Конспект логопедического занятия в 1 классе ‘Деление слов на слоги’

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Деление слов на слоги»

Тема занятия: Деление слов на слоги.

– закрепление навыка правильного деления слов на слоги на слух;
– упражнение в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей;
– совершенствование словарного запаса по теме «Животные»:
– развитие чувства ритма, фонематических представлений;
– воспитание интереса к занятию, безопасного поведения на детской площадке (во дворе).

– карточки с лишней буквой;
– таблица гласных;
– пособие «Федя» — артикуляция гласных;
– наборы для анализа слов;
– пособие «Дворец»;
– предметные картинки- животные;
– картинки и «монеты» — схемы слов к игре «Магазин»;
– игра — лото «Основы безопасности»;
– плакат настроений.

Ход логопедического занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет первым тот, кто назовет лишнюю букву на карточке (среди гласных одна согласная или наоборот).

– Ребята, что вы знаете о звуках? (Звуки слышим и произносим.)
– Какими бывают звуки?
– Назовите гласные.
– Какой звук произносит Федя? (Учащиеся определяют по артикуляции гласные и произносят).

3. Основная часть занятия.

– Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.

1) Игра «Слово или слог?»

– Угадайте, что буду называть: слово или слог? Если услышите слово, то поднимите длинную полоску, а если услышите слог, то — короткую.

Палка, ко, лак, са, сани, утка, глаза, вил, вилка, пар.

2). Игра «Засели дворец».

– Сейчас мы будем заселять животных. На первом этаже будут жить животные, в названии которых 1 слог, на втором этаже – в названии 2 слога, на третьем — в названии 3 слога. /Учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают картинку, определяют количество слогов хлопками/.

Мышка, лось, лягушка, собака, лиса, корова, волк, кот.

3) Физкультминутка с мячом «Кто у кого».

– У коровы — …(теленок, телята).
-У лягушки — …(лягушонок, лягушата).
– У волка — … и т.д.

4) Работа в тетрадях.

– Определить количество гласных в слове, начертить схему, подписать гласные буквы.

– Какое правило о гласных вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Учащиеся по очереди выходят к доске.

Куры, курица, ток, мыла, горы, лимоны, вата.

5) Пальчиковая гимнастика.

– Наши пальчики устали, сейчас немного отдохнут.

Здравствуй, солнце золотое! /постукивают большими пальцами/
Здравствуй, небо голубое! /указательными пальцами/
Здравствуй, вольный ветерок! /средними пальцами/
Здравствуй, маленький дубок! /безымянными пальцами/
Мы живем в одном краю – /мизинцами/
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

– А теперь мы представим, что пришли в магазин. У каждого из вас несколько «монет», на которых изображены схемы слов. Вы можете купить только то, что подходит к вашей схеме.

Учащиеся объясняет: «4 слога – ку-ку-ру-за. Я куплю кукурузу».

7) Беседа о безопасном поведении на детской площадке (лото для детей и родителей).

Рассматривание картинки, изображающей безопасную ситуацию.

– Ребята, кого видите на картинке?

– Что делают герои?

Затем дети выходят к доске, выбирают маленькие картинки с опасной ситуацией и объясняют, что происходит с героями, почему их поведение может быть опасным, как надо поступать в подобных случаях.

4. Итог занятия логопедического занятия.

– Что учились делать на занятии?

– Какие задания понравились, а какие не понравились?

– Покажи свое настроение на плакате.

Список использованной литературы:

1. Лото для детей и родителей. Основы безопасности /под редакцией к.п.н. Писаренко Н.В./ ООО «ДЦР» Умка».
2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Читайте также:
Дифференциация Ц-С, Транспорт - конспект фронтального логопедического занятия

Кочепасова Галина Владимировна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 3, город Рассказово, Тамбовская область

Конспект логопедического занятия в 1 классе. Деление двухсложных слов на слоги

МКОУ «СОШ с.Птичник»

Коржаева Елена Евгеньевна,

высшей квалификационной категории

Конспект логопедического занятия

с учащимися 1 класса

Тема: Деление двухсложных слов на слоги.

Цель . Учить детей четко произносить двухсложные слова, делить двухсложные слова на слоги.

1. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза.

2. Вырабатывать умения делить двухсложные слова на слоги на слух и на письме.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

4. Развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: Словознайкин, ребусы, предметные картинки (по 3 на каждого ученика), буквы албек, изображение белки, слоги, демонстрационные предметные картинки, облака со словами

Ход занятия.

I. Орг. Момент.

– Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришла гостья. А кто она вы узнаете, прочитав слово, записанное на доске. Расставьте буквы от самой большой до самой маленькой — прочитайте слово. (Внесение букв албек и картинки белка).

II. Работа со словами, состоящими из двух слогов

1. – Белка хочет позвать вас с собой в необычную страну, которая называется страна Слов. Эта страна не простая. В этой стране надо знать слоги. Чтобы начать наше путешествие, давайте вспомним, когда появляются слоги?

– Прочитайте еще раз слово белка и скажите, сколько слогов в этом слове? Как вы узнали, что в слове белка 2 слога? Какое правило Словознайкина мы знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

– Словознайкин предлагает вам задание: по первым звукам названия каждого предмета изображенного на картинке составить и назвать слово. (трава, комар)

– Скажите, сколько слогов в этих словах. (2 слога).

– Как вы догадались, что в словах 2 слога?

2. – Ребята, а как вы думаете, с какими словами мы сегодня будем работать? (со словами, состоящими из 2 слогов).

– Белочка приготовила вам много интересных заданий.

а) «Выбери предмет» Детям раздаются картинки с изображением слов из 1,2,3 слогов.

– Выберите ту картинку, в названии которой 2 слога.

– Назови свою картинку.

– Почему ты считаешь, что в названии этой картинки 2 слога?

– Назови слово по слогам.

– Назови 1-ый слог, 2-ой слог.

б) «Выбери картинку» Внесение слогов: ли, му, ры, са, пи, пе, ко, ут

-Прочитайте слоги, найдите картинку, которая начинается на данный слог.

Перечень картинок: утка, коза, пенал, пила, сахар, рыба, муха, лимон

– Определите количество слогов в каждом слове, назовите слоги по-порядку

в) «Прочитай слово»

– На доске вряд расположены буквы попеременно в кругах и квадратах (б, о, а, с, н о, а, к, н, р).

– Прочитайте буквы только в кружочках (фигуры выкладываются, начиная с круга). Выберите среди картинок этот предмет (перечень картинок: апельсин, банан, стол, конфета)

III Физ. Минутка. «Беличья зарядка»

Наша белка как проснётся,

Очень любит потянуться. (руки в стороны).

Ловко хвостиком махнёт. (руки за спину, помахать кистями, изображая хвостик)

Умываться идёт. (ходьба на месте).

Кран откройся! (вращение кистями рук).

Нос умойся! (потереть нос).

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся, мойся хорошенько! (имитация соответствующих действий).

Умылась и пошла на зарядку! (ходьба на месте).

Попрошу всех рано встать

И команды выполнять. (замереть на месте – выпрямиться).

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните.

Читайте также:
НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Вместе руки поднимите.

Встаньте прямо! Улыбнитесь! (выполнение соответствующих команд).

IV. Работа с двусложными словами на письме

1. – Белка приготовила вам такое задание: прочитайте слова, которые спрятались в облачках. Сколько в них слогов? Какой слог общий для двух слов?

Перечень слов: осани, пилапа

2. – Запишем эти слова в тетрадь: оса, сани, пила, лапа (совместная запись слов)

V. Итог: – Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились. Наша гостья говорит вам большое спасибо и прощается с вами. А что понравилось вам?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Логопедическое занятие по теме “Слоговой анализ и синтез слов”

Презентация к уроку

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

  • использовать элементы двигательной активности;
  • использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Читайте также:
Организация ранней помощи детям с ТНР в ДОУ

Слайд 3.Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Слайд 3. Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
– Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
– Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
– Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
– Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
– Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
– Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед:

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

Слайд 18.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

– если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
  2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.

Конспект урока. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

В работе преставлены упражнения для закрепления данного материала

Скачать:

Вложение Размер
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/konspekt.delenie_slov_na_slogisost.slov_iz_slogov.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ,

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ»

Короткова Лариса Сергеевна

высшей квалификационной категории

МОУ для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и

«Центр Диагностики и Консультирования»

1. Упражнять в различении слогов и слов.

2. Дать понятие об открытых и закрытых слогах.

3. Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.

4. Упражнять в словообразовании односложных слов в двухсложные суффиксальным способом.

5. Учить делить двухсложные слова на слоги.

6. Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.

7. Продолжать учить детей изображать слова графически- схемой.

8. Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.

9. Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.

10. Развивать мелкую моторику.

11. Развивать память.

12. Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА.

Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

-Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (о словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах.

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.

Логопед показывает демонстрационные карточки- символы этих слогов:

замок и полуоткрытая дверь.

– Когда в конце слога воздух выходит свободно- это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ:

– А когда в конце слога воздух встречает преграду- это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ:

ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.

– Какой может быть преграда? (зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками- символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ:

НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов.

Логопед произносит слог КА (показывает карточку- слог).

-Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед произносит слог ПЕЛЬ (показывает карточку- слог).

-А сейчас понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

– Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

V. Работа со словом. Штриховка.

–Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ?

(Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).

– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной).

Апрель, апрель! Звонко капают капели На дворе звенит КАПЕЛЬ. Возле нашего окна,

Птицы весело запели:

«Чив- чив- чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VI. Работа с карточками.

-Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО 2) СКИ 3) ШУБ

4) ЛИСТ 5) САД 6) ЦВЕТ

Физкультминутка «Танец в кругу».

Мы сейчас пойдём направо дружно.

А потом пойдём налево дружно.

В центре круга соберёмся дружно.

И на место все вернёмся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

И немножечко приляжем дружно.

Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.

И попрыгаем легонько дружно.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Пусть попляшут наши ноги дружно.

Дети притопывают ногами.

И похлопают ладони дружно.

Хлопают в ладоши.

Повернёмся мы направо дружно.

Кружатся в правую сторону.

Не начать ли всё сначала дружно?

Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами

с индивидуальными карточками-

слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок ).

Рисунок: ваза с весенними цветами- тюльпанами.

VII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов.

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок)- 1 гласная У.

Значит, 1 слог. Ласково называем слово ЖУЧОК (2 хлопка)- 2 гласные У, О.

________________ ________________ ЖУК

_______ _______ _______ ЖУ- ЧОК

– СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ (СТОЛЬКО И ХЛОПКОВ).

– Вспомните, какое слово у вас было на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее по очереди это выполняет каждый ученик.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его с помощью хлопков (СНЕГ- СНЕЖОК, ГОД- ГОДИК, САД- САДИК, ЦВЕТ- ЦВЕТОК, ЛИСТ- ЛИСТИК, ЛУЧ- ЛУЧИК).

VIII. Работа с карточками. Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ- ЧИ РЕ- КА ТУ- ЧА РО- ЗА ВО- ДА

Физкультминутка с мячом.

Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ- …(КА) СКВО- …(РЕЦ) ЦВЕ- …(ТЫ) ТРА- …(ВА)

2) РУ- …(ЧЕЙ) ПАЛЬ- (ТО) КУРТ- …(КА) РУ- …(КА)

3) ВЕС- …(НА) ВЕТ- …(КА) ЗОН- …(ТИК) ШАП- …(КА)

IX. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги.

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.

Вова видел жука.

Птицы пили воду.

Вика рвала цветы.

Весной была капель.

X. Изготовление игры: работа с ножницами.

У каждого ученика на тарелочке лежит по шесть двухсложных слов. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.

– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)

– Разрежьте слова на слоги!

Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.

– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

XI. Итог. – Что нового вы узнали на занятии?

– Что такое СЛОВО?

– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Деление слов на слоги»

Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса?

Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.

Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Правило, что слово переносится по слогам, означает, что на строке не может быть оставлена или перенесена часть слова меньше слога.

конспект урока обучения грамоте по теме:» Деление слов на слоги»

Для решения поставленных задач я использовала такую структуру урока, этапы которой работают на реализацию целей урока.

В начале урока я настроила детей на позитивные эмоции, мобилизующая часть. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Так как это урок изучения нового материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок отгадку загадок, кроссворд. Создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока. Главный этап урока — формирование новых знаний. Перед детьми поставлена проблема, и путём размышлений и исследований они «открывают» новое, находят решение. На разных этапах урока подача материала шла от более простого к сложному. Ответы на начальном этапе были ошибочные и разноплановые, от задания к заданию дети работали лучше, проводили самооценку своих знаний.

Материал содержания урока был подобран в соответствии с поставленными целями. Я применила такие формы работы с заданиями, которые подчёркивали непрерывное движение ребёнка от практического использования языка к «открытию» его устройства и осознанному, а поэтому более совершенному владению им:

— фронтальная работа (повторение алгоритма);

— работа у доски, отработка умения работать с интерактивной доской, чувство комфортности на уроке;

— индивидуальная работа – позволяет вырабатывать внимание учащихся, сосредоточенность, умение использовать новые знания.

— работа в паре — служит для психологической разгрузки, снятия страха перед ошибкой;

— творческая работа — служит для развития связной речи учащихся и создания на уроке атмосферы добра, доверия, уважения друг к другу.

Рефлексия урока показала, что большинство детей поняли новый материал, эмоционально удовлетворены. Я, следовательно, могу сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий позволили мне решить поставленные задачи урока.

Я считаю, что мне удалось объяснить новый материал, и использование проблемного метода обучения оказалось наиболее эффективным. Все этапы урока позволили детям закрепить полученные знания, повторить применение алгоритма в своей работе.

Смена видов деятельности и интересные задания помогли сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения. Таким образом, я считаю, что формы, методы и приёмы, игровые технологии, которые использовала на уроке, помогли в полной мере достичь основной цели урока: познакомить детей со способами деления слов на слоги. На уроке были использованы потенциальные возможности для обучения: нацеленность учебной работы на совершенствование видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения. Шло развитие лингвистического мышления детей, их языковой интуиции, природного чувства слова, интереса к изучению языка. Результат был очевиден.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Слоговой анализ и синтез слова»

Тема: Слоговой анализ и синтез слова.

Цели: закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов.

Здравствуйте ребята. Сейчас первыми сядут те ученики на свои места, которые назовут слово из двух слогов. (Дети называют и садятся на свои места). Запись в тетради даты.

2. Деление слов на слоги. Выделение голосом гласных»

3. Произнесение слов по слогам с опорой на наглядный материал.

Слово «горы» произнесем по по слогам. -«Го» — какой гласный вы слышите в этом слоге? (О). А в слоге «РЫ»? (Ы) -Сколько слогов в слове «Горы»? (Два). — Слово «машина».Сколько в нем слогов? Отхлопаем количество слогов. Выделите гласные голосом. (А, и, а). Что вам помогло определить количество гласных в слове? (Количество слогов).Вывод: количество слогов в слове зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове. * Работа с картинками. Детям раздаются листы с изображенными на них картинками. Внизу , под каждой картинкой составлена звуковая схема, графическая (пустая). Дети должны закрасить красным карандашом квадратики, соответствующие гласным звукам в названии картинок. Ранец , самолёт, роза, шарф. Делается вывод о количестве слогов в словах –названиях картинок.

4. Графический диктант.

На доске магнитом прикрепляются картинки: рама, рыба, цветы, кубик, тачка, юуквы, кошка, санки. Детям предлагается назвать эти слова и записать графические схемы в тетрадь с обозначением гласных букв: а а , ы а,…и т.д. Т.е. черточками обозначается количество слогов в слове, а над каждой из них надписывается гласный, который слышится в этом слоге.

5. Работа с предложением, зашифрованным в картинках.

Детям предлагается отгадать по первым слогам картинок все предложение из трех слов.

1 слово. Картинки: тапочки, телевизор (Тане)

2 слово. Картинки: попугай, дача, рисунок, липа (подарили).

3 слово. Картинки: курица, бирюза, кинотеатр (кубики).

Получившееся предложение записывается в тетрадь. Простым карандашом дети делят в не слова на слоги вертикальными черточками. Гласные выделяют красным карандашом.

6. Разгадывание ребусов.

На доску вывешиваются ребусы. Дети определяют в них количество гласных и слогов. — Во (Вокруг. 2 слога, 2 гласные:о,у) — Лес-ник (изображенный лес+ник); — За-слон-ка; — Во-рот-ник; — Га-мак (цветок); — Пар-ник

7. Игра «Волшебный поезд» На доске размещается поезд (картонный) и 3 вагона с кармашками.

— Ребята, это – волшебный поезд .Сегодня он повезет слова –картинки, но свое движение он начнет только в том случае, если вы правильно разместите картинки. В первом вагоне – поедут слова-картинки, в названии которых 1 слог. Во втором – 2 слога, в третьем – 3. Поехали!!(Дети выходят к доске, берут картинку и размещают ее в нужный вагон, в зависимости от количества слогов в слове.

8. Составление слов из слогов.

На доске написаны разные слоги, дети должны составить из них слова. Кто больше? (Слоги: Сто, шка, воз, гу, гор, пуш, бу, си, кА, фы, лы, дух,…).

9. Игра «Цепочка слов».

Продолжи цепочку: последний слог в слове – является началом нового слова. Бумага – гараж… (и т.д.)Дети выходят к доске и записывают слова по очереди.

10. Итог занятия.

— Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? — Что помогло вам определять количество слогов в словах? — Что вам понравилось на занятии?

Автор материала: Услугина Ольга Николаевна

Звуко-слоговой анализ и синтез

Как правильно делить на слоги

Существуют две фонологические школы: Московская и Ленинградская. В них существуют разные правила деления слов на слоги. Чаще всего в школьных учебниках используется система, предложенная Р. И. Аванесовым (Московская фонологическая школа). С его точки зрения, слогораздел проходит в месте наибольшего перепада звучности. Это значит, что преобладают открытые слоги, потому что гласный звук намного более звучный, чем почти любой согласный. Пример: ко-сто-чка, Лю-дми-ла, про-стой.

Однако если после гласного следует сонорный (л, м, н, р, й), а за ним шумный, то перепад звучности между сонорным и шумным получается больше, чем между гласным и сонорным, и тогда слогораздел проходит между сонорным и шумным: про-стран-ство.

Что такое слог

Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.

Слогообразующим звуком в русском языке является гласный. То есть в слоге обязательно должен быть гласный звук, он и составляет основу.

Иногда, если в слове встречается три-четыре согласных рядом и среди них есть сонорный [р] или [л], он берет на себя слогообразующую функцию: Александр, смысл. Тогда мы произносим слово с небольшим призвуком возле слогообразующего согласного. Но в школе такой слог выделять не принято.

Кроме гласного, в слоге могут оказаться согласные звуки, но их может и не быть: о-сень.

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный) и закрытыми (оканчиваются на согласный).

Некогда в русском языке были только открытые слоги; в процессе развития языка исчез ряд гласных, количество слогов сократилось и часть из них стали закрытыми.

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»»

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»

Образовательные:

закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;

закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;

активизация словарного запаса учащихся

Коррекционно-развивающие:

развитие навыков слогового анализа и синтеза.

развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

магнитная доска, карточки для индивидуальной работы «Домик слогов»;

карточки со слогами и деформированными словами, предметные картинки «Фрукты», индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

Долгожданный дан звонок,

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Приготовьте ваши ручки,

Артикуляционная гимнастика. (Работа с зеркалами)

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик – на замочке.

Наши глазки все замечают и запоминают.

Говорим четко, громко.

Для этого потренируем органы речи (Сказка о «Веселом Язычке)

Жил был язычок за своим заборчиком, скучно ему стало и отправился он гулять. Гулял, гулял по улицам, по парку, потом устал и решил отдохнуть на скамеечке (упражнение «Лопаточка»)

Отдохнул язычок и понял, что хочет пить. Но вот беда вода есть, а пить не из чего. Подумал, подумал Язычок и сделал себе красивую чашку. Попробуйте и вы сделать такую. (упражнение «Чашечка»)

Пошел Язычок дальше и вдруг видит как на прекрасный цветок села пчелка и запустила в середину тоненькое острое жало. Захотелось ему узнать такой ли у него остренький язычок, как жало у пчелки. (упражнение «Иголочка»)

Гулял Язычок, гулял, и вспомнил, что пора домой. Надо узнать который час. Покажи Язычку, как работают часы. (упражнение «Часики»)

Устал Язычок, а домой идти далеко. И тут видит лошадка детей катает, и решил он прокатиться домой на лошадке. (упражнение «Лошадка»).

3. Графическое изображение слогового состава слов.

Записать названия картинок графически:

Например, слово «зима» можно записать так – и а.

Как назвать всё это одним словом?

Вспомните, какие слова мы записали?

4. Знакомство со слоговыми домиками.

Детям раздаются карточки с домиком.

– Перед вами необычный домик. В нем живут слоги.

На первом этаже живут слоги, начинающиеся на С.

На втором этаже – с М. С какой буквы начинаются слоги на 3 этаже? 4 этаже?

В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на А…

– Впишите в окошки слоги.

Дети заполняют таблицу.

– Раскрасьте ваш домик так, как вам нравится.

Примеры работ детей.

Прочитайте по порядку все слоги, живущие на 4 этаже, на 3 этаже, на 2, на 1.

Прочитайте снизу вверх слоги, живущие в 3 подъезде. Назовите слог, который живёт в 4 подъезде на 3 этаже. Найдите слог МУ, назовите его адрес. Какой слог живёт слева от него, над ним?

5. Работа в тетради. Составление слов.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь!

Слоги часто ходят друг к другу в гости. Когда они встречаются, получаются слова. Записываем слова в тетрадь.

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 4 этажа и слог из 1 подъезда 3 этажа? ( вода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 4 этажа? (сова)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 3 этажа и 1 подъезда 2 этажа? (дома)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 2 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (мода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (сода)

Дети составляют слова, называют и записывают их. Сколько слогов в каждом слове?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

7. Игра “Цепочка слогов”.

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем.

Распутайте цепочку слов. (Слова составляем устно.)

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 1–2 класса по коррекции дисграфии «Слоговой анализ слов»

Анастасия Казанцева
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 1–2 класса по коррекции дисграфии «Слоговой анализ слов»

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 1 – 2 класса по коррекции дисграфииСлоговой анализ слов

учитель-логопед, МАОУ «Кадетская школа №4»

Тема: Слоговой анализ слов.

Цели и задачи: закрепить у обучающихся понятие «слог», знания о слогоразделе, учить детей дифференцировать слоги и слова, односложные, двусложные и трехсложные слова, развивать навыки слогового анализа и синтез, развивать логического мышление.

Оборудование: индивидуальные карточки, ребусы, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

Дифференциация слогов и слов

Логопед: Прочтите то, что написано на карточках,и определите, где слог, а где слово.

ТИ ША КОТ ПОЛ МА ЛЫ ФО СТОЛ ДА РИС ЖА КУ ПОЛКА СО МАРКА СОРОКА ЛЫ МАК

2. Основная часть.

1.) Сформулировать тему занятия.

2) Закрепление правила образования слогов и слов.

Всем известно правило: Сколько в слове гласных,

Столько и слогов – это знает каждый из учеников.

3) Развитие слогового анализа. Закрепление знаний о гласных и согласных.

Логопед: Образуйте слоги, соединив согласные и гласные (запись на доске)

Т + А, Р + О, К + У, П + А, К + У + С

4) Отгадайте ребусы и разделите слова на слоги.

Па, лам ; ке, та, ра, гон, ва; да, по, су

5) Работа с цепочками слогов

Логопед: Слоги и слова предлагают нам поиграть в интересную игру. Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.

Ма- ша, ша- ги, ги- ря, ря-ды, ды- ра …

Если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши,

Из двух слогов – стукните по столу,

Из трех слогов – топните ногой.

Слова: стол, рука, дом, ворона, каша, ракета, дым, пароход …

7) Развитие логического мышления

Логопед: Перед вами слоговица:

Раз, два, три, четыре, пять

Слоговицу разгадать:

Каждая цифра обозначает слог:

1 – кен, 2- гу, 3- ру, 4- ба, 5- нок

1 – 2 – 3 – есть сумка, но не ходит (кенгуру).

2 – 4 – на видном месте две у вас (губа).

3 – 4 – 5 – скользит и стружка из-под ног (рубанок)

Логопед: запишите слова и определите количество слогов.

8) Назовите свои имена и поделите слова на слоги. Запишите названные имена, поделив их на слоги (запись на доске). Укажите количество гласных.

3. Итог занятия.

Фотоотчет об экскурсии на шоколадную фабрику с учащимися 8 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Мы с ребятами очень любим ездить на экскурсии. Вот и недавно мы посетили одну малоизвестную шоколадную фабрику. Она существует не очень.

Фотоотчёт о создании панно «Цветы в вазе» с учащимися 9 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Наша творческая мастерская продолжает свою работу. На этот раз мы с ребятами решили попробовать нечто новое для нас – шитьё из лент и кружев.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: