Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Волшебная страна Звукландия

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну волшебных звуков»

в мир волшебных звуков»

Михальченко Наталья Сергеевна

Цель:

  • обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
  • совершенствование навыков звукового анализа, одно-, двухсложных слов;
  • развивать фонематических слух;
  • учить дифференцировать мягкость и твердость согласных звуков, находить и определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце);
  • продолжать учить образовывать существит. с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • учить образовывать существительные женского рода;
  • закрепить знания о лексической теме: «Профессии»;
  • воспитывать звуковую культуру речи.

Оборудование: пазл букв, лепестки ромашки, бубен с колокольчиком, мяч, фишки для звукового анализа, кирпичи с крышей, карточки с профессиями, бутылочки, стакан с водой, листочки, индивидуальные зеркала, шляпа и сундук, медальки с изображением умников и умниц, сюрприз (подарки).

Ход занятия

1.Организационный момент:

ЛОГОПЕД: Здравствуйте, ребята! День сегодня необычный, удивить хочу я вас. В путешествие большое мы отправимся сейчас. Но, сначала ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А, теперь подарите свои улыбки друг другу. Ребята, мы с вами поздоровались, но теперь нужно познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).

ЛОГОПЕД: Я, буду бросать вам мяч, а вы будете отвечать свое имя ласково : «Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай (ответы детей – Дашечка, Вероничка, Егорушка, Димочка…).

ЛОГОПЕД: Отлично, с гостями познакомились. Ребята, у меня есть волшебная палочка, которая поможет нам, превратится в умниц и умников. И я вас сейчас заколдую в умников и умниц для путешествия в страну волшебных звуков (взмах волшебной палочкой, и вручение медалей — умниц и умников).

ЛОГОПЕД: Теперь время отправится в путь. Для этого мы с вами в превратимся в «Паровоз». Выполняется упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации «Паровоз»: дети становятся в одну колонну, делая круговые движения руками, подражают вращению колес, одновременно дети произносят : « чух- чух- чух…» Под звучание медленной или быстрой музыки поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается.

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в стране волшебных звуков, а вот «умная» поляна. Это поляна с волшебными звуками, которые мы с вами попытаемся найти. Попробуем? (Да). А, сейчас послушайте меня внимательно: (логопед читает загадку) «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса — значит, к нам пришла… » (дети договаривают хором: весна).

ЛОГОПЕД: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

ЛОГОПЕД: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (отв. детей: Принеси весна с собой: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).

ЛОГОПЕД: Хорошо. На землю, скоро вернется красавица весна. Давайте, ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица : « Солнышко»).

ЛОГОПЕД: Ребята, а какой ветерок весной? (Дети : Весной- ветер ласковый и нежный, теплый).

ЛОГОПЕД: Давайте выполним упражнение « Ветерок» .

Выполняется упражнение на дыхание « Ветерок» , вдох производится носом, выдох ртом- без напряжения:

  • У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – ф-ф-ф-ф-ф ( стакан наполнен водой, в нем трубочка- дуть в трубочку с силой, произнося звук ф);
  • У Лета- жаркий, согревающий – х-х-х-х (поднять руку вверх, и на выдохе произнести звук- х);
  • У Осени – прохладный – с-с-с-с ( дуть на листочек);
  • У Зимы — холодный, студеный – в-в-в-в-в взять маленькие бутылочки, можно из под «растишки»- дуть, произнося –в).
  1. Основная часть:

ЛОГОПЕД: Замечательно! Дети, посмотрите, кого мы встретили на полянке? (волка, ежа, медведя, змею).

А, какие звуки мы можем услышать в лесу от волка? (У-У-У-), от ежа (Ф-Ф-Ф-Ф), змеи (Ш-Ш-Ш-Ш), медведя (Э-Э-Э-Э).

ЛОГОПЕД: Скажите, какие мы с вами назвали звуки? (гласные и согласные). Давайте, вспомним стихотворение про звуки:

«Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи

С-С-С-С- змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж- жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р- моторы тарахтят».

ЛОГОПЕД: Хорошо! Ребята, посмотрите, что это разбросано здесь? Давайте, соберем все листочки и увидим, что это! (собирают пазл букв: С- Ш) Ребят, что это у нас получилось? (Буквы). Почему это буквы? (потому, что буквы мы видим, пишем и читаем). А, какие это звуки? (С- согласный, твердый и глухой; Ш — согласный, твердый, глухой). Правильно!

ЛОГОПЕД: Дети, посмотрите, а вот большая ромашка. Предлагаю, вам погадать на ней. Возьмите, каждый из вас по два лепестка ромашки, посмотрите, какие картинки изображены на них, и определите, какие звуки спрятались на лепестках. Когда, определите звуки, положите лепесток со звуком [С] — в сундук, а со звуком [Ш]- в шляпу.

ЛОГОПЕД: А, теперь давайте еще и скороговорку вспомним с этими звуками: « Шептать бабушке на ушко смешной стишок».

Физминутка

Выполняется логоритмическое упражнение: под звучание бубна — топаем ножками, а под колокольчик — стоим спокойно. Под звучание бубна и колокольчика — хлопаем ладошками по коленкам (можно менять ритм звучания инструмента и последовательность).

ЛОГОПЕД: С этим заданием вы справились. Ребята, а вы наверное уже знаете — кем хотите стать? (Ответы детей). Молодцы, значит, вы с легкостью сможете ответить на мои вопросы про разные профессии? (Да). Скажите, мне ребята, кто рисует картины? (картины рисует художник), кто чинит сапоги? (сапоги чинит сапожник), кто убирает двор? (двор убирает дворник), кто кует металл? (металл кует кузнец), кто продает товары? (продает продавец).

ЛОГОПЕД: Хорошо. Теперь, я предлагаю вам стать строителями. Посмотрите, вот есть кирпичики с картинками, но их нужно положить к правильной крыше. Возьмите по одному кирпичику: определите с каким звуком картинка, и где спрятался этот звук: в начале, середине или в конце слова и положите этот кирпичик к правильной крыше.

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы, замечательные строители! А вот профессии, которые потеряли свои предметы. Помогите, продавцу и парикмахеру найти те, предметы, которые понадобятся им для работы. Поможете? (Да). Дети выполняют упражнение «Что кому?»).

ЛОГОПЕД: Отлично! Ребята, скажите, а если профессия у папы: художник, то маму как мы назовем? – художница.

— мужчина писатель, а женщина- писательница;

-мужчина продавец, женщина- продавщица;

-мужчина летчик, женщина- летчица;

— мужчина портной, женщина- портниха;

— мужчина скрипач, женщина- скрипачка;

— мужчина певец, женщина- певица.

ЛОГОПЕД: Дети, скажите, а если вот, например, профессия врач — значит женщина- врачиха? (Нет, такой профессии).

ЛОГОПЕД: Вы, правы ребята, такой профессии нет. Есть профессии, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин. Ребята, какие знаете вы профессии, которые одинаково называются и у мужчин, и у женщин? (ответы детей: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссер, судья).

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вероника, скажи какая профессия у твоей мамы? (Моя мама занята хозяйством — работает дома, ее называют домохозяйка).

ЛОГОПЕД: Какие умники! А, мамам вы любите помогать маме? Ребята, давайте подумаем вместе, чем вы можете помочь маме, что вы умеете делать? Я начну фразу , а вы продолжите:

— Я умею пол (подметать);

— Я умею белье (гладить);

— Я умею посуду (мыть);

— Я умею цветы (поливать);

-Я помогаю стол (накрывать);

— Я помогаю крошки со стола (сметать);

— Я помогаю комнату (убирать).

-Я умею постель (застилать).

ЛОГОПЕД: Да уж! Все умеете делать, настоящие мамины помощники! Теперь можно и отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика: «Профессии»

Повар варит кашу (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет (Махи руками)
Доктор лечит Машу (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует (Хлопки)
Дровосеки рубят (Махи с наклонами )
Строят мастера (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет (Поднимание плеч)
Наша детвора?).

ЛОГОПЕД: Отлично! Мы с вами немного отдохнули, а у нас еще одно задание, которое мы с вами выполним за партами. Давайте сядем за парты, перед вами карточки с изображением профессий. Вам необходимо сделать звуковую схему слова (выполняют звуковой анализ слов, определяют место звука в слове, сколько слогов в слове).

ЛОГОПЕД: Ребята, какое время года мы с вами звали в гости скорей? (Весну). А ведь мы с вами, знаем зарядку про весеннюю прогулку нашего язычка? ( Да). Давайте ее выполним!

Выполнение артикуляционной гимнастики.

  1. Заключительная часть:

ЛОГОПЕД: Ребята, какие вы молодцы. Язычок наш отправился домой, пора и нам с вами возвращаться в сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какие звуки были на лепестках ромашки? Какие профессии называются одинаково у женщин и у мужчин?

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

ЛОГОПЕД: Вы, сегодня отлично поработали! И заслужили сюрприз, который ждет нас в нашем саду. Давайте вернемся быстрее к нам сад.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Волшебная страна Звукландия»

– Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
– Автоматизировать звук Р в слогах, словах и предложениях; учить детей самостоятельно давать характеристику звуку Р.
– Развивать фонематический слух, зрительно-пространственную координацию, внимание, память, мышление.
– Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.

Оборудование: звуковички, Звукомор, эмблемы с буквами, солнышко, маски рыси и тигренка, письмо, карточки с картинками, в названии которых «живет» Р, костюм вороны, карусель с цветными лентами, корзинка с предметами (ручка, карандаш, фломастер, маркер, тетрадь, рубль, игрушка), большие буквы.

Дети заходят в зал под музыку.

Логопед: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами волшебная дверь в страну Звукландия. Мы встретимся с жителями этой страны: звуковичками и буквами, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. А теперь в путь! Это страна не простая, а волшебная.

– Ребята, у меня в руках какое-то письмо. Давайте его прочитаем и узнаем автора.

– «Милые мои друзья! Пишет Вам звуковичок по имени Р по такому поводу.
Злой коварный Звукомор по имени Палецвротнеклади заколдовал меня.
Поспешите поскорей, помогите мне быстрей!»

Логопед: Давайте поможем бедному звуковичку. Он попал в беду.Нужно его спасать. Ведь без звука Р получается такая путаница в речи. Я вам открою секрет.

– Звукомор по имени Палецвротнеклади боится песенку звуковичка. Сейчас мы с вами покажем как мы научились произносить звук Р. (Дети произносят звук Р длительно Р-р-р-р.

Логопед: Дети! Кто из вас ответит звук Р какой? (согласный, твердый, звонкий)

– Что нужно сделать, чтобы его правильно произносить? (открыть рот, язычок поднять вверх «грибочком» и подуть на кончик языка, язычок «задрожит»)

– Молодцы! Я думаю Звукомору стало страшно и мы постараемся освободить звуковичка.

– Теперь я буду вам показывать картинки и называть их. А вы послушайте как звучат слова? (…ыба, …обот, …учка и т.д.) Как вы думаете какой звук заколдован? Дети называют слова.

– Сейчас пришло время для загадок. Посмотрим какие вы сообразительные.

– Разноцветная на небе после дождя….(радуга)
– Пятнистая, дикая кошка….(рысь)
– Золотая добыча старика из сказки…(рыбка)
– Дом для машины….(гараж)
– Воронье словечко…(кар)
– Слепой жених Дюймовочки…(крот)

3. Игра «Хлопни в ладоши» Логопед называет слова. Когда встречается в слове звук Р , дети хлопают в ладоши.

4. Логопед: Звукомору наверно жутко страшно слышать песенку звуковичка. Сейчас мы покажем ему на что мы способны.

Игра «Закончи чистоговорку»

Ра-ра-ра — вот высокая гора.
Ро-ро-ро – у Ромы новое перо.
Ру-ру-ру – коза грызет кору.
Ры-ры-ры – Иру кусают комары.

Логопед: Однажды я услышала разговор двух зверей. (На пеньках сидят тигренок и рысенок)

Рысенок: Ты кто?
Тигренок: Тигренок. А ты?
Рысенок: …ысенок.
Тигренок: Кто-кто?
Рысенок: …ысенок.
Тигренок: А мама у тебя кто?
Рысенок: …ысь.
Тигренок: А папа?
Рысенок: …ысь.
Тигренок: Ничего не понимаю!
Тигренок: Да потому что нет такого зверя.
Рысенок: Как нет? А я?
Тигренок: Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь.

Логопед: Какой звук не выговаривает рысенок?

Тигренок: Я знаю что надо делать!

Тигренок: Бежим в детский сад. Там ты быстро научишься звуки выговаривать.

Тигренок и рысенок: Здравствуйте! Здесь учат звук Р выговаривать?

Логопед: Здесь. Заходите. Садитесь.

Объявляется конкурс скороговорок.

– На горе Арарат растет крупный виноград.
– На траве тропка, травка на тропке.
– Гусь да гагара — два сапога пара.
– Жили-были раки, раки-забияки, жили раки шумно, затевали драки.

Логопед: Дети, скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим, поем, произносим, а буквы пишем, видим, читаем. Звуки тоже дружат с буквами.

– Буквы приготовили для вас веселые частушки!

Буквы Д, К, Р, Т, Ш
Не давали буквам дела –
Им безделье надоело.
Надоело им скучать
И пошли озорничать.
Вот какая смехота!

«Р» свалилась на кота
Кот не кот теперь, а крот,
роет он подземный ход,
разрушает огород.

Читайте также:
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности (К нам в гости Веснянка пришла)

«К» в карман к монтеру прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.

Как-то вздумали газели
С буквой «Т» затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда,
То и дело драки.

Буква «Ш» из слова шутка
Захотела погулять.
А без «Ш» смешная утка
Побежала в пруд гулять.

Логопед: А теперь детвора, отдохнуть нам пора!

Игра «Карусель». Дети берут цветные ленты карусели и идут по кругу под музыку.

Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
1,2, 1,2, вот и кончилась игра.

Логопед: Сегодня на праздник к нам летит удивительная гостья. Я хочу рассказать вам о ней.

Жила в дырявом башмаке ученая ворона.
С нее не мало мудрецов могли бы взять пример.
Ворона выучила слов не меньше миллиона,
Но выговаривать слова мешала буква Р.

(Звучит песня «Пластилиновая ворона»)

Кра-кра-кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!

Логопед: Стой ворона не кричи! Не кричи ты помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя же нет кармана.

Ворона: Что ж вы раньше не сказали! Караул! Карман украли!

Логопед: Стой ворона не кричи! Не кричи ты помолчи! Вот смотри тебе пакет, скажешь что там или нет?

Ворона: Белгородская ворона мне отправила письмо.

Только как я не читала, не пойму я ничего.

– Кар! А рядом в клетках пусто! Поразмысли, погляди, будь внимательней, подумай, и слова все заверши. (дети придумывают слова на заданный слог «кар» — картон, карандаш, картошка, карп, картина, карета)

Ворона: Заблудился звук в словах: не найду его я, ах!

– Помогите, помогите, звук скорее отыщите.

– Роя норку старый кот, разрыхлил нам огород (крот).
– Испугался гнома Рома, заревел он громче гнома (гром).
– У Федьки и репки корень крепкий (редька).
– Лежали на столе тучки, тучек было 4 штучки (ручки).
– У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу (речка).
– Воробьишка поскакал- где-то кошек отыскал (крошек).

Логопед: Уважаемая ворона! Ребята справились с твоим заданием. Скажи нам пожалуйста, а что у тебя в корзинке?

Ворона: С утра и до обеда по школе я летала и школьные предметы везде я собирала, искала те, что с буквой Р, учиться буду я теперь.

Логопед: Уважаемая ворона! Все что ты собрала, нужно отдать дежурному по школе, чтобы предметы вернулись к своим хозяевам. А вы ребята не теряйте свои вещи.

Ворона: Кар! Пора мне улетать: крошек, зерен поклевать. Задержалась здесь я слишком. До свидания, детишки! (уходит)

Логопед: Вот и заканчивается наш праздник. Мы совершили удивительное путешествие в страну Звукландию. Научились произносить звук Р, хотя это было непросто. Поэтому мы помогли расколдовать звуковичка по имени Р и спасти его от злого Звукомора. Теперь пора возвращаться в детский сад. Звуковички прислали для вас гостинцы. (Дети уходят под музыку).

Шичкова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №63″
общеразвивающего вида
Центрального района г. Барнаула

Логопедическое занятие в подготовительной группе
«Путешествие в страну Лапландию»

Пояснительная записка.

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Об этом свидетельствуют статистические данные. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание правильного звукопроизношения у детей.

Для достижения наибольшей эффективности осуществлять коррекционную работу необходимо с использованием игр и игровых приемов. С помощью них можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение, моторные навыки, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, то есть решать различные коррекционные задачи.

Представленный конспект проводится на этапе автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках в подготовительной группе.

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных видов деятельности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, объяснения, игровой, используется ТСО.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

  • Уточнять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;
  • Упражнять в определении наличия звука [Л] в словах;
  • Расширять глагольный словарь;
  • совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать интонационную выразительность;
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику;
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать интерес к занятиям, стремление совместно добиваться поставленной цели.
Читайте также:
Конспект: Дифференциация звуков Ш-С в словах и предложениях

Оборудование: буквы, браслеты с изображением буквы Л, большая картинка с изображением буквы Л, символы для характеристики звука и чтения слогов, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, схема предложения, иллюстрации и мнемодорожки к скороговоркам, заготовка для изготовления аппликации «цветок», шаблоны, листы цветной бумаги, клей, карандаши, ножницы, клеёнки, музыка для проведения артикуляционной гимнастики и физминутки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы отправляемся в волшебную страну Лапландию. В именах жителей этой страны, в названиях окружающих предметов есть звук Л.

– Чтобы отправиться в путешествие, нам нужны специальные браслеты. Получить его сможет тот, кто среди букв найдет букву Л. (на столе разложены буквы, дети находят нужную букву, логопед одевает браслеты). Можем отправляться!

Раз, два – потянись,

Вокруг себя ты обернись,

В стране Лапландия очутись.

II. Акустико-артикуляционный образ звука.

– Смотрите, нас встречает хозяйка этой страны (картинка с изображением буквы Л).

– Давайте расскажем, что мы знаем о хозяйке страны.

(Дети по символам рассказывают).

Когда мы произносим звук [л], губы – улыбаются, зубы – разомкнуты, язык – вверху, воздушная струя – теплая. Это согласный звук, звонкий, твердый.

III. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы научиться говорить этот звук наш язычок много тренировался. Вспомним некоторые упражнения.

«Лошадка», «Иголка», «Лопатка».

Гимнастика проводится под музыку (диск: «Артикуляционная гимнастика под музыку»):

1. Белогривые лошадки

2. Пестрый колпачок

IV. Произношение изолированного звука Л.

– Теперь мы можем петь как юла. Л – Л – Л.

– Гудеть, как самолет – Л – Л – Л.

V. Закрепление произношения звука Л в слогах.

– Вспомним любимые песни жителей страны Лапландии.

(Чтение слогов при помощи символов)

Ла, ло, лу, лы, лэ, ал, ол, ул, ыл, эл.

VI. Закрепление произношения звука Л в словах.

1. – Посмотрите, сколько всего интересного можно увидеть в этой удивительной стране.

На наборном полотне предметные картинки: молоток, мыло, лошадь, молоко, ладонь, подсолнух, ландыш, лук, скакалка, лопата, палатка, шкатулка, вилка, бокал, посылка, стул, стол, белка.

(Дети называют картинки).

2. Игра «Угадай-ка».

– Попробуйте догадаться, какой предмет я загадала.

А) Дикое животное (белка).

Б) Стеклянная посуда (бокал).

В) Инструмент для забивания гвоздей (молоток).

Г) Коробка для хранения драгоценностей (шкатулка).

Д) Весенний цветок (ландыш).

3. Игра «Ассоциации».

– Что может делать ландыш? (Расти, распускаться, вянуть, пить, засыхать, радовать, пахнуть, тянуться, качаться.)

– Что еще может расти? (Подсолнух, лук, лошадь, белка.)

– Для чего нам нужен лук? (добавлять его в блюда, для профилактики простудных заболеваний).

– Что еще нам понадобится на кухне? (молоко, вилка, бокал, стул, стол)

Музыкальная физминутка.

VII. Закрепление произношения звука Л в предложении.

– Посчитайте сколько слов в предложении, которое я составила.

Лёня забил молотком гвоздь.

(открывается схема предложения)

– Произнести предложение, выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. (Важное слово выделяю фишкой.)

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

VIII. Закрепление произношения звука Л в скороговорках.

– А еще в Лапландии очень любят скороговорки. А ведь мы тоже их немало знаем.

(Дети произносят скороговорки по мнемодорожкам.)

Лампа упала и сразу разбилась.

Мышь испугалась и в угол забилась.

Кот убежал и забыл про дела.

Лара осколки метлой подмела.

Подошел к лотку Лука,

Лук Лука купил с лотка.

Молоко пролили Антошка.

Молоко лакала кошка.

Все лакала и лакала,

Пока лужа не пропала.

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

IX. Игра «Собери цветок».

– Ребята, я предлагаю для жителей этой замечательной страны приготовить подарок и подарить его.

– Сделаем для них цветок, но необычный. Все лепестки будут разного цвета. В названиях оттенков лепестков должен быть звук Л.

На столе разложены листы цветной бумаги. Дети выбирают только те, в названиях оттенков которых есть звук [л]. (Желтый, салатовый, голубой, белый, золотистый).

Дети изготавливают цветок. Вырезают по шаблону лепестки и приклеивают.

Дарим цветок хозяйке страны.

– А вам на память о нашем путешествии остаются браслеты, чтобы вы всегда могли вернуться в страну Лапландию и никогда не забывали про звук Л.

Читайте также:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР - Путешествие в Букволэнд

1. Т.А.Куликовская «Люлим в стихах». М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2011г.

2. В.П.Лапковская, Н.П.Володькова «Речевые развлечения в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Жарнал «Логопед» № 5/2009г.

4. О.В.Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Издательство «Учитель», 2012г.

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Образовательная область: Коммуникация, Познание.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Тема: «Письмо в Африку».

Дидактическое обеспечение (ресурсы): конверт с письмом, ватман, мольберт, маркеры, мяч, портрет Мубамбы, магнитофон, схема описания времён года.

Цель: закрепление представлений о признаках русской зимы.

1) Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже; 2) Расширять словарь признаков по теме «Зима»; 3) Развивать логическое мышление, слуховое внимание; 4) Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям другой национальности.

— Ребята. Посмотрите. К нам пришло письмо. Интересно. От кого оно? На конверте написано: «Африка. Мубамба». Вы знаете, кто такой Мубамба? Я тоже не знаю. Сейчас мы посмотрим, что в письме… (распечатывает конверт, бегло просматривает письмо)

— Ага, всё понятно… Ребята, Мубамба – это мальчик. Он живёт в Африке. Сейчас я прочитаю вам его письмо. Но он очень плохо знает русский язык, поэтому в его письме много ошибок. Эти ошибки нужно исправить. Поэтому если вы заметите ошибку, сразу поднимайте руку!

2. Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мубамба. Я живу в далёкий Африка. У нас в Африке есть все времена года: и лето, и осень, и зима, и весна. Но погода всегда одинаковый – очень жарко. И никогда не бывает белая снега. А я слышал, что русский зима – очень красивый время года. Я очень вас прошу: расскажите мне про русский зима: как зимой выглядит земля, небо, деревы, что делают птицы, животные, человеки. Я надеюсь, письмо у вас получится очень длинная и интересная. Желаю вам хорошая здоровья. До свидания. Мубамба». Посмотрите, в конверт он даже вложил свою фотографию!

Логопед показывает портрет. Кратко обсуждается внешность мальчика – его цвет кожи, структура волос, черты лица, делаются предположения о том, сколько ему лет, бедный он или богатый, чем он любит заниматься. Сделать акцент на то, что, не смотря на то, что он не похож на нас, он всё равно мальчик привлекательный, с умным взглядом, с доброй улыбкой и т.п.

3. Настрой на контроль за своей речью.

Ребята, надо выполнить его просьбу. Давайте мы расскажем Мубамбе, что такое русская зима. Свой рассказ мы запишем на магнитофон. Только предложения надо составлять красивые, развёрнутые. Кроме того, каждый признак зимы мы изобразим на листе бумаги, в этом нам будет помогать Татьяна Борисовна, воспитатель по ИЗО. Этот рисунок вместе с кассетой мы отправим в Африку, и я думаю, Мубамба будет очень доволен.

Перед тем, как мы будем записываться на магнитофон, напоминаю вам наше главное правило:

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было Мубамбе понятно! Повторите!

Дети хором проговаривают правило.

4. Анализ схемы описания времени года.

При написании письма нам поможет эта схема:

Давайте вспомним, что означает каждый символ?

5. Написание письма.

— Итак, с чего начинается любое письмо? Правильно, с приветствия и вступительных слов.

Дети произвольно высказываются. Самые интересные и красивые предложения записываются на магнитофон. Каждый ребёнок говорит отдельную фразу. Одновременно Татьяна Борисовна делает соответствующие зарисовки на листе бумаги на мольберте. Приблизительный текст общего рассказа приводится ниже.

«Здравствуй, Мубамба! Мы получили твоё письмо. Выполняем твою просьбу. Зима – это замечательное время года! На земле лежит снег. Он белый, скрипучий, пушистый и холодный. Солнце светит, но не греет, потому что находится близко к горизонту. На улице холодно, морозно. В пасмурную погоду дует холодный ветер, поёт песни вьюга. Лежат сугробы. Речка покрыта толстым льдом. Многие птицы улетают в тёплые края, но остаются снегири, синицы, воробьи. Люди надевают тёплые шапки, шубы, валенки. Дети катаются на лыжах, санках, коньках. Зимой мы празднуем Рождество, Новый год…» (и т.д.)

После завершения составления рассказа, аудиозапись прослушивается. Дети анализируют связность получившегося письма, его понятность, оригинальность, собственное звукопроизношение, выразительность речи.

Выбирается 1 ребёнок, который вместе с Татьяной Борисовной кладёт кассету в подкассетник, складывает вчетверо рисунок, запечатывают всё в большой конверт, заполняют адрес

Читайте также:
Работа над словарными словами с детьми-дисграфиками

6. Развитие логического мышления, активизация словаря.

Пока запечатывается конверт, давайте с вами поиграем с мячом в игру «Назови противоположное»:

— Зимой ночь длинная, а день какой… (короткий) — Снег мягкий, а асфальт какой … (твёрдый) — Зимой ветер холодный, северный, а летом ветерок какой … (тёплый, южный) — Летом у зайца шубка тёмная, а зимой какая … (светлая) — Когда на улице метель, вьюга, у детей настроение грустное, а когда светит солнышко, настроение какое … (весёлое) — Осенью ледок на реке тонкий, а зимой какой … (толстый) — Кататься на коньках, лыжах – это хорошо, а ломать снежные постройки как … (плохо) — Кто катается с высокой горы, тот смелый, а кто боится, тот какой … (трусливый) — Мубамба ест в Африке лимон кислый, а мороженое какое … (сладкое) — Летом для птиц корма много, а зимой … (мало) — Кто ест снег и сосульки, тот часто бывает больной, а кто закаливается и занимается спортом, тот какой … (здоровый) — Дед Мороз дарит подарки не старые, а какие … (новые) — «Ёлочка, зажгись!» мы кричим не тихо, а как … (громко) — Лыжня узкая, а горка какая … (широкая) — В нашем посёлке ёлка низкая, а в Хабаровске какая … (высокая)

7. Завершение занятия.

Вот и запечатаны в конверт наш рисунок, кассета с рассказом о зиме. Заполнен адрес. Я уверена, Мубамба скоро получит ваше письмо. Как вы думаете, он останется доволен? Я пошла относить письмо на почту. До свидания.

Захарова Оксана Владимировна, учитель-логопед, пос.Чегдомын Хабаровского края
  1. Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи [Кто где живет?] в подготовительной к школе группе
  2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Волшебная страна Звукландия»
  3. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Как Буратино друзей искал»
  4. Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе «Предлог ИЗ-ЗА»
  5. Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Щ»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Конспект НОД в подготовительной группе “Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию” (Образовательная область-Речевое развитие)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной группе “Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию” (Образовательная область-Речевое развитие)

Скачать:

Вложение Размер
nod.docx 22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе от 6 до 7 лет

«Путешествие в страну звуков и букв “Звуколандию».

Цель: повторить сформированные у детей знания, умения и навыки ;

  • закрепить знания об основных понятиях : буква, звук, слог, слово, предложение, рассказ ;
  • закрепить умение выделять нужный звук в слове, выполнить звукобуквенный анализ слова;
  • развивать память, внимание, воображение ;

Материалы и оборудование: сюжетные картинки ;конверты с заданиями; доска с магнитами; дидактические игры; разрезные слоги, буквы ; ноутбук.

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс письмо для нашей группы. Сейчас я вам его прочитаю:

“Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам королева страны Звуколандии. Меня зовут Азбука. В стране случилась беда! Злая колдунья Нечитайка заколдовала нашу страну. Прошу вашей помощи! Чтобы нас расколдовать, нужно выполнить задания Нечитайки. “

– Ребята, поможем королеве Азбуке расколдовать её страну?

-Я предлагаю вам отправимся в страну звуков и букв “Звуколандию “. Согласны? Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно ответить на вопросы.

1. Что такое буква? (графический знак для обозначения звука речи на письме).

2. Что такое звук? (единица звучащей речи).

3. Что такое слог? (часть слова, в, которой обязательно есть гласный звук).

4. Что такое слово? (это много звуков или отдельный звук).

Слово состоит из слогов. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Из слов составляется предложения.

5. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих мысль.

6. Что такое рассказ? (это произведение, которое содержит мало действующих лиц и, часто имеет один сюжет).

-Молодцы, ответили на все вопросы! А теперь давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и произнесем волшебные слова: »Раз, два, три, в Звуколандию лети!»

-Вот оказались с вами в стране букв и звуков «Звуколандии».

-А вот и первый конверт с заданиями (воспитатель с детьми находят конверт с заданиями).

-Нечитайка специально переставила слова в предложениях, чтобы нас запутать. А мы должны составить предложения правильно.

Молоко блюдце из кошка пьёт…

Снег вечеру к пошёл…

В играли снежки дети…

Играл машинкой с мальчик…

Мама интересную книга читала… (Ответы детей.)

-Молодцы, ребята! Справились с заданием! Ой, смотрите! А вот и первые буквы от пароля, чтобы попасть в страну. К А.

Второй конверт. В нём картинки. Нужно взять эти картинки, разложить по порядку и составить по ним маленький рассказ.

– И со вторым заданием справились. А вот и вторые две буквы для пароля. (Г И)

Дидактическая игра «Назови одним словом».

-кастрюля, тарелка, сковорода, кружка (посуда) ;

-кровать, диван, стол, стул (мебель) ;

-кот, собака, корова, лошадь (домашние животные) ;

-лиса, заяц, волк, медведь (дикие животные).

Воспитатель: ребята, вы большие молодцы! Вот вам ещё одна буква Н.

Задания выполнены, осталось отгадать пароль. Но сначала немного отдохнём.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису. (повлиять хвостом)

Прыг-скок, Прыг-скок! (прыжки на месте)

Убежали под кусок! (присесть).

Ребята, смотрите, Нечитайка нам ещё задания добавила.

Дидактическая игра «Слова-антонимы»

Нужно подобрать слова-антонимы, слова наоборот.

тёмный -. ; длинный -. ; холодный -. ; громкий-. ; много -. .

-Молодцы! Нам дали ещё две буквы С К.

-Кому я брошу мяч, тот считает предметы до 5. ( необходимо встать в круг)

-Отлично! С этим заданием мы тоже справились и получаем ещё две буквы (З А)

-На столе у вас карточки со звуками.

-Когда услышите звук, выкладывайте буквы на стол по прядку. Из звуков получится слово.

А-А-А-мама моет малыша! (А)

Бе-Бе-Бе-труба на избе! (Б)

У-У-У-провалился волк в трубу! (У)

Ко-Ко-Ко! Не ходите далеко! (К)

А-А-А-Катя громко плачет :А! (А)

(Дети выкладывают буквы по порядку.)

-Ребята, какое слово получилось? Правильно, «Азбука «. Да это же имя

королевы страны. Ай, да Нечитайка!

-И последнее задание.

-Нужно разбить слово “Азбука “ на слоги.

Сколько слогов получается? Верно, три. Аз-бу-ка. Сколько гласных звуков в слове? А остальные какие?

-Давайте проведём звукобуквенный анализ слова.

Сколько букв в слове “Азбука”?

Какой первый звук в слове? Конечно, [а]. Каким цветом обозначим? Красным, правильно.

[з] – согласный. Каким цветом? Синим.

[б] – согласный. Да. Он твёрдый или мягкий. Верно. Твёрдый.

[у] – гласный. Красный.

[к] – согласный. Синий. Твёрдый.

[а] – гласный. Красный.

Молодцы! Вот вам ещё две буквы К О.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем отдыхать! (потянуться).

Спинки бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два, вперёд нагнуться.

Раз и два, назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней! (показать мышцы).

Здоровей и веселей! (улыбнуться).

-Отлично, ребята! Теперь давайте почитаем слова, которые заколдовала Нечитайка.

-Вот она(показывает книгу).

-Расколдовали мы страну Звуколандию.

Звучит голос Азбуки. “Спасибо вам, дети, что расколдовали нашу страну! “ А я дарю вам эту книгу сказок. И помогу вам вернуться в детский сад.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, как мы

помогли расколдовать страну Звуколандию. Какие задания выполняли? Какое показалось самым трудным? А какое самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД “Звук З, ЗЬ” Область “Речевое развитие”

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко – буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред.

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с.

Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мы любим буквы и звуки!»

Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мы любим буквы и звуки!» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художест.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну букв, и звуков»

Итоговое открытое занятие для подготовительной группы.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2. Развивать реч.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком Й ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи.1.Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать пра.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Волшебная страна Звукландия

Автор – составитель: учитель–логопед Букина Елена Юрьевна

МКДОУИЛ детский сад “Улыбка”

Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • закрепить навыки произносительной речи;
  • автоматизировать поставленные звуки;
  • упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе и синтезе;
  • развитие мелкой моторики рук, развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, как профилактики дисграфии;
  • упражнять в умении правильно подбирать слова слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • развитие логического мышления;
  • на базе сказкотерапии побуждать детей к активности, самостоятельности, творчеству, регулированию своего эмоционального состояния.

Логопед. Дети скажите, а вы любите путешествовать?

– Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – путешествие в сказочную, волшебную страну звуков.

– Совершая путешествие, мы встретимся с её жителями, прочитаем веселые стихи, справимся со сложными заданиями и поиграем в игры-забавы и при этом, конечно, будем красиво говорить!

За высокими горами,

За далекими лесами,

Чудо государство есть.

Звуки там живут и буквы,

Приглашенье пришло из этой страны

Скорее же в путь отправимся мы.

Чтобы попасть в страну Звуков необходимо выполнить волшебную речевую гимнастику:

Чики,чики,чикичок, не стесняйся, язычок.

Не стесняйся, не ленись, повторяй, не ошибись.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р-р-р-р.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.

Свистели от ветра все провода: с-с-с-с-с-с.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з-з-з-з.

Логопед: Молодцы ребята, языки работают отлично. Добро пожаловать в волшебную страну.

Посмотрите, нас встречает Старичок – Звуковичок.

Он очень любит стихи сочинять, давайте ему поможем!

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он кто ему … (поможет).

Подводной лодке не страшна
Океанская … (волна).

Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое … (варенье).

На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит … (глазки).

Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут … (сказки).

Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).

Сейчас Старичок – Звуковичок заиграет в свою волшебную дудочку и перед нами появиться какая – ни будь буква.

Что это за буква?

Задание: Рассмотри картинку, найди все предметы, в названии которых есть звук Ш.

(шишка, мышка , кошка, ландыш, шмель, шалаш, ромашки)

Опять Старичок – Звуковичок играет в свою волшебную дудочку и перед нами появляется буква………

Игра «Что между чем?»

Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги ёжику. Найди в каждом ряду лишнюю кар­тинку и назови её. Объясни свой выбор.

Старичок – Звуковичок опять играет в свою волшебную дудочку. Что за буква перед нами?

Задание буквы Л. Про какую картинку можно сказать «Что?», а про какую «Кто?»

Угадай, кто прячется за фигурой. Назови.

Что за буква перед вами?

Задание буквы Р: придумайте названия игрушек в названии которых был бы звук Р.

Помоги сказочным героям сесть на поезд. Определи, где спрятался звук Р в их именах, в начале, середине или конце.

Старичок – Звуковичок предлагает вам сыграть с ним в одну весёлую игру. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Не найдете вы отгадку

На Алешину рогатку. (загадку)

Под березами, где тень,

Притаился старый день. (пень)

Кто здесь? Ну-ка угадай-ка!

С длинными ушами Райка. (зайка)

Старичок – Звуковичок прощается с вами , желает вам всегда говорить красиво и правильно.

Конспект открытого занятия по логопедии «Путешествие в страну звуков»

Гаврилова О.И., Абдулкадырова Г.Г., логопеды ГАУСО «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ в Лаишевском муниципальном районе»

Цель: Развитие коммуникативной функции речи, фонематического слуха, зрительного и фонематического восприятия.

Коррекционно – образовательные задачи: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова. Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Обогащать словарь детей новыми словами: пиктограмма, древний, пещера, пешеходы, паутинка.

Коррекционно – развивающие задачи: Активизировать речевую деятельность, работать над звукопроизношением, развивать интонационные просодические компоненты речи, совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, фонематические представления. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческое воображение, фантазию.

Коррекционно – воспитательные задачи: Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, физкультминутка, подвижные игры, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, поощрение.

Материал: листы бумаги, ножницы, мяч, книга, ковер, небольшой плоский камешек с пиктограммой, игрушки – предметы: волк, мышка, лиса, жук, мак, дом, белые квадратики по количеству детей (4 шт. на каждого ребенка), машина-игрушка, картинки (ослик, индюк, утка, аист, баран, жук, кот, петух, мак, дом), схемы слов, дорожка из полиэтилена 40 х 100 см, темное покрывало, 3 больших стула, 3 «ладошки» из цветного картона: красная, желтая, синяя, чайные ложки (2 штуки на ребенка), аудиозаписи голосов животных.

Возраст детей: от 3 до 18 лет

Дата проведения: 21.02.2020г.

Время проведения: 11.00ч.

Место проведения: территория реабилитационного центра.

Используемая литература:

  1. Журнал «Логопед», №1 2013г.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», №4 – 2017г.
  3. Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М.Ю., М-2007г.
  4. Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н.В., СПб – 2003г.
  5. Дидактический материал.

1 часть. Вводная.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте, что я делаю. (Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу). Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и…

Логопед: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Дети: Мы слышали.

Логопед: Правильно, вы слышали звуки.

2 часть. Основная.

Логопед: Ребята, сегодня утром я нашла у себя этот камешек. На нем рисунки – пиктограмма. Так в древности писали люди, они еще не знали букв. Давайте попробуем узнать, что тут написано. (Разбираем пиктограмму)

Логопед: А ведь это приглашение в сказочную страну Звуков. Давайте мы в нее отправимся на волшебном ковре – самолете. Занимайте места на ковре.

Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить,

(приоткрыть рот)

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

(удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «лопаточка»)

На волшебном ковре – самолете,

На летучем большом корабле

(поднять боковые края и кончик языка: «чашечка»),

Или с Бабой Ягой на метле,

(кончик узкого языка ритмично движется вправо – влево: «часики»)

На плоту по молочной реке

(широкий расслабленный язычок: «лопаточка»)

И верхом на Коньке – Горбунке,

(поцокать языком: «лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар – птице,

(широкий язык движется вверх- вниз: «качели»)

Можно на Колобке закатиться,

(круговые движения кончиком языка вокруг губ)

Можно въехать, как слон на еже.

(покусать кончик языка).

Ой! Мы, кажется, в сказке уже….

Знакомство с понятием «звук». «Путешествие в древние времена сказочной Страны звуков».

Логопед: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. Нас встречает девочка по имени Янсон. Она живет в лесу, в своем племени. Янсон любознательная, внимательная, умная. Это она нам прислала приглашение. Янсон любит гулять по лугам и лесам, прислушивается к разным звукам. По издаваемому звуку она может определить животное. Давайте вместе с Янсон отгадаем животных. (Запись звуков животных)

– Как шипит змея? Ш-ш-ш.

– Как фыркает ежик? Ф-ф-ф

– Как воет волк? У-у-у.

– Как звенит комар? З-з-з

– Как жужжит жук? Ж-ж-ж

– Как долбит дятел? Д-д-д.

Логопед: Давайте вместе с Янсон поучимся соединять звуки, чтобы из них получились слова.

– Шшшууум, дддыыым, Получились слова.

– Слова состоят из звуков. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

– У Янсон есть волшебная веточка. Она касается веточкой предмета и слово протяжно звучит.

«Вы молчите, я молчу,

И веточка молчит.

Предмета веточка коснется –

Сразу слово зазвучит»

(Янсон касается веточкой предметов – волка, лисы, мака, жука. Дети протягивают слова)

Логопед: Вместо звука Янсон рисовала веточкой на песке квадратик (Янсон выкладывает белый квадрат-звук на пол). Слово «жук» Янсон записала так (выкладывает 3 белых квадратика). И мы с вами будем обозначать звук квадратиком. (Дети выкладывают из квадратиков слова: мак, сок, дом, жук)

Динамическая пауза.

– Давайте немного отдохнем. (Ребенок проводит упражнения с речевым сопровождением)

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!»

Выделение начального гласного звука в слове.

Логопед: Мы сейчас поиграем в игру «Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку – В, мышке – М.

Логопед: Как сигналит машина ослику -, аисту -, индюку -, утке – ?

Выделение конечного согласного звука в слове.

Логопед: У Янсон есть друг Дракоша – Звукоедик. Его так зовут потому, что он любит проглатывать звуки в словах. Он прячет звуки в пещере, где живет.

Чтобы попасть в пещеру, нужно пройти по мостику – паутинке, стараясь не упасть с него. Потом нужно забраться в пещеру, достать звук, обозначенный белым квадратом и вернуть звук на место в звуковую схему слова (бара.. индю., пету., ко., жу.. ма..)

(Дети проходят по тканевой дорожке, которую держат двое взрослых на высоте 6 см от пола.)

Логопед: Мы подошли к пещере дракона. Может быть Дракоша в пещере? Давайте проверим.

Игра «Кричалки, шепталки, молчалки». Показываю детям 3 картонные ладошки – красную, желтую, синюю.

Логопед: Внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку – можно прыгать и кричать, желтую – можно только шептать, медленно передвигаться, если покажу синюю – нужно замереть на месте. (показываю ладошки, дети выполняют правила)

Логопед: Вот мы свами пошумели, пошептали, помолчали. В пещере тихо, Дракоши там нет. По очереди заходим в пещеру, достаем звуки-квадратики и возвращаем их на место в схемы слов. (Дети выполняют задание)

3 часть. Заключительная.

Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово»

Логопед: Из чего состоят слова? (из звуков)

Логопед: Янсон соединяет звуки в слова и произносит их протяжно. Какие слова у нее получились? (Янсон проговаривает: сссооок, нннооос). Произнося слова протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Логопед: А сейчас нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с Янсон. Пройдите на наш волшебный ковер самолет. Мы прилетим в детский сад к обеду. Чем мы будем есть суп? (ложками). Чтобы не скучать в пути – выполним самомассаж ложками .

(Дети вместе с логопедом выполняют упражнения самомассажа ложками)

Логопед: Вот мы и прилетели домой. Вы хорошо поработали, все старались и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку (каждому ребенку в руку кладется конфета).

момент «Слушай и отгадывай»

Включение в игровую ситуацию

Предлагает детям отгадывать различные звуки с закрытыми глазами.

Показывает камень с пиктограммой. Предлагает отправиться в путешествие

Закрывают глаза, слушают звуки, отгадывают

Дети отгадывают пиктограмму.

Читает стихи и показывает упражнения

Дети выполняют упражнения.

Знакомство с понятием «звук»

Рассказывает о девочке из Страны Звуков, представляет ее детям

Дети определяют по звукам животных, соединяют звуки в слова. Выкладывают звуковые схемы слов.

По инициативе детей

выполняются действия по тексту

Имитируют движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

По инициативе детей выполняются движения с пальчиками

Дети выполняют действия по тексту

Выделение начального гласного звука в слове. Игра «Умная машина»

Предлагает детям определить

первый звук в названиях животных

Дети называют первые гласные звуки в названиях животных

Выделение конечного согласного звука в слове.

Игра «Паутинка» (преодоление неуверенности в себе Игра «Темная пещера» (коррекция страха темноты) Игра

«Кричалки, шепталки, молчалки» (развитие наблюдательности, умение действовать оп правилам, развитие волевой регуляции)

Предлагает найти пропавшие звуки в конце слов, проглоченных Дракошей – Звукоедиком.

Предлагает пройти по мостику – паутинке, поиграть в игру, зайти в темную пещеру и найти там пропавшие звуки.

Просит детей вернуть звуки в звуковую схему слов

Выполняют игровые задания

Закрепление понятия «звук».

Игра «Узнай слово»

Предлагает девочке Янсон произносить слова протяжно.

Дети узнают и называют слова

Самомассаж ложками (стимуляция дозревание корковых отделов речедвигательной системы, улучшение качества артикуляционных движений)

Предлагает вернуться домой. В дороге выполнить самомассаж лица чайными ложками. Показывает действия и читает при этом стихи

Дети выполняют упражнения самомассажа.

Оценка деятельности детей в течение НОД

Комментирует оценку деятельности детей, предлагает сюрприз

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: