Конспект логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков (Ш)-(Щ) и букв Ш-Щ

Груповое логопедическое занятие с учащимися 2-го класса “Дифференциация звуков [ш]. [щ], букв “ш” и “щ”

Разделы: Логопедия

Цель: обучение обозначению звуков [ш] и [щ’] в письменной речи при помощи букв «ш» и «щ» в слогах с гласными ё, и, е.

Задачи:

  • Сравнить звуки [ш] -[щ’] по артикуляции и акустическим признакам.
  • Вырабатывать твёрдое произношение звука [ш], мягкое произношение [щ’] при чтении в слогах с гласными ё, и, е.
  • Формировать умение обозначать при письме звуки [ш] и [щ’] соответствующими буквами перед гласными ё, и, е.
  • Дифференцировать буквы ш и щ.

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» – «Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка», «Чашечка», «Подвижная чашечка», «Грибочек», «Гармошечка».

3. Введение в тему:

Логопед:
– На доске написан текст, в нём пропущены буквы. Прочитайте и определите, какие буквы в пропущены.

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия второклассниками:

Логопед:
– Ребята, в тексте неслучайно исчезли буквы, сегодня мы посвятим наше занятие им.
– Чему мы будем учиться на занятии?
Второклассники:
– Мы будем учиться различать буквы ш и щ.
Логопед:
– Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.
Второклассники:
Различай ш – щ.
Логопед:
– Молодцы! Для чего нам нужно различать ш и щ?
Второклассники:
– Чтобы не допускать при письме ошибок.
Логопед:
– А какие ошибки вы допускаете при письме слов с буквами ш и щ?
Второклассники:
– Вместо буквы ш пишем букву щ или наоборот.
– А я путаю гласные буквы после ш и щ.
Логопед:
– Да, ребята, всё это очень серьёзно. Скажите, чему мы должны учиться, чтобы не допускать таких ошибок при письме. Попробуйте наметить цель нашей деятельности на занятии.
Второклассники:
– Учиться обозначать звуки [ш] и [щ’] при письме буквами «ш» и «щ», а также правильно писать эти буквы в слогах гласными.
Логопед:
– Верно. А по какому плану будем действовать?
Второклассники:

  • Сравним произношение звуков и выделим отличительные особенности.
  • Охарактеризуем эти звуки.
  • Найдём для каждого звука свою букву.
  • Выделим отличительные особенности букв ш и щ.
  • Будем различать буквы ш и щ в слогах, словах, предложении и тексте.
  • В конце занятия вспомним отличительные особенности изучаемых звуков и букв.
  • Оценим свою работу на занятии.

Логопед:
– Сказано точно и лаконично. Приступим к работе по намеченному плану.

Логопед:
– Чем похоже произношение звуков?
Второклассники:
– В одинаковом положении губы, зубы; воздушная струя встречает преграду; голосовые складки не дрожат.
Логопед:
– Я уберу то, чем похоже, произношение наших звуков.
– Чем отличается произношение звуков?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] – «Чашечка», на звук [щ’] – «Грибочек».
Логопед:
– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда мы произносим звуки [ш] и [щ’], одна ладошка – язычок, а другая – нёбо.
– Произношение звуков [ш] и [щ’] отличается положением языка, запомните.
– А теперь скажите, если язычок как «Чашечка», это какой звук?
Второклассники:
– Звук [ш].
Логопед:
– Верно. А если язык как «Грибочек», это звук?
Второклассники:
– Звук [щ’].
Логопед:
– Охарактеризуем звуки. Раз воздушная струя встречает преграду, звуки гласные или согласные?
Второклассники:
– Согласные.
Логопед:
– Раз горлышко не дрожит, звуки звонкие или глухие?
Второклассники:
– Глухие.
Логопед:
– А теперь обратим внимание на положение языка. На звук [ш] язычок прямой, значит он твёрдый или мягкий?
Второклассники:
– Твёрдый.
Логопед:
– Звук [ш] твёрдый всегда, у него нет мягкой пары.
– На звук [щ’] язычок выгнут вверх, значит он твёрдый или мягкий?
Второклассники:
– Мягкий.
Логопед:
– Звук [щ’] всегда мягкий, у него нет твёрдой пары. И так, сделаем вывод, чем отличаются звуки [ш] и [щ’].
Второклассники:
– На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

6. Связь звуков с буквами:

Логопед:
– Какой буквой на письме обозначим звук [ш] ?
Второклассники:
– Буквой «ш».
Логопед:
– А какой буквой обозначим звук [щ’]?
Второклассники:
– Буквой «щ».
Логопед:
– Посмотрим презентацию (Приложение 1).

– У букв «ш» и «щ» есть одинаковый элемент, это короткая прямая наклонная линия с поворотом направо, это «секретик».

Посмотрите, я написала три таких «секретика», какая это буква?

Второклассники:
– Это буква «ш».

Логопед:
– А теперь я написала петельку. Какая теперь написана буква?

Второклассники:
– Буква «щ».

Логопед:
– Посмотрите, нет петельки.

Второклассники:
– Буква «ш».

Логопед:
– Написала петельку.

Второклассники:
– Буква «щ».
Логопед:
– Ш и Щ родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)

Логопед демонстрирует плакат.

Логопед:
– Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.
– Сделаем вывод об особенностях написания букв «ш» и «щ».

Второклассники делают вывод.

7. Письмо букв «ш» и «щ»:

Читайте также:
Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Логопед:
– Напишите в тетради один раз букву, которая обозначат звук [ш].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «ш».
Логопед:
– Напишите в тетради два раза букву, которая обозначает звук [щ’].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «щ».
Логопед:
– Напишите в тетради три раза букву «ш».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Какую закономерность вы заметили в записи букв?
Второклассники:
– Буквы «ш» и «щ» чередуются, а их количество увеличивается на один.
Логопед:
– Вы всё верно подметили. Продолжите запись букв до конца строки в соответствии с этой закономерностью.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Для чего выполняли задание
Второклассники:
– Учились на письме обозначать звуки [ш] и [щ’] буквами, определяли закономерность при записи букв.

8. Динамическая пауза:

Логопед:
– Звук [щ’] протяжно звучит,
Щука хвостом шевелит.

Дети выполняют плавные движения, произнося протяжно [щ’].

Логопед:
– Шар летел и лопнул вдруг,
Испугались все вокруг.

Дети прыгают, отрывисто называя звук [ш].

9. Чтение слогов:

Логопед:
– Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що ша-ща шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ аш-ащ
ши-щи ше-ще шё-щё шу-щу
иш-ищ еш-ещ яш-ящ ёш-ёщ

Второклассники читают слоговую таблицу. Логопед обращает внимание на гласные и чтение согласных.

Логопед:
– Ребята, сделаем вывод:
Второклассники:
– Какая бы гласная не стояла бы после буквы «ш», называем звук твёрдо. Какая бы гласная не стояла рядом с буквой «щ», называем звук мягко.

10. Письмо слогов под диктовку:

Логопед:
– Мы читали слоги, обращали внимание при чтении не только на согласные, но и на гласные. А теперь попробуем написать слоги по диктовку. Будем писать слоги с буквой «ш» в первую строку, а с буквой «щ» – во вторую.
– Напишите «ши».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– В какую строку написали слог?
Второклассники:
– В первую.
Логопед:
– Почему?
Второклассники:
– Согласный звучал твёрдо, значит это буква – «ш».
Логопед:
– Какую гласную букву написали?
Второклассники:
– Букву «и», сочетание «ши» пишем с буквой «и».

Логопед диктует слоги для записи, выясняя написание согласных и гласных букв.

Логопед:
– Сделаем вывод, чему учились.

Второклассники:

– Мы различали звуки [ш] и [щ’] в слогах, обозначали их буквами; учились обозначать гласные звуки буквами.

11. Дифференциация звуков [ш] и [щ’] в словах:

Логопед:

– У вас на столе лежат буквы Я назову слова, а вы поднимите букву, которую надо написать в этом слове.

Слова: щётка, щенок, тащить, пушистый, рощица, вершина, камыши, вещица, тощий, крушина.

Второклассники поднимают соответствующие буквы.

Логопед:
– На столе у вас три чистых листочка, напишите на них гласные буквы «ё», «и», «е». А теперь я снова назову эти слова, а вы поднимите на этот раз гласные, которые напишем в этом слове, после букв «ш» и «щ».
– А теперь допишите в словах пропущенный слог с согласными «ш» и «щ» и гласными «ё», «и», «е».

Слова: ..лчок, кув..н, пры..к, кро..т, ..пка ..потка, пи..т, горо..на, ..лк, за..тник, вер..на.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

12. Работа с предложением.

Логопед:
– Закончите предложения, дописав последнее слово.

Второклассники выполняют задание.

В нашем шкафу много . . (Вещей). Лягушки едят мелких жучков и . . (Мошек). Первобытные люди жили в . . (Пещерах).

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

13. Дифференциация букв «ш» и «щ» в тексте:

Логопед:
– Вставьте в текст пропущенные буквы «ш» и «щ»:

Второклассники выполняют задание.

У _уры _еглова есть _енок. _енка зовут _арик. _енок ута_ил _ётку под _каф. _ура и_ет _ётку.

Логопед:
– Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

14. Итог занятия:

Логопед:
– А теперь сделаем вывод по всему занятию. Назовите тему занятия.
Второклассники:
– Различай ш и щ.
Логопед:
– В чём основное различие звуков [ш] и [щ’]?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.
Логопед:
– В чём отличие букв «ш» и «щ»?
– Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.
– Какую гласную напишем после «ш», если услышим или произнесём [шы].
Второклассники:
– Букву и.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шэ] или [щ’э].
Второклассники:
– Букву е.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шо] или [щ’о].
Второклассники:
– Букву о или ё.

15. Рефлексия

16. Оценка деятельности детей на занятии

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ

План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.

Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

  • Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • расширить и уточнить лексический запас;
  • закреплять умение составлять словосочетания и предложения.
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.
  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.
  • слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
  • таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
  • раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».

1. Организационный момент.

– Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).

– Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).

– Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.

2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).

Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук».

Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.

Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).

4. Сравнение букв Ш и Щ:

а) складывание из спичек;

б) сгибание из проволоки;

в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);

г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).

4. Чтение слоговых таблиц.

Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:

ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША

ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША

ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА

ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ

ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)

ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)

6. Чтение слов.

Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.

Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.

8. «Сортировка».

На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.

9. Физминутка.

Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.

Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».

Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».

Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.

8. Игровое упражнение «Составь слово».

Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.

Второй вариант упражнения.

Слова: щётка, шарик.

9. «Закончите слово».

К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)

КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)

10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.

.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.

11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)

12. Предложения для анализа и записи.

Объясняется значение слов, даются картинки.

У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.

Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.

Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

Выпишите слова с Ш, Щ.

Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.

Ответьте на вопросы.

а) Как Даша назвала щенка?

б) Что умел делать Шарик?

в) Как Шарик помог Даше?

12. Подведение итога занятия, рефлексия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать?

– Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

– Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

– Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.

Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».

Конспект логопедического занятия будет интересен учителя-логопедам, работающим в массовых школах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме “«Дифференциация букв Ш – Щ».»

Тема: «Дифференциация букв Ш – Щ».

Цель: дифференциация букв Ш – Щ в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

– закрепить зрительный образ букв Ш – Щ, учить различать на письме;

– учить конструировать буквы Ш, Щ;

– формировать умения дифференцировать звуки Ш – Щ в словах и предложениях;

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственное представление;

– развивать конструктивную деятельность;

– развивать умение составлять предложения;

– развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навык самоконтроля, положительной учебной мотивации;

Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, Щ; элементы букв Ш, Щ на каждого ученика; карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Эмоциональный настрой.

Кто хочет разговаривать,

Тот дожжен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!

-упражнения на дыхание;

2. Сообщение темы.

На столах карточки.

Логопед: Сядет тот, кто найдет правильно написанное слово на карточке. Ответы детей…

Логопед: Какие похожие буквы есть в этих словах?

Ответы детей: Буквы Ш и Щ.

Логопед: значит, о каких буквах и звуках мы сегодня будем говорить?

(после ответа детей педагог на доску выставляются буквы Ш и Щ).

II. Основная часть.

1.Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба стех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща…

2. Работа с элементами букв Ш, Щ.

Логопед: Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? Ответы детей…

Логопед: Выложите из элементов буквы, которые пишутся в словах: шина, щит, щука, шум, бабушка.

Дети выкладывают буквы.

3. Дифференциация в словах. Работа в тетрадях.

Логопед: Внимание на доску. На одной строке запишите слова, в которых есть буква Ш, а на следующей строке запишите слова с буквой Щ. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Малыш, щетка, шахтер, вещь, плащ, шапка.

4. Зрительная гимнастика.

Вот окошко распахнулось Широко открывают глаза.

Кошка вышла на карниз. Часто моргают глазами.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции нарушений произносительной стороны речи (Автоматизация свистящих звуков)

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «мух» от левого

Плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза быстро отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

5. Дифференциация в предложениях. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.

Щенок, звать, Шарик.

Кошка, у, красивый, ушки.

Щенок, из, пить, плошки.

6. Динамическая пауза.

Имитация движений в воздухе.

Пальцы сжали в кулачок,

А теперь, давай, дружок,

Разогни два пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

7. Дифференциация в тексте. Работа с доской.

Логопед: Читайте по одному предложению, вставляя пропущенные буквы Ш или Щ.

_енка поместили в поме_ении, в передней,между _кафом и боль_им я_иком, положили Ми_ино _ерстяное пальто. Постелька вы_ла теплая.

Логопед: Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь.

8. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: Исправьте допущенные ошибки на карточках. Запишите исправленные слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Кощелек, роша, шесть, плаш, плошадь, лощадь.

III. Подведение итогов.

Логопед: О каких буквах мы сегодня говорили?

Расскажите, что у каждого из вас получилось лучше всего, а что еще осталось непонятным, в чем нужна помощь?

Вот разрешением ваших проблем мы и займемся с вами на следующем занятии. А сегодня всем спасибо за работу.

«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией

Наталья Капустина
«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией

Дифференциация букв Ш и Щ

[/b]Конспект группового логопедического занятия

с учащимися 2-х классов с дисграфией

Цель: сформировать четкую дифференциацию букв Ш и Щ.

– формирование зрительного гнозиса;

– развитие слухового внимания и памяти;

– совершенствование навыков языкового анализа (фонематического, слогового, анализа предложения) и слогового синтеза;

– повторение правил написания гласных после ш и щ;

– пополнение словарного запаса;

– совершенствование навыков связного высказывания;

– развитие общей, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;

– активизация интереса к занятиям.

Оборудование: карточки с зашумленными буквами, карточки с изображением письменных букв Ш и Щ, цветные карандаши, мяч, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Внимание: пароль на посадку. Первым сядет тот, кто прочтет на карточке перечеркнутые буквы.

II. Основная часть занятия.

Логопед. Вспомнили, какие буквы у нас являются дежурными на этой неделе? Правильно, Ш и Щ. Похожи эти буквы? Чем они отличаются? А какие звуки они обозначают? Дадим характеристику этим звукам. А теперь давайте вспомним сказку, которую я вам рассказывала на прошлом занятии. Сегодня я вам её… покажу, а вот рассказывать её будете вы. Начинай, Дима…

(Демонстрация слайдов и пересказ сказки Л. Н. Барсуковой детьми).

Сказка «Буквы-путешественницы».

Когда-то давно жили в алфавите две буквы и звали их одинаково Ш, и стояли они рядышком. А буквы Щ тогда вообще не было.

Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ, а рыба эта с тех пор стала называться… щука. На берегу в это время стояли две гласные буквы А и Я. Попросила их буква Щ помочь выбраться на берег. Буква Я сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить», а буква А смело вошла в воду и вытащила Щ на берег. С тех пор буква Щ, не дружит с Я, даже рядом никогда не становится.

Решили буквы А, Ш и Щ построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала.

Логопед. Повторите, с какой же буквой «не дружит» буква щ? С какими ещё буквами она «не дружит»? А с какими буквами не дружит буква ш? Почему это произошло, вы узнаете на следующем занятии, а сегодня я вас ещё кое с кем познакомлю.

Итак, построили буквы заборчик и решили ещё завести собаку. Купили они щенка. Знакомьтесь: вот он. Его назвали… вы думаете, как? Правильно, Шарик: в память о своём путешествии. Шарик ещё совсем малыш, и он очень любит играть. Особенно в мяч. Давайте поиграем с ним. Я кидаю вам по очереди мяч и называю слово, в котором пропущен один звук или ш и щ – может быть, в начале, середине или конце слова. Вы мне мяч возвращаете, правильно называя слово, т. е. добавив нужный звук.

. апка,. ум, бор., ве., чере. ня, ланды., .авель, ко. ка,

Теперь нужно добавить слог ша или ща:

Да., пи., ро., ка., гу., на., су.

А сейчас добавляйте слог ши или щи:

Ре., пи., та., ма., ве., малы.

Логопед. Шалун наш Шарик. Он стащил, раскидал и перепутал все вещи, которые принадлежат буквам Ш и Щ. Давайте поможем им навести порядок. Я буду показывать вам картинки и называть их, а вы решайте, кому они принадлежат: Ш или Щ. Если в слове слышите звук ш, то поднимайте карточку с изображением буквы Ш, если слышите в слове звук щ, то поднимаете карточку с буквой Щ. (Демонстрируются слайды: вишня, плащ, мыши, щетка, плющ, шмели, щупальца, мешок, клещи, овощи, шкаф, пушка, шляпа, подушка, щит, ящик).

Логопед. А теперь будем всё раскладывать по своим местам. Откройте тетради, запишите дату.

Теперь я молча показываю картинки, а вы записываете в два столбика слова. В один столбик слова с … какой буквой? А в другой? (Демонстрируются те же картинки).

Динамическая пауза.

Логопед. А теперь отдохнём. Вспомним, как буквы путешествовали на шариках.

1. Дыхательная гимнастика.

Сделаем глубокий вдох. Плавно и медленно поднимаем руки через стороны вверх и выдыхаем воздух – надуваем шарик ш-ш-ш. Теперь делаем вдох и… шарик лопнул щ-щ-щ

2. Гимнастика для рук (Стихотворение Ф. Бобылёва)

Шар весёлый, шар воздушный, (кончики пальцев соприкасаются)

Шаловливый, непослушный, (круговые движения кистями, гладим шар)

Вместе с ветром убежал, (движения кистей от себя)

А куда – не сказал (развести руками и убрать их за спину).

Логопед. Ребята, мы должны помочь буквам учить и воспитывать озорного щенка. Давайте объясним ему, для чего нужны вещи и где они должны находиться. Вы будете повторять за мной предложение, называть из него слова, в которых есть звуки ш и щ, затем все вместе его записывать. (После каждого предложения осуществляется проверка: на экране буквы в том порядке, в каком они встречаются в словах предложения).

Щётка стоит за шкафом.

Клещи лежат в ящике.

Щипцы нужны дедушке.

Борщ и кашу надо кушать.

Шляпу и плащ вешают в шкаф.

Подчеркните в этих предложениях буквы Ш и Щ карандашами разного цвета.

III. Заключительная часть занятия. Логопед. Молодцы, ребята! Буквы вам очень признательны. Попрощаемся с ними до следующего занятия. Обязательно назовите их правильно. До свидания, буква Ш. До свидания, буква Щ. До свидания, щенок Шарик!

Внимание: пароль на выход. Берите билетики.

Билет № 1. Вспомните, какой формы и какого цвета были шарики у букв.

Билет № 2. Назовите, с какими буквами «не дружат» Ш и Щ.

Билет № 3. Назовите три слова со звуком ш.

Билет № 4. Назовите три слова со звуком щ.

Дети выполняют задание.

Логопед прощается с детьми.

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М. : ВЛАДОС, 2001.

2. Ефименкова Г. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.

3. Логопедия в школе: Практический опыт. / Под ред. В. С. Кукушина – М. – Ростов н/Д. : Март, 2004.

«Дифференциация букв И-Ш в предложениях». Конспект занятия во 2 классе Тема: Дифференциация букв И – Ш в предложениях. 2 класс Цель: Дифференциация букв И – Ш в предложениях. Задачи: 1. Учить дифференцировать.

Коллоквиум по теме «Здоровый образ жизни» для 3–4 классов Цель: обобщить, повторить и закрепить изученный материал по теме «Здоровый образ жизни». Задачи: •Учиться работать в группах •Развивать.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме) Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект группового занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л], [ЛЬ]» КОНСПЕКТ группового занятия по обучению грамоте Тема: Дифференциация звуков Л, ЛЬ Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах,.

Конспект логопедческого занятия «Дифференциация [ж]-[ш]. У нас в гостях мишка Шалун и ворона Жуня» (первое занятие по теме) Задачи: • Закреплять произношение звуков [ж] и [ш], учить различать их на слух и в произношении. • Продолжать развивать навыки звукового.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: – совершенствование навыков дифференциации.

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л]. Дикие животные» Цель занятия: Дифференцировать звуки Р – Л, на материале лексической темы «Дикие животные». Задачи: 1. Обучающие задачи. •Закреплять знания.

Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции как.

Занятие по обучению чтения с элементами сказкотерапии. Дифференциация звуков [И]-[Ы] и букв И-Ы Тема: «Дифференциация звуков и букв «И-Ы». Цель: Учить детей читать слоги и слова с буквами «И» и «Ы». Задачи: 1. Учить детей различать.

Логопедическое занятие на тему: “Дифференциация звуков [Ш] – [Щ] на слух и буквы “Ш” и “Щ” на письме”
план-конспект

Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическое занятие 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Щ] на слух, букв «Ш» и «Щ» на письме.»

Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме.

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

2. Развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

3. Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные упражнения, предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков [Ш] и [Щ], таблицы слогов, игра «Рыбалка», ноутбук.

  1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь.

– Настроимся на занятие.

– Кто хочет разговаривать. Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.

– ( Мы будем разговаривать. И будем выговаривать. Всё правильно и внятно. Чтоб было всем понятно.)

– Ребята, с каким настроением, вы сегодня пришли на занятие? Покажите своё «настроение» с помощью смайликов.

  • Артикуляционная гимнастика для губ и языка

– Ребята, с чего мы начинаем занятие по логопедии? (С гимнастики для языка и губ.)

– Давайте выполним упражнения для языка и губ вместе со мной.

– А помогут вам, рисунки – подсказки и зеркало.

– «СЛОНИК» – подражаю я слону, губы хоботом тянуууу;

– «ЛОПАТОЧКА» – накажем непослушный язычок

Мы прижмём язык губами ПЯ-ПЯ-ПЯ, а потом зубами ТА-ТА-ТА;

– «ЧАШЕЧКА» – в форме чашки язычок, я бы точно также смог;

– «ГРИБОК» – язычок у нас грибок, подставляй-ка кузовок;

– «ЗАБОРЧИК» – покажите заборчик, вот какой заборчик!

– «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» – как будто варенье лежит на губе, слизываю его «чашечкой» в ротик себе.

  1. Повторение пройденного материала.

– Ребята, на предыдущем занятии мы учились различать звуки [Ч] – [Щ] на слух и буквы «Чe», «Щ а» на письме.

– Чем похожи эти звуки?
– (Звуки [Ч] и [Щ] – согласные, глухие, всегда мягкие.) Произносим легко и нежно. Произнесите звуки [Ч] – [Щ].

– На какую цифру похожа буква «Че»?

(Буква «ЧЕ», походит на цифру 4.)

– Ребята, а что вы знаете о звуках?

– (Звуки мы слышим и произносим.)

– Что вы знаете о буквах?

– (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

3. Сообщение темы занятия.

– Сегодня гостями нашего занятия будут рыбы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

– У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала. (Щука). На доску вывешивается картинка – щука.

– Драчун и забияка,

– И щука не проглотит. (Ёрш). На доску вывешивается картинка – ёрш.

– Послушайте внимательно и назовите, первый звук в слове «щука»? (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

– Какие, звуки и буквы сегодня мы будем учиться различать ? (Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш-Щ] и буквы «Ша» – «Щ а».)

– Тема занятия – дифференциация или различения звуков [Ш-Щ] на слух и буквы «Ша» – «Щ а» на письме.

– Марина скажи, какая тема занятия? (Различение согласных звуков [Ш-Щ].)

– Что мы будем учиться делать, скажи Алексей? ( Учиться различать звуки [Ш-Щ].)

– А для чего мы это будем учиться различать звуки, скажи Слава? ( Чтобы правильно писать и красиво говорить.)

4. Основная часть.

(Уточнение произношения звуков [Щ-Ш])

– Давайте сначала уточним произношения звуков [Щ – Ш]:

– Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ш].

– Когда мы произносим звук [Ш], губы округлены, как «колечко»;

– Зубы сближены, но не сомкнуты;

– Язык поднят вверх;

– Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

– Горлышко не дрожит.

– Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, потому что произносится с силой.

– Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Щ].

– Когда мы произносим звук [Щ], губы округлены, как «колечко»;

– Зубы сближены, но не сомкнуты;

– Язык поднят вверх;

– Воздушная струя тёплая и идёт вверх;

– Горлышко не дрожит.

– Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий, потому что произносим легко и нежно.

(Сравнение звуков [Щ-Ш])

– Давайте сравним звуки [Щ-Ш].

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Щ] – глухой, всегда мягкий, потому что, произносим его легко и нежно.

Зубы – сближены, но не сомкнуты

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – тёплая, идёт вверх

Горлышко – не дрожит

Звук [Ш] – глухой, всегда твёрдый, потому что, произносим его с силой.

– Чем эти звуки похожи? (Звуки [Ш-Щ] – оба глухие.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук [Ш] – всегда твёрдый, звук [Щ] –всегда мягкий).

  • Развитие фонематического восприятия

– Поиграем в игру «Флажки». Рыбки у нас не простые, а волшебные и они принесли с собой флажки. Щука принесла флажки зелёного цвета, а ёрш принёс флажки синего цвета.

– Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зелёный флажок, если услышите звук [Щ], а если услышите звук [Ш], поднимите синий флажок. Понятно? Будьте внимательны.

(Логопед произносит слоги – АШ, УЩ, ЮЩ, ША, ЯШ, ЕЩ, ШИ, ШО .)

Индивидуальная работа «Чтение слогов с буквами «ЩА» и «ША»»

– Волшебная щука и ёрш, хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами «ЩА», мягко и нежно, а слоги с буквой «ША» твёрдо и жёстко. У каждого есть своя таблица слогов. Читаем.

АШ – ША ША – ЩА ИШ – ИЩ ШИ – ЩИ

ОШ – ОЩ ШО – ЩО ЕШ – ЕЩ ШЕ – ЩЕ

УШ – УЩ ШУ – ЩУ ЁШ – ЁЩ УШ – УЩ

  • Развитие зрительного и слухового восприятия

Предлагаю поработать в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога .)

Дидактическая игра «Кто, где живёт!»

– Рыбы принесли свои домики, с заданиями.

– Работаете в паре. Марина и Матвей – ваш домик, Слава и Алексей – ваш домик.

– Задание для Марины и Матвея.

– В этом домике живут слова со звуком [Щ]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Щ а».)

– Марина прочитай слово, которое живёт над буквой «Щ а». (Щи.)

– Марина, назови первый звук в слове «щи»?

– Матвей прочитай слово, которое живёт под буквой «Щ а». (Плащ.)

– Матвей, назови последний звук в слове «плащ»?

– Задание для Славы и Алексея.

– В вашем домике живут слова со звуком [Ша]. Какая буква живёт у вас в домике? (Буква «Ша».)

– Слава прочитай слово, которое живёт над буквой «Ша». (Шарик.)

– Слава, назови первый звук в слове «шарик»?

– Алексей прочитай слово, которое живёт под буквой «Ша». (Малыш.)

– Алексей, назови последний звук в слове «малыш»?

(На Дифференциацию звуков [Щ – Ш] и букв «ША» – «ЩА» в словах. Дети игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия рыб и раскладывают их по вёдрам).

– Мы с вами сейчас пойдём на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, прочитать, как она называется. Если в названии есть буква «Щ а» – опустите рыбку в зелёное ведёрко. Если в названии есть буква «Ша» – опустите рыбку в синее ведёрко. (Щука, ёрш, лещ, горбуша, подлещик.)

ФИЗ. МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (РЫБКА – на мониторе)

Гимнастика для пальчиков

В кулачок зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца.

И подумай не спеша.

Что за буква? Ясно «Ша».

Упражнение в паре

– Поиграем в ладушки.

– Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ша» составь,

В левую руку карандаш возьми

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ша» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ а».

«Ша» и «Щ а» – родные сёстры,

Но у «Щ а» есть хвостик острый.

(Логопед демонстрирует картинку)

– Буква «Ша» – это шарик, он тянет букву вверх к облакам. Буква «Щ а» – это щука, заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.

– Буквы «Ша» – «Щ а» похожи, состоят из крючков.

– Из скольких крючков состоит буква «Ша»? (Буква «Ша», состоит из трёх крючков.)

– Из скольких крючков состоит буква «Щ а»? (Буква «Щ а», состоит из трёх крючков.)

– Ребята, чем отличаются эти буквы? (У буквы «Щ а», есть петелька.)

– Щука и ёрш принесли с собой карточки, которые помогут вам запомнить, как пишутся буквы «Ша» и «Щ а».

– Обведите по контору букву «Ша», какая она гладкая, мягкая, как шарик.

– Обведите по контору букву «Щ а», какая она шершавая, колючая, как щука.

  • Работа в тетрадях (карточках):

– Работаем в тетрадях.

– Запишите слова в две строчки:

На первой строчке слово «Щука».

На второй строчке слово «Ёрш».

– Ребята я знаю стихотворение про щуку и ершей. Послушайте.

Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей.

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

– Повторяем стихотворение, вместе со мной.

– Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [Ш] – [Щ] на слух и буквы «Ша» и «Щ а» на письме.)

– Давайте повторим ещё раз, назовите первый звук в слове «щука». (Первый звук в слове щука [Щ], буква «Щ а».) А в слове «ёрш», назовите последний звук? (В слове «ёрш», последний звук [Ш], буква «Ша».)

– Домашнее задание, выучить стихотворение с помощью таблицы.

– Ребята, вы хорошо и дружно поработали и научились различать звуки [Ш] – [Щ], буквы «Ша», «Щ а» в слогах, словах, предложениях .

– Мне понравилось, как работал Матвей, Марина, Слава, Алексей.

– С каким настроением уходите с занятия, покажите смайлик.

– Вы все – МОЛОДЦЫ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков и букв “Б-П”, 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв “Б-П”, задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.

конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией

конспект логопедического занятия ( 2 класс).

Конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация звуков [Г]-[К]”

Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион.

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях”

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на.

Конспект логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков [с], [ш]”

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков С-Ш”

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР.

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв ш-щ”

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

Цель:развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

Задачи коррекционные:

продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

Задачи обучающие:

продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

Задачи здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

Задачи воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы, ведра (синее и зеленое), рабочие тетради.

Ход занятия

Организационный момент

– Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1. Логопед: – Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик.(слайд №1) Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете!

– У Гнома в волшебном ящике загадка!

– Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке.

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала.

(слайд №3) (Щука)

– У Гнома есть еще одна загадка. (слайд №4)

– Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке!

Драчун и забияка,

– И щука не проглотит.

(слайд №5) (Ёрш)

2. Самостоятельная формулировка темы урока:

Логопед:- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети:- Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ.

Основная часть занятия

1.Уточнение произношения звуков [ш-щ]

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]!

– Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх.

– Горлышко не работает.

– Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

Логопед: – Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]!

– Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

– Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.

– Горлышко не работает.

– Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!

Логопед: – Давайте сравним звуки [ш-щ].

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – не работает

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками

Горлышко – не работает

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: [ш-щ] – оба глухие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Дети: [ш] – твердый, [щ] – мягкий.

2. Различение звуков [ш-щ] на слух.

Логопед: – Гном принес вам синий и зеленый флажки.

Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок.

АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ

– Звук [ш] протяжно звучит (руками раздуваем шар).

– А [щ] прерваться спешит (шар лопнул).

– Звук [ш] можно тянуть (разводим руками – как на гармошке играем)

– Звук [щ] ускользнуть спешит (руки резко опускаем).

4. Работа над просодикой.

Логопед: – У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них.

Наварила щука щей,

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Читаем скороговорку в разном темпе, с разной интонацией.

5.Сравнение букв занятия.

Логопед: – Каких звуков было очень много в скороговорке? Правильно [ш-щ]. А какими буквами они обозначаются?

Дети: – Буквами Ш и Щ.

Логопед:- А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему?

Дети: – Потому что буква Ш состоит из крючков!

Логопед: Из скольких крючков состоит буква Ш?

Логопед: – Из скольких крючков состоит буква Щ.

Логопед: – А что есть еще у буквы Щ?

Дети: – У буквы Щ есть еще петелька!

Логопед: – Давайте сравним эти буквы!

Логопед: – Чем похожи эти буквы?

Дети: – Состоят из крючков!

Логопед: – Чем они отличаются?

Дети: – У буквы Щ есть петелька!

6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке.

Логопед: – Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ! (слайд №13)

– Найди все буквы Ш! (логопед обращается к одному из учащихся).

– Найди все буквы Щ! (логопед обращается к другому учащемуся).

Учащиеся упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком.

– Выберите себе картинку с буквой Ш. Составьте из слов предложение.

– Выберите себе картинку с буквой Щ. Составьте из слов предложение.

Примерные ответы детей:

Ярко светит солнышко.

Около щита растет камыш.

Лещ попался на удочку.

Щуки не поймали ерша.

Экскаватор поднимает ковш.

Мальчик щекочет щенка щепкой.

7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ.

Логопед: – У Гнома в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ .

Учащиеся обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги.

Логопед: –Отгадайте, какую букву я написала в воздухе?

– Откройте тетради и прочитайте ряды букв:

Ш Щ Щ Ш Щ Щ

Логопед: Как располагаются буквы в первом ряду?

Дети: Две Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы во втором ряду?

Дети: Одна Ш, две Щ.

Логопед: Как располагаются буквы в третьем ряду?

Дети: Одна Ш, одна Щ.

Логопед: Продолжите ряды букв в тетрадях.

8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ.

Логопед: – Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу.

Конспект фронтального логопедического занятия “Звук [Щ], буква Щ”

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

– Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

– А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

– Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

– Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

– Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
– Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
– Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи – кусаются…(клещи).
– Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
– Кто щиплет щетку? (Щенки)
– Сколько их?(2)
– Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
– Где они ее щиплют? (В уголке)
– Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.

– Игра « Кто это – назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных .
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

– Какой согласный звук общий для всех этих слов?

– Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

– Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

– Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.( Логопед читает стихотворение ).

-На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

– Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

– От какого слова образовано слово «помощница»?

– В каком смысле употреблено слово «помощница»?

– Разделите слово на слоги?

– Сколько всего слогов в слове?

– В каком слоге находится звук [щ]?

– Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

– На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

– А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

– Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

– Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

– Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

– Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р – роща
щ, д, а, о, п, а – пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ – щавель
а, щ, п, а – пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

– Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

– Запомните, ребята, правило: ща – мы пишем с гласной А.

– К каким словам из записанных вами подходит схема?

– Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
– Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

– Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

– Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

– Сегодня мы учились произносить звук…

– Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: