Конспект НОД: Дикие животные зимой

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога. Тема: «Дикие животные зимой»

В данной работе представлен конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога по теме «Дикие животные зимой».

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога

Тема: «Дикие животные зимой»

  • Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных.
  • Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
  • Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».
  • Продолжать учить использовать в речи простые предлоги.
  • Развитие связной речи (на основе составления предложений о признаках зимы, полных ответов детей на вопросы);
  • логического мышления на основе отгадывания загадок о диких животных, игры «Четвертый лишний»;
  • мелкой моторики на основе задания «Обведи», пальчиковой гимнастики; произвольности психических процессов на основе игры «Бывает, не бывает зимой…»;
  • грамматического строя речи на основе игр «Детеныши животных», «Назови родителей»;
  • координации речи с движением, ловкости.
  • Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Формирование навыков взаимопонимания и доброжелательности.
  • картинки с изображением диких и домашних животных, детенышей диких животных;
  • контурные изображения диких животных, синий и красный карандаши;
  • изображение жилищ животных;
  • мольберт;
  • разрезные картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психолог: Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Посмотрите вверх и представьте, как медленно падают снежинки. Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят в снегу. Посмотрите вниз – какой большой сугроб намело, перешагните его. И повсюду много снега, из него можно лепить снежки. Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением отправимся в путешествие.

II. Основная часть.

1. Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».

– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

– По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)

2. «Бывает, не бывает зимой…»

Дети стоят в кругу. Логопед называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:

  • Солнце светит ярко, греет сильно.
  • Снег падает большими хлопьями.
  • Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто.
  • Зайчик серый прыгает по снегу. И др.

3. «Прогулка по лесу».

Психолог: – Мы с вами гуляем по лесу. Кто же живет в зимнем лесу? Сейчас мы узнаем. А для этого мы должны отгадать загадки.

Кто пчелиный любит мед?
Лапу кто зимой сосет? (Медведь)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)

Всех зверей она хитрей,
шуба рыжая на ней? (Лиса)

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (Белка)

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)

Психолог: — Какие это животные? (Дикие). Почему их называют дикими?

4. Игра “Четвертый лишний”.

Психолог: — Дети, посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто здесь лишний? Дайте полный ответ, объясните почему?

(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное. Здесь лишняя кошка, потому что это домашнее животное)

Психолог: Посмотрите на картинки, рассмотрите, кто изображен на них. Возьмите в руки синий карандаш и обведите кружком тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему? (Медведя, потому что он спит).

Какие животные сменили свои шубки зимой? (заяц, белка) Обведите этих животных красным карандашом.

Логопед: У нас продолжается прогулка по зимнему лесу. Встаньте в круг и повторяйте за мной:

Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)
Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)
Посмотрите, тут сугроб!

7. Под сугробом что-то лежит? Садитесь за столы, посмотрим что там!

Дети садятся за столы. Логопед снимает вуаль с мольберта.

Логопед: Перед нами новое задание «Найди кто где живет?» (на мольберте изображение жилищ животных). Нужно каждому животному найти его жилище. Дети называют животное и ставят карточки с изображением животных к их жилищу, сопровождая свои слова действиями. Медведь зимует в берлоге (Так со всеми животными.)

Читайте также:
НОД по логоритмике 'Карлики и великаны'

8. «Детеныши животных».

Логопед: — Как называются дети животных? (Детеныши)

– Кто детеныш у волка? (волчонок). У ежа — …, у лисы — …, у медведя — …, у зайца — …, у белки — ….

– Назовите папу и маму волчонка (волк и волчица), ежонка (ёж и ежиха), лисенка, медвежонка, зайчонка, олененка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.

10. Пластический этюд.

Передать мимикой и движением поведение животных: лиса прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Логопед: Дети, кто живет в дупле? Белка любит играть в прятки. А вы? Белка будет прятаться, а мы ее искать. Логопед предлагает одному из детей помочь белке спрятаться. Белка сидит на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.

Психолог: Дети, дикие животные просят вас собрать их портреты. Для этого вы должны рассмотреть картинку на конверте и собрать такую же из частей.

III. Итоги занятия.

Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. А сейчас мы закроем глазки и вернемся в наш детский сад.

Вам понравилось наша прогулка? Вы все молодцы!

Калинина Кристина Михайловна,
учитель-логопед,
МБДОУ муниципального образования
«Город Архангельск» «Детский сад
комбинированного вида №180 «Парусок»

Конспект занятия «Жизнь диких животных в зимнем лесу»

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа).

Воспитатель: Дурнова Дарья Дмитриевна

Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животныеприспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.

-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

– В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Неуклюжий, как…. медведь

– Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Нам сейчас Саша расскажет про белочку.

– Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Читайте также:
Конспект логопедической НОД с использованием конструктора LEGO

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Молодец Саша,садись на стульчик.

– А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики».

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки)

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот)

-У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

– Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

– Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

– Ребята посмотрите что у меня есть:

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).

– Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте загадку и узнаете.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

– Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши».

-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка – …. бельчонок, бельчата.

Заяц – …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса – … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк – …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь – … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж – …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

– Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз: Раз, два, три, повернись

Читайте также:
Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

В детском саду окажись.

– Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное. Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет). В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Конспект НОД в средней группе на тему: «Прогулка в зимний лес. Дикие животные»

Автор: Богданова О. В.
Конспект НОД в средней группе

на тему: «Прогулка в зимний лес. Дикие животные»

Автор: Богданова О.В.

Возраст: Средняя группа

Описание материала: Материал предоставлен для детей средней группы, воспитателей.

Педагогическая цель: Формирование экологической культуры.

– Расширить и уточнить знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;

– Учить детей называть детенышей зверей родного края.

– Дать знания о том, какую помощь оказывают люди лесным зверям в зимнее время.

– Учить детей отвечать полным ответом.

– Развитие речи детей, развивать мелкую моторику, память.

– Воспитывать доброжелательность в совместной деятельности.

– Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным, к живой и неживой природе.

Словарная работа: Дикие животные, логово, берлога, нора, дупло.

Материал к занятию: Игрушки, загадки, раскраски диких животных, разрезные картинки, картинки с изображением животных, мяч.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,

Здоровьесберегающая: Дыхательные упражнения.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с животными, иллюстраций дикие животные в лесу, животные с детенышами, белка в дупле, медведь в берлоге и т.д., чтение художественных произведений (русских народных «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и т.д., загадывание загадок, рассматривание фигурок животных, беседы и наблюдения.

Приветствие (дети стоят в кругу).

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте друг другу».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Воспитатель: Как вы догадались что зима?

Дети: Везде снег, деревья без листьев.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в зимний лес!

Что бы нам туда попасть, нужно произнести волшебные слова.

Закройте глазки, покружитесь,

В лесу зимнем очутись!

(появляется картинка зимний лес)

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. Свежий воздух.

Дыхательные упражнения: Вдох через нос и выдох через рот!

Воспитатель: Я предлагаю сесть. (Садятся)

– Ребята! Посмотрите внимательно на лесную полянку! Вы лесных зверей там видите?

Воспитатель: Вы умеете отгадывать загадки?

Воспитатель: Тогда слушайте!

2. Основная часть:

1. Очень хитрая она,

Съела в сказке колобка.

Кур ворует, петухов.

Кто назвать ее готов. (Лиса)

Воспитатель: – Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: -Лиса рыжая, пушистая, хитрая.

2. Съел он семерых козлят,

Съесть хотел трех поросят.

Он в лесу ночами рыщет.

Страшно слышать пасти щёлк.

Он, свирепый, серый ..( волк)

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: – Волк серый, зубастый, злой, хищный.

3. Кто в корзине Машу нёс

И садился на пенёк,

И хотел съесть пирожок.

Кто зимой в берлоге спит,

От его рёва лес дрожит?

Воспитатель: – Расскажите, какой он?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый.

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: – Лось длинноногий, рогатый, сильный.

5. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Воспитатель: – Давайте опишем белку.

Дети: – Белка рыжая, шустрая, красивая.

6. Кто любит морковку

И прыгает ловко.

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки.

Воспитатель: Посмотрите на зайца. Расскажите, какой он?

Дети: – Заяц белый, пушистый, трусливый, длинноухий.

Воспитатель: молодцы ребята, вы отгадали всех лесных жителей.

3. Дидактическая игра «Мамы и их детеныши»

Воспитатель: -Ребята, животные со своими детёнышами гуляли, малыши заигрались и потерялись. Помогите мамам найти своих детёнышей.

Воспитатель: -Посмотрите, кто это?

(карточки Белки и бельчат)

Воспитатель: – Как назовем детеныша у белки?

Воспитатель: – А если их много?

Воспитатель: – Кто это?

(Карточки Зайца и зайчат)

Воспитатель: – Как назовем детеныша у зайца?

Воспитатель: – А если их много?

Воспитатель: – Кто это?

(Карточки Волка и волчат)

Воспитатель: – А если их много?

Читайте также:
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

Воспитатель: – Кто это?

(Карточки Лисы и лисят)

Воспитатель: – Как назовем детеныша у лисы?

Воспитатель: – А если их много?

(Карточка Дикие животные)

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Дети: – Потому что, эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: – Скажите, всех ли животных можно увидеть зимой?

Воспитатель: – А кого мы не можем встретить?

Дети: – Медведя, ежа.

Воспитатель: – Почему, как вы думаете?

Дети: – Потому что медведи и ежи зимой спят.

4. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Воспитатель: – Ребята, у каждого животного есть свой домик. А вы знаете, как называются жилища животных?

– Посмотрите. Как вы думаете, что это?

Воспитатель: – Кто живет в берлоге?

(карточка Медведь в берлоге)

Воспитатель: – Если медведь живет в берлоге, значит берлога чья?

Воспитатель: – Молодцы! А это что?

Воспитатель: – Кто живет в логове?

(карточка Волк в логове)

Воспитатель: – Значит логово чье?

Воспитатель: – Правильно. А это что?

Воспитатель: – А кто живет в норе?

(карточка Лиса в норе)

Воспитатель: – Значит нора чья?

Воспитатель: – Правильно. Молодцы! А это что?

Воспитатель: – А кто живет в дупле?

(карточка Белка в дупле)

Воспитатель: – Значит дупло чье?

5. Подвижная игра «Кто чем питается?».

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, чем питаются дикие животные. Давайте поиграем с вами в игру «Кто чем питается?»

Воспитатель: -Чем питается заяц?

Дети: -Заяц питается корой деревьев.

Воспитатель: – Чем питается белка?

Дети: -Белка ест орешки, грибы.

Воспитатель: – Чем питается лось?

Дети: -Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: -Чем питается лиса?

Дети: -Лиса питается мелкими животными.

Воспитатель: – Ребята, животным зимой тяжело найти себе пропитание, поэтому люди подкармливают их.

Воспитатель: – Ребята, а давайте и мы приготовим угощение для зверей. У вас на столах лежат подносы с разрезными картинками (пазлы). Соберите их.

Воспитатель: – Что у вас получилось?

Воспитатель: – Кого угостим?

Воспитатель: – Вот, мы приготовили угощенье для лесных жителей. А теперь нам пора возвращаться в группу.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова.

Закройте глазки, покружись,

И в нашей группе очутись

– Ребята, вам понравилось прогулка?

Воспитатель: – Где мы сегодня побывали?

Воспитатель: – О каких животных мы с вами беседовали?

Воспитатель. Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Вы порадовали меня своими ответами.

Воспитатель: – Ребята, мы отдали животным угощенье, а они вам на память подарили свои портреты. Давайте пойдем в группу и раскрасим их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звери зимой»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о жизни диких животных зимой, об условиях их обитания.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять умение детей различать и называть зверей, различать по возможности употребления потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах изменений в жизни животных с наступлением зимы.
  • Развивать умение классифицировать зверей на хищников, всеядных и травоядных животных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность.
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать желание помогать животным, заботиться о них.
  • Соблюдать правила поведения в природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Чтение глав из книги Т. Шорыгиной «Звери. Какие они?».
  • Рассматривание иллюстраций «Дикие животные наших лесов».
  • Беседы с детьми о диких животных.
  • Отгадывание загадок о зверях.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?». Настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Рисование диких животных.
  • Чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-воевода».

Материалы:

  • ИКТ с подборкой материала.
  • Снимки волка, лисы, медведя, ежа, зайца, лося.
  • Модели описания животных.
  • Мнемотаблица по сказке «Зимовье зверей».
  • Мнемотаблицы: «Волк», «Медведь».
  • Таблица «Найди общее».
  • Открытки-ассоциации на тренировку памяти.
  • Морфотаблица «Дом для волка».

Воспитатель: Дети, посмотрите, мне в руки попало зашифрованное письмо. Тот, кто отправил, предлагает отгадать по условным обозначениям, какое это время года.

Загадка:

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима.)

В.: Да это зима. Предлагаю вам вспомнить и назвать приметы зимы:

  • Солнце светит, но не греет.
  • Дни стоят короткие, а ночи длинные
  • Кругом лежит снег.
  • Часто бывают метели.
  • Птиц мало, но зато прилетели снегири, свиристели.
  • Домашние животные все закрыты в скотных дворах, сараях. За ними ухаживают люди.
  • Дикие животные сменили шубки, утеплились, а медведь, еж, барсук легли в спячку до весны.
Читайте также:
Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В.: Вот сегодня о них мы и поговорим. А о ком именно, вы сейчас сами назовете. Они прислали о себе небольшие загадки. (Выставляю мнемотаблицы «Волк», «Медведь, «Заяц».) Правильно угадали. Прежде чем начать работать потренируем память.

Игры с использованием ИКТ:

  1. «Кто где живет» .

Закрепить знания детей о жизни диких животных.

  1. « Назови всех членов семьи диких животных ».

Закрепить знания детей о диких животных, их названия, названия детенышей зверей. Закреплять умение изменять окончание слов во множественном числе.

  1. Дидактическая игра «Чем похожи» (таблица).

Закрепить знания детей о хищном звере-волке, о его внешнем виде, его среде обитания, о повадках.

В.: А сейчас отдохнем.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

(дети приседают, потом делают прыжок вверх).

Это заячья зарядка,

А лисята как проснутся (потереть кулачком глаза),

Любят долго потянуться (потягиваются),

Обязательно зевнуть (зевают, прикрыв рот),

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами из стороны в сторону).

А волчата спинку выгнут (прогибают спину)

И легонечко подпрыгнут (прыжок вверх).

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, покачивание с одной ноги на другую),

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало начинает все сначала (хлопки над головой).

В.: Ребята, скажите, жизнь диких животных зимой отличается от той жизни, которую они вели летом? Можете объяснить, почему, с чем это связано? На примере кого можете рассказать?

(У зайца и белки меняются шубки, белка делает запасы еды, у волка и лисы шубки становятся теплее и гуще, и т. д.)

Дети рассказывают. Делаем вывод, что зимой, диким зверям приходится тяжелее выживать.

В.: Игра «расскажи о животном». Составление небольшого рассказа о животном с использование моделей.

1. Назвать животное, сказать какого цвета его мех.

2. Описать голову животного.

3. Описать хвост.

4. Назвать способ защиты от врагов.

5. Назвать одним или двумя словами отличительную черту характера.

6. Классифицировать зверей по способу питания.

1. Кого называют санитаром леса?

2. У какого животного во время листопада родятся еще детеныши?

3. У какого животного следы похожи на человеческие?

4. У какого животного каждый день растут зубы?

5. Какой хищный зверь очень любит малину?

6. Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору?

В.: Ребята. Мы в самом начале беседы прочитали от волка, медведя и зайца шифрованные письма. Медведь спит в берлоге, у волка есть свой дом. Он называется…. А где спит заяц? Предлагаю построить зайцу дом. Только дом у него будет не простой.

Игра «Дом для зайца». Морфотаблица.

В.: Ребята, вы настоящие друзья природы.

  • Что нового вы узнали о диких животных?
  • Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
  • Какие вопросы о животных для вас были трудными и вы не знали на них ответа?
  • Что еще о животных вы хотели бы узнать?

Список используемой литературы:

1. Т. А. Шорыгина «Звери. Какие они?»

2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».

3. Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Н. А. Гурьева «Учимся по сказке «Заюшкина избушка».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Дикие животные зимой»

Елена Щербакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных и их детёнышах, закрепление представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Активизация словаря по теме «дикие животные».

Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.

Развивающие: развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание, интерес.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к живой природе.

Материалы и оборудование: презентация «Дикие животные зимой», аудиозапись музыки, стеклянная «льдинка», игрушки (или картинки) животных и муляжи еды для них.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу,воспитатель говорит:

-Ребята, посмотрите, у меня есть льдинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово, связанное с зимой. (Мороз, снег, метель, вьюга, лёд, снежинка, снеговик, санки, снегопад и т. д.)

Читайте также:
Подвижные игры на логопедических занятиях

-На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах. Назовите их (ответы детей).

-Легко ли птицам зимой? (нет).

-Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно? (диким животным).

-Хотите узнать, как зимуют животные в лесу (да).

-Предлагаю отправиться в зимний лес. А как мы можем попасть в зимний лес? Там столько снега (ответы).

-Правильно, ведь сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах. Нам будет очень удобно и полезно для здоровья.

-Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки, ботинки и лыжи. Берём лыжные палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).

-Вот мы и в лесу! Какой здесь чудесный морозный свежий воздух. Давайте подышим, будем вдыхать носом, а выдыхать через нос (дыхательная гимнастика). Посмотрите как красиво в лесу. Слайд №3.

-Что вы видите на картине? (разные следы).

-Да, вы правы, здесь много различных следов.

-А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы).

-А как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях).

-Как мы называются животные, живущие в лесу? (дикие животные).

-А кто живет в лесу и как они зимуют, мы узнаем, отгадав загадки.

1. Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета (заяц). Слайд №4.

-Зачем заяц меняет шубку на зиму? (маскируется).

-Есть ли дом у зайца? (нора).

-Что вы можете сказать о лапах? (передние – короткие, а задние – длинные).

-Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица «В гору вскачь, а с горы хоть плач».

-Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшими ягодами).

-Ну что ж, с зайцем мы повстречались, едем дальше.

2. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Это кто?. (лиса). Слайд №5.

-Как вы думаете, чем питается лиса? (ответы детей).

-Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну, а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

-А у лисы есть дом? Как он называется? (нора).

-Молодцы, едем дальше.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд с зимним пейзажем и говорит:

-Ребята, вы заметили, вроде бы по снегу пробежал еж? (нет, он зимой спит).

-Молодцы, а где спит еж? (в норе).

3. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это… (белка). Слайд №6.

-Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло).

-К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев. Белка очень ловкий и проворный зверёк. Целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

-Здорово, ребята, едем дальше по зимнему лесу.

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк). Слайд №7.

-Как называется дом волка? (логово).

-Чем питается волк? (ответы детей).

5. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь). Слайд №8.

-Как называется жилище медведя? (берлога).

-Кто знает, в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

-Зимой. Потому, что только зимой у медведя есть дом.

-Ребята, предлагаю поиграть.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

6. Тяжелы рога по весу

Ходит важно он по лесу.

Он хозяин, а не гость-

Хмурый и сердитый… (лось). Слайд №9.

-Как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей).

-К числу основных кормов лосей относится ива, сосна, осина, рябина.

-Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без еды зимой? (нет).

-Как вы думаете, кто может позаботиться в лесу о животных? (ответы детей).

Читайте также:
Конспект занятия Знакомство с творчеством Н.Н. Носова

-Кормят и заботятся о лесных животных – лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания». Слайд №10.

-Ребята, я вам тоже предлагаю угостить некоторых лесных животных. (На стол выставляются игрушки (или картинки): зайца, белки, лося, лисы;на подносе выкладываются: капуста, шишка, курочка, сено или ветки (для лося).

-Вот и мы с вами угостили лесных жителей. Молодцы!

-Дети, послушайте, какое необычное стихотворение я вам прочитаю.Но вы должны будете мне помочь его закончить:

Как – то днем, простой тропой,звери шли к себе домой:

За мамой зайчихой прыгал… (зайчонок).

За мамой волчицей топал (волчонок).

За мамой лисицей крался… (лисенок).

За мамой лосихой плёлся… (лосёнок).

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок).

А в норке с ежихой спал крепко. (ежонок).

-Молодцы, ребята. Хорошее стихотворение у нас получилось. Теперь мы многое знаем о диких животных, потому что сегодня мы с вами побывали у них в гостях. Наша лесная прогулка закончилось. Пора возвращаться. Поехали! (имитация езды на лыжах под музыку). Слайд №11.

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что интересного вы узнали? (ответы детей)

-Что можете рассказать своим друзьям о диких животных?

-Что еще хотели бы узнать о диких животных?

Прикреплённые файлы:
dikie-zhivotnye-zimoi_a71l7.pptx | 5359,16 Кб

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Орг. момент Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» с детьми средней группы Цель: Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, с особенностями внешнего вида и образа жизни. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные» (средняя группа) Цель: Создать условия для уточнения и систематизирования знания детей о диких животных. Задачи: Закрепление знаний детей о диких животных,.

Конспект НОД «Дикие животные зимой» Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой»; закреплять названия их семей, жилищ; совершенствовать грамматический.

Конспект ОД в форме КВН по ознакомлению с миром природы с детьми 5–7 лет на тему «Дикие животные нашего края» Цель: Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы. Задачи: – Закрепить и обобщить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепить с детьми пройденный материал. Вид занятия: Ознакомление с окружающим. Программное содержание: Закрепляющие задачи: Закреплять.

Конспект занятия «Дикие животные зимой» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Вид НОД: занятие по познавательно-речевому развитию Тип НОД: комбинированный.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и социальному развитию на тему «Дикие животные нашего края» Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных. Задачи занятия: 1. Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края» Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных. Задачи занятия: Образовательные • Закрепить названия диких животных и их детенышей.

НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания.

Перелетные птицы, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., г. Тольятти.

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
– в образовании сложных прилагательных;
– в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Читайте также:
Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

– Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
– А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
– Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

– Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

– Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
– Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
– У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
– Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
– А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

– Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

– Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
– О каких новых перелетных птицах вы узнали?
– Что интересного мы узнали о кукушке?
– Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе. Перелётные птицы

(Дети заходят в группу и садятся на стулья.) Ребята, послушайте стихотворение (слайд 2).
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
– Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
– Мы летим не навсегда.
– Мы вернёмся, обещаем.
– До свиданья, край родной:
– Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Как вы догадались?
Куда же осенью птицы улетают?
Все ли птицы улетают в тёплые края?
Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? Каких зимующих птиц вы знаете? (Слайд 3)
А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них.

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Правильно. Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.

Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки (Слайд 4). Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные (Слайд 5), но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.

Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени? Совершенно верно, многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают в тёплые края первыми.

Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика (Слайд 6).

Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растений, питаются птицы? Правильно, они питаются и мелкими животными (например, лягушками, червями, мышами), и рыбой.

А сейчас предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы, поможет нам в этом в игра «Кто как разговаривает» (с мячом).
(Дети встают в круг.) Я назову птицу и брошу кому-то из вас, ребята, мяч. Вы будете мяч ловить и говорить, как эта птица подаёт голос. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем…
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Голубь…(воркует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Воробей…(чирикает),
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Петух… (кукарекает).

Молодцы! Продолжаем узнавать новое… Давайте посмотрим на клювы у разных птиц (Слайд 7). Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.

Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?

Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам (чиж, зяблик, клёст).

Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей). Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Её зовут трясогузка (Слайд 8).

Трясогузка – птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища и длинным хвостиком, то есть «гузом». (Раньше так называли заднюю часть птицы, человека или животного.) Трясогузка такими движениями пугает мелких насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе (Слайд 9). Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений разных вредителей.

Весной трясогузки прилетают одними из первых, поэтому считаются предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает – хвостиком лед разбивает».

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки.
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы (Слайд 10), то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.

Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» под звуки аудиозаписи «Голоса птиц»).
Я буду перечислять названия разных птиц. Если птица перелётная, то вы будете летать, красиво махать крыльями. Если я назову зимующую птицу – вы приседаете на корточки и начинаете клевать зёрнышки. (После игры дети рассаживаются на свои места перед монитором.)

Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите (Слайд 11)? Чем отличаются лапы этих птиц?

Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.

Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.
Зачем нужны мощные лапы с длинными когтями хищным птицам (Слайд 12)?

Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (Слайд 13).
Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу (Слайд 14).
Утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу (Слайд 15).
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало (Слайд 16).
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку (Слайд 17).

Попробуем описать птиц с помощью красивых слов (игра «Скажи одним словом»). Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, значит он какой? … (длинноногий).
У снегиря красная грудка, он какой. ( красногрудый)
У цапли длинный клюв, он … (длинноклювая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
У стрижа острые крылья, он … (острокрылый).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
Молодцы, у вас замечательно получилось!

Сейчас мы поделимся на три группы (дидактическая игра «Сложи картинку»). (Ребята рассаживаются за столы.) Каждой команде я дам разрезанную на части картинку. Вам вместе нужно будет собрать её и догадаться, какая птица на ней нарисована, определить насекомоядная она или зерноядная, вспомнить перелётная или зимующая. (Воспитатель подчёркивает, что дети должны отвечать полным предложением.)

Вы отлично справились с заданием! Продолжаем играть.
У меня на доске изображения птиц (игра «Четвёртый лишний»). Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свой ответ (например, три водоплавающие, одна – нет, три зимующие, одна – перелётная, три перелётных, одна – зимующая, три насекомоядных, одна – зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Наше занятие заканчивается. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?

И мне понравилась наше занятие. Я очень рада тому, что вы многое запомнили, были внимательными, ответственными. Благодарю вас за это и угощаю конфетами, на которых изображена одна из знакомых нам перелётных птиц… Это «Ласточка».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: