Конспект логопедического занятия во 2 классе на тему: Слово и Слог

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Коровинская Мария
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Тема : Слоговой анализ и синтез слов.

Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.

Предметные:

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Определение места звуков и букв в слогах, словах. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Метапредметные:

Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные:

Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы и методы изучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна

Прозвенел звонок весёлый.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем!

Актуализация знаний.

– Сегодня у нас занятие – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка – догадайтесь! (Звучит песенка Винни-Пуха «Хорошо живёт на свете Винни-Пух»).

-Догадались, как называется эта сказка?

Назовите главных героев этой сказки (Винни-Пух,Пятачок, Кролик,Сова, Ослик)

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.

Постановка цели и задачи урока

Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая, а в этом нам помогут Винни-Пух и его друзья.

Работа по теме урока

Отгадайте, какую картину нарисовал нам Винни-Пух?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву; О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

– Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

Задание «Найди первый слог»

-Прочитайте названия овощей.

-Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, КАПУСТА

Игра «Живые слова».

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. (Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой! (Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

Игра «Хлопни».

Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора

– Прежде, чем работать дальше, давайте немного отдохнём

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

Работа по теме урока

Игра «Цепочка слогов».

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.

(Слова составляем устно).

ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:

Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т. д.

Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик. А для этого нам необходимо выполнить задания

-Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

Итоги урока

Тест – контрольное задание.

Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –

1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.

2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

3. Слог обязательно содержит гласную букву.

4. Слог не бывает без согласных букв.

5. Слог может состоять из одной буквы.

6. В слове ДОМ 3 слога.

7. В слове ПАРК 1 слог.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке

У вас нас столе лежат карточки трёх цветов —

-Возьмите зелёный лепесток, если вы считаете, что вы активно участвовали в уроке.

– -Если вы были мало активны, но урок вам понравился возьмите желтый

– Если вы ничего не поняли и вам было неинтересно возьмите красный

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: “Слоговой анализ и синтез слов” Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление» Тема: «Словосочетание» Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов» Развитие фонетического анализа и синтеза Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

Слоговой анализ и синтез слов

Методическая разработка направлена на закрепление практического умения учащихся дифференцировать слово и слог. В конспекте представлены основные виды заданий по формированию слогового анализа и синтеза. Здоровьесберегающие технологии, используемые в данном конспекте, направлены на коррекцию общей и мелкой моторики, памяти и внимания, что в совокупности, вместе со слоговым анализом и синтезом, могут помочь в устранении дисграфических ошибок у учащихся 2 класса.

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2 класса общеобразовательной школы

с диагнозом «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»

Читайте также:
Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

(с использованием здоровьесбергающих технологий)

Тема: Слово и слог

  1. Дать понятие «слога»;
  2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»
  1. Научить учащихся делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове;
  2. обучить слоговому анализу и синтезу слов;
  3. развить фонематические процессы, внимание и память
  4. воспитать языковую наблюдательность, любовь к родному языку
  • картинки с изображением Фили и Тотоши, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, грецкие орехи, прищепки.

Ход занятия:

I.​ Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Сейчас сядет тот, кто назовет свое имя по слогам, отхлопав их количество. (Дети по очереди выполняют задание)

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Логопед: Сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук (элементы биоэнергопластики).

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик — так, тик — так).

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

II. Повторение пройденного материала.

Логопед: Из чего состоит текст?

Дети: Из предложений.

Логопед: Из чего состоит предложение?

III. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ.

Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1.

Логопед называет слова, дети считают слоги названными способами : БУРЯ, НЕБО, СОРОКА, ВОРОНА, ГУСЕНИЦА, КАТЯ, ВИТЯ, МАША, ДОМА, КАТЮША…

Задание 2.

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …
(вода)

Хвост пушистый – краса
И зовут ее …
(лиса)

Сапожник, сапожник!
Скорей помоги!
Совсем прохудились мои…
(сапоги)

Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна…
(лопата)

Вывешиваются картинки с изображением сказочных героев.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои – Филя и Тотоша.

Задание 3.

Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, названия которых состоят из 2 слогов и из 3 слогов. Как вы думаете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?

Дети: Имя ФИЛЯ состоит из 2 слогов – ему картинки в названиях, которых 2 слога, а ТОТОШЕ – картинки, где слова с 3-мя слогами.

Логопед демонстрирует картинки, а ученики прикрепляют их под изображениями ФИЛИ и ТОТОШИ, объясняя свой выбор (ГРУША, МЫЛО, ЛОПАТА, КУРИЦА, СОБАКА, МАШИНА, РАДУГА, ВАЗА, ПИЛА,ЛЫЖИ)

Физкультминутка.

Логопед: Осенняя пора, как известно, время сбора урожая. Давайте и мы с вами соберем сладких яблок.

Исходное положение – стоя.

Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох.

Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле.

Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения.

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. Дифференциация слова и слога.

Логопед вывешивает звук «ли».

– Ребята, что здесь написано?

– Есть ли смысл в слоге «ли»?

Аналогично разбираются слоги «мо», «ны»

Логопед:Что получится, если мы соединим эти слоги?

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово имеет определенный смысл.

Задание 4.

Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками. Найдите слоги на торте, который нам принесли Филя и Тотоша. Устно дополним слог до слова, чтобы появился смысл..

Задание 5.

Составление новых слов по первым слогам записанных слов (работа по карточкам).

ДОМА
РОЩА
ГАЗЕТА

БЕРЕГ
РЁВА
ЗАМОК

БУРЯ
МАЛИНА
ГАРАЖ

Запись полученных слов в тетрадь по слогам.

Пальчиковая гимнастика с элементами массажа (с грецкими орехами).

– Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

-Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

-Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

-Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

– Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

– Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

– Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает

3. Работа со схемами слов.

Логопед: вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся

работать со схемами слов. У каждого из вас набор полосок.

Длинная полоска обозначает слово, а короткая часть слова — слог.

Логопед вывешивает картинку с изображением вазы, остальные работают на месте.

Логопед: Сколько слогов в слове «ВАЗА»?

Дети: В слове «ВАЗА» 2 слога.

Логопед: Сколько коротких полосок надо положить?

Дети: Надо выложить 2 короткие полоски.

Аналогичная работа проводиться с другими словами: МУХА, СОБАКА, КУКУРУЗА. Учащиеся по очереди меняются у доски.

Пальчиковая гимнастика (с использованием прищепок)

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

4. Работа с деформированными словами. Составление схем предложений.

Задание 6.

Найдите лишнюю букву в словах.

ЛИРСТ, ДОТЖДИ, ЖЕКЛТЫЙ, ЛИСТОНПАД, ЮТГ, ДЕНРЕВЬЯ, ПКТИЦЫ, ЗОРЛОТАЯ

Логопед: — Назовите слова, состоящие из1слога, 2 слогов.

– Почему в них только 1,2 слога?

– В какое время года мы встречаемся с этими словами ?

Придумайте предложения из этих слов. Составьте схемы этих предложений.

Дети: Птицы летят на юг.
│________ _________ _______ ________ .
_ _ _ _ _ _ .

IV.​ Итог занятия.

– Давайте повторим, как называются части слова.

– Как узнать сколько в слове слогов?

– Чем слог отличается от слова?

Спасибо! До следующего занятия!

Список используемой литературы:

1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М.,2001.

2. Ковалько, В.И. Школа физминуток / В.И. Ковалько. – М.,2005

3. Корнев, А.И. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.,1997

4. Кольцова М.М. Двитгательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Ковалько – М., 1973

5. Лапаева, И.С. Логопедия Речь. Ритм. Движение / И.С.Лапаева. – СПб, 2004

6. Мещерякова, Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы / Н.П. Мещерекова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Читайте также:
Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

фронтального логопедического занятия во 2 классе на тему: “Слоговой анализ и синтез слов ”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект логопедического занятия для 2 класса

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_slogovoy_analiz_i_sintez.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

фронтального логопедического занятия

на тему: “Слоговой анализ и синтез слов “

Учитель-логопед: Копылова Нина Павловна

1. Учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове.

2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов I и II класса, дать понятие о слогообразующей роли гласных.

3 . Учить детей составлять схемы слов.

4 . Учить составлять предложения из заданных слов.

5 .Развивать познавательную деятельность учащихся за счет расширения активного и пассивного словаря.

6 . Развивать монологическую речь

7 . Развивать фонематическое восприятие и память.

8 .Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление.

9. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

10 . Формировать навыки правильного чтения и письма.

11 . Предупреждать общую и функциональную неграмотность.

12. Воспитывать интерес к занятию, умение использовать полученные знания на уроках.

II. Повторение пройденного материала

III.Сообщение темы занятия.

1)Дидактическая игра «Кто где живет?»

2)Работа со схемами слов

3)Работа в тетрадях со схемами слов

4)Работа у доски

5)Дидактическая игра «Магазин игрушек»

VI. Итог занятия .

Сядет тот, кто назовет любое слово.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

– Правильно, из предложений.

– А из чего состоит предложение?

– Из чего состоит слово?

– Правильно, из слогов.

На прошлом занятии мы с вами учились делить слова на слоги, какие же способы деления слов на слоги вы знаете?

Сегодня на нашем занятии мы также будем работать со словами: делить слова на слоги, группировать слова по количеству слогов, составлять с ними предложения.

Вывешивается наборное полотно на нем слоги МОН, ЛИ, НО, КИ, ХАЛ, ВА.

(Дети читают слоги хором.)

Что за ЛИ? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут «лимон» –

Сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе не известно!

А как скажут «кино»-

Сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка.

А как скажут «халва»-

Сразу станет сладко-сладко!

– Ребята, какой вывод можно сделать, прослушав это стихотворение?

(Предположительные ответы детей)

– Правильно, все слова состоят из слогов и по одному слогу мы не можем понять, что это за слово. Слова могу состоять из одного, двух, трех и более слогов.

– Дети, посмотрите вот на доске три домика, в которых живут животные. В домик с одним окошком мы поселим животное, в названии которого только 1 звук, в домике с двумя окошками мы

поселим животное, в названии которого 2 звука. В третьем домике будут жить животные, в названии которых 3 звука.

– Вы научились делить слова на слоги, а теперь будем работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова – слог.

– Сколько слов в слове Ваза?

– Сколько коротких полосок надо положить?

– А теперь, представьте, что нашу вазу мы наполним цветами.

(Аналогичная работа проводится со словами роза, ромашка, пион, лилия, тюльпан.)

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес:

Слева елка стоит,

Справа березка на нас глядит,

Снежинки в небе кружатся,

как красивы они!

В лесу тишина и покой, а нам пора уже домой!

На доске вывешиваются схемы

______ _________ _________

____ ___ ___ __ __ __

и слова для справок: пила, курица, бобы, перо, таз, робот, лиса, телефон, слон, тигр.

-А теперь, ребята, следующее задание: к этим схемам вы должны подобрать слова и составить схемы этих слов в тетрадях.

Задание: сопоставить в этих словах количество гласных с количеством слогов и сделать вывод о слогообразующей роли гласных: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

– Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске, и выполните следующие задания:

а) записать слова, составленные из данных слогов:

а) записать слова, составленные из данных слогов;

б) составить схемы слов;

в) составить предложения с данными словами.

(Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадях.)

– Дети, давайте закрепим умение делить слова на слоги и поиграем в игру

Задание: купить игрушку, в названии которой 1, 2, или 3 слога.

(Индивидуальные ответы детей).

– Давайте вспомним, как называются части слов?

-Как узнать, сколько в слове слогов?

– Какую роль играют гласные при делении слов на слоги?

– Чем слог отличается от слова?

– Какие игры и задания вам больше всего понравились и запомнились?

– Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали на уроке.

Логопедическое занятие по теме “Слоговой анализ и синтез слов” (2-й класс)

Класс: 2

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

  • закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
  • закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;
  • активизация словарного запаса учащихся;
  • развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия.

Оборудование: магнитная доска, карточки со слогами и деформированными словами, предметные картинки.

1. Оргмомент

Учитель-логопед приветствует детей и предлагает сесть тем, в чьём полном имени 2 слога (дети садятся); 3 слога; 4 слога.

2. Сообщение темы занятия

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Это слоги. Они приготовили нам свои вопросы и задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите по одной карточке со слогом, а когда выполните все задания, сможете составить из них пароль.

3. Викторина «Слог и слово»

– Ответьте на вопросы:

  • В одном слоге – один звук. Какой он – гласный или согласный?
  • В слове два звука. Сколько в нём может быть слогов?
  • В слове есть согласные и один гласный. Сколько в нём слогов?
  • Какое слово длиннее: карандаш или карандашик?
  • В слове кот – 3 звука, и в слове мяу – 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Почему?

4. Игра «Собери слова из слогов»

На доску прикрепляются карточки с деформированными словами.

– Переставьте слоги так, чтобы получилось слово:

КА-НЕЙ-ЛИ РИ-КУ-ЦА МИН-ВИ-ТА НИ-ПЯТ-ЦА
ЧИК-НЕ-КУЗ ТА-НУ-МИ КЕ-РА-ТА БОЧ-КА-БА

Угаданные слова записываются в тетрадь, ставится ударение.

5. Упражнение «Вставь недостающий слог»

Детям предлагаются таблички со словами, в которых пропущен один слог ЛО или КА.

– Угадайте пропущенный слог и запишите угаданные слова в 2 столбика.

ВО-__-СЫ ПО-__-ЖУ ЗО-__-ТОЙ СОБА-__
МО-__-КО МУЗЫ-__ ВЕСЕ-__ МО-__-ДОЙ
ИЗБУШ-__ СОРО-__

После записи слов проводится проверка.

– В какое слово можно вставить и ЛО, и КА? (ПО-__-ЖУ)

6. Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: аист, колбаса, лимон, медведь, кастрюля, самолёт, апельсин, огурец, лошадь, робот. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

7. Графический диктант

Коварный Буквоежка очень любит согласные. Ваша задача – спрятать согласные от Буквоежки, записать слова, используя только гласные и поставить ударения. Например, корова – _ о _ о _ а .

Предъявляются картинки: ботинки, автобус, кубики, пирамидка, бабочка, телефон. После выполнения задания – проверка.

– Вспомните, какое слово мы записали первым? Вторым? И т.д.

8. Игра «Найди лишний слог»

– Слоги решили похулиганить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

Детям предъявляются таблички:

САМОХАР ПЕРАЧЕНЬЕ
ВАСУРЕНЬЕ КАРЫКАО
ПИНОРОЖКИ ГРУКРЫШИ
СУГРОХАРИ КОНРАФЕТЫ

(Сахар, варенье, пирожки, сухари, печенье, какао, груши, конфеты)
Что общего во всех этих словах? (Это продукты).

9. Итог занятия

После выполнения всех заданий детьми собраны таблички со слогами: РЕ, БЯ, ТА, МО, ЛОД, ЦЫ (не по порядку).

– Давайте узнаем, что же хотели сообщить нам слоги в своём послании. Расставьте слоги так, чтобы получилась правильная запись.

Задание выполняется, записывается в тетрадь.

– Слоги довольны вашей работой и надеются, что вы всегда будете с ними дружить. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что особенно запомнилось?

Конспект логопедического занятия. Тема “Слоги”. 2 класс.

Предмет: Логопедия
Категория материала: Конспекты
Класс: 2 класс
Автор: Горелова Варвара Ивановна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 43.50 Kb

Подгрупповое логопедическое занятие

Цели и задачи. Развивать умение детей выполнять слоговой анализ и синтез.

Обогащать словарный запас детей по темам «Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Ягоды».

Оборудование: презентация к уроку в программе PowerPoint, диктофон.

Тип занятия: отработка универсальных учебных действий.

Введение в занятие. Давайте представимся.

Называйте своё имя, деля ёго на слоги.

Введение в основную часть. Слайд 2:

МЫ попали с вами на сказочную поляну.

Вот по ней шагает сказочный солдат. Какой первый звук стоит в слове СОЛДАТ? Запомните эту букву.

Из-за дерева ласточка взмыла вверх. Какой первый звук стоит в слове ЛАСТОЧКА? Запоминайте.

Из леса вышел олень – золотые рога. Какой первый звук стоит в слове ОЛЕНЬ? Продолжайте запоминать буквы.

В небе быстро мчаться Гуси – лебеди. Какой первый звук в слове ГУСИ?

А вот на гору поднялся Иван- Царевич. Какой звук начинает его имя?

Назовите буквы по порядку С, Л, О, Г.

Наша тема СЛАЙД 2 «Слоги».

Сегодня вы будете продолжать учиться делить слова на слоги. Определять гласные звуки и буквы, считать количество слогов.

Вспомните правило, послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос. Сколько всего гласных букв. СЛАЙД 3

ВЫВОД: В слове столько слогов, сколько гласных.

Основная часть Сегодня в гости к вам придёт ещё одна сказочная героиня. Откроем волшебную шкатулку и узнаем её имя. СЛАЙД 4. Прочитайте. Правильно написаны слоги? Так кто к нам пришёл? Верно! СЛАЙД 5.

Назовите гласные буквы этого

слова и определите количество слогов О.У, А – значит в этом

Золушка обращается к вам с просьбой:

Здравствуйте, ребята! Я очень хочу попасть на бал, но попасть туда можно только после того, как вы поможете мне выполнить все задания, которые дала мне МАЧЕХА. Для Вас у меня есть сюрприз! Узнаете о нём в конце занятия.

Практическая часть. Давайте начнём ей помогать.

Вы попали на волшебную поляну.

Нужно собрать ягоды. СЛАЙД 6.

Назовите их и прочитайте названия.

Какие гласные в слове МАЛИНА?

Сколько будет слогов? Проверим?

Смотрим СЛАЙД 7. И т. д. с др. словами.

Самостоятельная работа Запишите слова в тетрадь, где два слога.

в тетрадях. СЛАЙД 8 (клюк-ва).

Практическое задание. Золушка приглашает вас в волшебный

фруктовый сад. Нужно назвать фрукты,

слова разделите на слоги. СЛАЙД 9.

Алёша записывает слово МАН-ДА-РИН,

разделяя его на слоги.

Серёжа записывает слово ЯБ-ЛО-КО и то

же разделяет его на слоги.

Данила записывает слово ГРУ-ША, делит

Подчеркните гласные буквы в каждом

Вспомните правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Золушка предлагает вам поиграть в игру «Я скажу, а ты покажешь!»

Звучат слова Золушки по … . Дети выполняют движения:

Золушке все помогают, Ей грибочки собирают.

Быстро, ловко все стирают, Пол ей моют и метут.

Овощи все режут дружно. Ей обед готовить нужно.

Золушке все помогли, как сумели, как смогли.

Практическая работа. Наш путь продолжается. Перед нами

грибная поляна. СЛАЙД 11. Назовите

грибы, какой гриб вам не известен?

Посмотрите на него внимательно: какой

он? – сморщенный. Поэтому его

Слайд 12. Подберите слоговую схему для слов.

задание от Золушки.

Запись диктофона: Осталось пройти только этот лес.

Пожалуйста, помогите мне выполнить

последнее задание. СЛАЙД 13.

Ребята, назовите деревья. Разделите

Определите количество слогов.

Запишите слова в тетрадь, в которых

один слог и их нельзя перенести.

На следующем занятии мы будем

учиться делить слова на слоги для

переноса с одной строки на другую.

14. Вот вы и помогли Золушке добрать до своих сказочных друзей. Угадайте, с кем она поедет на бал? У одной женщины появилась девочка с дюйм ростом. Как её назвали? Дюймовочка. Подберите карету для неё. Разделите слово по слогам.

Заколдовала Снежная королева мальчика по имени … . Его расколдовала сестра по имени… . Найдите для них карету. Сколько слогов в слове Кай? Сколько слогов в слове Герда?

Как зовут девочку, которой вы помогали? Сколько слогов в этом слове? Найдите её карету. Слайд 14

Посмотрите на картинку! Золушка попала в сказочный замок на бал. СЛАЙД 15. Помогая ей, расскажите, чему вы научились?

Золушка для Вас прислала сюрприз – открытка с приглашением и пожеланием. Читайте! СЛАЙД 16.

Мы вам тоже желаем удачи. Со всеми заданиями вы справились великолепно!

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Автор: Северин Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Гостищевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Описание. Данный конспект урока предназначен для учителей начальной школы, 2 класс. Данный урок можно использовать не только на уроках, но и на логопедических занятиях в начальной школе. Разнообразные виды и формы работы, которые присутствуют в данной работе способствуют интересной и активной работе младших школьников.

Тема: Составление слов из слогов.

Тип урока: урок – соревнование.

Цель:

– формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, деления одно, двух, трех сложных слов на слоги;

– развитие слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических навыков, техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики;

– воспитание нравственных качеств, эстетических качеств, интереса к занятиям.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мяч, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Орг. момент:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. Сегодня мы с вами будем играть. Во – первых, мы разделились на две команды. Давайте, мы представимся.

Первая команда называется «Знатоки», а вторая «Всезнайки». Встает первая команда и говорит свой девиз.

Девиз команды «Знатоки»:

Ходим мы везде и смело,

Знатоки не боятся дела.

Девиз команды «Всезнайки»:

«Мы, конечно, не с луны,

Но Всезнайки впереди!».

2) Приветствие капитанов команд.

II. Основная часть занятия

1. Разминка

– Я каждой команде задаю вопросы. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

✓ Из чего состоит слово?

✓ Что растёт на яблоне?

✓ Сколько в слове может быть букв?

✓ Кто живет в реке?

✓ Сколько в слове может быть слогов?

✓ Что делает дятел?

✓ Как узнать количество слогов слове?

✓ Кто живет в лесу?

✓ Чем отличается слог от слова?

! Вывод: повторить правило выявления слогов в слове.

2. Развитие внимания, зрительного восприятия.

– Вы должны записать слова под диктовку на листы и разделить их на слоги.

Слова: собака, заяц, ёжики, дятел, книга, улитка, котёнок, радуга, солнце.

! Проверка: назовите мне слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх, из четырёх.

3. Работа в группах.

– У вас на столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый слог слова. Вы должны дописать слова, чтобы получилось новое слово. К каждому слогу записать по два слова.

«Знатоки»: МА, РЕ, КО, ШИ.

«Всезнайки»: ВЕ, СО, ПА, РУ.

! Проверка: каждая команда зачитывает свои слова.

4. Физкультминутка

«На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям Физкультпривет!»

5. Конкурс капитанов.

– Капитаны команд выходят к доске и выполняют задания на закрытых досках.

Разгадайте анаграмму. Найдите, какое слово спряталось.

4 6 3 7 1 5 2 6 3 5 8 1 4 2 7 7 4 1 5 8 6 3 2

т е р т п р о е р с ь к у а л а т л о д п с и

4 1 8 7 5 3 6 2 5 1 4 6 3 2 3 6 4 1 9 2 7 5 8

А б о н т р и у к с ч а е в л и е т р е з в о

– А пока наши капитаны разгадывают слова.

6. Работа у доски.

На доске написаны слова, вы должны вставить потерянную букву.

Потерялась буква О

Потерялась буква И

7 . Работа со слогами.

– На доске вы видите много осколков. Это осколочный рисунок клумбы. Вы должны составить слова из слогов, и клумба вновь засияет красотой. Кто быстрее составит слова, тот поднимает руки.

У детей карточки со слогами:

– Назовите одним словом. (цветы). Молодцы! Посмотрите, какая красивая клумба у нас появилась!

– Сосчитайте, сколько гвоздик на клумбе? Сколько васильков? Сколько ромашек?

– Каких цветов больше всего?

– Каких цветов меньше всего?

(Дети дают полные ответы с употреблением формы множественного числа существительных в родительном падеже).

8. Работа в парах.

«Расколдуем чудесный сад» (осколочный рисунок сада в черно-белых тонах)

– У вас на столе есть карточки со слогами. Переставьте слоги так, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова и разделите их на слоги.

– Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды).

– Мы расколдовали сад.

– Какой это сад? (прекрасный, чудесный).

– Какой сок получится их этих плодов?

Образование относительных прилагательных:

абрикос – абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый; виноград – виноградный; яблоня – яблочный.

– Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить запах).

– Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе? (аромат).

Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.

– Сколько слогов в слове аромат? (3) Давайте вспомним правило об этом.

Сколько в слове гласных-

Столько и слогов.

Это знает каждый

9. Пальчиковая разминка

«Этот пальчик в лес пошел…»

10. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. (Работа в группах).

Работаем у доски. Доска поделена на две части. Для каждой команды у

доски лежат конверты. Ребенок от каждой команды подбегает, берет

конверт под №1, открывает его и составляет слово из слогов. Затем пишет его на доске. Главное сделать все правильно и быстро.

✓ У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ ГА ЗИН МА (улитка, конфета, книга, магазин).

✓ ТЕР ВЕР РО ВО НА КО ШО ЛАД У ЦА ЛИ (улица, ветер, шоколад, ворона).

! Проверка. После всех составленных слов, мы проверяем. Читаем слово на доске и на экране появляется слово. Если слова одинаковые, значит задание выполнено, верно.

11. Работа с предложением.

– Я читаю предложение, вы должны дописать одно слово. Слово выписываете на листик, затем пишите сколько в слове слогов.

Медведь осенью засыпает, а весной … .

Берёзка от ветра наклонилась, а затем … .

Мокрое бельё развешивают, а сухое … .

Вечером солнце заходит, а утром … .

Старую мебель надо вынести, а новую … .

Мальчик рукавичку уронил, а потом … .

Птицы осенью улетают, а весной … .

Весна уходит, а лето … .

Старые дома сносят, а новые … .

Пчела в улей влетела, а затем … .

Дождь травку намочил, а солнышко …

III. Итог занятия

1. Игра со слогами

– Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.

Лупа + мина = луна

Чайник + щука = чайка

Коза + конфета = кофе

Зина + мама = зима

Жаба + кора = жара

Метель + пушок = мешок

Котёнок + роса = коса

Ворона + мода = вода

Папа + макет = пакет

IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

– Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Давайте мы с вами подсчитаем количество фишек команд и подведем итоги нашего соревнования.

– А пока я подсчитываю ваши правильные ответы. Вы должны приклеить красные шарики к веселому мишке, который на доске. Или синие шарики к грустному мишке.

Конспект логопедического занятия для 2 класса Карпенкова Ксения Николаевна учитель логопед

lit.na5bal.ru > Документы > Конспект
Конспект логопедического занятия для 2 класса

Карпенкова Ксения Николаевна учитель – логопед

Образовательные:

– Закреплять умение правильно выстраивать звуковую цепочку слова.

– Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

– Активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков.

Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Весна».

– Развивать умение правописания безударной гласной в корне слова.

– Упражнять в подборе родственных слов.

– Закреплять навык правильной постановки ударения.

– Упражнять в соотнесение слов с ритмическими схемами.

– Упражнять в чтения деформированного предложения.

– Развивать анализ структуры предложения.

Развивающие:

– Развивать логическое мышление.

– Развивать фонематическое восприятие.

– Развивать слухоречевое внимание и память.

– Развивать зрительно – пространственную ориентировку, память, представления.

– Способствовать развитию координации речи с движением.

– Развивать навык самоконтроля.

– Повышать мотивацию в работе над исправлением нарушений письменной речи.

Воспитательные:

– Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

– Воспитывать усидчивость и аккуратность.

– Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Оздоровительные:

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

– Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

– Содействовать правильному физическому развитию.

– Учить приёмам самомассажа, которые играют важную роль в нормализации мышечного тонуса и развитии речевой функции.

– осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры;

– осуществлять соотнесение слов с ритмическими схемами;

– уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Тихо сели, спинки прямо!

Группа наша хоть куда,

Начнем занятие, друзья.

Пожалуйста, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Л.: Мне сегодня для вас передали конверты и сказали, что в них есть сюрприз. Давайте узнаем, что же в них? (На партах у детей красные конверты, которые они открывают)

Л.: Но что это? В нем еще конверт, зелёного цвета! А на конверте … какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите это руки, наверно это задание – мы с вами должны выполнить упражнения, после которых будем лучше видеть, слышать, запоминать и размышлять.

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Сильно палочку покрутим –

Кто из вас поздоровее?

Все вы братцы, молодцы,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

Крутим, вертим, продвигаем.

Л.: Оказывается, ребята, чтобы добраться до сюрприза, надо выполнить все задания. Итак, перед тем, как открыть зелёные конверты, повторим то, что вы уже знаете.

(Детям раздаётся палитра, подносы и поочерёдно смесь для лепки синего, зелёного и красного цвета. Предлагается из каждого цвета слепить по пять комочков.)

Л.: Как вы думаете, почему я вам раздала именно эти цвета, с чем мы будем работать сегодня на занятии?

Ученики: Мы будем работать со звуками, синий цвет – это согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий, красный – гласный.

Л.: Правильно. Ребята, чем звуки отличаются от букв?

У.: Звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем, видим и читаем.

Л.: Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласных звуков?

У.: Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Л.: Какие буквы на письме обозначают мягкость согласных звуков?

У.: Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Л.: Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Л.: Всегда мягкие?

Л.: Какие гласные буквы обозначают два звука?

Буква Е обозначает звуки [й] [э].

Буква Ё обозначает звуки [й] [о].

Буква Ю обозначает звуки [й] [у].

Буква Я обозначает звуки [й] [а].

Л.: Когда они обозначают два звука?

У.: Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда: стоят в начале слова, после гласной или после Ь или Ъ знака.

III. Организация познавательной деятельности обучающихся:

Л.: Молодцы. Открываем зелёные конверты. У каждого из вас на голубом конверте есть загадка, отгадку которой вам надо выложить с помощью тех комков, которые вы сделали. Не забудьте, что мы работаем со звуками.

  1. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель –

Тараторит сам с собой

И в густой траве зелёной

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

В этот месяц все теплей,

Затем проходит взаимопроверка.

Л.: Теперь запишите все эти слова к себе в тетрадь. Рядом с ними запишите из скольких звуков, букв и слогов состоит каждое слово, поставьте ударение.

Дети выполняют задание и по очереди выходят к доске.

Л.: Чем связаны эти слова между собой, что у них общего?

У.: Все эти слова относятся к весне.

Л.: Правильно, сегодня мы будем говорить о весне «Весна».

На доску вывешивается картина весны.

Л.: Подберите родственные слова к слову весна. (При необходимости вспомнить, что такое родственные слова. Родственные слова – слова – «родственники», они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.)

Дети подбирают однокоренные слова к слову весна и записывают в тетрадь.

Весна весенний, веснянка, веснушка, вёсны.

Предлагается определить орфограмму, выделить корень в словах и выбрать из всех слов проверочное.

Л.: Веснянка старинная обрядовая восточнославянская песня, воспевающая приход весны.

Л.: Я буду задавать вопросы, отвечать нужно по одному, не перебивая друг друга.

  • Какая бывает весна? (буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, долгожданная, дружная, поздняя, веселая, ранняя, робкая, тёплая…)
  • Назовите характерные признаки весны? (день длиннее, а ночь короче; небо весной голубое, ясное; ярче светит солнце, греет сильнее; снег темнеет, оседает и тает; на проталинах появляются первые цветы; на реках тает и трескается лед; начинается ледоход; на деревьях набухают почки; из дальних стран прилетают первые перелетные птицы)
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
  • Чем занимаются дачники весной? (перекапывают землю, высаживают рассаду, сеют семена, подрезают деревья и кустарники, удобряют землю)
  • Как изменилась одежда людей? (люди одели более легкую одежду, весеннюю)
  • Как называются птицы, которые прилетают весной к нам из теплых стран? (перелетные)
  • Какие птицы первыми прилетают весной? (грачи)
  • Назовите первые весенние цветы? (подснежник, ветриница, мать-и-мачеха, одуванчик, ландыш) Как они называются? – первоцветы.

Л.: Молодцы. Открываем голубые конверты. У каждого из вас на жёлтых конвертах есть ребус, вам надо его разгадать и выложить ответ с помощью тех комков, которые вы сделали. Не забудьте, что мы работаем со звуками.

5.Капель 2.Зелень
3.Скворец 4.Ландыш

Дети выкладывают звуковой состав слова-отгадки цветными шариками. И затем проходит взаимопроверка. В это время, на доске вывешивается кроссворд, и дети согласно своим карточкам его заполняют.

Л.: Посмотрите на все эти слова из скольких слогов они состоят?

У.: Все слова состоят из двух слогов.

Л.: А как вы это узнали?

У.: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • Физкультминутка«Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П.Чайковский «Времена года. Апрель»).

Л.: Ребята, давайте выйдем на весеннюю улицу.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания плеч)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Л.: Разделите страницу тетради на два столбика. Зашифруйте названия столбиков ритмическими схемами данных слов.

Детям объясняется, что ударная гласная на схему будет обозначаться – Х, а безударная – х. Дети распределяют слова по столбикам.

Хх хХ
верба, зелень, ландыш, верба скворец, капель

Л.: Молодцы. Открываем жёлтые конверты. У каждого из вас на оранжевых конвертах изображено ухо, это значит, что я буду называть слова, а вам нужно внимательно слушать и определять, сколько звуков в слове, а затем поднять карточку с нужной цифрой (ледоход, листок, капель, снег, солнышко, подснежник).

Дети поднимают правильную карточку.

Л.: Молодцы, справились. Кто же был самым внимательным и услышал лишнее слово?

У.: Лишнее слово снег, потому что оно относится к зиме.

Л.: Правильно. Открываем оранжевые конверты. На розовых конвертах написана пословица о весне, но чтобы её прочесть, вам надо расставить пробелы там, где это необходимо и вставьте пропущенные буквы.

Ждиб_дыот в_сенней б_льшой в_ды.

Дети выполняют задание.

Л.: Что получили?

У.: Жди беды от весенней большой воды ( Детям раздаётся кинетический песок и стеки).

Л.: Как вы понимаете эту пословицу?

Л.: Давайте теперь с помощью песка выложим схему этого предложения, обозначив большую букву в начале предложения и нужный знак препинания в конце.

Дети определяют количество слов в предложении и разрезают схему на нужное количество частей.

Л.: Сколько слов в предложении? Запишите предложение в тетрадь и зарисуйте схему предложения.

Дети выполняют задание.

  1. Итог занятия:

Л.: Молодцы. О чём мы говорили на занятии?

У.: На занятии мы говорили о весне.

Л.: Какие бывают звуки? Как посчитать слоги? Чем больше всего вам понравилось сегодня заниматься?

  • Рефлексия:

Л.: Правильно, всё вспомнили. Оцените свои ощущения от нашего занятия, выберите картинку и вложите её в тетрадь:

  • Если вам было очень трудно, вы многое не поняли и вам сложно различать звуки – выберите облако.
  • Если трудности были, но вы смогли с ними справиться, сумели разобраться с непонятными заданиями, вам было интересно – выберите звёздочку.
  • Если вам было всё понятно, вам было легко и интересно выполнять задания – выберите солнышко и пусть оно освещает путь к новым знаниям.

Л.: Вы очень хорошо занимались, справились со всеми заданиями и можете открыть последний розовый конверт, вас ждёт там сюрприз.

Л.: До свидания.

Анализ результатов, вывод.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д : Феникс, 2011.
  2. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  4. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
  5. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  6. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: