Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) – (СЬ)

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков [щ] и [сь]»

Цель: развитие умения различать звуки [щ] и [сь] в слогах и словах.

коррекционные:

1) закрепить навык различия звуков [сь-щ] в слогах, в словах;

2) развивать умение определять количество слогов в слове;

3) развитие навыков слогового синтеза;

4) продолжать учить составлять предложения по опорным словам, анализировать эти предложения;

5) нахождение родственных слов, уточнение их значений.

здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, слоговые таблицы, полоски для составления схем предложений, рабочие тетради.

Ход занятия

Организационный момент

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. – К нам пришёл Гном из страны Звуков и Букв.

– Сегодня мы с вами познакомимся с девочкой Симой и её щенком!

– Как зовут девочку? Кто у нее есть? Назовите первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

2. Самостоятельная формулировка темы урока.

Логопед :- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети :- Сегодня мы будем вспоминать звуки Сь и Щ.

II . Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звука [сь].

– Посмотрим в зеркала! (слайд №4)
– При произнесении звука [СЬ]:

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя – холодная!

Горлышко – не работает.

– Звук [сь] гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

2. Сравнение звуков [сь-щ]. (слайд №5)

Звук [СЬ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – за нижними зубами.

Воздушная струя –холодная.

Горлышко – не работает.

Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.

Язык – поднят вверх.

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками.

Горлышко – не работает.

– Чем отличаются звуки [с’] [щ]? Чем похожи эти звуки?

3. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в слогах. (слайд №6)

– Сима и щенок приготовили для вас свои любимые слоги. Если вы прочитаете их правильно, Сима и щенок будут очень рады!

1.ща – ся; щё – сё; щу – сю; щи – си; ще – се;

2.ась – ащ; ось – ощ ; усь – ущ; ись – ищ; есь – ещ;

3.ща-ща-ся; ще-ще-се; щи-щи-си; що-що-сё ; щу-щу-сю;

4.ща-ся-ща; ще-се-ще; щи-си-щи; що-сё-що; щу-сю-щу.

4. Слоговой синтез. (слайд №7)

– Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. А слова в книге рассыпались! Помогите Симе собрать слова – добавьте звуки [с’] и [щ]! Назовите слова, состоящие из одного слога, из двух слогов.

5. Речевая зарядка. (слайд №8)

3.«Подул холодный ветерок»

Произносим все вместе:

Ща-ща-ща – Сима нам несет леща;

Си-си-си – щенок, вещи унеси;

Щу-щу-щу – воду в ванну напущу;

Се-се-се – бантик синий на косе.

6. Закрепление навыка различения звуков [сь-щ] в словах. (слайд №10)

– Назови «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

Гуща, осень, щенок

Хвощ, осина, сеять

Пасека, ящик, овощи

Читайте также:
Предлог НА - конспект НОД

Помощь, рысь, плащ

Учащиеся называю «лишнее слово» по наличию [щ] или [с‘].

7. Развитие навыков слогового анализа. (слайд №11)

Лишние слова – это:

Осень, хвощ, пасека, рысь, лещ.

Назовите слова, в которых один слог!

Назовите слово, в котором два слога!

А в каком слове три слога?

Составьте предложения с этими словами!

Выложите схемы ваших предложений!

Учащиеся записывают предложения и составляют схемы.

8. Работа над грамматическим строем речи. (слайд №12)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс –
Настоящий! (А. Барто)

– Каким рос щенок? Объясните значение этого слова. Найдите родственное слово к слову «щенок».

9. Подбор родственных слов. (слайд №13)

– Прочитайте еще одно стихотворение и все родственные слова к слову «счастливый»!

«Счастливо» – говорят нам на дорогу,

Желают нам счастливого пути,

Хотят нас осчастливить хоть немного

И от несчастий нас хотят спасти.

– Сима и щенок просят вас объяснить, как вы понимаете эти слова-родственники!

III . Заключительная часть занятия.

– Чему мы с вами сегодня научились?

Учились различать звуки [щ] [с‘];

Правильно повторяли слоги;

Подбирали слова к картинкам;

Находили «лишние слова»;

Составляли схемы предложений!

Находили родственные слова!

Все молодцы.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

Читайте также:
Звуки и буквы Г-К - конспект занятия

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Читайте также:
Что такое артикуляционная гимнастика

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация С’ – Щ” (в устной и письменной речи)

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

– Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

Читайте также:
Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

– Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

– А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

5. Актуализация опорных знаний по теме.

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

– Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

– Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

– ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

– Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков [C’], [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

– Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

Читайте также:
Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Занятие 64. Звуки Щ — Ч — Сь — Ть

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть на материале слогов, слов и предложений;

коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематический слух;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— учить различать слова по отнесенности к частям речи;

— развивать навыки звукобуквенного анализа

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать интерес к школьным занятиям;

— воспитывать самостоятельность при выполне­нии заданий.

Оборудование: пособие к игре «Домик» и «Посели слово», предметные картинки со звуками Щ, Ч, Сь, Ть в названии, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Организационный момент. Игра «Кто быстрее соберет портфель?»

Дети делятся на две команды и собирают порт­фель в школу. Выигрывает та команда, которая быстрее собе­рет портфель и не положит лишние предметы (куклы, машинки и другие игрушки).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Общее расслабление (см. занятие 63).

Развитие общей моторики (см. занятие 63).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 63).

Массаж лица (см. занятие 63).

Развитие мимических мышц (см. занятие 63).

6. Развитие артикуляционной моторики (см. заня­тие 63).

7. Работа над развитием дыхания и голоса (см. заня­тие 63).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном аспекте. Упор на арти­куляционную характеристику (см. занятия 7, 22, 57, 61).

3. Развитие фонематического слуха. Выделение «четвертого лишнего» (с обоснова­нием). Логопед произносит слова, а дети выделяют «четвертый лишний» (без опоры на картинки).

Сито, сени, тень, сюрприз. — Тень. Щука, щенок, сени, щепка. — Сени.

Чайник, щетка, Чиполлино, Чебурашка. — Щет­ка.

Тир, чудовище, тюль, тетрадь. — Чудовище.

4. Связь звуков и букв.По трафарету обвести буквы, которые соответс­твуют данным звукам (без демонстрации образца).

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Телеграф». Передай слоги: тя-ся-ща-ча; щу-чу-сю-тю; щи-си-ти-чи и т.д.

— Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Определить, какой именно звук (Ч, Щ, Сь, Ть) присутствуют в слове и местоположение звука в слове. Игра «Домик». Деление слов на слоги с выделением ударного слога. (Игра «Посели слово» — дом, замок, избушка).

— Звонко, громко повтори!

Вот так рыба, вот так щука На крючок попалась мне! Тяжело, ну просто мука Удочку держать в руке.

IV. Физкульминутка. (см. занятие 63).

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных. Игра проводится при условии, что дети знают о том, что слова могут называть предме­ты, признаки предметов, действия предметов.

Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится ( определенным символом, фишкой: квадрат — ( существительное, треугольник — глагол, круг — при­лагательное.

Логопед называет различные слова: существи­тельные, глаголы, прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.

Примерный речевой материал на тему «Школа»:

— существительные: школа, пенал, портфель, учитель;

— прилагательные: первый, умный, старатель­ный, аккуратный;

— глаголы: учиться, читать, писать, трудить­ся.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р) - Путешествие Снеговика

VI. Итог занятия и оценка работы детей. Воспроизведите слоговые ряды: ща-ча-тя-ся;

Кем вы станете первого сентября? (Учениками.)

VII. Домашнее задание. К занятию 64 (альбом 3, с. 29—30).

Фонетические игры.

— Игра «Разложи по рядам». Даются картинки со звуками Щ Ть, Сь, Ч, а ребенок должен разло­жить их: в первый ряд со звуком Щ, а во второй со звуком Ть и т.д.

— Игра «Найди и зачеркни». В ряду правиль­но и неправильно написанных букв зачеркнуть неправильные.

— Составление предложений со словами плащ, тетрадь, сельдь, чайник. Определение коли­чества слов в предложениях и составление их схем.

— Повторение слоговых рядов: ща-ча-ча-ща ча-ся-ся-ча тя-ща-тя-ща си-си-щи-щи и т.д.

Лексико-грамматические игры.

Ученье — путь к уменью. Ученье — свет, неученье — тьма.

— Игра «Исправь ошибку в предложении». У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

— Игра «Сосчитай». Школьные принадлежности.

— Игра «Скажи наоборот».

Тупой — острый длинный — . Толстый — . умный — . Высокий — . веселый — .

Подобрать прилагательные. Карандаш (какой?) — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный. (Линейка, пенал, тетрадь.)

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 453 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Тема: Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах

Тема: Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах

Цель: учить детей различать звуки щ, ч, ц, с, сь устно и на письме;

развивать фонематический слух;

развивать умение составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог;

развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, речь учащихся;

воспитывать культуру произношения.

I. Оргмомент

– Назовите первый звук в словах:

Черта, цветы, щука, самолет, щетка, чашка, сено, цапля, щенок, собака, час, цыпленок, щавель, синица.

II. Введение в тему урока

– Назовите пропущенные буквы в словах:

.енок, пугови. а, коле. о, кирпи., .иница

– Какие звуки они обозначают?

– Сегодня мы будем работать над звуками Щ, Ч, Ц, С, СЬ

III. Характеристика звуков

– Дайте характеристику этим звукам

IV. Артикуляционная гимнастика

3. Заборчик – трубочка

5. Трубочка – рупор

6. Почистим нижние зубы

V. Дифференциация звуков в слогах

1) Чтение сочетаний

2) – Произнесите столько раз слог ча, сколько будет 7-3

– Произнесите столько раз слог щу, сколько слогов в слове чемодан

– Произнесите столько раз слог щи, сколько букв щ вы видите

3) Выделение голосом ударного слога

4) Физминутка (№22)

VI. Дифференциация звуков в словах

– Отгадайте загадку, и вы узнаете кто пришел к нам на урок:

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ежик)

1) ЧА ЧИ СЫ ВЕ КА

ЩУ ТУ КУ ТА ЩИ ЛЕ

– Какие слова унесут на спинах ежики?

Запишем их в два столбика.

– Какое правило надо вспомнить при написании слов с буквами Ч, Щ?

2) Гимнастика для глаз («Дрессированный ежик»)

3) Чтение слов по учебнику с. 98

сюжет – последовательность или связь событий, предмет изображения

Читайте также:
Конспект: Зоопарк, Животные жарких стран

щадить – относиться к чему-нибудь бережно, с осторожностью

ценить – назначать цену, признавать то или иное значение

щедрость – оказание бескорыстной помощи другим

чернила – красящая жидкость для писания

система – определенный порядок в расположении

сардина – небольшая морская рыбка, употребляется обычно в консервированном виде

цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации

щебенка – измельченный камень для строительных работ

черешня – плодовое дерево рода вишни

циновка – плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки

сорняк – дикорастущее растение, мешающее культурным посевам

циклон – область устойчивого пониженного давления, характеризующаяся обильными осадками, сильным ветром

4) Физминутка

Ц – наклоны влево, вправо

5) Работа с картинками в учебнике с. 100

– Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, С, Ц (по вариантам)

Ту. а, . веты, кра. ки, .енок, огуре., пло. адь,

ка. ели, ножни. ы, .естра, бо. ка

. айник, .апля, пло. адь, по. уда, .ёки, пале.,

.иница, по. ка, птене., кри. ать

VII. Итог урока

ча чи щу щи сы ку ту ка

________________________

2.Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, Ц, С

Ту. а, . веты, кра. ки, . енок, огуре. , пло. дь,

ка. ели, ножни. ы, . естра, бо. ка

2. Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, Ц, С

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ся щу — су щё — сё щи — си
ся — ща сю — щу сё — щё си — щи
ащ — ась ощ (ощь) — ось ящ — ясь
ющ — юсь ищ — ись ещ (ещь) — есь
ась — ащ ось — ощ (ощь) ясь — ящ
юсь — ющ ись — ищ есь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

Читайте также:
Многофункциональное логопедическое пособие 'Волшебное дерево'

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ша щу — шу щи — ши ше — ще
ша — ща шу — щу ши — щи ще — ше
ащ — аш ющ — юш ещ — еш
аш — ащ юш — ющ еш — ещ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать чаща — чаша трещать — решать роща — пороша щавель — шалфей помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка щёки — шёпот лущёный — тушёный мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши

Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Читайте также:
Дифференциация звуков (В)-(В’) - (Ф)-(Ф’) - конспект

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке.

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Образовательные области: Познание, Коммуникация

Разделы: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Тема: «Кто на чем передвигается».

Цель: Дать понятие о важности транспорта в жизни человека и называть сферу их применения.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закрепить обобщающее слово «транспорт», расширить активный словарь существительных;

Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, активизировать словарь по теме, речевую активность. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать самостоятельность.

Содержимое разработки

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательные области: Познание, Коммуникация

Разделы: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Тема: «Кто на чем передвигается».

Цель: Дать понятие о важности транспорта в жизни человека и называть сферу их применения.

Коррекционно – образовательные: закрепить обобщающее слово «транспорт», расширить активный словарь существительных;

Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, активизировать словарь по теме, речевую активность. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: картинки с разными видами транспорта.

Словарная работа: водный, воздушный, наземный транспорт.

Билингвальный компонент: көліктер – транспорт, ұшақ – самолет, кеме – корабль, жеңіл мәшинә – легковая машина.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

Психологический настрой.

– Возьмёмся за руки и дружно поприветствуем друг друга.

Загадывает загадки о транспорте.

Упражнение «Отгадай загадку» о транспорте.

Цель: развивать мышление.

Серебристый, очень быстрый,
Он отправился в полёт.
И на небе светлом, чистом
Появился. .

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. .

Читайте также:
Логопедическая викторина 'Играй-ка – угадай-ка'

Я блестящая такая

И, конечно, легковая,

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Берутся за руки и произносят слова: «С добрым днем, с добрым светом! С добрым словом и приветом!»

Отгадывают загадки. Находят картинки к отгадкам: самолет, корабль, машина.

Организационно-поисковый

Беседа по данной теме.

Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте. Нам предстоит путешествие в мир транспорта .

-Ребята, как вы думаете для чего люди придумали транспорт ?

Человек с помощью транспорта может передвигаться по земле, под землей, в воздухе, под водой, по воде.

Как называется транспорт , который передвигается по земле? По воздуху? По воде? Нужно выйти к доске и обозначить оранжевыми кружками наземный вид транспорта , водный- зелеными кружками, а воздушный- красными.

– Ребята, как вы думаете всегда ли существовали все эти виды транспорта ?- Как же люди в древние времена передвигались?

– Человек изобрел телегу, затем велосипед, а в 20 веке- автомобиль.

Воспитатель показывает иллюстрации автомобилей.

– А где сейчас можно увидеть эти машины.

– А сейчас вот какие машины! (показ иллюстраций)

– Ребята, какие вы знаете машины?

– Для чего же человек изобрел машину?

– А как называются эти машины?

Еще человек изобрел спортивные машины. (показ иллюстраций)

Трамвай. Автобус. Троллейбус.

– Ребята, для чего нужны эти машины?

– Чтобы перевозить пассажиров.

– Все вы знаете такие машины как : КАМАЗ, ЗИЛ, КРАЗ.

Для чего они нужны?

– А кто же управляет этими машинами?

– Ребята, каким должен быть водитель?

– Внимательными , смелым, знающим ПДД.

Игра «Третий лишний»

Цель: различать транспорт по видовому признаку:

– самолет, вертолет, лодка.

– корабль, яхта, поезд.

– поезд, легковая машина, воздушный шар.

Физминутка «Море, небо, дорога».

Д/и «Кто чем управляет»

Предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.

– Летчик управляет чем?

– Водитель управляет чем?

– Капитан управляет чем?

-Для того, чтобы передвигаться, перевозить грузы.

– Пешком, на лошадях, верблюдах, собаках, оленях, слонах.

– Для перевозки пассажиров.

Трамвай. Автобус. Троллейбус.

– Для перевозки грузов.- Водитель, шофер.

– Внимательным, смелым, знающим ПДД

Называют лишний транспорт, объясняют почему.

Называют: лишняя – лодка, потому что она относится к водному транспорту, а самолет, вертолет – воздушные виды транспорта и т.д.

Дети изображают корабль

(руки вытягивают вперед, покачиваются, как на волнах).

Изображают езду на машине.

Рефлексивно коррегирующий.

– О чем мы говорили на занятии?

– Назовите наземный транспорт?

Оценка работы каждого ребенка.

– Мы говорили о транспорте.

– Машина, поезд, мотоцикл и т.д.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: название и виды транспорта.

Понимают: различие между видами транспорта: наземный, воздушный, водный.

Применяют: умение слушать, отвечать на вопросы, элементарный навык анализа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: