Конспект логопедического занятия: Звуки М, Мь

Конспект занятия по формированию произношения и фонематических представлений на тему: «Звуки М, МЬ»

Предлагаемый материал представляет собой конспект фронтального логопедического занятия для детей 6-го года жизни, имеющих диагноз ФФН. Задания, предложенные в конспекте, направлены на формирование произношения, развивают фонематический слух и звуковой анализ, способствуют развитию грамматического строя речи, активизируют словарный запас, слуховое внимание и память. Занятие проходит в игровой форме.

«Маша и Медведь»
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков М, МЬ,
  • развивать фонематическое восприятие и звуковой анализ,
  • учить согласовывать притяжательное местоимение МОЙ с существительными.

Оборудование: индивидуальные наборы для позиционного анализа по количеству детей, игрушки кукла Маша и медведь Миша, картинки (или игрушки) МАЛИНА, ДОМИК, МАТРЕШКА, МЕД, СОМ, МАШИНА, ПОМИДОР.

Ход занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Маша и медведь». Изобразить, как Маша весело скакала по лесу, пока не заблудилась, как она озиралась в лесу и шла осторожно, когда поняла, что потерялась, как ходит медведь.

Сообщение темы занятия.

Дети называют главных героев сказки «Маша и медведь». Появляется игрушка: кукла Маша. Дети называют первый звук в ее имени, им сообщается, что сегодня мы будем слушать и произносить этот звук М.

Характеристика звуков М, МЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Дети произносят звук М, наблюдая за артикуляцией, приходят к выводу, что звук М согласный, т.к. есть преграда. Появляется игрушечный Медведь, уточняется, как звучит звук МЬ в его имени – Миша. Дети сравнивают звуки М и МЬ, делают вывод, что один из них – твердый, а другой – мягкий.

Развитие фонематического восприятия. Детям предлагается разделиться на 2 команды: Машину и Мишину. Машина команда будет ловить твердый звук М, А Мишина – мягкий звук МЬ.

М МЬ П Н МЬ НЬ М МЬ М П Н МЬ Н М

МА МИ ПА НУ МУ МЕ МЫ МЁ НЫ НА МИ МО

МЕД МАК НОГИ МОЕТ МИЛА ПИЛА НОЧЬ МАСКА ПОЧТА МЕСТО

Динамическая пауза. Дети заучивают стихотворение для развития высоты голоса, сопровождают слова характерными движениями.

У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.

Развитие звукового анализа. Детям сообщается, что Машенька хочет навестить Медведя и попросить прощенья за обман. Она хочет отнести Мише подарки. Надо отобрать предметы (или картинки) только со звуками М, МЬ, определить позицию звуков в словах. Дети называют картинки или предметы, находят в словах звук М или МЬ, определяют его позицию в слове: начало, середина, конец. картинки остаются на наборном полотне лицевой стороной вниз. Дается установка на запоминание.

Актуализация глагольной лексики. Детям предлагается добавить слово в предложение. Упражнение выполняется стоя, слова сопровождаются подходящими движениями.

Мы с Машенькой в лес … (пойдем), бегом по тропинке … (побежим), к Мишиному домику … (подойдем), подарки ему … (отдадим, вручим, подарим, отнесем…).

В добавленных словах выделяем последний звук М, после выполнения упражнения делаем вывод, что звук М был на конце слов.

Употребление местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ. Медведь, встретивший детей возле своего дома и получивший подарки, спрашивает у детей: «Раз подарки вы мне подарили, это теперь моё подарки?» Логопед отвечает, что подарки, конечно, его, но надо говорить «МОИ подарки», и предлагает детям научить медведя правильно пользоваться этим словом. Дети вспоминают картинки и называют их с притяжательным местоимением. Названные картинки переворачивают лицевой стороной вверх.

Итог. Медведь благодарит Машу и всех детей за подарки и напоминает, что во всех словах встретился твердый звук М или мягкий звук МЬ.

Конюхова Ольга Викторовна,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 62″
комбинированного вида, город Старая Купавна
Ногинского района Московской области

«Звуки [м], [м’] и буква М». Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР

Зинаида Ангарова
«Звуки [м], [м’] и буква М». Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР

Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.

1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-)и т. д.

2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.

3. Знакомство со звуком М,МЬ.

Выставляется на полотно картинки со звуком М, МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М,М.)

Артикуляция звука: М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М:

Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ – согласный, звонкий, мягкий.

4.Речевая зарядка: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом – в реке сом

Ом-ом – на полке альбом

м-умь, ым- ымь, эм-эмь

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел.Мишка плачет и кричит:

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

– У меня живот болит.

5. Игра «Слушай внимательно». Работа с сигнальными картами-

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М»; зеленый кружок, если услышит «МЬ»: т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.

В слогах: са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.

В словах: сом, Соня, Рита, ,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.

6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам. – (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)

8. Знакомство с буквой «М»

Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.

9. Какие буквы спрятались? –

10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. –

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.

12. Знакомство с крылатыми выражениями.

– Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод: (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность).

– Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).

– Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.

(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо). Все выражения начинаются с какой буквы? Дети отвечают.

13. Печатание буквы «М». Знакомство с буквой М,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М? (Ответы детей). БукваМ состоит их четырех элементов: две прямые палочки и две короткие палочки.

Взявшись за руки мы встали –

И на М похожи стали.

– Рисуем пальчиком в воздухе.

– Выкладывание буквы М из крупы.

– Сделайте фигуру буквы М из проволоки.

14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.

Печатание букв М, м; слогов ма, мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама

15. Чтение слогов и слов с доски.

16. Итог занятия.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логогруппе по теме: «Звуки «Л», «Л’». Буква «Л»». Цели: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков «л», «л’» в слогах, словах, фразах; упражнять звукобуквенном анализе слов,.

Логопедическое занятие «Звуки [Т] и [Т’]» Логопедическое занятие в старшей группе Тема: Звуки Т и Т’ Коррекционно- развивающие задачи: Закрепить навыки различения и четкого произношения.

Групповое логопедическое занятие на тему “Звуки [м], [м’]. Буква М”

Разделы: Логопедия

Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  • Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
  • Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

    Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

    Скачать:

    Вложение Размер
    zvuki_m_m.docx 79.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

    Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

    Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

    Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

    – нахождения заданного звука в словах,

    – дифференциации звуков по твердости, мягкости,

    – составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

    – печатания буквы по клеточкам.

    Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

    – умение концентрировать внимание;

    – слухоречевую память, фонематическое восприятие;

    – просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

    – Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
    – Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

    – Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

    1. Организационный момент

    Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

    Он мохнатый, он большой,

    Спит в берлоге он зимой,

    Летом ягоды жуёт,

    Дикий мед у пчел берет,

    Грозно может зареветь

    Косолапый зверь …. (медведь)

    Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.

    2. Закрепление пройденного материала :

    Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

    С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные) ; ПТН (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

    Игра «Угадай звук по артикуляции » – У А О И

    3. Сообщение темы занятия.

    У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

    Пьет бензин, как молоко,

    Может бегать далеко

    Возит грузы и людей

    Ты знаком, конечно, с ней (машина)

    Выше Ани скачет

    Наш веселый …. (мячик)

    Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

    Машина – [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

    – Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

    Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

    – Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
    Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
    – Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
    – Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
    – Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)
    – Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
    – Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
    – Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
    – Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
    – Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)

    Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

    – Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
    МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

    Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

    -Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

    Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» – карточку.
    Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

    Мы походим на носках,

    А затем на пятках

    Мы походим как ребята,

    А теперь как медвежата.

    Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

    Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

    Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

    Знакомство с буквой М.

    – Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

    – Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске демонстрационная буква М).

    – Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

    Взявшись за руки, мы встали.
    И на «М» похожи стали.

    Вот качели – буква «М»,
    Здесь качаться можно всем.

    Палочка и палочка,
    Межу ними галочка.
    И понятно сразу всем,
    Получилась буква «М»!

    – Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

    – Напишите букву М в воздухе.

    – Выложите букву М из счетных палочек.

    – Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.

    КАРТОЧКА: ПРОПИШИ БУКВУ

    С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

    Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки З и Зь”.

    В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звуки З и Зь”. В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ы] и буква Ы”

    Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ш] и буква Ш

    Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.

    Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки Д и Дь”

    Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

    Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

    Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н”

    Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н).

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков М – Мь»

    Конспект логопедического занятия

    по формированию фонетической стороны речи

    в подготовительной группе для детей с ОНР

    на тему «Дифференциация звуков М – Мь»

    Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/сад №13,

    г. Россошь Воронежской области

    Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки М – Мь.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    систематизировать знания детей о звуках гласных и согласных;

    расширять словарный запас детей (образование родственных слов, усвоение

    совершенствовать грамматический строй речи (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде и числе, работа с деформированным предложением).

    Коррекционно-развивающие задачи:

    развивать фонематический слух (различение звуков М – Мь в слогах, словах, предложениях; определение позиции звука в слове);

    развивать зрительное внимание и восприятие;

    развивать речевой слух, память, мышление;

    развивать общую моторику, координацию речи с движениями;

    активизировать речевую деятельность детей.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

    воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

    Оборудование:

    сигнальные кружочки синего и зелёного цвета, схема характеристики звуков, карточки со слогами, игрушки, корзинка, мешочек, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон.

    1. Оргмомент. Психогимнастика.

    Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

    – покажите, как летит аист.

    – как плывёт утка.

    – как важно ходит индюк.

    – как катится обруч.

    2.Обобщение ранее полученных знаний.

    – Ребята, какие звуки я выделяла голосом в словах аист, утка, индюк, обруч?

    – Какие это звуки? ( гласные )

    Вспомним стишок про гласные звуки (проговаривают хором):

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    В тёмном лесу звать и аукать,

    И в колыбельке ребёнка качать.

    – А какие звуки мы ещё знаем ? ( П, Т, К, М )

    – Их можно петь? ( Нет )

    – Какие это звуки? ( Согласные )

    – Что мы знаем о согласных звуках? (проговаривают хором)

    А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, свистеть,

    Даже фыркать и скрипеть,

    Но не хочется им петь.

    Дети садятся на свои места.

    3. Введение в тему. Сообщение темы.

    (На экране слайд «Лес»)

    Возле леса на опушке

    Трое их живёт в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кровати ,три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки? ( Три медведя )

    – Дети, вам знакома эта сказка?

    – А кто ещё был в сказке, кроме медведей? ( Машенька )

    (На экране появляется слайд с персонажами сказки «Три медведя»)

    – Назовите первый звук в слове «Маша» ( М )

    – А в слове «медведи» ? ( Мь )

    – Одинаковые это звуки ? ( нет )

    – Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки М и Мь

    и побываем с Машенькой в гостях у трёх медведей.

    Сравнительная характеристика звуков ( по схеме )

    – Чем похожи звуки М и Мь? ( согласные, звонкие )

    – А чем различаются ? ( М – твёрдый, Мь – мягкий )

    – Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки? (синим)

    А мягкие согласные? ( зелёным )

    4. Работа над стихотворением (выделение слов со звуками М, Мь)

    ( На экране слайд «Машенька у домика медведей»)

    – Что же произошло с Машенькой?

    Внимательно послушайте стихотворение и запомните все

    слова , которые начинаются звуками М, Мь .

    Маша в чаще заблудилась,

    К трём медведям в дом явилась,

    Суп у Мишки похлебала,

    Стульчик маленький сломала.

    – Какие слова со звуком М в начале слова вы услышали?

    – А какие слова со звуком Мь в начале слова услышали?

    Машенька очень расстроилась, что сломала стульчик у Мишутки.

    Чтобы она не очень горевала, давайте поиграем, а Машенька пусть смотрит на нас и

    5. Игра «Эхо в лесу»

    – Дети, в лесу всегда хорошо слышно эхо .

    Правильно повторите за мной ( как эхо ):

    мю – мю – му – молока мне одному

    ма – мя – ма – скоро к нам придёт зима

    мё – мо – мо – мне купили эскимо

    6. Работа с сигнальными кружками

    -Сейчас я буду читать стихотворение.

    В конце каждой фразы я буду выделять голосом слова, а вы

    в этих словах определите первый звук ( М или Мь )

    и правильно поднимите кружок ( синий или зелёный ).

    На полу скребётся… мышка.

    Спит в берлоге бурый… мишка.

    Этот мишка очень… мил,

    Только лапы он не… мыл.

    Убежала в норку… мышка,

    Спать залёг в берлогу… мишка.

    Мальчик… мал, но очень… мил,

    Он водичкой руки… мыл.

    7. Д/игра «Родственники» (образование родственных слов)

    – Прочитайте слоги (на доске на карточках):

    – Что такое УМ? ( Это то, с помощью чего можно думать, понимать ).

    – Давайте подберём к слову УМ слова, которые похожи и имеют

    общую часть. Их называют родственными.

    – Как можно назвать девочку, которая учится на 4 и 5? ( УМНИЦА )

    – А мальчика? ( УМНИК )

    – Если девочка умница, то она какая? ( УМНАЯ )

    – А ласково? ( УМНЕНЬКАЯ )

    – Если человек учится, что с ним происходит? ( он УМНЕЕТ )

    – Можно сказать УМ, а ещё больше? ( УМИЩЕ )

    – А меньше? ( УМИШКО )

    – От какого слова образовались все эти слова? ( УМ )

    – Какие они? ( родственные )

    – Чем похожи слова УМНАЯ, УМНИЦА? ( звук М )

    – Где он «спрятался»? ( в середине слова )

    – А чем похожи слова УМИШКО, УМИЩЕ? ( звук Мь в середине слова )

    8. Выбор родственных слов из стихотворения

    – Прослушайте стихотворение, выберите все родственные слова:

    Мы любим мёд, а ласково медок,

    Приятны очень пряники медовые.

    Вот села медуница на цветок –

    Так называют бабочку весёлую.

    – Почему эти слова родственные? (в них есть общая часть МЁД)

    – Какой звук встречается во всех этих словах ( Мь )

    – Где он «спрятался»? ( в начале слова )

    9 . Д/игра «Подарки для медведей» (различение звуков М – Мь в словах)

    – Дети, вы помните, что случилось с Машенькой?

    ( она сломала стульчик Мишутки )

    Машенька решила пойти к медведям, отнести им подарки

    и попросить прощения. Давайте поможем ей подобрать подарки для медведей.

    В названиях обязательно должны быть звуки М, Мь.

    – Что любят медведи? ( мёд, малину )

    – Я приготовила подарки, а вы проверите, не ошиблась ли я.

    Дети выходят по одному к столу логопеда, достают из мешочка

    игрушки, называют, определяют звук и его позицию в слове

    и кладут игрушки в корзину.

    10. Упражнение «Закончи фразу» (актуализация глагольной лексики)

    – Ну что ж, подарки для медведей готовы. Осталось нам собрать в лесу малину.

    – Я начну фразу, а вы закончите её словом – действием . ( хором ):

    Мы с Машенькой в лес … ( пойдём ), бегом … ( побежим ), малину … ( соберём ),

    к домику …( придём ), подарки … ( отнесём, отдадим, подарим )

    – Чем похожи все эти слова? ( звук М конце слова )

    (на экране слайд «Малина»)

    11. Динамическая пауза (пение под музыку с движениями )

    По малину в лес пойдём > 3 р.

    Плясовую заведём > 3 р.

    Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

    Сладкая ты моя, ягодка малинка.

    Ты, малинка, не в роток > 3 р.

    Насыпайся в кузовок > 3 р.

    Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

    Сладкая ты моя, ягодка малинка.

    (на экране слайд «Три медведя»)

    -А в это время медведи шли по лесу :

    Три медведя шли домой (идти вперевалочку )

    Папа был большой – большой (потянуться вверх)

    Мама с ним поменьше ростом (руки перед грудью)

    А сынок – малютка просто (присесть )

    Очень маленький он был (походить по кругу)

    С погремушками ходил

    – Ребята, малины мы набрали, подарки приготовили, можно идти к медведям в гости.

    (на экране слайд «Домик в лесу»)

    -На поляне дом стоит,
    Ну, а к дому путь открыт.

    Дети подходят к экрану, смотрят на домик.

    – Вот мы и пришли в гости к медведям.

    – Какой звук в слове? ( М в конце слова )

    – Назовите ласково … ( домик )

    – Какой звук в слове, где он спрятался? ( Мь в середине слова )

    (на экране слайд «Машенька»)

    12. Д/игра «Мой, моя, моё, мои» (согласование притяжательных прилагательных

    – Дети, Машенька прощения у медведей попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка

    рассматривать подарки и спрашивает:

    – Теперь это будет мой машинка? Моя мёд?

    – Правильно говорит Мишутка ? ( нет )

    -Давайте научим Мишутку правильно употреблять в речи слова

    мой, моя, моё, мои .

    Логопед достаёт из корзинки подарки, а дети правильно называют.

    (машинка моя, мёд мой и т.д. )

    13. Д/игра «Кто быстрее?»

    (на экране слайд «Мишутка»)

    -Мишутка – очень любознательный медвежонок. Он всё время задаёт вопросы.

    Давайте ответим на его вопросы, найдём в этих словах звуки М, Мь и определим,

    где они «спрятались».

    – Чем забивают гвозди? ( молотком)

    – На чём можно играть ? (на гармошке)

    – Что носят пчёлы в улей ? ( мёд)

    – Чем пишут на доске в школе ? ( мелом)

    – На чём можно летать ? ( на самолёте )

    – Куда мы вечером возвращаемся с работы, из д/сада? ( домой )

    14 . Д/игра «Путаница» (работа с деформированным предложением)

    – Дети, наше занятие подходит к концу.

    – Чем же мы сегодня занимались?

    Я зашифровала предложения, а вы их расшифруйте:

    – Мы, лес, ходить, в.

    – Собирать, малина, мы.

    – Машенька, помогать, подарки, приготовить, мы.

    – Подарки, медведи, мы, отнести.

    – Различать, мы, звуки, М, Мь.

    15. Итог занятия

    (на экране слайд «Спасибо»)

    – Ребята, Машенька очень рада, что мы помогли ей приготовить подарки для

    медведей, и благодарит нас за это. Давайте все вместе прочитаем это слово.

    А ещё Машенька приготовила для нас угощение…

    Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

    Цель:

    Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

    Познакомить с буквой М.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    Закреплять навык:

    определятьпозицию звука в слове;

    – анализа и синтеза слова «мама»;

    – находить заданный звук в словах,

    – дифференцировать твердость и мягкость звука,

    – закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

    – совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    – уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

    – согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

    Коррекционно – развивающие:

    Развивать:

    – слуховую память, внимание, восприятие;

    – умение концентрировать внимание;

    – слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

    – определять по запаху растение.

    Коррекционно – воспитательные:

    Воспитывать:

    – умение работать в микрогруппах, группах;

    – желание помогать друг другу;

    – интерес к играм со звуками.

    Словарная работа: поэт, буквоежка.

    Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

    Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

    Оборудование:

    – герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

    – 6 конвертов с одной частью от целой картины;

    – две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

    – мешочки с ароматом лимона и пихты;

    – листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

    – корзинка для фишек;

    – фишки для рефлексии;

    Ход НОД.

    Организационный момент.

    А) – Придумано кем – то просто и мудро

    При встрече здороваться – «Доброе утро».

    Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

    Массаж лица.

    Совместное с логопедом выполнение массажа

    Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

    И погладило, и погладило.

    Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

    – Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она – заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

    Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

    II.

    – Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

    Игра №1. «Собери картинку».

    Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

    Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

    Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

    Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

    Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

    III. Сообщение темы НОД.

    – Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

    (Со звуками [М], [ М’]).

    IV.Характеристика звуков «М», «Мь».

    Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

    – Звук «М» – согласный или гласный? Почему?

    – Звук «М» – звонкий или глухой? Почему?

    – Звук «М» – твердый или мягкий?

    – Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

    – Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему?

    – Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему?

    – Звук «Мь» – твердый или мягкий?

    – Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

    V. Игра №2. «Поэты»

    – Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

    – Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

    Например: МА-МА-МА – дома я сама.

    – Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

    ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

    му – му – му – молока кому

    мо – мо – мо – мы любим эскимо

    ми –ми –ми – нас в игру прими

    VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

    Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

    Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

    – Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

    – Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

    Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

    VII. Физминутка.

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Мы руки поднимаем,

    Мы топаем ногами:

    Мы руки опускаем:

    Хлоп – хлоп – хлоп.

    Мы руки разведем,

    По кругу все пойдем.

    VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

    Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

    Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

    – Пей чай с моя мёдом.

    – Правильно Миша сказал?

    Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

    Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

    Образец: Моя мебель.

    Работа с индивидуальными картинками.

    IX. Аромотерапия.

    – Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

    На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

    – Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

    X.

    – Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

    А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

    Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

    Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

    Б)Манипуляции с буквами.

    – Как кричала Маша? «Ам – ам».

    – Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

    – Как кричал Крокодил? «Мама».

    – Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

    В)Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

    – Сколько слогов в лове МАМА?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько согласных звуков?

    – Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

    Г)Массаж с помощью большой бусинки.

    Бусинкой круги катаю,

    Взад- вперед её гоняю.

    Ей поглажу я ладошку,

    А потом сожму немножко.

    Д) Восстановление графического образа буквы «М».

    Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

    Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

    XI. Итог.

    – Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

    – От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

    Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

    1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

    2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
    3. А.В.Никитина «33 лексические темы»
    4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
    5. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

    Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

    В свете требований ФГОС совместная деятельность взрослого и ребёнка, а также познавательно-исследовательская работа дошкольников являются одними из приоритетных направлений. Возможность использования проектной деятельности в коррекции речевых нарушений и особенностей психо-физического развития у детей с ОНР, имеющих дизартрию, в подготовке детей к учебной деятельности, в их социализации рассматривается в статье на примере проекта «Наши красивые имена» в рамках педагогического проекта «Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».

    Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

    Древняя китайская мудрость гласит:

    «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

    Это в полной мере можно отнести к детям старшего дошкольного возраста, имеющим дизартрию и ОНР, II или III уровень речевого развития.

    Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Занимаясь коррекционной работой с такими детьми, мы отметили, что не всегда традиционные методы и приемы приносят ожидаемые результаты. Возникла необходимость поиска более эффективных форм и методов воздействия на развитие ребенка на основе индивидуальных особенностей каждого.

    Так как эта категория детей отличается от своих нормально развивающихся сверстников не только состоянием речи, но и особенностями психических процессов (таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нарушением эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, уровнем развития общей и мелкой моторики, своеобразием формирования личности, то воздействие должно носить комплексный характер, осуществляться в различных видах специально организованной совместной и самостоятельной деятельности детей, опираясь на положения и принципы ФГОС ДО и на «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 5 до 7лет)», разработанную в нашем детском саду на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) и программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.), на общие педагогические и специальные принципы работы с данной категорией детей.

    Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром.

    Объединить усилия всех субъектов педагогического процесса позволяет метод проектов.

    Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    О значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями пишет в своих трудах С.А. Миронова: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности». В современной жизни существует много разных источников информации (книги, кино, телевидение, интернет, люди). Поэтому очень важно научить ребенка самостоятельно «добывать» знания разными способами, отбирать нужный материал об интересующем предмете или явлении и использовать его для создания новых объектов действительности.

    В свете требований ФГОС ДО совместная деятельность взрослого и ребёнка, а также познавательно-исследовательская работа дошкольников являются одними из приоритетных направлений.

    Поэтому в логопедической работе актуальным стал вопрос использования метода проектов в коррекции речевых нарушений.

    Работая с детьми с ОНР, педагоги нашей группы организуют проекты разного вида, регулярно проводят детско-родительские краткосрочные проекты по изучаемым лексическим темам.

    Каждый проект в логопедической группе обязательно должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности. Проект позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится разными способами находить информацию.

    Проект «Наши красивые имена»

    Хочу поделиться опытом взаимодействия в процессе работы над коррекцией речевых нарушений у детей с ОНР на примере проекта «Наши красивые имена» в рамках педагогического проекта «Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».

    Проведенное в начале учебного года логопедическое обследование детей показало, что многие из них не могли назвать и правильно произнести свое полное имя и фамилию, имена и отчества своих родителей и близких родственников, путались в родственных связях. Возникла идея организовать проект об именах. Тема имени человека явилась актуальной для наших детей и социально значимой.

    Цель проекта: коррекция ОНР у детей с дизартрией.

    1) — расширять и активизировать словарный запас;
    – автоматизировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза как предпосылок обучения грамоте;
    – совершенствовать грамматический строй речи;
    – развивать связную речь;
    – развивать интонационную выразительность речи;

    2) расширять представления детей о разнообразии имен, о ценности своего имени для себя и семьи;
    3) развивать у детей способности к поисковой деятельности;
    4) формировать и развивать у детей коммуникативные навыки;
    5) развивать личностные качества (самостоятельность, любознательность, произвольность, креативность, свобода поведения, самосознание и самооценка, ответственность, чувство самоуважения, собственного достоинства.), раскрытие творческого потенциала детей (развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, инициативу, любознательность и самостоятельность);
    6) организовать сотрудничество педагогов, воспитанников и их родителей в рамках проекта, показать важность взаимодействия, поднять уровень компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ОНР и дизартрией;
    7) создать групповую книгу «Наши красивые имена».

    Продолжительность проекта: среднесрочный, 2 месяца.

    Тип проекта: информационно-практико-ориентированный .

    Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

    Возраст детей: 5-6 лет.

    Предполагаемые результаты: улучшение произносительной стороны речи детей, расширение кругозора, расширение знаний и представлений детей об имени, обогащение словаря, развитие связной речи, развитие творческих способностей детей, более осознанное отношение родителей к развитию и образованию своих детей, обогащение воспитательного и образовательного опыта родителей; создание единого образовательного пространства «семья – детский сад», издание групповой книги «Наши красивые имена», обогащение развивающей предметно-пространственной среды, пополнение библиотеки педагогов методическими материалами.

    Механизм реализации проекта

    На подготовительном этапе проекта с детьми была обсуждена тема по модели «трех вопросов».

    Модель «трех вопросов»

    У ребенка и взрослого имя может звучать по-разному.

    Человеческое имя иногда бывает у кошки, собаки или попугая.

    Имена можно услышать в сказках, есть игрушка матрешка.

    Мишка и мишка – это разное.

    Почему меня так назвали?

    Как меня будут звать, когда я вырасту большой?

    Как звали воспитателя, когда она была маленькой?

    Посмотреть в интернете.

    Педагогами были рассмотрены возможности реализации проекта, предполагаемые результаты, а также были сформулированы цели и задачи, обозначены участники проекта, необходимые ресурсы.

    В результате рассуждений сформировалось основное содержание и действия по проекту, объединившие идеи детей и взрослых.

    В качестве итога проекта было решено создать свою групповую книгу «Наши красивые имена».

    Родители были информированы о начале нового проекта и получили предложение помочь детям в решении возникших вопросов. В приемной комнате был размещен план мероприятий по проекту.

    План мероприятий:

    1. Родители совместно с детьми подготовят сообщение об имени ребенка «Что в имени твоем, малыш?» (страницы со значением имен детей группы) – участники: родители, дети.
    2. «Генеалогическое древо» – родители, дети.
    3. Игры и игровые упражнения на материале имен – учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физкультуре.
    4. Книжки-малышки «Моя буква» — дети, родители
    5. «Мои любимые герои сказок» (рисунки к сказкам) – дети, воспитатели, родители)
    6. «Имена в произведениях для детей, фольклоре и музыке» (чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, стихи поэтов, песенки, попевки, песни для детей, хороводные игры с именами (страницы для книги) – учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель
    7. «Ребенок и театр» (инсценировки) – дети, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный работник.
    8. Презентация групповой книги «Наши красивые имена».

    На подготовительном этапе были созданы условия для реализации познавательной деятельности детей:

    – пополнение групповой библиотеки книгами с персонажами, у которых есть имена;
    – подбор мультфильмов (с персонажами, имеющими имена);
    – книжки-раскраски со сказками (с персонажами, имеющими имена);
    – сюжетные картинки по теме «Семья»; семейные фотографии;
    – предварительно была изучена лексическая тема «Здравствуй, это я!», «Моя семья»;
    – приготовлены материалы для продуктивных видов деятельности (белая и цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, пластилин, мелкий бросовый материал – косточки, камушки, бобовые, крупы, мелкий конструктор, мозаика, математический планшет и т.д.);
    – разрезная азбука;
    – подбор аудиозаписей детских песенок.

    На этом этапе родители с детьми находили нужную информацию об имени, оформляли ее как страницу будущей книги.

    Весь приносимый материал по мере поступления рассматривался с детьми в группе. Вместе с воспитателем ребенок готовил небольшое сообщение о своем имени, затем рассказывал его детям и показывал оформленную страничку. Это способствовало расширению и активизации словарного запаса и развитию связной монологической речи.

    Один ребенок вместе с мамой подобрал и принес для коллективного просмотра мультфильмы с персонажами, у которых есть имена.

    Воспитателем были подобраны стихи с именами и разучены с детьми на основном этапе.

    Учитель-логопед подобрал чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, фольклорные и авторские стихи с именами, которые на основном этапе использовались для автоматизации разных групп звуков в индивидуальной работе на логопедических занятиях и на коррекционном часе.

    Через логопедические игры с именами у детей развивался фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, слоговая структура слов. Учитель-логопед и воспитатели практиковали детей в словоизменении и словообразовании.

    Подобранные пальчиковые игры с именами применялись на занятиях в качестве физминуток и в режимных моментах для развития мелкой моторики и координации речи с движением.

    Материал распевок, попевок, детских песенок, хороводных игр с именами, подготовленный музыкальным руководителем и разученный на основном этапе с детьми, способствовал развитию слухового и фонематического восприятия, умению правильно брать дыхание, вырабатывал четкую артикуляцию и дикцию детей, развивал голосовые характеристики (тембр, громкость, модуляция), внимание, память, чувство ритма, темпа, «мышечные чувства» (от общих, мелких и артикуляционных движений – это особенно важно при дизартрии!), Развивалась творческая активность, навыки пения и движения под музыку, эмоциональная отзывчивость. Аудиозаписи детских песен с именами прослушивались на музыкальных занятиях и использовались как фоновая музыка в группе.
    Инструктор по физической культуре сделал подборку подвижных игр, в которых используются имена. В этих играх дети смогли поучаствовать на физкультурных занятиях и на прогулке. При этом развивалось слуховое внимание, общая и мелкая моторика, координация речи с движением.

    На основном этапе проекта воспитатель провел с детьми беседу об истории возникновения имен, о праве каждого человека иметь свое имя, об уважении к своему имени и именам других людей, дал представление о понятиях «тезка», «отчество», познакомил с первым документом ребенка — «Свидетельством о рождении». Здесь проходила работа над расширением и активизацией словарного запаса детей, умением отвечать на вопросы, над составлением распространенных предложений.

    Дома ребята с родителями рассматривали семейные фотографии (в альбомах и на цифровых носителях) и оформляли страницы с «генеалогическим древом» (для родителей были разработаны специальные рекомендации), затем в группе по этим «деревьям» знакомили друг друга со своей семьей, составляя небольшие рассказы из личного опыта. Даже дети с более тяжелыми нарушениями речи смогли принять в этом участие.

    Прослушивание сказок и просмотр мультфильмов вызвал у детей интерес и желание сделать рисунки к понравившемуся произведению, вылепить героев. Ребята рисовали, лепили, делали аппликацию в самостоятельной деятельности в детском саду, а также дома вместе с родителями. Затем в группе была оформлена выставка «Мои любимые герои сказок». Так как многие работы были сделаны по одной и той же сказке, то детям было предложено рассказать сюжеты своих рисунков, разложить работы в последовательности, соответствующей повествованию. Далее воспитатель организовал пересказ «по цепочке» отрывков из сказок.

    В процессе знакомства с именами некоторые ребята стали активно (с гордостью!) рисовать «свою» букву, что вызвало большой интерес у других детей и желание включиться в эту работу. Ребята изображали буквы, используя материал, предоставленный для продуктивной деятельности. В этом моменте логопед и воспитатель предложили детям пофантазировать, на что похожа «их» буква, определить, из каких частей она состоит, какие слова они могут придумать с этим звуком, подобрать предметные картинки или нарисовать самим, т.е. проводилась работа над формированием навыков звукового анализа.

    Дети были подведены к тому, что можно сделать книжку-малышку про «свою» букву. Некоторые изъявили желание сделать это дома вместе с мамой. Данная информация была доведена до родителей, даны рекомендации по примерному содержанию книжки-малышки.

    Родители вместе с детьми подобрали стихи про букву, стихи и загадки с частым употреблением слов с данным звуком, картинки на эту букву, имена, начинающиеся с этой буквы, составили кроссворды с именами или словами на «свою» букву.

    По мере изготовления каждый автор знакомил ребят (самостоятельно или с помощью воспитателя) с содержанием своей книжки-малышки. Это позволило попрактиковать детей в составлении описательных и повествовательных рассказов.

    Затем была организована выставка «Моя буква». Изготовленные книжки-малышки и карточки с буквами пополнили групповую библиотеку.

    На заключительном этапе дети с воспитателями и логопедом обсудили проект, готовность материала для книги «Наши красивые имена», отметили успехи и неудачи, обговорили план подготовки к презентации книги. На данном этапе дети учились отвечать и задавать вопросы, выражать свое мнение, используя распространенные предложения разного вида; выслушивать мнение своих товарищей, принимать чужую точку зрения, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения.

    Презентация книги состоялась на организованном празднике, на который были приглашены воспитатели, специалисты, дети и их родители.

    Ребята рассказывали о своих именах, почему мама и папа выбрали именно это имя; читали стихи поэтов с именами, стихи-дразнилки, соревновались с родителями в правильном произношении чистоговорок (родителям были предложены скороговорки), показали сценку «Ушки-неслушки» (по Г. Браиловской), поставленную под руководством воспитателя, учителя-логопеда и музыкального работника (родители заранее помогли подобрать костюмы и атрибуты).

    Все присутствующие поучаствовали в хороводной игре «Никанориха», спели песню «Антошка».

    На этом мероприятии дети получили опыт применения приобретенных в ходе реализации проекта речевых умений и навыков в новой ситуации. Выступления способствовали развитию интонационной выразительности речи детей, образности, развитию внимания, памяти, воображения, чувства ответственности, самоутверждению.

    В конце презентации состоялось награждение самых активных семей грамотами.

    Таким образом, метод проектов хорошо вписывается в коррекционно-образовательный процесс, носит интегрированный характер. Участие в проектной деятельности способствует формированию и развитию всех компонентов речи детей.

    Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, дети с общим недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. В ходе проекта ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

    Участие в проекте способствует индивидуализации ребенка, обогащению его личного опыта, поднимает социальный статус, учит взаимодействовать, развивает коммуникативные способности, сближает членов семьи.

    Метод проектов дает возможность активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи и развитии психических функций.

    Дьячкова Алла Васильевна,
    учитель-логопед,
    г. Новосибирск

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: