Конспект логопедического занятия ‘Состав слова. Окончание’

Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание»

Аннотация: Предлагаемый план-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание» рассчитан на 2 занятия с группой обучающихся 3 класса, которые имеют НВОНР. Предложенные задания помогут детям закрепить знания об окончании и его значении, уточнить и обогатить словарный запас, развивать устную и письменную речь.

Тема: «Состав слова. Окончание»

  • упражнять учащихся в разборе слов по составу;
  • закрепить знания детей об окончании, как изменяемой части слова, служащей для связи слов в предложении;
  • уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать грамматический строй речи;
  • воспитывать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль на письме.
  • предметные картинки, карточки с заданиями.

ЗАНЯТИЕ №1

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– На прошлом занятии мы говорили о самой главной части слова, которая называется КОРЕНЬ слова. Что необходимо сделать, чтобы найти, выделить корень? … Верно, нужно подобрать родственные, близкие по значению слова.

– Итак. КОРЕНЬ СЛОВА – это общая (одинаковая) часть однокоренных, родственных слов.

– Как обозначается КОРЕНЬ слова? …

– Сейчас я назову цепочку слов. Внимательно послушайте слова и выделите в них КО-РЕНЬ. (Это задание можно выполнить в тетрадях.)

Дружба, дружок, дружина; (друж-)

лесник, лесной, перелесок; (лес-)

холода, холодный, холодильник. (холод-)

3. Беседа по новой теме.

– Ребята. На доске записаны пословицы. Прочитайте эти пословицы и подумайте, о чём они:

  1. Каков мастер, такова и работа.
  2. Душу и сердце вложи в работу.
  3. День годом кажется без работы.

– Эти пословицы про работу. (Каждая пословица читается, объясняется её значение.)

– Выделите корень в подчеркнутых словах. (работ-)

– Какие буквы стоят в конце слов? -а, -у, -ы.

– Часть слова, которая стоит после корня и изменяется – это ОКОНЧАНИЕ. Оконча-ние обозначается вот таким знаком – c.

– Сегодня мы будем разбирать слова по составу, находить окончание.

– Ещё раз скажем, что такое окончание. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

4. Упражнения в морфологическом анализе слов:

а) Спишите пословицы, выделите окончания в словах с корнем РАБОТ-;

б) Запишите слова парами по образцу, выделите корень слова, окончание:

Улица – улицы, машина – … , дом – … , река – … , стол – … .

(При проверке записанных слов, выделить корень слова, назвать изменяемую часть слова – окончание. С некоторыми из слов устно придумать предложения.)

в) Прочитайте словосочетания, назовите родственные слова, выделите в них оконча-ние:

Школьный вальс, школьная форма, школьное окно, школьные задания.

Запишите в тетради родственные слова, выделите в них окончания. Что общего у родственных слов, Что они обозначают? Слова обозначают признак предмета.

г) Физкультурная пауза.

д) На доску выставляются предметные картинки, по которым нужно составить словосочетания, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Шар (какой?) … , тарелка (какая?) … ,

блюдце (какое?) … , варежки (какие?) … .

(голубой, голубая, голубое, голубые).

Записать словосочетания в тетради, выделить в родственных словах корень и изме-няемую часть слова – окончание. С некоторыми словосочетаниями устно или письменно придумать предложения.

е) Работа с карточками.

Прочитать предложение, закончить слово, вставляя нужное окончание:

На полке стоит сумк_. Мама взяла свою сумк_.

ж) Прочитать, делая паузу в конце каждого предложения. Списать предложения. В конце предложений ставить точки. В подчёркнутых словах выделить окончания.

Мы любим сидеть у реки над рекой летают стрекозы ночью к реке прилетают соловьи.

5. Подведение итога занятия.

– Как называется изменяемая часть слова?

– Что такое ОКОНЧАНИЕ?

– Приведите примеры, выделите в слове окончание.

ЗАНЯТИЕ №2.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– Что такое окончание?

– Что вы знаете об окончании?

– Как окончание выделяют в слове?

3. Беседа по новой теме.

– Вы, ребята, правильно сказали, что окончание – изменяемая часть слова. Если этого не будет, то предложение получится неправильное, некрасивое. А слова в предложе-нии всегда связаны друг с другом. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложе-нии.

– Выполним такое задание. Возьмите карточки, на которых напечатан тест. Нужно его прочитать, изменяя слова, данные в скобках.

Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обя-заны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучи-тельного.

– Если слова в скобках не изменять, получатся правильные предложения? Красиво они будут звучать? …

– Для того, чтобы предложение было правильно построено и красиво звучало, служит изменяемая часть слова – окончание. Если окончания употреблять неправильно, то в словах предложения будет ошибка. Будьте всегда внимательны и следите за правиль-ным произношением и правописанием окончаний слов.

4. Упражнения в морфологическом анализе и синтезе слов:

Читайте также:
Конспект НОД: Части тела - мои помощники

а) Работа с карточками.

Вставить пропущенные окончания:

Книг_ – лучший друг человека. Без книг_ трудно прожить. Мы многому обязаны книг_. Надо беречь и любить книг_. В книг_ много интересного и по-учительного.

б) Прочитать и сравнить слова в единственном и во множественном числе, назвать изменяемую часть слова. Списать (или записать под диктовку ), выделить окончания слов:

Городская улица – городские улицы

глубокое озеро – глубокие озёра

(При проверке выполнения задания, ученики называют окончания, устно или письменно придумывают предложения.)

в) Физкультурная пауза.

г) Прочитать предложения, записанные на карточке, расположить их в правильной последовательности, чтобы получился рассказ. Придумать заглавие, записать текст в тетради.

– На снегу они увидели птичку.

– Зимой дети гуляли в парке.

– Птичка была очень слаба.

– Ребята принесли птичку домой.

– Весной выпустили птичку на волю.

– Каждый день дети давали птичке корм.

(Выборочная проверка записанного текста у 2-3 учащихся, выделение окончаний в словах, которые встречаются чаще других.)

5. Подведение итога занятия.

– Чем вы занимались сегодня, какие задания выполняли?

– Что такое окончание?

– Для чего служат окончания?

– Подберите из слов для справок слова к схеме: (графически: корень, окончание)

Слова для справок: школа, лесок, сестра, трава.

Выдрицкая Ольга Владимировна,
учитель-логопед

Логопедическое занятие «Определение окончаний в словах»

Иванова Ольга Борисовна
Логопедическое занятие «Определение окончаний в словах»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Определение окончаний в словах»

Провела: учитель-логопед

Иванова Ольга Борисовна

1. Дать детям понятие «окончание», научить их изменять слова и выделять окончание.

Расширить словарный запас по теме: «детеныши животных».

3. Развивать умение проводить фонетический анализ на материале слова

«Грибы» ,определять твердость и мягкость согласных звуков и графически их обозначать.

4. Формировать лексико-грамматический строй речи на примере

5. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику.

мышцы артикуляционного аппарата.

6. Воспитывать умение слушать товарища,. умение выслушивать задание

Учителя, прививать любовь к животным. Развивать чувство прекрасного

на материале «Времена гола-›.

Оборудование: ежик, картинки с артикуляционными позами, карточки, ёж, грибы.

Гриб, ы. мяч, …. корзина с грибами, мяч.

Раздаточный материал: мелкие ежи с мячами, звуковые линеечки ‚ фишки, 11 палочек, 2 пуговицы

1. Организационный момент.

У. Дети, к нам пришел гость, а кто, вы узнаете,отгадав загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят.

Молока они хотят

У. Правильно, к нам пришел еж и принес нам много заданий, игр и сюрпризов. А

Д Колючий, забавный, фыркающий, серый, красивый

!. А еще он очень трусливый. Сейчас я расскажу вам историю про него, а вы

Будете мне помогать мимикой и жестами.

Ежик бегал по лесу и искал грибы. Он такой сосредоточенный и серьезный.

И вдруг услышал какой-то шум. Ежик насторожился. Это по лесу гуляли дети. Они спокойные, расслабленные. Ежик испугался.

– давайте отнесем ежика в безопасное место, где на него никто не наступит.

Берите ежика осторожно, медленно, бережно, чтобы не уколоться.

Ежик благодарен им, он улыбается, радуется.

3. Развитие мелкой моторики

У: А сейчас мы покажем ежику как мы делаем гимнастику для пальчиков. Для чего мы ее делаем?

Д. чтобы наши пальчики были ловкие и помогали нам писать и говорить.

Этот пальчик – дедушка

Это: пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Это вся моя семья

Дети поочередно загибают пальчики от большого сначала на правой руке, затем на

левой. Затем на обеих руках.

4. Дыхательная гимнастика.

У. Посмотрите, ежик тоже пришел не один. он привел своих ‚деток. Как называются

У. А зайца, а медведя, а лисы, а волка, а белки?

У. А это не просто ежата, все они футболисты. Давайте мы с ними поиграем в

Подуем тихонечко – ежата ведут мяч перед собой

Теперь сильно, резко – забил гол

Ура! Победила команда ежат и детей 2 “А” класса!

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации

У. Еж. Ты очень понравился нашим детям, и они покажут тебе сейчас как можно

выложить слово «Еж» из полочек и пуговиц.

6. Развитие артикуляционной моторики

У. А сейчас мы покажем ежику как умеем делать артикуляционную гимнастику.

Для чего мы ее делаем?

Д. Что бы правильно выговаривать звуки.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

У. Смотрите ежик пришел не с пустыми руками. Что он держит в лапках?

У. Он еще принес с собой корзинку, посмотрите,.что в ней?

У. давайте сделаем звуковой анализ слова «грибы». Возьмите свои звуковые

– Какой первый звук в слове грибы?

– Какой второй, третий…

Г – согл. тверд., синий

Р – согл., мягк,Зел.

Читайте также:
Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Б–согл., тверд, синий

Сколько гласных звуков в слове грибы? Назовите их.

Сколько всего звуков? Сколько букв?

Чем звук отличается от буквы?

Д. Звук мы проговариваем и слышим, буквы пишем и читаем.

8. Работа над определением окончаний в словах.

У. Скажите мне еще раз, что у ежика в лапках?

У. А что у ежика в корзинке?

У. Чем отличаются эти слова?

Д. Добавляется буква «ы»

Ы – это окончание. Сегодня мы будем говорить об окончаниях. Оно может

изменяться! А как оно может изменяться мы сейчас увидим.

Я буду показывать вам карточки, а вы смотрите и читайте

Мяч мух лис рук

У. Что здесь изменятся?

Д. Окончание.

У. Изменяется часть слова, называется окончанием.

Окончание обозначается квадратиком.

У. – Что такое окончание?

– Как обозначается окончание?

! Д, Окончание – это изменяемая часть слова. Оно обозначается

У. Дети. Посмотрите, наш ежик без обуви. Какую обувь он сейчас должен одеть?

У- А почему? Какое сейчас время года?

– Как вы определили? (перечисляем признаки осени, вспоминаем что сейчас

ноябрь. А ноябрь – поздняя осень)

У. давайте расскажем ежику стихотворение.

Ежик, одевай сапожки (имитируем одевание сапог)

А не то замерзнут ножки

Я свернусь вот так в клубок (сворачиваемся «клубочком»)

И согреюсь без сапог.

Повторяем 2 раза.

10. Развитие грамматического строя речи.

На доске: «У ежик в корзине лежат гриб».

У. Можно ли назвать ‚ данные слова предложением?

Д. Эти слова не связаны между собой по смыслу.

У. Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой и

получилось предложение. (Изменили на доске)

! Указать на предлоги, посчитать сколько слов в предложении.

У. Запишите предложение в тетради и отметьте ту часть слова, которая изменилась, т. е. окончание.

(С большой буквы, расстояние между словами, точка в конце)

У. Теперь мы тем сказать для чего служат окончания?

Д. для связи слов в предложении.

У. Как обозначаются окончания?

У. Скажите полностью, что вы узнали об окончании.

д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении, обозначается квадратиком.

(Хором каждый ребенок)

? Я вам раздам карточки, вы допишите в них окончания, обозначьте их.

– Прочитайте, что получилось, какое окончание.

– Скажите еще раз, что мы узнали об окончании.

У. Дети, мы еще много будем говорить об окончаниях на наших уроках, а сейчас

Ежику пора в лес.

Он принес нам гостинцы!

Давайте поблагодарим и к следующему занятию поищем дома картинки, стихи

и загадки о ежиках.

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, связной речи» Тема: Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи. Цель: Закрепить правильное произношения зв. Р в словах, предложениях,.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах и фразовой речи. Цель: развитие звуковой структуры речи. Задачи: развитие артикуляционного.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: • Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, •.

Логопедическое занятие «Автоматизация звуков [С]-[С’] в словах, предложениях, текстах. Птицы Белгородской области» Цели : – Автоматизировать звуки С, С в словах, предложениях, текстах. – Учить правильно согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

Логопедическое занятие в подготовительной группе с целью закрепления звуков [Л, Р]в сложных словах, предложениях Тема: «Прогулка в зимний лес с тётушкой Совой» Цель: закрепление правильного произношения твёрдых сонорных звуков в составе предложения.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Открытое логопедическое занятие Закрепление звука [с]в слогах, словах, предложениях и связной речи Открытое подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: «Закрепление звука [с] в слогах, словах, предложениях и.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия для учащихся 3-х классов
“Обобщение знаний о составе слова”.

Дегтева Н.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории, Красноярский край.

– закрепить знания детей о частях слова;

Читайте также:
Задания логопеда по теме Фрукты

– развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов,

– формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;

– развитие монологической речи учащихся;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

таблицы, карточки с вопросами, индивидуальные карточки, карточки со словами, рабочие тетради, магниты.

Определить тему урока, зашифрованную на таблице.

АПРВЫ СОСТАВ ДЛО СЛОВА РО

Запись темы урока в тетрадях.

Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?

( Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

Ребята, назовите части слова, которые могут встречаться в наших словах.

Отгадывание ребуса слова “Корень” (таблица)

Разбор многозначности значения этого слова.

Звукобуквенный анализ слова корень.

II. Закрепление знаний о составе слова.

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?

Давайте сейчас вспомним с вами все, что мы знаем о частях слова. Для этого мы разделимся на две команды. Каждому из вас нужно будет задать вопрос и ответить на вопрос товарища.

Что вы знаете о родственных словах?

( Родственные слова имеют общую часть – корень. Они близки по смыслу.)

Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)

Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)

Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.)

Оценка работы каждой команды.

III. Работа по карточкам.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

подготовка

готов

туманный

пригорок

перемена

отпуск

старый

Вывод: мы учились видеть в словах их части.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? (подкова)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово – (походка).

Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.

Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

Пальчиковая гимнастика “На море”

На морском песке сижу,

И в бинокль весь день гляжу,

Как крабы ползут,

Как рыбки плывут,

Как дельфины ныряют, рыбок пугают.

Как кит над водой выплывает

И фонтан голубой выпускает,

Как чайки над морем снуют,

Рыбную мелочь клюют.

Сколько чаек, как узнать?

Раз, два, три, четыре, пять.

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слова “пожалуйста”.

– встаньте и выйдите, пожалуйста;

– будьте добры, похлопайте;

– поднимите руки, пожалуйста;

– тихонько сядьте, пожалуйста.

V. Работа возле доски.

На доске изображены схемы слов. Детям раздаются карточки со словами.

Необходимо определить, какие слова соответствуют данным схемам и определить место каждого слова.

Зимушка, перелётные, соседушка, известный, гриб, столы, угол, дома, грузчик, мастер, посевная.

Работа в тетрадях.

Прочитайте рассказ. В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к- . Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.

Вчера на экскурсии мы видели белку . Морда у нее острая , а глаза круглые и черные . Они блестят, как бусины . Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие , но коготки цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала . Нас видела – в дупло пряталась , а потом оттуда глянула .

Образец записи в тетрадях:

Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оценка деятельности учащихся.

Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене .

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной и устной речи, обусловленные ФНР,ФФНР,ОНР. 3 класс

Тема: Окончание и основа слова

Форма занятия: групповая

Возраст: 9-10 лет (3 класс)

Речевой диагноз: нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР.

Длительность занятия: 40 минут.

Цель: закрепить понятия «окончание», как изменяемой части слова и его ролью в предложении, «основа слова».

– закрепить знания детей о частях слова и основы слова;

– развивать навыки морфологического анализа и синтеза слов;

– формировать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок, окончаний;

-закрепить правила правописания жи, ши, чу, ча

– развивать монологическую речь обучающихся;

– воспитывать эмоционально-ценностного отношение к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

– воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

I. Организационный момент.

– Вокруг нас много всего хорошего, в том числе в русском языке много добрых слов.

– Вы знаете их? Назовите их! (СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ВСЕГО ДОБРОГО, УДАЧИ ВАМ, БОЛЬШЕ СПАСИБО, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ, ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, ИЗВИНИТЕ, БУДЬТЕ ДОБРЫ! БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ! и т.д.)

– Вот я говорю вам: ДОБРЫЙ ДЕНЬ, РЕБЯТА! Начинаем наше занятие.

– В начале небольшая разминка для мозга. Перед вами картинки. По первым звукам слов-картин составьте слово и озвучьте! Для удобства работы используйте листочки и ручки, т.е. первый звук слова запишите на листочке.

Введение в тему

– Чтобы определить тему занятия, вы должны прочитать слова через одну букву. Первая буква выделена.

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ ОТСУНЖОКВЙА СПЛЫОНВЯА

– Кто разгадал? Озвучьте! (Предлагаю выйти к доске и выделить чертой нужные буквы для прочтения)

– Правильно! Тема нашего занятия ОКОНЧАНИЕ. ОСНОВА СЛОВА

II. Основная часть

– Запишите сегодняшнее число, месяц, тему!

– Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? Повторите!

(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

– Из каких частей состоит слово? (приставки, корня, суффикса, окончания)

– Внимательно посмотрите на доску. Работу будем выполнять на доске, по цепочке.

1. – Из данных частей составьте слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание. (на доске)

– Таким образом, мы уже умеем выделять в слове все его части. Какие? Назовите их снова.

– Молодцы, справились с заданием.

2. Рассмотрим следующее задание на доске. Прочитайте предложения. Озвучьте! – – Рассмотрим варианты ответов.

Пап_ любит сын_. Пап_ любит сын_.

– Объясните смысл каждого предложения. (В 1 предложении Папа любит сына.

Во втором – Сын любит папу).

– Почему смысл предложений изменился? (Потому что мы вставили разные окончания).

– ПАПА и ПАПУ – это однокоренные слова?

– Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма.

– Как же называется эта часть слова?

– Она называется – окончание.

– Для чего служит окончание?

– Для связи слов в предложении.

– Как вы думаете, что же такое ОКОНЧАНИЕ?

Окончание – это изменяемая часть слова. Папа, у папы, папу, с папой.

– Ну, а теперь несложно будет понять, что же такое ОСНОВА СЛОВА,

– ОСНОВА СЛОВА – это неизменяемая часть слова без окончания.

– Что может входить в основу? (Приставка, корень, суффикс)

Пример: зима, зимушка, зимний, зимовье.

– Запишите эти слова в тетрадь, выделите окончания и основы слов. Работу выполняете самостоятельно.

II. Закрепление материала

Подготовка руки к письму

Упражнения «Согреем ладони», «Помоем руки», «Руки в замок: вытянуть руки вперед, руки вверх».

1.Составьте слова из отгадок головоломок. Ответы пишите в тетрадь, выделяете окончания, основы слов. (слова на доске)

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? (подкова)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово – (походка)

– Таким образом, мы упражнялись из частей слов составлять слова.

– Разделите полученные слова на слоги, предварительно выделите красным цветом гласные. Помним правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.

(индивидуально к каждому подхожу и проверяю правильность хода работы).

– Молодцы! С заданием справились.

– Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда в ДОУ - Детско-родительский проект (Первый раз - в первый класс!)

2. Составьте словосочетания. К словам первого столбика, подберите слова из второго столбика. Сначала озвучим ответы, затем напишите их в тетрадь.

Выделите окончания и основы у слов, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

3. Прочитайте вопросы. Из данных в скобках слов составьте и запишите ответы на эти вопросы. Сначала работаем устно, озвучиваем ответы.

А) Где жили грачи? (в, березовый, грачи, роще, жили).

Б) Кто однажды забрался в рощу? (забрался, в, однажды, рощу, кот)

– В первом предложении какое слово является главным? (Грачи)

– Отметьте это слово крестиком и подчеркните одной линией.

– Что делали грачи в роще? (Жили). Подчеркиваем двумя линией, это будет действие.

(Аналогично разбираем и втрое предложение).

III. Итог занятия

– Назовите тему занятия.

– Что такое ОКОНЧАНИЕ? ОСНОВА СЛОВА? (определения)

– Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и работали на занятии.

– До следующей встречи!

– Игра «Блиц опрос»

– Поработаем с цветными окончаниями.

Если «да» -зелёный цвет, если «нет» – синий цвет, если «не знаю» – розовый.

  • Окончание – это часть слова? Да!
  • Окончание – это изменяемая часть слова? Да!
  • Окончание – это часть основы? Нет!
  • Окончание служит для связи слов в предложении? Да!
  • У одного и того же слова могут быть разные окончания? Да!

    6 Основа слова – это неизменяемая часть слова без окончания. Да!

    Конспект занятия на тему “состав слова” для детей собщим недоразвитием речи

    • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
    • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)
    • Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС (72 ч.)

    Конспект занятия на тему “состав слова” для детей собщим недоразвитием речи

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Презентация к занятию состоит из 21 слайда и создана в программе Microsoft Power Point 2003.

    Цель использования презентации- наглядный материал.

    Слайд 2 При ответ на 1 вопрос по щелчку мыши в строке однокоренные появляется буква к. При ответе на второй вопрос необходимо нажать , в строке окончание появиться буква о.

    Слайд 3-6. По аналогии с 1 слайдом.

    Слайд 8. По щелчку мыши появляется разгаданное слово «космос»

    Слайд 9 по щелчку мыши лишнее слово «косметика» исчезает.

    Слайд910 гимнастика для глаз. Смотреть на мерцающие звёзды в том порядке в котором они появляются.

    Слайд 11. Выбирается тот раздел, по которому будет отвечать ребёнок.

    Слайд 13. Для возвращения к слайду 10 необходимо нажать

    Слайд 16. При нажатии мышки слова появляются и распределяются по колонкам. При завершении задания нажать

    Слайд 18 по окончанию задания нажать

    Слайд 20 по окончанию задания нажать презентация перейдёт на слайд 10, там необходимо нажать на презентация перейдет на слайд 21

    Гречихина Надежда Александровна

    Логопед 1 кв.категория

    Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре.

    КГКОУ Детский дом 8

    Конспект занятия «Закрепление состава слова» у учащихся с аграмматической дисграфией, обусловленной ОНР на фоне ЗПР

    Тема :Закрепление состава слова у учащихся с аграмматической дисграфией обусловленной ОНР, на фоне ЗПР.

    Цель: Формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию.

    Уточнять и активизировать словарный запас;

    Закрепить представление о составе слова, и о роли каждой значимой части слова.

    Формировать умения составлять предложно-падежные и грамматические конструкции согласовывая прилагательные и существительные

    Формировать речемыслительную деятельность через развития связной речи в учебной ситуации (ответ, вывод, доказательство, рассуждения и т.д.);

    Развивать устойчивость внимания, навыки приёмы самоконтроля, познавательную активность;

    Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Орг. Момент:Здравствуйте ребята, прежде чем приступим к работе на занятии, откройте тетради и запишите информацию о сегодняшнем дне.

    1.Припоминание терминологии о составе слова.

    Задание“шифровка” если вы правильно разгадаете это задание, то вы узнаете о чём сегодня пойдёт речь.

    Я буду читать вопросы.

    Вы слушайте, выберите ответ. Слайд 2-8

    1. Слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.

    2.Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

    3.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    4.укажите часть слова которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

    5.Найди суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательный оттенок.

    6.Укажи суффиксы, которые придают словам оттенок увеличения.

    Расставьте буквы в порядке появление на экране, какое слово получилось? Слайд 8

    2. Постановка темы занятия

    Читайте также:
    Конспект логоритмического занятия для подготовительной логопедической группы

    Л: – Так какие же части слова мы сегодня будем выделять и повто­рять?

    Д: окончание, корень, суффикс, приставка.

    3. Уточнение значения слова

    Какое имеет значение слово «космос» (космос – «вселенная», «мир»)- близкие по значению.

    Л: Найти лишнее слово:

    Космонавт, космический, косметика, космодром.

    Л: почему лишнее слово «косметика» слайд 9

    Д. слово «косметика» не является родственным , и имеет другое значение.

    Л:. Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу, космодром –площадка для сборки и запуска космических ракет).как можно назвать эти слова?

    Д: эти слова можно назвать однокоренные

    Л: Почему эти слова можно назвать однокоренными?

    Д:(Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению)

    Л:Запишите слова. Выделите корень в этих словах.

    4.Гимнастика для глаз слайд 10

    Л . Далекие звезды над нами горят,

    Зовут они в гости хороших ребят.

    Собраться в дорогу нетрудно для нас –

    И вот мы к полету готовы сейчас.

    (презентация)

    Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно холодно и на каждом шагу подстерегают опасности. (ответы). Каждый экипаж отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

    5. Развитие умение составлять слова из частей, формировать навыки словообразования.

    Возьмите карточку, посмотрите какое задание надо выполнить?

    Д. Мы будем составлять новые слова с помощью частей.

    Дети выполняют задания индивидуально.

    6. проверка задания, самоконтроль.

    л: Андрей: с помощью какого корня образовал новые слова слайд 12

    Р: Я образовал слова с помощью корня солн.

    Л: Назови эти слова.

    Р: Солнце, солнечный, солнышко

    Л: Как можно назвать твои слова?

    Р: однокоренные.

    Солнце самая большая звезда, поэтому наша система называется солнечная. слайд 13

    Л: Витя, с помощью какого корня ты образовал новые слова.

    Андрей: я образовал новые слова с помощью корня –зем- слайд 14

    Подземный, земелька, земное.

    Л: Определить часть речи слова земное . Определить его значение.

    Д: Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какая?). Земное притяжение.

    Л: Земля обладает притяжением, которое называется земное. Это притяжение удерживает на земле все что находиться. Земля тянет к себе предметы. Слайд 15

    7. Образование глаголов с помощью приставок.

    С помощью какой приставки образовано слово притяжение

    Д: слово образовано с помощью приставки при

    Л: что означает приставка при-

    Д: неполнота действия или его завершение.

    Л: образуйте данные слова с помощью приставки при-, распределите по колонкам.

    примчаться

    приподнять

    Л: Какая часть слов общая в этих словах? Для чего служит приставка.

    Физкультминутка. Давайте побудем с вами космонавтами. Космонавтом всегда приходиться выполнять трудные задания. Попробуйте и вы. 1.Правой рукой вращайте вперед, левой назад. Теперь наоборот.

    2. правой рукой гладьте себя по голове, левой хлопайте по животу.

    Л: Денис, какой корень слова помог образовать тебе новые слова.

    Денис: я образовал новые слова с корнем -звёзд- слайд 17

    Звезда, звёздочка, звездопад, созвездие.

    Л: звезды не одинаковые по цвету. Бывают голубые, белые, жёлтые и красные звёзды. Цвет зависит от того как сильно раскалён в них газ. Самые горячие звёзды светятся голубым цветом. Самые холодные желтым цветом.

    А какие звёзды светятся белым цветом? слайд 18

    Дети: холоднее чем голубые, теплее чем –желтые.

    Задание: закончи предложение по смыслу.

    Эта звезда голубая – это ещё голубее.

    Это звезда белая – это ещё белее.

    Желтая –желтее.

    Л: какая часть слов изменялась?

    Д: изменялось окончание.

    Л: Данил, назови корень твоих слов, какие слова ты образовал?

    Данил: в моих словах корень -лун-. Я образовал слова луна, лунный, луноход, полнолуние. Слайд 19

    Л: объясни значение сложных слов. (луноход, полнолуние)

    Д: объясняет значение.

    Л: с древних времён интересовались почему луна то круглая, то видна лишь её половинка..луна вращается вокруг нашей земли и на каждый круг её уходит 28 дней –почти месяц. Луна светит не сама, а её освещает солнце. Когда луна обращена к земле своей светлой стороной, мы видим всю луну целиком, и говорят что наступило полнолуние. Когда ты видишь лишь часть светлой стороны , то луна похожа на половинку круга. слайд 20

    Л: попробывать назвать предложенные слова ласково

    Полная – полненькая, светлая- светленькая, красивая –красивенькая, круглая –кругленькая.

    Л какая часть слова придала слову ласковый оттенок.

    Д это суффикс

    Л: какие слова может образовывать суффикс

    Д слова-проффесии, слова- детёныши, слова- жители городов, увеличительные.

    Л: молодцы вы отлично справились с заданием, много узнали о космосе. Пора возвращаться на землю. Пора собираться в путь.

    Задание №2 общее

    Л: совместно обсудить и назвать слово зашифрованное в стихотворении.

    Читайте также:
    Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

    Корнем с путь родниться

    В сборе приставка таиться

    суффикс как в слове дневник

    Целым я в космос проник.

    Л: Верно ребята это спутник.

    Рассказ о спутниках. Переносное значение слова спутник.

    Улыбка –спутник хорошего настроения.

    Л: давайте подарим друг другу улыбку, нам и нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.

    А мы подведём итог. Чему научились на занятии?

    Логопедическое занятие “Состав слова”

    Презентация к уроку

    Класс: 3 класс

    Цель:

    • (Базовый уровень) ученики научатся разбирать слова по составу, обозначать части слова графически;
    • (Повышенный уровень) ученики получат возможность научиться практическим навыкам словообразования приставочным и суффиксальным способами, умения устанавливать связь слова со схемой.

    Задачи:

    • формировать полноценные представления о морфологическом составе слова.
    • обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
    • развитие слухового и зрительного восприятия и внимания; мышления посредством таких операций, как анализ, сравнение, обобщение;
    • умение формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра.

    Оборудование и программное обеспечение:

    • ПК,
    • проектор,
    • экран,
    • презентация,
    • маршрутная карта,
    • индивидуальные карточки “Вырасти дерево”,
    • индивидуальные карточки “Собери новое слово из частей других слов”,
    • предметные карточки (листья с частями слова),
    • схемы слов,
    • шарики и эластичные кольца Су-Джок,
    • загадки о составе слова,
    • цветные карандаши,
    • тетради,
    • ручки,
    • классная доска.

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята, наши гости! Давайте улыбнёмся и скажем друг другу:

    – Добрый день! (Слайд 2)

    – Встаньте на пальчики и давайте покажем деревья в ветряную погоду (сопротивление), в спокойную погоду (мощь и сила). (Меняем каждое положение 3 раза). А сейчас вы осенние листочки. Налетел сильный ветер (трепыхание). Лёгкий ветерок (лёгкость, воздушность, невесомость). (Меняем каждое положение 3 раза).

    II. Знакомство с темой.

    2. Уточнение числа, месяца и времени года.

    – Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?

    – Вторым тот, кто докажет слова первого ученика?

    – Третьим тот, кто скажет, где можно узнать точные сведения о числе, месяце и времени года?

    – Четвёртым тот, кто даст определение слову “календарь”? ( Таблица или книжка с перечнем всех дней, месяцев и времени года.)

    – Откройте тетради и запишите дату.

    3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

    – Ребята, давайте припомним занятия-путешествия. В какой стране вы побывали? (В стране Грамматике в гостях у Корнея (Корня), у Приставки, Суффикса и Окончания.)

    – Сегодня мы с вами, ребята, вновь отправляемся в путешествие по стране Грамматика. Побываете вы в замке Словообразования. Во время путешествия вы закрепите знания о составе слова. Научитесь разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов, подбирать к словам схемы. Познакомьтесь с маршрутной картой (Приложение 1). (Слайд 3)

    4. Актуализация знаний.

    – Но прежде чем отправиться в путешествие вам понадобятся знания. Давайте их проверим. Послушайте, запомните слова: корень, суффикс, слово, приставка, окончание. Что здесь лишнее, почему? (Лишнее здесь “слово”, потому что корень, суффикс, приставка и окончание – это части слова.)

    – Что такое корень? (Приставка. Суффикс. Окончание.)

    – У каждого карта маршрута. Для чего она вам? (Она поможет нам ориентироваться в стране Грамматике. Стрелки укажут путь.)

    – А чтобы легче было ориентироваться в карте маршрута, вы помните, добравшись до нового пункта назначения нужно путеводитель-стрелку раскрашивать в красный цвет.

    5. Динамическая пауза Су-Джок.

    1) Массаж Су-Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

    Шарик я в руке катаю,
    Взад – вперед его гоняю.
    Им поглажу я ладошку.
    Будто я сметаю крошку,
    И сожму его немножко,
    Как сжимает лапу кошка,
    Каждым пальцем мяч прижму,
    И другой рукой начну.

    2) Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/
    Вышли пальцы погулять,
    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    “Путешествие в страну Грамматики”.

    6. Лес Однокоренных слов. (Слайд 4)

    – Надо пройти через Лес Однокоренных слов. Всякий кто заходит в это лес, должен посадить своё дерево. Для этого необходимо подобрать к слову-корень по 4-ре родственных слова (Приложение 2). (Слайд 5) Работаем сначала самостоятельно, затем обобщаем ваши ответы и двигаемся дальше. Запишите в карточку свою группу родственных слов, выделите корень слова.

    Слова – корень: лист, нож, дом, лес.

    – Проверь себя! Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют один и тот же корень и близкое значение, называются однокоренными, родственными.)

    – Ребята, как вы думаете, а почему задание с однокоренными словами приготовлены были для вас в лесу? Что такое лес? (Лес – это часть поверхности Земли, покрытая древесными растениями.)

    Читайте также:
    Конспект индивидуального занятия: Профессия повар

    Что может быть общего у однокоренных слов и деревьев в лесу? (У всех деревьев и слов есть корень.)

    – Вы отлично справились с этим заданием!

    (Выполнение действий по тексту)

    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали
    Раз-два-три.
    Ручками похлопали
    Раз-два-три.
    Покрутились, повертелись
    Раз-два-три.
    И за парты все уселись
    Раз-два-три.
    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до пяти считаем
    Раз-два-три-четыре-пять.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    8. Долина “Слов-Рассыпушек”. (Слайд 7)

    Что такое долина? Долина – это обширное пространство расположенное вдоль реки или между горами. Вы отправляетесь в “Долину Слов-Рассыпушек”. Там постоянно резвится ветер. (На столе вразброс лежат осенние листья берёзы, клёна, осины, дуба, на которых записаны части слов.) Ветер разбросал листья деревьев, на которых были написаны части слов, всё перепутал. Давайте попробуем их собрать. Посмотрите на них. Как будете действовать? (Предлагаю подобрать одинаковые листочки друг к другу, а потом из них собрать слова.)

    – Действуйте! Что у вас получилось? (Я собрал дубовые листочки. У меня получилось слово – холодные. Я собрал берёзовые листочки. У меня получилось слово – дожди. Я собрал кленовые листочки. У меня получилось слово – перелётные. Я собрал осиновые листочки. У меня получилось слово – птицы.)

    – Назовите части получившихся слов. (В слове холодные: корень – холод –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове дожди: корень – дождь –, окончание – и. В слове перелётные: приставка – пере –, корень – лёт –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове птицы: корень – птиц –, окончание – ы.)

    – Какие слова одинаковые по составу? (Слова – птицы и дожди. В них можно выделить корень и окончание.)

    – Составьте словосочетания с этими словами. Что получилось? (Холодные дожди. Перелётные птицы.)

    – К какому времени года относятся эти явления? (К осени.)

    – Запишите словосочетания. Разберите слова по составу. Припомните другие явления осени, назовите их.

    9. Мост “Графических схем”. (Слайд 9)

    – Ребята, на пути нам встретилась река, а мост, через который нужно пройти исчез. А всё потому, что он был построен из волшебных кирпичей. Построить вы его сможете только в том случае, если задание выполните быстро и правильно. Выполнив это задание, нужно будет подумать и ответить, как оно может быть связано с названием моста? Какое задание вас ждёт? (Нужно подобрать к каждому слову схему.) (Слайд 10)

    Ученики работают у доски.

    мост мостовой мостик помост замостить

    – Давайте проверим, правильно вы выполнили это задание? (Слайд 11)

    – Что общего у этих слов. (У этих слов одинаковый корень, слова однокоренные.)

    – Объясните значения этих слов.

    (Мост – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Замостить, покрывать улицу, дорогу камнем или другим твердым материалом. Помост – это возвышение, площадка из камня или сколоченная из досок. Мостовой – слово-признак (прилагательное), например, мостовой кран. Мостик – это маленький мост.)

    – Скажите, почему такое задание нас ожидало на Мосту? (Мост построен из частей – кирпичей, а слова – из частей: приставки, корня, суффикса, окончания.) (Слайд 12)

    – И вы опять прекрасно справились с заданием. Двигаемся дальше.

    10. Гимнастика для глаз. (Слайд 13)

    – Следим за движущимися предметами только глазами. Не вращаем головой.

    11. Горы “Разбери-Собери” (Контроль знаний). (Слайд 14)

    – Что такое горы? (Горы – это значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.)

    – Вам не показалось это название гор необычным? Что нужно разобрать, а затем собрать, как вы думаете? Разбирать вы будете слова по составу, а затем составлять одно новое слово из частей разобранных слов, которые обозначены графически. Одну карточку мы разберём у доски, а затем выбудете действовать самостоятельно.

    – Как вы считаете, через горы легко перебраться? Что для этого нужно? (Путь через горы нелёгкий. Нужна сила, смекалка, знания. )

    – Да, ребята, задание вас ждёт непростое, но вам всё по плечу! У вас для этого есть главное оружие – это знания.

    Индивидуальные карточки: Собери новое слово из частей других слов. (Приложение 3)

    – Назовите, какие слова у вас получились? (Гористый. (Пригорок. Горочка. Горка. Горный.)

    – Что общего у этих слов? Как они называются? (Слова гористый, пригорок, горочка, горка, горный – однокоренные, родственные. Они имеют один и тот же корень и близкое значение.)

    – Объясните, при помощи, каких частей вы образовали эти родственные слова? Дайте определение этим словам.

    Читайте также:
    Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

    – Отлично справились и с этим заданием.

    12. Замок Словообразования.

    – Вот вы и добрались до ворот Замка Словообразования. Замок охраняют Эльфы, чтобы войти в него нужно отгадать загадки.

    Загадки: (Слайд 18, 19)

    Хамелеон я в слове, так скажу.
    Для связи слов я в предложении – служу! (Окончание)

    Я самый главный в слове,
    И называюсь . (Корень).

    Уж очень строгий я друзья.
    За корнем место мне досталось.
    Как только к корню встану я,
    Так сразу слово поменялось. (Суффикс)

    Люблю я зонтики, Друзья!
    Крючком цепляюсь за слова.
    Крючком обозначаюсь я.
    Состав тяну – идёт молва!
    Не встану сзади я – не жди!
    Стою я в слове впереди. (Приставка)

    Всему название дано –
    И зверю, и предмету,
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных – нету!
    И всё, что может видеть глаз,
    Над нами и под нами,
    И всё, что в памяти у нас,
    Означено . (Словами)

    – Молодцы, ребята! Вы добрались до замка Словообразования.

    – Кто даст определение названию замка? (Словообразование – это состав (строение) слова.)

    13. Творческая минутка.

    – Давайте раскрасим карту маршрута!

    Ученики раскрашивают изображение объектов карты маршрута и вклеивают их в тетрадь.

    III. Итог занятия.

    – Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя. ) Серёжа, чем интересны были задания? Витя, какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились? (Мы научились разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов (перечисляют), подбирать к схему к слову.)

    – Ребята, оцените свою работу на уроке.

    Самооценочные лесенки: “Поставь знак “!” на той ступеньке, где оценка совпадает с вашей”.

    Я работал на уроке:

    На уроке мне было:

    – Вы молодцы! Спасибо вам за урок. Всего доброго! (Слайд 23)

    Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Дифференциация диких и домашних животных». (Развитие речи + рисование нетрадиционной техникой сухой кистью «Тычок»)
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Животные всегда очень интересны детям. Они любят их рисовать, но маленьким детям ещё сложно нарисовать животных и им на помощь приходит техника рисования сухой кистью “Тычок”.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_sredney_logopedicheskoy_gruppe_po_teme.doc 39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Дифференциация диких и домашних животных».

    (Развитие речи + рисование нетрадиционной техникой сухой кистью

    1. Коррекционно-образовательные:

    – уточнить представления детей о диких и домашних животных, как они называются и о месте их проживания;

    – закрепить навык рисовать жесткой сухой кистью в технике «тычок».

    – развивать мышление, внимание, память;

    – развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

    – общую и мелкую моторику;

    – воспитывать любовь и бережное отношение к животным;

    – аккуратность, усидчивость, устойчивый интерес к творчеству.

    Оборудование: смарт-доска с изображениями диких животных (лиса, медведь, заяц) , домашних животных (кот, корова, собака) , изображения дома и дерева, палитры с гуашью (коричневая, серая и черная) , 2 кисточки (жёсткая (щетина) и тонкая), контурные изображения животных – медведь и кот, стаканчики с водой, салфетки.

    В . Здравствуйте, ребята.

    В. Посмотрите, какой чудесный наступил день. Впереди у вас много интересных дел, в которых вам будут помогать ваши помощники. Давайте скажем им: «С добрым утром!»

    С добрым утром, глазки (слегка коснуться глаз),

    С добрым утром, ушки (потереть ушки пальцами),

    С добрым утром, носик (потереть крылья носа),

    С добрым утром, ручки (погладить руки от плеча вниз),

    С добрым утром, ножки (гладить ноги сверху вниз),

    С добрым утром, солнце, я проснулся!

    В. Мы с вами проснулись и готовы к новым знаниям. Я приглашаю вас сесть за столы. Сядьте ровненько, руки положите на стол и приготовьтесь внимательно слушать. Посмотрите, на доске вы видите картинки. Кого вы на них видите? или Что на них изображено?

    Д. Животные (могут начать перечислять, тогда, прослушав их ответы и похвалив за знания, подвести, чтобы назвали одним словом) Лиса, медведь, заяц, корова, собака, кот.

    В. Мы знаем, что животные, которые живут рядом с человеком, называются…?

    В. Правильно. А животные, которые живут в лесу, называются…?

    В. Правильно. Лесные или дикие.

    Обратите внимание детей, что на доске появились ёлка и дом (ещё раз повторить, что в лесу живут дикие звери, а рядом с домом домашние). А теперь слушайте задание – животные пошли гулять и все перепутались. Они просят вас помочь им найти свои дома. Сейчас будете выходить по одному, выберете себе любое животное, назовёте его и «отведёте» домой.

    (Дети выходят, показывают животное, которое они выбрали, отвечают полным предложением: «Это лиса, она живёт в лесу. Лиса дикое/лесное животное.)

    После ответа, ребенок передвигает картинку к ёлке. Так по очереди все животные расселяются по своим домикам. (Следить, чтобы ответы были полными)

    В. Вы хорошо справились с этим заданием. Животные очень рады оказаться дома.

    Вы уже догадались, глядя на столы, что мы сегодня будем рисовать, но что пока не знаете. Сейчас я загадаю загадку, вы отгадаете и узнаете:

    Ночью он совсем не спит,

    Дом от мышек сторожит,

    Молоко из миски пьёт,

    Ну, конечно это… (кот)

    В. Правильно. Следующая загадка:

    Летом бродит без дороги

    Между сосен и берёз,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза пряча нос. (Медведь)

    В. Очень хорошо. А теперь подойдите к столу, на котором лежат листы бумаги, возьмите один, переверните и вы увидите контур того животного, кого каждый из вас будет рисовать. (Спросить у детей, кто ему достался, можно, если ребёнок захотел рисовать другое животное, поменять).

    Проходите, садитесь на стульчики. Вы видите контурные изображения знакомых вам животных. Рисовать вы будете уже знакомой техникой «Тычок», сначала пройдёте по контуру изображения, а потом заполните всё пространство (напомнить детям как правильно держать кисточку, рисуя в этой технике, как набирать краску на кисточку. Проговорить технику безопасности при работе с красками и кисточкой)

    В. Чтобы рисунок получился красивым, нужно размять наши пальчики. Я предлагаю сделать гимнастику для пальчиков:

    (последовательно, на каждое слово соединять пальцы правой и левой руки, начиная с мизинцев)

    Дикие животные водятся в лесу

    Здесь увидеть можно волка и лису,

    Зайца и медведя, белку, кабана.

    Прячет всех надёжно лесная тишина

    ( На последние слова сжимать и разжимать пальцы, затем на уровне лица раздвинуть пальцы обеих рук- спрятаться)

    В. Теперь ваши пальчики готовы держать кисточку, и мы начинаем рисовать. ( Можно ещё повторить, что в лесу живёт бурый мишка (коричневый), в процессе рисования воспитатель подходит к детям, у которых возникли трудности).

    Посмотрите, у вас получились замечательные животные и очень похожи на настоящих медведя и кота. Но вашим животным чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

    Д. Глаз, усов и когтей.

    В. Абсолютно верно, но чтобы их нарисовать, надо немножко подождать, чтобы высохла краска. Тогда рисунок получится аккуратным. Я предлагаю вам поиграть. Выходите из-за столов, становитесь в кружок.

    Динамическая пауза «Телёнок»

    Бу-бу, На «бу-бу» делают два прыжка,

    Я рогатый Делают рожки из пальчиков.

    Я хвостатый «Хвостик» из руки за спиной.

    Я ушастый «Ушки» из ладошек.

    Очень страшный Мимикой показывают испуг

    Забодаю «Бодаются» рожки из пальчиков

    В. Вот как славно мы поиграли.

    А за то время краска высохла, и вы можете закончить ваши рисунки.

    ( Дети возвращаются к своим местам и заканчивают свою работу, обратить внимание детей, что кот стоит боком – глаз нарисовать один)

    «А работы-то на диво!

    Похвалить мне вас пора!

    Сделали всё так красиво,

    Что за чудо мастера!»

    Очень красивые животные у вас получились

    Рефлексия. Спросить у детей понравилось ли им рисовать, что больше понравилось? Что вызвало затруднения?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней логопедической группе “Дикие животные”.

    Цель: расширить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах, совершенствовать грамматический строй речи.

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: “Дифференциация предлогов “НА” – “ПОД”

    В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов “НА” , “ПОД” и правильного их употребления в речи.

    Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»

    Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера».

    План – конспект занятия в средней логопедической группе по теме “Осенний урожай”

    Закрепление и разширение представллений об овощах и фруктах. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование существительных с уменьшительно.

    конспект занятия в средней логопедической группе для детей с ТНР по теме “Домашние животные. Звук Н”

    Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с ТНР по теме “Домашние животные. Звук Н&quot.

    Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме “Домашние животные”

    Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов единственного и множественного .

    Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]. Животные жарких стран ».

    Цель занятия научить дифференцировать звуки [л]-[р] в слога, словах и предложениях. Познакомить детей с животными жарких стран.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелател.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: