Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

ОНР. Конспекты занятий в старшей группе

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект ООД по развитию речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи «Веселый зоопарк» Цель: создать условия по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: • Уточнение представлений о животных зоопарка, обогащение словаря по теме; • Развитие импрессивной речи; •.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу» Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу». Длительность занятия 25 минут, занятие проводится с двумя, четырьмя детьми. Цель: совершенствование восприятия, тренировка слуховых ощущений, развитие мелкой моторики, снятие.

ОНР. Конспекты занятий – Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе «Лето. Насекомые»

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III. » Тема: Лето. Насекомые Возрастная группа: старшая Форма организации воспитанников: подгрупповая Продолжительность занятия: 25 минут Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, о насекомых, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Какие запахи чувствую» Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Какие запахи чувствую» Длительность занятия 25 минут, занятие проводится с двумя-четырьмя детьми. Цель: совершенствование чувства осязания, развитие мелкой моторики, познавательной сферы.

Конспект логопедического занятия по развитию речи у детей с ОНР старшего возраста «Пересказ рассказа «Случай в лесу» Конспект логопедического занятия по развитию речи у детей с ОНР «Пересказ рассказа «Случай в лесу». Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста с использованием графического плана. Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и уточнение словаря по теме «Деревья.

Конспект занятия «Путешествие по волшебному уголку» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект занятия “Путешествие по волшебному уголку”. Цель: формировать у детей новый чувственный опыт, используя методы сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомить детей с органами чувств и их функциями. Коррекционно-развивающие: развивать.

ОНР. Конспекты занятий – Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР «Перелётные птицы»

Статья «Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР «Перелётные. » Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР 1. Организационный момент. Коммуникативная игра «Здравствуй, солнце». Здравствуй, солнце золотое (руки вытянуты к солнцу) Здравствуй, небо голубое (руки вверх) Здравствуй, матушка земля (руки развести в стороны).

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР «Зимующие птицы» Тема: « Зимующие птицы». Задачи: коррекционно-образовательные: – Закреплять и расширять знания о зимующих птицах; – закреплять навыки согласования числительных с существительными, употребления имён существительных в творительном падеже; – упражнять в употреблении предложений с.

Дидактические упражнения как средство формирования счётной деятельности у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Дидактические упражнения как средство формирования счётной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и.

Конспект логопедического занятия 5–6 лет с ОНР по лексической теме «Игрушки» Цель: формирование навыка составления предложения с однородными сказуемыми. Задачи: а) расширять и обогащать словарь по лексической теме , активизировать глагольный словарь. б) закреплять обобщение понятие «игрушки». в) формировать умение составлять предложение по совершенному.

Читайте также:
Моя страна - конспект НОД

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Читайте также:
Интегрированное занятие в подготовительной группе (Умная физкультура)

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Л и Ль в словах и предложениях».

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Автор: Баринова Елена Владимировна

СП ГБОУ СОШ №3 “Детский сад №60”

г. Сызрань Самарской области

Цель: развивать умение использовать образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, конструктивной)

дифференцировать звуки Л и Ль в словах и предложениях;

закрепить знания детей о лесе, ягодах и грибах, диких животных и их детенышах;

развивать умение образовывать детенышей животных;

развивать умение согласовывать числительные с существительными;

развивать умение использовать приставочные глаголы;

развивать умение классифицировать и обобщать предметы.

развивать плавный продолжительный выход;

развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа;

развивать мелкую моторику рук, моторику органов артикуляции, согласование речи с движением;

развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

ноутбук, звуковая запись утиного крякания, набор карточек «Мамы и малыши», тренажер для развития дыхания «Цветок и бабочка», набор конструктора «Лего», игровое поле «Веселый счет», игровое поле «Поиграем с язычком», игра-презентация «Третий лишний».

1. Организационный момент

Логопед: Саша, смотри кто сегодня к нам зашел на занятие. Это лесник и он хочет пригласить нас в лес, который он охраняет. Не сомневаюсь, что нас ждет увлекательное и незабываемое путешествие. Ну что, отправимся в дорогу?

Ребенок: Да

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Слышится утиное крякание.

Логопед: Послушай, что это за странные звуки… Как ты думаешь, кто бы это мог быть?

Ребенок: Утки

Логопед: Да, конечно, это над нами пролетели утки.

Игровой логопедический самомассаж лица «Летели утки»

Слова логопеда

Действия ребенка

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Так же легко провести 6 раз по щекам

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Логопед: Вот мы вошли в лес. Посмотри на эту узкую тропинку. Лесник сказал, что она ведет в глубь леса. Пройдем по ней и узнаем, что нас ожидает впереди. А для этого нам необходимо выполнить все задания.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Ребенок по очереди выполняет артикуляционные упражнения, изображенные на игровом поле и передвигает фигурку лесника.

Логопед: Молодец! Ну вот, мы и вышли на полянку. Посмотри, какой красивый цветок, а на нем большая синяя бабочка. Но вот беда — бабочка намочила крылышки росой от цветка и теперь не может взлететь. Давай, поможем ей?

Развитие плавного длительного выхода

Ребенок сдувает бабочку с цветка.

Логопед: Мы помогли бабочке взлететь, а теперь посмотрим, что же еще есть на полянке. Что ты видишь?

Читайте также:
Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Ребенок: грибы и цветы.

Развитие согласования числительного с существительным

Логопед: Да, здесь много разных грибов и цветов! Давай посчитаем их?

Игра «Веселый счет»

Ребенок считает грибы и цветы, называет их количество и выкладывает соответствующее им число цветных блоков конструктора Лего: 5 лисичек – 5 оранжевых блоков, 6 маслят – 6 коричневых блоков, 3 тюльпана – 3 красных блока, 4 василька – 4 синих блока.

Логопед: Молодец, ты все верно посчитал. А теперь давай соберем грибы и отнесем домой?

Ребенок: да

Логопед: А вот что же мы будем собирать грибы – мы забыли взять с собой лукошко! Что же, значит нужно сделать его из подручных материалов!

Развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, логического мышления

Ребенку предоставляются блоки конструктора Лего, из которых он собирает лукошко.

Логопед: Какое прекрасное лукошко у тебя получилось! Мы хорошо потрудились, а можно немножко поиграть.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа

Логопед: Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Итак, слушай внимательно и подбирай недостающее слово.

Возле леса на опушке мы увидели…

Ребенок: Лягушку.

Логопед: А потом в густом лесу, мы наткнулись на …

Ребенок: Лису.

Логопед: Молодец! А теперь посчитай, сколько звуков в слове «лиса», перечисли эти звуки и составь схему слова при помощи цветных блоков конструктора.

Ребенок считает звуки, называет их и выкладывает схему слова. Мягкий звук Ль обозначает блоком зеленого цвета, гласный звук И — блоком красного цвета, твердый согласный С — блоком синего цвета, гласный звук А — блоком красного цвета.

Логопед: Молодец! Ты прекрасно справился с заданием и теперь можем немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Слова логопеда

Действия ребенка

Прыгает по веточкам

Мелькает хвостик средь ветвей

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнения сначала одной, затем другой рукой.

Развитие словообразования, образование детенышей животных

Логопед: Белочка рассказала леснику, что в лесу случился переполох. Потерялись детеныши и мамы ушли на их поиск. Нужно помочь мамам найти своих деток.

Игра «Мамы и малыши»

Ребенок предоставляются карточки с лесными дивотными и их детенышами. Он выбирает соответствующую пару карточек и называет их: лиса — лисёнок, олень — оленёнок, лось — лосёнок и т.д.

Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку

Логопед: Молодец! Все мамы нашли своих потерявшихся малышей. А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Смотри внимательно на экран и скажи, что же здесь лишнее.

Игра «Третий лишний»

Ребенок играет в игру с применением ИКТ «Третий лишний»

Логопед: Молодец!

Употребление приставочных глаголов

Логопед: Ну вот мы и вышли из леса, а это значит, что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На пригорке мы увидели машину лесника и он предложил нас подвезти.

Игра «Веселое путешествие»

Ребенок катит машину, проговаривая свои действия.

Машина ехала, ехала и доехала до горы, потом въехала в гору, а затем съехала с горы и поехала дальше. Объехала столб. Доехала до речки. Проехала по мосту, переехала рельсы и приехала в детский сад.

3. Анализ. Рефлексия.

Логопед: Мы вернулись в детский сад. Давай вспомним, где мы сегодня побывали и кого встретили? Понравилось тебе наше путешествие?

Читайте также:
Задания по коррекции акустической дисграфии: Дифференциация звуков Ф-В

Список использованной литературы:

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2019. – 96 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – Спб.: Корона. Век, 2019. – 80с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Спб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 “Искорка”, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • расширение тематического словаря;
  • образование относительных прилагательных;
  • формирование навыка составления предложения;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи;
  • координация речи с движением;
  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
  • развитие внимания, памяти и мышления.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к занятию;
  • формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.

Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда

(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).

На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Упражнение «Сад – огород»

Что делают люди осенью в огородах и садах?

Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?

Какие фрукты срывают с деревьев?

Как хранят овощи и фрукты?

2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:

  • в левую корзину – только фрукты;
  • в правую корзину – только овощи.

3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед:

Это лимон. Я превращаю его в лимончик;

Это перец. Я превращаю его в ___;

Это лук. Я превращаю его в ___;

Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.

4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?

  • Давайте приготовим вкусный обед.
  • Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
  • Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
  • Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
  • Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
  • Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
  • Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?

5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.

В огород пойдём,

Читайте также:
Разработка Индивидуальной коррекционно-развивающей программы на воспитанника с ОВЗ

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем.

(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)

И картошки накопаем.

(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»

Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.

  • Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
  • Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
  • Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
  • Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
  • Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
  • Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
  • Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)

7. Игровое упражнение «На что похоже?»

Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?

Даша: Потому что, яблоко круглое.

III. Развитие связной речи

Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.

IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»

Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).

V. Итог занятия

Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.

Конспект занятий в старшей логопедической группе с ОНР по теме “Предлог В”

Разделы: Логопедия

Тема: Предлог «В».

Цели:

1. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «В».
2. Воспринимать, выделять и употреблять этот предлогов в словосочетаниях и предложениях.
3. Самостоятельное составление предложений с предлогом «В».
4. Работать над деформированной фразой.
5. Развивать внимание, память и мышление.

Оборудование:

– игрушка: «Карлсон»;
– маленький шарик на ниточке;
– предметы: банка, миска, ящик, лейка, бокал, бутылка;
– схема предлога «В»;
– картинки овощей и фруктов (муляжи);
– корзина и ящик;
– сумка, мешок, ведро, шкаф, тумбочка;
– игрушки: машина – гараж; кукла – коляска; кубики – коробка;
– мяч – сетка; формочки – ведро;
– панно, на котором расположены сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, музей, цирк;
– магнитофон, кассета.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед показывает детям сумку.

Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.

Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.

Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…

Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.

Логопед читает телеграмму «Скоро буду. Ждите. Приготовьте варенье».

Логопед: Как вы думаете, кто мог написать эту телеграмму?

Логопед включает магнитофон – маленький музыкальный отрывок из сказки «Малыш и Карлсон».

II. Изучение новой темы

Игра: «Волшебный шарик»

1) Логопед: К нам в гости сегодня прилетел большой сластена. Он любит варенье и все сладкое: конфеты, вафли, ватрушки, плюшки. А на спине у этого гостя пропеллер. Кто это? (Карлсон.)

Логопед достает игрушку – Карлсон.

2) Логопед: Карлсон у нас такой шутник, он очень любит поиграть и пошалить. И вот он придумал игру – « волшебный шарик». Шарик этот на ниточке. Карлсон предлагает нам с этим шариком поиграть.

Читайте также:
Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

Посмотрите, что он делает с шариком?

Логопед достает из мешочка шарик на ниточке и по очереди опускает в банку, бутылку, ящик, миску, лейку и т.д.

Логопед опускает волшебный шарик в банку и спрашивает детей:

Дети: Шарик В банке.

Затем логопед опускает волшебный шарик в миску и спрашивает детей:

Дети: Шарик В миске.

Аналогично проделывается работа с другими предметами (лейка, бутылка, ящик).

Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.

3) Объяснение:«Если предмет находится внутри или в середине другого предмета, появляется маленькое слово-помощник «В».

Показать схему этого предлога.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться употреблять это короткое слово «В».

III. Игра «Уберем игрушки»

Логопед: А сейчас мы будем учиться составлять предложения с маленьким словом «В».

Карлсон приготовил для вас сюрприз, но покажет его он только тогда, когда мы поможем ему убрать игрушки. Они с Малышом играли и все игрушки разбросали. Нужно положить каждую игрушку на свое место и сказать, куда вы положили игрушку.

Дети составляют предложения с маленьким словом «В».

– Куда мы поставим машину? (Машину ставим в гараж.)

– Куда положим кубики? (Кубики положим в коробку.)

– Куда посадим куклу? (Куклу посадим в коляску.)

– Куда положим мяч? (Мяч положим в сетку.)

– Куда положим формочки? (Формочки положим в ведро.)

Дети отвечают полным предложением.

Логопед напоминает, что в каждом предложении встречается маленькое слово «В».

IV. Игра «Чудесная коробка»

Логопед: Вы помогли Карлсону, положили на места все игрушки. Он приготовил для вас сюрприз.

Логопед достает коробку.

– А что в этой коробке, вы узнаете, отгадав загадки:

Логопед достает из коробки игрушку – медведя.

– Где лежал медведь? (Медведь лежал в коробке.)

У рыжей плутовки
Тридцать три уловки.
Без них трудно прожить,
Трудно корм добыть.
(Лиса.)

Логопед достает из коробки игрушку – лису.

– Где была лиса? (Лиса была в коробке.)

Кто по елке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка.)

Логопед достает из коробки игрушку – белку.

– Где находилась белка? (Белка лежала в коробке.)

Логопед достает из коробки игрушку кота.

– Где лежал кот? (Кот лежал в коробке.)

Логопед достает из коробки игрушку мыши.

– Где была мышь? (Мышь лежала в коробке.)

Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака.)

Логопед достает из коробки игрушку – собаку.

– Где лежала собака? (Собака лежала в коробке.)

– Какие предметы (игрушки) были в коробке?

Дети по очереди: В коробке была лиса. В коробке был медведь и т.д.

V. Игра «Кто, где спит?»

На столе у логопеда стоят игрушки: медведь, лиса, кот, мышь, белка, собака.

Логопед: Где спит медведь?

Дети составляют предложения о каждой игрушке.

Дети: Кот спит в доме.

– Собака спит в конуре.

Читайте также:
Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

– Лиса спит в норе и т.д.

VI. Физминутка

Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Много встретим там чудес.
Спит медведь в своей берлоге, (Присесть.)
Видим мы лису в норе, (Руки ко лбу.)
Заяц прыгал вдоль опушки, (Попрыгать.)
Белка спряталась в дупле. (Закрыть ладошками лицо и присесть.)

VII. Игра «Прятки»

Логопед: Карлсон любит играть в разные игры. И вот сейчас он хочет поиграть с вами в прятки. Карлсон будет прятаться, а вы его ищите.

Логопед прячет Карлсона и спрашивает:

Дети отыскивают его и говорят:

– Карлсон спрятался в шкафу. Карлсон залез в тумбочку. Карлсон залез в ведро. Карлсон спрятался в мешке и т.д.

VIII. Игра «Помоги Карлсону»

Логопед: Карлсон хотел приготовить себе обед из овощей и фруктов, но не знает где, что лежит. Ему надо помочь. Положить овощи в ящик, а фрукты в корзину.

У детей на столах лежат картинки (муляжи) овощей и фруктов. Дети по очереди выходят и кладут картинки с овощами в ящик, а картинки с изображением фрукта – в корзину.

Отвечают полным предложением.

Дети: Я положу яблоко в корзину. Я положу помидор в ящик и т.д.

Логопед уточняет: Где лежат овощи? (Овощи лежат в ящике.)

– Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в корзине.)

– Какое маленькое слово нам помогало? («В»)

Маленькое слово «В» появляется только тогда, когда предмет находится внутри другого предмета.

IX. Игра «Найди слово»

Логопед: Карлсон любит сочинять. Сегодня он приготовил для вас стихи, в которых встречается маленькое слово-помощник «В».

Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в них маленькое слово «В».

В поле ветер вдруг поднялся,
Без шляпы Коля остался

– Где вдруг поднялся ветер?

В лес пошли бобры,
Топоры у них остры.

– Куда пошли бобры?

В гости вас ворона ждет,
Пироги для вас печет.

– Куда пригласила вас ворона?

В бочке яблоко моченое,
В печке яблоко печеное.

– Где яблоко моченое?

– Где яблоко печеное?

В небе ясная луна,
В море синяя волна.

– Где синяя волна?

X. Игра «Исправь ошибки Карлсона»

Логопед: Карлсон написал рассказ о Малыше. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.

Малыш пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Малыш сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Карлсон его ждал _ квартире.

– Какое маленькое слово Карлсон пропустил в предложениях ? («В»)

XI. Игра «Путешествие»

У детей на столах сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, театр, цирк, школа, детский сад, магазин.

Логопед: Карлсону пора прощаться с нами. У него еще много дел. Он должен улетать. И на прощание давайте мы ему подарим предложения с маленьким словом «В», которые вы составите по картинкам на ваших столах.

Дети отвечают полным предложением, выделяя предлог «В».

Дети: Дети идут в парк.

– Коля смотрит спектакль в театре.

– Яблоки растут в саду и т.д.

XII. Итог

Логопед: С каким словом-помощником мы сегодня с вами познакомились? В»)

Что мы учились делать сегодня на занятии? (Выделяли и употребляли маленькое слово «В», составляли предложения…)

Оценивается деятельность детей.

Логопед: Карлсон с вами прощается, но на прощанье он вам дарит банку с вареньем.

Читайте также:
Открытое занятие в подготовительной логопедической группе

Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

Конспект логопедического занятия по теме: “Домашние животные”

Тема: домашние животные.

– уточнять и активизировать словарь детей по теме;
– учить употреблять предлог у в речи через упр. «У кого кто?», «У кого что?»;
– учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упр. «Один-много»;
– учить образовывать сущ. с ум-ласк. суф. –ок,0;
– учить согласовывать числ. с сущ. через упр. «Сколько животных»;

Коррекционно-развивающие:

– корригировать мышление через упр. «Собери картинку»;
– развивать артикуляционную моторику через арт. гимнастику; тонкую моторику через пальчиковую гимнастику и упр. «Соедини точки»;
– развивать зрительное внимание через оргмомент, упр. «Узнай животное»;
– развивать связную речь (умение отвечать на вопросы педагога полным предложением) через упр. Упр. «У кого кто?»

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать усидчивость на занятии, желание увидеть результат начатой работы.

Словарь: корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок, поросенок.

Оборудование: предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок);картинка кота Матроскина, разрезные картинки (собака, кошка, кролик, баран, коза, корова), картинка с силуэтным изображением животных, картина «Скотный двор», мяч, цветные карандаши, задания на листах А5 для упр. «Соедини точки» по количеству учащихся.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход занятия

Логопед. Сесть на место может тот, кто отгадает животных, которые нарисованы на этих картинках. (лошадь, коза, корова, свинья, собака, кошка)
2. Логопед. А как назовете этих животных одним словом? (Домашние)
Логопед. Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика .

Логопед. Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же кот Матроскин из деревни «Простоквашино». Ребята, кот Матроскин будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны! Он позабыл какие же есть детеныши у домашних животных. Поможем ему вспомнить?

Для начала давайте назовем животных-мам (на доске картинки: корова, лошадь, собака, кошка, свинья, овца)
Логопед. У каждого на столе картинки, возьмите их. Катя, кто у коровы? (у коровы-теленок.)
Аналогично, у лошади-жеребенок, у собаки-щенок, у кошки-котенок, у свиньи-поросенок, у овцы-ягненок.

Логопед. Молодцы, Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (у коровы, у барана, у козы)
У кого усы? (у кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (у кошки)
У кого есть вымя? (у коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (у свиньи)

Упр. «Один-много». (с мячом)

Логопед. Сейчас поиграем в игру «Один-много». Катя, одна кошка, а если несколько, то как назовешь? (кошки)
Аналогично, собака-собаки, корова-коровы, лошадь-лошади, овца-овцы, котенок-котята, теленок-телята.

Упр. «Назови ласково».

Логопед. А сейчас, ребята, давай покажем коту Матроскину как мы умеем ласково называть животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Аналогично, собака-собачка, лошадь-лошадка, коза-козочка, овца-овечка.

Физминутка. (Раздаются су-джок)

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю

Между ладоней.

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме Транспорт

Катают взад – вперед.

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму.

Нажимают пальцами на мяч.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк : Мяч летает между рук!

Перебрасывание мяча из руки в руку

Упр. «Сколько животных?»

Логопед. Кот Матроскин говорит что мы совсем не умеем с вами считать. Так ли это? Давайте докажем ему, что мы умные ребята и выполним следующее трудное задание. Перед вами скотный двор. Миша, сосчитай сколько всего коров. (одна корова)
Аналогично дети считают остальных животных.

Упр. «Узнай животное».

Логопед. Ребята, а на этой картинке спрятались животные, назовите их. (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, свинья)

Упр. «Собери картинку».

Логопед. Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова)

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик самый маленький,
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе кулачок.

Логопед. Соедините точки и назовите какое животное у вас получилось?

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Звуки [К] — [К’], буква К

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе:

Звуки [К], [К’]; [К] — [К’]. Буква К

Цели занятия:

Коррекционно-развивающие:

1. Совершенствовать умение произносить звуки [К] и [К’] правильно, дифференцировать их на слух и в произношении;

2. Развивать умение определять место нахождения звука в слове: в начале слова, в середине слова, в конце слова.

3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Образовательные:

1. Учить разбираться в понятиях: «согласный звук», «глухой согласный звук», «твердый и мягкий согласный звук».

2. Учить выбирать правильные символы для обозначения согласных звуков.

3. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Создавать условия для обучения звуковому анализу и синтезу коротких слов.

Воспитательные:

1. Воспитывать дисциплинированное поведение на занятиях, интерес к занятиям.

2. Воспитывать бережное доброе отношение к живой природе (птицы)

Здоровьесберегающие:

1. Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [К] и [К’], оборудование к игре «Барон Мюнхгаузен», предметные картинки, полоски для определения места нахождения звука в слове, мячик, рабочие листы с заданиями, символы звуков, карандаши, картинки кот и кит, настенное пособие «Звуковой замок».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, давайте вспомним наши правила поведения на занятии:

Раз, два, три, четыре, пять
На занятиях мы опять
Будем думать, размышлять,
Слушать, отвечать, играть,
Но друг другу не мешать.
Чётко, внятно говорить,
Не вертеться, не шалить.

Если мы будем с вами соблюдать эти несложные правила, то всему научимся.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Барон Мюнхгаузен»

Ребята, к нам прилетел герой – барон Мюнхгаузен, с ним всегда происходят какие-то приключения. На этот раз он отправился в полёт на пушечном ядре. Летит барон и всё ему сверху кажется маленьким:

Не город, а городок, не корабль, а кораблик, не диван, а диванчик и т.д.

Ребята, какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

Логопед показывает перед зеркалом, в пособии с артикуляционными профилями и объясняет детям артикуляцию звука [К]:

— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

Читайте также:
Кинезиология в логопедии

– Давайте представим, что как будто идет сильный дождик:

– Ребята, давайте расскажем про звук. Какой он?

– Звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой.

– Каким цветом будем обозначать звук в схемах?

– Будем обозначать синим квадратом.

– Колокольчик дадим звуку [К]?

– Не дадим, потому что голосовые связки не работают.

– Ребята, звук [К] обозначается такой буквой. Помещаем её на синюю башню замка. Работа с настенным пособием «Звуковой замок».

2. Дидактическое упражнение «Сигнальщики»:

– Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]:

к, м, п, в, к.…; ка, ма, па, ва; ак, ам…; корова, мак, резина, рука…

3. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

(взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

4. Работа с картинками:

Назвать правильно нарисованные предметы, определить место звука [К] в этих словах:

Колбаса, молоко, крот, лак, книга, молоток, карандаш, тарелка, поросёнок, щенок, книга, вилка.

Физминутка

Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

– Ребята, зачем нужно подкармливать птиц зимой?

5. Знакомство со звуком [К’].

Знакомство со звуком [К’].

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь…

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение зелёным квадратом.

Работа с пособием «Звуковой замок».

Знакомство с буквой, которая обозначает звук [К’]. Помещаем её на зелёную крышу замка.

6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» с использованием мяча.

ка-кя, ко-…; кю-ку, ки-…

7. Дифференциация звуков [К] — [К’].

-Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К’]):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

8. Работа по рабочему листу.

Обозначение места нахождения звуков [К] — [К’] в словах карандашами соответствующего цвета.

9. Работа с буквой.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

– Ребята, на что похожа буква К?

Задание по рабочему листу с буквой К.

10. Самостоятельный звуковой анализ слов.

Выкладывание схем слов из символов звуков.

– Ребята. Посмотрите. Кто это?

– Возьмите свои карточки для составления схем и выложите схему слова кот.

– А здесь кто нарисован?

– Давайте составим схему и для кита.

III. Итог занятия.

– Ребята, с какими звуками мы сегодня знакомились?

– Со звуками [К] — [К’].

1. З. Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2007г.

2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» альбом №1 -М.: Издательство Гном и Д, 2009 г.

3. Уварова Т. Б. «Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» М.: Сфера, 2009.

Симанович Наталья Владимировна,
учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: