Конспект логопедического занятия в первом классе – Дифференциация звуков (С) – (Ц)

Конспект урока в первом классе для группы учащихся с ФНР — Звуки [С]-[Ц]

Тема урока: Дифференциация звуков [С]-[Ц]

Цели:
Образовательная: дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающая: развитие навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Птицы», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки птиц, красные, синие и зеленые кружки, конверты с картинками, картинка Карлсона.

1. Организационный момент.

Ень, ень, ень, ень — скажем всем мы добрый день .
Вы, вы, вы, вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де .те — и услышим «здравствуйте».
Ас, ос, ас, ос — я не буду вешать нос.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы ловкими хотят
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнения предложим.

По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить,как игрушки,
Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли
И в игре тренировали.
Наши пальчики, ладошки,
Ну,и кулачки немножко.

3. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня к нам с вами прилетел в гости …. Догадайтесь,кто?

Толстяк живет на крыше.
Летает он всех выше.
( Это Карлсон ).

4. Конверт № 1. Игра в рифму.

– Давайте откроем конверт и посмотрим ,что в нем. Оказывается, Карлсон предлагает нам поиграть в рифму. Играем?
– Догадайтесь, о ком это стихотворение и договори словечко.

А. Прилетела на окошко,
Сала клюнула немножко.
Замечательная птица
Желтогрудая ……. (синица ) .

Б. Все блестящее хватает.
И в гнезде своем скрывает.
Шумна , болтлива ,белобока
Суетливая ……..(сорока ).

В. На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его …..(скворец).

– Назовите одним словом слова-отгадки. (Птицы ).
– Какой одинаковый звук услышали во всех словах?
– Верно. Это звук [С].
– Что так работает? С-С-С-С …. Верно, насос.
– Какой это звук? (Согласный). (Почему?).
– Где находится в словах звук [С]? (В начале слова).
– Придумайте еще слова с этим звуком .
– Где еще в словах услышали [С]? (В середине и в конце).

5. Работа по развитию навыка звуко — буквенного анализа.

– Назовите гласные в слове С К В О Р Е Ц .
– Назовите согласные в этом слове.
– Определите количество слогов в нем(2). Почему?
– Выложите кружками схему слова.
– Поставьте ударение.
– Как назвать детенышей скворца? (Скворчата).
– Назови скворца ласково. (Скворушка).
– Как называют домик для скворца? (Скворечник).
– Скворец, скворчата, скворечник – это слова-родственники.
– Одинаково ли звучит звук [С] в словах синица, скворец, сорока?
– (Нет, в слове синица [С] звучит мягко).
– Значит, какой он бывает? (мягкий и твердый)

– Давайте определим по картинкам, какой звук в словах, твердый или мягкий.
– Каким он еще может быть, послушайте, звонким или глухим?
– Расскажите, каким же бывает звук [С]?

7. Знакомство со звуком [Ц].

– Как называют детенышей птиц? (Птенцы).
– Из чего вылупились птенцы? (Из яиц).
– Чем питаются птицы? (Гусеницами).
– Послушай слова и назови одинаковый звук во всех словах. (Птенцы, яйца, гусеницы). Придумай еще слова с [Ц].
– Где слышали звук [Ц]? (В начале слова, в середине и в конце).
– Произнеси звук [Ц] и расскажи о нем. (Согласный, твердый и глухой).
– Какие 2 звука слушаем на уроке? ([С] и [Ц]).
– Что одинакового между ними? (Оба согласные, глухие).
– Какая разница между этими звуками? ([С] твердый и мягкий,[Ц] всегда твердый).

– Определяем какой звук в слове [С] или [Ц].
– Сделаем подарок Карлсону: соберем для него картинки только со звуком [С].

– Карлсон пригласил в гости Волшебника, который поможет вам получить новые слова.

Цел – сел , лица –лиса, цвет -свет, цвести – свести .

Игра «Слоги заблудились»

– Верни слоги на место и назови слова, которые получились.

(СИ , ГУ –гуси. ЛЯ, ЦАП – цапля, ГИРЬ, СНЕ – снегирь, ИСТ, А – аист).

Назови ,какой звук ты слышишь [С] или [Ц].

Закончи предложение. Выбери слово, которое подходит.

Из леса выбежала ……… . (ЛИСА или ЛИЦА)?

– Сколько слов в предложении? В каком слове есть звук, который пришел к нам в гости? [С].

Читайте также:
Нетрадиционные приёмы развития устной речи

– Какие звуки слушали сегодня?
– Чем эти звуки похожи?
– Какая разница между ними?

Дунаева Надежда Николаевна,
учитель-логопед 1-ой категории
МОУСОШ № 19 г. Камышина,
Волгоградской обл.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ц”
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс)

Тема : Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, телефоны, цифры 1-5, стопоры, карточки, изографы, мяч, зеркала, профили, гном.

План и ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши-читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка» на которой нас и будет ждать веселый гном. Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом? (транспорт).

Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта зашифровано в изографе. Чтобы расшифровать название транспорта, вам нужно найти все буквы, которые спрятались в изографе. (паровоз)

А какой это вид транспорта? (железнодорожный)

Почему он называется железнодорожным?

Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)

Почему он так называется?

  1. Основная часть

Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде,а пока мы едем, давайте сделаем массаж и немножко разогреемся (самомассаж).

Игра на дыхание «Телефон» (Инструкция: набрать воздух через нос и медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа губы трубочкой)

Как гудит паровоз? У-у-у (петь громко и тихо)

Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»

На этой станции живут мальчики-звуковички? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц.

Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся:

Профили и зеркала.

При звуке С – кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

При звуке Ц – язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)

Давайте дадим характеристику звуку С и Ц (капелька и кузнечик)

А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем

Быть шофером хорошо, а летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.

Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»

На этой станции мы будем определять место звука в слове.

Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.

Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь, гонец.

Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?

( В старину: человек, посылаемый куда-либо со срочным известием)

Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь! А по дороге мы с вами поиграем в игру «Слово рассыпалось»

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»

Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)

Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)

Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до следующей станции.

Пальчиковая гимнастика со стопорами

Автобус, троллейбус, машина, трамвай-

О них ты на улице не забывай.

В морях- корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.

Назовите мне эти буквы! (эс и цэ)

Чем отличается звук от буквы?

Вычеркнуть все буквы С и Ц (на карточках)

На мосту стоит автобус.

Самолет оставил в небе белый след.

Судно встало на якорь у скалы.

(Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, все ли буквы вычеркнуты.)

Подведение итогов занятия.

Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.

Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?

С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц-мягким?

Мной было проведено групповое занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию для учащихся 1 класса. Занятие является логическим продолжением предшествующих занятий по знакомству со звуками С-Ц и закреплением материала, пройденного учителем на занятиях по обучению грамоте.

Тема занятия: Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учитывая особенности данной группы детей с речевыми диагнозами: 3 человека- дизартрия, ОНР 3 уровня; 2 человека-дизартрия, ОНР 2-3 уровня; 1 человек-НВОНР.

Так как основной диагноз у всех детей – детский церебральный паралич, ход моего занятия был построен с учетом особенностей этих детей.

Для активации мыслительной деятельности детей в орг. моменте я использовала проблемный вопрос, который подвел нас к началу занятия и закреплению лексического материала. Кроме этого, в орг. моменте были реализованы и логопедические задачи: работа по формированию правильного речевого дыхания и силы голоса.

Основная часть занятия посвящена дифференциации звуков С-Ц, где с помощью использования различных форм и методов работы и дидактических заданий мы решали с детьми основные задачи. Материал был построен в соответствии с дидактическими принципами: наглядности, системности, последовательности, от простого к сложному (звук-слог-слово-предложение).

Не отходя от методики, после работы над звуком, мы перешли к букве.

На протяжении всего занятия реализовался принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода: это прослеживается в играх «Повторюши» (детям предложены разные по сложности звуковые сочетания), «Собери слово» (слова разной степени сложности в 2-4 слога), в подборе нестандартного оборудования для пальчиковой гимнастики (стопоры с различным нажимом).

Так как наши дети испытывают затруднение в анализе структуры языковых единиц, на занятии также отрабатывалась слоговая и темпо – ритмическая структура слова.

Учитывая специфику работы нашего учреждения, в занятие были включены здоровьесберегающие технологии и коррекционные моменты: детьми был проведен самомассаж с целью снятие общего напряжения и

напряжения в органах артикуляции, а также физминутка для снятия статического напряжения и для координации речи с движением.

В связи с тем, что в данной группе детей имеются дети с нарушением зрения, материал для них был предложен в увеличенном формате, согласно рекомендациям врача.

В 1 классе нами ведется пропедевтика коррекции дисграфии и дислексии, в связи с чем, детям были предложены задания на формирование орфографической зоркости: изограф и вычеркивание букв из текста. Формирование самоконтроля у детей осуществлялось посредством взаимопроверки письменного задания.

Так как у детей с ДЦП имеются органические нарушения и страдают все познавательные процессы, мы использовались зрительные, слуховые и кинетические виды подачи материала.

В течении занятия виды деятельности менялись, чередовались, с помощью чего нам удалось избежать утомляемости детей и постоянно удерживать их внимание, что обеспечило высокую работоспособность.

Так как дети легкоутомляемы, им предлагались различные виды заданий, которые имели практическую направленность. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками логопеда.

С помощью комплекса упражнений: физминутки, пальчиковой гимнастики со стопорами, игре «Поисковик» и графическим упражнениям была реализована коррекционная деятельность по развитию общей и мелкой моторики.

Занятие прошло в сюжетно – игровой форме, что помогло мне на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию и эмоциональный настрой, а также удерживать внимание и интерес детей с помощью сказочного персонажа.

Для создания благоприятной психологической атмосферы использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия: называла детей по имени, выслушивала ответы, использовала тактильный контакт, занятие велось в ровном тоне.

Считаю, что с поставленными задачами дети справились, цели были реализованы в ходе занятия. Дети были заинтересованы, активно выполняли задания, внимание детей удерживалось на протяжении всего занятия.

Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.

6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

Конспект логопедического занятия для младших школьников по теме “Дифференциация С–Ц”

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

1. Закреплять представления о правильной артикуляции звуков [c] -[ц].

2. Закреплять представления о фонетической характеристике звуков [c] -[ц].

3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

7. Совершенствовать звуко-буквенный синтез.

8. Закреплять умение составлять правильно грамматически оформленные предложения 9. 9. Учить самостоятельно формулировать цель занятия.

10. Учить самостоятельно делать выводы.

1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]).

2. Развивать квази-пространственные представления.

3. Формировать навык самопроверки.

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Оборудование: простые карандаши, ручки, тетради, три листа бумаги А4 на каждого ребенка, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к занятию, настольные зеркала, техническое оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход занятия

I. Организационный момент

Упражнение «Зеркальное рисование». Слайды 2,3,4.

Логопед: Ребята, возьмите два карандаша. Один в правую руку, другой в левую. Одновременно двумя карандашами на листе бумаги нарисуйте два круга.

Дети рисуют круги.

Логопед: Теперь возьмите второй лист и нарисуйте двумя руками два квадрата.

Дети рисуют квадраты.

Логопед: На третьем листе нарисуйте два ромба.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, легко было рисовать фигуры двумя руками?

Ученик: Нет.

Логопед: Почему?

Дети перечисляют, что у них вызвало трудности (одна рука рисует быстрее, тяжело следить за рисованием двух фигур и пр.)

После выполнения задания детьми выставляется слайд 5.

II. Вводная часть

1. Повторение артикуляции и характеристики звука [c].

Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук есть во всех перечисленных словах. Слушайте внимательно! Соня, ставни, стакан, песок, поясок, квас, кокос, сода. Какой звук есть в словах?

Ученик: Во всех словах есть звук [с].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [с].

Дети выполняют задание.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Губы улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Язык находится за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [c] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].

Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?

Ученик: В этих словах есть звук [ц].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].

Работа с зеркалами.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Губы немного улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?

Ученик: Это согласные, твердые, глухие звуки.

Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

3. Постановка цели занятия.

Логопед: Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться?

Ученик: Мы будем сравнивать звуки [с]-[ц].

Логопед: Правильно.

III. Основная часть

1. Упражнение «Будь внимателен». Слайд 7.

Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны опустить руки ладонями вниз на стол, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.

Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

2. Упражнение «Слушай внимательно, повторяй старательно».

Логопед: Я буду произносить слоги и слова, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их повторить. У меня есть флажок. Кому я поставлю флажок на парту, тот повторяет. Потом я поставлю флажок на другую парту. Готовы?

Ученик: Да.

Логопед: Са-ца-са.

У: Са-ца-са.

Цепочки слогов:

Пары слов:

3. Упражнение «Слог потерялся».

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком. Если вам встретиться незнакомое слово, то попросите объяснить, что оно значит. Первое слово. Мыльни….

Ученик: Ца. Мыльница.

Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца), терра…(са), пшени…(ца).

4. Упражнение «Фантазеры».

Логопед: Мы говорили о звуках [с] и [ц]. Звуки мы слышим и произносим. А пишем и читаем мы что?

Ученик: Буквы.

Логопед: Давайте по фантазируем на что похожа буква С. (Слайд 7).

Дети перечисляют на что похожа буква С. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву С.

Логопед: А на что похожа буква Ц? (Слайд 8).

Дети перечисляют на что похожа буква Ц. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву Ц.

5. Работа с индивидуальными карточками.

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат карточки в виде тучек. На карточках написаны слоги. Прочитайте их.

Ученик читает слоги.

Логопед: Пропишите эти слоги в тетради. Не забывайте четко их проговаривать.

Дети записывают слоги.

Логопед: Придумайте слова с этими слогами.

Ученики придумывают слова (лиса, собака, царица ….)

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь.

Дети записывают слова. Логопед проверяет правильность написания слов.

Логопед: Выберите слово и придумайте с ним предложение.

Ученики составляются предложения. При затруднениях логопед помогает детям.

Логопед: Ребята, вы придумали много предложений. Давайте выберем одно и запишем его в тетрадь.

Дети выбирают предложение.

Логопед: Сколько слов в этом предложении?

Логопед: С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Ученик: С большой буквы.

Логопед: Что ставим в конце предложения?

Ученик: В конце предложения ставим точку.

Логопед: Запишите предложение в тетрадь.

Ученики записывают предложение. Логопед проверяет правильность написания предложения детьми.

6. Динамическая пауза «Веселые человечки».

Логопед: Мы сейчас поиграем в «Веселых человечков». Они любят заниматься зарядкой. Все Вы должны повторить эти упражнения. Будьте внимательны. Повторять нужно правильно. Если человечек поднял левую руку, и вы должны поднять левую руку. (Слайды 10-19).

Дети выполняют задания.

7. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. Слайд 20.

Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.

Два ученика читают слова на карточке.

Логопед: Все ли слова вам понятны?

Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.

Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно

Ученики записывают слова в тетрадь.

Логопед: Ребята посмотрите на слайд. Проверьте себя. Все ли слова вы написали правильно? (Слайд 21).

Дети проверяют правильно ли написали слова.

IV. Итог

Логопед: Чему вы сегодня научились?

Ученик: Мы научились различать звуки [с] и [ц] (буквы С и Ц).

Логопед: Чем различаются звуки [с] и [ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

Логопед: Назовите слова со звуком [с].

Дети называют слова.

Логопед: Назовите слов со звуком [ц].

Дети называют слова.

Логопед: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. Занятие закончено. (Слайд 22)

Литература

1. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. – М.: Эксмо, 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3: Дифференциация свистящих, шипящих, африкатоф, Л-Р (340 упражнений на CD). – М.: Национальный книжный центр, 2012.

3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1996.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Елена Сторожинская
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Задачи:

1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ].

2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё.

3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком.

4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

5. Повторить словарь по теме «посуда».

6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материалы:

2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц].

3. картинки с изображением предметов посуды.

4. счётные палочки

5. карточки с буквами С и Ц.

6. кассы звуков и букв.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков [ c – ц ].

• На доске картинки: автобус, ананас, парус.

Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с)

Огурец, колодец, палец (ц)

Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте.

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он?

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: чем отличаются звуки?

Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух.

2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]».

Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.

3. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот:

СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;

АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;

ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.

4. Упражнение «Закончи слово».

Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово:

ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри…

ЦО (СО): коле, коль…

ЦЫ (СЫ): воло, огур…

5. Упражнение «найди лишнее слово».

Логопед: санки, цирк, суп, сок.

Логопед: правильно, почему?

Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].

Логопед: огурец, молодец, нос, палец.

Курица, мельница, лиса, лицо.

Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу.

Дети встают около своих мест.

Я на дорогу выхожу (дети маршируют)

Сперва – налево погляжу (показывают рукой)

Потом – направо и вперёд (показывают рукой)

И ты – умелый пешеход (друг другу).

Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?

6. Дидактическая игра «Назови посуду».

Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:

Сахарница – сахарницы и т. д.

Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)

7. Дидактическая игра «засели домик»

На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц].

Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).

8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]».

логопед читает предложения:

Лариса идёт на улицу.

У Сони тёплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

Саня поцарапал палец.

Соня купила яйца.

После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце).

9. Игры с буквами С и Ц.

• Выложить счётными палочками буквы С и Ц.

• Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой.

Суп, цирк, цыган, сова.

• Звуко – слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки:

Суп, супы, цып, цыпа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [Л-Р]. Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Логопедического занятие на тему:”Дифференциация звуков С-Ц” (1 класс)

Конспект разработан для детей школьного и дошкольного возраста. Цель: научить ребенка дифференцировать звуки С,Ц.

Просмотр содержимого документа
«Логопедического занятие на тему:”Дифференциация звуков С-Ц” (1 класс)»

Конспект коррекционного логопедического занятия

на этапе дифференциации звуков [С], [Ц].

Тема: «Дифференциация звуков С-Ц»

Цель: Дифференциация звуков и букв [С], [Ц] в слогах, словах

Коррекционные

Развивать фонематический слух и восприятие по средствам дифференциации звуков на слух

Развивать логическое мышление на основе разгадывании загадок

Развивающие:

Развивать артикуляционную моторику по средствам игровых приемов артикуляционной гимнастики.

Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук по средству самомассаж кистей рук.

Образовательные

Закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ц] в самостоятельной речи

Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков (давать характеристику звука, сравнивать звуки между собой)

Закреплять умение правильно обозначать звуки [С], [Ц] буквами на письме

Воспитательные

Воспитывать доброжелательного отношения к растениям и живой природе.

Развить наблюдательность на основе выполнения заданий различной сложности в течении всего занятия.

Оборудование занятия: изображение цветика – семицветика, буквы С и Ц, тетрадь, ручки, схема характеристики звуков, вертушки, картинки с изображениями цветов, сигнальные карточки с буквами занятия, цветные карандаши, звуковой домик, фишка, карточка с разными буквами.

Лексико-грамматический материал: Цветик- Семицветик, зонт, астра, парта, нос, сумка, рисунок, цепь, сапоги, самолет, салат, цифра, цирк, цапля, сок, солнце, сорока, цветок, цветник, цветочный магазин, цветы, цветочек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Л: Сегодня тебя ждет путешествие в сказочную страну.

Л: А с кем сегодня мы будем путешествовать, ты узнаешь из рассказа. Слушай внимательно, как скажешь про кого этот рассказ, наш гость сразу появится.

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Что же это за цветок? (цветик – семицветик)

Л.: Правильно, сегодня тебя в сказочную страну зовет Цветик – Семицветик. Назови первый звук в словах «Цветик, Семицветик». Сегодня мы с тобой будем учиться правильно произносить звуки [С] и [Ц] в слогах и словах.

Цветик-Семицветик приглашает тебя в гости. Его дом находится за высоким забором. – упражнение «Заборчик»

А в гостях Слоник, смотри какой он большой, какой у него длинный хобот. Давай сделаем с тобой упражнение «Хобот»

«Трубочка», дуем на язычок, свернутый в трубочку

А еще есть качели и Цветик очень любит качаться, давай и мы с тобой покачаемся. – упражнение «Качели»

Что-то стало холодно, ветер подул. – упражнение на дыхание «Ветерок» ( с вертушками)

И приглашает тебя на чай с вкусными блинами – упражнение «Блинчик»

Цветик любит коллекционировать разные предметы и хотел бы тебе показать. Упражнение «Часики», «Парус»

4. Произношение изолированного звука:

Л.: как свистит чайник?

Л.: как мы делаем, когда нас просят не шуметь?

Р.: Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.

5. Анализ артикуляции по плану.

Л.: посмотри на схему и расскажи, как правильно произносить звук [С]

Р.: губы в улыбке, зубы немного разомкнуты, язык за нижними зубами, упирается в бугорки, воздушная струя холодная, голос не работает, обозначим звук [С] .

Л.: а как произносится звук [Ц]

Р.: губы в улыбке, в начале спинка языка касается бугорков за верхними зубами, затем опускается вниз, кончик языка за нижними зубами, обозначим звук [Ц]

-воздушная струя «взрыв», голос не работает.

6. Характеристика звука:

Л.: расскажи про звук [С], какой он согласный/гласный; глухой/звонкий; мягкий/твердый.

Р.: согласный, глухой, твердый.

Л.: а какой звук [Ц]

Р.: согласный, всегда глухой, твердый.

7. Связь звука с буквой:

Л.: мы с тобой говорили о двух звука [С] и [Ц]. Как свистит свисток?

Л.: как нас просят не шуметь?

Л.: звук [С] на письме обозначается буквой [С]. Скажи пожалуйста, на что похожа буква С?

Р.: на месяц, на дольку арбуза.

Л.: звук [Ц] на письме обозначается буквой [Ц]. На что похожа буква Ц?

Р.: ребенку дается картинка буквы Ц

8. Закрепление звука в слогах и развитие графо-моторных навыков

Л.: у Цветика – Семицветика рассыпались бусы. Поможем ему их собрать? Посмотри, как и много. На каждой изображены буквы, чтобы бусины были вместе, тебе нужно соединить буквы в слоги и прочитать что получилось. Давай соберем только те бусины где гласные звуки (А, О, У,И), а потом на которых согласные (Ц,С). От согласной к гласной буквы рисуй линию.

Р.: читает слоги и рисует линии. (АС, ОС, ЦИ, ЦУ)

9. Развитие фонематического слуха:

Л: когда услышишь звук С хлопни, а когда услышишь звук Ц топни:

С, З, Ц, Ж, С, Щ, Ш, Ц, Р

Зонт, Стакан, Астра, цветок, парта.

Л.: определи место звука в слове: (звуковой домик)

звук С: Сок, ноС, Сумка, риСунок;

звук Ц: Цепь, яйЦо, Цапля, куриЦа.

10. Пальчиковая гимнастика + самомассаж кистей рук с карандашом.

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Все быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

11. Закрепление звука С в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

Л.: Игровое упражнение «Придумай слова, используя слоги са, со ци» ( за ранее будут распечатаны слова, ребенку нужно будет выделить слоги). Например:

СА — Сапоги, Самолет, Салат.

СО– Сок, Солнце, Сорока

Л.: Запиши слова в тетрадь, выдели условными знаками буквы С и Ц.

12. Звуковой анализ и развитие навыков словообразования

Л.: составь схему слова ЦВЕТОК. (буквы расположены в разном порядке)

Р.: составляет слово

Л.: давай подберем родственные слова к слову цветок.

Р.: Цветок- цветник , цветочный магазин, цветы, цветочек

Мы играем на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки – топ, топ.

Наши ручки – хлоп, хлоп.

Головой слегка качаем

Руки кверху поднимаем,

Вниз ладошки опускаем,

14. Закрепление звуков С, Ц на различение.

Л.: давай внимательно посмотрим на картинку и найдем буквы С, Ц. Когда найдешь букву С, то обведи ее простым карандашом в кружок. Букву Ц необходимо обвести в квадрат.

(перед ребёнком кладется картинка с разными буквами, среди которых нужно найти и обвести в кружок букву С, в квадрат буку Ц)

15. Итог занятия.

Л.: какие звуки мы сегодня произносили на занятии?

С какими буквами познакомились?

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Что тебе понравилось, что было интересно?

16. Оценка работы детей.

Л.: ты молодец, отлично справилась со всеми заданиями. Цветику-Семицветику понравилось с тобой путешествовать. Ты очень старательный и внимательный.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;

-воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.

Объявление темы урока.

Произношение изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков в тексте.

Оценка работ учащихся.

-Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать,

Чтоб правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

-Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки.

За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами.

Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час.

Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз.

Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай!

Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье!

Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу).

Кончил дело – гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку).

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

-Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

-Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки.

-Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают?

+Зубы сближены, между ними небольшая щель.

-Что происходит с нашим язычком?

+Кончик языка упирается за нижние зубки.

-Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя?

+Холодная, длинная, можно тянуть.

-Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок?

+Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние.

-При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха?

-Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее?

+Губы улыбаются, зубы сближены.

-А в чем отличия?

+Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает.

+При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая.

-Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие?

-Итак произнесите звук С. Какой он?

+Согласный, глухой, твердый

-Значит каким сигналом мы его обозначим?

-Верно!А звук Ц какой?

+Согласный, твердый, глухой.

-Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы!

-Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С?

-Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

-Значит буква С похожа на …

-Вот какая буква Ц:

С ноготочком на конце

Как кошачьи лапки.

-А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята!

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и улетел.

-А теперь изобразите:

…цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге.

-А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой.

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко…

-Со-со-со – ножка вертит коле…

-Ца-ца-ца – есть картинка без ли…

-Су-су-су – волки съели колба…

-Цы-цы-цы – мы сегодня молод…

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С.

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их.

+Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист.

-Запомните эти картинки.

-А теперь закройте глаза.

Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были.

-Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»?

+3 слога: нож-ни-цы

-Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце?

+В середине слова

-Какой по счету звук Ц?

-Обозначим это слово сигналами

-Сколько слогов в слове «носки»?

-Где находится звук С?

+В середине слова

-Какой он по счету?

-Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

-Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

-В какой части слова спрятался этот звук?

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно!

Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!».

-Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали?

-А слова со звуком Ц?

+Курица, птицы, цыплята.

-Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали?

-Какие это звуки?

-Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке?

-Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте.

Учитель настраивает обучающихся

У детей зеркала

Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны.

«Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы)

Учитель делает ударение в словах на звуке С

Учитель делает ударение в словах на звуке Ц

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: