Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок. Конспект занятия в старшей логопедической группе

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. Это занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:
Коррекционно-образователъная:
— обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— учить детей различать понятия «перелётные» и «зимующие» птицы;
— развивать словарь по заданной теме;
— развивать у детей навыки словообразования.
Коррекционно-воспитательная:
— учить детей заботиться о птицах.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворечник», нарисованный скворечник и бумажные фигурки скворцов, предметные картинки: ворона, скворец, воробей, сова, дидактическая игрушка «Квакуша».

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В. А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».

1. Организационный момент.
– Как называются птицы, которые на зиму улетают в тёплые края?
– Как называются те, которые остаются на зиму?
– Вспомните знаменитую путешественницу, которая отправилась в тёплые края вместе с дикими утками, а потом всем рассказывала о своих приключениях? (Лягушка-путешественница).
– Сегодня она вернулась и пришла к нам в гости (показывается игрушка «Квакша»).

2. Объявление темы.
– Сегодня мы узнаем, какие птички вернулись из тёплых краёв.
Выделение четвёртого лишнего: ворона, скворец, воробей, голубь.

3. Игра «Подбери словечко».
Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов.
– Как назвать скворца ласково? (Скворушка)
– Кто у скворца птенец (птенцы)? (Скворчонок, скворчата)
Как называется их мама? (Скворчиха)
– Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. (Скворечник)

4. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
1. Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске в логической последовательности.
2. Беседа по серии сюжетных картинок.
– Какое время года изображено?
– Чем вы можете подтвердить, что это весна?
– Почему скворечник пришёл в негодность за зиму?
– Подберите слова-признаки. Каким стал скворечник? (Чёрным, ветхим, дряхлым, поломанным)
– Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
– Расскажите о том, что вы видите на следующих картинках.
– Почему дети отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?
– Послушайте, какой у нас получился рассказ.

5. Физкультминутка.
Выполняется совместно с «Квакшей».
Игра: «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).

6. Воспроизведение детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на сюжетные картинки.

7. Итог занятия.
– Назовите перелётных птиц.
– Назовите зимующих птиц.
Игра: «Поселим скворцов».
Логопед говорит о том, что «Квакуша» привезла из путешествия домик для скворцов.
Выставляется нарисованный скворечник с прорезями. Логопед говорит о том, что скворцы смогут поселиться в этом скворечнике лишь тогда, когда дети вспомнят и назовут родственные слова к слову «скворечник». При назывании каждого слова дети вставляют в прорези фигурки скворцов.
Логопед говорит от имени «Квакуши» о том, что ей очень понравился рассказ, который сочинили дети.

8. Домашнее задание.
Нарисовать скворечник со скворцами.

Конспект логопедического занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы»

Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.

• развитие общей моторики;
• стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
• упражнение детей в преобразовании деформированных фраз;
• обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии;
• развитие словесно-логического мышления и памяти;
• воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Читайте также:
Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Оборудование: проектор, презентация с картинками или картинки, серия сюжетных картин “Скворцы”, листочки с предложениями.

Ход логопедического занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке.

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (весна)

Какие признаки весны вы можете назвать? (перечисление)

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно послушать стихотворения-загадки:

Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)

Для чего люди строят скворечники? (ответы детей)

Прилетели певцы –
Молодой весны гонцы.
Они в скворечнике живут,
Песни звонкие поют.
(Скворцы)

Какое время года было перед весной? (зима)

Злющая зима не хочет прихода весны, и скворцы не могут вернуться к нам обратно.

Зима запорошила все вокруг и построила препятствия.

Нужно помочь скворцам преодолеть невзгоды, чтобы они смогли вернуться в свои скворечники.

II. Основная часть.

Весна очень хочет нам помочь и оставила для нас яркие, красочные картины.

Беседа по содержанию каждой картины.

На доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?

Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

Где находятся дети и учитель на этой картине? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются?

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

– Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!

Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Составление предложений по опорным словам.

Логопед уточняет у детей, какие птицы оставались с нами зимовать (ответы детей).

Воробьи и вороны тоже решили помешать скворцам вернуться и перепутали все слова в предложениях, а некоторые даже проглотили. (Учащимся раздаются слова, напечатанные на отдельных листочках. Необходимо прочитать слова и составить из них предложение, при этом окончание слов можно изменять).

Наступить, долгожданная, весна.

Солнышко, ярко, светить.

Ребята, построить, скворечники.

Учитель, помогать, дети.

Дети, приготовить, доски, инструменты.

Скворечники, прикрепить, деревья.

Скворечники, поселиться, скворцы.

Логопед говорит детям о том, что скворцы поиграли с картинами, и перепутали их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

Читайте также:
Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия

Придумывание названия рассказу.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию сюжетных картин. (Весной в парке. Весной на стройке. Птицы и ребята. Скворцы прилетели! Скворечник. Домики для пернатых друзей. Как птицы пели. Скворцы и кот. и т.п.)

Упражнение «Договаривание предложений» (с опорой на картины).

Зима так разозлилась, что у скворцов есть такие замечательные помощники, что попросила помощи у злой вьюги, которая замела последнее слово в предложениях.

Придумайте подходящее окончание каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится. (Картины находятся перед учащимися. Законченные предложения прикрепляются под соответствующей картиной).

Предложения также раздаются на отдельных листочках каждому ученику.

Ребята приготовили для своих построек…

Ребята принесли скворечники…

Дети стояли у дерева и наблюдали за …

Ребята решили построить для птиц …

Мальчики и девочки начали …

Дети стояли вокруг стола …

Скоро в скворечнике уже поселились …

Молодцы! Мы победили зиму! Теперь ничто не помешает скворцам вернуться.

Логопед просит детей рассказать полный рассказ по серии сюжетных картин.

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Итог занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? и т.д.

Веселкина Юлия Ивановна,
учитель-логопед ГОУ СОШ №1323,
г. Москва

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Данный конспект урока предназначен для учащихся 2 класса коррекционной школы V вида. Подгрупповое занятие.

Скачать:

Вложение Размер
sostavlenie_svyaznogo_rasskaza_po_serii_syuzhetnykh_kartinok.docx 22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

Конспект открытого логопедического занятия

«Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».

Составила: Берняцкая Н.Ю.

Цель: учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

  • учить детей составлять простые распространённые предложения и составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Продолжать учить устанавливать последовательность действий изображенных на сюжетных картинках. Развивать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, крупную моторику тела.
  • Развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать умение приходить на помощь другу.

Оборудование: Комплект демонстративных сюжетных картинок, наборы сюжетных картинок для индивидуального пользования, ноутбук, демонстрационные карточки со словами к уроку, бумага, клей.

2. Введение в тему.

Учитель приветствует детей.

Отгадайте мои загадки.

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

На экране появляется изображение ежа.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

На экране появляется изображение белки.

Никого не обижает,

Сам всех боится.

На экране появляется изображение зайца.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна, Просыпается от сна.

На экране появляется изображение медведя.

В подполье, в коморке

Живёт она в норке.

Скажите, а как называют детёныша ежа?

На экране появляется изображение ежа и ёжика

Как называют детёныша белки?

На экране появляется изображение белки и бельчонка.

На экране появляется изображение зайца и зайчонка.

И осталась мышка.

На экране появляется изображение мыши и мышонка.

Скажите, где живут все эти звери?

Значит, как можно назвать этих жителей леса?

Сегодня на занятии мы с вами продолжим, учиться составлять рассказы по картинкам и героями нашего рассказа будут лесные жители, а точнее их детёныши: ежонок, бельчонок, мышонок, медвежонок и зайчонок. А если они лесные жители, то действие нашего рассказа будет происходить где? И мы будем составлять не простой рассказ, а настоящую сказку. И герои у нас тоже будут сказочные. А героями нашей сказки как раз и будут: медвежонок, зайчонок, ежонок, бельчонок и мышонок.

Учитель раздаёт детям сюжетные картинки. Рассмотрите внимательно картинки. Перед вами лежат

листы бумаги. Вы должны приклеить картинки в нужном порядке, а потом мы проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Учитель прикрепляет к доске работы учащихся.

На доске так же прикреплены те же сюжетные картинки в неправильном порядке.

Сейчас мы вместе восстановим правильную последовательность событий и проверим, правильно ли вы приклеили свои картинки.

Посмотрите внимательно на картинку. Кто изображён на картинке?

Где происходит действие изображённое на картинке?

Что делает зайчик?

Что у зайчонка в руках?

Что произошло с ёжиком?

А почему он упал в канаву?

Учитель на доску прикрепляет слово «Канава»

Что делает белка? Где она сидит?

Что делаем мишка?

Что делаем мышка?

Учитель прикрепляет на доску вторую картинку.

Что делают на этой картинке наши герои?

Начнём с бельчонка. Что делает бельчонок? Что делает медвежонок? Куда он несёт ветки? Зачем он туда несёт?

Что делает зайчонок? Почему он отвернулся от канавки?

Что делает мышонок? Зачем он принёс колоски?

Учитель вывешивает на доску третью картинку.

Кто здесь изображен на этой картинке?

Что делают звери?

На чём стоит ежонок?

Как помогает бельчонок выбраться ежонку из канавы?

Что делает медвежонок? А как вы думаете, медвежонку больно держать ежонка за спинку?

Ему не больно, потому что мы придумываем сказку, а в сказках иголки у ежей не колючие.

Как помогает мышка выбраться ежику из канавы? Что делает зайчонок?

Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Встаньте и повторяйте за мной. Ранней весною мишка проснулся и потянулся. Вышел наш мишка из берлоги на свет и повстречал там друзей. Прямо на встречу выпрыгнул зайчик, Мимо промчалась шустрая белка – прямо по веткам – скок по – скок. Ёж четвероножик прошуршал в кустах, мышка пробежала вскрикнув тихо, ах!.

Вот теперь можно попробовать настоящую сказку.

Но настоящие сказки начинаются не с простых слов вроде: «Шёл ежонок и упал к канавку…», А с таких слов как «Жили – были…», «Однажды в лесу…», «Когда то давным – давно…», «В далёком лесу жили…». Учитель прикрепляет опорные карточки на доску с началами сказок. Скажите, а какое начало сказки вам нравиться больше всего? Выберете. А мне больше нравится начала сказки? Сейчас мы с вами будем рассказывать настоящую сказку, я начну, а вы продолжите. Учитель начинает рассказывать сказку: «В далёком лесу жили были весёлые зверята: Ежонок, мышонок, зайчонок, бельчонок и мышонок». Дальше продолжаете вы рассказ по картинкам.

Молодцы, отличная получилась сказка.

Скажите, что мы сегодня делали на занятии?

Про кого мы рассказывали сказку. Кто вам понравился больше всего? Скажите, а вам понравилось рассказывать сказку. Кто рассказывал лучше всего? На этом наше занятие закончено. Большое спасибо

Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Подготовил: воспитатель Бахматова Е.В.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа «Мишка – сладкоежка» по серии сюжетных картин»

Цель: Закреплять умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

Задачи:

Образовательные:

– учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею;

-продолжать формировать умение детей применять полученные знания об окружающем мире;

– учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

– подбирать слова и фразы, схожие по звучанию;

– расширять словарный запас;

– учить дифференциации звуков ц и ч, отрабатывать четкую дикцию.

Развивающие:

– развивать умение описывать картину;

– развивать логическое мышление;

– формировать грамматически правильную речь у детей.

Воспитательные:

– воспитывать коммуникативные навыки детей;

– воспитывать умение работать сообща;

– способствовать развитию положительных эмоций.

Предварительная работа:– загадывание загадок о животных;

– чтение рассказов о животных;

– обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин;

– работа над пословицами и поговорками.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок.

Ход занятия:

  1. 1.Организационный момент.
  2. – «Придумано кем-то просто и мудро
  3. При встрече здороваться: «Доброе утро!»
  4. Доброе утро и солнцу, и птицам.
  5. Доброе утро улыбчивым лицам!»
  6. Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

2. Основная часть.

-Сейчас, пожалуйста присядьте за столы (дети проходят за столы)

1. Отгадывание загадок

– Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. Про кого мы будем составлять рассказ, вам подскажут загадки. Попробуете отгадать? – В чаще он лесной живет,

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь, А зовут его. (медведь) – Расскажите пожалуйста, какой медведь (большой, неуклюжий, любопытный, сладкоежка – мёд любит)

-Где живёт медведь?

– Дайте пожалуйста название членам семьи медведя? (папа- медведь, мама-медведица, медвежонок).

– Послушайте ещё одну загадку

Мед в свой улей принесла

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много. (пчёл) – Расскажите что можно сказать про пчёл? Какие они? Сегодня мы с вами будем говорить про лесных пчёл, где они живут? ( В дупле)

Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием? (Да.)

-Почему вы так думаете? (На всех картинках одни и те же герои.

Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Беседа по картинкам:

Какое время года изображено?

-Чем заняты герои?

Рассмотрите вторую картинку.(3,4,5)

– Что изменилось на картинке?

– Как вы думаете, что будет дальше? Чем же закончилась эта история? -Придумайте название рассказу. (Варианты названий.)

– Я бы назвала этот рассказ «Мишка- сладкоежка»

2. Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

– Ребята, а сейчас мы с вами попробуем составить весь рассказ.

Далее дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение.

– Вы молодцы, составили интересные рассказы.

– А теперь я предлагаю поиграть.

3. Игровое упражнение «Закончи предложение»

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь).
  • Зимой снег падает, а весной (тает).
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
  • Осенью лес засыпает, а весной (просыпается).
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
    • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
    • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
    • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
    • Зимой день короткий, а летом (длинный)

4. Ребята, расскажите чем отличаются понятие «буква» от «звука».

( звуки слышим и говорим) (буквы мы пишем, видим и читаем)

-Сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы внимательно его послушайте, и посчитайте, сколько слов в этом стихотворении со звуком Ц.

(воспитатель выделяет звук Ц )

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг –
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!

– Назовите слова со звуком Ц. Где спрятался звук(в начале, середине, конце)

-А теперь назовите свои слова с этим звуком. ( дети чётко проговаривают, выделяют звук Ц)

– Какой звук я выделяю в слове пЧела? Где спрятался звук(в начале, середине, конце), назовите слова с этим звуком. (дети чётко проговаривают, выделяют звук Ч)

5. Повторяйте за мной, сначала медленно, затем быстро.

чка-чка –чка . Кошечка

чка – чка – чка. Свечка

6. Игра «Поймай слово» различение звуков [ц] и [ч] в ряду слов.

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь слова со звуком [ц], и два раза — если услышишь слова со звуком [ч].

Слова: часы, курица, спички, ласточка, цифра, стручок, час, цепь, цапля, часок, цыпленок, огурец, частокол, царь, молодец, кольцо, лисичка, блюдце, листочки, скворец, колючка, тысяча, яйцо, сачок, циферблат, сучок, сумочка, цепочка, собачка, певец.

7. Игра «Измените слова»

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

3. Рефлексия.

– О чём мы сегодня говорили на занятии? Про кого составляли рассказ?

– Что понравилось больше всего?

– Что было сложного?

– Мы сегодня сделали очень много: разгадывали загадки, сочиняли рассказ, играли в игры. Вы – большие молодцы!

«Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин». Конспект открытого занятия для педагогов в подготовительной к школе логопедической группе

  • Формирование общих речевых навыков (17)
  • Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи (8)
  • Обучение элементам грамоты (3)
  • Логопедическая ритмика (4)
  • Проектная деятельность (2)

«Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин». Конспект открытого занятия для педагогов в подготовительной к школе логопедической группе

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка».

Программное содержание:

– учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

– упражнять детей в умении самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным на картинах;

– расширять и обогащать словарный запас по лексической теме: «Зимующие птицы»;

– развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания, используя схемы предложений и предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА»;

– воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, желание им помогать;

– развивать внимание, зрительную и слухоречевую память, мыслительные операции обобщения, сравнения и умозаключения.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, серия сюжетных картин «Кормушка» (пособие О.С.Гомзяк «Говорим правильно» по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе), схемы предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА», демонстрационные и раздаточные схемы предложений, указка, фишки.

Предварительная работа: чтение художественных текстов М.Горького «Воробьишко» и И.С.Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге»; игры «Улетают – не улетают», «Кто как зимует?»; изготовление кормушек для птиц из подручных материалов.

Ход занятия: а) организационный момент «Сядет тот, кто угадает птицу по описанию».

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) (Воробей.);

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) (Снегирь.);

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) (Сорока.);

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев (Дятел.);

Черная, с мощным клювом, блестящими перьями, каркает (Ворона.);

Маленькая, проворная, желтогрудая (кто?) Синица.);

Серый, сизый, нежно воркует (кто?) (Голубь.);

Сероголовая, крикливая, галдит (Галка.);

Крючконосый, ест орехи и шишки, выводит птенцов зимой (кто?) (Клест.)

б) сообщение темы занятия Логопед: «Ребята, как можно назвать одним птиц, которые остаются зимовать в наших краях?»

Дети: «Зимующие птицы».

Логопед: «Что общего у этих птиц? Почему они остаются зимовать? (ответы детей). Нужно ли помогать зимующим птицам зимой? Почему? Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время».

в) составление рассказа по серии сюжетных картин логопед выставляет на доску три сюжетных картины из пособия О.С.Гомзяк «Говорим правильно» в произвольной последовательности и предлагает рассмотреть их и рассказать, что изображено на каждой картине. Дети составляют предложения по картинам.

Логопед: «Правильно ли расположены картины? Определите, какая картина будет первой (ответы детей). Какая картина будет второй? (ответы детей). Какая картина будет третьей? (ответы детей). Нам нужно дать название рассказу. Какое название можете предложить вы?» (из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например. «Кормушка»).

Логопед: «Почему дети решили сделать кормушку? Что им для этого понадобилось? Где дети повесили кормушку? Кто с радостью прилетал к кормушке? Как нужно заботиться о птицах зимой?» (ответы детей).

Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках. Логопед просит придумать имена детям.

г) физкультминутка «Снег» по ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки –

Кружатся над головою

На снегу-то, посмотри, –

С красной грудкой снегири.

д) рассказывание по серии сюжетных картин по образцу логопеда логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, о чем они будут рассказывать. Затем предлагает образец рассказа, указывая на каждую картину.

Образец: «Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке. Дети были очень рады, что помогли птицам!»

Логопед договаривается с детьми, что они прослушают три рассказа и выберут из них самый лучший. Для этого нужно внимательно слушать товарища и, если это будет необходимо, исправить его ошибки или дополнить рассказ своими предложениями.

Вызываются три ребенка по желанию. Каждый ребенок берет указку и рассказывает рассказ, дополняя его своими подробностями. Детям разрешается задавать вопросы логопеду, чтобы рассказ оказался более полным, интересным и точным.

Логопед напоминает, что рассказы должны быть четкими, выразительными, без ошибок и остановок.

После прослушанных рассказов логопед спрашивает детей, чей рассказ понравился им больше всего и просит объяснить, почему. Затем дает анализ рассказа каждого ребенка и благодарит детей за работу.

е) составление предложений о зимующих птицах с предлогами «В», «НА», «ПОД», «ЗА» опорой на схемы предложений.

Логопед: «Ребята, когда птицы подлетели к кормушке, сделанной Ваней и Таней, они расселись в самых разных местах: в кормушке, на ветках березы, под березой, за березой. Какие предлоги мы можем использовать, чтобы рассказать об этом? (на доску выставляется схемы предлогов). Дети называют каждый предлог и поясняют его пространственное значение. Логопед: «Чтобы правильно составить предложения о том, где сидели птицы, нам понадобятся схемы предложений». Дети самостоятельно выкладывают схемы предложений и составляют с ними предложения о зимующих птицах с предлогами. За правильно выполненное задание каждый ребенок получает фишку.

Примерная схема предложения:

Снегирь (красная полоска) сидит (желтая полоска) на (синий треугольник) кормушке (красная полоска)

.(красный круг)

ж) подведение итога, оценка деятельности детей.

Логопед: «О чем мы составляли сегодня рассказ? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Как можно помочь птицам зимой? Какие задания мы выполняли? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно выполнять? Кого из ребят можно похвалить?» (ответы детей).

Затем логопед дает оценку работе каждого ребенка и всей группы в целом и объявляет окончание занятия.

Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Тема недели: «Посуда»

Задачи:

1. Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о посуде

2. Совершенствование фразовой речи, диалогической речи, умения отвечать на вопросы сложноподчинённой фразой, используя союз «потому что». Совершенствование умения задавать вопросы.

3. Формирование навыка составления связного развёрнутого высказывания с элементами творчества.

4. Совершенствование грамматического строя речи: использование предложений различных предложно-падежных конструкций.

5. Координация речи с движением, развитие зрительно-пространственной координации, творческого воображения

6. Закрепление умения устанавливать причинно – следственные взаимосвязи между объектами

7. Закрепление временных понятий (времени года – зима)

8. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, умения выделять признаки объекта, его ресурсы. Развитие памяти, восприятия, внимания.

— Тематический цикл «Посуда»

— Игры «Да – нет», «Что из чего?», «Что какое?»

— Составление загадок по теме «Посуда. Продукты питания»

— «Изобретение» небьющейся посуды

— Сюжетно-ролевые, дидактические игры

Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» Каше, чашки из различного материала, разные по цвету, опорные схемы для составления рассказа по серии сюжетных картинок, схемы «Волшебников».

ХОД НОД:

1. Организационный момент. Игра «Да – нет»

Ребята, что я вам сегодня принесла?

Это всё чашки и кружки.

Я загадала только одну из них. Вы можете отгадать её, задавая мне вопросы. Я могу ответить вам только «Да» или «Нет».

Вы можете спросить меня, какая она по цвету, по размеру, из какого материала сделана.

Она белая?…… У неё есть рисунок?…….Она большая?…….Она фарфоровая?

С помощью вопросов дети отгадывают фарфоровую чашку.

2. Игра «Хорошо – плохо»

Ребята, чашка это хорошо? Почему?

Из неё можно пить, наливать в неё воду

Чашка – это плохо. Почему?

Она может разбиться, можно обжечься, если там горячий чай, можно пролить чай на себя, из чашки нельзя есть.

С помощью педагога дети выделяют положительные и отрицательные стороны объекта

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (сначала используются 4 картинки из 5)

Молодцы! Сегодня я вам принесла картинки, на которых изображена история, случившаяся из-за разбитой чашки. Но последнюю картинку я вам пока не покажу, вы догадаетесь сами, что на ней изображено.

Для того, чтобы составить рассказ, что нам нужно сделать сначала?

Выставляется 1 схема – «паровозик» из картинок

Составить «паровозик» из картинок

1 ребёнок на доске выставляет картинки

Что нам нужно сделать потом?

Выставляется 2 схема – «главные герои»

Назвать главных героев. Эта история про мальчика, его маму и собаку.

Как зовут мальчика? Какая кличка у собаки?

Придумывают имя и кличку

Нам нужно определить место, где происходила эта история.

Выставляется 3 схема – «место»

Эта история происходила дома и на улице около дома

Нам нужно определить время года, когда случилась история

Выставляется 4 схема – «время»

Эта история случилась зимой, потому что на улице идёт снег, там холодно.

Сейчас мы должны определить, кто, что делает на картинках, и зачем.

Выставляется 5 схема – «объединение объектов»

Дети называют действия героев, объясняют причину действий

4. Физкультминутка «Посуда»

Давайте немного поиграем, и покажем гостям, какая посуда есть у нас.

Вот большой пузатый чайник, 1 рука на поясе,2 рука поднята вверх в

Очень важный, как начальник форме носика чайника. Живот надут

Вот фарфоровые чашки Присесть, одна рука на поясе

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца. Руки в стороны, покружиться

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки – Руки смыкаются над головой, подняться

Голова на тонкой ножке. На носочки, потянуться вверх

Вот пластмассовый поднос, Руки сомкнуты полукругом перед собой

Он посуду нам принёс

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«Разбитая чашка»

Молодцы! Для того, чтобы наш рассказ получился красивый, к нам пришел волшебник «Ухо». Что вы можете услышать на этой картинке?

Выставляется схема – «послушай»

Звук, звон, это чашка разбилась

А на этой картинке?

Мама спрашивает: «Что случилось? Кто разбил чашку?»

А ……………. говорит: «Это не я, это……………….!»

Молодцы! Давайте покажем нашим гостям как это происходило? Кто будет мамой, мальчиком, собачкой? Остальные дети будут зрителями театра.

Выставляется схема – «театр»

Дети инсценируют изображённое на картинке.

Сейчас нам нужно поставить картинки по — порядку, определить, что было сначала, что потом.

Выставляется 6 схема – «последовательность картинок»

Дети выстраивают последовательность картинок, при необходимости, педагог оказывает помощь в установлении причинно-следственных связей.

Молодцы! Как вы думаете, что было дальше? Что изображено на последней картинке? Жалко ли ……. Собаку? Что нужно сделать, чтобы собаку пустили домой?

Нужно сказать, что собака не разбивала чашку.

Выставляется последняя картинка серии.

Давайте покажем нашим гостям как это происходило? Кто будет мамой, мальчиком? Остальные дети будут зрителями театра.

Выставляется схема – «театр»

Дети инсценируют изображённое на картинке.

6. Рассказ детей по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

А сейчас вы выберите себе взрослого из наших гостей, и расскажите им рассказ.

Выставляется 7 схема – «рассказ»

Взрослые записывают рассказы детей.

7. Игра «Изобретатели»

Вы сказали, что фарфоровая чашка – это плохо, потому что она может разбиться. Давайте придумаем такую чашку, которая, если будет падать – не разобьётся.

Я буду приделаю к чашке крылья, чтобы……..

Дети придумывают чашку, педагог при необходимости оказывает помощь.

8. Итог:

Молодцы! Вы придумали очень полезные варианты чашек. Я попрошу вас зарисовать их вместе с родителями, а мы потом издадим книгу.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Составление пересказа с опорой на серию сюжетных картинок»

Анастасия Снимщикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Составление пересказа с опорой на серию сюжетных картинок»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе детского сада по теме: «Составление пересказа с опорой на серию сюжетных картинок».

Цель: обучить детей составлять пересказ, используя серию сюжетных картинок.

Задачи:

1. Научить детей внимательно слушать.

2. Отработать умение отвечать на вопросы по тексту.

3. Расширить словарь детей по теме данного рассказа.

4. Научить детей выявлять начало, середину и конец рассказа, делить на смысловые части.

Оборудование: серия сюжетных картинок (5 штук)

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Введение темы.

«Ребята, сегодня я вам буду читать очень интересный рассказ, а как будет он называться вы должны догадаться из загадки, которую я вам сейчас загадаю».

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит принять.

Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

«Правильно, ребята! Это врач! Сегодня я прочитаю вам рассказ и будет он называться : «У врача».

2. Первичное чтение рассказа без акцентирования на картинках.

1. Однажды у девочки Маши заболел зуб. Она почувствовала сильную боль и заплакала. Ее стоны услышала мама, она стала жалеть Машу, но боль только усиливалась. Щека сильно раздулась. Тогда мама завязала вокруг головы дочки повязку. Девочка выглядела очень грустной и горько плакала.

2. Мама решила не медлить и сразу повела Машу в детскую поликлинику ко врачу, лечить ее больной зуб.

3. Они долго сидели возле кабинета стоматолога ждали, пока врач сможет принять Машу. Зуб болел очень сильно. Девочка терпела, а мама, как могла, успокаивала ее, поглаживая по плечу.

4. Через некоторое время врач смог принять Машу и пригласил ее в свой кабинет. Стоматологом оказалась очень красивая женщина со светлыми кудрявыми волосами в чистом белом халате. Она усадила девочку в кресло и попросила открыть рот. Затем взяла со столика лекарство, положила девочке на зуб и с помощью инструмента быстро его залечила. Врач оказалась очень внимательной и доброй.

5. Маша вышла из кабинета с вылеченным здоровым зубом. Она была радостной веселой и всю дорогу до дома благодарила маму, что та отвела ее ко врачу и помогла ее зубу выздороветь.

2. Словарная работа.

«Ребята, давайте подумаем, что означают следующие слова?»

Стоны – болезненно вздыхать, плакать.

Стоматолог – так называется врач, который лечит зубы.

3. Вторичное чтение рассказа с показом соответствующих картинок.

«Ребята, сейчас я вам прочитаю историю еще раз, но при этом буду показывать еще и картинки, которые нарисованы по этому рассказу. Слушайте внимательно и смотрите на картинки, потому что потом вам нужно будет самим разложить картинки в правильной последовательности и рассказать текст».

Рассказ читается еще раз. К каждой части рассказа показывается соответствующая картинка серии.

4. Вопросы по прочитанному.

«Я вам прочитала рассказ. Теперь я вам буду задавать вопросы, а вы попробуйте на них ответить»

1) Как называется рассказ?

2) А как бы вы его назвали?

3) На сколько частей можно разделить текст? На сколько поделен?

4) Давайте дадим название каждой части рассказа.

5) Как звали девочку?

6) Что с ней случилось? Что у нее заболело?

7) Кто пришел на помощь Маше? Что сделал?

8) Как выглядел врач? Опишите его.

9) Как бы вы закончили рассказ?

10) А у вас когда-нибудь болел зуб? Что вы делали?

4. Игра – физминутка.

«Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем! Я буду читать вам предложения. Если такое было в рассказе, вы садитесь на корточки и говорите: «да, да, да». Если нет – отрицательно качаете головой и говорите: «нет, нет, нет».

1. Рассказ называется «Маша-растеряша»

2. Девочку звали Маша.

3. У Маши заболела голова.

4. Мама повела дочку в зоопарк.

5. Врач была очень красивой женщиной со светлыми волосами в белом халате.

6. Стоматолог быстро вылечила Маше зуб.

7. Врач была очень злой женщиной и много ругалась на девочку.

8. Маша вышла из кабинета грустной и плакала.

9. Рассказ закончился хорошо для девочки и ее мамы.

5. Составление пересказа по картинкам.

«А теперь, ребята, вы сами попробуете выложить картинки в нужной последовательности и пересказать этот рассказ».

Логопед снимает картинки с доски. Дети выкладывают у себя на столах картинки в нужной последовательности. Несколько человек пересказывают рассказ у доски.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов и оценка работы детей.

«Что мы сегодня делали на занятии? Что понравилось в рассказе? Что запомнили?»

Конспект фронтального логопедического занятия «Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану «Фрукты» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект НОД для обучающихся с ОНР «Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматургии» Цель:развивать диалогическую речь,просодическую сторону речи,логическое мышление;учить составлению предложений по сюжетным картинкам и объединять.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект регламентируемой образовательной деятельности по серии из 5-ти картинок «Волшебное семечко». образовательные цели – Совершенствование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сказки по серии сюжетных картин» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление сказки по серии сюжетных картин Программное содержание. Учить детей.

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Семейный ужин» Цели: -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -развивать у детей умение передавать предметное.

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» Цель: Активизировать и актуализировать словарь. Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу).

Составление рассказов по серии сюжетных картинок Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Д/и «Не зевай, нужную картинку поднимай»Цель: научится воспроизводить последовательность.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок Практическое содержание: Учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Развивать умение следить за сюжетом, не упуская.

Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок в старшей логопедической группе. Цели: Закрепление употребления в.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: