Москва 2020-2021

Цель:

  • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

  • Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы);
  • Совершенствовать умение детей работать с мнемотаблицами, развивать разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Материалы:

  • Картинки к ребусу «Весна», набор букв;
  • Мнемотаблица с изображением примет весны;
  • Мнемотаблицы со стихами;
  • Таблицы, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком – вы догадайтесь сами. Вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»

Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? В названиях картинок вы должны определить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель: Ответьте на вопросы:

– После какого времени года наступает весна?

– А перед каким временем года?

– Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки (мнемотаблица). Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

Дети выполняют задание

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

– Появление листьев на деревьях.

– Снег растаял, появились ручейки, лужи.

– Катание на велосипедах, самокатах, роликах.

Утром бабочка проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась.

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Воспитатель: давайте с вами поиграем.

Дети стоят в кругу на ковре. Игра с мячом «Исправь ошибку»

– Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

– Весной идет листопад?

– Звери делают запасы весной?

– Весной на юг улетают птицы.

– Дети весной надевают весеннюю одежду.

– Первый весенний месяц – сентябрь?

– Урожай собирают весной?

– Дед Мороз приходит к нам весной?

– Дети идут в школу Весной?

– Весной появляются подснежники?

Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули. Присаживайтесь.

А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

  1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
  2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
  3. Где быстрее тает снег — в поле или в лесу?
  4. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
  5. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
  6. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)
  7. Какой первый месяц весны?
  8. Какой цветок расцветает первым на лесных полянах?

Воспитатель: Молодцы, справились.

Посмотрите, на мольберте весят таблицы, рассмотрите их повнимательней.

Я вам прочитаю стихи, а вы найдете таблицу, в которой зашифровано стихотворение.

Дидактическое упражнение «Найди таблицу»

1. Воробей с березы

Больше нет мороза

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из-под ведра:

– Этак мне придется скоро

Убираться со двора!

Воспитатель: Молодцы, справились.

Ну, а сейчас творческое задание. Я прочитаю вам стихотворение, а вы сами составите таблицу, с помощью которой можно будет выучить это стихотворение.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)

Конспект НОД в средней группе на тему “Весна”

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник –
Смастерили мы. (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей – то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит . (Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело –
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит – тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние – на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Конспект НОД в образовательной области речевое развитие «Весна идет! Весне дорогу!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(подготовительная группа)

в образовательной области «Речевое развитие»

«Весна идет, весне дорогу»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

1). Закрепить и расширить словарный запас детей по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

( «Речевое развитие»)

2) Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

(«Познавательное развитие»)

3). Совершенствовать навыки учебной деятельности, воспитывать умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

(Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:

практические – подвижные игры, физминутка, игр. упражнение;

наглядные – рассматривание картинок, схемы, фланелеграф;

словесные – беседа, загадки, вопросы.

Материалы и оборудование: мнемотаблица стихотворения «Весна», мяч, запись музыки П. Чайковского «Времена года», запись журчания ручейка, пения птиц, мультфильм «Как мы весну делали», таблица с пустыми клетками, альбомная бумага, цветные карандаши.

Конспект НОД по развитию связной речи

по теме «Весна идет, весне дорогу» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

1). Закрепить и расширить словарный запас детей по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

( «Речевое развитие»)

2) Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

(«Познавательное развитие»)

3). Совершенствовать навыки учебной деятельности, воспитывать умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

(«Социально-коммуникативное развитие»)

4.) Развитие двигательной координации (Физическое развитие)

Методы и приемы:

практические – музыкально – ритмические игры, рисование

наглядные – просмотр презентации, мультфильма, работа с мнемотаблицей

словесные – беседа, вопросы, чтение стихотворений..

Материалы и оборудование: мнемотаблица «Весна», запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», мультфильм «Как мы весну делали», шаблоны цветов, цветные карандаши, колокольчик, атрибут «Жаворонок».

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всеми!

– Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

– Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

– Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отгадайте загадку, которую мы вам приготовили.

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время знает?

Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня поговорим о весне. Устраивайтесь поудобнее и послушайте прекрасную музыку, которую сочинил П. И Чайковский (звучит фрагмент из цикла «Времена года. Март») Что вы увидели, когда слушали музыку? (ответы детей) Очень красивая мелодия, она называется «Март». Март – это первый весенний месяц. В народе говорят, что есть три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна травы – май. Как вы думаете, почему март называют весной света? (ответы детей) А вы знаете, что именно в марте после долгого зимнего сна просыпаются в своей берлоге бурые медведи? Во время спячки у них рождаются детеныши. Как зовут детеныша медведя? (ответы детей). А если их много, тогда как мы их назовем? Сегодня я расскажу вам о приключениях маленького медвежонка Мишутки. Он только родился, еще ничего не знает, но уже сделал весну. Хотите узнать, как? (ответы детей) Внимание на экран.

Просмотр фрагмента мультфильма «Как мы весну делали»

Воспитатель: Ребята, скажите, почему Мишутка проснулся? Кто его разбудил? (ответы детей) Почему же зимой солнышко не будило Мишутку? А весной оно греет как? Солнышко греет ярко, ласково. И сразу же хочется всем говорить ласковые слова.

Игра: «Скажи ласково»: Солнце-(солнышко), ветер-(ветерок), сосулька-(сосулечка), ручей-(ручеек), ночь-(ноченька), лист-(листик), трава-(травинка), дождь – (дождик), снег – (снежок), лужа – (лужица) (дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Хотите узнать, что произошло с Мишуткой дальше?

Просмотр следующего фрагмента мультфильма «Как мы весну делали» с комментариями воспитателя.

Воспитатель: Вы внимательно смотрели мультфильм? Значит, вспомнили все приметы весны. Давайте составим предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (ответы детей):

Например: Весной ярко светит солнце. Весной появляются первые листочки и цветы. Весной прилетают с юга птицы. Весной птицы вьют гнезда. Весной тает снег. Весной тает лед на реках. Весной просыпаются от спячки медведи и ежи. Весной журчат ручейки. Весной солнышко греет ярче. и т.д.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, с кем Мишутка весну делал. Верно, с солнышком (показ слайда – кадр из м/ф). Скажите, солнышко в мультфильме какое? (яркое, лучистое, озорное, веселое, трудолюбивое, рыжее и т.д.) Давайте мы с солнышком поиграем.

Речевая игра на развитие общей моторики «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.

Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему же апрель называют весной воды? Верно. Послушайте еще одну мелодию П.И. Чайковского, она называется «Апрель» Что вы услышали в ней? (журчание ручейков, весеннюю капель, свежий ветерок, ледоход на реке)

Воспитатель: Весной возвращаются к нам из теплых стран перелетные птицы. В том числе и жаворонки. Послушайте, как поет жаворонок (запись пения жаворонка). Вот и к нам прилетел жаворонок и принес интересную игру. Она так и называется «Жаворонок».

Музыкально-ритмическая игра «Жаворонок»

Дети встают в круг, в центре круга – «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).

Воспитатель: Но у весны есть еще один месяц – май, который называют весной травы. Почему?

Звучит музыка П.И.Чайковского «Май».

В мае становится совсем тепло: ярко зеленеют трава и деревья, жужжат насекомые, порхают бабочки, цветут цветы. Я предлагаю вам наполнить цветами корзинку для Мишуткиной мамы.

Дети рисуют цветы на заранее приготовленных шаблонах.

Вот как красиво у нас получилось! Мишуткина мама уже ищет своего малыша – непоседу. Давайте посмотрим, чем закончилась эта история.

Просмотр фрагмента мультфильма «Как мы весну делали»

Воспитатель: Приключение любознательного медвежонка закончилось благополучно. Маме Мишутки мы отправим в подарок нашу корзину с цветами и расскажем стихотворение о весне, которое мы с вами выучили.

Дети рассказывают стихотворение о весне, используя мнемотаблицу. Это стихотворение взято из видеофильма «Уроки Тетушки Совы», в нем много весенних примет, что позволяет закрепить полученные знания и подвести итог занятию.

В марте снег холодный тает, и подснежник расцветает, Пробуждает ото сна лес, красавица – весна.

Просыпаются мышата, барсуки и медвежата. Набухают соком почки, чтобы выпустить листочки.

На деревьях там и тут птицы радостно поют. Скоро станут гнезда вить, чтобы там птенцов кормить. Наступает праздник мам,

Этот праздник самый главный, В этот день по всей планете мам своих целуют дети.

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня узнали много интересного, хорошо поработали и можете себя похвалить (дети гладят себя по голове и произносят «Я молодец!»)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приятного всем чаепития»

– познакомить детей с историей появления чая, показать сходство и различие традиции в разных странах, вызвать интерес к их деятельности, культуре, быту;

– формировать дружеское отношение и уважение к людям других национальностей;

– приобщать детей к культуре русского народа, знакомить с русскими традициями, воспитывать уважение к своей культуре;

– уточнить и расширить знания детей о глобусе;

– развивать монологическую речь, активизировать словарь, уточняющий свойства и качества предметов, учить детей задавать вопросы, исследующие свойства предмета;

– учить понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок, откликаться на поэтичность стихотворных строк, образные выражения, воспитывать эстетические чувства;

– закрепить знания детей о геометрических формах;

– развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки;

– способствовать формированию представления о взаимосвязи природы и человека;

– развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;

– воспитывать культурно-гигиенические навыки, культуру поведения за столом;

– воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро, гости дорогие!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

Давайте скажем гостям важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

Приветствие гостям. На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель: Гости пришли не с пустыми руками. Они принесли для вас сюрприз-сундучок.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Дети отгадывают, что лежит в сундучке. Это листик чая.

Воспитатель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель: Расскажите стихотворение о пользе чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает.

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир.

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: Много старинных обычаев есть в разных странах. Но один из самых замечательных – чаепитие. Хотите узнать секрет заваривания чая, а также чайные традиции в разных уголках земли? Закройте глаза. Я скажу слово – чай, а вы поделитесь своими впечатлениями, что вы себе представили?

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Чашку чая, чайную плантацию, кустик чая, коробочку с чаем и др.

Воспитатель: В какой стране впервые узнали о чае?

Дети: В Китае.

Воспитатель: Хотите попасть в эту страну?

Глобус нам в этом поможет.

Глобус наш мы повернем,

И страну Китай найдем.

Звучит китайская музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас встречает китаянка.

Девочка-китаянка: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юньнань или Южное облако. Приглашаю вас в чайную комнату. Присядьте на коврики и послушайте легенду о чае.

«Один богатый человек в Китае любил путешествовать. Он следил за своим здоровьем, пил только кипяченую воду. Однажды во время своего путешествия, он решил отдохнуть, присел под дерево, развел костер и стал ждать, пока закипит вода в котле. Подул ветер, и залетели в котел несколько листиков с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необыкновенный вкус, который понравился богатому человеку. Когда он выпил этот напиток, он почувствовал в себе свежие силы, бодрость и отправился в дальний путь».

С тех пор в Китае и стали пить этот ароматный напиток, а звучит это слово по-китайски – «ча».

Воспитатель: В Китае чай – «это огонь жизни и самое мудрое из растений». Чай для китайцев считается одним из предметов первой необходимости – таких как дрова, масло, рис, вода.

Ребята, а что вы знаете о чае?

Игра «Вопрос – ответ».

1. Какой высоты бывает чайное дерево? (от низкого кустика до высоты пятиэтажного дома).

2. Как раньше называли мужчину, торговавшего чаем? (чайником), а женщину? (чайницей).

3. Какие листики необходимо собирать с чайного куста (Самые молодые 2 листика и почку).

4. Какую форму имеет чайный куст? (Столообразный, полуовальный, шарообразный).

5. Сколько лет живет чайный куст? (100 лет).

6. Что такое «Колодец дракона»? (Сорт зеленого чайного чая. Согласно легенде, его выращивают в тех местах, где находится колодец, в котором живет дракон).

7. Что такое чайная паста? (Чайные листья обжаривали на сковороде над огнем, измельчали в порошок, добавляли чуть-чуть воды и превращали эту массу в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки. Эти лепешечки ценились дороже золота).

8. Какой бывает чай?

Игра «Назови и передай»

(Зеленый, черный, желтый, белый, красный, ароматный, вкусный, крепкий, полезный, приятный, приятный, цветочный, бодрящий).

Расскажите, какой путь проходит лист чая от куста до нашего стола. В этом вам помогут картинки.

Девочка-китаянка: Замечательно и удивительно, как много вы знаете о чае. Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения. Я приглашаю вас на чаепитие по-китайски.

Чай насыпают в заварник, заливают кипятком, накрывают крышкой, полотенцем и, раскачивая чайник из стороны в сторону, слегка взбалтывают. Чай наливают в высокую чашку и сразу же накрывают широкими чашечками. Приподняв чашечку ее подносят к носу и вдыхают аромат, затем пьют чай, наблюдая за своими ощущениями. Зеленый чай заваривается 3-4 раза, пока он не потеряет вкус и аромат. Китайцы говорят так: «выпил – доливай, долил – выпей». Черный чай нужно пить свежезаваренным – это бальзам, чай, оставленный на ночь – это яд, подобен змее.

Воспитатель: Китайский поэт написал о чайной церемонии:

Первая чашка увлажнила губы – как первый дождь весной

Вторая – и тает чувство одиночества и грусти.

Третья – уплывают мысли о неизбежном.

После четвертой пот росой по лбу, отвлекаюсь от забот.

После пятой – легкость в теле – неужели молодею.

Медленно шестую пригублю – просыпается душа.

После седьмой – полет в груди, руки вспоминают движения «облаками».

Физминутка «Мы – облака»

Облака плывут то вправо, то влево, медленно разделяются на маленькие облачка, такие легкие, пушистые, так и хочется их обнять и покружиться с ними.

Воспитатель: Китайская чайная церемония – это волшебное таинство, где постигается необыкновенный вкус и аромат чая, наступает покой и мир в душе.

Давайте поблагодарим «Южное облако» и пригласим ее вместе с нами отправиться в страну, где тоже большое внимание уделяют чаепитию. Это Япония.

Глобус наш мы повернем

И Японию найдем.

Звучит японская музыка.

Воспитатель: Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Это небольшая хижина. Убранство домика очень скромное, лишь свиток с философским изречением «Вода есть вода». Стены выкрашены в серый цвет. Все это вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени. Японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение. Вокруг домика располагается садик. Дорожка к домику выложена из серого камня разной формы.

Давайте пройдем к домику, но наступать нужно на камешки той формы, которая совпадает с вашей геометрической фигурой.

Игра «Пройди по дорожке»

Нас встречает девочка-японка

Девочка-японка: Здравствуйте. Конничива. («Здравствуйте» – по-японски.) Меня зовут Сакура или Японская вишня. Я приглашаю вас в чайный домик. Присаживайтесь на подушечки. Японцы пьют чай из простой посуды: медный чайник, ящичек для хранения чая, чашка, бамбуковая мешалка. Воду для чая берут в колодце из камня. Зеленый чай в порошке насыпают в большую чашку, взбалтывают бамбуковой кистью, получается густая жидкость. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Такой ритуал позволяет сблизиться гостям.

Первый гость, отпив глоток, вытирает край чашки салфеткой и передает другому гостю. После крепкого чая подается жидкий чай.

Японская чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту и естественность.

Воспитатель: А что еще воспитывает в человеке японская чайная церемония?

Дети: Уважение, чистоту души и тела, спокойствие, гармонию.

Воспитатель: Хотите изобразить знак гармонии по-японски.

Дети восковыми мелками рисуют знак гармонии.

Воспитатель: Передавая японский колокольчик удачи, давайте назовем слова, которые вызывают спокойные, приятные чувства.

Игра «Я желаю всем…»

(Радости, веселья, счастья, здоровья, мира, добра, благодарения, удачи, любви, наслаждения).

Воспитатель: Давайте пригласим Сакуру с собой дальше. Много обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие.

И нам пора возвращаться на Родину.

Глобус мы свой повернем.

И в Россию попадем.

Нас встречает Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои дорогие! Хотите узнать, как попал чай в Россию? Присядьте на скамеечки и послушайте. Русский боярин привез монгольскому хану богатые дары от русского царя. Хан хорошо принял посла и передал для русского царя богатые дары, среди которых были свертки с непонятной травой.

– А что это такое? – спросил посол.

– Мой самый дорогой подарок русскому царю. – ответил монгольский хан.

Самому послу напиток из травы не понравился. Но царь, отведав напиток, попросил: «Еще»! Тяжелым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли на верблюдах, тележках, санях, переправляли на пароме через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.

Воспитатель: Но сейчас и в России выращивают чай, например, в Краснодарском крае. (Показ фотографии). Круглый год у чайных кустов трудятся люди: удобряют землю, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Сейчас мы не представляем себе завтрак без чашки чая, а раньше его не умели даже заваривать.

Случались забавные истории. Расскажите.

Дети: Моряк привез в подарок маме чай. Она решила угостить соседей. Сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила вареные листья и добавила растительное масло.

Барин поручил своему слуге приготовить чай. Слуга не знал, как его готовить. Сварил, заправил его перцем, луком, петрушкой.

Воспитатель: На Руси пили чай из фарфоровой посуды. Разливала сама хозяйка, но иногда доверяли старшей из дочерей. В богатых семьях чашки с чаем подавались на глубоких блюдцах, из которых пили вприкуску с сахаром или вареньем.

Аленушка: Послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным для русского чаепития.

Всем пить чай велит.

Ребенок: Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения, занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка- матушка», да «самовар – батюшка». Сейчас на смену самовару пришли электрические чайники.

Воспитатель: Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, необходимо его правильно хранить, готовить и пить. Как правильно хранить чай?

Аленушка: Я научу вас правильно заваривать чай. Лучшая вода для заваривания чая ключевая и родниковая. Водопроводную воду необходимо отстоять и только потом кипятить. Снимать чайник с огня надо тогда, когда закипит вода. Заварочный чайник необходимо обдать кипятком. Потом насыпают сухую заварку, наливают немного воды, накрывают крышкой и льняной салфеткой. Это позволяет сохранить аромат чая. Настаивают 5 минут, после чего доливают кипятком.

Воспитатель: Пока чай настаивается, мы вспомним правила чаепития.

Дети:

1. Сахар в чае размешивать не шумно.

2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.

3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.

Воспитатель: Отношение русского народа к чаю проявляется в пословицах и поговорках. Давайте вспомним.

Дети: – Чай – это долгий разговор добрых людей.

– Где есть чай, там и под елью рай.

– Чай – аптека в стакане.

– От чая лиха не бывает.

– Без чая я скучаю.

– Чай попил, откуда сила? Чай не пил – совсем ослаб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом рассказать?

Игра «Ты предметы выбирай, пользу чая называй».

– Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

– Чайное масло применяется как смазочное масло для мелких деталей.

– Чайное масло вместо оливкового масла добавляют в пищу.

– При изготовлении мыла чайное масло добавляют для красивого желтого цвета.

– Чайное масло добавляют для окраски мармелада, драже.

– Слабый настой чая придает блеск зеркалу.

– Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

– Измельченный чеснок в чайной настое – хорошее средство от зубной боли.

– При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

– Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

– Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали. И чай наш заварился. Пора накрывать на стол и садиться пить чай.

Девочка: Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждем.

Мальчик: Всё для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Воспитатель: Всех приглашаем к столу.

Игровой классный час в начальной школе. Международный день чая

1 Ведущий:
В холодный декабрь есть праздник волшебный,
когда почитаем мы лучший напиток,
ведь дарит нам чашка горячего чая,
тепла очень много, ну даже избыток!

Когда вся планета день чая встречает,
скажи всем друзьям , что ты их приглашаешь,
на чашечку чая, на чудо душевное,
в день теплый такой ты их всех поздравляешь!

Он черный бывает, бывает зеленый,
а может быть красный, и белый уж точно,
как много сортов мы знаем для чая,
поэтому чайник поставим мы срочно!

Звучит песня о чае
Алексей Новиков «Выпей чаю»
Пробки в мыслях беспокоят
И упадок сил всеобщий.
Унывать тебе не стоит,
Есть рецепт гораздо проще
Пей напиток, царь напитков,
Чаем он в миру зовётся,
От доходов и убытков
Всякий разум вмиг проснётся.
Припев
Выпей чаю, полегчает,
Ведь наука отмечает-
Сердце с чаем не серчает.
Чудным чаем источаем
Аромат необычаен,
В чае мы души не чаем.

Красный, чёрный и зелёный-
Мириады разных вкусов.
Если нужен день продлённый,
То взбодрись, не слушай трусов.
И про будние невзгоды
Позабудь ты на минутку,
Пусть не делают погоды,
Чаепитие – не шутка!

Как нектар богов Олимпа,
Сей напиток – дар небесный,
И философы из лимба
Одобряют эту песню.
Чаефилы, чаеведы
Нас овацией встречают,
Пусть уйдут лихие беды,
Мы исполним гимн о чае.

Чтец

Ведь, аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Принято пить только свежезаваренный чай. Если долго хранить чай, то он будет терять свой аромат.
1 Ведущий
Давайте послушаем чайные частушки
Частушки
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя,
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет
Приходите, напоим!

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!

Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай – чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день – денёчек

2 Ведущий
Во время чаепития можно и поиграть.
Игра “Самовар “

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.
Чтец
Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай,
Вместе с чаем не скучай!
Чтец
Чай на рыбалке, чай в лесу,
Чай в полуденном часу,
Когда жарко, наливай,
Душу этим согревай!
Чай-чай-чай,
Примечай, примечай!
Чай-чай-чай,
Примечай, примечай!
Как заваривать чаек,
Сколько ложек в котелок.
Как настаивать сей чай,
Привечай, привечай!
Чай с лимоном, с сухарем
В полдень пьем, в полдень пьем.
И с вареньем из малины
Еще чашки половину.
Чай с печеньем с увлеченьем
За беседой мы попьем.
И собрав лукошко ягод
Жарким днем так нальем
Чай с черникой, земляникой,
Со смородиной, брусникой,
С шоколадом, мармеладом,
С пирогом, тортом и сыром
Чай отведаем всем миром!
Как чаевничать – учись!
В этом – тайна церемониальных риз.
Музыка в стране слышна,
Поднебесною недаром звалась она.
Ритуал, и брак, и чай
Воодушевлением встречай.
Если музыка звучит,
Будет необычным быт.
Чай душевно наливай,
Душу этим согревай!
Чай в палатах и в хибаре,
В Калахари и Сахаре,
Чай на севере, в тайге
При метели и пурге.
Согревает, освежает,
Чай нас заново рождает.
Если ты устал с дороги,
Чай все тут же на подмоге.
Золотистый он, душистый,
Черный, байховый и чистый,
Витаминный и фруктовый,
Чай с эфирами – особый,
Травяной и необычный –
Чаю предлагают лично.
Приглашение на чай
Ты как праздник отмечай!
Чтец
Чая вкусней
Ничего не найдёте.
Сладости, может,
Больше в компоте,
Кофе, наверно,
Больше бодрит,
Сок красивее
Намного на вид,
Ну а кефир,
Говорят, здоровей,
Только вот чай
Всё равно всех вкусней.
Просто за чаем,
Так получается,
Вечером наша
Семья собирается.

Чтец
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой.
Пили, пили, напились,
На перинах улеглись,
Сладко спали до зари.
Чай побулькивал внутри.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: