Конспект логопедического занятия (Звук и буква Ш)

Логопедическое занятие “Звук и буква Ш”

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.

Дети сидят на своих местах.

– Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.
– Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.

– Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня? (Эта музыка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» по сказке Эдуарда Успенского).

– Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).

– Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.

– Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

– Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

– Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

– Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).

– У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

– В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

3. Автоматизация звука [ш] в слогах.

– Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Фонемный анализ слов.

– Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.

5. Автоматизация звука [ш] в словах.

– Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

б) Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

-Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

Читайте также:
Моя страна - конспект НОД

в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.

– Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

6. Физминутка (проводится на ковре).

– Слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Делай круг!
Шире круг!
Справа друг.
Слева друг.
Мы идём по кругу,
Песенку поём.
Группа наша дружная.
Весело живём.

А теперь приготовьте свои ручки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения.

– Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.

– Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).

8. Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

– Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.

Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.

– Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели: 1. Знакомство со звуком <Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш.

2. Закрепление правильного произношения звука <Ш> в слогах, словах.

3.Развитие фонематического слуха: умения выделять звук <Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов и определять позицию звука в слове.

4. Упражнение в чтении слогов, слов с буквой Ш. Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки.

Оборудование: зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики, наборы для схем слов, замок согласных букв, демонстрационная карточка буквы Ш, карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш, контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию, компьютер.

План занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро»:

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. У меня чудесное настроение, и я хочу с вами поделиться им. А для этого, давайте пустим по кругу этот мягкий теплый мячик и ласково пожелаем друг другу доброго утра. Дети передают по кругу мячик и желают друг другу доброго утра.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети: Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик: Ждластвуйте, ребята!

Логопед: Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик: Не жнаю!

Логопед: А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Логопед: Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки. Но это мы сейчас исправим.

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

«Вкусное варение»:

Чай с варением попьём.

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик: Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются!

IV. Выделение из имени. Характеристика звука.

– Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

– Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

– Ребята, вы догадались, какой это звук?

Звук Ш.

– Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук: гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук. Поет голосок? Значит звук Ш: глухой или звонкий? Ответы детей.

– Да, ребята, звук Ш – согласный, глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш.

Дети повторяют: Звук Ш – согласный, твердый, глухой.

Шуршунчик: Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш».

Логопед: Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик: Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш».

Логопед: А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук <Ш>,хлопайте в ладоши:

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик: Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах, словах. Выбор слов со звуком Ш.

Шуршунчик: Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком <Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед: Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки.Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить: ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком <Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты). На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы). И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы). На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш). На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга). Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны). Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш). А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами). А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик».

VII. Игра «Посели звук <Ш> в домик».

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них.

Шуршунчик: Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед: Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем.

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед: Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Читайте также:
Нейропсихологический подход в логопедической работе

Шуршунчик: С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок»:

Хомка, хомка, хомячок –

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш.

Шуршунчик: Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш. Хотите, я вам её подарю.

Логопед: Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш.

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква.

X. Чтение слогов и слов по карточкам:

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря.

Логопед: Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами, мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря. Каким цветом вы будете раскрашивать буквы? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш.

Дети раскрашивают букву.

XII. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Шуршунчик: Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед: До свидания, Шуршунчик!

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Конспект логопедического занятия [Звук и буква Ш]

1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.

Дети сидят на своих местах.

– Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.
– Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.

– Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня? (Эта музыка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» по сказке Эдуарда Успенского).

– Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).

– Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.

– Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

– Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

– Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

– Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).

Читайте также:
Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

– У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

– В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

3. Автоматизация звука [ш] в слогах.

– Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Фонемный анализ слов.

– Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.

5. Автоматизация звука [ш] в словах.

– Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

б) Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

-Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.

– Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

6. Физминутка (проводится на ковре).

– Слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Делай круг!
Шире круг!
Справа друг.
Слева друг.
Мы идём по кругу,
Песенку поём.
Группа наша дружная.
Весело живём.

А теперь приготовьте свои ручки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения.

– Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.

– Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).

8. Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

– Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.

Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.

– Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.

Подготовила и провела
учитель-логопед Мартьянова К.Н.

Конспект занятия по логопедии в начальной школе. Звук и буква “Ш” в слогах и словах

Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
•упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
•уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
•формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
•упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
•активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
•способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
•развивать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
•воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.

Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»

I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
• Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем – буква с, в правом верхнем – буква ж, в левом нижнем – буква щ, в правом нижнем – буква ш, в центре – буква ч)

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
• Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
• Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
• Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.

4. Работаем над первым пунктом плана – на что похож звук Ш?
• Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана – артикуляция звука (Зеркала).
• Разбираем артикуляцию:
-положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
• Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.

6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
• Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.

8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша

шо-шо-шо
говорим мы хорошо

ши-ши-ши
Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша

ши – ши – ши
шило, шина, малыши

шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок

шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка

Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы

Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша

Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь

Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
• Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба –
…каф –
ко…ка –
…ина –
…апка –
пу…ка –
ма…ина –
поду…ка –
…ар –
ча…ка –
• Сколько предметов обозначает каждое слово?
• Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка – чашки

Читайте также:
Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
– Кем мы сегодня были на занятии?
– Какой деятельностью занимались?
– С каким звуком мы работали?
– На что похож звук [ш]?
– Вспомните артикуляцию звука?
– Дайте характеристику?
– Какое задание понравилось?
– Какое задание показалось трудным?

Фронтальное логопедическое занятие в 1-м классе по теме “Звук [ш], буква ш”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Коррекционно-образовательная: знакомство со звуком “ш”, с буквой Ш; чтение слогов и слов.
  • Коррекционно-развивающая: автоматизация звука “ш” изолированно, в слогах, в словах. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме “Зимняя одежда”. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развитие внимания, словесной памяти, мышления и воображения.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к учёбе; дружного коллектива через работу в парах.
  • Оборудование: таблица артикуляционно-акустического образа звука “ш”; картинки по автоматизации изолированного звука “ш” (звукоподражания); набор букв; слоговые дорожки; предметные картинки по теме “Зимняя одежда”; предметные картинки со звуком “ш”; сюжетная картинка “Зимние забавы”; бумага; проволока; буква Ш.

    -При выполнении упражнений определите учебную задачу урока.

    Выделение звука путём звукоподражания.

    -Покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук “ш-ш-ш”).

    -Как шипит сердитая змея? (изображаем руками змею и шипим “ш-ш-ш”).

    -Как идёт мишка по опавшей листве? (шагаем на месте, шоркаем ногами и произносим “ш-ш-ш”).

    -Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? (тихо садимся со звуком “ш-ш-ш”).

    -Какой звук мы произносили? (Дети ставят учебную задачу).

    1. Анализ акустико-артикуляционного образа звука “ш”.

    -Посмотрим в зеркало, что происходит с органами артикуляции при произношении звука “ш”:

    Язык “чашечкой” за верхними зубами;

    Воздушная струя тёплая, плавная.

    -Согласный звук или гласный? Почему?

    -Звонкий или глухой звук? Почему?

    -Твёрдый или мягкий?

    -Звук “ш” -особый звук. Он всегда твёрдый.

    -Повторим: звук “ш” – согласный, шипящий, твёрдый, глухой.

    2. Развитие фонематического слуха.

    Игра “Поймай звук “ш””.

    -Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове есть звук “ш” и запоминаете слова:

    Шуба, пальто, льдинка, валенки, шапка, сапоги, ушанка, рукавицы, перчатки, штаны.

    -В какое время года мы чаще употребляем эти слова?

    -Какой звук мы ловили?

    3. Произношение звука “ш” в скороговорке.

    -Давайте произнесём наш новый звук чётко в скороговорке

    ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШЕ ШУРШАТ.

    4. Знакомство с буквой.

    -Мы произносим звук “ш”, а пишем букву ша. Почему эта буква синего цвета?

    -На что похожа буква Ш?
    Три столбца красиво в ряд
    Как солдатики стоят.
    На что похожа буква Ш?
    На зубья этого ковша.
    Ах, табуретка хороша!
    Перевернул – и буква ш.

    5. Закрепление оптического образа буквы.

    -Делаем букву из бумаги путём отрывания.

    -Какой звук обозначает буква Ш?

    -Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой).

    6. Чтение букв, слогов, слов с изучаемой буквой.

    -К доске выходят по 2 ученика и показывают букву, которую я произнесу – кто вперёд вспомнит.

    А Ш У М Л И О Н

    -Игра “С кем поёт песенку буква Ш?” (слоговой абак).

    -Что общего в наших слогах?

    -Какой звук буква Ш обозначает?

    -На звук “м” – руки вверх;

    “н” – руки на пояс, повернуться вокруг себя;

    “ш” – руки вперёд, присесть.

    -Буква Ш живёт в гармошке.

    В неваляшке и матрёшке.

    И ещё во многих словах. Попробуем прочитать некоторые из них:

    шпа – га мыш – ки

    -Назовите слова, значение которых вам непонятны.

    -Прочитайте название игры.

    IV. Закрепление изученного.

    1. Развитие фонематического восприятия.

    а) Игра “Почини слова”.

    И букву потеряло.

    _уба _апка у_анка _арф _таны _орты

    -Назовите общее слово к этим словам. (Одежда).

    -Какое слово из них лишнее и почему?

    -В какое время года носят эту одежду?

    -Какую букву мы вставляли в слова?

    б) Игра “Найди звук”.

    -Спрячьте в правую варежку картинки, на которых изображены предметы, при произношении которых мы встречаем звук “ш”, а в левую – где нет нашего звука. (набор предметных картинок).

    Читайте также:
    Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

    в) Игра “Волшебные предметы”.

    На предметы погляди,

    Что в них спряталось – найди.

    (На рисунках спрятаны анаграммы слов: шапка, штаны).

    2. Закрепление оптического образа буквы.

    -Какая буква встречается в найденных словах?

    -Сделаем нашу букву из проволоки.

    -Какой звук обозначает буква Ш?

    3. Работа в тетрадях.

    -Найдите и обведите правильную букву Ш в ряде букв.

    -Соедините букву с картинкой, в названии которой живёт звук “ш”.

    – Ребята, мы выполнили учебную задачу?

    – А что сегодня каждый из вас сумеет рассказать родителям про изучаемую букву?

    -Нарисуйте на шарике личико, соответствующее вашему настроению.

    Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе
    Тема: Звук [Ш], буква Ш

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

    2. Научить правильно произносить звук [Ш].

    3. Познакомить с образом буквы Ш.

    4. Развивать тактильные ощущения.

    5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

    6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

    7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

    8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

    9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

    10. Учить преобразовывать слова.

    Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

    1. Организационный момент – отгадывание загадок.

    Не ведаю, на ком.

    Здесь войско выстроилось в ряд:

    Слоны, и кони, и ладьи,

    И пешки – чинно все стоят!

    Скорей игру мне назови!

    Он стоит в углу у стенки

    Ох, огромный он на вид!

    Но он вовсе не наказан,

    Мама вещи в нём хранит.

    Бывает горький и молочный,

    Во рту он тает быстро очень,

    Отведать каждый его рад,

    Что же это? ………. (шоколад).

    2. Знакомство со звуком [Ш].

    – Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

    – Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

    губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

    широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

    тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

    – Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

    – Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

    – Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

    – Хлопаем на слова со звуком [Ш].

    3. Знакомство с буквой Ш.

    – Рассматриваем и называем картинки на доске.

    – Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

    – Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами.

    – Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

    – Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

    – Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

    – Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

    Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

    4. Звуко-слоговой анализ слов

    – Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

    – Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

    – Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

    – Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

    – Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

    – Выделяем гласные звуки в слове «уши».

    – Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом – красным).

    – Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

    – Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] – АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

    5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

    – Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

    Читайте также:
    Конспект занятия для детей с ФФН (2 класс)

    – Игра на внимание «назови правильно звук».

    В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

    Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

    – Игра «Закончи предложение правильно»:

    Положили в плошку … КАШКУ,

    Надевал пожарный … КАСКУ.

    Сочинял писатель … БАШНЮ,

    Рисовал художник … БАСНЮ.

    Сладко спит в берлоге … МИСКА,

    На столе с салатом … МИШКА.

    В поле землю я … ПАСУ,

    На лугах коров … ПАШУ.

    – Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

    6. Итог.

    В конце занятия логопед загадывает загадку:

    Гусь этим звуком всех пугает,

    Его произносит змея,

    Проколотый шар с ним летает,

    Звук этот скажите, друзья!

    Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

    Приложение 2.

    Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

    Домашнее задание

    1. Назвать картинку (шут).

    2. Определить на слух, есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

    3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

    4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

    Приложение 1.

    Список использованных источников:

    1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

    2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» – подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

    Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе

    Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе по теме: Звуки «П/П’» «Почтальон Печкин из Простоквашино»

    Автор: Адиятуллина Лилия Закировна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №38 компенсирующего вида», г. Казань

    Описание материала: предлагаю вам конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) с общим недоразвитием речи по теме «Звуки П и Пь». Данный материал будет полезен учителям – логопедам, музыкальным руководителям, воспитателям подготовительной группы. Этот конспект направлен на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

    Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе по теме: Звуки «П/П’» «Почтальон Печкин из Простоквашино»

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

    Цели: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи:

    Закрепление произношения звуков «П, П’» в слогах, словах, предложениях.

    Закреплять знания детей о согласных звуках.

    Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера или амплитуды движений.

    Развитие речи, внимания, мышления.

    Развитие зрительного восприятия.

    развитие физиологического и фонационного дыхания;

    развитие слухового внимания и фонематического слуха;

    развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

    развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;

    Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

    Методические приёмы:

    Наблюдение за работой детей.

    Оборудование: домик из модулей, мягкие игрушки: корова, лошадь, собака, кот, петух, курица, цыплята, утка, гусь; тематическая картина «Почтальон Печкин из Простоквашино», иллюстрации скоростного поезда, петуха, пеликана, пингвина, попугая, павлина; дидактическое пособие «Складовые таблицы» (Е. Кузнецовой), плакат к попевке Е.Н. Денежкиной, мяч, конверт, посылка, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, резинки на руки зеленого и синего цвета, браслетики из бусинок на руки. СD-диск “Весёлая логоритмика”; CD-диск “Круглый год ” 2 часть; фонограммы: песня Эдуарда Хиля «Последняя электричка; песня Э.Пьехи «Веселый сосед», песни из м/ф «Трое из Простоквашино», «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь», звуки деревни.

    Читайте также:
    Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

    Ход занятия.

    I. Вводная часть

    Дети вбегают врассыпную, встают в шахматном порядке (на правой руке у каждого ребенка надета резинка зеленого (синего) цвета). (фонограмма «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь»)

    – Ребята, давайте поздороваемся. «Доброе утро!»

    Доброе утро – солнцу и птицам!

    Доброе утро – улыбчивым лицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым.

    Пусть доброе утро длится до вечера!

    II. Основная часть

    1) Логопедическая гимнастика «Потягушки»

    Дети потягивают руками в стороны – вверх

    Просыпайтесь, мои ушки!

    Потягивают пальчиками за мочки ушей

    Просыпайтесь, мои губки!

    Вытягивают губки трубочкой

    Просыпайтесь, мои зубки!

    Показывают зубки («заборчик»)

    Надувайтесь, мои щечки,

    Словно два больших мешочка

    Хлопают ладошками по щекам

    Глазки, глазки, открывайтесь,

    Проводят указательными пальцами по векам

    Зубки острые, кусайтесь!

    Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю

    Губки, губки, улыбайтесь!

    Улыбаются, растягивая губы

    Дети садятся на стульчики

    Логопед: Сегодня, ребята, мы повторим звуки П и ПЬ.

    Логопед открывает тематическую картину «Почтальон Печкин из Простоквашино».

    Логопед: Вчера к нам в гости прилетал Галчонок, из известного вам мультфильма. Он принёс письмо. Догадаетесь от кого оно? (дети рассматривают конверт, ответы детей)

    Логопед: (чтение письма) Здравствуйте ребята! Дядя Федор снова уехал в город к маме и папе, и в Простоквашино стало грустно и тоскливо. Чтобы не скучать, я решил пригласить ребят детского сада «Пчелка» к нам в гости. Пожалуйста, приезжайте, буду очень рад. Почтальон Печкин.

    Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в деревню Простоквашино?

    2) Определить место звука в словах и характеристика звуков (твердый – мягкий, звонкий – глухой).

    Логопед: Но сначала, я хотела бы вас спросить, какой звук слышится в начале слова «Почтальон», «Печкин», «Простоквашино».

    Дети: В слове почтальон слышится звук П, в слове Печкин – звук Пь.

    Логопед: Какие это звуки?

    Дети: Звук П – глухой, твердый, звук Пь – глухой, мягкий.

    Логопед: Вижу, вы ребята дружные.

    Дети: Все мы дружные ребята.

    Мы ребята – дошколята,

    Никого в беде не бросим,

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет радостно, светло!

    Логопед: С этими добрыми словами можно отправляться в путешествие. На чём можно путешествовать? (ответы детей)

    Логопед: А я вам предлагаю отправиться на транспорте, который начинается со звука «п», этот транспорт может двигаться только по железной дороге.

    Логопед: Да, это поезд, но не обычный, а современный скоростной, он быстро довезёт нас до места. (Логопед показывает иллюстрацию).

    3) Фонетическая гимнастика

    Ветер сильно задувает, тучи в небе разгоняет. П-п-п-п.

    Вот стоит паровоз.

    Он стоит и гудит:

    И тебе он говорит:

    «У- У- У-У, я тебя прокачу.

    Ты садись, милый мой,

    Мы поедем с тобой».

    Так колёса стучат,

    Прокатить тебя хотят.

    4) Игроритмика «Веселый поезд»

    (фонограмма песни Эдуарда Хиля «Последняя электричка»)

    перестроение в одну шеренгу

    Логопед: Вот и приехали мы в деревню Простоквашино. (фонограмма звуки деревни: слышатся мычание коров, кукарекание петуха и т.д.)

    5) Упражнения на общую моторику «Птицы». (Дети стоят врассыпную)

    – Ребята, давайте изобразим птиц, которые начинаются на звуки П И Пь. (чтение стихов детьми, сопровождаемые движениями)

    1. Птица хочет пробудиться,

    Запевает песню птица,

    Потому что птице с песней

    Пробуждаться интересней. (В. Берестов).

    2. Петя, Петя, петушок –

    Ну-ка, Петя, нам ответь,

    Говорят, ты мастер петь?

    «Да, я раньше всех встаю,

    Громче всех в селе пою!»

    Как на бал – зимой и летом –

    Эта птица разодета.

    Чуть прищуривает глаз:

    – Нет ли зеркальца у вас? (В. Степанов)

    У реки, в тени лиан,

    Пеликан не ловит мошек,

    Ловит он в реке рыбешек.

    А он – вредный и скупой

    И плюется скорлупой

    Чем известен полюс Южный?

    Тем, что полюс Южный – вьюжный.

    Землю там покрыли льдины,

    А на них живут пингвины.

    Не летают птицы эти,

    Но летать они хотят

    И подолгу на рассвете

    В небо низкое глядят.

    6) Заходит почтальон Печкин (воспитатель) в руках посылка.(музыка из м/ф «Трое из Простоквашино»)

    Я почтальон весёлый,

    Логопед: Здравствуйте, Печкин.

    Печкин: Здравствуйте. Я рад приветствовать вас в Простоквашино. Ребята, а вы умеете петь?(ответы детей) Я хочу вас послушать.

    7) Пропевание слогов на П, П’. (медленно и быстро)

    Читайте также:
    Программа 'Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи' для учащихся 2 класса

    Печкин стоит в центре, справа от него стоят дети с зелеными резинками на руках, слева – дети с синими резинками на руках.

    Ребенок: Вижу Петю на пороге.

    Побежит он по дороге. (Затем пропевание слогов: с мягким звуком поют дети с зелеными резинками; с твердым звуком – с синими резинками)

    (дидактическое пособие С. Кузнецовой «Складовые таблицы»)

    Логопед: А сейчас мы споем тебе песенку на звуки П И Пь.

    Попевка Е.Н. Денежкиной на звуки П / П’. (медленно и быстро)

    Вот со звуком П игра

    Нам играть в нее пора

    Пепи с Полей тут поют

    А вот пони топают

    На поляне павлин, лилипуты, пень один

    Водопад, в поле выпь.

    Выходи на звуки П.

    Печкин: Ребята, я приготовил вам сюрприз (достает из посылки браслеты, раздает детям)

    8) Чистоговорка «П/ П’» с движениями мелкой моторики (с браслетами).

    Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Печкина и прочтем чистоговорку со звуком П и Пь. (На каждое слово отодвигают бусинку).

    Пу – пу – пу, попугай клюет крупу

    Па – па – па, на пол сыплется крупа.

    Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.

    Пе – пе –пе – соринки в крупе.

    Пи-пи-пи – не сопи.

    Пи-пи-пи – знания копи. (дети одевают на руку браслеты)

    9) Игроритмика «Веселый сосед» (песня Э.Пьехи «Веселый сосед»)

    Логопед: Печкин, а мы не только петь умеем, но и танцевать. Посмотри наш танец «Веселый сосед».

    Почтальон Печкин прощается и уходит, оставляя посылку.

    9)Пальчиковая гимнастика «Паучина»

    Логопед: Ой, Почтальон Печкин оставил посылку. (достает игрушку паука)

    (1-ый палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

    Вдруг закапал дождик,

    (Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью скользнуть по левой)

    Вот и солнце вышло,

    (Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

    (Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

    10) Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко». (Логопед достает мячик из посылки).

    1. Это – маленькие КОНИ.

    Как зовут их, дети? – … ПОНИ!

    2. Если все ты будешь знать,

    То получишь в школе. ПЯТЬ.

    3. Вдруг видят: стоит у колес,

    Огромный взъерошенный… ПЕС.

    Достает учитель КАРТЫ

    4. И кладет на наши … ПАРТЫ

    Маленькие, словно ТОЧКИ,

    Зеленеют в парке… ПОЧКИ.

    5. До чего тяжелый ТРУД-

    Очищать от ила … ПРУД!

    6. Мой щеночек рыжей МАСТИ

    Палку мне приносит в … ПАСТИ!

    7.У малышки в ванне ФЛОТ:

    Пять корабликов и … ПЛОТ.

    8. Для гнезда приносят ГАЛКИ

    В клювах тоненькие … ПАЛКИ.

    9. От учений будет ТОЛК:

    В ногу марширует … ПОЛК!

    10. Вода бежит в прохладной РЕЧКЕ

    Поленья полыхают в … ПЕЧКЕ.

    11. Лечит от болезней ЛЕКАРЬ.

    Хлеб печет умелый . ПЕКАРЬ.

    12.Собирают сено ВИЛАМИ.

    А деревья пилят . ПИЛАМИ.

    13. Не заставить нашу ЛЕНКУ

    Вместе с молоком съесть . ПЕНКУ.

    14. Далеко идти мне ЛЕНЬ,

    Лучше сяду я на . ПЕНЬ

    15. Все уселись мы на ЛЕСЕНКУ

    И поем мы хором . ПЕСЕНКУ.

    11) Песня «100 вопросов почему?» (CD-диск “Круглый год ” 2 часть)

    III. Заключительная часть.

    12) Психогимнастика

    Воспитатель: Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

    VII. Рефлексия.

    – Ребята, в посылке у Печкина лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

    – Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

    – Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

    Логопед из посылки достает записку, читает: «В домик загляните. Последний сюрприз найдите». Вместе с детьми подходят к домику, достают поднос с пряниками.

    Логопед: В погожий осенний денёк, мы ездили в Простоквашино

    Мы пели и плясали, друзей повстречали

    А теперь пора прощаться нам

    Гостям мы говорим: (вместе с детьми) до-свиданья вам!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: