Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: Приключения звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш»

Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на дошкольном логопункте.

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш».

  1. Закрепление и дифференциация моторных образов звуков С и Ш.
  2. Дифференциация слуховых образов звуков С и Ш.
  3. Формировать навыки слухового анализа.
  4. Закрепление звуков в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи.
  1. Продолжать развивать зрительную память и восприятие.
  2. Работать над продолжительностью речевого выдоха и дифференциацией речевого и носового выдоха.
  3. Развивать артикуляторную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.
  4. Работать над развитием фонематического слуха.
  5. Развивать общую моторику посредством физкультминутки.
  1. Воспитывать желание заниматься и произносить звуки правильно.
  2. Воспитывать активность на занятии, общительность и внимательность.
  • альбом «Сказка о Веселом язычке»;
  • картина «Замок гласных звуков»;
  • картина «Страна чудес»;
  • предметные картинки на изучаемые звуки;
  • звукознайкин;
  • конверт со стихами;
  • буквы на листках;
  • фланелеграф.
  • индивидуальные зеркала по количеству детей;
  • фишки;
  • ватные шарики на ниточках;
  • индивидуальные предметные картинки на изучаемые звуки.

Ход занятия.

1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», «У оленя дом большой».

II. Артикуляторная гимнастика. Сказка о Веселом Язычке» (перед зеркалом, индивидуально).

  • «Лопаточка» (для звука С);
  • «Улыбочка и трубочка» (для губ);
  • «Чищу зубы» (для звука С);
  • «Вкусное варенье» (для звука Ш).

2. Развитие речевого выдоха: дуть на ватный шарик, подвешенный к палочке игра «Веселые качели».

III. Сообщение темы занятий.

– Как шумела листва от теплого ветра? (ш-ш-ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с).

– Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

IV. Сравнение звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

– Когда мы произносим звук С, где находится кончик языка (за нижними зубами), какой язычок? (широкий), губы? (губы в улыбке), зубы сближены.

Артикуляция звука Ш:

  • язык широкий;
  • кончик языка за верхним резцами;
  • губы округлены слегка;
  • зубы сближены, расстояние 2-3 мм;

При произнесении звука С, воздушная струя холодная, а при Ш – теплая (проверяем тыльной стороной руки)

V. Произношение звуков С и Ш в слогах.

– Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному замку. Какие в нем живут звуки?.(гласные ). Какие мы знаем гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э). Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звукам. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (слог СА) (аналогичные задания проводятся и с другими звуками).

– Гласный звук О подружился вначале со звуком С, а затем – со звуком Ш, и получились слоги … (со, шо). Познакомились слоги: са – ша, су – шу, со – шо. Потом решили поговорить друг с другом:

  • са-са, ша-ша – удивленно с оживлением;
  • су-су! шу-шу! – с восхищением;
  • со-со-со, шо-шо-шо – грустно.

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

VI. Произношение звуков С и Ш в словах.

– Пошли звуки. С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас назвать его слова.

Дети называют слова со звуком Ш. Потом называют слова со звуком С.

Задание усложняется: дети должны найти по заданной позиции звука в их названии.

VII. Деление слов на части (слоги).

– Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Превращаемся в деревья. Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), дети качаются, руки изображают ветки. Подул холодный ветерок (с-с-с-с), деревья качаются потише.

IX. Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Словотворчество детей.

– Захотелось звукам поселиться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ:

  • «лон-лон-лон — на лопате едет слон»;
  • «са-са-са – на луне сидит лиса»;
  • «уш-уш-уш – слон с лисою съели душ»;
Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

X. Развитие фонематических представлений.

– Кто-то к нам стучится! (На фланелеграфе появляется Звукознайкин). Это звукознайкин, он живет в Стране чудес. Он принес картинки (логопед раздает их). И просит: чтобы вы подняли сначала картинки со звуком Ш и С.

XI. Развитие фонематического слуха.

– Звукознайкин принес конверт со стихами. А нам нужно отгадать, какой звук чаще всех слышится:

«Спит спокойно старый слон
Стоя спать, умеет он».

Шаловливый наш сынишка,
Непослушный шалунишка,
Лучше маме помогай,
Свои шалости бросай.

Со стола стащила киска,
Сыр, сметану и сосиски
Что же будет есть семья?
Слушай, киска, так нельзя.

Дед Додон в дуду дудел,
Диму дед дудой задел.

XII. Работа с буквами. Творчество детей.

Показ букв С и Ш.

– На что похожа буква С – луна, рога, свернувшийся червяк…; Ш – грабли, расческа…

XIII. Придумывание слов со звуками С и Ш.

слон, слива, стол, стул, шкаф, шуба…

IX. Итог занятия.

– А теперь посчитаем, кто больше всех собрал фишек, тот у нас победитель. Спасибо, ребята, вы мне очень порадовали своими ответами, мне было очень приятно с вами работать.

1. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеренбург, 1999г.

Фадеева Наталия Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Петушок»,
с. Виловатово,
Республика Марий Эл

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков С-Ш

I Организационный момент.
Логопед приглашает ребенка подойти к столу, на котором стоит ящик с песком.
Логопед: «Сегодня нас ждет интересное путешествие, мы снова отправляемся в песочную страну! Но чтобы попасть туда надо произнести волшебные слова». (Взрослый и ребенок берутся за руки над ящиком, закрытым ширмой, и произносят слова):
«Крепко за руки возьмемся,
И песка слегка коснемся.
Будем сказку представлять,
И с героями играть».

II Основной этап.
Логопед: «Сегодня мы попали в гости к принцессе Сыпучке. Давай угадаем, что принцесса Сыпучка любит больше всего на свете». Послушай загадку:
«Нарядные сестрички весь день гостей встречают и нектаром угощают».
Ребенок: «Цветы».
Логопед: «Сыпучка очень любит цветы, но ее полянки пустые, давай поможем Сыпучке посадить цветы. Для этого нам надо подготовить полянки и размять ручки. Смотри у меня в руках знакомые тебе символы звуков «с» и «ш», когда я буду показывать карточку с насосом, ты должен набрать в руку песок и пока он будет высыпаться из ладошки произносить звук «с-с-с-с-с», а когда покажу картинку с лопнувшей шиной, протирай песок между ладонями и произноси звук «ш-ш-ш-ш»».

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в слогах.
Логопед: «А теперь подготовим «полянки» для посадки цветов (рядом с каждой полянкой лежит символ звука).
Инструкция: «Я произнесу слог, а ты нажми ладошкой на нужный коврик и повтори слог.» Логопед произносит слоги (са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-ше, ша-са, шо-со, шу-су, ши-сы).

Упражнение на развитие мелкой моторики.
Логопед: «А теперь немного поиграем с пальчиками. Повторяй за мной.»
Шла кукушка мимо рынка, Ребенок «топает» пальцами по песку.
У нее была корзинка. Набирает песок, соединяя ладони «ковшом»
А корзинка на пол – бух. Резко высыпает песок.
Прилетело десять мух. Стучит ладонями по песку.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибает по очереди пальчики.
Мух отсюда будем гнать:
«Кышь!» Хлопает в ладоши.

Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед: «Вот теперь у нас все готово для посадки. Цветы спрятаны в песке.»
Инструкция: «Внимательно слушай слова, находи цветочек и клади на нужную полянку.» Логопед произносит слова (сом, сало, шило, шуба, шапка, собака, санки, суп, штаны, шкаф, сон, шина).

Динамическая пауза.
Мы в саду вчера гуляли, Ходьба на месте.
И цветы везде сажали. Делаем наклоны.
Яблони белили, Двигаем рукой вверх-вниз.
заборчик починили. Имитируем удары молотком.
Собирали урожай, Изображаем, как срываем фрукты
и кладем в корзинку.
И сложили все в сарай.
Сварим мы варенье , Делаем круговые движения рукой.
Всем на удивление. Широко разводим руки в стороны.

Читайте также:
Лексическая тема Продукты питания

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в словах.
Логопед: «Принцесса Сыпучка любит собирать урожай у себя в саду. Давай поможем ей.
У неё в саду растет волшебное дерево с необычными плодами.
Инструкция: «Снимай картинки, называй что нарисовано и раскладывай, в ведро слова со звуком «с», а в корзинку со звуком «ш».»

Упражнение на развитие внимания, памяти и мышления.
Логопед: «Сыпучка любит играть в прятки, она приготовила для тебя картинки, которые будет прятать.» (Логопед выкладывает на столе 8 картинок одну из них убирает после предъявления).
Инструкция: «Посмотри на картинки и запомни их. А теперь закрой глаза.»
Логопед: «Чего не стало?» Так делаем несколько раз.
Итог.
III Заключительный этап.
Логопед: «Тебе понравилось играть с принцессой в песочной стране? Нас ждут еще много приключений. А сейчас мы уберемся в песочнице, а потом попрощаемся (ребенок убирает игрушки, разравнивает песок).
Давай возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Мы с песочком поиграли,
И умней немного стали,
Скоро встретимся опять,
Будем весело играть!”

Конспект занятия на тему “Дифференциация звуков С—Ш”; для детей старшего дошкольного возраста

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель – логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: “Дифференциация звуков С—Ш”

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

– Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

– Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

– А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

– Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

– Я – Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

– Я – Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

Читайте также:
НОД по теме Автоматизация звука (Л)

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

– А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет . ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

– Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали… (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела… (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки. (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала… (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

– Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

Мышки мишке вымоют миску.

Кошка спит, а мышку видит.

У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Кашку ест корова Машка.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

– Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь – людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

– Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие. (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно. (карандас).

Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
2008.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Читайте также:
Театрализация в работе учителя-логопеда

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Задачи: 1.Образовательные:

– уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

– учить дифференциацировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

– развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

– развивать речевое дыхание;

– развитие мелкой моторики рук;

– формировать положительную мотивацию к занятиям;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;

Ход занятия :

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок».

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд).

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков.

– Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай». Когда услышишь звук [ с ], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ].

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки». Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия (АБВГД и Я – дружная компания)

4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Педагог: Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки».

-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. (игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

-Какие картинки вы положили в сумку?Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку собачку». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками.Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с: лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо». Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.

– Са-са-са – у Маши две косы.

– Су-су-су – заплету косу.

– Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

– Ши-ши-ши – на поляне малыши.

– Са-са-са – в сказке были чудеса.

– Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.

6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши?Давайте вспомним:

-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

-Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

-В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки».

-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.

Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: – различение.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] — [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» – «з».

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» – капли дождя стучат по крыше; «Г» – горошины падают в банку. (Показываю.

Читайте также:
Дидактические игры в коррекционной педагогике

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[л] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «Р» – тигр рычит (язык поднят наверх и там пляшет); «Л» – самолёт летит высоко.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [С]-[Ц] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «с» – воздух выходит из насоса и свистит; «ц» – а теперь просвисти отрывистыми.

Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.

«Ежик». Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’] Коррекционно – развивающие задачи: 1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Р-Р’ в речи. 2. Дифференциация звуков по признаку.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.

Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков [р]-[л] Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие веселого Язычка». Цель: закрепление правильного произношения звуков в речи. Задачи:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков С – Ш»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

организованной образовательной деятельности

учителя – логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С – Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С – Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С – Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей: подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

– Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга – … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – … (Солнце)

Читайте также:
Занятие по теме Овощи

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

– Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

– Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

– Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

– А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

– Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

– Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша – это наша Маша

Шу-шу-су – Маша видела лису

Шу-шу-шу – письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

– Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

– Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Читайте также:
Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

Читайте также:
Особенности коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение зрения, в логопедической группе

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»

В разработке представлен авторский конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш с словах. Конспект предназхначен для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] – [Ш] в словах)

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] – [Ш] в словах.

– коррекционно – образовательная: закрепить знания о звуках [С] – [Ш], их правильной артикуляции;

– коррекционно – развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

– коррекционно – воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель – логопед и ребёнок располагаются за столом.

– В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия.

– Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш). Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка). Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] – [Ш].

– Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

– Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш). Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С). Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

– Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка). Внимательно меня послушай и повтори: чок – чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку). Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель – логопед и ребёнок встают из – за стола.

– Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу.

– В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает).

– Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом). Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

– Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать – «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

– Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея). Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть). Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (Cуслик). Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

– Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия.

– Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] – [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз – свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: