Конспект логопедического занятия по звукопроизношению: Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях»

Авторский конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях».

Тема: «Цирк»

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.

  • уточнить представление ребёнка о звуке [Р].
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух на звук [Р];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать лексико-грамматические представления;
  • автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях; — расширять словарь антонимов, прилагательных; — развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься. — воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: предметные и разрезные картинки животных, овощей, фруктов и сказочных героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со сказочным героем, а с кем, вы узнаете, если найдёте слово со звуком [Р].

Выкладываются картинки: Колобок, Незнайка, Чебурашка.

Выдаётся картинка Чебурашка в домике.

Логопед: Посмотрите и ответьте, что нарисовано?

Дети: Домик, а в нём живёт Чебурашка.

Логопед: Вышел Чебурашка на крылечко. Ветер дует на Чебурашку (упр. «лопатка», дуем на язычок).

– Пришлось Чебурашке надеть кофточку (упр. «грибок»), потом он решил выпить чаю из чашечки (упр. «чашечка») с вареньем (упр. «вкусное варенье»), затем он почистил зубки после еды (упр. «Почистим верхние зубки»), поиграл с пушинкой (упр. «фокус»), выглянул в окошку и увидел лошадку (упр. «лошадка»).

– Сегодня Чебурашка идёт в цирк, к своему другу крокодилу Гене, который выступает в цирке вместе с животными, в названии которых есть один звук, но вот какой, Чебурашка забыл. Он просит вас ребята узнать что это за звук.
Мы узнаем его, если назовём лишнее слово.

3. Объявление темы занятия. Игра «4 лишний». Назови лишнее слово:

Ручка, труба, барабан, гитара.
Слон, рысь, лев, жираф.
Туфли, сапоги, кроссовки, рубашка.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Логопед: Какой первый звук мы слышим во всех этих словах?

Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и поможем Чебурашке попасть на представление к своем другу крокодилу Гене.

4. Анализ артикуляции звука.

Логопед: «Но прежде, чем отправиться в цирк, давайте объясним Чебурашке, как произносится звук [Р] . Дети: Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «вибрирует». Логопед: В каком положении зубы, губы?” Дети: Зубы приоткрыты, губы в улыбке. Логопед: Какая воздушная струя? Дети: Воздушная струя сильная и тёплая. Логопед: Что напоминает звучание звука [Р]? Дети: “Мотор”. Логопед: “Дайте характеристику звуку [Р]. Дети: Звук [Р] — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый.

5. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь. Машинка едет с горы (голос понижаем), в гору (голос повышаем).

6. Автоматизация звука в слогах.

Логопед: Дорога закончилась и дальше на машине не проехать, мы пойдём пешком. Нужно соединять пальчики на руках, правильно называя слоги.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук [Р].

Логопед: А дальше дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок. А разложим их так: сначала положим те картинки, в названии которых звук [Р] в начале слова, затем со звуком [Р] в середине слова и в конце, картинки, в названии которых звук [Р] стоит в конце слова.

Дети: раскладывают картинки в зависимости от места звука в слове.

8. Расширение словаря прилагательных.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Рукавица – зелёная, тёплая, шерстяная, вязанная;
Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;
Мороженое – холодное, белое, сладкое, вкусное ;
Краски – яркие, разноцветные, акварельные;
Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;
Игрушка – хрупкая, блестящая, новогодняя, ёлочная;
Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый.

Логопед: фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.
Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и вышли на поляну.

Читайте также:
Как помочь научиться читать

Логопед: Вот и вышли мы на полянку и встретили весёлых зайцев. Давайте попрыгаем вместе с ними.

Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.
Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют
движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.

10. Образование притяжательных прилагательных. Развитие пространственного воображения. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.

Логопед: Ребята, посмотрите, мы подошли к зоопарку, но злая шапокляк разорвала афишу. Давайте её соберём.

Дети собирают афишу.

Логопед: — Чья это голова? И т. д.

Дети: — крокодилья голова. И т.д.

Логопед: Наших зверей перед представлением нужно покормить, но едят они только фрукты и овощи, в названии которых есть звук [Р]. Возьмите корзинку и соберите фрукты и овощи.

– Что вы принесли?

Дети: Горох, картошку, грушу, морковь, персик, помидор.

Логопед: Какой суп мы сварим из гороха?

Дети: Из гороха мы сварим гороховый суп.

Логопед: Какую запеканку мы приготовим из картофеля?

Логопед:- Какой салат мы сделаем из моркови?

Логопед: Какой компот мы сварим из груши?

Логопед: Какое варенье мы сварим из персика?

11. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Ребята, иллюзионист и фокусник крокодил Гена показывает номер с превращением слов и жонглированием мячей. Давайте и мы поиграем! Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [Р].

Мак — …;
нога — …;
кот — …;
мука — …;
хобот — …;
дом — …;
забота — …;

Заменяем последний звук:

12. Определение количества слогов в слове.

Логопед: А сейчас звери просят нас рассадить их по вагончикам, чтобы отправиться на гастроли. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3 слога.

Дети: Рассаживают по вагончикам животных (рысь, тигр, жираф, баран, кролик, крокодил).

13. Развитие памяти, внимания.

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Логопед: Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.

– Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

14. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Логопед: Но шапокляк опят вредничает. Она не хочет нас пускать в детский сад и перепутала все слова в предложении. Когда мы вернём слова на свои места, то и сами вернёмся в детский сад.

– Рома, топор, дрова, рубить.
– Рынок, на, продавать, фрукты.
– Папа, подарить, розы, мама.
– Двор, по, ходить, куры. — Рыба, рыбак, поймала.
– Проверяет, шофёра, мотор.
– Роет, крот, норка.
– Из, пара, самовар, идёт.

Логопед: Молодцы, ребята! Нам пора прощаться с Чебурашкой и с остальными героями нашего путешествия.

15. Итог занятия.

Логопед:
– Чему мы учились сегодня на занятии?
– правильно произносить звук «Р»;
– определять первый звук в слове;
– определять место звука «Р» в слове;
– давать описание картинкам;
– составлять предложения.

– Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

– Что вам понравилось на занятии больше всего?

16. Оценка речевой деятельности.

– Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете наклейки и раскраски, которые раскрасите в группе.

Читайте также:
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Вячеславова Людмила Георгиевна,
МДОУ «Детский сад компенсирующего
вида» №111 «Медвежонок»,
г. Вологда

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Конспект НОД на тему “Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях”.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации “В гостях у робота Ромы”.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_s_detmi_s_npoz_v_gostyah_u_robota_romy.docx 16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми 6 – 7 лет с НПОЗ с использованием авторской презентации Power Point.

Учитель-логопед ГБДОУ № 26

Блиок Наталья Борисовна

Тема НОД : «Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье»

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная

Цель: Закрепление правильного произнесения звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях.

– создавать условия для развития навыка согласования существительных с прилагательными;

– активизировать, обогащать и расширять словарный запас по лексическим темам (продукты питания, игрушки, зимняя одежда)

– создавать условия для базисной подготовки к обучению грамоте и чтению.

– развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

– закреплять правильное произношение звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях.

– закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

– продолжать формировать кинестетический образ звука [Р] (ощущения положения органов артикуляции);

– развивать грамматический строй речи;

-воспитывать самостоятельность, интерес к словотворчеству, стремление добиться поставленной цели;

– воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, компьютер, презентация к НОД «В гостях у робота Ромы», подушки, шарфы, картинки с изображением различных видов транспорта, игрушки, кукла-робот, картинки для составления предложений.

Содержание организованной деятельности.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и у нас есть о чем поговорить. Берите подушки, садитесь. (Дети берут подушки, из них выпадает конверт)

Логопед: Интересно, что в нём? (Дети отвечают). Давайте откроем его. В нём письмо:

«Здравствуйте, ребята. Я маленький робот, а зовут меня Рома. Я живу высоко в горах в маленьком домике. Приглашаю вас к себе в гости на чай с вкусным пирогом». Ну, что, отправимся в путь? (Дети отвечают).

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Давайте подумаем, как нам лучше и быстрее всего добраться до дома робота Ромы?

Дети предлагают свои варианты. Логопед подводит их к тому, что нужно выбрать подходящий вид транспорта.

На мольберте выставлены картинки: кран, трактор, вертолёт, метро, трамвай, паром. Логопед: Какие виды транспорта здесь изображены? (Дети перечисляют) Ребята, вспомните, где находится домик робота Ромы.

Дети: Высоко в горах.

Логопед: Какой вид транспорта нам подойдёт, чтобы подняться в горы?

Логопед: Тогда садимся и полетели!

Дети вместе с логопедом выполняют разминку:

Отправляется в полёт

Наш зелёный вертолёт. (Дети идут по кругу, крутя кистями рук)

Мы взлетаем прямо в горы, (Поднимают руки вверх)

К роботу прибудем скоро. (Имитируют движения роботов)

3. Автоматизация звука Р в словах.

Логопед: Мы с вами прибыли к домику робота. А вот и он сам (логопед выносит куклу-робота): Здравствуйте! Я робот Рома. Заходите в гости. Принимайте угощение.

Логопед: Давайте узнаем, что вкусненького приготовил для нас робот. Он умеет готовить и выставлять на стол только те блюда, в названии которых есть звук Р (Дети по очереди называют картинки, отвечая, есть ли в её названии звук Р).

Слова: фрукты, сыр, мороженое, конфеты, хлеб, рыба, сосиски, пирог, икра, блины.

Логопед: Чтобы сесть за современный электронный стол, который стоит дома у робота, нужно ввести пароль. Для этого вам поможет схема слова.

Дети подбирают нужную картинку к схеме (пирог).

Логопед: А теперь давайте сядем и закроем глазки. Мысленно представьте, что за угощение лежит на вашей тарелке. Открывайте глаза. Кто из вас что представил? (Дети отвечают).

4. Автоматизация звука Р в словосочетаниях.

Логопед: Робот Рома тоже любит играть в игрушки. Он хочет поиграть с вами.

Логопед: Назовите игрушку. Подумайте и подберите к игрушке признак. Какая она? (Пирамидка яркая, красивая; барабан громкий, круглый; и т. д.)

Слова: паровоз, пирамидка, ведро, барабан, кораблик, жираф, рыбка, Чебурашка, ракета, грузовик.

Упражнение для развития зрительного внимания и памяти.

Логопед: Вспомните и выберите игрушки, которые были на экране.

5. Автоматизация звука Р, обогащение словарного запаса.

Логопед: А теперь робот Рома приглашает нас на прогулку. Робот хочет одеться так же, как и мы с вами. Только он совсем не знает, какую одежду выбрать. Давайте поможем ему, научим его одеваться? (Дети отвечают). Подскажите, какое сейчас время года?

Логопед: Значит, какую одежду нам нужно выбрать для робота?

Дети: Зимнюю, тёплую.

Слайд № 4. На слайде появляются предметы одежды, дети по заданию логопеда выбирают из предложенных те, в названии которых есть звук Р.

Слова: шарф, рукавицы, куртка, свитер, шаровары, безрукавка, плащ, майка, джинсы.

Логопед: А теперь и нам с вами нужно одеться. Берите шарфики, надевайте, и пойдём гулять! (Дети надевают шарфы и встают врассыпную по залу)

Логопед: На улице холодно. Давайте немного согреемся и потанцуем с роботом.

Дети повторяют за логопедом движения под музыку.

8. Автоматизация звука Р в предложениях.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, как много интересного происходит на улице. Возьмите по картинке и составьте предложение.

Дети выбирают картинку и выполняют задание.

Предложения: Друзья играют в снежки. Ира катается на санках с крутой горки. Воробей и ворона сидят на крыше. Рыбак ловит рыбу из проруби. Дети насыпают зёрна и крошки в кормушку.

9. Подведение итогов.

Логопед: А теперь пора возвращаться обратно в детский сад.

Робот: До свидания ребята! Прилетайте ещё ко мне в гости!

Логопед: Понравилось вам в гостях у робота? Как вы думаете, роботу понравилось с нами играть? Чему он научился сегодня? А как вы думаете, что было роботу трудно делать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:”Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях”.

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука”Л” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФН.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий (подготовительная группа) “Автоматизация звуков р рь в словах, словосочетаниях и предложениях. ( “Путешествие в Простоквашино”)

Занятие построено в форме игры-путешествия в Простоквашино.Один из главных героев одноименной повести Э. Успенского кот Матроскин приглашает детей в Простоквашино. В пути они преодолевают различные “т.

Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях

Презентация «Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях». Такие презентации мы делали еще в университете. Предложите ребенку помочь коту Тому поздравить мышонка .

Логопедическое занятие в микрогруппе по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях: «Сказочный песок»

Логопедическое занятие с элементами пескотерапии по автоматизации звука “Л&quot.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях и предложениях».

Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со.

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»

Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»

Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.

– уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

– закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, словосочетаниях;

– развивать фонематический слух, моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;

– формировать умения образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в словосочетаниях;

– формировать умение определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце,

– развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;

– воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

– формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: картинка «Веселая полянка» для артикуляционной гимнастики, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], игрушечная машинка, слоговые ромашки,предметные картинки: роза, георгин, ромашка, нарцисс, астры; коробка,предметы: краски, цветные карандаши, простой карандаш, ручка, тетрадь;игрушки: белка, слоник, кукла; медаль «Я дружу со звуком [Р]».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– К нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему очень хочется научиться правильно произносить звук [Р], но у него никак не получается. Давай ему поможем.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Прежде всего покажем, какие артикуляционные упражнения нужно выполнять, чтобы появился звук Р.

– Отправляемся на «Веселую полянку». На полянке живет Язычок. Утром он позавтракал, почистил зубки и отправился на прогулку. Видит – лошадка. Сел Язычок на лошадку и поскакал.

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко – стук копыт услышишь звонкий.

Прискакал Язычок на берег пруда. Здесь сидел на пеньке заяц и играл на гармошке веселые песенки. Захотелось и Язычку поиграть на гармошке.

Упражнение «Гармошка»

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам понравилось играть.

Поиграл Язычок на гармошке и вдруг увидел в пруду бегемотика.

Упражнение «Бегемотик»

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Пожалел Язычок голодного бегемотика и решил собрать для него грибов.

Упражнение «Грибок»

На полянку мы пришли,

У пенька грибы нашли.

Отдал Язычок грибы бегемотику и побежал домой. Увидел, что маляр красит забор, и решил ему помочь.

Упражнение «Маляр»

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

– Вот какие упражнения помогают правильно произносить звук [Р].

3. Произношение изолированного звука.

– А теперь поедем кататься на машине. Давай покажем, как работает моторчик машины. (Звуковая дорожка на звук [Р]) Едем по дорожке и произносим отчётливо: Р-Р-Р…

4. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

– Давай объясним Роме, как же правильно произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р])

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?

(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная)

5. Развитие фонематического слуха.

– Чтобы к месту употреблять звук [Р], нужно уметь его слышать, отличать от других звуков.

– Отгадай загадку. Отгадка начинается со звука [Р].

Он на дне пруда живет,

Ходит задом наперед. (Рак)

– Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Р].

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

6. Автоматизация звука в слогах.

– Теперь нужно закрепить звук [Р] в слогах. На поляне много цветов. Среди них растут и «волшебные» ромашки. Они-то и помогут произносить [Р] в слогах.

– Проводи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку и произноси четко слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

– А теперь проведи пальчиком от каждого лепестка к середине цветка и произноси слоги: АР, ОР, УР, ИР, ЫР, ЭР.

7. Автоматизация звука в словах и словосочетаниях.

– После того, как научился произносить звук [Р] в слогах, приступай к словам, а затем и к словосочетаниям.

а) Игра «Отгадай слово».

– Рома собрал на полянке цветы. Послушай, как он их называет. Поправь его, если нужно.

_оза – (роза, гео_гин -, _омашка -, на_цисс -, аст_ы – …. (Выкладываем картинки в ряд)

– Какая картинка находится справа от? Слева от? Между … и?

б) Игра на развитие внимания, памяти «Что изменилось?» (меняем местами, убираем картинки)

в) Игра на развитие словообразовательных умений «У гномика» (с мячом).

– На полянке в маленьком домике живет гномик (выставляем игрушку). У домика растут маленькие цветочки. Назови их ласково.

ромашка – … и т. д.

г) Игра «Образуй по образцу».

– У гномика растет не розовая роза, а розовенькая розочка;

не красный георгин, а (красненький георгинчик,

не белая ромашка, а … (беленькая ромашечка);

не красивый нарцисс, а … (красивенький нарциссик,

не разноцветные астры, а … (разноцветные астрочки).

д) Игра на развитие фонематического анализа «Звуковой домик».

-Чтобы правильно произнести слово со звуком [Р], нужно уметь определить его место в слове. Где же находится звук [Р] в данных словах-названиях цветов: в начале, в середине или в конце? Положи звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.

8. Развитие фонематического восприятия, произносительных умений

– Интересно гулять по полянке, но пора в детский сад. Ой,смотри: дети рисовали, играли, а за собой не убрали. Давай наведем порядок на столике.

– Собери в коробку предметы со звуком Р в названии, а остальные – поставь на полку.

– Что ты положил в коробку? (Краски, ручка, карандаши, тетрадь)

– Где тебе понадобятся эти предметы? (в школе) Значит, это … (школьные принадлежности).

– А что осталось? (белка, кукла, слоник) Назови их одним словом. (игрушки)

– А игрушки ты возьмешь в школу?

– Составим словосочетания. Какие предметы в коробке?

(Разноцветные краски, красная ручка, красивая тетрадь, простой карандаш,цветные карандаши: розовый карандаш, красный карандаш, оранжевый карандаш, серый карандаш).

9. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

– Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело ли горлышко?

– Ты сегодня очень старался, поэтому правильно произносил звук [Р] в словах, словосочетаниях. И я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружился со звуком [Р]. Этого же мы пожелаем и Роме.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях. Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях. Задачи: 1.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словосочетаниях и предложениях» Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словосочетаниях и предложениях. Задачи: продолжить обучение правильного произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях. «Зашифрованное слово»Тема: «Автоматизация.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению: Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях, предложениях

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Занятие «Автоматизация звуков [р] – [р’] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте». «Дорога на вечеринку!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок».

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звуков [р] – [р’]в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте».

«Тролли. Дорога на вечеринку!»

Райкина Ольга Анатольевна

Цель: закрепление правильного произношения звуков [р] – [р’] в словах, словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

– уточнить представления ребёнка о звуке [Р];

– способствовать обогащению словарного запаса.

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– развитие сенсорных и кинестетических ощущений;

– развивать фонематический слух на звук [Р];

– развивать фонематическое восприятие;

– развитие речевого дыхания;

– автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, тексте.

– формировать положительную мотивацию на занятии;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сухой бассейн с фасолью, фигурки (куклы) троллей, таблица для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, разноцветные кружочки для звукового анализа, рисунки троллей для раскрашивания, сердечки разных цветов.

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, арт – терапевтические технологии.

Ход занятия:

Организационный момент.

Создание положительной мотивации к занятию.

Сегодня мы с вами побываем в удивительном сказочном мире, населённом маленькими существами, которые живут в почти бесконечном состоянии счастья, пения и танцев. А что это за существа, вы узнаете, найдя их фигурки в сухом бассейне с фасолью. Это герои мультфильма о троллях. (Слайд 2)

Жизнерадостная Розочка, ворчливый тролль – Цветан, Розовый король – отец Розочки и старый король всех троллей, бабушка Цветунья, Ручеёк и Здоровяк. Сегодня вы сможете не только познакомиться с ними, но и поиграть.

Добро пожаловать в яркий и весёлый мир троллей!

Артикуляционная гимнастика «В деревне троллей ». (Слайд 3)

В удивительном сказочном лесу жили забавные существа – тролли. Больше всего на свете они любили петь и танцевать. Однажды они решили устроить грандиозную вечеринку.

Король велел начать приготовления в деревне троллей. Здоровяк вызвался покрасить домики троллей (упражнение «Маляр»). Ручеёк отправился на паруснике (упражнение «Парус») за фруктами, ягодами и грибами (упражнение «Грибок») для угощения на вечеринке. Ди-джей настраивал барабаны (упражнение «Барабан»). Розочка с друзьями готовила развлечения: расчесала гриву и хвост троллолошадке, на которой будут кататься малыши троллей (упражнение «Лошадка»), украсили цветами качели (упражнение «Качели»).

И только ворчливый тролль Цветан, который всегда был всем недоволен, завёл мотор (упражнение «Заведи мотор») своего троллемобиля и уехал подальше от этого веселья.

Когда всё было готово, шумный праздник начался. Всю ночь не утихала музыка (т-т-т, д-д-д, т-д-т-д). Утром тролли обнаружили, что всё вокруг исплясали и испрыгали (упражнение «Ветерок»).

Розочка и её друзья решили, что было бы неплохо найти новое место для веселья. Но чтобы это сделать компании друзей придётся пройти долгий путь.

3. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.

Прослушайте имена троллей и определите, какой один звук встречается во всех этих именах. Этот звук будет сопровождать нас на протяжении всей дороги на вечеринку. Имена троллей: Розочка, Ручеёк, Розовый коРоль, ЗдоРовяк. Это звук [р]. Давайте охарактеризуем его.

Таблица для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: