Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

Конспект фронтального логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок»

Конспект фронтального логопедического занятия (ОНР-III, первый год обучения).

Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок» (2 строфы).

  • Развитие связной речи.
  • Познакомить детей с высокохудожественным произведением литературы.
  • Уточнять и обогащать словарный запас детей.
  • Контролировать звукопроизношение, речевое дыхание, правильную голосоподачу.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Учить детей слушать и помогать друг другу.

Учебно-методическое обеспечение : предметная картинка «Жаворонок», мяч, маркерная доска, фломастеры, текст стихотворения, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Ход занятия.

Приметы весны. Одна из примет, перечисленных детьми, — прилет птиц.

Рассматривание картинки «Жаворонок», рассказ логопеда о нём: живет в поле, прилетает ранней весной, поёт высоко в небе.

– Послушайте, какое красивое стихотворение написал русский поэт Афанасий Афанасиевич Фет о жаворонке. Чтение стихотворения логопедом (наизусть).

– Что вы представляли себе, когда я читала стихотворение?

– Мы увидели яркую картину природы?

Языковой разбор текста .

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Как догадались, что о весне?
  • О какой птице говорится в стихотворении?
  • Что говорится о жаворонке?
  • Почему автор говорит, что жаворонок поёт «блистая»? (блестит оперение на солнце).
  • Почему про весну говорится, что она молодая? Здесь: значит, что она ранняя. В стихотворении говорится о самом начале весны.

Уточнение значения слов .

  • Зардел – покраснел
  • Долина – удлиненная впадина вдоль русла реки или в горах.
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева.
  • Пар – газ, который выделяется при нагревании жидкости. Здесь: солнышко нагревает землю и влага (от растаявшего снега) испаряется.
  • Уточняем значение словосочетания «пар тонкий» — почти незаметный, лёгкий.

Чтобы убедиться, что дети поняли значение слов, прошу придумать предложение с этими словами.

Повторное чтение стихотворения.

Дети добавляют «складные» слова, если уже кое-что запомнили или слышали стихотворение раньше.

На солнце темный лес … зардел.
В долине пар белеет … тонкий.
И песню раннюю … запел
В лазури жаворонок … звонкий.

Отработка предикативной основы текста.

– Дети, встаньте в кружок на ковре. Я буду называть слова – действия, а вы слова – предметы.

Задаю вопрос и бросаю мяч ребенку.

  • «зардел». Что? –лес
  • «белеет». Что? – Пар
  • «запел». Кто? – жаворонок.
  • «пришла?» — Весна.

– А теперь я буду говорить слова – предметы, а вы слова – действия.

– Вспомните, лес что сделал? – зардел.

Потом так же играем со словами-признаками.

– Вспомните, про что автор говорит:

  • «Тёмный»? – лес
  • «тонкий»? – пар
  • Жаворонок запел песню какую? – раннюю. Весна пришла какая? – молодая.
  • Затем наоборот. Лес какой? – тёмный.

Дети возвращаются на свои места.

Чтение стихотворения третий раз. Отработка предложно-падежных конструкций с опорой на вопросы логопеда. С детьми, наиболее сложными в речевом плане, проговариваю несколько раз.

  • Тёмный лес зардел где? – На солнце.
  • Тонкий пар белеет где? – В долине.
  • Жаворонок песню раннюю запел где? – В лазури.
  • Голосисто поет откуда? – с вышины.
  • Поет блистая где? – На солнышке.

Совместно с детьми составляем схематичный план на доске.

  • О чем автор говорит в начале?
  • В середине стихотворения?
  • В конце?

Схематично рисуем на доске солнце, лес, долину, жаворонка, весну.

Чтобы не забыли слова «зардел» и «лазурь», можно применить красный и синий фломастеры для их обозначения. В общем, все средства хороши.

Чтение стихотворения одним ребенком. Логопед может начинать строчку, а ребенок ее заканчивать.

Ребёнок – «артист». Он выходит на «сцену», а потом дети ему аплодируют.

Ребенок может играть роль логопеда и помогать читать стихотворение другому ребенку.

Напутствие логопеда: стихотворение светлое, радостное и читать его надо радостным голосом. Покажи голосом, что ты понимаешь, о чем говоришь.

Читайте также:
ИКТ в работе логопеда

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета

Разработала старший воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г. Мценска Орловской области Платонова Валентина Григорьевна

В ходе деятельности дошкольники знакомятся с творчеством поэта-земляка А.А.Фета, который воспевал русскую природу, свой родной Мценский край.

Программные задачи:
1. Познакомить дошкольников с творчеством знаменитого поэта Мценского края Афанасия Афанасьевича Фета.
2. Развивать поэтический слух детей.
3. Развивать связную речь; провести словарную работу над словами и их значением: земляк, бурмитские зерна, денница…
4. Формировать эстетический вкус у воспитанников средствами изобразительного искусства.
5. Воспитывать гордость за родную сторону, взрастивших прекрасных поэтов, знаменитых на весь мир.

Материал: портрет А.А.Фета, картина Грабаря «Голубая лазурь», картинка рыбки, …., белая гуашь, листочки с нарисованной березой.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Осень» А.Фета.

Сын орловского помещика Афанасий Афанасьевич Фет (показываю портрет поэта, написанный И.Е.Репиным), по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Родился А.А.Фет в деревне Новоселки Мценского края в 1820 году.
• Где родился русский поэт А.А.Фет?
• Кем он нам приходится? (земляком).
• Как вы думаете, что означает слово «земляк»?
«Когда отцу русского поэта А.Фета по наследству досталось Козюлькино – это так называется деревня, тот своим местопребыванием выбрал обращенный к Зуше склон. Он очистил его от леса и, насыпав большую искусственную площадку, поставил здесь жилые дома и службы усадьбы. Сейчас найти это место не так просто. Минувшая война стерла с лица земли все, что могло бы напоминать о некогда богатой усадьбе. Но протекающая рядом река и красивые дубравы радуют взор и зовут к общению с фетовскими стихами:
«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…»
• Как вы думаете, о какой реке идет речь?
В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы и звезды Отчизны.
«Сколько раз в течение нескольких годов случалось мне каждое утро неторопливым шагом спускаться от флигеля в сад и через поле к реке Зуше, которую приходилось переезжать по косому броду…», – писал А.А.Фет.
Этим местам поэт посвятил такие проникновенные слова:
«Пойду навстречу к ним знакомою тропою,
Какою нежною, янтарною зарею
Сияют небеса, нетленные, как рай,
Далеко выгнулся земли померкшей край,
Прохлада вечера и дышит, и не дышит,
И колос, зреющий, едва-едва колышет…»

• Чему посвящал свои стихи Мценский поэт? (Родине, природе).
А.А.Фет любил путешествовать по родному краю. В Спасском-Лутовиново часто встречался с И.С.Тургеневым. В мценском селе Черемошны поэт написал стихотворение «Осень».
• Кто может прочесть его стихотворение «Осень».
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,

На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью втер злится
Да стучит в окно…

Афанасий Афанасьевич не писал специально для детей, но его стихотворения, такие проникновенные и лирические сами западают в душу тому, кто их читает.
Много своих произведений поэт посвятил и такому прекрасному времени года, как… Как вы думаете, какому времени года посвящал свои стихи наш великий земляк-поэт? (размышления детей) Весне.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

А. А.Фет, как очень наблюдательный человек, тонко замечал весенние явления природы.
• Какие явления природы весной вы можете назвать?
Да, именно дождь. И он весеннему дождю посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

Читайте также:
Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в солнечной пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.

…Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.

Голубоватая спина,
Сама, как серебро,
Глаза – бурмитских два зерна,
Багряное перо.
(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).
• Как вы думаете, что описал в своем стихотворении «Рыбка» поэт? (Рыбалку).
• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она…
Люблю игру денницы (утренняя заря)
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.
• Подумайте и скажите, что же это за «краса на ветвях», о которой писал Фет?
• Дети нарисуйте на своих деревьях «красу», о которой говорил в своем стихотворении А.А.Фет. (Дети дорисовывают иней на ветвях березы).
А как здорово он описывал в своих стихах жизнь крестьянских детей, их зимние развлечения:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама, не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
«Ну, скорей гулять!»
Поэт известен как автор интересных воспоминаний, рассказов. В своих воспоминаниях он тепло и подробно пишет о Мценске, о тех местах, где родился, куда любил приезжать, чтобы черпать свои наблюдения, легшие в такие напевные, полюбившиеся народу, прошедшие проверку временем стихи.
Послушайте, какие строчки в своем сочинении о А.А.Фете написала ученица Мценского района:
«Красавица Зуша неторопливо несет в нашем краю свои воды. Так и кажется: вот сюда, на этот берег, выходил великий поэт. И еще подумалось – не будь нашей природы, в общем-то, не очень затейливой, скорее строгой, как это и присуще срединной России, и, возможно, не было бы А.А.Фета. Того, которого знает весь мир».
В это неброское, но милое сердцу «деревенское захолустье» сегодня едут и едут люди. Из ближних и дальних областей страны, из-за рубежей Отчизны.

И в его имении, от которого не осталось уже и следа, до сих пор проводится ежегодный Фетовский праздник.

Подведение итога занятия
• О каком поэте Мценского края мы сегодня вели разговор?
• Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?
• Появилась ли у вас гордость за то, что наша Мценская сторона воспитала таких знаменитых на весь мир поэтов и писателей, как А.А.Фет, Е.А.Благинина, И.С.Тургенев?
• Есть ли у вас какие вопросы ко мне?

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе. Тема ООД: «Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В ходе занятия разучивается стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» с помощью мнемотаблицы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад № 3 комбинированного вида Белгородской области»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе.

Тема ООД: «Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка»

Иващенко В.Ю., воспитатель

подготовительной логопедической группы

Цель: развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Формировать познавательные действия;

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

Совершенствовать навыки запоминания.

Развивать память , творческую активность;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать умение слушать поэтическое произведение;

Воспитатель: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!

Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли .

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить!

  1. Вводная часть занятия.

Вы любите играть, правда?

Сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку» и узнаем

о каком времени года, и о каком явлении природы, которое связано с ее приходом мы будем говорить на занятии (Собирают разрезную картинку на мольберте). Для этого разделимся на 2 группы.1 группа подходит к мольберту под номером 1,2 под номером 2.Ваша группа собирает картинку о явлении природы, ваша о времени года .Звучит музыка Чайковского Зима. Декабрь.

Да ,мы будем говорить о зиме и о первом снеге в стихотворениях поэтов.

Дети , вспомните ваши чувства, когда вы увидели первый снег. Вы обрадовались снегу или огорчились?

Игровое упражнение «Подбери слова»

Скажите, а какой бывает первый снег?

( Белый, переливающийся, искрящийся, хрупкий, тающий, первый, мелкий, красивый, первый, пушистый, мокрый).

Какие стихи вы знаете о зиме, о первом снеге?

(Называют авторов и название стихов)

Маша ? Кто тебе прочитал это стихотворение? Ты сможешь прочитать его наизусть?

Утром кот принес на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой,

Он белеет вдоль забора,

Он прилег на фонаре,—

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе!

Маша ,почему тебе понравилось это стихотворение? (Оно веселое, радостное. Это стихотворение про первый снег и наступающую зиму. которая принесет нам праздники и развлечения на улице).

Маша, а кто автор этого стихотворения ?( Я. Аким)

2. Основная часть занятия.

Сегодня мы продолжим знакомство с русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фет и с его стихотворением “Мама! Глянь-ка из окошка» Скажите, а какое стихотворение Фета о природе вы знаете, вы его учили наизусть?

Сейчас посмотрите на экран телевизора, вы видите портрет А.А. Фета. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Родился в 1820 году в Орловской области, одна из соседних областей Белгородской области. С детства Фет полюбил стихи. Особенно ему нравились стихи А.А.Пушкина. Фет любил природу, слушал пение птиц, звон ручья. В своих стихотворениях поэт писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах. Специально для детей Фет не писал, но его стихи о природе понятны юным читателям. Стихи Фета можно найти в этих книгах(показ выставки)

Представьте ,что перед вами много снега . Сыграем в снежки.

Горсть большую снега взяли – имитация движения «снег взяли»

И лепить комочки стали. – имитация движения «лепка снежка»

Снег плотней в руках сожмём, – имитация движения «лепка снежка»

Да в снежки играть начнём. – имитация движения «прицеливание»

Кидай! Не промахнись! – имитация движения «метание снежка»

Осторожно! А ты пригнись. – присесть

Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета ,которое называется “Мама! Глянь-ка из окошка”и посмотрите презентацию Прочитает вам это стихотворение артистка театра Анна Меньшова.

Первичное чтение произведения .Показ презентации.

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Проверка первичного восприятия стихотворения.

– Если Вам понравилось стихотворение хлопните в ладоши?

– О каком времени года говорится в стихотворении?

-Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?

-Вы запомнили название стихотворения, а автора?

Словарная работа. Все ли слова в стихотворении вам понятны? Что, означает слово салазки?

Мы с вами постараемся запомнить(выучить) это стихотворение . Легче запомнить его вам поможет таблица (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку ).

Повторное чтение стихотворения воспитателем с опорой на мнемотаблицу. В этом стихотворении поэт рассказывает запечатлел (нарисовал, изобразил) зимнее утро.

Стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Слушаем первые строчки стихотворения

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать весело, радостно. Попробуем (3–4 ответа).

Остальные повторяют вполголоса

Слушаем следующие строчки:

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… Мальчик с большой радостью смотрит в окно и весело рассказывает маме о том, что видит там, за окном. Малыш видит, как изменился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и красивым. (2 ребенка повторяют эти строчки) Остальные повторяют вполголоса

Кто сможет повторить половинку стихотворения

Слушаем следующие строчки:

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!

Эти строчки передают радость ребенка, ведь скоро он будет кататься с горы.( 2 ребенка повторяют эти строчки)».

Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

«А вот последние строчки, я бы, пожалуй, прочитала по-другому, чем предыдущие, чуть тише. Он очень хочет гулять, но знает, что сначала нужно спросить маму. Мальчик волнуется и сам говорит за свою маму: “А сама, наверно, скажешь: “Ну, скорей гулять!”

( 2 ребенка повторяют эти строчки)

Кто сможет рассказать по картинкам 2 часть стихотворения. Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки (открывают глаза)

Смотрим вправо-влево, вверх-вниз

Ветерок чуть дышит

А сейчас давайте устроим небольшой концерт: будем выступать перед гостями. Кто запомнил все стихотворение и может его рассказать. Перед тем как рассказывать стихотворение нужно назвать автора и сказать как называется стих.

3.Заключительная часть занятия .

Наше занятие подходит к концу. Скажите, как называется стихотворение, которое мы учили наизусть? Кто написал это стихотворение? Сегодня мне особенно понравилось, как вы активно работали на занятии.

Рефлексия. «Флаги на башнях» . Изображение : две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей ) . Я попрошу вас оценить свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни. А если не всё получалось на занятии, вам было трудно, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни.

Конспект интегрированного занятия «Жаворонки прилетели…» в старшей группе

автор: Кормишина Александра Григорьевна

Воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка», Г.о. Подольск Московской области

Конспект интегрированного занятия «Жаворонки прилетели…» в старшей группе

Администрация Городского округа Подольска

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»

Конспект интегрированного занятия

«Жаворонки прилетели…».

(старшая группа)

Воспитатель первой квалификационной категории

Кормишина Александра Григорьевна

г.о. Подольск , 2019 г.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Жаворонки прилетели…».

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры.

— познакомить детей со старинным народным весенним обычаем: закликанием птиц;

— продолжать приобщать детей к культурным традициям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры;

— учить лепить из соленого теста жаворонка, развивать навыки работы с соленым тестом;

— формировать технические умения и навыки работы со стекой;

— развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, эстетический вкус.

Оборудование:

Колокольчик, кукла Петрушка, сундучок, соленое тесто желтого цвета, перец-горошек, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа:

Чтение, заучивание стихов, закличек, пословиц о весне, птицах, чтение художественных произведений (С. Вангели «Подснежник», М. Горький «Воробьишко», К. Жуковский «Жаворонок»).

Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по предметной и сюжетной картинкам, рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи».

Художественно — эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация по теме «Весна».

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц, П.И. Чайковский «Песнь жаворонка».

Ход занятия:

Слышен звон колокольчика.

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звон такой? Наверное, кто-то к нам пришел.

Воспитатель достает куклу Петрушку.

Собирайся, народ! К вам Петрушка идёт!

Здравствуйте, малы детушки!

А давайте-ка посидим рядком,

Да поговорим ладком.

О весне-красне, о солнышке ясном,

О птичках певчих.

А вы знаете, что сегодня необычный день – день прилета птиц. В старину люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц и приносят на своих крыльях весну. В народе говорят об этом дне: «Птицы прилетели – весну на крыльях принесли».

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Заждались её и взрослые, и дети, и птицы, и животные.

Одна из первых птиц, возвращающихся к нам из теплых краёв – жаворонок. Народ придумал легенду о происхождении этой птички: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

На Руси 22 марта праздновали праздник «Жаворонки». В русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними по деревне, зазывали в гости настоящих птиц со словами:

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Прилети ты к нам,

Унеси сухой мороз!

Воспитатель: А ещё на Руси с давних пор любили играть и разгадывать загадки. Ну-ка, сейчас посмотрим, умеете ли вы загадки разгадывать.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц… (Март)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

На шесте — дворец,

Во дворце живет певец. (Скворец)

Воспитатель: Ребята, а вы играть любите? Тогда беритесь все за руки, сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Проводится игра «Золотые ворота».

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Воспитатель: Вот вы и узнали о празднике «Жаворонки». Пришла пора прощаться нам с Петрушкой, но мы обязательно еще с ним увидимся. Ведь впереди еще столько много народных праздников, про которые он нам расскажет! А Петрушка для нас кое-что приготовил.

Воспитатель достает сундучок.

Чок, чок, чок! Перед Вами сундучок,

Весь резной и расписной,

Свой секрет скорей открой!

Давайте посмотрим что же в сундучке.

Воспитатель достает соленое тесто.

Воспитатель: Хотите слепить жаворонков? Тогда давайте пройдем в нашу творческую мастерскую. (Дети садятся за столы). Ребята, садитесь удобно, спинки держим ровно. А чтобы дело спорилось, нужно наши руки размять.

Проводится пальчиковая гимнастика.

В небе жаворонок пел, (машут, сложенными крест-накрест ладонями, как крыльями)
Колокольчиком звенел. (пальцы обеих рук собрать щепотью и опустить вниз, покачивают «колокольчиком»).
Порезвился в тишине, (пальцы «скачут» по столу)
Спрятал песенку в траве. (прячут руки под стол)

Воспитатель: Ну, теперь можно и жаворонков лепить. Сначала я вам покажу, а потом вы все сами сделаете.

Воспитатель показывает приём лепки жаворонка.

Раскатываем из теста жгутик. Кладем концы жгутика крест-накрест и завязываем узелок.

Верхний конец – головка жаворонка, пальчиками формируем клюв. А нижний конец – хвостик: расплющиваем его и делаем надрезы стеком. С помощью перца-горошка делаем глазки.

Воспитатель: А теперь будем весну зазывать, жаворонков закликать, чтобы они не заблудилась и прилетели к нам. Давайте возьмём своих жаворонков в ладошки, поднимем высоко-высоко и споем песенку – закличку.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!»

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности).

Составила и провела: учитель – логопед ГБДОУ №18 города Кронштадта Горюнова Наталья Николаевна.

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко-буквенном анализе; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход занятия:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов – Весной . (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины).

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Давайте придумаем красивые слова к солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов и сделать звуковой анализ. Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова» Предлагается 6 картинок, дети берут картинки и выполняют звуковой анализ.

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием ( на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки, лу-жа, кап-ли, тра-ва, де-ре-во).

Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Маше на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.

Каких еще насекомых вы знаете?

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

1. Бабочка летает. 2. Бабочка на цветке. 3. Бабочка высоко летает.

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошечкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Дидактическая игра «На что похоже»

Проводится дидактическая игра.

А еще она похожа на крылья.

Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну.

Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?

А какие последними?

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами разгадать кроссворд (используется компьютер).

Кроссворд

1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему .

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

4. Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут .

5. Стучит тихонечко она,
А всему городу слышна.

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку. Весна рада будет услышать стихи и в вашем исполнении, пожалуйста, кто расскажет?

(Дети рассказывают стихи о весне, на мониторе появляется картинка весенней природы). Спасибо.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспекта РОД в подготовительной к школе группе по речевому развитию. Тема РОД: заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Конспекта РОД в подготовительной к школе группе по речевому развитию.

Тема РОД: заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: создание условий для заучивания детьми стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения;
  • Помогать детям, осваивать выразительные средства языка;
  • Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
  • Помогать правильно, строить сложноподчиненное предложение;
  • Формировать умения быть доброжелательным и корректным собеседником.

Интегрируемые образовательные области

«Познавательное развитие»,

– «Социально – коммуникативное развитие»,

– «Художественно – эстетическое развитие»,

Форма работы с детьми – фронтальная, групповая.

1 часть – вводная

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла!

Воспитатель: А знаете ли вы, что он (сундучок ) волшебный?

Воспитатель: Чтобы его открыть нужно, отгадать загадку. Послушайте.

Загадка (снежинки в сундучке )

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Ответы детей:(Снежинка)

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть , что лежит в сундучке. Что это?

Скажите, пожалуйста, а какой бывает снежинка?

Воспитатель: Представьте, что подул ветер и закружил снежинки и они оказались у нас на одежде давайте сдуем их.

– Вдох носом, выдох через рот.

Кратковременный .

Долгий (губы трубочкой).

Воспитатель: Все слова можно говорить с разной интонацией. Представим, что холодная снежинка упала на лицо и испугала нас. Проговорим слово снежинка испуганно.

Сейчас она упала на руку и растаяла.

Сейчас падает самая красивая снежинка. (удивленно)

Много снежинок падает. (радостно)

Воспитатель: Зима прекрасное время года! Как вы думаете с помощью чего можно рассказать об этом времени года?

Воспитатель: Все верно ребята. Стихотворение можно сочинить или заучить. Как вы думаете, а для чего нужно учить стихотворения?

Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение Ивана Бунина «Первый снег»

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Не забывайте сидеть правильно, спина прямая, ноги вместе.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

2 часть – основная

Какие строки вам понравились больше всего?

Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение Ивана Бунина «Первый снег»?

Воспитатель: Как вы поняли, слово вереницею?

Физкультминутка

Снег

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом) Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. Зима замечательное и красивое время года. Время забав и праздников. – Послушайте, какое чудесное есть стихотворение. А написал его Афанасий Фет «Мама! Глянь-ка из окошка..»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Воспитатель: Как вы думаете, почему кошка мыла мордочку?

Воспитатель: Ребята существует примета: если кошка моет нос, быть гостям. Как вы думаете, почему снег может быть гостем?

Воспитатель: Кому понравилось стихотворение хлопните в ладоши. Скажите, пожалуйста, как называлось стихотворение?

Воспитатель: Назовите автора.

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали при заслушивании стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка…» ?

Воспитатель: Хотелось бы вам выучить это стихотворение?

Воспитатель: Я читаю стихотворение еще раз.

Повторное чтение стихотворения

Не забывайте сидеть правильно.

– Автор Афанасий Фет «Мама! Глянь-ка из окошка.»

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Дети повторяют стихотворение за воспитателем.

3 часть – заключительная

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?

Воспитатель: Расскажите, что нового вы узнали?

Воспитатель: Ребята, вы меня очень порадовали своей работой на занятии. Мне было очень приятно с вами работать, хочу подарить вам снежинки, которые лежат в волшебном сундучке.

Статья Конспект по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения А.Фета “Мама, глянь-ка из окошка. “. Автор: Лариса Владимировна Левченко

Автор: Лариса Владимировна Левченко
Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Автор: Лариса Владимировна Левченко

Конспект занятия по развитию речи в по дготовительной группе

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель : Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

– Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения;

– Помогать детям, осваивать выразительные средства языка;

– Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;

– Помогать правильно, строить сложноподчиненное предложение;

– Формировать умения быть доброжелательным и корректным собеседником.

Материалы: Портрет А.А.Фета , картины с изображением зимних игр, умывающегося кота

Воспитатель: Заканчивается осень, скоро наступит зима. Дети, любите ли вы зиму и за что? (ответы детей)

Назовите слова, связанные с этим временем года.

Игра «Зимние слова»

Мы любим зиму, потому что можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках, лыжах, можно просто гулять по заснеженным улицам.

А у да ва лось ли кому-нибу дь из вас увидеть первый снег? Вы обр адовались этому или огорчились?

Воспитатель рассказывает, что есть много хороших стихотворений, которые так и называются «Первый снег», и читает стихотворение

Иван Мельничук — Первый снег

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

Воспитатель выясняет у детей, какие строчки им запомнились, и повторяет их.

Затем воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Первый снег»:

Утром кот
П ринес на лапах
Первый снег!
Первый снег!

Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Р асстелить
На мостовой,

Он белеет
В доль забора,
Прикорнул
На фонаре,—

Значит,
Скоро,
Очень скоро
Полетят
Салазки
С горок.
Значит,
Можно будет
С нова
Строить
Крепость
Во дворе!

Воспитатель: Но мне больше всего нравится стихотворение Афанасия Фе та «Мама! Глянь-ка из окошка» , читает:

Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
У мывала нос!
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
У мывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
П о ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
В се убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Воспитатель : Я предлага ю запомнить это стихотворение.

– Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? (Ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением кота. Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?

Воспитатель повторяет первые шесть строк стихотворения:

«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному. Попробуем (3–4 отве та)

А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет…» (3 –4 ребенка читают эти строчки)

Воспитатель повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:

Не колючий, светло-синий
П о ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
В се убрал кусты.

Воспитатель: в стихотворении есть незнакомое нам слово – тороватый, (просит детей повторить слово, четко проговаривая его)

Слово “ тороватый ” в стихотворении Афанасия Ф ета «Мама! глянь-ка из окошка…» имеет следующее значение: щедрый, великодушный, не скупой.

Повторить строки 3- 4 раза.

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Воспитатель читает следующие шесть строк:

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Воспитатель просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы. Воспитатель оценивает декламацию.

«А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально.

Воспитатель повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса.

Позже, вне занятий педагог читает стихотворение и просит детей повторить его. Можно читать по строчкам, передавая друг другу «эстафету» или вызвать троих детей для чтения стихотворения по частям.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?

– Расскажите, что нового вы узнали? С каким словом мы познакомились сегодня? Какая примета связана с умыванием кота? Понаблюдайте дома за своим котом, в какую сторону он повернут при умывании, сб удется ли примета?

– Ребята, вы меня очень порадовали своей работой на занятии. Мне было очень приятно с вами работать.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять все, что нужно вам для рисования и изобразить зиму, это чудесное время го да, любимую игру или развлечение, связанное с этим временем года или вы изобразите своего кота?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: