Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

Конспект по теме: «В гостях у Лесовичка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы с нарушением зрения
Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Тема: «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
– продолжать формировать представление о деревьях;
– учить классифицировать деревья на лиственные и хвойные;
– учить раскрашивать изображение, не выходя за контур, делая штрихи в одном направлении;
– учить раскладывать сериацию шишек по величине, словесно обозначать;
– учить узнавать и называть листья разных деревьев;

Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать мелкую моторику;
– развивать прослеживающую функцию глаз;
– развивать зрительное восприятие, умение соотносить части по оттенку и ширине;
– развивать ориентировку на микроплоскости;
– развивать способность узнавания предметов с использованием мануальных (исследовательских) действий;
– развивать цветоразличение;

Воспитательные задачи:
– воспитывать стремление к достижению положительного результата;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: фланелеграфы, цветные изображения осенних листьев, муляжи, простые и цветные карандаши, еловые и сосновые шишки, разрезные картинки «Елочки», ножницы, карточки «Правила поведения в лесу».

1. Вводная часть.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в чудесный лес, в гости к Лесовичку. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу».
(при помощи картинок дети называют правила поведения в лесу: нельзя ломать ветки, нельзя шуметь, нельзя разводить костры, нельзя мусорить и т.д.)

Воспитатель: «Раз, два, три, повернись,
В чудесном лесу очутись.
Посмотрите, как здесь красиво. Деревья стоят в разноцветном убранстве. Растут грибочки. Как называются грибы, которые можно есть? Назовите съедобные грибы. Как называются грибы, которые нельзя есть? Назовите ядовитые грибы. Ребята, Лесовичок нас встретил не с пустыми руками, а приготовил загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю….
Но не касаюсь сосен и елочек, я ….»
(Осень)

Воспитатель: «Правильно, это осень. И мы с вами попали именно в осенний лес. А вы сможете сказать, какой это лес? (Лиственный, хвойный, смешанный). Как вы догадались? Какие лиственные деревья вы увидели в нашем лесу? А какие хвойные?»

Воспитатель: «Молодцы. Вы все правильно сказали. Лесовичок занимается тем, что целыми днями смотрит за порядком в этом прекрасном лесу и заботиться о деревьях. А как вы считаете, деревья живые или нет? Почему вы так решили?»
(Деревья растут, дышат, питаются, у них есть побеги.)

2. Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Воспитатель: «Чтобы нам отправиться дальше в лес и поиграть в игры, которые приготовил для нас Лесовичок, нам нужно подготовить наши пальчики:
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с березки – золотой,
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку».
(Дети поочередно загибают пальцы.)

3. Д/и «Подбери верхушку к елочке»
Воспитатель: «Хозяин леса – Лесовичок, очень расстроен. Вчера был очень сильный ветер, настоящий ураган и он поломал у елочек все верхушки. Давайте мы поможем Лесовичку и подберем к каждой елочке верхушку».
(Детям необходимо по оттенку зеленого цвета и по ширине веток подобрать верхушки к елочкам.)

4. Д/и «Узнай наощупь»
Воспитатель: «У вас на столах – необычные мешочки. В них лежат шишки. А на каких деревьях растут шишки? Как мы называем шишки, которые растут на соснах? Какой они формы? Как мы называем шишки, которые растут на елях? Какой они формы? Сейчас вам нужно надеть волшебные очки и наощупь найти три сосновые шишки. Как вы догадались, что это именно сосновые шишки?»

5. Д/и «Разложи по величине»
Воспитатель: «А сейчас вам нужно разложить эти шишки от самой большой до самой маленькой, начиная слева направо».

6. Динамическая пауза
Воспитатель: «Вы, наверное, немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Встаем все из-за столов.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже.

7. Воспитатель : «От ветерка зашуршали листья на деревьях и стали опадать на землю. Как мы называем явление, когда осенью листья опадают на землю? И на наши столы также опали листья. Расположите их, пож-та, так, как я вас попрошу. Кленовый большой красный лист расположите в правом верхнему углу. Березовый маленький желтый лист расположите в левом нижнем углу и т.д.».

8. Д/и «Соедини по точкам и раскрась осенние листочки»
Воспитатель: «Ну что, нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю оставить что-нибудь от нас на память Лесовичку. У вас на столах листы бумаги, соедините по точкам изображение, узнайте его и раскрасьте.
Что у тебя изображено? Каким цветом ты раскрасил осенний лист?
Раз, два, три, повернись,
В детском саду очутись».

9. Итог
Воспитатель: «Ну что, ребята, вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Что запомнилось больше всего? Я очень довольна тем, как вы сегодня выполняли задания, которые приготовил для вас Лесовичок и хочу вам подарить за это корзину со вкусными и очень полезными фруктами».

Читайте также:
Методическая разработка по автоматизации звуков

Конспект логопедического занятия «В гости к лесовичку» [лексическая тема Зима]

Тип занятия: вводное.

Цель: Формировать грамматическую компетенцию у детей с ОНР-3 уровня.

1. Учить детей согласовывать существительные с числительными.
2. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным по теме «Зима».
3. Развивать умение делать умозаключения при анализе зимней картины.

1. Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
2. Прививать навыки работы в группе и индивидуально.

– Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

1.Осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата через смену видов деятельности, соблюдение детьми правильной осанки.
2. Создать благоприятный психологический климат.

Оборудование:, макет зимнего леса, магнитная доска, мультимидийное оборудование, атрибуты для создания зимнего леса, фигуры дерева, мяч, столы, стулья, указка.

Методы и приёмы:

Словесные: образец речи педагога, вопросы, задания, беседа, проблемная ситуация, загадывание загадки, речевые пояснение к действиям.

Практическо-игровые приёмы: работа с макетом, работа на магнитной доске.

Игровое упражнение : «1-5»; Игра «Скажи какая»; «Весёлый счёт»; «Скажи правильно», «Назови время года?»; «Собери зимний лес»; «Засели лес животными»; «Что изменилось?»

Наглядный: рассматривание, применение учебно-методических пособий.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята!

– Я приглашаю вас в круг.

– Мы возьмёмся за руки улыбнемся, друг другу и передадим хорошее настроение.

Учитель-логопед: — Вот с хорошим настроением вы отгадаете мою загадку.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

– А как ты догадался, что это бывает Зимой.

– А ты, почему так думаешь?

– Молодцы, вы внимательно слушали загадку, это бывает Зимой.

Учитель-логопед: А какая бывает Зима?

Дети: снежная, вьюжная, морозная, холодная, скрипучая, белая.

Учитель-логопед: Вот какая разная бывает зима.

Учитель-логопед: У меня ребята есть снежный ком, и я предлагаю Вам поиграть с ним в игру « 1-5».

Учитель-логопед: Например: Одна снежинка – пять снежинок.

1 снеговик — 5 снеговиков;
1 дерево – 5 деревьев;
1 сосулька – 5 сосулек;
1 ёлка – 5 ёлок;
1 сугроб – 5 сугробов;
1 птица – 5 птиц

Учитель-логопед: Мы с вами хорошо поиграли в игру, но некоторым было не легко играть, они затруднялись в правильном ответ.

Учитель-логопед: У меня есть пригласительный билет от лесовичка. Вы хотите пойти со мной вместе к лесовичку в зимний лес?

Учитель-логопед: Лесовичок бережёт свой лес и любит в нём порядок.

И он давно уже хотел всё пересчитать в нем, но он один и ему трудно.

Кто может и хочет помочь ему?

Учитель-логопед: А для этого нам нужно подготовиться.

(Дети садятся на стулья)

Учитель-логопед: Ребята у меня на столе деревьев. Послушайте, как я буду их пересчитывать.

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев, шесть деревьев, семь деревьев. У меня на столе 7 деревьев.

Учитель-логопед: Вы заметили, как изменяются слова, когда встают рядом с числом два, пять. Давайте в этом убедимся.

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев, шесть деревьев, семь деревьев.

Учитель-логопед: Кто хочет пересчитать деревья? А вы ребята внимательно слушайте правильно при счёте произносятся слова.

Дети: Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев, шесть деревьев, семь деревьев. Сколько всего деревьев?

Дети: Всего семь деревьев.

Учитель-логопед: А теперь закройте глаза (Убираю 2 дерева).

– Сколько я убрала деревьев?

Дети: убрали 2 дерева.

Учитель-логопед: сколько деревьев осталось (осталось 5 деревьев).

Учитель-логопед: Я думаю мы теперь можем отправиться в лес в гости к лесовичку.

Надевайте лыжи и отправляемся путешествовать, вставайте за мной.

Дети за логопедом имитируют ходьбу на лыжах (звучит музыка).

Учитель-логопед: Здесь большие сугробы нам на лыжах не пройти.

Оставляйте лыжи, высоко поднимайте ноги, пригнитесь здесь ветка.

Учитель-логопед: Мы преодолели препятствия.

А вот и хозяин леса нас встречает «Лесовичок».

Учитель-логопед: Здравствуй лесовичок !

Учитель-логопед: Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.

Ребята помогите мне. (дети выставляют из коробки предметы деревьев, елок, сугробов, птиц, зверей).

Учитель-логопед: что растет в зимнем лесу?

Дети: в зимнем лесу растут деревья, ёлки, кусты.

Учитель-логопед: Кто живёт в зимнем лесу?

Дети: в зимнем лесу живут белки, зайцы, волки.

– Почему не видно медведя?

Учитель-логопед: а почему заяц белый?

Дети: потому- что он зимой меняет шубку.

Учитель-логопед: У нас получился лес?

Дети: Да у нас получился зимний лес.

Учитель-логопед: Вы много рассказали о лесе, хозяином которого является лесовичок. Лесовичок мы знаем, что ты любишь порядок и пришли помочь тебе пересчитать всё в твоём лесу.

А вы ребята не забудьте правильно произносить слова при счёте.

Читайте также:
Презентация (Слоговые таблицы для автоматизации звуков)

Учитель-логопед: Кто хочет пересчитать сугробы?

– посчитай сколько в лесу сугробов?

Дети: один сугроб, два сугроба, три сугроба и т.д. Скажи лесовичку.

Учитель-логопед: а кто хочет пересчитать в лесу птиц? Посчитай, сколько в лесу елок?

Дети: одна ёлка, две ёлки, три ёлки и т.д.

Учитель-логопед: Сколько деревьев в лесу посчитайте?

Учитель-логопед: Большое спасибо вам ребята нам было очень трудно, но мы всё таки справились с заданием, помогли лесовичку всё пересчитать и в благодарность он подарил нам «живую» картину. (ЖЕСТОМ руки приглашаю присесть детей)

Давайте её рассмотрим.

Учитель-логопед: Какое время года на картине?

Дети: на картине зима.

Учитель-логопед: Почему ты так решил?

Учитель-логопед: Я затрудняюсь определить, какое время года на картине?

Что здесь не так?

Бабочки зимой летают?

Учитель-логопед: художник на картине перепутал времена года.

Чтобы исправить, надо выполнить задание.

Для этого надо разделиться на две команды.

В каждой команде должно быть 3 человека.

Учитель-логопед: Мы сейчас будем создавать зимнюю картину леса.

1 команда собирает зимний лес.

2 команда заселяет лес животными, которые живут в лесу зимой.

Учитель-логопед: Но самое главное пересчитать и правильно произнести слова при счёте.

Учитель-логопед: 1 команда вам задание понятно? приступаем к работе. (Звучит музыка)

Учитель-логопед: А вторая внимательно смотрит.

Спрашиваю детей из 2 команды.

Учитель-логопед: Как вы считаете, они справились с заданием?

Учитель-логопед: Приступает к работе, а 1 команда внимательно наблюдает.

Спрашиваю детей из 1 команды. Они справились с заданием? Почему ты так думаешь?

Учитель-логопед: присаживайтесь и посмотрите на картину, что изменилось?

Дети: исчезли бабочки и солнце.

Учитель-логопед: молодцы, вы справились с заданием, и ошибки стали исчезать. Но не все. Что мы забыли сделать?

Дети: посчитать и правильно произнести слова при счёте.

Дети садятся на стульчики.

Учитель-логопед: приглашаю 1 команду к картине.

– посчитайте деревья, начинайте со слова одно дерево, одна ёлка, один куст.

Дети пересчитывают атрибуты зимнего леса.

Учитель-логопед: приглашаю 2 команду.

– посчитайте белок в лесу, зайцев, птиц.

Дети пересчитывают животных зимнего леса.

Учитель-логопед: посмотрите, что изменилось в картине?

ДЕТИ: исчезли цветы, жёлтые листья.

Теперь мы можем как называется время года на нашей картине.

ДЕТИ: на нашей картине Зима.

Учитель-логопед: Молодцы, вы справились с заданием и картина исправилась.

Итог: (беру лесовичка, присаживаюсь с ним к детям).

Учитель-логопед: лесовичок, посмотри, как наши ребята постарались и картина исправилась. Теперь ты знаешь, сколько всего в твоём лесу животных и растений. А сейчас ребята расскажут, что интересного было в лесу.

Кто хочет рассказать лесовичку:

– что было интересно, расскажи лесовичку?

– а как вы помогали лесовичку?

– а какое задание было трудно выполнить?

– чему мы сегодня научились?

Учитель-логопед: Спасибо вам ребята, я тоже сегодня интересно попутешествовала и вместе с вами научилась собирать и исправлять картину.

Учитель-логопед: Лесовичок на память о лесе принёс нам корзину с шишками. Но у него есть к вам просьба.

Он просит у вас разрешения посмотреть? как вы живёте в детском саду. Он никогда не бывал в детском саду. Разрешите ему, ребята?

Ну, тогда отправляемся в детский сад. Возвращаемся обратно той дорогой, что и пришли.

– пригнитесь, здесь ветка;
– перешагивайте сугробы;
– надевайте лыжи.

Учитель-логопед: Вот мы и пришли вместе с лесовичком в детский сад, покажите ему свою группу.

Мусина Галина Николаевна,
логопед 1 квалификационная категория,
МБДОУ №18 г. Нефтеюганск

Логопедическое занятие на лексическую тему “Путешествие в зимнем лесу”.
методическая разработка (логопедия, 4 класс) по теме

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VI и VII вид).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_puteshestvie_v_zimnem_lesu.doc 88.5 КБ
prilozhenie.docx 16.16 КБ
prilozhenie_2.pdf 912.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VII вид).

А) по структуре : занятие обобщающего типа;

Б) по назначению : комбинированное.

Фонетическая тема: Автоматизация звука С в разных позициях.

Лексическая тема: Путешествие в зимнем лесу.

Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.

Закрепление представлений о зиме, ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».

Закрепление произношения звука С в разных позициях.

Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Работа над однокоренными словами.

Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления.

Развитие связной речи.

Развитие артикуляторной моторики.

Развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания.

Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.

Развитие общей моторики, координация речи с движением.

Развитие пространственной ориентировки.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развитие самостоятельности, самоконтроля.

Воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

Материал и оборудование:

-снежинки из тонкой бумаги

-презентация, выполненная в Power Paint;

-картинный материал (с изображением зимы, зимних месяцев);

-элементы декорирования (елочки, снежинки, березка, сугробы);

-карточки с заданием.

Краткое содержание деятельности учителя-логопеда

Краткое содержание деятельности учащихся

-К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь!

А) ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины);

Логопед проверяет посадку учащихся, помогает закрепить ноги, одевает утяжелители на руки тому, кому даны рекомендации ортопедом.

Б) релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию):

  1. Принимаю удобную позу.
  2. Закрываю глаза и расслабляюсь.
  3. Мысленно говорю себе: «Я могу говорить хорошо» (3-4 раза).
  4. Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.

Учащиеся приветствуют гостей.

Учащиеся занимают места, проверяют свою посадку.

Учащиеся настраиваются на урок, используя карточки «Готовлюсь к занятию».

Введение в тему урока.

– Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах. Передают волшебные краски этого времени года в своих работах режиссеры и мультипликаторы. Композиторы посвящают зиме свои произведения. О ней сочиняют песни и слагают стихи.

– Природа в это время года особенная, она какая-то торжественная, величавая, волшебная, сияющая чистотой и свежестью. Перед нами сегодня стоит непростая задача, составить небольшой текст на тему «Зима-волшебница в лесу». Как, по-вашему, это будет текст-описание или повествование?

– Какие части речи нам понадобятся, чтобы описать природу?

– Значит, нам надо вспомнить и подобрать как можно больше прилагательных, существительных и глаголов. А от какой части речи зависят имена прилагательные?

– Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Но пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а за чудесами, ведь зимой лес – настоящая сказка! О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Смотрят небольшой видеоматериал.

Слушают внимательно учителя.

– Это будет текст-описание.

– Для того, чтоб составить текст-описание нам понадобятся имена прилагательные, имена существительные и глаголы.

– Имена прилагательные связаны с именами существительными. От рода, числа, падежа имен существительных зависят род, число, падеж имен прилагательных.

-К одному существительному может относиться несколько слов, обозначающих признак этого предмета.

Повторение ранее изученного.

– Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, четко проговаривал все слова – выполним гимнастику.

Артикуляторная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата, укрепление мышечной системы языка, губ, щёк.

  1. Улыбка («Лягушка», «Забор»: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  2. «Трубочка» («Слон», «Хоботок»)
  3. Чередование улыбка – трубочка («Лягушка и слоник», «Улыбка – хоботок»)
  4. Опускание и поднимание нижней челюсти.
  5. «Лопата» («Блинчики»)
  6. «Наказать непослушный язычок» («Месим тесто»)
  7. «Горка» («Киска сердится», «Мостик»)
  8. «Качели»
  9. «Пощелкивание язычком» («Лошадка»)

Логопед контролирует правильность выполнения учащимися упражнений.

Самомассаж лица и аурикулотерапия.

Логопед вместе с детьми выполняет необходимые движения.

Ручки растираем ( Учащиеся потирают ладони )

И разогреваем ( хлопают в ладоши )

И лицо теплом своим

Нежно умываем ( проводят по лицу сверху вниз )

Пальчики сгребают все плохие мысли ( граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам )

Сверху вниз мы быстро ( растирают ушки )

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем .

Логопед контролирует правильность выполнения.

Развитие плавного и длительного выдоха, речевого дыхания, закрепление правильной артикуляции звука С.

– Очень важно в морозном лесу правильно дышать. Итак, вспоминаем, как мы должны правильно дышать? Положим ручки на животики. Вдох через нос, в животики надуваем как шарики, выдох медленный и плавный через рот.

Упражнение со снежинками.

-Щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинку, чтоб заставить ее кружиться.

Затем логопед вместе с детьми выполняет упражнение «Холодный ветерок» и «Вьюга».

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

Стихает вьюга: «с-с-с-с».

Логопед вместе с детьми повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [c]: положение губ, языка.

Автоматизация звука С на материале чистоговорок.

-Под ногами хрустит снежок и рассказывает нам:

Иско-иско-иско – зимой солнце низко,

Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,

Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.

Выполняют артикуляторные упражнения.

Учащиеся потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Проводят по лицу ручками сверху вниз, как будто умываются.

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Тянут вниз за мочки.

Растирают руками щечки.

Разминают щечки и губки.

Оттягивают подбородок вниз, щипают.

Выполняют массажные движения от подбородка по шейке вниз.

Внимательно слушают инструкцию, как правильно дышать.

Под контролем выполняют дыхательное упражнение.

Не надувая щеки и вытягивая губы трубочкой, дуют на снежинки.

Учащиеся вместе с логопедом повторяют правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [с].

Учащиеся вслед за логопедом проговаривают чистоговорки:

– Иско-иско-иско – зимой солнце низко,

– Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,

– Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.

Изучение нового материала.

Активизация и обогащение словарного запаса учащихся, работа с однокоренными словами, автоматизация звука С в словосочетаниях и тексте, развитие фонематического восприятия и анализа.

– Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание. Прослушайте стихотворение и поднимите руку, когда услышите слово со звуком С.

Логопед читает стихотворение «Снежная сказка».

Проплясали по снегам

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

На сверкающих кустах –

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет –

Снежный – снежный – снежный!

– Подчеркните в тексте стихотворения «снежные слова», выделите корни.

1.Логопед просит детей назвать подчеркнутые слова, «снежные слова», объяснить значение, после чего записывать их в тетрадь.

2.Учитель выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети испытывают затруднения, то учитель-логопед сам поясняет значение выписанных на доску слов и словосочетаний. Объяснение закрепляется показом слайдов презентации.

Слова для объяснения:

Заснеженные, завьюженные – засыпанные снегом.

Режут лёд – катаются на коньках.

В завьюженных лесах – снежные палаты – Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.

На кустах – снежные халаты – кусты засыпаны белым снегом.

Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег. Когда мы с вами пишем в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.

Простор безбрежный – большое свободное пространство.

Активизация словарного запаса учащихся, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.

– Давайте вспомним, что обозначают имена прилагательные?

– Какими членами предложения являются имена прилагательные?

– Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

– С какой частью речи согласуются имена прилагательные? В чем они согласуются.

Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

б) О чем можно сказать:

Развитие общей моторики, координация речи и движения, развитие пространственной ориентировки.

Физкультминутка: «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Развитие связной речи, совершение синтаксической стороны речи – составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.

– Посмотрите, по какому красивому лесу мы идем. Зимой лес выглядит сказочно.

Слайд № 15. Видео.

– Что мы можем сказать о деревьях?

– Что мы можем сказать про снег, какой он?

Логопед продолжает с учащимися разговор по материалу презентации, обсуждая следующие вопросы:

– Как зимуют животные?

– Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу?

– Какое настроение вызывает природа в зимнем лесу и почему?

После учащиеся с помощью логопеда составляют связный текст.

Внимательно слушают инструкцию логопеда и выполняют задание в соответствии с требованием.

Примечание : перед глазами ребят могут лежать карточки с данным текстом.

Учащиеся поднимают руки, услышав следующие слова: снежная, сказка снегам, снежные, снегири, снеговикам, песню, просвистели, заснеженной, снежном, снежки, снегурки, лесах, снежные, сверкающих, кустах, скрипнут, Снегограде, строку, снега, простор, сказка, свет, снежный.

Подчеркивают однокоренные со словом «снег» слова, выделяют в каждом корень.

Называют «снежные слова», объясняют их значение, записывают их в тетрадь.

Учащиеся пытаются объяснить слова и словосочетания, выписанные учителем из стихотворения на доску.

– Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

Учащиеся отвечают на вопросы логопеда.

Зима холодная, снежная, ветреная, морозная, теплая….

Снег белый, пушистый, искристый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, блестящий….

День морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный….

Ночь длинная, лунная, звездная, морозная….

Лед крепкий, хрупкий, тонкий, крепкий….

Сосулька холодная, ледяная, твердая, прозрачная….

Морозный день, вечер…

Холодная погода, зима, ночь, сосулька…

Снежное облако, дерево, озеро…

Ледяные горки, избушки, дороги, руки….

Ходьба на месте.

Показ восторга или удивления.

Поворот головы вправо.

Поворот головы влево.

Поднимают голову на верх.

Опускают голову вниз.

Имитация движений снегирей.

Ходьба на месте.

Внимательно смотрят видеоматериал.

– Деревья стоят тихие и задумчивые. Они укрыты снегом, как одеялом.

– Деревья одеты в снежные шубки.

– Деревья дремлют под снежным одеялом.

–Мороз укутывает деревья снежными одеждами.

– Вся земля покрыта белым и пушистым снегом.

– Мягкий, серебристый, искрящийся снег тихо опустился на землю.

Отвечают на вопросы учителя, а затем вместе пытаются составить связный рассказ.

Закрепление изученного материала.

Актуализация знаний и словарного запаса по теме, согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе.

– Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания.

Прочитай внимательно текст. Озаглавь текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выдели грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь и запиши 2-3 предложения на тему рассказа.

Пришла (морозный) зима. (Первый) снежинки закружились в воздухе. Лес стоит весь (белый) и (пушистый) и сверкает, словно в сказке. Здесь славно потрудился Дед Мороз. Он быстро спрятал все (лесной) краски и принес сюда (белоснежный) плед. Все стало тихо, голосов не слышно, не вскрикнет сыч, не зашумят листы. Теперь тетеревам незачем прятаться в (лесной) чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в (мягкий) снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! И если вдруг лиса (пушистый) хвостом слегка коснется куста, то звуков все равно не будет слышно. Спокойно спит (лесной) красота!

Прочитай внимательно текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выделить грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь 1-2 предложения на тему рассказа и запиши.

Ребята пришли в (зимний) лес. Там (седой, густой) ели, (стройный) березы спокойно спят под снегом до весны. (Лесной) поляны теперь как страницы какой-то (белый) книги. На снегу видна цепочка следов (разный) птиц. На ветке сидит (маленький) синичка. Вот с дерева прыгнула (пушистый) белка. Полетела (снежный) пыль.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Зима”

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
– Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

– Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
– Как можно назвать снег ласково? (снежок).
– Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
– Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
– Ком из снега какой? (снежный).

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга – “У” – то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то – тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

– Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

– Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

– Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

– Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

– Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

– Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.

Конспект логопедического занятия по теме [Зима]

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппарата
Лексическая тема: «Зима»

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу – попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Один – много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.

1. Приветствие.

Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

2. Игра «Назови ласково»

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

3. Игра «Составь предложение по картинке»

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

4. Игра «Назови зимнее слово»

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

6. Упражнение «Продолжи предложение»

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

7. Упражнение «Исправь ошибки»

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. (“Лепят снежок”).

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. (“Подбрасывают”).

Два — поймаем. (Приседают, “ловят”).

Три — уроним. (Встают, “роняют”).

И. сломаем. (Топают).

9. Игра «Найди отличия»

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

10. Упражнение «Образуй новые слова»

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей – …

11. Упражнение «Задача»

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

12. Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

13. Рассказ «Полезная прогулка»

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

14. Творческое задание на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: