Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Жанна Гребенникова
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

ТЕМА: “Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях”.

Цели и задачи

Коррекционно-образовательные

1. Продолжать закрепление правильного произношения звука “Р в слогах, словах и предложениях.

2. Учить выделять звук Р в словах и находить его место.

3. Продолжать учить осуществлять звуковой анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие

1. Развитие звукового анализа и синтеза.

2. Активизировать и обогащать речевую практику детей.

4. Развитие слухового внимания, тактильного восприятия, памяти и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные

1. Воспитывать стремление овладеть правильной речью.

2. Воспитывать внимание к обращенной речи

3. Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.

ОБОРУДОВАНИЕ:, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры, колокольчик, сухой бассейн, мелкие игрушки., игрушка Буратино с папкой., мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться : Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, доброе утро длится до вечера. (дети здороваются)

Логопед. Ребята! Давайте вспомним правило красивой речи. Говорим всегда красиво, смело, четко, но не торопливо.

И сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р. Старайтесь не ошибаться! Следить за правильностью произношения нам поможет волшебный, спящий колокольчик, если кто-то произнесет звук Р неправильно, колокольчик проснется и позвонит. Старайтесь не разбудить его!

(стук в дверь) Подождите, кажется, кто-то стучит. Да это же Буратино, и он очень грустный, потому что никак не может научиться красиво и четко произносить звук Р Буратино хочет сказать «Здравствуйте, ребята, я Буратино»! А получается «Здаствуйте лебята, я Буатино!»!

А вы не хотите помочь Буратино научиться разговаривать красиво?

Логопед. Ребята, а давайте расскажем Буратино какой же такой звук Р и как его произносить.

(схема произношения на экран)

Ответы детей (звук Р твердый, согласный, звонкий. При его произношении зубы приоткрыты, губы улыбаются, язык поднят за верхние зубы и дрожит, воздушная струя теплая). РРРРРР.

Логопед. Молодцы, правильно. Смотрите, Буратино принес большую папку с заданиями, которые никак не может выполнить без вас.

Логопед. Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.

Проговорить слоговые ряды по заданию логопеда в соответствии с выбранной цифрой:

Логопед Ру-ру-ру, ру-ру-ру продолжаем мы игру.

Отгадать загадку, найти место звука в слове, обозначить на схеме.

(слайды с ответами)

*Вот пернатый городской

Всюду жмется к людям

Мы голодною зимой

С ним делиться будем.

Просит серый озорник

Дайте хлеба крошку

Я устал чирик-чирик

И замерз немножко. (воробей)

*Без рук, без ног, а ворота открывает. (ветер)

*Ей не скажешь, кошка брысь, потому что это (рысь)

*Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу

*То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я (тетрадь)

Логопед Ры-ры-ры, ры-ры-ры мы не можем без игры.

Ребята, а ведь, Буратино хочет пойти в школу смотрите, что он приготовил:

Согласование Существительное Х Числительное. 1-5 (пятерка, карандаш, тетрадь, ручка)

Логопед «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.»!

Хм, странно. А вот и подсказка. (карта)

Ходьба к заданному месту по инструкции логопеда (5 шагов вперед стоп, 2вправо стоп, один назад стоп, 3 влево стоп, один вперед стоп, обойдем большой камень стоп, впереди ручей идем по узкому мостику стоп, закрываем глазки и не открываем считаем до 5 (стол с сухим бассейном, в котором кукуруза, макароны, горох, мелкие игрушки)

Читайте также:
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

Найти игрушку на ощупь – назвать. Исправить, предложенное деформированное предложение с данным словом.

Логопед. Это верно или нет? Ну-ка дай ответ : (ребенок нащупал рыбу, достает, называет, исправляет предложение)Рыба поймала рыбака. (расческу)Расческа причесывается Ромой. (крота)Нора роет крота. (бобра)Дерево грызет бобра.

Логопед. Какие вы ребята молодцы! Оказывается, Буратино никак без нас не мог распутать слова, и поэтому не понимал о чем эти предложения. Возвращайтесь на стульчики, только аккуратно не упадите в ручей, не споткнитесь о камень.

Логопед. Ребята, смотрите какой большой конверт у нас остался.

Игра «Кто в домике живет?» По первым звукам в словах составить слово и узнать кто в домике живет. (Р,О,М,А. – рак, осы, мухомор, ананас). К,Р,О,Т- кот, рак, обруч, танк. Р,А,К,И – роза, автобус, кит, индюк.

Логопед. Ребята мы сегодня много помогали Буратино, ему пора уходить, может ему что-нибудь подарить на прощанье?

Ответы детей… Нарисуем ему в подарок картину. Мы уже догадались, что Буратино мечтает пойти в школу. Сейчас мы нарисуем ему школу:

– Я нарисую стены.

Ответы детей. А я нарисую крышу

Я нарисую дверь

Я нарисую ручку,

я нарисую крыльцо

я нарисую деревья

я нарисую забор.

Логопед. Вот и закончена картина держи Буратино!

Буратино. СПАСИБО ВАМ ДОРРОГИЕ РРЕБЯТА! УРРА, я научился говорить звук Р! До новых встреч ДРРУзья!

Нам тоже пора прощаться, сегодня мы много старались давайте скажем

спасибо нашим пальчикам

спасибо язычку, красиво, четко правильно я говорить хочу! До свидания!

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [З]» Тема: «Автоматизация звука – З –» Цель: упражнять в правильном произнесении звука [з], изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

Читайте также:
Звук и буква С - конспект ООД в старшей логопедической группе

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.
Читайте также:
Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Читайте также:
План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Конспект НОД “Автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях.

«Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложении»

(подгрупповое занятие, старший возраст)

учитель-логопед

Шляпова И. А.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

коррекционно – образовательная: повторение артикуляционных упражнений, автоматизация звука «Р» изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

коррекционно – развивающая: развивать фонематический слух, память, свойства внимания, логическое мышление, общую и мелкую моторику, силу и тембр голоса;

коррекционно – воспитательная: воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: игрушка робот, набор предметных картинок, 2 конверта, мяч, карандаши, картинка-подсказка (с изображением животных), звуковые дорожки,

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Я скажу вам слова «Доброе утро!» и пусть мне помашет тот, чье имя я назову. Доброе утро, Соня! Доброе утро тем, кто любит конфеты! Доброе утро тем, кто сделал зарядку! Доброе утро тем, кто любит путешествовать! (Дети машут). Сегодня к нам придет гость, который тоже любит путешествовать.

Робот: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Робик. Я прилетел с планеты Железяка. А как называется ваша планета? Я хочу вам рассказать о своей планете, все узнать о вашей и научиться правильно разговаривать.

2.Психогимнастика.

Логопед: Давайте расскажем, какие животные есть у нас. Раз, два вокруг себя повернись и в животного превратись. Покажите, как мурлычет ласковый котенок, как тоненько каркает вороненок в гнезде, как грозно рычит тигр.

3.Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Для того, чтобы Робик научился красиво разговаривать, давайте научим его выполнять гимнастику для язычка.Берите со стола по очереди карточки, называйте упражнение и выполняйте его.

4.Произношение изолированного звука. Работа над силой голоса.

Логопед: На планете Робика очень любят рисовать звуковые дорожки. Робик хочет послушать, как вы произносите звук «р». Для этого он приготовил для вас звуковые дорожки. Нужно провести линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р), без остановок. Повтори, что нужно сделать? (ребенок повторяет). А теперь ставим карандаш на начало дорожки, где едет машины, делаем вдох и медленно рычим «р-р-р». Пусть наш тигр рычит грозно. Представьте, что катер плывет сначала издалека, потихоньку приближается и

снова отдаляется о нас.

4.Автоматизация звука «р» в слогах.

Логопед: Робикна своей планете очень любит петь песенки. Давайте встанем и споемпесню «В лесу родилась елочка» на слог «ра», теперь на слог «ро». Молодцы.

5. Работа с предметными картинками.

Лог.: Давайте расскажем Робику, какие предметы есть на нашей планете. На столе два конверта с картинками. Выбери только те из них, в названии которых есть звук «р» и определи его место. (прикрепляем картинки к магнитной доске) Картинки у вас остались. Давайте проверим, есть ли в них звук «р».

Читайте также:
Словарь по лексическим темам с упражнениями

6. Развитие слухового внимания и памяти. Игра-загадка «Подскажи словечко».

Лог.: Робик предлагает поучиться сочинять стихи. Попробуем. Нужно досказать слово. (На мольберте вывешивается картинка подсказка).

Он высокий словно шкаф, Удивленно смотрит Люда

А зовут его . (жираф). На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород, В сильный холод в январе

мы стоим разинув …(рот). Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот

7. Динамическая пауза. Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.

– Градусник несёт врача.

– Крышка накрыта ведром.

– Забор красит Рому.

8. Автоматизация звука «р» во фразе. Проговаривание чистоговорок с элементами логоритмики.

Лог.: На своей планете Робик очень любит танцевать. Давайте и мы попробуем.

Ра – ра – ра – мы поймали комара.

Ра – ра – ра – вот такая вот игра.

Ро – ро – ро – у Ромы ведро.

Ро – ро – ро – Рома уронил ведро.

Ру – ру – ру – ноту верхнюю беру

Ру – ру – ру – я пою, а не ору!

9.Развитие связной речи. Составление описательного рассказа.

Игра «Загадай загадку»

Лог.: Робик очень любит отгадывать загадки. Она дает вам следующее задание: придумать загадку о любом предмете на картинках на доске.

10.Задание «Найди пять отличий».Развитие произвольного внимания, переключения внимания.

Логопед: Робик встретил у нас на планете двух мальчиков и они показались ему одинаковыми. А вы как думаете? (Дети сравнивают)

11. Игра «Дорисуй половинку предмета». Развитие мелкой моторики, произвольного внимания, восприятия.

Логопед: Робику пора возвращаться домой, но у него сломалась ракета. Надо ему помочь. (Дети дорисовывают половинку ракеты)

Лог: Пришла пора нам попрощаться с Робиком. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задания вы выполнили правильно? Где помогали друг другу?Что понравилось?

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.

Подготовила учитель-логопед Зайцева М.Е.

Тема: “Путешествие на Марс”

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Коррекционные:

Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

Активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Космос»;

Развитие навыка образования антонимов;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие навыка образования относительных и притяжательных прилагательных;

Развивающие:

Развитие фонематического слуха;

Развитие слухового внимания;

Развитие слухоречевой памяти;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие зрительного восприятие;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие навыков напряжения и расслабления тела.

Воспитательные:

Воспитание у детей навыки взаимодействия друг с другом;

Воспитание у детей морально-нравственных качеств личности.

Живой песок; картинный материал: одежда (сарафан, шарф, рубашка, куртка, рукавицы, свитер, платье, шорты, джинсы, юбка), продукты (свекла, шоколад, творог, морковь, сок, сыр, помидоры, груши, мороженое, мясо), «Нелепицы»; ИКТ; кратеры со слогами; два меню; три вешалки; камушки; прищепки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Л: Ребята, я получила письмо от одного мальчика, которого зовут Марсиком. Он живет на планете Марс. У них на планете закончились арбузные семена, а для них арбуз – это самая любимая ягода, без которой они не могут прожить и дня. Он просит отправить им семена. Давайте отвезем сами эти семена. Как вы думаете, а на чем мы с вами отправимся в путешествие?

Читайте также:
Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Д: На ракете

Л: Молодцы! Мы действительно полетим на ракете.

2. Изолированное произнесение звука [Р]

Л: Скафандр мы с тобой надели,

Мотор ракеты уж ревет,

Нас в путешествие зовет: р-р-р-р. (Произнесение звука сопровождается круговыми движениями кистей рук)

Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие?

Д: Со звуком [Р].

3. Совершенствование фонематического восприятия.

Л: С собой в путешествие, кроме семян, нам необходимо взять продукты, т.к. путь не близкий. Мы можем взять только те предметы, в названии которых услышим звук [Р]. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название продукта со звуком [Р] (груши, помидоры, морковь, сыр, мороженое, творог, картофель, свекла, мясо, сок, шоколад).

4. Закрепление зрительного образа буквы «Р». Развитие зрительного восприятия

Л: А еще нам с вами необходимо взять космическую карту, чтобы не сбиться с нужного пути. Ориентиром нашего курса будет буква «Р». Лететь нам предстоит далеко, поэтому мы будем останавливаться на разных планетах и делать дозаправку топливных баков. Начинаем обратный отсчет: «3, 2, 1 – поехали!»

5. Чтение слогов. Составление слова

Л: Вот мы оказались на первой планете – Венера. Посмотрите, на этой планете пропали волшебные кратеры. Давайте мы их найдем и вернем на планету. Ребята, только прежде чем присоединить их к нужному месту, скажите волшебное «слово» написанное на них. (Дети вставляют карточки в «Живой песок». На карточках напечатаны прямые и обратные слоги: ИР,ОР,РА,РУР,РЫ,РЭР)

5. Автоматизация звука [Р] в словах. Подбор антонимов

Л:На планете Венера происходит «все наоборот». Если у нас ночь, то на Венере

Л: Если землянин ходит медленно, то инопланетянин

Л: Если инопланетянет закрывает дверь, то землянин

Д: открывает

Л: На Венере жители отдыхают, а земляне…

Д: работают.

Л: На Венере земля белая, а у нас…

6. Автоматизация звука [Р] в словах. Образование относительных прилагательных

Л: Посмотрите в иллюминатор, нам кто – то подает сигналы «SOS»! На планете Меркурий местный повар Меркуша решил приготовить блюда из разных продуктов, но забыл, как они будут называться. Поможем ему вспомнить их названия?

Л:Тогда посмотрите на составленные меню и расскажите, что сегодня на обед.

Д: Гороховый суп, картофельное пюре, грушевый сок;

Рыбный суп, фруктовый салат, гранатовый сок

Л: Меркуша вам очень благодарен! Вы все правильно назвали!

7. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука [Р] в словах

Л: Продолжаем путешествие. И следующая остановка – на планете Уран. Сейчас здесь проходит неделя земной моды. Ребята, но одежда перепуталась в коробке, и местные жители просят вас помочь им развесить вещи на три вешалки, в зависимости от того, где находится звук [Р] (начало, середина, конец).

Д: В слове Свитер звук [Р] живет в конце слова (на последнюю вешалку);

-В слове Перчатки звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку):

– В слове Рубашка звук [Р] живет в начале слова (на первую вешалку).

-В слове Сарафан звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Шарф звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Куртка звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Рукавицы звук [Р] живет в начале слова (на первую вешалку).

-В слове Шорты звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

8. Физминутка

Л:Следующая планета Сатурн. Давайте покатаемся на его кольце. Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у нас будут плавными, потому что эти мы попадем в невесомость.

Звучит космическая музыка, дети имитируют различные движения в невесомости.

9. Автоматизация звука [Р] в предложениях. Составление предложений по сюжетным картинкам

Л: Следующая остановка на планете Юпитер. А встречают нас местные жители, которые пытаются найти картины после песчаной бури. Давайте мы им поможем. (Дети раскапывают в песке картинки «Нелепицы»). Что не так с этими картинками?

Д: Космонавт не косит траву

– Корова не живет в будке (Корова не сидит на цепи)

– Свинья не возит дрова

–Кошка не ест морковь

– У мыши не растут рога

– Рыбы не читают книги

Л: Молодцы! Вы исправили все ошибки, а мы подлетаем к планете Марс, где нас ждет Марсик.

Л: Как будут называться жители планеты Марс?

Д: Марсиане.

Л: Как будут называться новости, происходящие на Марсе? (Какие?)

Д: Марсианские.

Л: Школа на Марсе (какая школа?)

Д: Марсианская.

Л: Марсик очень благодарен вам за то, что вы сами привезли арбузные семечки, и предлагает вместе посадить их, выложив из семян нашу букву «Р» (Дети выкладывают на «Живом песке» букву марблс-камнями)

12. Итог занятия

Л: Молодцы, что помогли Марсику! Но, нам пора возвращаться. Скажите, что вам больше всего понравилось? С каким звуком мы путешествовали?

Конспект НОД по познанию в подготовительной логопедической группе “23 февраля – День Защитника Отечества”

Железная каска
Военный парад
Отважный капитан
Быстрая ракета
Боевой корабль
Взлетная полоса
Военный самолет
Бравый солдат
Пограничная полоса – . и т.д.
4. Дидактическая игра «Составь предложение»
На наборное полотно выставляются поочередно пары картинок. Дети составляют предложения с предлогами с опорой на наглядный материал.
Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.)
Пограничник — собака.
Артиллерист — пушка.
Ракета — небо.
Танкист — танк.
Десантник — парашют.
Пехотинцы — поле.
5. Физкультминутка
Мы солдаты, мы солдаты Маршируют на месте
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадем.
Наклонитесь все вперед, Наклоны туловища вперед
А потом наоборот. Наклоны туловища назад
Влево, вправо наклонитесь, Наклоны влево, вправо
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, Дети стоя на одной ноге
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, Руки прижимают к груди
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, Руки вверх, руки в бок
И на месте – скок, скок, скок! Прыжки на двух ногах
Раз, два – дружно в ногу. Шагают.
Три, четыре – тверже шаг.
6. Д/и «Назови по образцу»
– Назови профессию людей, которые служат в определенных родах
войск.
Артиллерия – артиллерист,
вертолет – .
кавалерия – .
пехота -.
разведка – .
танк -.
пулемет – .
десант -.
граница – .
море -.
парашют -. .
7. – А сейчас мы с вами отправимся на парад.
«Пальчиковая игра»
Ат – ат – ат – любим мы смотреть парад,
Аты – аты – аты – дружно шагают солдаты,
Еть – еть – еть – любим мы на них смотреть, Ать – ать – ать — мы тоже так хотим шагать.
8. Рассказ о военных моряках с опорой на наглядный материал.
Многие мечтают стать моряками и плавать на кораблях в дальние страны. Но просто моряков на корабле не бывает. Каждый из них имеет морскую профессию. Самый главный на корабле — капитан. Он отвечает за жизнь моряков, за корабль, чтобы он не утонул, не сгорел, не сел на мель. И в самые опасные для корабля моменты капитан всегда находится на мостике. Капитан должен знать и уметь делать все, что знает и умеет делать любой из моряков. Рядом с капитаном стоит рулевой. Он управляет кораблем, ведет его по курсу. От штурмана капитан и рулевой узнают направление, по которому надо вести корабль. Штурман заранее выбирает самый короткий, удобный и безопасный путь и вычерчивает его на штурманской карте. Без штурмана корабль может потерять дорогу и заблудиться.
В машинном отделении — огромные машины, трубы, клапаны, насосы, приборы. А хозяева тут матросы разных профессий — мотористы, электрики, механики. На самой «макушке» корабля, в радиорубке днем и ночью, в любую погоду несут вахту радисты. Они узнают обо всем, что произошло в мире, и сообщают об этом капитану. Два раза в час радисты прекращают свои переговоры и внимательно слушают: не подаст ли кто сигнал «SOS». На корабле служит боцман. Ему подчиняются все матросы. Он обучает молодых моряков морскому делу. Боцман должен хорошо разбираться и в технике. Он следит за чистотой, дисциплиной и порядком на корабле. На каждом корабле есть повар — кок. Он мастер на все руки. Может приготовить блюда из разных продуктов.
9. Беседа по прочитанному произведению:
– Ребята, кто самый главный на корабле?
– Кто управляет кораблем?
– Какую работу выполняет штурман?
– Где на корабле находятся радисты?
– Кто обучает молодых моряков морскому делу?
– Как называют на корабле повара?
10. – А как вы считаете, какими должны быть воины Российской армии? (Сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д.)
– А в каких войсках хотели бы служить вы? Почему? (Рассказы детей.)
III ч. Итог занятия, оценка деятельности детей.
– Ребята, о чем мы сегодня говорили?
– В какие игры играли?
– Вы все сегодня молодцы, хорошо занимались, активно работали, правильно выполняли задания. За старание все получают звезду.
Занятие окончено.

Читайте также:
Автоматизация звука (С) в прямых слогах - конспект занятия

Литература:
1. «От рождения до школы. Примерная программа дошкольного образования». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г.
2. «Развитие и коррекция речи детей 6 лет» Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.
3. «Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим миром и развитием речи» Селихова Л.Г.
4. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Арефьева Л.Н.

Конспект НОД «День защитника Отечества»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР III уровня по формированию лексико-грамматических категорий и развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи по теме: «День Защитника Отечества».

Тема: «Наши Защитники»

Фронтальная форма работы.

Период обучения: 2.

Цель : Развитие и совершенствование речи детей.

  • Закрепить знания о всенародном празднике воинов,
  • Уточнить, кто такие защитники отечества;
  • Развивать представление о разных родах войск,
  • Развивать мышление;
  • Поддерживать инициативу детей;
  • Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность;
  • Развивать эмоционально- чувственный мир детей;
  • Развивать словарный запас;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать силу голоса
  • Развивать чувство ритма.
  • Воспитание уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине.
  • Активизация словообразовательных процессов
  • Закрепление умения образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
  • Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
  • Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
  • Совершенствовать умение подбирать родственные слова.
  • Закрепить умения подбирать слова-антонимы
  • Продолжать учить объяснять и практически употреблять пословицы и поговорки.

Предварительная работа : чтение стихотворения «23 февраля» с отработкой движений, коллективная работа с детьми: рисование военной техники. Сделать с детьми бумажные кораблики. Разучивание стихов, пословиц и поговорок посвященных Дню Защитника Отечества. Провести беседу о том: где и кем служили их папы и дедушки. Обсудить подвиги людей на войне.

Индивидуальная работа : оказывать помощь в образовании сложных слов, составлении предложений детям слабой подгруппы. Закрепление в речи детей автоматизируемых звуков.

Оборудование : интерактивная доска, атрибутика военнослужащих для детей (пилотки, ружья и т.д.), мяч, разрезные картинки.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

I. Водная часть.

Играет марш (Олег Газманов — Гимн Москвы). Строем марширует отряд детей. Командир говорит: «Отряд, стой! Раз, два! Равняйсь! Смирно!»

Читайте также:
Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

2. Подведение к теме занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на открытку, как вы думаете, какому празднику она посвящена?

Дети: Дню защитника Отечества.

Логопед: Ребята, что означает слово «Отечество»?

Дети: Это наша Родина, Россия. Родина — это дом и улица, на которой мы живете. Родина — это наш любимый город.

Логопед: Кто такие «защитники Отечества»?

Дети: Это те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.

Логопед: Вы сегодня настоящие Защитники Отечества. Предлагаю вам пройти настоящую боевую подготовку. Согласны?

Логопед: Тогда вперед, навстречу приключениям!

II. Основная часть.

1. Стихотворение «23 февраля» (игра на координацию речи с движениями).

Февраль, февраль, зима и солнце! (руки вверх опускаем через стороны в низ)
И первых птичек переклик! (махи руками)
Сегодня выглянул в оконце: (руками закрыть лицо и выглянуть)
Застыл, к стеклу лицом приник. (приложить тыльную сторону ладони ко лбу)
Мои друзья — вчера мальчишки (руки к себе, от себя)
Сегодня выросли и вдруг (руки на пояс)
Все как один, забросив книжки, (на каждое слова шаг)
За руки взялись, встали в круг (встать в круг)
И обещали мамам, сестрам (повернуться вправо-влево)
Границы радости беречь, (сделать замок и поднять вверх)
Беречь наш мир — и птиц, и солнце, (хлопки на каждый слог)
Меня в окошке уберечь!

2. Игра «Назови военную профессию» (Игра с мячом).

Логопед: Ребята, давайте встанем в круг. Отряд, слушай первую боевую задачу! Я буду бросать вам снаряд и называть слово, а вы — называть профессию, связанную с этим словом.

танк — танкист;
артиллерия – артиллерист;
корабль – матрос, капитан, боцман, штурман;
самолет – летчик, пилот;
пехота – пехотинец;
разведка – разведчик;
парашют – парашютист, десантник;
рация – радист;
ракета – ракетчик;
граница – пограничник;
мина – минер, сапер
пулемет — пулеметчик

Логопед: Ребята, как много разных военных профессий! Наша страна огромна, и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле.

– Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? (Военно-воздушные силы или авиация);

– На море? (Военно-морские силы или Морской флот);

– На суше? (Сухопутные войска)

3. Игра «Один-много».

Логопед: Отряд, встали в одну шеренгу. Следующее задание такое: играем в игру «Один-много». Отвечаем по очереди, делая шаг вперед.

Солдат-солдаты
Летчик-летчики
Вертолет-вертолеты
Танк-танки
Истребитель-истребители
Граница-границы
Пограничник-пограничники
Звезда-звезды
Орден-ордена
Моряк-моряки
Медаль-медали
Танкист-танкисты

4. Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы».

Логопед: для того чтобы метко стрелять из пистолетов, автоматов, пулеметов и т.д. нужны крепкие пальчики, давайте и их потренируем.

Пальцы наши – все бойцы,
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых,
И солдат в боях бывалых,
Два – гвардейца-храбреца,
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два – мизинца-коротышки
Очень славные мальчишки.
1,2,3,4,5,6,7.8,9,10
Встали пальцы дружно в ряд –
Десять крепких солдат.

Читайте также:
Мой Казахстан - технологическая карта организованной учебной деятельности

5. Игра «Составь предложение (играет музыка из кинофильма «Солдаты»).

Логопед: В армии несколько родов войск, там несут службу люди разных военных специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

– Перед вами разрезные картинки с изображением людей военных специальностей и их военная техника, ваша боевая задача их собрать и составить предложение, о том, что делает каждый военный: например: Танкист управляет танком. Посчитайте количество слов в предложении.

Артиллерист стреляет из пушки.
Летчик сидит за штурвалом самолета.
Пулеметчик строчит из пулемета.
Разведчик ходит в разведку
Пограничник охраняет границу.
Десантник прыгает с парашютом.
Моряк служит на корабле.

6. Упражнение «Сирена» (На развитие силы голоса).

Логопед: Для того, чтобы предупредить об опасности, военные придумали сирену. Она звучит сначала тихо, а затем громко. (иу)

– Если опасность миновала, то сирена затихает. (иу)

– Так же существует специальный sos-сигнал. (а ааа ааа)

Логопед: Чтобы стать настоящим Защитником, нам нужно улучшить свою физическую подготовку.

Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражнения:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе,
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражнение –
Руки к плечам круговые движения.
Вперёд-вперёд, назад-назад.
Это полезно для наших ребят.
На ноги свои обрати ты внимание.
Делай глубокие приседания!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

8. Игра «Двойной противник».

Логопед: Войска созданы, для того чтобы охранять и защищать нас от противников. Следующая наша боевая задача: их победить, для этого нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима — теплое лето.
Длинный день — короткая ночь.
Грустный мальчик — веселая девочка.
Смелый друг — трусливый враг.
Горькая правда — сладкая ложь.
Маленький карлик — большой великан.
Правдивый мудрец — лживый глупец.
Скучное начало — интересный конец.

9. Игра «Один, два — пять».

Логопед: Ребята, посмотрите, когда наши враги отступали они всю свою боевую технику бросили. Давайте ее посчитаем.

Танк, ракета, корабль, самолет, пушка, парашют…

10. Пословицы и поговорки.

Логопед: Ребята, с давних времен люди гордились своими защитниками и придумывали о них пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

«Один в поле не воин» (Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе).

«Тот герой, что за Родину горой» (Человек, отдаст за родину жизнь.)

«Не тот герой, что награду ждёт, а тот герой, что за народ идёт

III. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, наша военная подготовка подходит к концу. Вы стойко прошли все испытания, собрали все военные награды и стали настоящими Защитниками Отечества. Скажите, какие слова можно подобрать к солдатам Российской Армии?

– Отряд, равняйсь! Смирно! В группу, шагом, марш! (Уходят под марш)

Презентация к занятию «День защитника Отечества»

Долбилова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 238,
г. Челябинск

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: