Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»
план-конспект

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука.

Скачать:

Вложение Размер
phpi5meve_zvuk-22sh22.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Этап: постановка звука [Ш].

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

  1. Развивать артикуляционную моторику .
  2. Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры « Сдуй листочки ».
  3. Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры “Даша и змея” , ” Воздушный шар ” , ” Договори слово ” .
  4. Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»
  1. Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий .
  1. Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ. Ты хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим . С тарайся не делать ошибок!

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять !

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый .

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

4. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Язычок у нас грибок,

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

  1. Развитие речевого дыхания:

Давай поиграем с листиками. Подул ветерок – и разлетелись листочки в разные стороны! (Педагог дует на листочки , а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

Логопед : Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец!

– Теперь отдохни! ( После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

– Давай ещё раз повторим! Молодец!

5. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

Игра « Даша и змея » Даша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Д аша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш – ш – ш – ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Д аша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

  • Игра «Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш

  • Игра «Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)

6. Работа по формированию фонематического слуха:

Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш].

Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .

« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».

8. Домашнее задание.

Логопед: Дома обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] ( Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки») .

– Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [рь] в связной речи”. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе “Формула будущего 2011”

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ “Кто быстрее?”, здоровьесберегающие техноло.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Ж] на этапах “звук, слог, словосочетание, предложение”, “Путешествие жука Жужжи”

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет .

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Постановка звука Ж”

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; .

Конспект индивидуального логопедического занятия: “Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях”.

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; – продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; – учить правильно.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]

Тема: Постановка звука [Ш]

Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш». Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.

– Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

3. Развитие артикуляторного праксиса.

– Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык.

– Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.

– Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

– Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

– Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо!

– А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

– А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!

– А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.

– Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котенку, мышонку.

5. Дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления

– Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? (Логопед показывает символы). Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т.д.

– А теперь давай играть в игру «Большой — маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький. Например, яблоко – яблочко.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Назови картинки. Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку фруктов.

7. Итог, оценка деятельности.

– Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!

Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель – логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
  • «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Логопедические тетради

Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема: Постановка звука Ш

Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука

1)Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2)Коррекционно –развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудования: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.

-Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

-Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

– Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка») – презентация, Трубочка (счет до 10)

– У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор»)

– Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко») Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

– Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»)- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

– Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

– Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. – Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

– А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш,сразу лови его – хлопай в ладошки:

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ

6)Постановка звука

– Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

– Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (картинка)

– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

7) Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

«Научим Антошку говорить звук [ш]». План-конспект индивидуального логопедического занятия Цели: – Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме; – Формирование длительной направленной воздушной струи; – Обучение артикуляции.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект по постановке звука Ш. Этот конспект поможет логопедам в постановке звука Ш в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: – воспитание воздушной струи;

– формирование артикуляционного уклада звука Ш;

– развитие артикуляционного праксиса;

– различие названий овощей, фруктов;

– практическое образование существительных суффиксальным способом;

– развитие мелкой моторики пальцев рук;

– развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. ( Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

– Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

– Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

– Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

– Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

– Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

– А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

– А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

– А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

– Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

– Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

– Давай поиграем в игру «Большой – маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

– Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Ш

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

1. Образовательные

  1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
  2. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционные

  1. Развивать пространственный гнозис , внимание и мышление.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

  1. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – картинки овощей;
  • наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку);
  • свежие овощи;
  • картинно-графический план;
  • пчелиный воск;
  • салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

– Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

– Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

– Что это? (Помидор)

– Помидор – это фрукт или овощ?

– Где растёт? В саду или на огороде?

– В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

– Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы горох!

– Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

– Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

– Слепите две горошины.

– Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

– Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

– Положите горошины на салфетки.

9. Итог

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

– Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

– А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Читайте также:
Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: