Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”
план-конспект занятия по теме
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального логоедического занятия | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Звуки А, У, И.»
Учитель – логопед: Устюгова Ю.С. МКДОУ № 20 г. Аши
- Анализ звукового ряда И, А, У. Дифференциация звуков. Выделение начального гласного из слова. Формирование грамматически правильной речи.
- Развитие речевого слуха, зрительного восприятия. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, ответственности, инициативности, активности.
Оборудование: предметные картинки на звуки И, А, У. Буквы из разрезной азбуки (А, И, У)
Орг. момент: – Назови мне слова со звуком А.
– Назови слова со звуком У.
– Произнеси звук «а-а-а…». Как расположены губы?
– Где при этом находиться язык?
– Произнеси звук «у-у-у…». Как расположены губы?
– Где при этом находиться язык?
– Что меняется при произнесении У, в отличие от А?
– Произнеси звук «и-и-и…». Как расположены губы?
– Где при этом находиться язык?
– Что меняется при произнесении И, в отличие от А? В отличии от У?
– Какие это звуки? (гласные)
– Почему? (их можно петь)
Выделение первого гласного в слове.
– Назови мне первый звук в слове: аист, уши, утка, икра, астра, иголка. азбука, улитка.
Заходи в осенний лес! (ходьба на месте)
Много здесь чудес! (разводит руки в стороны и оглядывается вокруг)
Вот берёзки золотые стоят (поднимает руки вверх)
Под берёзками грибочки (приседает)
В корзинку прыгнуть хотят (прыжки на месте)
Игра «Отхлопай слово»
Игра, уши, аист, иголка, улитка, аптека, азбука, ирис, утка, автобус.
(определить сколько в каждом слове слогов)
Работа с предметными картинками.
На доске буквы: А, У, И
Ребёнок называет буквы, затем предлагается назвать предложенную предметную картинку и разместить её под той буквой, на которую она начинается.
– О каких звуках мы сегодня говорили?
– Назови слова на звуки: А, И, У.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [рь] в связной речи”. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе “Формула будущего 2011”
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ “Кто быстрее?”, здоровьесберегающие техноло.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Ж] на этапах “звук, слог, словосочетание, предложение”, “Путешествие жука Жужжи”
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет .
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему”Автоматизация звука ч”
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме.
Конспект индивидуального логопедического занятия для больных с сенсорной афазией средней степени.
При сенсорной афазии первичным дефектом является слуховая агнозия, которая лежит в основе нарушений фонематического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, несущие в языке смысло-ра.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с ФФНР. Тема “Звук и буква Ч”.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ФФНР.
Конспект логопедического занятия Тема: Звуки и буквы П-Т
Тема: Звуки и буквы П-ТНаучить учащихся дифференцировать согласные буквы П –Т в устной и письменной речи.Употребление усвоенной терминологии в ответах на вопросы по ходу учебной рабо.
Конспект логопедического занятия: Звуки (И, У, А)
Автор: Ахременко Наталья Александровна
учитель-логопед ГОБОУ Мурманская КШ №1
Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )
Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )
- Образовательные
— Закрепление знаний о механизме образования звуков а, и, у, э.
— Уточнение и закрепление знаний о звуках
— Дифференциация звуков а, и, у, э и их узнавание в середине слова
— Работа над закреплением словаря
— Закрепление понятия звук, слово, предложение
— Развитие артикуляционной моторики.
— Развитие мелкой моторики рук.
— Развитие фонематического слуха.
— Различение звуков а, и, у, э в чужой и самостоятельной речи (изолированно, в словах и предложениях).
- Воспитательные
— Формирование ребенка как личности, его целеустремленности и самоконтроля.
— Профили артикуляции звуков а, и, у, э.
— Загадки на данные звуки.
— Картинки для фронтальной и индивидуальной работы.
Сядут дети, которые назовут гласные звуки.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
А) Широко улыбнуться, показать все зубы; медленно широко раскрыть рот и медленно закрыть его.
Б) Широко улыбнуться, губы трубочкой.
В) Спрячем щечки.
Г) Надули щечки, бесшумно выпустили воздух.
А сейчас проверим как работают наши колеса-пальчики.
- РАЗМИНКА ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
Побежали вдоль реки,
( Движение указательным и средним пальцами обеих рук по поверхности от себя к краю). Повторить несколько раз.
Молодцы! Все механизмы поезда хорошо подготовлены к поездке.
1У. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Давайте уточним маршрут, по которому сегодня будем путешествовать. Нашими станциями будут звуки, которые стоят в начале названий этих предметов. Я буду произносить разные слова, а вы называйте, только первый звук.
Логопед произносит слова: УТЮГ, АСТРА, УТКА, ЭТАЖ, ИННА, УЛИТКА, ИГРУШКИ, АРБУЗ, ЭТОТ, ИВАН.
У. ХОРОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ.
— Какие звуки мы сейчас называли? Повторяем по очереди и хором: а, у, и, э.
— Как называются эти звуки?
У1. АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ.
— Как доехать до наших станций ?
У – губы сильно вытянуты и округлены ( губы трубочкой ).
А- рот широко открыт.
И – раствор рта узкий ( губы улыбаются ).
Э – рот полуоткрыт ( или немного открыт ).
Дети произносят вместе с логопедом.
Ребята, посмотрите внимательно и определите какую станцию я объявляю. ( Какой гласный звук я хочу произнести).
А, И, А, У, И, А, У, А, И, У, А, Э.
Логопед беззвучно артикулирует ряд сочетаний, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.
У111. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
— Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук У.
МАК, ЛУК, РИС, ЛУГ, РЭКС, ЖУК.
МОЛОДЦЫ, станцию У вы все хорощо слышите, а сейчас посмотрим сможете вы найти и другие станции И, А, Э.
Логопед беззвучно артикулирует ряд звуков и сочетаний звуков, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.
У, А, И, Э, УА, УИ, УЭ, АИ.
1Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э ) в слогах:
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, У, И, Э ) в словах:
С собой в дорогу мы возьмем только те вещи, в названиях которых есть звуки (а, и, у, э ).
— Какой гласный звук вы услышали в середине слова?
МАК, ЖУК, ГРИБ, ЛУК.
Молодцы ! Во всех этих словах есть звуки (а, у, и, э).
Х1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э) В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
(Работа с раздаточным материалом).
А теперь давайте познакомимся с соседом, с которым вы вместе поедите. На столе картинки, составьте по картинкам предложения.
— У МЕНЯ НА КАРТИНКЕ …………. А У СОСЕДА ( КАК ЕГО ЗОВУТ)…… . (что-то другое) (Им.падеж и Тв. падеж).
На столах у ребят картинки: один много
У МЕНЯ НА СТОЛЕ ГРИБ, А У ЛЕНЫ ГРИБЫ и т.д.
Предложения составляют все дети по своим картинкам.
— Скажите теперь, чего у вас не стало?
— У МЕНЯ НЕТ . Р. Падеж.
— ШАРА, ШАРОВ, ЖУКА, ЖУКОВ, МАКА, МАКОВ, ГРИБА, ГРИБОВ, УТЮГА, УТЮГОВ.
Х11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
— Во время путешествия, ребята, внимательно смотрите в окна и дома придумайте по одному слову со звуками (А, У, И или Э).
ХШ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— А сейчас, ребята, отгадайте загадки:
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шъет, зашивает и колется колко
А назовется кораблик …………….. ( Иголка).
Он большой, как мяч футбольный
Если спелый- все довольны,
Так приятен он на вкус, и зовут его. (Арбуз)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
— Так какие же звуки мы сегодня повторяли ?
— Как они называются?
Сегодня на занятии хорошо работали . И они свою станцию не проедут, а ………………. Ребятам еще нужно помочь. Будьте повнимательнее.
— А сейчас поезд отправляется. Все встали, руки согнули в локтях и имитируя движение колес и их стук ( Чух-чух-чух) выходим из комнаты (Ту-ту-ту).
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.
Конспект логопедического занятия по теме: «Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»
Конспект логопеда по теме: «Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: «Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»»
Конспект логопеда по теме: «Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА C СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.
Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать навык правильного словоизменения ( образование форм множественного числа с окончанием –Ы).
Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.
Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
Корзинки и предметные картинки.
Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
Игра «Собери урожай».
Карточки для чтения слогов и слов.
Пособие « Многозначные слова».
Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
Карточка « Вставь гласную букву».
Рабочие тетради учащихся.
Магнитофонная запись «Шум ручейка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический тренинг:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.
2. Подготовительный этап.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
– Упражнения для губ ( улыбка, трубочка,…).
– Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
– Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
– Нужно уметь слушать и правильно повторять:
3. Сообщение темы занятия.
Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.
4. Работа с гласными звуками.
– Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
– Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
– Игра «Поймай звук» с флажками.
– Отбор картинок, в названии которых первый звук – гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.
5. Работа со звуками и буквами.
Отправляемся дальше с Красной шапочкой. Она приведёт нас к буквам. Звуки и буквы тесно связаны:
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.
Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
– Узнавание гласных букв среди предложенных.
– Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
– Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.
Буква А зовёт нас на зарядку:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.
7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
– Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
– Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы
– Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.
– Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран
8. Отдых, релаксация.
Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)
9. Работа с рукописными буквами.
Буква И приготовила для вас игрушки – картинки.
– Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
– Работа с игровизорами – узнавание заглавных букв и обведение маркером.
10. Игра с мячом.
Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:
слон – слоны
стол – столы
блин – блины
шалун – шалуны
11. Дифференциация гласных в словах.
Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.
Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
– Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).
12. Итог занятия.
Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.
Конспект занятия Закрепление звуков [А], [У]
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Закрепление звуков «А», «У»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».
2. Учить выделять звуки «У», «А» из ряда гласных.
3. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
4. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
Материалы:
Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Мама укачивает малыша»; символы (карточки) звуков «У», «А»; красный круг, карточки с буквами «У», «А» (из азбуки); палочки; рабочая тетрадь; цветные карандаши; мяч.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».
– Сядете тот, кто назовет слово на звук «У».
1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А», «У».
2. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда. Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
II. Основная часть.
3. Игра «Эхо»
– Ребята, отгадайте, какие звуки я хочу произнести. (Логопед беззвучно произносит поочередно звуки «А», «У».
– Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах:
ухо аист улитка арбуз аист улица
арка Утро утюг антенна умывальник астра
– Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.
4. Игра «Что лишне?»
– Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А»:
Апельсин, ананас, овощ, арбуз.
Арка, огурец, астра, антенна.
5. Чтение слогов «АУ», «УА»
– Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.
– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?
– Что получается? (слог)
– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)
– Кто кричит «УА»? (выставить картинку)
(Читаем всегда слева направо.)
6. Работа в тетрадях Коноваленко.
– Прочитайте в своих тетрадях буквы, передвигая указательный палец правой руки от буквы к букве.
Слева направо; парами слева направо;
Сверху вниз; парами сверху вниз.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Раскрасьте красным карандашом буквы «А», «У».
7. Игра «Да-нет»
Логопед выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да», если в слове есть звук «У», и «Нет» – если в слове нет звука «У».
8. Игра «Закончи слово»
– Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком:
Фру-кты Апе-льсин Ули-ца
9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)
– Я буду называть предмет, а вы скажете, как его ласково назвать.
Арбуз – арбузик Апельсин – апельсинчик
Ананас – ананасик Утюг – утюжок
Улитка – улиточка Утка – уточка
10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда)
11. Выкладывание букв «У», «А» из палочек.
12. Напечатайте слоги «АУ», «УА» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?
– Каким цветом обозначаем эти буквы?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Рекомендую прочесть:
- Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
- Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
- Занятие на Звуки [А У И]
- Конспект занятия по грамоте Закрепление звуков [А], [У]
- Логопедическое занятие в старшей группе [Звук Ч]
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Логопедическое занятие “Звуки и буква У”.
Содержимое разработки
Конспект логопедического занятия в первом классе «Звук и буква [У]»
Уточнение артикуляции звука у.
Развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
Развитие умения слышать заданный звук в слогах, словах.
Определение места звука в слове.
Знакомство с буквой У.
Коррекция мелкой моторики.
Ход занятия:
Дыхательная гимнастика
«ЦВЕТОК РАСПУСКАЕТСЯ» – и.п. – СТОЯ, РУКИ ОПУЩЕНЫ, НОГИ НА ШИРИНЕ ПЛЕЧ. РУКИ ЧЕРЕЗ СТОРОНЫ ВВЕРХ – ВДОХ. РУКИ ЧЕРЕЗ СТОРОНЫ ВНИЗ, ПОЕМ: -А –А-А – ВЫДОХ. Молодцы!
– Какой звук мы пропели? Какой это звук? Почему мы его называем гласным? Каким цветом будем отмечать этот звук?
— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только у тех, кто поднимает руку.
Мне не нужны моря,
Люблю пруды и лужи я.
Хорошо плыву не зря,
Громко крякаю: «кря-кря» (утка)
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (удочка)
На доску вывешиваются картинки.
— Какой звук слышится в начале слова утка, удочка?
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Это звук (у).
Постановка темы и цели урока: (фонетическая зарядка)
-Как воет волк? (у-у-у)
-Как кричит кукушка? (ку-ку)
-Как зимой воет ветер? (у-у-у)
-Как перекликаются в лесу? (ау-ау)
-Какой звук прозвучал каждый раз, когда вы отвечали на мой вопрос? (звук «у»)
– С каким звуком сегодня познакомимся поближе? (со звуком «у»)
Тема нашего занятия сегодня «Звук и буква У».
Уточнение артикуляции
–Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «у-у-у-у-у-у».
-Какой звук получился? (Звук «у»)
-Этот звук гласный или согласный? (гласный)
–Как вы определили, что он гласный?
-Правильно, потому что мы можем его пропеть, воздух свободно проходит через рот.
Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)
Развитие фонематического восприятия
А)-Я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы, если услышите звук у, показываете красный кружочек.
А),О,У,Ы,А,У,О,И,А,Ы,У,У..
Б) : УТ, АВ, УК, ИС,УЗ,АМ…..
В) Кенгуру, умывальник, сова, уксус, малина, улей, соль, стул, удача
Паук, цветок, лужа, ковер, стол, стул, голуби, гусь, слон, рука, глобус, кран, урок.
Игра с мячом «Запомни слоги и повторить:» (я буду бросать вам мяч и произносить слоговой ряд, а вы возвращаете мне мяч повторяя эти слоги)
му–му–ус–ус пу-пу-ту-пу
пу – пу –ду – ду су-су-ус-ус
Определение место звука в слове
-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «у», а вы постарайтесь определить место звука в словах. (начало. середина, конец).
Улитка, туфли курица, лягушка, лук, утка, паук, петух.
Назови лишнее слово: (из ряда слов выделите лишнее слово).
Жук, улитка, лук, муравей.
Петух, курица, журавль, гусь.
Лук, груша, капуста, укроп.
Вправо шаг, влево шаг.
Вправо – хлоп, влево – хлоп.
Правой – топ, левой – топ.
Мы руки поднимаем.
Мы руки отпускаем.
И кружимся юлой.
Кинезиологическое упражнение «Колечко»
Комплекс упражнений для глаз (по 3 раза).
«Греем глазки» (Ребенок трет друг о друга ладошки, а затем подносит их к закрытым глазам).
На доску вешается буква У.
– Звук у на письме будем обозначать буквой у
–Дети, а вы знаете, чем отличаются звук и буква?
– Буква может быть печатная и письменная.
а) Игра «Вообразилия»
– На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки).
Задание 1.Ребята, возьмите листочки и допишите печатную букву у.
Задание 2. Впишите в схему слова букву у. 1). Укроп, 2). Лук, 3). Капуста, 4). Пастух.
-Из каких элементов состоит строчная буква у, заглавная буква У. печатную букву У
Буква У состоит из двух элементов: –короткой наклонной с закруглением вправо и
– длинной наклонной внизу с петлёй
Напишите строчную букву у в воздухе, на парте, на ладошке, на спинке соседа, на листочке.
-Сейчас напишем заглавную букву У.
-Обведите букву, затем продолжите писать карандашом. Сначала плавную линию с верхним закруглением, а потом наклонную линию с нижним закруглением.
Задание номер 3. Обведи букву и продолжи ее писать. Называй про себя букву при письме. (Пишем простым карандашом сначала плавную линию с боковым закруглением, а потом линию с нижней петлей).
Работа с таблицей. (Найди и обведи такие буквы, как в образце. Впиши в таблицу номера этих букв).
-Чтение таблицы. Прочитаем буквосочетания.
ао аоу аоуа – вместе с учителем
ау ауо ауоа – девочки
оа оау оауо – мальчики
оу оуа оуао – 1 ряд
уа уао уаоу – 3 ряд
уо уоа уоау – 2 ряд
Самостоятельная работа на карточках.
-Ребята, я раздам вам листочки, а вы прочитайте слоги и слова, в слогах букву У обведите в овал, слова с буквой У – подчеркните.
НА, УС, КУ, АЛ, ИС, УС, ПИ, УП
КИТ, КОТ, ТУР, СТУК, ПАР, РИС, ТРУД, СТУК, СТОК, КРОТ, ПЛУТ
Конспект логопедического занятия «Знакомство с гласным звуком «И»
Тема: «Знакомство с гласным звуком «И»
Задачи :
— познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.
-познакомить детей с символом звука И
—развивать у детей фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза.
—автоматизировать звук И в слогах, словах;
— воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
цветные символы для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинки с изображением иголки, ивы, игрушки, индюка; фланелеграф, картинки для фланелеграфа: домик, деревья, заготовки символов для обозначения звука «И» на каждого ребенка, красные карандаши, заготовки с символами для загадок.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Садится тот, кого я назову ласково.
2.Повторение пройденного материала.
Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда, какие звуки они учили? (Дети отвечают: «Звуки: У и А»)
-А как мы произносим звук У?
Дети отвечают: «Когда мы произносим звук У — мы складываем губы трубочкой».
-А как мы произносим звук А?
Дети отвечают: « Когда мы произносим звук А — мы широко открываем рот».
-Можно ли как то обозначить звук: А и У?
Дети отвечают: «Звук «У» обозначается маленьким красным кружком, а звук «А» обозначается большим красным кружком».
-А зачем мы обозначаем эти звуки красным цветом?
Дети отвечают: «Звук «У» и звук «А» обозначаются красным цветом, потому что эти звуки гласные ».
-Почему эти звуки называются гласные?
Дети отвечают: «Эти звуки можно пропеть, поэтому эти звуки гласные».
-Молодцы, вы отвечали правильно и дружно.
3. Знакомство со звуком И. Характеристика звука И.
Логопед выставляет на доску картинки, которые начинаются со звука «И» и произносит название предметов, выделяя голосом звук «И».
Картинки: иголка, игрушка, индюк, ива
-Как вы думаете, на какой звук начинаются все эти предметы?
4. Артикуляция звука «И».
Звук «И» — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук «И», губы улыбаются, язык находится внизу.
Дети поизносят звук «И» хором и индивидуально.(смотрят в зеркала).
Предлагается дидактическая игра: «Тихо— громко».
Правила игры: Дети должны произнести звук «И» тихо и громко (повторяем несколько раз).
-Когда мы произносим звук «И», обращает внимание учитель-логопед, мы растягиваем губы в улыбку, как в полосочку, поэтому и обозначать звук «И» мы будем символом-полоской красного цвета, так же как растянуты наши губы в улыбке.
Дети заштриховывают приготовленную полоску в красный цвет.
5. Физкультминутка
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.
Дети проходят за столы.
6 . Звуковой анализ слогов
Сказка о дружбе звуков.
Выкладываем картинки по сказке на фланелеграфе и рассказываем сказку.
Жили-были звуки «А» и «У». Любили эти звуки вместе играть, а любимая игра у них была «догонялки». Бегали, бегали звук «А» и звук «У», устали и остановились. (логопед выставляет символы звуков «А» и «У», ставит вместе «АУ», дети произносят припевая). Отдохнули звуки и опять давай играть. Бегали, бегали и опять остановились. (логопед выставляет символы звуков «У» и «А», ставит вместе «УА», дети произносят припевая). А недалеко от леса жил в своем домике звук «И». Звук «И» жил один в своем домике. Но однажды звуки «А» и «У» решили познакомиться с звуком «И» и предложить поиграть всем вместе. Звук «И» очень хотел научиться играть в «догонялки», но он не умел.
— «Не расстраивайся, я научу»: сказал звук «А» и побежал первый. Звук «И» стал догонять звук «А». Логопед выставляет символы звуков «А» и «И».
-Ребята, что за песенка у нас получилась, давайте споём? («АИ» дети проговаривают, припевая, вместе с логопедом)
-«А теперь я побегу первым»: сказал звук «И», а звук «А» стал догонять звук «И» («ИА» — дети припевают вместе с логопедом). Затем звук «И» стал играть со звуком «У». («УИ», «ИУ» — дети припевают вместе с логопедом).
Вот так стали друзьями звуки: «А», «У», «И».
Эти звуки могут играть все вместе: вот бежит звук «А», за ним бежит звук «У», а их догоняет звук «И». (логопед выставляет символы данных звуков-«АУИ»)
-Какая интересная песенка получилась, давайте споём эту песенку. Дети припевают вместе с логопедом: «АУИ».
7. Итог занятия
— С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Оценка работы детей.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели
Салова С.И.
учитель-логопед
МБДОУ – Центр развития ребенка № 94,
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Зима”
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.
Появляется слайд № 2.
Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.
Дети называют буквы на слайде.
Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.
Дети читают «Зима»
Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!
Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)
Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».
Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?
Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.
Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».
Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.
Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
– Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).
Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.
Дети читают «Составь рассказ о зиме».
Логопед: Давайте поможем зверятам.
Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.
Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.
Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.
Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)
Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».
Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».
Игра «Семейка слов»
Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».
– Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
– Как можно назвать снег ласково? (снежок).
– Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
– Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
– Ком из снега какой? (снежный).
Игра «Есть – нет»
Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.
Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.
Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».
Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)
Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Игра «Вьюга»
Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга – “У” – то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то – тихо.
Логопед: Намела вьюга много-много снега.
Игра «А что вчера?»
– Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– сегодня снег идёт, а вчера шёл.
Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».
Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»
Игра «Зимние слова»
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.
– Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
Игра «Исправь ошибку»
Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.
– Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.
– Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.
– Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.
– Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
Молодцы, вы исправили все ошибки.
Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».
Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»
Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)
Игра «Подбери признак»
Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».
Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.
Молодцы! Вот вам еще одна загадка.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)
Игра «Семейка слов»
Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.
Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)
Игра «Наряди елку»
Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.
Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.
Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».
Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».
Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.
Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.