Конспект логопедического занятия Родственные слова

Конспект логопедического занятия “Корень слова.Родственные слова”.

Тема: Корень слова. Родственные слова. Цель: Закрепить у детей представления о родственных связях слов.

Коррекционно-образовательные:

учить детей навыку подбора родственных слов;

учить правильно находить общую часть родственных слов;

учить умению дифференцировать слова, имеющие омонимичные корни.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое восприятие и память;

развивать мелкую моторику;

уточнять и активизировать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

развивать навык самостоятельности и самоконтроля;

развивать чувство взаимопомощи;

прививать заботу о птицах

Планируемые результаты:

Предметные

Знать о роли корня, как главной части слова; знать о единообразном написании корня в однокоренных словах; знать, что не всегда однокоренные слова являются родственными.

Уметь ; выделять корень в родственных словах; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; уметь понимать смысл слова, заключённый в корне.

Личностные: осуществляется развити е слухового и зрительного восприятия и внимания, развитие мыслительных операций ; синхронизации работы полушарий, что способствует улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания, а, следовательно, увеличению эффективности работы головного мозга.

Метапредметные: развитие умения планировать своё поведение (речевое и неречевое), развитие коммуникативных умений, осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, осознание цели работы на занятии формирование активной учебной позиции; развитие умения работать в группе, умения оценить работу других учащихся на занятии, воспитание чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в ходе выполнения задания, формирование умения определять последовательность действий с учётом конечного результата, развитие навыков само- и взаимо контроля при сравнении своей деятельности с данным образцом с целью нахождения неточностей и ошибок и их исправления, формирование умения оценить результаты работы, формирование умения к саморегуляции.

Коммуникативные УУД: формирование умения продуктивно сотрудничать с педагогом и сверстниками в ходе выполнения заданий, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении задания с учётом мнения других детей.

Познавательные УУД: формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи в ходе занятия, формирование умения использовать знаково-символические средства для выполнения практических заданий; формирование универсальных учебных действий.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра « Четвёртый лишний»

Прослушайте ряд слов. Назовите лишнее и объясните, почему оно не подходит к остальным словам:

желток, железный, жёлтый, желтеть;

носильщик, нос, носатый, носовой;

часовщик, часть, час, часики;

циркуль, циркач, цирк, цирковой;

лошадь, жеребенок, лошадиный, лошадка;

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Сегодня на занятии мы будем говорить о родственных словах.

3. Игра « Правильно сосчитай»

У каждого ученика фишки. Логопед выразительно читает стихотворение. Затем читает снова уже медленно, а учащиеся откладывают фишку каждый раз, когда услышат родственное слово, стараясь запомнить его. Далее подсчитывается количество фишек у каждого игрока и определяется предположительное число родственных слов.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушка-

Кормит матушка скворчат

Целый день птенцы кричат:

«Мы хотим добавку,

Проверка: – Сколько фишек отложили? (отвечает каждый ученик)

– Какие родственные слова встретились вам в стихотворении?

– Выделите корень в данных словах.

Ребята, что такое скворечник?

Зачем люди вешают скворечники на деревья?

Совсем скоро наступит весна, перелетные птицы будут возвращаться в родные места и люди должны подготовиться к прилету птиц: построить скворечники, чтобы им было где поселиться и завести птенцов.

Читайте также:
Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Логопедическое занятие по теме “Родственные слова”

Цели:

  • Осознание и конкретизация у младших школьников с ОНР понятий родственные слова, корень и его роль в слове.
  • Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся с ОНР.
  • Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся с ОНР.
  • Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей-логопатов.
  • Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • Развитие компьютерной грамотности.

Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов, персональный компьютер, мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

2. Создание проблемной ситуации.

Л.: – Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:

  • маленький гриб…
  • много маленьких грибов…
  • суп из грибов…
  • человек, собирающий грибы…

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: – Сравните, что общего в этих словах?

– Что можно сказать о значении слов?

– Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?

3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.

ВЫВОД: – Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

4. Определение темы занятия.

Л.: – Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Л.: – Верно, цель нашего занятия – научиться распознавать родственные слова.

5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).

Л.: – Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

– Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

– Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.

6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.

Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.

Общее звучание (схожее).

Общее значение слов.

Л.: – Подберите родственные слова к слову гора.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

– Один из учеников другой группы выполнил задание так:

Гора, горка, горе, горняк.

– Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.

Л.: – Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

7. Физминутка.

Л.: – Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)

9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.

Л.: – Прослушайте и запомните предложения. Назовите родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

Л.: – Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Читайте также:
Формирование точных движений органов артикуляции

Л.: – К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:

Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.

10. Подведение итога занятия.

Л.: – Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение.

Конспект логопедического занятия. Тема “Родственные слова.”
план-конспект

Цели:

-Закреплять знания о родственных словах.

Задачи:

Образовательные:

– Повторить общие сведения о родственных словах. Закрепить термин – корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и семантическая общность), работать над семантикой групп родственных слов.

– Упражнять учащихся в выборе родственных слов, объяснять их выбор.

– Учить различать родственные слова и слова с омонимичными корнями.

– Учить различать родственные слова и синонимы.

– Расширять активный словарь, обогащать родственными словами и словами с омонимичными корнями, развивать связную речь.

– Учить использовать ИКТ.

Коррекционно-развивающие:

– развивать словесно-логическое мышление;

-формировать зрительно-пространственные ориентировки;

– развивать произвольность слухового и зрительного внимания;

– развивать зрительную память.

– развивать моторные навыки

Воспитывающие:

– воспитывать учебную мотивацию;

– воспитывать терпеливость, усидчивость;

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, медиапроектор, программа Mimio Studio, игра «Назови корень» таблица «Родственные слова», карточки с деформированными предложениями.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_rodstven_slova.docx 18.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

-Закреплять знания о родственных словах.

– Повторить общие сведения о родственных словах. Закрепить термин – корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и семантическая общность), работать над семантикой групп родственных слов.

– Упражнять учащихся в выборе родственных слов, объяснять их выбор.

– Учить различать родственные слова и слова с омонимичными корнями.

– Учить различать родственные слова и синонимы.

– Расширять активный словарь, обогащать родственными словами и словами с омонимичными корнями, развивать связную речь.

– Учить использовать ИКТ.

– развивать словесно-логическое мышление;

-формировать зрительно-пространственные ориентировки;

– развивать произвольность слухового и зрительного внимания;

– развивать зрительную память.

– развивать моторные навыки

– воспитывать учебную мотивацию;

– воспитывать терпеливость, усидчивость;

ОБОРУДОВАНИЕ : ПК, медиапроектор, программа Mimio Studio, игра «Назови корень» таблица «Родственные слова», карточки с деформированными предложениями.

– Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

Перед занятием я налила в стакан воду. Встретились ли нам слова, похожие по смыслу? (Водяной, водица)

– Они близки по смыслу – имеют отношение к воде.

– Что еще объединяет эти слова? (Логопед вывешивает эти слова, выделяет общую часть) (Часть слов записана одинаковыми буквами – вод…)

– Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

Водяной, водица, подводник, водянка, водонос…

Введение в тему.

– Ребята, вы совершили маленькое открытие.

На уроке мы будем говорить о словах, которые имеют общую часть, называемую корнем, и эти слова близки по значению. А как называются

такие слова, может быть, вы догадаетесь сами?

-Если люди происходят из одного рода, семьи, часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками, а слова называют родственными.

– Что такое «родственные слова»? (Слова, имеющие общий корень и похожие по смыслу.)

1.Подбери пару к слову (mimio studio)

Упражнение в различении родственных слов и слов с омонимичными корнями

-Но бывают слова, в которых корни пишутся одинаково, но не похожи по смыслу. Такие слова не являются родственными. Например, слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не будут родственными, так как не похожи по смыслу.

2.Прочитайте цепочки слов

Запишите лишнее слово . Объясните ответ.

а) нос, носильщик, носик, носатый;

б)час, часок, часть, часовщик;

в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;

3 . Выбери цепочку родственных слов, запишите

а) вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый;

б) холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить;

в) лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить,

– Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать родственными?

4.Распредели слова на три группы родственных слов

Гористый, горный, пригорок, горка.

Гореть, прогорать, горючий, сгореть.

Горе, горюшко, пригорюнился.

Работа с таблицей

5.Закрась графы нужным цветом (mimio studio)

Вода, подводник, половодье, водоем, водица, водопад, заводь.

Вождь, водить, вожатый, проводник.

Проверь по узору. (mimio studio Приложение «Шторка»)

Встаньте те, кто выполнил упражнение правильно.

Этюд на расслабление мышц

А теперь отдохнем. Про какое время года загадка? Почему?

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой.
Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Дети подбирают родственные слова к словам: снег, зима, мороз, лед, тепло, свет.

Какая группа родственных слов подойдет для зимы? Какая группа родственных слов подойдет для весны? Почему? Какое время года наступило? Сегодня мы отправимся на прогулку.

Солнышко и тучка (кинестезиологическое упражнение на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание) .
Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе) .

А теперь возвращаемся в школу.

6.Найди лишнее словосочетание

Холодная водица, весеннее половодье, водитель троллейбуса , водный спорт.

Летний вечер, летательный аппарат, знаменитый летчик, летная погода.

Известный рисовальщик, вареный рис , рисовать цветок, удачный рисунок.

Почему это словосочетание лишнее? (Потому что слово не подходит по смыслу)

7.Игра «Вставь картинки в окошки»

Мы научились выделять корень в словах, а теперь догадайтесь, какой корень мы вставим в окошко:

ЗУБок, ЗУБной,ЗУБастый, ЗУБочистка, ЗУБик.

ГРИБок, ГРИБник, ГРИБница,ГРИБной.

ХЛЕБный, ХЛЕБопек, ХЛЕБороб, ХЛЕБушек,ХЛЕБница.

ЛЕСок, ЛЕСной, ЛЕСник,ЛЕСовоз, ЛЕСоруб.

СНЕГовик,СНЕГурочка, СНЕГокат, СНЕГовая.

– Назовите слова, имеющие корень ЗУБ

– Назовите слова, имеющие корень ДОМ

– Назовите слова, имеющие корень ГРИБ

Почему они являются родственными? (У них общий корень, они похожи по смыслу)

8.Сравнение родственных слов и синонимов

Но бывают слова, похожие по смыслу, но не являющиеся родственными. Почему?

(У них нет общего корня.)

Выберите те пары слов, которые являются родственными

Береза-березка, стол-столик, вылететь-пролететь,море-моряк, гриб-грибник, хлеб-хлебница.

Запишите слова, выделите корень.

9.Выбери родственные слова (mimio studio Приложение «Фокус»)

Зимовка, зима, зимний, зимовать.

Сад, посадить, садовник, садовый.

Придумайте и запишите предложения с данными словами. (При необходимости раздаются карточки с деформированными предложениями)

Чем мы занимались сегодня на занятии?

Какие слова называют родственными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: “Словарные слова”

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле.

Конспект логопедического занятия “Различение К и Г в словах и предложениях”

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема.

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме “Многозначные слова”. Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами.

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально – логического мышления.

Конспект логопедического занятия «Обобщающие слова в группе предметов».

Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы. Учить правильно подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов.

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах – действиях, их согласовании со словами – предметами.

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ.”Слоги. Слова. Профессии”.

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение – наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим.

Конспект логопедического занятия на тему «Родственные слова»

Наталья Новикова
Конспект логопедического занятия на тему «Родственные слова»

Конспект занятия №1 (по подгруппам)

Тема «Родственные слова».

Цель: Упражнять детей в подборе и выделении родственных слов.

1. Тренировать детей в образовании относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в названии детёнышей животных, в выделении родственных слов, в составлении слова из букв.

2. Развивать у детей мышление, внимание, память, воображение, связную речь.

3. Воспитывать в детях интерес к занятию, навыки учебной деятельности.

Оборудование: картинка с изображением большого дерева, карточки со словами, мяч, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Игра «Расскажи, какой?»:

из дерева – деревянный,

из чугуна – …. (чугунный)

из кожи – …. (кожанный)

из хрусталя – …. (хрустальный)

из глины – …. (глиняный)

из фарфора – …. (фарфоровый)

из стекла – …. (стеклянный)

из меха – …. (меховой).

Затем внимание детей обращается на то, что пары слов похожи по звучанию.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы поговорим о словах, которые похожи по звучанию, о родственных словах.

3. Понятие «Родственные слова».

Логопедрассказывает детям сказку:

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки- слова: «снегурочка», «снежки», «снежинки», «снегоход», «снегокат», «снеговик». Посмотрели люди, послушали, а слова то похожи как родственники. И назвали люди такие слова родственными».

Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть.

4. Работа со стихотворением.

На доску выставляется картинка с изображением большого дерева.

Логопед читает стихотворение и по ходу чтения прикрепляет карточки с помощью магнитов.

«Как-то много лет назад посадили странный сад,

Не был сад фруктовым,был он только словом.

Это слово, слово-корень, разрастаться стало вскоре,

И плоды вам принесло- стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада, вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном».

Далее слово-корень и родственные слова прочитываются логопедом и детьми, обращается внимание на общую часть.

Игра с мячом «Что к чему подходит?»

Дети подходят к доске, встают полукругом, на доску логопед вывешивает три картинки (лес, заяц, рука).

Дети называют картинки, затем логопед объясняет:

– Сейчас я буду называть слова, а вы будете рассказывать, что к чему подходит.

Слова: рукомойник, зайчиха, рукоделие, зайчонок, лесник, зайчик, лесоруб, зайчишка, перелесок, безрукавка (рукомойник подходит к руке,и т. д.)

Далее логопед просит детей встать в круг и поиграть в игру.

Игра «Назови детёнышей»: слон, овца, свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка, волк.

После называния каждого детёныша логопед произносит пару получившихся слов (слон -слонята и просит детей придумать родственные это слова или нет.

5. Подбор родственных слов.

К магнитной доске прикрепляются буквы — а, р, ы, б.

Даётся задание: составить из букв слово (рыба).

Далее логопед читает стихотворение и просит детей подобрать к слову рыба родственные слова:

У рыбаков небывалый улов, рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём, рыбного супа в тарелки нальём.

Итог занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – автоматизировать звук [Р] в словах; – развивать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы» Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.

Конспект логопедического занятия. Корень слова. Однокоренные, родственные слова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­­­­начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево

Конспект логопедического занятия “Корень слова. Однокоренные, родственные слова”

Жданова Гульнара Валерьевна

МБОУ НОШ с. Стерлибашево

Стерлибашево 2019 год

Логопедическое занятие по теме “Корень слова. Однокоренные, родственные слова»

научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

· Образовательные :

o уметь находить и выделять корневую морфему в слове;

o совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление и ударение в словах;

o уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение слова;

o упражнять в правописании безударных гласных в корне слова;

o развивать орфографическую зоркость;

· Коррекционные :

o совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги;

o обогащать словарный запас;

o совершенствовать грамматический строй речи;

o развивать высшие психические функции.

  • Воспитательные :

o воспитывать умение слушать друг друга;

o развивать способность к самоанализу и самооценке.

ОБОРУДОВАНИЕ : карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши, ноутбуки, компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, изображение дерева, изображение яблок (красное, жёлтое и зелёное).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Мобилизирующий этап.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, оно транслируется зрителям. Давайте встанем, улыбнёмся и поприветствуем их.

– Откроем тетради и запишем число.

II. Вводный этап в тему.

– Ребята, сейчас мы встанем и прослушаем гимн нашей страны Запомните, государственный гимн нужно всегда слушать стоя. (слайд № 1).

– Как называется страна, где мы с вами живём?

– Россия (слайд №2). Верно!

– ( слайд № 3) А как называется Республика, в которой мы проживаем?

– Башкортостан (слайд №4).

– (слайд №5) Обратите внимание на следующий слайд. Какое село изображено на фото?

– Стерлибашево (слайд №6).

– (слайд № 7) Скажите, как называется то место, где люди родились и выросли?

– Родина (слайд №8). Правильно! Молодцы!

– (слайд №9) А вот какое замечательное стихотворение о Родине написала Зинаида Александрова. Прослушайте, пожалуйста.

Если скажут слово « Родина» ,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

– Назовите слова, которые близки по значению и имеют общую часть.

Работа у доски и в тетрадях.

(Убрать экран. На доске записаны слова: Родина, родная, родня, родственники.) Запишите в тетрадях.

– Какая общая часть в этих словах? (– род-). Как называется общая часть в словах? (Корень). Как мы её обозначим? (выделение в словах корня)

– Можно сказать, что эти слова имеют общий смысл? От какого слова они образованы?

– Кто мне поможет сформулировать тему нашего занятия?

Основная часть

1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

– Правильно, сегодня мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова (слайд №10).

– Ребята, корень – это самая важная и основная часть слова, который несёт самый главный смысл. Как дерево не может расти без корня (на доске рисунок дерева с корнем), так и слов не бывает без корня. Как называются слова с одним корнем? (Однокоренные). Правильно, а если однокоренные слова близки по значению, т.е имеют общий смысл их называют – родственные.

Работа уч-ся с индивидуальными заданиями в ноутбуках.

– Откройте, пожалуйста, свои ноутбуки. Найдите задание № 1. Определите корень в своих словах. Напишите получившиеся слова (индивидуальная работа).

– Проверим ваши ответы. Назовите корень слов. Назовите слова-родственники.

ИК

ИШКО

ИЩЕ

АШНИЙ

ОВОЙ

ОК

ОЧЕК

НОЙ

НИК

НИЦА

ИК

АСТЫЙ

ОЧЕК

ОЧИСТКА

НОЙ

ОК

НОЙ

АСТЫЙ

ИЩИ

ОЧЕК

НЫЙ

ОРОБ

ОПЁК

УШЕК

НИЦА

2 задание. Подчеркните лишнее слово, не подходящее по смыслу к группе родственных слов.

3 задание. Закройте, пожалуйста, ноутбуки. Сейчас мы поработаем у доски по парам.

Наше дерево с наступлением осени сбросило листья (слайд № 11). А листья непростые, на них написаны однокоренные, родственные слова, но среди них оказались лишние. Нужно собрать все однокоренные слова, найти среди них лишнее слово, которое не является родственным. Определите, какие из слов не являются однокоренными. И доказать почему? (работа парами)

Вода, водитель, подводный, водяной.

Рис, рисунок, рисовый, рисовод.

Смех, смешной, смешать, рассмешить.

4. Выделить в родственных словах главное слово, от которого образованы слова данной группы. Работа у доски.

– Ребята, какое время года у нас наступило? ( Зима). Выпал белый (что?) (Снег). Запись на доске и в тетрадях. Кого вы будете лепить из снега? ( Снеговика). А какую бабу лепят из снега? (Снежную). Настанет весна, растает снег и из-под снега покажутся …? (Подснежники). Определите самое главное слово, от которого образованы родственные слова. Назовите корень. (Обращается внимание на чередование в корнях слов согласных г и ж)

СНЕГ, СНЕГОВИК, СНЕЖНУЮ (БАБУ), СНЕГОХОД, ПОДСНЕЖНИК

5. Физминутка (снятие усталости и напряжения)

– Ребята, мы замечательно потрудились, а теперь давайте отдохнём.

– Физминутка “ Про наше деревцо”.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.­­­­­­­­­

Деревцо всё выше, выше, выше.

6. Проверяем безударные гласные.

Сейчас мы поработаем группами. На доске записаны слова. Нужно определить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне слова. И уточнить, какие слова являются проверочными, а какие проверяемые. (Слова на доске)

Сосна, сосновый, сосны.

Старик, старушка, старый.

Включить проектор ( слайд №12 ).

7. Образование родственных слов. Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по карточкам. Записать предложения, вставляя вместо картинок слова.

– Чей хвост хотел подарить старик своей старушке на воротник? – Старик хотел подарить старухе на воротник лисий хвост. (слайд №13)

– Как ласково лису называет в сказках волк? (слайд № 14)

Волк лису ласково называет лисичка – сестричка. (слайд № 15)

– Кто детеныш у лисы? (слайд № 16)

Детёныш лисы – лисёнок .

– Кто у лисёнка мама? — Мама лисёнка – лисица . ( слайд № 17)

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога занятия.

– Чему вы научились сегодня на занятии? (определять корень в словах, подбирать однокоренные и родственные слова.

Прочитаем стихотворение. Текст стихотворения на экране.(слайд № 18)

Корень слова – главная,

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Домашнее задание. Выучить стихотворение и выполнить задание.

( К очень красивым, нужным и важным словам: радость –…, …, …; любовь – …, …,…; красота –…, …, …; доброта – …, …, … подобрать однокоренные слова). Вложите, пожалуйста, свои задания в дневники.

Пройдут холода, снег растает, весной наше дерево зацветёт, и появятся на ней плоды. А какие плоды – зависит от вас. Для этого вам нужно оценить свою работу на занятии. Перед вами лежат яблоки. Выберите себе яблоко. Красное яблоко – если считаете, что у вас не было ни одной ошибки. Жёлтое – ошибки были, но я их исправил(а). Зелёное – ошибок было много, но на следующем занятии я буду стараться работать лучше.

– А сейчас я попрошу вас выйти к дереву с яблоками. У нашего дерева очень крепкие корни, я надеюсь, что и у вас будут крепкие знания. Давайте, посмотрим, какие плоды подарит нам дерево. Почему вы выбрали именно эти яблоки, объясните. Ребята, вы очень хорошо поработали! Молодцы!

Конспект занятия по автоматизации звука З
план-конспект занятия по логопедии на тему

В консультацию включен практический материал для автоматизации звука з

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_z.docx 476.62 КБ

Предварительный просмотр:

З аняти е по автоматизации звука [з]

“В гостях у Зайки”

  • Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.
  • Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

– Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

– Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Почистим нижние зубки»;

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

– Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

– Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками , давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

– На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

-Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

– Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

– Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» ( с мячом).

Логопед называет один предмет , дети должны назвать много предметов

( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

– Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

– Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.

– Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

-Правильно, это солнечные зайчики.

– А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, . розу, .

– Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

– Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

-С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука – это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие – это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы .

Конспект занятия по автоматизации звука Рь

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь “Смешарики на арене цирка” для ребенка 6 лет.

Конспект занятия по автоматизации звука Л.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в прямом слоге начало слова (слог ла).

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы “Экскурсия в школу”

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци.

Конспект занятий по автоматизации звука Р “Зимняя рыбалка”

Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука «Р» Задачи:Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах, словах, фразах.Развитие длительной направленной с.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя ре.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН «В гости к Каркуше-Говоруше»

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях

Аннотация: Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] в речи ребёнка. Предназначен для детей с дислалией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи 5-7 лет. Предлагается для использования в работе учителями-логопедами, воспитателями детских садов, а также родителями.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Время занятия: 15 минут.

Тема: «Автоматизация звука [з]»

Цель: Автоматизация звука [з].

– Автоматизировать звук [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

– Воспитывать усидчивость, мотивацию к занятию.

– Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику, мышление, память, умение употреблять антонимы, выразительность речи, связную речь.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением зайчонка и хомяка, разрезная картинка.

Речевой материал: слоги, слова, загадка, предложения, считалка.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Артикуляционная гимнастика (2 мин.)
  3. Автоматизация изолированного звука [з], развитие мышления (1 мин.)
  4. Автоматизация звука в слогах (1 мин.)
  5. Автоматизация звука в словах (2 мин.)
  6. Автоматизация звука [з] в предложениях, работа над связной речью (2 мин.)
  7. Физминутка (1 мин.)
  8. Работа с антонимами (1 мин.)
  9. Развитие слуховой памяти, выразительности речи, связной диалогической речи на материале устного народного творчества (считалки) (3 мин.)
  10. Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, сядь удобно, начинаем наше занятие. Сегодня на занятии к нам в гости пришёл зайчонок Зая. (Появляется изображение зайца). Ему стало очень скучно, а так как он очень весёлый зайчонок, я решила, что не дам ему скучать и пригласила на наше занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас он покажет тебе свою любимую игру. Повторяй.

В небе солнышко сияло, («Улыбочка»)
Море безмятежно спало. («Лопаточка»)
Но поднялся ветер вдруг, («Качели»)
И всё ожило вокруг.
Волны в берег биться стали («Парус»)
Расплескались, заиграли. («Часики»)
Тише, волны, не шумите («Трубочка»)
Баловаться прекратите. («Наказать непослушный язычок»)

3. Автоматизация изолированного звука [з], развитие мышления.

Зайчонок хочет рассказать, где он вчера был. Отгадай загадку и узнаешь это.

Иду сюда я, чтоб учиться,
С портфелем вместе за плечами.
И чтобы умным становиться,
Я получаю много знаний. (Школа)

Где был зайчонок? (В школе).

Зая говорит, что о начале урока учеников оповещает звонок, он звенит з-з-з. Давай превратимся в звоночки и будем звенеть. Набери через нос много воздуха и произнеси правильно з-з-з.

4. Автоматизация звука в слогах.

Зайчонок такой весельчак, на переменках он поёт песенки. Сейчас он научит тебя своей любимой песенке, повторяй за ним.

За, зы-зы, зо-зо-зо, аза, ызы-ызы, аза-аза-аза.

5. Автоматизация звука в словах.

Зайцу Зае в школе задали домашнее задание – правильно прочитать слова. Он будет читать, а ты за ним повторяй. Слушай внимательно.

Заяц, зонт, забава, загадка, задание, замок, роза, Лиза, ваза, кузов, мимоза, мозайка, вязание, берёза, кукуруза, злак, звонок, значок, изба, гнездо, азбука.

6. Автоматизация звука [з] в предложениях, работа над связной речью.

Зайчонок любит фотографироваться. Посмотри, какие кадры у него получились. (Логопед даёт ребёнку по три картинки). Попробуй придумать, что могло быть в этот момент. Составь предложение по картинкам. (Если у ребёнка не получается самостоятельно составить, логопед помогает ребёнку).

Заяц, ваза, роза. (Ответ ребёнка).

Заяц, замок, изба. (Ответ ребёнка).

Повтори за мной.
Заяц поставил розу в вазу.
Заяц закрыл избу на замок.

7.Физминутка.

У Заи есть школьный друг хомячок Хома. (Появляется изображение хомяка). Сейчас он тебе о нём расскажет, повторяй движения.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (Тереть бока руками)
Хома раненько встает, (Потянуться)
Щёчки моет (Тереть щеки руками)
Лапки трет (Показывать движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (Мести воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (Маршировать)
Раз (Руки вперед)
Два (Руки вверх)
Три (Руки в стороны)
Четыре, пять (Трясти кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (Руки согнуть к плечам, кисти сжать в кулаки, мускулы рук напрячь, как у силачей).

8. Работа с антонимами.

Зая с Хомой такие разные, Зая – большой, а Хома – маленький. И они всегда спорят. Зая скажет одно, а Хома обязательно ему говорит напротив, наоборот, это у них игра такая.

Давай тоже поиграем в такую игру.

Я говорю холодный, а наоборот… (горячий).
Быстрый — … (медленный).
Высокий — … (низкий).
Плохой — … (хороший).
Весёлый — … (грустный).
Белый — … (чёрный).

9. Развитие слуховой памяти, выразительности речи, связной диалогической речи на материале устного народного творчества (считалки).

Послушай, о чём однажды говорили Зая и Хома.

– Зайчик, зайчик, где ты был?
– Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл да упал,
Снова хвостик замарал!

Сейчас я стану зайчиком, а у ты – хомячком и мы с тобой повторим этот разговор. Ты спрашиваешь, а я отвечаю. Я ещё раз прочитаю твои слова, а ты их запомни. Произноси очень выразительно, как я делаю это. (Логопед с ребёнком читают считалку по ролям). Теперь поменяемся, я буду хомячком, а ты зайчиком. Теперь я тебя спрашиваю, а ты отвечаешь. (Снова читают по ролям).

10. Итог занятия.

Зайчик Зая очень хорошо провёл с нами время и благодарит нас за это. А мы поблагодарим Заю за то, что он к нам сегодня приходил, и позовём к нам в гости ещё. Зая дарит тебе подарок, разрезную картинку с изображением Заи и Хомы на память. Только эту картинку нужно собрать и тогда ты будешь ею любоваться. Когда соберёшь картинку, правильно произнеси имя зайчика. До свидания, Зая.

А наше занятие уже подошло к концу. Кто приходил сегодня к нам на занятие? (Зайчик Зая). Вспомни слова, которые ты сегодня произносила. Молодец! Ты хорошо занималась. До свидания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: