Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

конспект урока русского языка “Правописание мягкого знака на конце и в середине слова”
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx 50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)

Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.

Обучающие : развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.
  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Цели урока (психологическая минутка).

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

– Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

– Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

– Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

– Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

– Где может стоять второй знак (в конце слова)

– Итак, сначала все пропишем в воздухе.

– А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

– А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

– Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

– Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

– Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая . Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

– у неё нет собственного звука,

– но может влиять на звук, стоящий перед ней,

– не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

– Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

– Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

– Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

– Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово – скажешь)

– Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск_збть – скбжеш ь

IV. Словарная работа:

– Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

– Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

– Почему (проверяем по словарю).

– Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

– Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

– А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

– Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

– Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

– Какие слова отвечают на вопрос Кто?

– Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

– Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

– Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

– Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

– Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

– Давайте восстановим это правило полностью.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

– Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

– Почему в этих словах пишется мягкий знак?

– А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

– Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

– А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

– Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

– Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII. Работа с предложением.

– Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

– Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

– Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

– А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь .» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII. Работа в парах.

– А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

– У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) – на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

– Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

– А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

– В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

– Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

– Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

– А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

– Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

– Спасибо всем. Урок закончен.

Конспект урока математики по традиционной программе
для 3 класса (1-4) по теме:
« Умножение числа «3» и соответствующие случаи деления»
с межпредметной связью с экологией (природоведением).

  • закрепить знание таблицы умножения числа 3 и соответствующие случаи деления;
  • познакомить с экологическими проблемами города;
  • развивать навыки устного счёта, умения решать задачи.

Оборудование: иллюстрация «сказочного леса», изображения листьев- половинок с примерами на деление и умножение, большой конверт с задачей, маленький конверт с заданием и карточки с примерами для работы в парах, плакат с зашифрованным рисунком, набор фрагментов рисунка для заполнения плаката.

Х о д у р о к а :

На доске вверху расположена картинка – небольшая иллюстрация «сказочного» леса. Ниже с помощью магнитов произвольно закреплены части листа – на верхней половине записан пример на умножение, а на отделённой второй половине – два соответствующих примера на деление – всего 7 комплектов (см. рисунок).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с таблицей умножения числа 3. наш урок будет не совсем обычный. Посмотрите все в окно. Какое время года сейчас? (осень)

– Правильно, осень. Так вот, у нас в классе сегодня тоже будет осень. Посмотрите на доску – там висят осенние листики, но не просто листики – злой и холодный осенний ветер разорвал их на половинки. Вам надо собрать эти листики вновь. Для этого надо подобрать к каждой верхней половинке, где написан пример на умножение, соответствующий ему примеры деления. А для этого надо вспомнить, как из умножения получается деление. Попробуем.

Дети открывают тетради (число заранее записано). К доске по желанию приглашаются ученики, которые находят нужные половинки листов, переставляют их в нужное место, объясняют, вписывают ответы в окошки, класс записывает в тетрадь только случаи деления.

2. Тропинка – решение примеров.

– Ну что ж, ребята, вы собрали все листья в целые, навели порядок в лесу. Что же мы видим? Вам открылась неведомая лесная тропинка, по которой надо пройти. Но чтобы идти по ней, вам надо уметь решать примеры, которые там записаны. Каждый человек, который верно решить пример, выходит к доске, вписывает число и остаётся рядом с ней.

Дети решают примеры, расположенные вдоль как бы извилистой лесной тропинки (нарисована на доске), которая ведёт к изображения Бабы-Яги и загадочному конверту под ней. Дети, ответы которых оказываются верными, записывают ответы в окошки и остаются стоять около доски (9 человек).

– Прекрасно. А теперь посмотрите – наша тропинка закончилась. А кто же наши ребята, которые помогли нам пройти дорогу? А это те, кто знает таблицу умножения лучше всех в классе. Посмотрите на них. Молодцы! Садитесь на свои места.

– Итак, мы попали в сказочный лес. Кто же встречает нас там? Баба-Яга. А что же она хочет? Посмотрите – у неё таинственный конверт. А что же внутри?

– А там для вас приготовлена непростая задача. Что же там написано? (Чтение задачи)

3. Межпредметная связь с введением основ экологии. Решение задачи.

– Ступа Бабы-Яги работает, как реактивный двигатель, на топливе. И за 1 час полёта ступа загрязняет столько воздуха, сколько могут очистить за день 7 зелёных деревьев. Сколько понадобится деревьев, чтобы очистить воздух после 3 часов полёта Бабы-Яги?

– Ну что, ребята, сможете решить эту сложную задачку? (Да!)

Совместная запись условия задачи. Решение проходит самостоятельно.

Проверка решения задачи. Ответ: 21 дерево за целый день.

– Правильно, ребята, целое 21 дерево. А представьте теперь, сколько машин ездит у нас по городу с грязными, чадящими двигателями. Смогут ли очистить небольшие рощицы деревьев в городе всю эту грязь? (нет)

– Верно, нет. Поэтому помогайте нашим городским деревьям и сами не загрязняйте окружающую природу.

4. Зашифрованный плакат . Решение примеров на деление и умножение.

– А теперь посмотрим на наш конверт повнимательнее. Похоже, там есть ещё что-то. (достаётся ещё один маленький конверт – в нём письмо и карточки с примерами).

– Оказывается, вы помогли лесу – нашли тропинку, прогнали Бабу-Ягу, (решили задачу) и теперь благодарный лес желает вас наградить. Чем?

– А чтобы это узнать, вам надо расставить фрагменты этого плаката на свои места (открывается плакат на доске) – зашифрованный рисунок.

– Чтобы расшифровать рисунок, вам придётся показать, как вы умеете дружно работать вместе, вдвоём, т.е. в парах (раздаются фрагменты и карточки с примерами).

– Но есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой пары – три фрагмента.

– Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашему плакату. Как? Решите все примеры со своей карточки и сложите ответы примеров. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать.

– Итак, та пара, которая выполнит задание, прикрепляет свой найденный фрагмент на наш плакат. Когда все закончат работу, мы увидим, что же лес предложил нам в награду. Начинаем!

Дети начинают работать, решают примеры. По мере продвижения работы учитель прикрепляет на плакат предлагаемые детьми фрагменты. В конце работы на плакате (если большинство фрагментов выбрано верно) появляется изображение большой цифры 5.

Примеры на карточках (на карточках ответов нет).

Конспект логопедического занятия «Мягкий знак на конце и в середине слова»

Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму
  • развивать фонематическое восприятие и слух,
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.

– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

– Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

– Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

– Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

– Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

– Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» — это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

– Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос , хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

– Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

– Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

– Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

– Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

– Где находиться «ь» в слове «коньки»?

– Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

– Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

– Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки

– Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

– Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

– Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

– Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

– Когда в словах пишется мягкий знак?

– Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул

Урок по родному языку в начальной школе «Мягкий знак на конце слова и в середине слова»

Елена Матвеева
Урок по родному языку в начальной школе «Мягкий знак на конце слова и в середине слова»

Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова буквой «мягкий знак». Воспитывать интерес к родному языку.

Коррекционная цель: развивать фонематический слух, внимание, мышление, навыки грамотного письма.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, тихо сели,

Теперь легонечко вздохнём

И урок скорей начнём!

– Какое сейчас время года? (зима)

– Какой месяц? (декабрь)

– Какой день надели? (вторник)

– Какое сегодня число? (15)

ПРАВИЛЬНО РЕБЯТА! А ТЕПЕРЬ

– Записываем число. 15 декабря

2. Минутка чистописания.

– На минутке чистописания будем писать строчные гласные буквы. Я произношу слово, вы называете гласную и записываете.

Лес, нёс, люк, ряд, мир.

– Какие буквы написали?

– Что обозначают эти звуки? (мягкость согласных звуков)

В каких словах есть мягкие согласные звуки?

3. Сообщение темы урока

– Отгадайте, а какая еще есть буква, смягчающая согласный?

В начале слова нет меня,

Зато в конце бываю я,

И в середине я встречаюсь,

Я слог при чтении смягчаю.

Ответ: Мягкий знак

«Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится».

– Давайте пропишем целую строчку «ь».

– Что вы можете сказать о мягком знаке?

Мягкий знак не относится ни к гласным, ни к согласным. Он не обозначает звука.

– А зачем же нужен нам мягкий знак? Сейчас мы попробуем это выяснить.

Прочитайте слова.

Гусь Пень Снегирь Фасоль

– Чётко прочитайте выделенные согласные (сь, нь, рь, ль).

– Как они произносятся – твёрдо или мягко? (Эти согласные произносятся мягко.)

– Какая буква обозначает мягкость согласных? (Буква Ь знак.)

– Кто мне скажет какая будет тема нашего урока?

– Мы будем учиться писать слова с Ь знаком на конце слова.

4. Изучение нового материала

-Какая первая работа мягкого знака? (показать на письме, что согласный мягкий)

На письме Ь знак обозначает, что согласный произносится мягко.

5. Первичное закрепление изученного материала

– Тут прячется милейшие создания и они появятся, если вы сможете прочитать эти слова. Правда, даю маленькую подсказку. Здесь допущена одна ошибка.

6. Физкультминутка. Зрительная гимнастика

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правую – вверх, левую – вверх,

В стороны, накрест,

Тук, тук, тук, тук

Сделаем огромный круг.

7. Закрепление пройденного материала

Карточка для инд. работы (сильным учащимся).

– Выпиши в один столбик слова, у которых согласные на конце произносятся

мягко, а во второй столбик слова, у которых произносятся твёрдо.

(Слон, рысь, лось, олень, зубр, медведь, волк, конь).

Карточка для инд. работы (слабым учащимся).

(Олень, лось, конь – животные).

Подобрать и записать по 5 слов с буквой ь на конце и в середине слова.

9. Итог урока

• О какой букве мы говорили на уроке?

• Какую работу выполняет мягкий знак в середине и в конце слова?

• Что больше всего понравилось на нашем уроке?

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 51. Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

2) Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

3) Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова перед согласными.

Глоссарий по теме:

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкие согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, средняя часть языка поднимается к нёбу.

Показатели мягкости согласных звуков на письме – это буквы Ь, Ю, Я, Е, И, Ё.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 124 – 128.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.59-63.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 23 – 28.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 40 – 41.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 33, 34.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.46-47.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 75 – 77.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 48-52.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие народы придумали специальные значки, которыми стали отображать звучащую речь. Назвали эти значки буквами. Нередко встречаются среди них совершенно необыкновенные экземпляры!

Одни поражают своим внешним видом, как японские и китайские иероглифы. Другие своей переменчивостью. Так в арабском языке почти все буквы на конце и в середине слова пишутся по-разному.

В русском языке тоже есть не менее странные буквы. Одна из них – мягкий знак.

Что же удивительного в этой букве? Правильно: эта буква не обозначает ни одного звука, а все равно имеет свое место в русском алфавите.

За что же ей такая честь? Какую работу она выполняет?

Например, слова «УГОЛЬ» и «УГОЛ» на письме различаются только буквой «Ь». А теперь произнеси их и прислушайся: [угоЛ] – [угоЛ′]. Последние звуки в словах парные по мягкости-твердости. Эту мягкость на письме показывает буква «мягкий знак»!

Запомните! Буква «мягкий знак» не обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а только указывает, на его мягкость. Поэтому эту букву так и называют: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Но так ли важно показывать мягкость согласных звуков?

Давайте проведем исследование. Сначала запишем несколько слов с буквой «Ь» на конце и в середине слова: МЕЛЬ, КОНЬ, БАНЬКА, МАЛЬЧИК. Значение каждого из этих слов можно объяснить. Теперь в каждой записи уберём букву мягкий знак и объясним значение получившихся слов.

Итак, была МЕЛЬ – мелкое место в водоёме, а стал МЕЛ – один из видов известняка. Был КОНЬ – домашнее животное, а стал КОН – часть игры. Была БАНЬКА – деревянная постройка для мытья тела, а стала БАНКА – ёмкость для хранения.

Что произошло со значением каждого из этих слов? Оно изменилось.

А что же со словом «МАЛЬЧИК»? Если в этом слове убрать букву «Ь», то его значение не просто изменится, оно пропадет совсем: МАЛЬЧИК – МАЛЧИК.

Будь внимателен! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.

Буква мягкий знак указывает на мягкость согласного звука в двух случаях: если этот звук последний в слове, и, если за мягким согласным звуком следует тоже согласный звук.

Грамотно писать слова с мягким знаком тебе поможет алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме.

Рисунок 1 – Алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи в слове мягкий звук.

Шаг 3. Определи, следует ли за мягким звуком другой звук? Если последующего звука нет, то пиши букву мягкий знак.

Шаг 4. Если есть последующий звук, то определи, какой он: гласный или согласный.

Шаг 5. Если последующий звук согласный, то пиши букву мягкий знак. Если последующий звук гласный, то пиши гласную букву Я, Ю, И, Е или Ё.

Запомни! Мягкий знак – это орфограмма.

Интересно, что буква «мягкий знак» – одна из самых взрослых букв русского алфавита. Некоторые учёные утверждают, что ей уже больше 1000 лет.

И беззвучной она была не всегда. В самом начале эта буква имела хоть и очень-очень короткий, но все же звук – [Э]. Записывалась она только после букв, обозначающих мягкий согласный звук. Но, став старше, буква «мягкий знак» потеряла даже и этот короткий звук. Случилось это уже более 700 лет назад. С тех пор она только указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

Но мы с вами уже выяснили, что эта работа тоже очень важная!

Мягкий знак так прочно связан с буквой предыдущего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остается с ней. Например, при переносе слова ДЕНЬКИ на одной строке оставим часть ДЕНЬ-, а часть КИ запишем уже на следующей строке.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными можно проверить по орфографическому словарю. Он ваш главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать с ним, и вас ждет успех!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Зачеркни слова.

Зачеркните слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак).

ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Подсказка: Вспомните, в каких случаях после согласной буквы пишется мягкий знак. Проверь правописание предложенных слов по орфографическому словарю.

Правильный ответ: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Задание. Выполни звуко-буквенный анализ слова.

Выполните звуко-буквенный разбор слова «КОНЬКИ».

Подсказка: Вспомни порядок звуко-буквенного разбора слов и характеристику гласных и согласных звуков.

Конспект урока по теме “Правописание мягкого знака в середине и на конце слов”

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (876 кБ)

Обучающие: формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формировать умение общаться и слушать.

Развивающие: развитие умения анализировать, обобщать.

Ход урока

Орг. момент.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Цели урока (психологическая минутка)

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столе лежат солнышко и туча. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. Слайд 2

– Ответьте, чем оканчиваются слова день и ночь (мягким знаком).

– Вы сами назвали тему нашего сегодняшнего урока.

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (слова с мягким знаком в середине и на конце слова).

3. Чистописание. Слайд 3

Учитель:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Запишите её красиво в своих тетрадях.

– Сели ровно, сделали наклон тетради, пишем.

– Прочтите на доске пословицу, объясните её смысл, запишите её в тетрадь. Осень – перемен восемь. Слайд 4

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!

– В стихотворении встретились 2 слова угол, уголь

– Произнесите эти слова

– Произнесите только звуки на конце этих слов

– Сравните эти звуки

– Почему [л’] мягкий звук?

4. Повторение раннее изученных правил. Слайд 5

– Назовите, пожалуйста, какое сейчас время года (осень)

– Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Запишите названия этих месяцев в тетрадь.

– Как вы обозначили мягкий согласный в конце слова? (мягким знаком)

5. Изучение новой темы.

– Прочитайте ещё раз тему нашего урока

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Ребята, ь знак пишется не только в конце слов, но и в середине.

Откройте учебник на ст. 87, упр. 152

Физминутка.

Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.

– Прочитайте новое словарное слово в учебнике.

Запись в тетрадь.

Пальто – 6 б, 5 зв. Слайд 6

– Где встретился мягкий знак?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько звуков в этом слове?

– Почему букв больше, чем звуков? (ь знак звука не обозначает)

6. Самостоятельная работа. Слайд 7

– Прочитайте слова на слайде (учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки)

– Запишите эти слова в 2 столбика.

– В 1 столбик слова с мягким знаком на конце, во 2 с мягким знаком в середине.

Проверка. Слайд 8

– Какое слово лишнее? (девочка)

– Почему? (чк – чн пишутся без мягкого знака)

Физминутка “Надуваем шарик”

(надуваем – большой, перестали – маленький)

7. Закрепление. Слайд 9, 10

– Сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

Игор* поймал на речке пят* окун*ков.

На улице началас* сил*ная метел*.

– Скажите где вы написали мягкий знак? Почему?

8. Итог урока.

– Что вам понравилось на уроке?

– Какой секрет русского языка вы узнали сегодня на уроке?

– Поднимите руки кому было легко, а кому трудно?

– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Конспект урока по теме: “Мягкий знак на конце и в середине слова”

Раздел долгосрочного планирования: «Моя семья и друзья»

Лексическая тема: «Профессии родителей»

Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

Дата: 1 четверть, 21 урок

ФИО учителя: Сахарова Галина Николаевна

Класс: 2

Тема урока: Мягкий знак на конце и в середине слова.

Цели обучения

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

2.3.1.2 создавать небольшие тексты (рассказ) на основе особенностей художественного стиля (с помощью учителя)

Цели урока

Все учащиеся смогут:

– Узнать, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова.

Большинство учащихся смогут:

– Определить сколько звуков и букв в словах. Привести примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Сравнить значения слов и объяснить, как буква ь изменила их смысл.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить загадку о профессиях, где отгадкой будет слово с ь знаком.

Основные термины и словосочетания:

Мягкий знак, звуки и буквы, загадка.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Есть ли в мире самая важная профессия?

Воспитание ценностей

Воспитание у детей уважения друг к другу; сотрудничество в группе; труд и творчество; открытость.

Межпредметная связь

Познание мира, художественная литература

Предыдущие знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные.

Ход урока:

Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • Желаю
  • успеха
  • большого
  • во всем
  • и везде!
  • Здравствуй! (Удачи!) – касаются всей ладонью.

Актуализация знаний

1 мин

Учитель (У):

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное — не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Или на Луну летать.

Целеполагание

На слайд выведены слова: слесарь, альпинист, водитель

егерь, модельер, библиотекарь

У:

– Каким одним словом можно заменить эти слова? (Профессии)

В каждом слове встречается одна и та же буква. Назовите ее. В какой части слова она находится?

– Посмотрите на доску. Что вы видите? (диаграмма)

Мы с вами проводили опрос в классе «Ваша будущая профессия», вот результаты.

– Проанализируйте диаграмму. (ответы детей)

– В названии какой профессии встречается ь знак? (Учитель) Измените слово, чтоб ь знак встал посередине. (Учительница)

– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

– Какие цели поставим себе на урок? Какие задания будем выполнять?

– Что вы уже знаете о ь знаке?

Освоение нового

Беседа

У:

– Что повлияло на выбор ваших будущих профессий? (ответы детей)

– Сегодня к нам в гости пришла мама Димы, она хочет рассказать о своей профессии.

Мама:

– Будьте внимательны, в моей загадке встретятся слова с мягким знаком.

Кто, когда придёте в садик,

по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте,

если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит?

Выдумщица кто, затейница, мечтательница?

Это ваша дорогая. (воспитательница)!
– Какие слова вы услышали с ь знаком? Где в этих словах стоит ь знак?

У:

– Вам встречалось много слов с ь знаком. Кто может сделать вывод о месте его расположения?

Групповая работа

– расскажите друг другу, кем работают ваши мама или папа. И коротко о том, какую работу они выполняют.

– Каким способом можно выполнить эту работу быстро и эффективно? (Работать в группах)

– Кто может рассказать о профессии родителя своего товарища?

У:

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

Вмиг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас, (держим руль)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз – кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

И за парты нам пора.

У:

– ь знак встречается не только в названиях профессий, но и в других словах. Приведите примеры.

– А какие функции выполняет ь знак, мы можем узнать, выполнив задание.

Задание 1 (для всех)

Измените смысл слова, используя ь знак.

Брат-брать, мел-мель, ел-ель, шест-шесть, полка-полька.

– Для чего же служит буква ь знак?

Задание 2 П (для большинства)

Определи сколько звуков и букв в словах, запиши по образцу. Сделайте вывод.

Деньки – 6 б., 5 зв.

Огонь, огоньки, конь, коньки.

– На предыдущих занятиях я наблюдала за детьми и выделила группу учащихся, они быстро справляются с заданием, которое я сейчас вам предложу. А детям данной группы будет другое задание

Задание 2 (для некоторых)

Придумайте для ребят загадки – описание, где отгадкой будет название профессии с ь знаком на конце или середине слова.

У:

– Понравилось ли вам такое задание?

ДЗ:

Дома составить загадку-описание, где отгадкой будет слово с ь знаком на конце или середине.

Итог урока

У:

– О чем сегодня говорили на уроке?

– Можете ли вы дать ответ на вопрос «Какая профессия самая важная?» (рассуждение детей)

– А как вы освоили языковую тему, мы узнаем, после заполнения итоговой таблицы.

У детей на парте лежат карточки с таблицей:

Знаю, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова

Определяю сколько звуков и букв в словах

Привожу примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова

Сравниваю значения слов и объясняю, как буква ь изменила их смысл

Могу составить загадку, рассказ о профессиях, используя слова с ь знаком

– У кого из вас все ДА?

– У кого есть НЕТ? Что вы себе можете порекомендовать?

– Кто может поделиться своими знаниями?

В течение урока учитель заполняет карту формативного оценивания, после чего, на следующем занятии выстраивает урок, согласно данным результатам.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание Ь на конце и в середине слова»

Описание разработки

Цель:

Формировать умение на практике использовать мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах, группах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить количество звуков и букв в таких словах как конь, день, деньки, мель; подбирать примеры слов с мягким знаком;

получат возможность научиться: определять путем наблюдения способы переноса слов с мягким знаком.

Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Оборудование:учебник, презентация, карточки для работы в группах, два изображения Ь (грустный и веселый), мэнэдж мэт

Ход урока

Организационный момент.

Начнём сейчас урок. – Каково ваше настроение?

– А теперь поприветствуем друг друга! Партнеры по плечу дайте пять друг другу, партнеры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу. Итак, начинаем урок.

Тс – с! Слышите, ребята, кто – то плачет?!

(открывается классная доска: весит аппликация «грустного мягкого знака»)

Мягкий знак плачет. Хочет уйти из алфавита. Говорит: никому не нужен, ничего не значит и даже звука у него нет.

Ребята, давайте его успокоим!

Не плачь! Смотрите какой он мягкий (проносится аппликация по классу, дети трогают, гладят мягкий знак), красивый…

Что?. . . Говорит – некрасивый.

Давайте его напишем в тетрадях красиво – красиво.

Минутка чистописания.

Написать мягкий знак в сочетании с элементами других букв(или узоров).

(образец на доске)

Сообщение темы и целей урока.

1) – Ребята, мягкий знак так и плачет! Как же нам его успокоить?

Дети: Надо объяснить ему, что он нам очень нужен.

– А давайте , ребята, мы докажем Ь – ку , что он нам нужен, чем сегодня будем заниматься ?Посмотрите, на доске записаны слова, Незнайка прочитал их так:

Угол(уголь) мел(мель) банка (банька) галка (галька)

– Правильно прочитал Незнайка?

– Что нужно сделать, чтобы прочитать правильно?

– Что произойдет с согласным звуком?

– А на какое место поставить Ь?

. Сравните звуки: они мягкие или твёрдые?

– На какие 2 группы по местоположению можно разделить эти слова?

2) Краткий звуко – буквенный анализ: угол – уголь – 4б. 4зв. и 5б. 4зв.

– Скажите, ребята, почему в словах нет соответствия между буквами и звуками?

Для чего нужен в этих словах мягкий знак?

3) – А давайте , ребята, мы докажем Ь – ку , что он нам нужен, чем сегодня будем заниматься?

Повторим – где пишется Ь

Закрепим – написание слов с Ь

Узнаем – значение Ь

А тема нашего урока – Правописание Ь.

Работа над новым материалом.

1) На доске написано:

Угол(уголь) мел(мель) банка (банька) галка (галька)

– обозначает буква Ь звук?

– для чего служит Ь?

2) Работа по учебнику

– Откройте учебник, прочитайте правило, правильно мы с вами вывели правило?

– А теперь повернитесь к соседу по плечу, расскажите ему это правило. по очереди, начинают 1 и 3 номера(15 секунд), затем 2и 4 номера РЕЛЛИ – РОБИН

Читайте также:
Материалы обследования устной речи первоклассников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: