Конспект логопедической НОД в подготовительной группе «Человек и части его тела»
Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.
Задачи:
– обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;
– усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
– практиковать употребление существительных множественного числа;
– обратить внимание детей на многозначность слов;
– практиковать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
– упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале;
– развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийная доска и проектор.
Ход НОД
– Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
Знакомство с темой
– Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
– Как вы думаете, кто это? (человек).
Показ плаката со строением тела человека.
– Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». С помощью проектора появляется изображение Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
– Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.
– А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
– Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
– Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)
Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)
– Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите части руки. (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти) А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
– Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. (уши)
– Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора. (глаза и нос)
– Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)
– Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)
– А что еще находится на голове?
Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает. (волосы)
– Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и заодно сделать полезное упражнение для наших лёгких. Я говорю о дыхательной гимнастике. Пока я раздаю вам пособия для гимнастики, напомните пожалуйста как правильно нужно делать вдох и выдох.
Игра с мячом: «Один – много»
– А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея- …, глаз – …, волос – …, голова – …, лоб-…, рот – …, нос – …, щека – …, палец – …, локоть – …, бровь – ….
Игра «Гном, человек, великан»
– У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Гном и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Гном намного меньше человека, поэтому части его тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека – рука, у гнома – маленькая ручка, у великана – большая ручища.
Нос, рот, лоб, глаза, волосы, рука, нога.
Игра «Четвертый лишний»
– Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.
Голова, шапка, ладонь, шея.
Воротник, пальцы, нога, ладонь.
Нога, стопа, колено, сапоги.
Глаза, нос, очки, ладонь.
– Пришло время отдохнуть и размять наши части тела. Аккуратно встаём со своих стульчиков.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.
– Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Предлагаю вам с ними познакомиться.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника.
Ручка – у двери, у сумки, авторучка.
Глазок – в двери, у картошки, яичница.
Горлышко – у бутылки, у свитера.
Спинка – у кровати, кресла, платья.
Кисти – малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.
Язычок – у ботинка, пирожное, на молнии.
Ножки – у стула, у гриба.
Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
– Ребята, давайте поможем Буратино разобраться.
На мультимедийной доске появляются изображения предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.
– Ребята, что мы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
Далее дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (использование видеоматериалов), словесный метод (беседа о частях тела), игровой прием (игра с мячом «Один – много», игра «Гном, человек, великан»).
Решение задач осуществляются через такие образовательные области: здоровье (умение правильно дышать), познание (рассказ о частях тела), музыка (саундтрек из мультфильма «Приключения Буратино»).
Части тела – мои помощники
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД с элементами здоровьесбережения
для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_tela_-_moi_pomoshchniki.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с элементами здоровьесбережения
для детей подготовительной группы
Тема: «Части тела – мои помощники»
Подготовила Аширова Н. Х.
Цель: закрепить понятие о частях тела; закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.
Образовательные задачи: Обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники». Усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.). Уточнять многозначность слова «нос». Расширять представления о восприятии запахов у животных. Уточнить значение слов «аромат», «обоняние».
Развивающие задачи: развитие тактильных ощущений; развитие правильного физиологического дыхания. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе. Развитие связной речи: создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении; развивать умения грамотно отвечать на вопросы; находить мотивацию к рассуждениям по данной теме. Совершенствование общей и мелкой моторики.
Воспитательные: формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, об их роли в жизни человека; воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (использование видеоматериалов),
словесный метод (беседа о частях тела),
игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»),
метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь),
метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза),
ароматерапия (используются ароматизированные свечи).
Решение задач осуществляются через такие образовательные области: здоровье (умение правильно дышать)
познавательное развитие (рассказ о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира);
художественно-эстетическое развитие (музыка «Звуки лес»).
Оборудование: Предметные картинки: пейзажи; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо – коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.
1. Организационный момент. «Вежливые слова».
Воспитатель. Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б ни встретил –
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
2. Основная часть.
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живёт очень много людей. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.
Воспитатель . Умные детки, отгадайте загадки.
На нас надевают зимой – сапожки,
Осенью – туфли, летом – босоножки. (Ножки)
Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).
Пять братьев годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)
Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот).
Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).
Воспитатель. Молодцы ребята, справились с задание. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.
Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Воспитатель. Так зачем человеку глаза?
Воспитатель. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга.
Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.
Воспитатель. Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.
Воспитатель. Какие бывают глаза по цвету?
Воспитатель. А по форме?
Воспитатель. А у вас какие глаза?
Воспитатель. Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно.
Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».
3.Релаксация «Звуки леса».
Воспитатель. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?
Воспитатель. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.
Воспитатель. А какие звуки мы можем слышать?
Воспитатель. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?
Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.
Воспитатель. С помощью чего мы ощущаем ароматы?
Воспитатель. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?
Воспитатель. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Зачем носик малышам?
Есть прямые носики,
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос. Ю.Прокопович
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И бегаем кругом.
Воспитатель. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.
Воспитатель использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.
Воспитатель. Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?
Воспитатель использует картинки с изображением животного и человека, лодки и чайника.
Воспитатель. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).
Воспитатель. Для чего нужен чайник? ( Чтобы из него пить).
Воспитатель. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?
Дети отвечают. Перед детьми выставляются два чайника с водой – холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов. Дети понимают, как можно определить температуру воды.
Воспитатель. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?
Воспитатель. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в чудо-коробке?
Воспитатель. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?
Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали. Г.Гейне .
Воспитатель. В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?
Воспитатель. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.
5.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Жил – был Язычок. Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком) . Но однажды все соседи на него обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы) . Он подошел к Щечке, (толкают язычком правую щечку) Постучал в ее дверцу — никто не открывает. Тогда он пошел в другую сторону , (толкают язычком левую щечку) Но и там его никто не ждал. Язычок решил подружиться с зубками. Он щекотал сначала верхние зубки, (упражнение «Чистим зубки») А потом нижние (упражнение «Чистим зубки») . Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки) Язычок решил их развеселить: облизнул сначала верхнюю губу, (упражнение «Варенье»). А потом нижнюю (упражнение «Варенье») . Губкам это понравилось, и они улыбнулись Язычку. С тех пор все они дружно живут (Улыбаются) И друг другу всегда улыбаются.
Дети выполняют коллективную работу «Улыбка». Рисуют пальчиками улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».
Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: “Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств” (образовательная область “ЗДОРОВЬЕ”)
Организационный момент с помощью игры “Назови ласково”Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека. Проведение игр “Чудесный.
Презентация: “Части тела”.
Эта презентация поможет взрослым дать детям представление о своём теле.
Части тела. Эмоции. Конспект занятия для 3-4 лет
Программное содержание.Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “д.
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии. «Части тела и внутренние органы.» «Сердце и легкие».
Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возмо.
Части тела – наши верные помощники
Вторая младшая группа. Части тела.
Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста
Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы » Педагогическая актуальность. .
Конспект занятия на тему: «Моё тело. Знание о частях тела и органах чувств» (образовательная область «Здоровье»)
Цель: Закрепить знания детей о частях тела человека и об их значении для него.Задачи:Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.).Разви.
БЕСЕДА-РАССКАЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА “ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
– уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
– учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи;
– актуализировать знания про здоровый образ жизни;
– работать над обогащением словарного запаса детей ;
– практиковать в употреблении множественной формы существительных, в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
– развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
– воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела( верхние и нижние конечности).
Оборудование: кукла Катя, картинки , с изображением тела человека; схематическое изображение человека; мяч.
Ход занятия
I Организационный момент.
Глазки, глазки, вы проснулись?
Ушки, ушки, вы проснулись?
Щёчки, щёчки. Вы проснулись?
Ручки, ручки, вы проснулись?
Мы проснулись. И к солнцу потянулись!
II Основная часть.
Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.
– Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!
– Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).
– Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.
– Из каких частей состоит тело куклы?
– Что на голове у куклы?
– Что есть у куклы на руках и ногах?
– А это что? ( Это спина, грудь, живот).
Беседа «Строение человека».
– Человек устроен очень сложно. Стержень нашего тела – скелет. Он двигается мышцами. Разные части тела и органы соединяют ткани. У каждого органа своя работа. Главный орган — сердце. Послушаем его работу.
– Сожмите руку в кулак. Ваше сердце такого же размера.
Дети сжимают руку в кулак, делятся впечатлениями о размерах своего сердца.
– Чем воспринимаем звуки песни? (Ушами.)
– А чем воспринимаем шепот? (Тоже ушами.>
– . А за вкус какой орган отвечает? (Язык.)
– Наши чувства помогают узнать окружающий мир. Человеческие чувства – зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Слышим мы ушами. Вкус различаем языком, воспринимаем запахи с помощью носа. За зрение «отвечают» глаза. Органом осязания является кожа.
При рассказе об органах чувств воспитатель пользуется таблицами.
– Как вы думаете, что у нас внутри? Есть ли это на таблице? Да, есть. Это скелет, который состоит из множества костей. Кости человека можно увидеть на рентгеновском снимке (показывает>.
– Проведем небольшой опыт. Подвигайте рукой в разные стороны.
Дети проделывают разные движения рукой.
– Рука двигается с помощью мышц. Без них нельзя поднять даже самый легкий предмет – пушинку. Мышцы при движении сокращаются. Поднимите рукой одну из игрушек. Что ощущаете? (Мышцы сократились.)
-Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
-Как называются руки?
-Как называются ноги?
-В самом низу ноги – вот эта часть ноги (показать) называется ступней.
как вы думаете почему? (от слова « ступать»)
– Работой нашего организма управляет мозг. Мозг находится в голове (показывает на таблице), его охраняют кости черепа. Они тверды, мозг надежно упрятан.
Д/И «Добавьте словечко»
Нос у человека . (один).
Пальцев на руке . (пять).
Рук у человека . (две).
Глаз у человека . (два).
Язык у человека . (один).
Голова у человека . (одна).
Волос у человека . (много).
Тело человека
Что такое наше тело? Разводят вопросительно руки в стороны
Что умеет оно делать?
Улыбаться и смеяться, Показ действий по словам
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат. Показывают указательным пальцем
Воздухом наш носик дышит. на части тела
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать. Бег на месте
Ручки всё умеют делать. Кулачки бьют друг о друга
Пальчики хватают цепко Сжимают-разжимают кулачки
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу, Рывки руками в стороны разводим руки
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!», Поднимают руки вверх, глубокий вдох
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево… Наклоны в стороны
Гибкое какое тело!
И ладошки вместе: «Хлоп!» 3 раза хлопнуть в ладоши
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись… Встаем на носочки опускаемся на пяточки
И друг другу улыбнулись. Улыбаемся, поворачивая голову к соседям
Как владеем мы умело
сильным телом! Прыжки на месте
Д/и «Подумай и ответь»
– Сколько глаз у двух кукол?
– Сколько ушей у трёх кукол?
– Сколько носов у пяти кукол?
– Сколько пальцев на правой руке у куклы?
– Сколько у куклы пальцев на обеих руках?
– Сколько голов у десяти кукол?
Д/и «Назови части тела» ( игра с мячом)
– Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два ( у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).
– Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? ( У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).
– А чего у куклы много? ( У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).
Здоровый образ жизни
– Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.
– Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.
-Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д – они содержатся в полезных продуктах (показываю картинку с полезными продуктами).
– Человек должен вести здоровый образ жизни ,чтоб прожить долгую жизнь и не болеть. Под здоровым образом жизни мы понимаем правильное питание, соблюдение режима дня, занятия спортом, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины, полноценный сон, свежий воздух и хорошее настроение.
По утрам зарядку делай
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Д/и «Скажи ласково»
Голова – ..головушка ,головка
Итог занятия
– Что узнали на занятии?
-Какие части тела человека вы запомнили?
Конспект НОД в средней группе «Мои заботливые помощники. Основные части тела человека»
Екатерина Лазуткина
Конспект НОД в средней группе «Мои заботливые помощники. Основные части тела человека»
Конспект НОД для детей средней группы по теме «Мои заботливые помощники. Основные части тела человека».
Цель: уточнить знания детей об основных частях тела человека, их назначением в жизни человека.
познакомить детей с частями тела человека, их назначением в жизни; подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о своем теле; учить различать правую и левую руку, ногу, и т. д. ; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.
Познакомить детей с основными частями тела человека и закрепить их названия, умение различать право и лево.
Обучать детей правильному употреблению словосочетаний при ответах на вопросы; учить отвечать более полно и правильно. Закрепление словаря по данной теме.
3.Художественно – эстетическое развитие:
Привитие художественного вкуса, аккуратности при раскрашивании.
4.Здоровый образ жизни:
Подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о своем теле.
Инвентарь: плакат человека и частей тела, плакат человека с недостающими частями тела, медицинские шапочки, листы с красными крестами и загадками, недостающие части тела человека с плаката, заготовки для будущих медицинских шапочек для гостей.
Ход занятия.
1. Организацинный момент.
Привлечение внимания детей:
– Ребята, вы уже проснулись? (Да)
– А друг другу улыбнулись? (Улыбаются друг другу)
– А здоровья пожелали? (Здороваются)
– И немножко поиграли (Да)
– Ну тогда вставайте в круг…
Дети с воспитателем стоят в кругу в центре группы, выполняя движения…
Доброе утро Девчонки и Мальчишки! (кланяются)
Доброе утро Зайчики и Мишки! (машут игрушкам)
Доброе утро Солнце золотое! (поднимают руки вверх)
Ты для нас светлое, родное! (прижимают руки к груди)
Будем мы сегодня что-то изучать,
Будем мы сегодня весело играть! (прыгают)
Будем улыбаться, радостно смеяться, (смеются)
Ведь сегодня Новый день настал опять! (хлопают в ладоши)
Дети стоят на ковре.
2. Основная часть.
На стене висит плакат человека и основных частей тела. Выходит девочка (взрослый) и плачет.
Воспитатель: Девочка Вика, что случилось?
Девочка Вика: Ой, ой, ножка болит. Помогите мне, пожалуйста.
В. : Ну, что дети, поможем девочке? Вылечим ее ножку?
В. : Чтобы мы смогли помочь Вике вылечить ножку, нам нужно превратиться во врачей – специалистов и изучить основные части человека. Согласны?
В. : Тогда я и Вика наденем вам специальные медицинские шапочки, которые сделали с ребятами заранее. И вот они нам пригодились.
Детям надели шапочки
Воспитатель: Вика иди посиди на стульчике, а то тебе тяжело стоять с больной ножкой. Вика уходит садиться на стул.
Дети и воспитатель подходят к плакату и садятся на стульчики:
В. : -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (человек и части тела человека)
Работа с картинками с изображением тела человека.
В. : -Внимательно посмотрите друг на друга.
-Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности – руки, нижние конечности-ноги)
– Верно, ребята, у всех нас есть голова.
Что находится на голове? (нос, рот, уши, глаза)
-Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
– На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?
(шея – она соединяет голову и туловище человека)
– Молодцы ребята, справились с заданием. А скажите мне, пожалуйста, как называется самая большая часть тела человека? (туловище) Воспитатель показывает, где находится туловище.
– Дети, давайте разомнемся и закрепим название частей тела.
Физкультминутка-игра «Вот какое мое тело!»
У меня есть голова
Направо – налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
Затем воспитатель замечает, что рядом плакат человека, у которого отсутствуют некоторые части тела.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой странный человек. Здесь не хватает некоторых частей тела. И чтобы найти эти части тела нужно пройти по группе, где наклеены красные кресты с загадками, загадку отгадают и забирают подходящую часть тела.
1.Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (нос)
2. Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим (рот).
3. На нас надевают Зимой – сапожки, Осенью – туфли, Летом – босоножки. (Ножки)
4. Оля слушает в лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны нашей Оле … (ушки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь пойдемте к нашему человечку и приклеим недостающие части тела.
Воспитатель: Дети, мы с вами ранее изучали понятие «пара» и у нас с вами какие парочки есть? (воспитатель помогает жестами, указывая на нужные части тела)
Дети: две руки и две ноги, два уха и два глаза.
Воспитатель: правильно, дети. У них есть свои названия, без которых нам с вами не обойтись. (Дети вместе с воспитателем называют и показывают). Это рука- правая рука. Это правая нога. Покажите. (контроль). Вы заметили, что правая рука и правая нога находятся с одной стороны тела? Все, что находиться на этой стороне, носит название «правая». Покажите теперь правый глаз, правое ухо, поставьте правую руку на правый бок».
Аналогичная работа проводиться с левой стороной тела.
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Как много мы сегодня с вами сделали, изучили части тела человека. А помните для чего?
Дети: чтобы вылечить ногу девочке Вике.
Появляется девочка Вика: А вот и я, мои дорогие доктора. Вы сегодня очень хорошо выполняли задания и поэтому волшебным образом вылечили мне ножку. Спасибо вам большое, до свидания, дети!
Уходит девочка Вика. Дети машут.
Воспитатель: вот и закончилось наше приключение. Все молодцы. А для наших гостей мы тоже приготовим медицинские шапочки.
Дети дарят гостям приготовленные ими шапочки.
Конспект НОД для детей средней группы «Изучаем части тела» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Сосна» Конспект НОД для детей средней группе.
Конспект занятия по английскому языку «Части тела» Цели: • Развивающие: – развивать память, внимание, мышление, воображение. – развивать специальные способности, необходимые для обучения.
Конспект занятия «Части тела» для старшей группы Конспект занятия для старшей группы на тему “Части тела”Задачи: •образовательная: закреплять знания по данной лексической теме; уточнение.
Конспект занятия по ФЭМП «Части тела» (средняя группа) Цель: Развитие счетных операций, мыслительной и речевой деятельности. Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки счета в пределах.
Конспект по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Части тела» Конспект по речевому развитию с детьми 4-5 лет «Части тела» Цель: закрепление тематического словаря, развитие грамматического строя речи,.
Конспект занятия по развитию словаря в средней группе. «Части тела» Конспект занятия по развитию словаря в средней группе “Части тела”. Цели:Познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать.
Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Части тела» Конспект по валеологии во второй младшей группе «Мое тело» Цели и задачи: 1. Дать детям понятие о частях тела. 2. Развивать основные виды.
Конспект занятия по развитию речи «Части тела» Конспект занятия по развитию речи 10.10.17 11 группа Подготовила: Жирнова А. Л., «Части тела» Цели: -познакомить детей с частями тела.
Конспект занятия «Умка узнает части тела человека» Тема: «Умка узнает части тела человека». Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело» Задачи: – Закреплять.
Конспект НОД ” Части тела.”
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Мои части тела».
Цель: Формировать представления детей о строении человека. Воспитывать желание быть здоровым.
Задачи: Развивающие: развивать у детей представления о себе, своем теле; активизировать диалогическую речь; развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию, произвольную память; развивать умения соотносить слова с действиями. Воспитательные: воспитывать привычку к здоровому образу жизни; умение слушать друг друга, взрослого. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками; создать радостное настроение. Образовательные: учить определять и правильно называть части тела; Закрепить знания о назначении отдельных частей тела.
Материал: картина изображение человека и части тела , аудиозапись песенки про жирафа.
Предварительная работа: рассматривание картинок, где изображено человеческое тело, показ на себе органов чувств, беседа о здоровом образе жизни; дидактическая игра «Собери человечка».
Ход занятия.
Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Давайте мы начнём наш день с хорошего настроения. Как вы думаете, что значит хорошее настроение?
Дети: Это когда люди улыбаются.
Воспитатель: Правильно, давайте мы сейчас будем улыбаться друг другу. Сначала улыбнёмся соседу справа, потом соседу слева. Вот мы и поделились друг с другом хорошим настроением.
Воспитатель: Давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Поезд длинный у перрона! (тянут: ту-ту-ту)
Добрый день ручным часам, (тикают: тик-так)
Здравствуй, солнышко лучистое!(руки подняли вверх)
Здравствуй, детишки, девчонки и мальчишки!(руки вперёд).
Воспитатель: И ещё мы поиграем в игру «Мы не скажем, а покажем»
Я буду говорить части тела, а вы мне их показывать. Во время игры я путаю детей, говорю одну часть тела, а показываю на другую.
Песенка «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».
Воспитатель: Как вы уже догадались, мы будем говорить о человеке. На нашей Земле очень много людей. Люди похожи, они умеют говорить, думать, ходить. Но все люди разные. Они отличаются внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.
Воспитатель: Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи.
Дети: У нас есть руки, ноги, голова и т.д.
Воспитатель: Молодцы! У всех людей есть руки, ноги, голова, туловище. Отгадайте –ка загадку: Их не сеют, не сажают, они сами вырастаю.
Дети: Волосы.
Воспитатель: Молодцы! На голове есть волосы. Передняя часть головы человека – это лицо, на нём есть рот, уши, глаза, нос. А для чего нам они нужны?
Дети: глаза, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды, все, что нас окружает.
Нос, чтобы чувствовать запахи, дышать.
Рот, чтобы есть, дышать, говорить.
Уши, чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит музыка.
Руки, чтобы работать, шить, писать, рисовать.
Ноги, чтобы ходить, стоять, бегать, прыгать.
Зубы, чтобы жевать, кусать.
Голова, чтобы думать и кивать.
Туловище соединяет все эти части вместе.
Воспитатель показывает картину, где изображён человек и части тела. Дети рассматривают картину.
Воспитатель: Правильно, это наши помощники, так как они помогают нам узнать все о мире, в котором мы живем.
Воспитатель: Поиграем – ка в игру «Повтори за мной движения».
Подергай за уши; погладьте лоб; закройте глаза руками; погладьте щеки руками; закройте нос рукой;
А теперь я вас буду путать, а вы должны правильно показывать. Будьте внимательными.
Воспитатель: Все, что мы сейчас трогали это наше лицо, голова.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали, какие части тела у нас есть и для чего они нужны.
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим, глаза помогают человеку видеть предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму. Благодаря слуху мы имеем возможность различать звуки. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра. Даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.
Воспитатель: С помощью пальцев мы можем писать, шить, рисовать, лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Давайте будем любить своих помощников, и учится оберегать их от грязи, болезней и ушибов. Но вы должны не забывать о самом главном, Человек должен быть всегда опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. А о том, как оберегать их мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: Поиграем с нашими пальчиками? Дети: да.
Воспитатель: Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро красное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова «будут пальчики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.
Воспитатель: И в заключении я предлагаю вам послушать стихотворение:
Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Их не сеют, не сажают, они сами вырастаю. (Волосы)
«Конспект занятия по образовательной области коммуникация «Человек, его части тела»
Цель:
- Активизация и обогащение словаря.
- Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений «мой», «моя», «моё» в составе простого предложения.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие мелкой моторики.
- Обогащение и активизация глагольного словаря.
- Практическое усвоение простого предложения, распространенного однородными сказуемыми.
Задачи:
- Закрепить умение употреблять притяжательные прилагательные и местоимения «мой», «моя», «моё» в составе простого предложения.
- Развивать речь при помощи обогащения и активизации глагольного словаря.
- Закрепить умение строить простое предложение, распространенное однородными сказуемыми.
- Продолжать развивать слухового внимания и развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- Кукла.
- Картинки с изображением мальчика, показывающего разные части тела.
- Предметные картинки с изображением разных частей тела.
- Кукла Незнайка.
- Мяч, корзины.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед : Я буду называть, и показывать разные части тела. Слушайте внимательно. Я могу назвать часть тела , а показать другую. Вы должны показать только ту часть тела, которую я назову. Это глаз (логопед дотрагивается до уха, дети должны дотронуться до глаза).Нос, рука, губы, нога, туловище.
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
Логопед: Сегодня ребята, мы поговорим о частях нашего тела.
Слышится стук в дверь в группу входит кукла Маша.
Логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла Маша – растеряша. Она очень не внимательная, что даже забыла, как называются ее части тела. Давайте поможем нашей Маша – растеряше вспомнить части тела.
Покажите и назовите, какие части тела есть у Маши? Покажите у Маши руку
Логопед: Скажите, пожалуйста, чья это рука? – (Это Машина рука.)
Логопед обращается к одному ребенку : Покажи свою руку.
Логопед : Чья это рука? – (Это моя рука)
Логопед аналогично отрабатывает название частей тела в сочетании с местоимениями «мой», «моя», «моё» и притяжательными прилагательными, образованными от имен детей. (Нос, ухо)
Динамическая пауза.
(Ориентировка в «схеме собственного тела»).
Логопед . В следующую игру будет играть тот, кто дотронется правой (левой) рукой до правого (левого) уха.
- Игра «мой», «моя», «моё».
На доску выставляются картинки с изображением отдельных частей тела. Сначала дети называют картинки, затем логопед предлагает поиграть в игру «мой», «моя», «моё».
Логопед : Посмотрите на картинки и назовите о чем можно сказать «мой»? (нос, глаз, рот, лоб, палец).
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите о чем можно сказать «моя»? (рука, нога, щека, ладонь).
Логопед : Посмотрите на картинки и назовите о чем можно сказать «моё»? (ухо, колено).
Логопед акцентирует внимание детей на обобщающем понятии «Части тела».
Динамическая пауза.
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы за руки берем,
Мы за руки берем
И бегаем кругом.
III. Сюрпризный момент.
В группу входит Незнайка.
Логопед : К нам в гости пришел Незнайка. Давайте у него спросим, как нам помогают наши части тела.
Логопед : Незнайка, что мы делаем руками?
Незнайка : Руками мы прыгаем.
Логопед обращается к детям : Правильно ответил незнайка?- ( Нет, руками мы пишем, рисуем).
Логопед : Незнайка, а что мы делаем ртом?
Незнайка : Ртом мы слушаем.
Логопед обращается к детям : Правильно ответил незнайка? – (Нет, ртом мы кушаем и разговариваем).
Логопед : Незнайка, а что мы делаем глазами?
Незнайка : Глазами мы нюхаем и дышим.
Логопед обращается к детям : Правильно ответил незнайка? – (Нет, глазами мы смотрим).
Логопе д: Дети, Незнайка совсем запутался, давайте поможем ему разобраться, для чего нам нужны части тела.
Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением отдельных частей тела.
Логопед: Ребята, давайте еще раз вспомним, для чего нам нужны части тела. Посмотрите на картинку и скажите, что мы делаем газами? – Глазами мы смотрим и моргаем.
Логопед : Дети, а что мы делаем ртом? – Ртом мы кушаем и говорим.
Логопед : Дети, а что мы делаем носом? – Носом мы дышим и нюхаем.
Логопед обращается к Незнайке : Незнаечка, теперь ты запомнил, для чего нам нужны часть тела?
Незнайка : Да, запомнил. И теперь я их никогда не спутаю. Спасибо ребята. До свидания!
Динамическая пауза.
(Ориентация в пространстве)
Логопед. А сейчас давайте поиграем в игру, кто забросит мяч в левую (правую) корзину.
IV. Итог занятия:
Логопед : Ребята, вспомните, о чем сегодня мы говорили на занятии? Что понравилось больше всего? Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Логопед : Поднимите правую руку, помашите мне ладошкой, кивните мне три раза головой. (Дети выполняют движения и покидают свое рабочее место).
Конспект НОД по логопедической ритмике «Музыка весны»
Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР »Музыка весны».
Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
- Активизировать словарный запас по теме «Весна»;
- Развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений;
- Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.
- Работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
- Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
- Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).
Оборудование: тазы с водой, бумажные кораблики, разрезные картинки по теме «Первоцветы», магнитная доска, металлофоны,
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит инструментальная обработка «Музыка весны» А.Вивальди, дети входят в зал.
На ковёр все проходите,
Мне улыбки покажите.
Чтоб плясать было удобно,
Чтобы двигаться свободно,
По полянке разойдёмся…
И снова улыбнёмся!
2. Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка, здравствуй!» муз. и сл.М.Л.Лазарева (Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997. – с.128)
– Здравствуйте, девочки!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, мальчики!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, взрослые!
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, здравствуйте, все!
Логопед: Дети, послушайте загадку (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.) и скажите, о каком времени года в ней говорится.
Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что, потому что
По земле идёт … (весна)
3. Упражнение на согласование речи с движением.
Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной?
В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп!
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Нищева Н.В.)
Логопед: На лесной полянке остановимся. Как приятно греет весеннее солнышко.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Солнышко». (Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.)
Маленькое солнышко я держу в ладошках.
А большое солнышко вижу за окошком.
Маленькое солнышко спит в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнышко светит всей планете.
Логопед: Старается солнышко, греет. Вот уже на деревьях тает снег и с веток свисают ледяные сосульки.
5. Упражнение на развитие чувства ритма «Кап — кап» муз.и сл. Е.Макшанцевой (Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – с.34)
На доске изображения сосулек – две короткие, одна длинная.
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что там за оконцем?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что блестит на солнце?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!
Логопед: Сыграйте песенку сосулек на металлофоне.
6. Развитие речи с движением.
Все со мной в кружок вставайте,
И движенья повторяйте.
То – то славно, ребята,
Зиму гоним долой!
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой!
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь!
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш!
И зиме холоднющей
Громко скажем мы: «Кыш!» (притоптывают ногой)
Дружно хором попросим:
«Просыпайся, Весна!»
Домик птичкам построим:
Им сейчас не до сна! (стучат кулачками)
В пляс пошли наши ножки –
Эй, гармонь, заиграй! (играют на гармошке)
Ручеёк у дорожки,
Веселей запевай! (хлопают)
7. Развитие слухового восприятия: слушание журчания ручья в записи. (аудиозапись из серии «Звуки природы»)
Логопед: Зажурчал ручеёк, значит, услышала нас Весна!
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна!
Под музыку заходит Весна:
– Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня Весна!
Логопед: Здравствуй, милая Весна, мы тебя долго ждали и приготовили в подарок песню.
8. Дети исполняют песню «Весна» муз.и сл. Л.Самохваловой (Музыкальный руководитель – 2012 — №1 – с.56)
Весна: А я тоже приготовила вам подарок. По весенним ручейкам весело играть с корабликами.
(Весна достаёт из корзинки бумажный кораблик).
9. Игра «Кораблик»
Кораблик «поплыл»: дети передают его друг другу под медленную музыку. Под быструю музыку пробежались, опять передают кораблик, снова побежали. («Русская народная мелодия» аудиозапись из серии «Танцевальные народные мелодии»)
10. Упражнение на развитие физиологического типа дыхания.
Логопед: Давайте подуем на наши кораблики, чтобы они поплыли по ручейку. Вдохнём, не поднимая плечи. Дуем на кораблики. (Дети выполняют).
Весна: А теперь мы с вами перешагнём через ручеёк и попадём на полянку. Проверим, все ли пришли, никто не заблудился в лесу?
11. Игра на развитие слухового внимания и тембрового восприятия «Узнай по голосу» муз. и сл. Е.Тиличеевой (Музыка в детском саду: средняя группа)
Дети поют, стоя в кругу.
– Саша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну – ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай поскорей.
Водящий стоит в центре круга и по голосу угадывает зовущих его детей.
12. Активизация словарного запаса по теме «Первоцветы». Развитие мелкой моторики рук.
Логопед: А на полянке кое – где растаял снег и на проталинках появились первые весенние цветы.
Весна: Ребята, какие первые цветы вы знаете? Посмотрите и назовите эти цветы.
На стене картинки с изображением первых цветов: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница, купальница, медуница, крокусы, ландыш, тюльпан.
Весна: А теперь я предлагаю вам собрать разрезные картинки с изображением цветов.
Дети садятся на ковёр и собирают разрезные картинки «Цветы».
Весна: А вы знаете, какой цветок появляется самым первым? Ну конечно, мать-и-мачеха.
13. Пальчиковая гимнастика «Мать-и-мачеха» (Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – с.11) Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов.
Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных лепестках –
Круглые комочки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Весна: набежала злая тучка, закрылись наши цветочки. А вы, ребята, не боитесь тучки?
Логопед: Нет, Весна, наши дети тучи не боятся. Они весело танцуют под первым весенним дождём.
14. Развитие движений, чувства ритма. Музыкально – ритмическая композиция «Виноватая тучка» муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина (движения по выбору музыкального руководителя)
Вот и солнце закатилось,
Славно мы повеселились!
В путь – дорогу вам пора,
Прощаться надо, детвора!
15. Заключительная часть.
Логопед: Спасибо тебе, Весна! Замечательно мы погуляли. Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса.
Дети закрывают глаза и в свободных позах слушают «музыку весны» — пение птиц, журчание ручейка, жужжание мошек и т.д. – аудиозаписи из серии «Звуки природы». Весна уходит.
Логопед: Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? Вспомните, что мы видели в весеннем лесу?
Список использованной литературы:
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005.
Музыкальный руководитель – 2012 — №1
Музыка в детском саду: средняя группа. – М., 1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.
Авторы:
1. Кузьмичёва Татьяна Николаевна,
учитель-логопед первой квалификационной категории,
МДОУ детский сад №9 п. Кильдинстрой Мурманской области.
2. Вавкина Наталья Анатольевна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории,
МДОУ детский сад №9 п. Кильдинстрой Мурманской области.