Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

“Слово, словосочетание, предложение”
план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

Данное занятие (статья) по теме «Слово, словосочетание предложение» является структурным звеном в системе коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у обучающихся 3-их классов младшего школьного возраста с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи при задержке психического развития общеобразовательной школы VII вида. В содержание учебно-коррекционного материала данного занятия заложены принципы поэтапного формирования умственных действий и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Каждое задание подобрано так, чтобы было не простое списывание или повторение, а предшествовала определённая мыслительная операция.

Цель базового уровня предполагает развитие умения у каждого ученика различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения; повышенный уровень предполагает овладение каждым учеником практическими навыками различения понятий словосочетание, предложение и слово, выделения их признаков.

В занятии представлена индивидуальная дидактическая карточка, которая позволит создать обучающемуся с невысокой успеваемостью ситуацию успеха через выполнение посильных заданий, опросить на занятии всех учеников, проявив внимание к каждому, проконтролировать усвоение материала, кроме того, облегчит труд логопеду, т.к. весь речевой материал помещен в карточке.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_zanyatie_slovo_predlozheni_slovosochetanie.docx 98.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие ” Слово, словосочетание предложение “

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 4» («КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4»)

Тема. Слово, словосочетание предложение.

(Базовый уровень) Повторит понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.

(Повышенный уровень)Получит возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.

  • дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
  • воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание. » Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, Су – Джок (ёжик+кольцо) на каждого ученика, ручка, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, – означено словами

Учебно-дидактическая карточка (Удк).

– Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

мак, ромашка, роза, лук .

помидор, слива , баклажан, перец.

молоко, сметана, каша , сыр.

курица , коза, корова, овца.

портфель, чемодан, кошелёк, книга .

часы, очки , весы, термометр.

бабочка , линейка, весы, ножницы.

василий, фёдор, семён, иванов .

– Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?

– л у к , сл и /в а , к а /ш а , к у /р и /ц а , кн и /г а , о ч/к и , б а /б о ч/к а , и /в а /н о в .

2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.

– Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».

– Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.

3. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)

– В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.

В нём ходят парою слова, но не равны у них права,

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу. (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»

Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

И работать продолжаем.

5. Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение».

– Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

– Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

– Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?

– Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Рядом со строкой напишите определение: слова или словосочетание, или предложение.

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

– Повторите предложение. О ком говорится в предложении?

– Что говорится об ученике?

– Ученик потерял закладку.

– Назовите 1-ое слово предложения?

– Почему это слово написано с заглавной буквы?

– Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

– Какой знак препинания обозначает конец предложения?

6. Гимнастика для глаз.

– Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.

7. Динамическая пауза Су-джок.

1 . Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2 . Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

– Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

– Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

– Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

9. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)

– Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?

– Интонация конца предложения, пауза.

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

10. Определение количества предложений в тексте.

– Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.

(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)

  1. Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
  2. Тишина в лесу. (3) Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)

– А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.

  1. Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
  2. Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)

III. Итог занятия.

– Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

– Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.

– Ребята, оцените свою работу на уроке.

Самооценочные лесенки: «Поставь знак « ! » на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».

Я работал на уроке:

На уроке мне было:

Учебно-дидактическая карточка

Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________

1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.

Конспект логопедического группового занятия «Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении»

Сарварова Нармина
Конспект логопедического группового занятия «Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении»

Конспект логопедического группового занятия

Школа: МКОУ СОШ №9 г. Россоши.

Тема: Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении.

Цель: повторить понятие о словосочетании, предложении и учить выделять словосочетания из предложении.

1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.

2. Дифференцировать понятия «предложение» и «словосочетание», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов и словосочетание.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, меня зовут Нармина Икрамжоновна, это занятие проведем вместе.

2. Уточнение знаний о речи, предложении, словосочетании, слове. Сообщение темы занятия.

– Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?

– Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь?

предложения (из слов)

-Что такое слово (единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.)

Если скажем слово «книга», нам понятно, о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали.А вот так: «большая книга». Так уже назвали признак предмета.А вот так: «Большая книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)

-Послушайте,что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит из предложений и словосочетании, а они в свою очередь из слов.

-Исходя из этого, можете сформулировать тему сегодняшнего заня-тия. (словосочетание и предложение)

3. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

Разбор пословицы.

-Прочитайте предложение. (Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.)

– Что это такое (пословица)

-Как вы понимаете ее (высказывания детей)

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

-О ком пословица?

-Кто такой кулик? (Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами)

-Почему он прилетел из-за моря?

-Объясни, что значит «Принес весну из неволи»?

-О ком говорится в предложении? (о кулике)

-Что он сделал (прилетел и принес)

-Чем они являются? (главными членами предложения)

-Являются ли они словосочетанием?

– Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу к словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (кулик)

-Сможем ли мы задать вопрос от него?

– Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какие слова являются сказуемыми? (прилетел и принес) Берем 1 сказуемое задаем вопрос. Какой вопрос? (прилетел (от куда) из-за моря) Берем 2 сказуемое. Принес (что)весну, весну (как) из неволи.

-Что это будет? (словосочетание)

-Из чего состоит пословица (Из слов и словосочетании)

-Значит, из слов мы составляем словосочетания. А из словосочетании? (Предложения.)

Словосочетание – два или несколько слов, связанных между собой грамматически. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.) Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения) не является словосочетанием.

Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от какого-нибудь слова задать вопрос к другому, чтобы сохранялся смысл.

-А что такое предложение (слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.).)

-Я приготовила еще предложения

– Прочитай предложение «Весной в садах и парках весело поют перелетные птицы».

-О ком говорится в предложении (о птицах)

-Что они делают? (поют)

-Что это? Это главные члены предложения.

-Являются ли они словосочетанием?

– Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (птицы)

-К какому слову зададим вопрос и какой вопрос? (птицы (какие)перелетные)

-Что это будет? (словосочетание)

-А можно еще задать вопрос? (нет) Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какое слово является сказуемым? (поют)

Поют (где) в садах и парках.

Поют (когда) весной.

Поют (как) весело.

-Это мы с вами что выписали? (словосочетания)

4. Пальчиковая гимнастика

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

3. «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

4. «Крестики-нолики»

Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. Закрепление изученного.

Работа в тетрадях.

Игра «Выдели словосочетания»

-Прочитай предложение, назови словосочетания

1. Весной грачи вьют гнёзда. (вьют (кого? что) гнезда, вьют (когда) весной)

2. Ярко светит весеннее солнце. (светит (как) ярко, солнце (какое) весеннее)

3. В раскрытое окно заглянуло ласковое солнышко. (солнышко (какое) ласковое, заглянуло (куда) в окно, окно (какое) раскрытое)

4. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. (радует (чем) капелями и солнцем, капелями (какими) звонкими, солнцем (каким) ярким)

5. Ветерок перебирает пеструю листву. (перебирает (кого? что) листву, листву (какую) пеструю)

6. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. (жил (где) в селе, на берегу, в селе (каком) маленьком, на берегу (чего) озера, озера (како-го)лесного)

7. Крик кукушки доносился из ближнего леса. (крик (кого) кукушки, доносился (откуда) из леса, леса (какого) ближнего).

8. Деревья роняли свой осенний наряд. (роняли (кого? что) наряд, наряд (какой) осенний, наряд (чей) свой).

9. Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

-Что записано? (весенние ручьи, по улицам города, бегут по улицам, бегут весело)

-Что можно составить с ними? (предложения)

-Составьте предложения. Запишите с комментированием.

-Выпишите словосочетание с вопросами.

-Что такое словосочетание? Что не является словосочетание?

– О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

Автор: Берсенева Екатерина Дмитриевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №48»

Населенный пункт: Томская область, ЗАТО Северск

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными; развивать умение употреблять существительные в ед.ч. и мн.ч. именительного и винительного падежа; знакомить с образом буквы «Р»; развивать умение классифицировать предметы по определенным критериям; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать умение делить слова на слоги; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
(Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам).
Безымянный кольцо носит.
Никогда его не сбросит.
(«Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца).
Ну а средний — длинный,
Он как раз посередине.
(Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга).
Это — указательный
Пальчик замечательный.
(Висящая рука поворачивается как флюгер).
Большой палец, хоть не длинный
Среди пальцев самый сильный.
(Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки).

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Объявление темы занятия

Логопед надевает перчаточную куклу – собаку.

– Кто тут так громко шумит? Меня зовут Рекс, я крепко спал, а вы меня разбудили. Р-р-р-р-р. А вы умеете рычать, как я?

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем Рексу об этом звуке.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Кто хочет написать эту букву на доске?

Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимателен». Хлопни в ладоши, когда Рекс произнесет звук [р]:

1. а, р, м, с, и, р, д, в, р, р, о, р.

2. ру, ба, ир, ко, дра, ос, ам, ур.

3. кот, рак, мак, нора, муха, сыр.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра, рррры, рррро, рррру, ррррэ).

Закрепление звука в словах

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок: Рысь, рыба, радуга, роза, ракета, рак, робот, руки, рукавицы.

Ребенок собирает и называет их в именительном падеже.

Инструкция: «Назови, какие картинки ты собрал».

Ребенок называет их в винительном падеже.

Инструкция: «Расскажи, что увидел Рекс. Рекс увидел…» – рысь, рыбу, радугу, розу, ракету, робота, руки, рукавицы.

2. «Отхлопай слово».

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок – пирамида, торт, виноград, карандаш, морковь, пират, шарф, кровать, корова.

Инструкция: «Собери картинки. Отхлопай названия картинок по слогам»– пи-ра-ми-да, торт, ви-но-град, ка-ран-даш, мор-ковь, пи-рат, шарф, кро-вать, ко-ро-ва.

Инструкция: «Назови у себя живые предметы».

Рыба, рысь, рак, тигр, пират, корова, сорока.

Инструкция: «Назови у себя неживые предметы».

Ракета, робот, рукавицы, пирамида, торт, карандаш, шарф, кровать, барабан, сыр, забор, телевизор.

4. «Подбери словечко».

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-признаку. Тёплые… рукавицы, вкусный… торт/сыр, полосатый… шарф и т.д.» (Взрослый называет признак, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-действию. Взлетает… ракета, плывёт… рыба, растёт… виноград/морковь и т.д.» (Взрослый называет действие, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Закрой глаза и назови, какие картинки ты запомнил».

При необходимости логопед или другие дети загадывают загадки или описывают предмет.

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение образовывать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных; закреплять образ буквы «Р»; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; развивать умение согласовывать числительные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

1. Приветствие детей.

2. Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад, (имитируют ходьбу)

Лёша рад и Витя рад. (машут другу другу)

И конечно, все ребята,

Нашей встрече очень рады. (все вместе обнимаются)

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили
И открыли!

На первую строчку — пальцы в «замочек».

Затем стучать о стол «замочком».

Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Подуть сильным плавным выдохом на вертушки.

Посоревноваться, у кого дольше крутиться вертушка.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).

2. – Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

У меня есть новый друг,

Он обнюхал все вокруг

Стол, диван, журнал и книжку.

Он еще совсем малышка.

Лает громко как звонок,

Ну конечно, он — щенок! (Л. Луканова)

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

1. «Чего не стало?»

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Роза, рак, корова…)

Затем картинки по очереди убираются со стола, ребенок называет, какой картинки не стало.

Инструкция 2: «Назови ту картинку, которую спрятал Рекс» (Нет розы, нет рака, нет коровы…).

Инструкция: «Собери картинки. Как называются эти предметы, когда их много?» (одна пирамида – много пирамид, один карандаш – много карандашей).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну лилипутов, где всё очень маленькое. Назови, как называется этот предмет в стране лилипутов (маленький)?» (рыба – маленькая рыбка, торт – маленький тортик).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну великанов, где все предметы очень большие. Назови, как называется этот предмет в стране великанов (огромный)?» (руки – огромные ручищи, забор – огромный заборище).

5. «Какой предмет?»

Инструкция: «Собери картинки. Расскажи Рексу, какой это предмет». (Деревянный, острый, длинный карандаш; смелая, хищная, пятнистая рысь).

Инструкция 1: «Собери картинки. Посчитай эти предметы до пяти, загибая пальцы». (Один барабан – два барабана – три барабана – четыре барабана – пять барабанов).

Инструкция 2: «А теперь посчитай в обратном порядке, разгибая пальцы – от пяти до одного». (Пять барабанов – четыре барабана – три барабана –два барабана – один барабан»).

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в предложениях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать умение строить предложение по образцу; закреплять образ буквы «Р»; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки» (дети выполняют движения по тексту).

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Пальчиковая гимнастика

У собаки острый носик,

Правая ладонь на ребро. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

«Большая и маленькая собачка».

Показать, как лает большая и маленькая собака, изменяя силу и высоту голоса.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

– Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

Ранец, сумка, баран, ворота, шапка, дом, комар, кот, краски.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях и предложениях

Упражнение с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Пират, рукавицы, торт).

Затем ребенок подбирает слово-признак к каждой картинке.

Инструкция 2: «Подбери слово-признак к картинке, какой это предмет?» (Храбрый пират, шерстяные рукавицы, вкусный торт).

Дидактическая игра «Половинки».

Инструкция 1: «Найди две половинки одной картинки и расскажи, какую картинку ты собираешь».

Образец: Я собираю рысь. Я собираю барабан.

Инструкция 2: «А теперь наоборот – разбери картинки на половинки и расскажи, какие картинки ты разбираешь».

Образец: Я разбираю рысь. Я разбираю барабан.

Инструкция 3: «Убери картинки со стола и расскажи, какие картинки ты убираешь».

Образец: Я убираю рысь. Я убираю барабан.

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Опубликовано: 17.11.2020
Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

© 2010 – 2022 Воспитатель ру – сайт для воспитателей детских садов
Всероссийский педагогический журнал «Воспитатель»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-69912
Редакция журнала: [email protected]

Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»; 4 класс

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Бариева Елена Александровна,

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Школьное отделение №4»

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

– закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

– совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

– совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

– совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

• регулятивные (целеполагание; планирование);

• познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат); конверты с разрезными предложениями, карточки с упражнением «Где приставка, где предлог?» на каждого ребенка.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

– положите круг на квадрат;

– положите круг у квадрата;

– подержите круг над квадратом;

– положите круг квадрат;

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

– Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( На, под …)

– Как называются эти слова? (Предлоги)

– Что такое предлоги? (Это часть речи)

– Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

– На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сообщение темы занятия

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас определяли в словах? (Предлоги и приставки)

— Давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (Предлоги и приставки)

— Поставим цель нашего занятия. (Научиться различать предлоги и приставки.)

— Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги.)

Повторение ранее полученных знаний

— Что такое предлог? (Это слово.)

— Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)

— Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово — признак или вопрос.)

— Что такое приставка? (Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

— Как пишется приставка со словами? (Слитно)

Тренировочные упражнения на различение предлога и приставок

На доске написаны слова.

— Прочитайте и определите слова с предлогами и приставками.

За…деревом, с..горы, на..альбоме, на…столе, за..бежать, с..вернула, на..копать, на..писали.

Логопед: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя (Проверяем).

— Назовите из этого упражнения все слова с приставками.

— Назовите слова с предлогами.

Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

Словосочетания написаны на доске.

Образец: – календарь на стене – настенный календарь

повязка на рукаве –

переход под землёй –

камни под водой –

часы на столе –

годы после войны –

плата за работу –

Проверьте: повязка на рукаве – нарукавная повязка, переход под землёй – подземный переход, камни под водой – подводные камни, часы на столе – настольные часы, годы после войны – послевоенные годы, плата за работу – заработная плата.

Физкультминутка «Повторяйте»

Всё за мной вы повторяйте,

Дружно руки поднимайте.

Мы попрыгаем на месте

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко,

А теперь потопай ножкой.

Игра «Рассыпалось предложение».

Дети делятся на 2 команды и выдаются конверты с деформированными предложениями каждой команде.

– Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

– Правильно. Вы должны будете собрать из слов предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.

МЕДВЕЖОНОК ФОМКА.

медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку

медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка

рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный

выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его

осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из

влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в

ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка

так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок

— Теперь каждый по очереди прочитает предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

Упражнение «Где приставка, где предлог?» Работа в парах.

Каждой паре я раздам карточки с предложениями; прочитайте их и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Яхта (до) плыла (до) острова.

Машина (по) ехала (по) дороге.

4. Мальчик (до) ехал (до) рощи на автобусе.

5. Коля (с) лез (с) коня.

6. Кот (за) шел (за) дерево.

7. Щенок (под) лез (под) куст.

8. Котенок испугался и (от) прыгнул (от) лягушки.

9. Дима (на) шел (на) тропинке необычную монетку.

10. Солнце (за) шло (за) тучу.

Каждый учащийся читает по очереди предложение вслух, определяя приставки и предлоги.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.

Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.

— Ещё раз вспомним, что такое приставка и предлог.

— Как предлоги пишутся со словом? А приставки?

IV. РЕФЛЕКСИЯ

— Ответьте на вопросы:

Что я узнал на этом занятии?

Чему я научился на занятии?

Что мне было интересно?

Оцените свою работу на занятии.

-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

– Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

– Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и синий квадрат, и оранжевый.

Наше занятие закончилось.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Автоматизация звуков [С], [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Пустолак Светлана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область, город Юрга

Коррекционно – обучающие автоматизировать звук [С] , [З] в слогах и словах, предложениях упражнять в выделении звука из слов. Коррекционно – развивающие развивать подвижность артикуляционного аппарата продолжить формировать фонематический слух и восприятие развивать память, мышление, внимание развивать тонкую моторику. Коррекционно – воспитательные формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С] , [З] воспитывать самоконтроль за речью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Автоматизация звуков [С], [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи: Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] , [З] в слогах и словах, предложениях; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С] , [З] воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала, картинный материал, картинка в виде Волшебного леса, кукольный театр: Сова, Зайчик, Лиса, Рысь, Комарик, Звукоед.

Логопед: Ребята, вы слышите, что это за звук? (Звук комарика).

В гости к нам прилетел Комарик – почтальон. Он принес нам письмо из Волшебного Леса. Пишет нам Мудрая сова. (Письмо)

Помощи у вас прошу, ребята!

В лесу у нас беда! Появился в Волшебном Лесу ужасный Звукоед.

Звуки он в словах съедает, и значенья слов меняет.

В лес скорее поспешите. Лес волшебный наш спасите!

Логопед: Ребята, давайте поможем жителям Волшебного Леса! Но, что бы победить Звукоеда, нам нужно четко произносить звуки. Сделает наши язычки сильными гимнастика. Давайте вместе с Комариком сделаем зарядку для язычка.

Нам комарик улыбнулся, (Улыбочка)

Хоботочком потянулся. (Трубочка)

Гостю очень рады мы, (Улыбочка)

Напечем скорей блины.(Блинчик)

Смажем блинчик мы вареньем, (Часики)

Будет вкусным угощенье.(Вкусное Варенье)

Чайник вот уж закипел (Горка)

Очень звонко засвистел( СССССС)

Мудрая Сова прислала нам волшебную палочку, что бы мы могли попасть в Волшебный Лес. Что бы нам зазвенеть как комарик, что надо сделать? (Улыбнуться, зубки заборчиком, язычок внизу, воздух холодный выходит, голосок работает)

Вокруг себя обернись, в Комарика превратись.

Произнесение изолированного звука и слоговые ряды.

Полетели комарики в Волшебный Лес ззззззззз

Пошел дождик спрячемся под листок. (Слоговые ряды).

Са-за со-зо сы-зы су-зу

Аса-аза осо-озо усу-узу ысы-ызы

Вот мы и в волшебном лесу.

Вокруг себя обернитесь, снова в ребят превратись.

Ребята, где же нам искать Звукоеда?

Нас должна встречать Мудрая Сова. Где же она?

Влево глазки, вправо глазки,

Ищем мы сову из сказки.

Глазки поднимали, глазки опускали,

а потом вокруг искали.

Не видать совы из сказки.

Закрываем наши глазки.

Слова волшебные сказали.

Раз, два, три – улыбнись,

Мудрая сова – появись.

Вот и Мудрая Сова нас встречает.

Она говорит, что в лесу есть Волшебное зеркало, в нем мы увидим Звукоеда и быстро поймаем его. Вот оно зеркало, но оно разбито. Нужно склеить осколки, чтобы увидеть звукоеда. Но тут не все осколки, кто- то забрал кусочки зеркала, давайте посмотрим кто это.

Дуем на осколки.

Кто-то в зеркало смотрелся,

Кто-то прыгал и вертелся,

Кто-то зеркало разбил…

Кто же кто же это был?

Заяц в зеркало смотрелся,

Заяц прыгал и вертелся,

Заяц зеркало разбил…

Вот так кто это был! (Лебедева «Трудный звук ты наш друг»)

Мелкая моторика и Фонематический слух.

Логопед: Значит кусочки зеркала у Зайчика.

Зайчик, почему ты такой грустный?

Зайчик: Помогите мне, ребята! Зеркало я разбил и лапку поранил, ни как не могу собрать урожай! Выручите меня, пожалуйста!

Логопед: Ребята, давайте зайчика подбодрим, и споем ему песенку.

Зайнька, не грусти,

Урожай собрать поможем,

Всю морковку в ряд уложим.

Поможем зайчику собрать урожай.

Как только услышите звук З морковку в корзинку. (Фонематич слух)

-Заинька мы тебе помогли, а ты осколок зеркала нам верни.

Подскажи у кого нам найти следующий осколок зеркала? У лисенка! Спасибо!

До свидание, нам лисенка найти пора.

Дидактическая игра « Доскажи Словечко»

Лиса: Ой! Беда,беда, ребята! Мой лисенок заболел, он путает все слова, целый день говорит что-то, только я не понимаю что. Это его Звукоед наказал за то, что он его в зеркале волшебном узнал.

Логопед: Поможем лисенка расколдовать, попробуем слова понять.

(Дети выкладывают из разрезных картинок отгадки и называют их.)

Распустились утром РО-ЗЫ

На листе сверкают РО-СЫ

Щиплет травушку КО-ЗА

Красит девочку КО-СА

На столе лежала САЙ – КА

Под березкой сидит ЗАЙ-КА

Мама надевала БУ-СЫ

Грузовик везет АР- БУ-ЗЫ

-Мы тебе, Лисица, помогли,

ты нам кусочек зеркала верни.

До свидания, Лиса

В путь, дорогу нам пора.

– Слышите, что это за музыка играет?!

3.Д И «Спите, все усните» На внимание и память

Эй! Скорее все сюда.

Здесь у нас друзья беда!

Кот Баюн всех усыпляет.

Вещи волшебные из избушки Бабы Яги таскает.

Логопед: Кот-баюн верни все вещи на место и отдай нам кусочек зеркала.

Кот Баюн : Угадайте какую я вещь взял, тогда и отдам.

Спите, спите все усните.

Л: Просыпайтесь, посмотрите!

Зонтик, зеркало, золотой ключик, скатерть самобранка, сапоги скороходы, самовар.

Дети: Уходи из леса зверь

Не друзья с тобой теперь.

Кот Баюн: Вы меня друзья простите, и из леса не гоните. Я вам зеркало верну, и как найти последний осколок подскажу. Его взяла Рысь, найдете ее у старого дуба

Дети прощают Кота Баюна.

Логопед: Совсем нас усыпил Кот Баюн , давайте с вами поиграем,

Шел мужик дорогою,

Встретил козу безрогую

Давай коза попрыгаем,

А коза бодается,

А старик ругается!

Дидактическая игра «Составь предложение из слов.»

Рысь страшилки сочиняет

Ими всех в лесу пугает

Хитрость Рыси не нова

Переставь в предложении слова.

Арбуз ест Захара.

Сосна села на сороку.

Азбука читает Зою.

В пассажира сел самолет.

Дети : Ну-ка, Рысь, из леса брысь! Осколок зеркала верни и из леса уходи.

Вы меня друзья простите, и из леса не гоните. А я вам помогу зеркало собрать.

В зеркале появляется Звукоед.

Логопед: Ребята! Вот он Звукоед.

Звукоед прячется,дети говорят где он. (За березой, под сосной, возле забора, под незабудкойи т.д)

Логопед: Вот мы и поймали Звукоеда. Уходи из Леса Звукоед и не обижай жителей Волшебного Леса.

Вы меня друзья простите, и из леса не гоните.

Я не буду Звукоедом, Стану лучше Звукодедом.

Буду я ребят учить,Звуки четко говорить!

Л: Ребята, простим Звукоеда?

Нам пора домой в Детский сад.

Ну- ка, вокруг себя обернись, в детском саду окажись.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем “Платье для Золушки”для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект НОД может быть использован в работе учителя-логопеда, воспитателя в группе для детей с ОНР. Интеграция областей : коммуникация и худоожественно-эстетическое развитие

Скачать:

Вложение Размер
plate_dlya_zolushki.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД учителя – логопеда совместно с воспитателем для детей старшей группы с ОНР

Тема: «Платье для Золушки»

Цель: развитие речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

  1. уточнить представление детей о профессии людей, изготавливающих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
  2. расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»;
  3. совершенствовать грамматический строй речи, упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, падеже, в употреблении антонимов, в подборе относительных прилагательных, учить отгадывать загадки;
  1. совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
  2. развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, память, мелкую моторику, координацию речи с движениями;
  1. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  2. стимулировать творческое воображение и накопление положительного эмоционального опыта.

Обогащение словаря: знакомство с загадками и народными пословицами.

Предварительная работа: знакомство с разными видами тканей, нитей. Чтение сказки Ш.Перро «Золушка». Рассматривание моделей одежды в журналах.

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре.

Логопед: Ребята! Какие вы сегодня нарядные, красивые, какая у вас одежда! А зачем человеку нужна одежда? Какую одежду носят девочки? А мальчики?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»

Дети передают друг другу мяч.

Логопед: Ты катись, веселый мячик

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Все про любимую одежду

Раз, два, три – говори!

1 ребенок: мое любимое платье – голубое, шелковое, красивое

2 ребенок: моя любимая шапка – ….

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Давайте узнаем, зависит ли наше настроение от того, что на вас надето?

Этюд «Мое настроение»

Воспитатель: Попробуйте показать, что вы чувствуете, когда на вас надето красивое бальное платье, пушистые варежки, колючий шарф, короткая футболка… (дети показывают и отвечают).

Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку. Звучит музыка.

Тише, тише, тишина…

Сказка к нам идет сама.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла Фея.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками.

Воспитатель: Если мы правильно соберем картинку, то узнаем, в какую сказку попадем.

Дети выкладывают картинку. Появляется Золушка.

Золушка: Здравствуйте ребята. Сегодня мачеха с сестрами едут во дворец на бал. Мне так хочется посмотреть, как они будут веселиться, но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я так за весь день ни разу и не присела.

Воспитатель: Знаем мы твою мачеху и знаем, какая ты, Золушка.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед : Мачеха злая, а Золушка…

Логопед : Мачеха грубая, а Золушка….

Дети: ласковая, вежливая.

Логопед : Мачеха ленивая, а Золушка….

Золушка: Спасибо дети за ласковые слова.

Воспитатель: Золушка, расскажи нам как ты трудишься? Что делаешь?

Золушка: Я буду говорить, что я делаю, а вы добавляйте.

Игра «Наши руки не для скуки»

Золушка: Руками я готовлю….

Золушка: Руками я мою….

Дети: посуду, пол.

Золушка: Руками я стираю…

Золушка: Руками я штопаю …

Золушка: Руками я поливаю….

Золушка: Руками я шью ….

Воспитатель: Дети, давайте Золушке подарим пословицы о труде. Почему так говорят?

1ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

2 ребенок: Умелые руки не знают скуки.

3 ребенок: Дел время – потехе час.

Воспитатель: Я знаю еще одну пословицу: «Кто трудится, у того все сбудется». Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют хором, 2-3 человека индивидуально.

Физкультурная пауза «Поможем Золушке»

Воспитатель: Чем мы тебе можем помочь?

Золушка: Нужно напилить дров.

Дети встают парами, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров.

Пили, пила, пили дрова

На печечку, на банечку,

На теплую лежаночку!

Золушка: Молодцы! Теперь нужно разобрать зерна по тарелочкам.

Дети раскладывают перемешанную крупу: рис, горох, семечки, фасоль по отдельным тарелочкам.

Воспитатель: Теперь замесим тесто.

Дети с силой «месят тесто» – руки сжаты в кулаки, затем «формируют каравай» мягкими движениями рук.

Мешу, мешу, тесто

Есть в печке место.

Пеки, пеки каравай,

Золушка: Спасибо за помощь. Осталось только сшить платья для мачехи и сестер. Знаете из каких тканей шьют одежду?

Логопед показывает детям картинки с одеждой.

Логопед: Болониевую куртку шьют из…

Логопед: Шерстяную юбку шьют…

Логопед: Драповое пальто шьют…

Логопед: Шелковое платье шьют…

Логопед: Давайте поможем Золушке выбрать ткань и угадаем без каких помощников ей не обойтись!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Хвостик льняной. (иголка с ниткой)

Не большой, не малый.

У него полно забот-

Он и режет и стрижет. (ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (наперсток)

Кошка лапой меня катала,

На мне все нитки размотала. (катушка с нитками)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

Золушка садится и шьет платье, и засыпает.

Воспитатель предлагает детям сшить для Золушки невидимое платье, до которого Золушка дотронется и оно превратится в нарядное бальное платье.

Дети «шьют» (имитируют).

Воспитатель несет невидимое платье Золушке и просит детей навести порядок в снах Золушки.

Дидактическая игра «Исправь нелепицу»

Скажи правильно: наперсток уколол иголку

Рубашка гладила утюг

Нитка шила иголкой

Катушка наматывалась на нитки

Золушка просыпается, дотрагивается до невидимого платья и выходит к детям. Благодарит их. Дети любуются Золушкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе.

Сценарий праздника, посвященного дню 8 Марта “На балу у Золушки” для детей старшей группе “Солнышко”

На празднике проводится конкурс между девочками, которые соревнуются в исполнении частушек, танца. Имеются также интелектуальные конкурсы. Оценивают девочек жюри, состоящее из заведующей, методиста, м.

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1. Формировать у детей понятие о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, за.

Доклад учителя-логопеда на тему: “Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи”

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР.

Конспект по познавательному развитию на тему: «Верные друзья Золушки» для детей подготовительной группы.

Муниципальное казённое образовательное учреждениеБаратаевская средняя общеобразовательная школаСтруктурное подразделениеБаратаевский детский сад «Рябинка»Болотнинского районаНовосиби.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ПО СКАЗКЕ «ЗОЛУШКА» для детей старшей группы.

Сказочный и праздничный новогодний утренник.

Читайте также:
Дифференциация звуков Щ — Ш
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: