Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме «Дифференциация звуков и букв Т-Ц»

Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

– Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

– Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

– Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

– Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

– Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Логопед – телеграмма отправлена, летим дальше. (Музыкальное сопровождение)

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Читайте также:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

– Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

– Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

– Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

– Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

– Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

– Что запомнилось лучше всего?

– В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

– Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

– Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

Читайте также:
Фрукты- фронтальное логопедическое занятие

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Читайте также:
Итоговая беседа по теме Спортивная Олимпиада с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема : Дифференциация звуков [ть ] – [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] – [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

1) – уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть – ц ];

– развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть – ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

-уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть – ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

Содержание :

1 Организационный момент

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

– Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

– Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

– Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

– Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть – ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги : тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

– Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть – ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть – ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Читайте также:
Конспект НОД в форме занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема :Дифференциация звуков :л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж» ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж. ЗАДАЧИ: – учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Логопедическое занятие «Вернем весне память» Цель: продолжать формировать правильное произношение звуков с, ш, автоматизировать их. Продолжать.

Подгрупповое логопедическое занятие Тема: Подводный мир. Дифференциация звуков [Р]-[Л ]в словах и предложениях Цель :Расширять и обобщать представления детей об обитателях подводного мира, закреплять звукопроизношение звуков Р]-[Л ]в словах и предложениях,.

Конспект логопедического занятия с презентацией для младших школьников 1-2 класа с тяжёлыми нарушениями речи

Автор: Шитова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Апатиты, Мурманской области
Конспект урока (логопедического занятия) на тему: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Описание. Предлагаю конспект логопедического занятия для младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (1-2 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
– учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
– закреплять знания о гласных и согласных звуках;
– закреплять знания детей о парных согласных;
– учить дифференцировать согласные звуки;
– развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: деревянные буквы алфавита, мультимедийная презентация.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проводится работа с «Деревянной азбукой», припоминание гласных и согласных звуков, их признаков. Формулировка темы занятия.
II. Основная часть.
1. Закрепление знаний о звуках и буквах.
Логопед: Дети, сегодня мы с вами будем создавать город! Мы будем расселять наши деревянные буквы! А для начала давайте подумаем, как мы его назовём, и какие две главных улицы будут у нас в городе? (Улица гласных звуков и улица согласных звуков). А какая третья маленькая улочка в нём будет? (Улица, где живут твёрдый и мягкий знаки).
Давайте посчитаем, сколько домиков у нас будет на улице гласных звуков? А сколько на улице согласных?
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Гласные звуки очень довольны, что теперь у них есть свои домики, и поют счастливые песенки. А давайте попробуем отгадать, про что они поют?
Логопед называет только гласные звуки, дети отгадывают слова по картинкам.
Картинки: кошка (о – а), мыло (ы – о), якорь (я – о), ёлка (ё – а), телефон (е – е – о), собака (о – а – а).
3. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Настолько запелись гласные звуки, что совсем позабыли о своих соседях. Давайте напомним им, почему они так нужны! А для этого вернём их в слова.
Слова: д_м (дом,дым), к_м (ком), л_с (лес, лис), р_к (рак), т_нк (танк), хв_ст (хвост), см_х (смех), н_тк_ (нитка, нитки).
4. Физминутка
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы».
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)
5. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: В нашем городе царит весёлое настроение. Все радуются и шалят. Вот и согласные звуки решили немного с нами поиграть. А играть звуки к нам прибежали парами. Как вы думаете, почему? (Это парные согласные). Назовите все пары согласных по звонкости и глухости.
Логопед: А правила игры таковы: нужно правильно вставить в слова парные согласные.
Слова: ло_ка (д-т, ж-ш), ру_ка (б-п), но_ки (д-т, ж-ш), про_ка (б-п), де_ка (д-т).
6. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Совсем «распроказничались» наши буквы. И теперь они решили перемешаться. Буквы очень хотят посмотреть, смогут ли ребята вернуть их на место. Давайте попробуем? Переставим буквы так, чтобы получились слова.
Слова: рокт (крот), тбар (брат), зако (коза), ашак (каша), олст (стол), авза (ваза).
7. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Вы молодцы, и показали, что уже много всего знаете и умеете. А теперь звуки и буквы хотят узнать, умеете ли вы их различать и определять их количество в словах. Докажем им? Напишите, сколько букв и звуков в названии каждой картинки.
Картинки: лиса (4 буквы, 4 звука), ёлка (4 буквы, 5 звуков), конь (4 буквы, 3 звука), улитка (6 букв, 6 звуков), юла (3 буквы, 4 звука), морковь (7 букв, 6 звуков).
III. Итог занятия.
Логопед: В нашем городе царит радость и веселье. Все буквы счастливы своим новым домикам. А вы довольны, ребята? Чему мы учились на занятии?
Ребята, очень хорошо работали на занятии, и каждый про себя может сказать, что он – (отгадать слово по первым буквам).
Слова: Малина, осина, лось, окно, день, ель, цапля. (Молодец).

Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Разработала учитель-логопед

Равчеева Марина Викторовна

МАОУ «СОШ № 30 города Йошкар-Олы»

Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] – [т’] у детей с НВОНР.

Задачи:

1. Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] – [т’] в слогах, словах и фразах.

2. С целью пропедевтики упражнять детей в подборе родственных слов.

3. Работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

4. Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач.

5. Развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов, предложений, содержащих звуки [ч] – [т’].

6. Воспитывать в детях внимательное отношение к речи педагога, сверстников, к собственной речи.

Оборудование: игрушка Чебурашка, мяч, схема характеристики звуков, картинки с изображением людей труда, выполненные из бумаги цветы, предметные картинки, карточки -символы звуков.

План занятия

1. Организационный момент. (1 – 2 минут)

2. Введение в тему занятия. (4 – 5 минут)

3. Практическая работа по теме занятия. (30 минут)

а) Выполнение устных упражнений. (15 – 20 минут)

Физкультминутка.

б) Выполнение упражнений в тетрадях. (10 – 12 минут)

4. Итог занятия. (2 – 3 минуты)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем « Чебурашка».

– Какой первый звук в этом слове? [ч]

– Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Да это же телеграмма)

– Дружно произнесем « телеграмма».

– Какой первый звук в этом слове? [т’]

« Дорогой Чебурашка, побудь сегодня у ребят на логопедическом занятии, посвященном звукам [ч] -[т’]. К сожалению, я не смогу прибыть на сегодняшнее занятие, но я по почте обязательно пришлю всем детям подарки. Твой друг – Крокодил Гена.»

2. Введение в тему занятия.

– Итак, наше занятие посвящено звукам [ч] – [т’].

– Давайте произнесем звук [ч]

При его произнесении язык находится за верхними зубами, а губы принимают форму трубочки.

Читайте также:
Конспект занятия ‘Различение строчных букв б - д’

– Дадим ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, причем всегда мягкий)

– А теперь произнесем звук [т’].

При его произнесении язык ударяется о верхние зубы, а губы находятся в улыбке.

– Охарактеризуем его. (Согласный, глухой, мягкий).

3. Практическая работа по теме занятия.

– Ребята, Чебурашка приготовил для вас загадки. Назовите 1-й звук в слове – отгадке.

Чудо ящик – в нем окно,

а в окошечке кино… (телевизор).

Мы ночь не спим,

Мы день не спим,

И день и ночь стучим, стучим… (часы).

Белая птица над морем кружится… (чайка).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка… (тетрадь).

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге,

И нельзя тебя поднять.

И нельзя тебя прогнать,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа… (тень).

Закипит- исходит паром, и свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня! – кричит…. (чайник).

– А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Те – те – те – отложили мы шитье.

Тюм – тюм – тюм – подарили нам костюм.

Тик – тик – тик – купим кукле бантик.

– У нашего Чебурашки очень много друзей из разных сказок. Я сейчас произнесу их имена, если в слове встретится звук [ч] – поднимите карточку с буквой Ч. Если встретится звук [т’] – карточку с буквой Т.

(Буратино, Наф-Наф, черепаха Тортилла, крокодил Гена, колобок, Чипполино, обезьянка Чи-Чи, поросенок Фунтик, Крошечка-Хаврошечка, Карлсон, Мальчик с пальчик, Шпунтик и Винтик, курочка Ряба).

– Ребята, наш Чебурашка очень любит играть. Давайте мы вместе поиграем с мячом в игру, которая называется « Измени слово».

В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’].

– Ребята, а что такое печка? (Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи)

– А кто такой Петька? (Это имя мальчика)

– Какой может быть печка? (Горячей, жаркой, пламенной, электрической, плавильной)

– А какой может быть Петька? (Озорной, веселый, шустрый, добрый, разговорчивый)

– Можно ли так сказать: «электрический Петька?» (Нет)

– А так: « разговорчивая печка?» (Нет)

– Составьте предложение со словом «печка» (Бабушка растопила печку.)

– Составьте предложение со словом «Петька» (Ребята звали играть в футбол Петьку.)

– Можно ли сказать так: « Бабушка растопила Петьку.» (Нет)

– А так: «Ребята звали играть в футбол печку». (Нет).

Вот как может поменяться смысл сказанных вами слов и предложений в зависимости от смены всего лишь одного звука в слове.

Читайте также:
Логопедические технологии

– Ребята, Чебурашка не только любит играть, но и любит трудиться, и с большим уважением относится к людям труда.

Я вам сейчас покажу картинки, на которых изображены люди разных профессий. Определите профессию человека и скажите, какой из изучаемых звуков присутствует в слове-названии профессии.

( Показываю картинки: врач, пограничник, ….)

– Ребята все вы знаете, что Чебурашке очень хотелось учиться. Слово учиться образовано от слова учить.

А на каком месте находится звук ч в этом слове? (На 2-ом)

А какой звук на последнем месте?

Ответьте мне на следующие вопросы:

– Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель)

– А если это женщина? (Учительница)

– Мальчик, обучающийся в школе? (Ученик)

– Девочка, обучающаяся в школе? (Ученица)

– Большое количество детей, обучающихся в школе? (Учащиеся)

– Сам процесс приобретения знаний? (Учение, учеба)

-Тетрадь, по которой учатся дети какая? (Ученическая)

Как вы считаете, какая общая часть во всех этих словах? (УЧ)

Это, ребята, корень всех этих слов. Подробнее о корне слов вы узнаете в следующем учебном году.

В школе ученикам приходится выполнять множество заданий, вот одно из них.

Прочитайте предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

1. К окну приле.ела сини.ка.

2. Де.и открыли форто.ку и сини.ка вле.ела в комнату.

3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе.

4. Всю зиму сини.ка жила у де.ей.

5. Весной де.и выпус.или п.и.ку.

Физкультминутка.

– Ребята, в школе дети не только учатся, но и отдыхают, играют на переменах. Вот и мы с вами немножко отдохнем. Повторяйте все движения и слова за мной.

Тики-так, тики-так – так часики стучат.

Теки-так, теки-так-так – колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой)

Тюки-ток, тюки-ток – так стучит каблучок.

Выполнение упражнений в тетрадях.

– А сейчас откройте свои тетради. Я буду вам диктовать предложение, а вы записывайте в тетрадь или букву Ч, если она есть в словах данного предложения, или букву Т. Каждое предложение с новой строчки.

1. Весной к нам прилетели грачи.

2. Белье погладили горячим утюгом.

3. Костя сломал свои часы.

4. На болоте появилась зеленая тина.

5. Ветер раскачивал качели.

6. Витя разговаривал по телефону с Костей.

7. Верочка повесила тюль.

8. Под черемухой спал теленок.

– Ребята, наш Чебурашка торопиться в гости, а вот к кому догадайтесь сами, для этого составьте из слогов слова:

  • па, ре, ха, че
  • нок, ре, тиг

– Правильно, это черепаха и тигренок.

4. Итог занятия.

– Какой первый звук в слове «черепаха»?

– Какой первый звук в слове «тигренок»?

– Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)

– Чем они отличаются? ([ч]- всегда мягкий, [т’] – имеет парный твердый звук [т]).

– Наше занятие подошло к концу. И по почте для вас, ребята, крокодил Гена передает вот такие прекрасные подарочки – цветы тюльпаны, каждому из вас в память о нашем занятии. А Чебурашка многому научился на нашем занятии и обязательно продолжит свое обучение в школе.

До свидания, до новых встреч, дорогие ребята.

Самоанализ открытого занятия

Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. На занятии была решена пропедевтическая задача – знакомство с корнем слов, решение данной задачи поможет детям в будущем более быстро и легко усвоить тему: «Родственные слова, корень слов». Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение упражнения по называнию профессии людей, через выполнение упражнения по подбору имен прилагательных к словам. Содержащим звуки [ч] – [т’], а также составление предложений с данными словами. В целом занятие цели достигло. Дети научились различать звуки [ч] – [т’] в устной речи и соответствующие буквы в письменной.

Читайте также:
Родственные слова - конспект

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”

В данной разработке урока использованы здоровьесберегающие технологии, позволяющие провести урок интересно и неутомительно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”»

Конспект логопедического занятия

Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [Ч – Ц] и букв «Ц-Ч»

образовательная: учить различать звуки [Ч – Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;

закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;

воспитательная: воспитывать навык работы в команде, доброжелательность и стремление помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, морской камень, предметные картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране) индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране), мешочки «Помощники.

Ход занятия

I. Организационный момент

2. Упражнение «Добро камень греет»

(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).

II. Основная часть

1. Кинезиологическая разминка

Повторение скороговорки с движением рук.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей, делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного).

2. Введение в тему занятия.

– Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (Ч-Ц).

3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)

4. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ц по индивидуальным таблицам «Характеристика звука».

5. Перешифровка звуков в буквы: Ч – чашка с чаем, Ц – цыпленок с хвостиком. Сравнение букв Ч –Ц.

6. Тактильный диктант.

Напишите правой рукой твердую букву на жесткой карточке (наждачная бумага), левой рукой мягкую букву на мягкой карточке (бархатная бумага): Ч Ц Ц Ч Ц Ц Ч; ца, чо, цу, чи, ча; цапля, человек, чешки, цветок.

7. Найдите закономерность в написании букв Ч-Ц.

Покажите жестами этот ряд: большая буква Ц – поднять твердую карточку, маленькая Ц – хлопки по твердой карточке; большая буква Ч – поднять мягкую карточку, маленькая Ч – хлопки по мягкой карточке.

Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц

Запишите в тетрадь буквы в той же закономерности (кому необходима помощь, логопед помогает жестами)

8. Дидактическое упражнение «Наоборот» (Ц↔Ч):

– с перекидыванием зернового мешочка:

ча (ца), цо (чо), ач (ац), ыц (ыч), аца (ача) и т.д

– запись в тетрадях.

– чтение пар цепочкой

9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА, ЩА

Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА

(красные слова – дополнительное задание)

– Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей карточке слова.

10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и передай другу,»

(с перекидыванием зернового мешочка).

Посмотри на экран

11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»

Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки, остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок, печка)

12. Составление слов из частей.

– Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова

ка, ки, дец, чик, нец

– Сколько слогов в каждом слове?

– Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется, пользуется звуковыми фишками).

– Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы записали?

Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.

а) Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием скороговорки:

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из правой руки – в левую и наоборот с проговариванием скороговорки)

13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без переписывания в тетрадь).

Составить словосочетания из слов левого и правого столбик. Соединить стрелками.

– На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце, источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и продиктовать одноклассникам (по очереди).

14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).

У зверя морда, а у человека … (лицо).

У машины мотор, а у человека … (сердце).

У конфеты фантик, а у человека …(одежда).

У дерева ствол, а у человека … (туловище)

15. Предложение рассыпалось.

Собери и запиши предложение.

учиться. школе, Мне, в, нравиться.

Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.

Книга -, друг, лучший, мой.

– Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).

16. Работа с текстом.

Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос (индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните задание:

– Подчеркните буквы Ц-Ч,

– Найдите и обведите в кружок предлог.

– Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.

– Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам. У вас здорово это получилось!

III. Заключительная часть.

– Что понравилось сегодня на занятии?

– Какие задания вызывали трудности?

– Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?

– Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит скороговорку.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков и букв И-У

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Дифференциация звуков и букв И-У

г. Белая Калитва

Тема занятия: Дифференциация И —У

Коррекционно-обучающая: знакомство со звуками и буквами [и], [у], их сравнительной характеристикой, обучение дифференцировке звуков и букв [и], [у] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; обогащение словарного запаса; совершенствование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, чу-щу; развитие техники чтения и грамотного письма.

Коррекционно-развивающая: выработка слуховых и зрительных дифференцировок; уточнение пространственной ориентировки; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, восприятия.

Коррекционно-воспитывающая: развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: картинка с зашумленными буквами, карточки с рукописными буквами «и» и «у», элементы букв из самоклеящейся бумаги и листки картона для аппликации, карточки с заданиями, фанты – зайчики и белочки, призы, таблица буквосочетаний.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет любую букву из спрятанных на этой картинке (“зашумленные” буквы).

Молодцы! Я уверена, что сегодня на занятии все вы будете прекрасно работать и получать жетоны, а тот кто окажется самым активным, получит приз (цветная схема бумажного животного)..

II. Основная часть.

1. Найдите одинаковый звук в словах:

– лук, автобус, утюг.

2. Давайте сравним:

Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?

А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по связной речи в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня

А теперь сравним буквы (на доску вывешиваются рукописные буквы и, у):

Из каких элементов состоит буква и (у) ?

Есть ли одинаковые элементы у этих букв?

Каким элементом отличаются буквы и,у ?

(Учитель на доске складывает буквы из элементов.)

Ребята, у каждого из вас на столах есть пакетики. Откройте их. На листике сложите из элементов букву, а затем приклейте ее. Для каждой буквы свой листок.

3. Графический диктант.

Зашифруйте буквами «и» и «у» услышанные слова. Буквы записывайте через запятую:

звук, мир, рис, стук, тигр, круг, гриб, лук, улица, пушинка.

Проверка, исправление ошибок.

Кто вспомнит слова, используя запись букв? (поощрение-фанты)

4. Ребята, отгадайте загаданные слова. Запишите их в тетради в 3 столбика: с буквой и, с буквой у, с буквами и,у (можно использовать картинки с изображением отгадок).

За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат …камыши

Стали звездочки кружиться

И на улицы ложиться,

Нет, не звезды, не пушинки,

А ажурные …снежинки

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась … щука

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в …кувшин

В заколдованном замке охраняет сокровища

Огромное, страшное, злое…чудовище

Розы вырастить хотел

Но на клумбе у него

Вместо роз цветет…шиповник

5. Составьте слова из рассыпанных букв. Запишите их.

Гирт (тигр), филту (туфли), клу (лук), чукар (ручка), китин (нит­ки), хиду (духи), шураг (груша), сугь (гусь), лапи (пила), шупка (пушка), инок (кони), исгу (гуси), илуп (пули), анул (луна).

Обведите все буквы и – зеленым карандашом, все буквы у – синим карандашом.

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье: (выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Пальчики наши в замочки сомкнем

Повыше поднимем и спинку прогнем,

Теперь глубоко мы всей грудью вздохнем (Руки вниз за голову.)

И ножкам своим отдохнуть мы даем (вытянуть ноги под партой и потрясти)

Дышим раз и дышим два, (опустить сомкнутые в замок руки)

За работу нам пора.

7. Посмотрите на эту таблицу. Здесь написаны сочетания букв, но среди них есть необычные. Почему, мы узнаем, когда прочитаем их все вместе.

Какие из сочетаний необычные? А вам не попадались слова?

(Всего 4 слова, т. к. слово Ира написано с маленькой буквы).

8. Найдите и исправьте ошибки в записи предло­жений. (задание на карточке) Кто выполнит – поднимите руки.

Итром я выглянил на улуцу. В килаке жижжит жик. Лусуца бродут по леси. Дризья кунулись в води. Шира посадула каписту. Прушла сировая зумушка.

Проверка детьми заданий других детей.

Ребята, проверьте, пожалуйста, правильно ли _______ и ______ выполнили задание?

III. Итог занятия:

9. Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?

А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)

Из каких элементов состоит буква и (у) ?

Есть ли одинаковые элементы у этих букв?

Каким элементом отличаются буквы и,у ?

10. Похвала, поощрение:

Молодцы! Вы выполнили все задания! Пора подводить итоги: посчитайте, сколько у вас жетонов. (Награждение всех детей).

Спасибо, ребята! Мне было очень интересно сегодня с вами работать! Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1) Логопедия в школе. Под ред. М.- РнД, 2005.

2) Садовникова письменной речи у младших школьников М.: Просвещение, 1983.

3) , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.

4) , , Юшина упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.

5) Яворская задания логопеда для школьников (2-3 классы). СПб.: КАРО, 2014.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: