Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: Звук (Н)

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»

  • Знакомство детей со звуком [н].
  • познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • уточнить артикуляцию звука [н];
  • продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
  • учить четко интонировать звук [н];
  • учить выделять звуки [н];
  • обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать координацию речи с движением.
  • учить слушать других детей, не перебивать;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
  • «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?

Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.

– Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?

Дети: Мы познакомимся со звуком [н].

Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?

Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

Дети: Губы не улыбаются.

Логопед: Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — твердый.

Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

Читайте также:
Сценарий логопедического квеста: Отряд 'Зеленые ленты'

Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.

Дети: Повторяют характеристику звука.

Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

Слова логопеда

Действия ребенка

остальные пальцы сжать в кулак.

Изобразить плывущего человека.

Изобразить бегущего человека.

Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль.

Изобразить спящего человека.

Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.

Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?

Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.

Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.

Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?

Дети: Отвечают на вопросы.

Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [н], [н’] и буква Н»

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [н], [н’] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [н], [н’] (лимон, малина, ноты, ножницы, нож, носки, нос, Незнайка, неваляшка, нитки, коньки, банан, ноты, носорог, насекомые, ноги, диван, насос, слон, Нюша, Буратино, Нолик, ножницы), символ звука [н], схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, имена которых начинаются на гласный звук, а затем те, имена которых начинаются на согласный звук.

Читайте также:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Дети садятся, а логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных, чем звук отличается от буквы.

II. Основной этап

  1. Изучение нового материала. Логопед показывает две картинки с изображением Нолика и Незнайки и предлагает определить первые звуки в этих словах.
  2. Логопед озвучивает тему занятия.
  3. Работа со звуками. Логопед предлагает дать характеристику звукам [н] (согласный, твердый, обозначаем синим цветом) и [н’] (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).
  4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети первого ряда хлопают на звук Н, а дети второго ряда хлопают на звук НЬ.)

– А, О, Н, М, П, Н, Нь, Т, И, Нь, Л, У, ы, Й, Нь, Н, К, Л…

– НА, ЛА, ОН, ТА, АП, НО, ЛА, ИЛ, УЛ, ПУ, ТУ, НИ, АНь, ОНЬ…

– Соль, ноль, лопата, сон, сом, малина, Незнайка, нитка, мел, коньки…

на – ня, но -, ну -, ны -, ан – ань, он -, ун -, ын -.

Игра «Запомни и повтори»:

Дети слушают и произносят слоги.

  1. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, какой звук есть в каждом из этих слов и указать позицию звука в слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось.

  1. Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Он немножечко устал!

Ведь заданья выполнял!

Он присел и снова встал,

И на месте поскакал!

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

Дети выполняют движения по тексту.

На- на – на – Ната у окна..

Ну – ну – ну – идет Ната к окну.

Но – но – но – моет Ната окно.

Ны – ны – ны – Нате снятся сны.

Но – но – но – в нашей комнате темно.

Ан – ан – ан – папа чинит кран.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

  1. Развитие связной речи. Упражнение «Составь предложение»

Кот, спать, окно, на.

Сидеть, на, диван, Нюша.

Дети составляют устно предложения и озвучивают, что у них получилось.

а) Знакомство с графическим изображением звуков [н], [н’]. Логопед показывает детям букву Н и предлагает написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов ан, на, но, слова нос.

в) Звуко-буквенный анализ слова НОС. (Состоит из трех звуков, одного слога, дают характеристику каждому звуку.)

г) Чтение слогов по ромашке.

Итог НОД

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.

Задачи:

Уточнить артикуляцию звука [Н].

-Научить детей четко произносить звук [Н];

-Учить детей выделять на слух звук (н)

-Закрепить понятие «твердый звук», «мягкий звук»

-Научить детей дифференцировать звук [Н] на слух и в произношении;

-Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АН, ОН, УН, НА, НО.

Читайте также:
Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком с РАС

-Познакомить с буквой Н.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_n_n.docx 109.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н»

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.

Уточнить артикуляцию звука [Н].

-Научить детей четко произносить звук [Н];

-Учить детей выделять на слух звук (н)

-Закрепить понятие «твердый звук», «мягкий звук»

-Научить детей дифференцировать звук [Н] на слух и в произношении;

-Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АН, ОН, УН, НА, НО.

-Познакомить с буквой Н.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: зеркала, карточки с буквами, счетные палочки, карандаши.

1. Организационный момент.

-а сейчас сядет тот, кто вспомнит о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Кто смотрел эту сказку. Как она называется. Как звали поросят из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф). Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):

Ребята, у нас сегодня в гостях незнайка.

Незнайка: забыл буквы, которые мы учили.

Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.

Почему буквы разделены на красные и синие? (потому что это гласные буквы). Назовите их.

  1. Сообщение темы занятия:

– Молодцы! Какой звук слышен в словах: лу н а, стру н а, стра н а, д н о, брев н о, па нн о, ок н о, вол н а? (ответ ребёнка: Звук [Н]).

-Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.

– Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).

Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой? Дети: Звук [н] — звонкий.
– Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?

(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

– А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

– Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?

(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

– Правильно! Ребята, звуки Н и НЬ живут в одном домике и обозначаются буквой ЭН.

Незнайка приготовил для вас интересные игры со звуками [Н] – [Нь]. Поиграем? (Да.)

– Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»

-посмотрите на картинку и найдите слова с мягким звуком НЬ, а теперь с твердым.

Выполнение звукового анализа слога АН:
– Звук Н предлагает вам выложить из кружочков слог АН.
– Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
– Поставьте кружок на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
– Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
– Поставьте кружок со звуком Н рядом с А.
– Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
– Прочитаем слог (АН).
– Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).

-Поиграем в игру «Крестики-нолики». Я буду вам произносить различные звуки, а вы если услышите звук Н-ставите крестик, если какой-нибудь другой ставите нолик.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Н

I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
– Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок.
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)

– К нам в гости сегодня пришел Незнайка и принес с собой букву Н. Он знает мало про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ему помогли больше узнать про эту букву.
– Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
– А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
– Произнесем вместе звук [н] (дети произносят)
– Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.

– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
– Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
– Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
– Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
– Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
– А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
– Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
– Из каких элементов состоит буква «Н»?
– Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
– Молодцы, всё правильно выложили.
Игровое упражнение «Твердо – мягко»
– А теперь Незнайка предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

«Составь и прочитай»
– Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
– Максим, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

Работа в тетрадях
– Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
– У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
– 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
– Какая буква у нас получилась? (ЭН)
– Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть
– Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
– Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
– Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, Незнайке очень понравился на вас смотреть, как вы занимались.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: Звук (Н)

Цель: Познакомить детей с буквой и звуком «Н».

– формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;

– учить с помощью интонации выделять звук «Н» в словах;

– совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;

– закреплять навык написания буквы «Н»;

– развивать фонематический слух, речь;

– воспитывать умение работать совместно;

– воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;

– соблюдать правильную осанку.

Оборудование: а лфавит; изображение буквы «Н»; кукла Настя; тетради; ручка; счетные палочки.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Ребята, если я сейчас назову слово, которое будет начинаться с гласного звука- сядут девочки, а если с согласного- сядут мальчики. (солнышко, облако)

II. Основная часть

– К нам в гости сегодня пришла кукла Настя. Она тоже хочет много знать и уметь, как вы.

На доске висит плакат «Алфавит». (буква «Н» закрыта листочком).

– Посмотрите на плакат. Что это? (алфавит)

– Правильно. В алфавите живут буквы. Многие буквы вы уже знаете. Они выглядывают в окошечко и хотят, чтобы вы их назвали. – Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них.

– А синим цветом? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные.

– А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, виде языка , зубов, губ и преодолевает их).

– Пришла к алфавиту буква «Н», но она не знает куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой «Н» и поможем ей найти место в домике.

– Произнесем вместе «Н»… (дети произносят)

– Что мы чувствуем при произношении звука «Н»? Легко ли воздух проходит или встречает препятствие? (Встречает препятствие в виде зубов). Значит какой это звук? (согласный).

– Куда мы должны поселить нашу букву «Н»? (в согласные)

Отрываю листочек, которым закрыта буква «Н» в алфавите.

– А на что похожа буква «Н»? (ответы детей)

– Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).

– Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.

– А теперь возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.

– Пропишем букву «Н» в тетрадях.

– Мы с вами писали и наши глазки устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть (ребенок закрывает глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движения зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много- много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)»

Физкультминутка:

«А теперь на месте шаг. Выше ноги стой, раз, два. (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи)

Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками)

10 раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)

Мы колени поднимаем- шаг на месте выполняем (ходьба на месте)

От души мы потянулись (потягивая руки вверх и в стороны

И на место вновь вернулись (дети садятся)»

– Молодцы! Вот мы и отдохнули.

– А теперь кукла Настя предлагает нам игру, которая называется «Хлопни, если услышишь». Если услышите звук «Н» или «Нь», хлопайте!

– Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.

– Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.

– Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.

– Молодцы! Вы очень старались.

– А вот следующая игра. Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно:

Баман – банам – банан – панам

Милон – лиман – лимон – нимал

Дивам – тиван – видан – диван

– А еще кукла Настя приготовила вам загадку:

Длинный домик под землей

Этот коридор- дыра

– Сколько слогов в слове НОРА? (2 слога)

– Назовите 1- й слог (НО). Назовите первый звук в слоге НО. (Н). Какой это звук? (согласный, твердый). Какой второй звук? (О). Какой он? (гласный, твердый)

– Назовите 2- й слог. (РА). Назовите первый звук (Р). Какой он? (согласный, твердый). Назовите второй звук (А). Какой он? (гласный, твердый)

III. Заключительная часть:

– Вы хорошо работали. Все справились с заданиями.

– С каким звуком и буквой вы сегодня знакомились? Что вам понравилось? А что показалось трудным?

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: Звук (Н)

Максимова Светлана Александровна
МДОУ Детский сад “Сказка”

Тверская область, п.Спирово.
Воспитатель

Конспект комбинированного занятия

по обучению грамоте.

Тема: « Звук [н], буква Н ».

Задачи: – познакомить детей со звуком [н], и с буквой Н;

– учить правильно произносить звук [н];

– уметь характеризовать звук [н];

– развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание

– выделять звук [н] в ряде звуков, слов, слогов.

Оборудование: колокольчик; конверт с картинками, названия которых начинаются с буквы Н; счетные палочки ( или пластилин, картон); шкатулка с загадками ; дидактическая игра « Место звука в слове».

-Ребята, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

– Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться велел. ( Дети произносят последнее слово вместе с воспитателем ).

2. Повторение знаний.

Дидактическая игра « Договори словечко».

– Ребята, я всем предлагаю немного поиграть.
– Я буду называть слово, а вы должны его договорить.

Помидор, забор, кондуктор, шар, конструктор.

– Ребята, какой звук мы вставили в слова ?
(Звук[р].)

– Что мы знаем об этом звуке ? ( Согласный ).

Если дети затрудняются спросить:

– Какие бывают звуки ? ( Гласные, согласные).

– Почему так называются? ( Ответы детей ).
– Чем отличаются ?(Ответы детей)

3.Знакомство с новым звуком и буквой.

– Ребята, у меня есть красивый конверт, давайте его откроем и посмотрим, что же там лежит.

– Назовите, что изображено на картинке.

Носорог Насос Нарцисс

Нос Нож

Носок Ножницы

– Ребята, какой первый звук вы слышите во всех этих словах ? (Звук [ н ]).

– Сегодня мы познакомимся с новым звуком [н].

– Давайте немного поговорим об этом звуке.

– Произнесите его [н].

Напряжённо языком
На десну наверх нажмём
[ Н ] – мы звонко произнесём.

– Какой это звук: гласный или согласный ?

( Согласный, потому что мы не можем его пропеть, нам мешают верхние зубы ).

Игра « Будь внимательным! »

– Ребята, я буду произносить звуки, слоги, слова.

– Если услышите звук [н] – хлопните в ладоши, если нет, уберите руки за спину.

а) [а, у, н, о, н, м, э, и, ы, н ].

б) ау, ам, ан, он, ои, ок, ин .

в) нож, вилка, ложка, насос, нос, мама, ножка, поясок, нора.

– Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит буква Н.

– На что похожа буква Н? (Ответы детей).

– Посмотрите, « Н » – легко запомнить можно:

Слушай: нож, напильник, ножницы.

« Н » – в начале слов ты слышишь?

Букву «Н» вот так напишешь:

Ножка, ножка

Поперёк

Положили поясок.

– Попробуйте эту букву написать в воздухе.

4. Закрепление знаний.

– Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили букву Н, я предлагаю вам составить эту букву их счетных палочек ( слепить из пластилина ).

– Посмотрите, какие замечательные буквы у нас получились.

Дидактическая игра «Место звука в слове».

– Ребята, у меня для вас есть шкатулочка.

– Нужно её открыть и посмотреть, что же там лежит. Но для того чтобы она открылась вы должны назвать слова, в которых есть звук [ Н ].(Предложить детям определить место звука в слове).

-Ребята, вы назвали много слов, в которых есть звук [н], теперь шкатулочка должна открыться.

– Посмотрите, в шкатулке лежат загадки. Давайте сядем за столы и поиграем в игру «Определи место звука в слове».

Дети по очереди достают загадки, в отгадках которых есть звук [Н]; определяют место звука в слове.

1) Два кольца, два конца 2) Чёрный Ивашка, деревянная
По середине гвоздик.рубашка. Где носом поведёт

( Ножницы ). Там замету кладёт
( Карандаш ).

3) а) Что можно видеть с 4) Два братца, в одно донцестучатся,
закрытыми глазами ?(Сон) Но не просто бьют, вместе песни
б) Что слаще мёда, что поют. ( Барабан ).
сильнее льва ? ( Сон ).

5) а) Аппарат небольшой,
Но удивительны такой.
Если друг мой далеко
Говорить мне с ним легко

б) Слышу в трубке голос
брата
Говорю: « Алло, привет! »
И тот час привет обратно
По нему летит ответ.
( Телефон )

– Ребята, волшебный колокольчик зазвенел, поэтому наше занятие подошло к концу.

– С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? (Ответы детей).

– Что вам понравилось? (Ответы детей).

– Что вызвало у вас затруднение? ( Ответы детей).

Конспект НОД в старшей группе детского сада по обучению грамоте

Образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Физическая культура”, “Художественное творчество”.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Форма организации: подгруппа.
Оборудование и материалы: магнитная доска, наглядность – ежик, елка, ерш, картинка буква Ё; игрушка сова, слоговые домики, схемы слов, карточки на магнитах – синего, зеленого, красного цвета.
Раздаточный материал: тетради, простые карандаши, карточки синего, зеленого, красного цветов
Методы и приемы: Сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опрос.
Цели:
– способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
– познакомить с печатной буквой Ё и ее условным обозначением – красный квадрат;
– учить писать печатную букву Ё;
– продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат;
– учить соотносить звук и букву;
– продолжать учить дифференцировать гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные звуки.
– формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент воспитатель показывает игрушку “Мудрую Сову”.
– Здравствуйте. Ребята, вы узнали кто это? (тетушка Сова)
Конечно, это же — Мудрая тётушка Сова, из научного дупла. Она очень рада, что вы пришли к ней в гости!
На нашем дереве уже много букв:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
– Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
– Какие звуки мы называем гласными?
(Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно).
– Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
– А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие)
– Каким цветом мы их обозначаем? (синим и зеленым)
– Правильно, ребята. Проходите на стульчики.

– А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой.
Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука. Произносим мы два звука, Но одну лишь пишем букву! [й] да [о], а вместе Ё. Не забыть бы про неё! (дети проговаривают новый звук вместе с воспитателем).
– Посмотрите в вашей тетради буква Ё написана в левом уголке, а в правом ее шуточное изображение.
– Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв).
– На что похожа буква Ё? (на букву Е)
– Молодцы!
На букву Е похожа Ё,
Лишь сверху точки у нее.
(Блюмкина И.)
– Ребята, давайте вместе напишем букву Ё. Я буду показывать на доске, а вы за мной указательным пальчиком в воздухе. А теперь своим носиком.
Нарисуем ствол для ёлки.
Справа чертим три иголки.
Сверху две добавим точки,
Будто глазки у неё,
Получаем букву Ё.
– Молодцы! А сейчас мы напишем букву Ё в слоговом домике сначала по точкам, а потом самостоятельно.
В домике справа живет буква Ё. Она написана на крыше домика. Обведите букву Ё по пунктирным линиям и напишите ее в логовом домике. (дети выполняют самостоятельно).
– Прочитайте слоги в левом и правом домиках. (В левом домике – ЛО, МО, НО, РО; в правом домике – ЛЁ, МЁ, НЁ, РЁ).
– Одинаково ли произносятся согласные звуки в этих слогах? (нет)
– Как произносятся согласные в левом домике? (В левом твердо, потому что после них написана буква О).
– А как произносятся согласные в правом домике? (Произносим мягко, потому что после них написана буква Ё).
– От чего зависит произношение согласных? (От того, какая гласная написана после них: если О, то согласные произносим твердо, если Ё – то мягко).
– Молодцы!
Игра “Слушай, смотри, пиши”.
Мы мало слов встречали,
Где Ё стоит вначале.
Ты первым делом назовешь
Три слова: елка, еж и ерш.
И все ужасно колко –
И еж, и ерш, и елка.
– Ребята, отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).
– Напишите под картинкой букву, с которой начинается слово(в тетрадях пишут букву Ё).
– Какую букву написали? (Ё)
– Ребята, скажите кто изображен на следующей картинке? (елка и ерш)
– С какой буквы начинаются слова? (Ё)
– Запишите в квадратике.
Физкультминутка
Елочки зеленые На ветру качаются,
На ветру качаются, Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.
(дети выполняют движения в соответствии со словами текста)
– А теперь я попрошу вас сесть за столы.
Игра “Буквы рассыпались”
На доске два ведра, в каждом буквы переставлены местами: 1 ведро: Е М Л; 2 ведро: Н Ё Л. Схемы слов, звуковые схемы.
– Проведите от букв в ведре к верхним квадратам линии и напишите в квадратах эти буквы, так чтобы получилось слово. (слева – МЕЛ, справа – ЛЁН).
– А теперь снизу запишем эти слова в квадратах знаками.
– Фонетический разбор слова МЕЛ. Какой звук мы слышим первый? (М)
– Каким цветом закрасим квадрат? (синим)
– Почему? (потому что произносим твердо)
– Какой второй звук произносим, каким цветом закрасим? (Е, красным цветом)
– Какой звук последний, каким цветом закрасим? (Н, синим – произносим твердо)
– Во втором слове, какой звук слышим первым? (ЛЬ)
– Каким цветом закрасим квадрат? (зеленым)
– Почему? (потому что произносим мягко)
– Какой второй звук произносим, каким цветом закрасим? (Ё, красным цветом)
– Какой звук последний, каким цветом закрасим? (Н, синим – произносим твердо)
– Молодцы!
Игра “Доскажи словечко”
– Подскажите слово в конце каждого стихотворения и назовите первый звук в этом слове.
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке. лапу (первый звук в слове лапа – Л)

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную. лепили (первый звук в слове лепили – ЛЬ)

Без работы, хоть убей,
Жить не может. муравей (первый звук в слове лепили – М)

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку. мячик (первый звук в слове лепили – МЬ)

В реке большая драка:
Поссорились два. рака (первый звук в слове лепили – Р)

Среди гор издалека
Течет бурная. река (первый звук в слове лепили – РЬ)
– Хорошо! Справились с заданием!
Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? (Ё)
Почему она хитрая.(Она обозначает два звука)
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Были у вас трудности? Какие?
– Давайте попрощаемся с тетушкой Совой до следующей встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: