Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе.Тема: «Зимующие птицы»
• Формировать обобщённое представление о зимующих птицах,
закрепить знания о зимующих птицах, расширять и активизировать словарь детей по теме;
• Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;
• Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;
• Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях
Развивающая среда: Таблицы с изображением зимующих птиц, готовая кормушка из картона, фигурка «птичка».
Ход занятия
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
К зернышкам прыг!
Кто это? (Воробей.)
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Нос как топор. (Дятел)
Желтая грудка – Это (Синичка)
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)
Логопед: Как вы видите, к нам прилетели птицы. Но одна из этих птиц заблудилась. Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих – журавль)
Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах…. Что значит «зимующие»? (ответы детей)
Правильно, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц. (Дети называют птиц).
Закрепление названий частей тела птиц. Подбор слов – антонимов.
Логопед: У птиц, как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы….
Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)
Пальчиковая игра «Дятел»
Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки – это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Игра «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками и садятся (согревают)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
Логопед: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках.Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
Далее логопед предлагает поиграть с фигуркой птички, называя словами её действия.
Игра «Подбери слова»
Логопед: Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала… облетела.
Схватила птичка зёрнышко с кормушки и дальше (что сделала… полетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.
Логопед: Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю,которая приключилась с одним воробышком:
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы к тексту:
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
Итог занятия.
Логопед:
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются?
Как люди помогают зимующим птицам? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?
Конспект занятия «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде.
Конспект занятия «Зимующие птицы у кормушки» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы у кормушки» Программные задачи: Закрепить и расширить представления.
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.
Конспект логопедического занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи «Воробышек и зимующие птицы» Цель: – учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; – учить образовывать прилагательные и существительные.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Зимующие птицы». Конспект открытого занятия по развитию речи «Зимующие птицы» (подготовительная к школе группа). План. 1. Вступительная часть: (вступительное.
Конспект занятия «Зимующие птицы» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы». Цель: познакомить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепить понятие «зимующие птицы»; 2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; 3. Расширить словарный запас: корм,.
Конспект занятия-развлечения в старшей группе «Зимующие птицы» зимующие птицы (инсценированное занятие-развлечение) Цели: развивать познавательные интересы детей, используя фольклор; продолжать воспитывать.
Конспект занятия-экскурсии по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Задачи: 1. уточнить и.
Конспект занятия Зимующие птицы
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»
(Первый год обучения)
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
1. Организационный момент
Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
– Рассмотрите картинки и назовите.
– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
2. Введение в тему
– Как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
3. Рассматривание картинок
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы?
– Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
– Какой птички не стало?
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей
8. Составление предложений по картине
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.
– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.
Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.
На дереве много… снегирей.
10. Упражнение «Посчитай-ка»
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
11. Работа в тетрадях
Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Цели занятия:
Образовательные:
1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.
1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.
1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
– Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
– Какой зимний месяц на дворе? (Январь)
– Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).
– Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)
– Сегодня 13 января. Подскажите, какой сегодня день недели? (вторник).
– Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).
2. Основная часть:
– Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).
– Праздник прошел, а я нашла подарок.
Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!
Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?
Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.
1 мешочек- семечки.
2 мешочек- сушёные ягоды
3 мешочек- кусочки сала.
– Что в мешочках?(корм).
– Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)
– Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)
– Легко ли им найти корм там, где много снега?
(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).
– Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.
3. Сообщение темы урока:
Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.
Прилет первой птицы.
– Отгадайте загадку:
На голове черненькая шапочка,
Да еще полоска галстучка.
На голове черненькая шапочка,
Да еще полоска галстучка.
4. Работа с загадкой.
Какой животик у этой птицы?(желтый)
Что у неё на голове?(черненькая шапочка)
Что у нее на грудке?(галстучек)
Кто в классе найдет синичку?
(дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).
Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?
Прилет второй птицы.
– А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.
Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)
Как фигура подсказала вам, что это снегирь?
(у снегиря красная грудка и он круглой формы).
А кто в классе найдет снегиря ? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?
Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).
Прилет третьей птицы:
А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).
Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.
А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.
Что значит белобока?
Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?
Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).
– А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.
Игра «Какая птица улетела ? »
– Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.
Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.
А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)
– Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).
Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.
Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).
Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?
(В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.
6. Сообщение нового материала.
– Ребята, вы знаете что птички любит кушать?
(Птички любят крошки, зёрна, семечки).
– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.
А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.
– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.
– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
А сейчас будем наших друзей угощать.
– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
– Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)
7. Практическая деятельность.
– А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).
С какими птицами познакомились на занятии?
Почему их назвали зимующими?
Выставка работ детей.
Дубок Дина Владимировна
МОУ «СОШ № 18»
г. Абакан Республика Хакасия
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы”
Разделы: Логопедия
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.
1. Организационный момент
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
2. Введение в тему
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
3. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
4. Упражнение «Кормушка»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
6. Игра с мячом « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
7. Упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
9. Игра «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
10. Итог занятия
Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по теме «Зимующие птицы». Сучкова Елена Андреевна
автор: Сучкова Елена Андреевна
Учитель-логопед ГБОУ Школа № 118
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по теме «Зимующие птицы».
Конспект логопедического занятия в средней
логопедической группе по теме «Зимующие птицы».
Цель: расширить представления о разнообразии зимующих птиц.
- закрепление умения отгадывать загадки о птицах;
- закрепление умения употреблять имена существительные в родительном падеже;
- закрепление умения составлять простые предложения с предлогом НА ;
- закрепление умения выделять начальный гласный [а], проводить звуковой анализ;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание наблюдательности.
Оборудование: панно «Зимний лес», предметные картинки зимующих птиц, предметная картинка «аист», индивидуальные зеркала, кассы букв, звуковые коробочки, счетные палочки.
Содержание занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
— Сегодня приглашаю вас совершить путешествие. Закройте глаза, а теперь откройте. Мы попали в сказочный зимний лес. А как я догадалась, что он зимний? (Везде лежит снег). Нас встречает ворона и говорит, что жители этого леса – птицы. Они появятся, если мы правильно отгадаем загадки.
Отгадайте первую загадку.
Желтое брюшко у маленькой птички, а зовут ее… (синичка).
-Прилетела синица и хочет с нами поиграть в игру «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей | (Ритмично сжимают и разжимают кулачки). |
Прилетело? Мы расскажем. | |
Две синицы, воробей, | (На каждое название птицы загибают по одному пальчику). |
Шесть щеглов и голубей, | |
Дятел в пестрых перышках. | |
Всем хватило зернышек. | (Сжимают и разжимают кулачки). |
- Артикуляционная гимнастика.
— Слушайте вторую загадку.
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел).
-Дятел предлагает приготовиться к путешествию. Сядем за столы. Выполним артикуляционную гимнастику. А упражнения для нее находятся в волшебной коробочке. Посмотрите на первое упражнение. (Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнение «блинчик»). Выполните второе упражнение «часики». (Дети выполняют упражнение). Посмотрите и сделайте упражнение «лошадка». (Дети выполняют упражнение).
- Звуковой анализ звука [а].
— Прослушайте следующую загадку.
Верещунья, белобока, а зовут ее …(сорока).
-Прилетела сорока и рассказала, что у нее есть друг. Кто это? (Аист). Кто такой аист? (Аист – это дикая перелетная птица). Какой первый звук в слове аист? (Первый звук [а]). Сделаем звуковую схему для звука. Каким цветом обозначим звук [а]? (Звук [а] обозначим красным цветом). Почему? (Потому что он гласный). Какой буквой обозначим звук [а]? (Буквой А). Сделайте звуковую схему для звука [а] и напечатайте. (Дети делают звуковую схему и печатают). Расскажите, про звук [а]. (Это звук [а]. Мы его обозначили красным цветом, потому что он гласный).
4.Физкультминутка «Снеговик».
— Интересно, кто еще от нас спрятался. Отгадаем загадку.
Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь).
— Снегирь предлагает поиграть в игру «Снеговик».
Давай, дружок, давай, дружок, | (Дети «лепят» снежок, |
Кати по снегу свой снежок. | катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Показывают толстый ком перед собой. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» восьмерку в воздухе. |
Его улыбка так светла! | Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла. | Показывают глаза, голову, нос, метлу. |
Но солнце припечет слегка — | Слегка отклоняются назад. |
Увы!- и нет снеговика. | Пожимают плечами, разводят руками). |
5.Игра «Кто где сидит?» — упражнение на закрепление умения составлять простые предложения с предлогом НА .
— Послушайте следующую загадку.
Чик – чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей. Кто это? (Воробей).
— Воробей хочет поиграть в игру «Кто где сидит?».
— Где сидит воробей? (Воробей сидит на ветке).
— Где сидит синица? (Синица сидит на кормушке).
— Где сидит дятел? (Дятел сидит на дереве).
— Где сидит ворона? (Ворона сидит на снегу).
— Где сидит снегирь? (Снегирь сидит на заборе).
— Где сидит сорока? (Сорока сидит на ёлке).
— Это какие птицы? (Зимующие). Что знаем о зимующих птицах? (Остаются с нами зимовать. Им хватает корма).
6.Упражнение на развитие мелкой моторики – составление фигуры «Ёлочка» из счетных палочек.
— Отгадайте последнюю загадку.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова).
— У совы дом на ели. Сделаем из счетных палочек елочку. Сначала делаем ствол. Кладем три палочки вертикально. Затем делаем ветки. От верхней палочки влево по диагонали вниз кладем одну палочку, а потом вправо по диагонали вниз кладем палочку. Где соединяются первая и вторая палочка, кладем вниз влево и вправо по диагонали по одной палочке. Так же делаем, где соединяются вторая и третья палочки. Получилась елочка. (Дети делают из счетных палочек елочку).
— Елочка зелёная выросла в лесу, елочку зелёную я домой несу .
- Игра «Кого не стало?» — упражнение на закрепление умения употреблять имена существительные в родительном падеже.
— Кого не стало? (Не стало сороки).
— Кого не стало? (Не стало совы).
— Кого не стало? (Не стало синицы).
— Кого не стало? (Не стало снегиря).
— Кого не стало? (Не стало вороны).
— Кого не стало? (Не стало дятла).
— Кого не стало? (Не стало воробья).
8.Итог.
— Все птицы улетели. Наше путешествие закончилось. Где побывали? Кого встретили? В какие игры играли? Что запомнилось?
Конспект логоритмического занятия в старшей группе
Задачи: 1.Обобщение и систематизация знаний о животных жарких стран, тропических растениях, плодах и фруктах. Уточнение, активизация и актуализация словаря.
2. Развитие связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма, развитие импровизационных движений и умения действовать по показу, развитие общей и ручной моторики.
3.Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.
Оборудование: клавесы, колокольчики, CD- проигрыватель и CD- записи музыкального сопровождения, массажные мячики, игрушка львенок, мячик.
Ход занятия:
1. Приветствие. Создание эмоционального фона занятия, атмосферы дружелюбия, настроя на работу.
Дети и родители встают в круг, берутся за руки. Двигаются по кругу.
Мы за руки возьмемся (2 раза),
Друг другу улыбнемся и
Скажем дружно всем «Здравствуйте!»
Педагог: Дети, нам пришло письмо из Африки. Давайте его прочитаем. «Звери приглашают нас в Африку в гости!» А какие звери живут в Африке? (ответы детей)
А как мы туда попадем? (ответы детей)
Педагог: Сегодня, мы поплывем на корабле.
Е.Железнова «Кораблик»
До Африки нам, братцы, Рисуем пальчиком на ладошке
Так трудно добираться!
На машине мы поедем Имитируем управление рулем
И на поезде помчимся, Движение колес поезда
В самолете полетим, Руки в стороны, как крылья
Сверху землю оглядим. Показываем бинокль
На корабле по океану Руки лодочкой
Поплывем с отважным
Капитаном.
Вот впереди видна земля. Приставить ладонь ко лбу
Приплыли в Африку, друзья! Хлопаем в ладоши.
Вот мы и приплыли в Африку! Посмотрите, кто же это нас встречает!? Львенок! Давайте с ним поиграем!
Пальчиковая гимнастика.
«В жарких странах…» (Н.Нищева)
Развитие ручной моторики, координации движений, соотнесении текста и движений.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
-В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу).
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером).
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки).
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши»).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
( Большие пальцы обеих рук переплести между собой
взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).
Педагог: – Какие фрукты растут в тропических странах?
Дети отвечают: – Бананы, кокосы, апельсины…
Упражнение «Мы делили апельсин».
Игровой массаж (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых). Развитие общей моторики.
Мы делили апельсин,
Мы делили апельсин,
Мы делили апельсин,
Но много нас, а он один.
(Дети катают массажные мячики между ладонями).
Эта долька для утят,
(Руки с массажными мячиками направлены влево).
Эта долька для котят,
(Руки с массажными мячиками направлены вправо).
Эта долька для ужа,
А эта долька для ежа,
(Руки с массажными мячиками направлены вперед).
Эта долька для бобра,
(Руки с массажными мячиками – внизу справа).
А для волка – кожура.
(Руки с массажными мячиками – внизу слева).
Он сердит на нас – беда.
Все разбегайтесь, кто куда.
(Руки за спиной катают массажные мячики).
Упражнение «У жирафов».
Игровой массаж (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых). Развитие общей моторики.
Дети встают в круг. Педагог включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
Педагог: – Какие птицы обитают в тропических странах?
Дети: – Попугаи, туканы…
Педагог: – Давайте с вами покажем упражнение про попугая.
Упражнение «Попугай зеленый Жак…»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Жак.
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).
-Носит с фалдами пиджак.
(Дети выполняют поглаживающие движения по бедрам)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
(Подносят ладони ко рту и убирают их).
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
(Подносят ладони ко рту и убирают их).
Скороговорка
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя попугай попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Упражнение «Пальма».
Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой. (Методика раннего музыкального развития С.и Е. Железновых):
(Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог включает музыкальное сопровождение):
-Ветер дует, задувает, пальму на ветру качает,
-Ветер дует, задувает, пальму на ветру качает,
(Дети поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону).
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
(Дети садятся на корточки и выполняют руками круговые вращения вперед).
-Чайка над водой летает и за рыбками ныряет,
-Чайка над водой летает и за рыбками ныряет,
(Дети бегут по кругу и выполняют взмахи руками).
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
(Дети садятся на корточки и выполняют руками круговые вращения вперед).
-Под водой на глубине крокодил лежит на дне,
-Под водой на глубине крокодил лежит на дне.
(Дети стоят в кругу, руки вытянуты перед собой, одна – поверх другой.
Разводят и сводят руки).
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
-А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
(Дети садятся на корточки и выполняют руками круговые вращения вперед).
Педагог: Давайте посмотрим, какие обезьянки живут в Африке.
Упражнение «Обезьянки»
10 обезьянок качалось на лианах и дразнили крокодила:
(качать в стороны кистями рук)
«Не поймаешь, не поймаешь»
(руки к ушам, делать движения вперед- назад)
А зубастый крокодил выплыл из реки Нил
(кисти рук вместе, волнообразные движения)
И слопал (…..) обезьянок.
(движения пальцами как пасть крокодила)
(Далее продолжать текст сначала, но на количество обезьян меньше).
Упражнение «Лимпопо».
(Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог включает музыкальное сопровождение):
-Вот так висят на ветке обезьянки в Лимпопо.
-Вот так висят на ветке обезьянки в Лимпопо.
(Дети поднимают руки вверх и опускают до уровня плеч).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
-Вот так едят бананы обезьянки в Лимпопо.
-Вот так едят бананы обезьянки в Лимпопо.
(Дети поочередно подносят согнутые в локтях руки ко рту).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
-Вот так ботинки чистят обезьянки в Лимпопо.
-Вот так ботинки чистят обезьянки в Лимпопо.
(Дети наклоняются веред и размахивают руками с небольшой амплитудой возле стоп).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
-Вот так штаны стирают обезьянки в Лимпопо,
-Вот так штаны стирают обезьянки в Лимпопо,
(Дети наклоняются вперед и разгибаются, руки попеременно сгибают и разгибают в локтях).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо.
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
-Вот так пол подметают обезьянки в Лимпопо,
-Вот так пол подметают обезьянки в Лимпопо,
(Дети размаивают руками перед собой).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо.
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
-Вот так танцуют вместе обезьянки в Лимпопо,
-Вот так танцуют вместе обезьянки в Лимпопо.
(Дети выполняют импровизированные танцевальные движения).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо,
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку влево).
-Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо.
(Дети с согнутыми в локтях руками поворачиваются под музыку вправо).
Педагог: Посмотрите, что нам принес Львенок! Палочки – клавесы. Поиграем?
Упражнение «Бегемот»
Бегемот, закрой рот. По 2 удара каждой палочкой
Вы пугаете народ. Стучать палочками друг о друга
Честно вам признаюсь, Стучать палочками одновременно
Я вам улыбаюсь! Сделать улыбку из палочек.
-Весело мы провели время, а теперь нам нужно возвращаться обратно, садимся на корабль (Дети садятся на стульчики).
Е Железнова «Кораблик»
Подведение итогов занятия.
Актуализация знаний. Развитие связной речи.
Завершение. Ритуал прощания. «Ну – ка все встали в круг».
Ну- ка – все встали в круг,
За руки все взялись вдру.
Целый час мы занимались,
И немного баловались,
А теперь детвора
Всем домой пора!
Конспект логоритмического занятия [Страна Мыльяндия]
Логопедом работаю много лет. В мою группу поступают дети с общим недоразвитием речи, у которых наблюдаются нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушена осанка, походка и грация движений. Учитывая то, что развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание в коррекционной работе я уделяю логоритмическим занятиям.
Конспект логоритмического занятия
«Страна Мыльяндия»
– развивать произвольное внимание, двигательную память, ориентацию в пространстве;
– формировать навыки самоорганизации и контроля;
– совершенствовать общую и речевую моторику;
– вырабатывать плавную воздушную струю;
– воспитывать интерес к логоритмическим занятиям, нравственно-эстетическое чувство.
Оборудование: баночки с мыльными пузырями; сигнальные карточки; шапочки; ленточки красного, синего, зелёного цвета.
Есть на планете Земля
Родина твоя и моя
В ней черпаем мудрость и силу.
Это страна Россия
И много стран ещё больших и малых
И только что образовавшихся и очень старых.
А можно страны выдумать свои
Их много: слушай и смотри
Страна – Спортландия
Где бег, прыжки метания.
Страна, где сказочка за сказочкой
Где Леший, Буратино, Златовласка
И Емелюшка на печке
И водяной живёт на речке.
В одной стране буквы.
В другой стране звуки поют.
Логопед: А у нас страна иная новая, незнакомая.
(Предлагает детям набрать через нос воздух и, плавно выдыхая выдувать мыльные пузыри – выработка плавной воздушной струи).
Дети: берут мыльную воду, трубочки и выдувают множество мыльных пузырей, свободно разойдясь по залу.
Посмотри-ка поскорей –
Страна мыльных пузырей.
Вот их сколько, всех не счесть
Есть крупнее, мельче есть.
1-й и 2-й ребёнок: Продолжают выдувать пузыри, а остальные подходят к логопеду.
Логопед: Задаёт детям вопросы:
– Какие пузыри вы видите?
– Какого они цвета?
– Лёгкие они или тяжёлые?
– На что они похожи?
– Что с ними происходит, когда они приземляются?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Котята и пузыри».
У котёнка лапки – мягкие подушки,
А внутри царапки острые игрушки.
(После этих слов дети – котята (три человека) ловят мыльные пузыри и считают, сколько поймали) Все остальные дети остаются по кругу.
Логопед: Какой звук издают пузыри, когда лопаются?
Большой пузырь делает: «Пах» (громко)
Поменьше — «Пах» (тише)
Маленький — «Пах» (шепотом)
Игра «Посмотри и скажи»
(Логопед показывает детям сигнальные карточки, где нарисован большой мыльный пузырь, поменьше и маленький.)
(Детям нужно называть звук, которые издают пузыри, когда лопаются.)
Логопед: Ребята, на какие предметы похож мыльный пузырь?
Дети: Воздушный шарик, яблоко, ёлочная игрушка, снежный ком, мяч, арбуз и т.д.
Игра: «Как слышишь, так и двигайся»
Логопед: Раздаёт детям шапочки — 3 воздушных шарика; 3 мячика; 3 арбуза и предлагает детям побегать легко, как летают шарики, попрыгать, как скачут мячики и попрыгать шумно, как падают арбузы, затем шапочки поменять.
Ветер сильный вдруг подул,
Всех по залу вас раздул.
Разлетелись, полетели
И утихли – снова сели.
Дети садятся на корточки.
Игра: «Займи своё место» (с ленточками)
Логопед: Раздаёт детям по 2 ленты трёх цветов – красные, синие, зелёные и 3 обруча того же цвета.
Дети: под музыку бегают врассыпную, по окончании занимают обручи «своего» цвета.
По окончании игры дети становятся по кругу.
Вот такая здесь страна
И нам нравится она.
Вверх летаем и вниз тоже
На футбольный мяч похожи.
Только в нас играть нельзя.
Время тратить только зря.
Вы к нам в гости приходите,
Воду с мылом приносите.
Будем воздух выдувать,
Будем пузыри пускать.
Всем удачи вам желает
Страна мыльных пузырей.
Съёмщикова Татьяна Алексеевна,
учитель-логопед