Конспект логопедического занятия по теме Ударение

Конспект логопедического занятия по теме «Ударение»

В помощь начинающему логопеду.

Понимание различных языковых явлений у дошкольников часто формируется только опытным, практическим путем. Так, для понимания темы «Ударение в слове» ребенок должен почувствовать ритм. Ритм музыки, ритм движения в танце и спорте, повторяющиеся элементы графического узора, ритм природных явлений, ритм дыхания, ритм стиха…

Способность ребенка чувствовать ритм во всем можно и нужно развивать! Именно поэтому в ходе подготовки к занятию по этой теме (или серии занятий), необходимо вызвать у детей исследовательский интерес к языковым явлениям, увлечь их игрой со звуковой оболочкой слова, научить использовать вновь приобретенный опыт.

Я предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме «Ударение», которое можно взять за основу при планировании работы по данной теме.

Тема: «Ударение».

Цель : практическое усвоение детьми темы «Ударение».

  1. Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности;
  2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  3. Развивать способности к анализу и синтезу;
  4. Развивать линейную вербальную память;
  5. Учить детей делать обобщение, формулировать выводы, подводить итог проделанной работе.
  • Предметные картинки (замок, замок, сани, мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, окно, очки, лиса, коза, утка, река, рыбы, вода.)
  • Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.

Ход занятия:

1. Организационный этап.
  1. Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, дать детям представление о смыслообразующей роли ударения.
  2. Развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм.

Ваши глазки смотрят … и все видят

Ваши ушки слушают… и все слышат.

А слушать и слышать — эти умения нам сегодня ой как понадобятся на уроке. Потому что наша тема … Лучше вы сами ее потом назовете. А пока внимательно слушайте сказку:

«В одном царстве, в тридесятом государстве жил принц. Однажды он пошел на охоту и заблудился. Стал искать дорогу назад. Идет юноша по лесу, слушает голоса птиц:

Тук-тук-тук – стучит дятел. (Логопед отстукивает карандашом ритм: х-х-х)

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! — кукушка разговаривает. (х-Х, х-Х, х-Х)

Динь-ди-линь, динь-ди-линь! — маленькая пеночка с ветки на ветку впереди летит, дорогу показывает. (Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х)

Пошел за ней принц и выбрался из леса на большую поляну. А на этой поляне стоял …

Как вы думаете, что увидел принц? Я вам подскажу (показ замка).

Правильно, стоял замок.

А на дверях замка висел большой … (вторая картинка)

Что увидел принц? (Замок и замок)

Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова? (Похожи) Сколько слогов в этих словах? (два)

Запишем схемы этих слов.

А произносим мы их одинаково? (Нет)

В чем же различие? (Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.)

Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным.

В книгах для обозначения ударения ставится специальный знак «/». Он помогает нам правильно прочитать слова и понять их смысл.

На схемах слова мы с вами тоже будем ставить такие знаки.

Что же такое ударение? (Это когда мы выделяем какую-то часть слова.)

Физкультминутка.

Давайте вспомним, каких птиц слышал птиц в лесу? (дети называют, какую первую, какую вторую, какую третью)

Проверим, хорошо ли вы слушали. Кто стучал: тук-тук-тук? Дятел.

Послушайте, как он стучал (отстучать равномерный стук: х-х-х)

А как разговаривала кукушка? Кто мне прохлопает? (х-Х,х-Х,х-Х)

А как маленькая пташка? (Х-х-х,Х-х-х)

Как капает вода: кап-кап-кап (х-х-х)

Как стучит наше сердце: тук-ТУК,тук-ТУК.

Часы идут: ТИК-так, ТИК-так.

Везде в природе есть ритм.

А у нас в словах есть ударение.

2 этап: Практическое усвоение темы «Ударение».
  1. Закрепить у детей понятие об ударении.
  2. Учить детей находить ударный слог и ударный гласный звук в двусложных словах с открытыми слогами и в двусложных словах со стечением согласных в середине слова.
  3. Учить детей составлять графические схемы слов, обозначать в схемах ударение.

Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)

А все слоги я произнесла одинаково? (Нет) А какие слоги я выделяла голосом?

Как называются слоги, которые мы выделяем голосом? (Ударные)

Читайте также:
Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Правильно, в ударном слоге мы протяжно произносим гласный звук (голосом выделяем), и значок «ударение» ставится над гласным звуком.

А) У доски разбирается слово « сани», записывается схема по слогам с указанием гласных и постановкой ударения.

Что здесь нарисовано? (Сани.)

Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)

Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)

Сколько слогов в этом слове? Почему два слога? (Так как два гласных звука)

Назовите первый? Назовите второй?

Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.

Подумай, над каким гласным звуком мы поставим знак «ударение»?

Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.

Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….

Я буду называть картинки, на которых изображены предметы. А вы — определять, какой слог ударный. Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)

Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.

Перед вами схемы слов. В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым. Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).

Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?

Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.

Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?

В) Я вам загадаю загадку. Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его – … (арбуз)

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный?

Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй?

Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)

А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).

Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении).

Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова – вспомним Принца).

Оценка работы детей.

Е.М.Топоркова,
учитель-логопед высшей квалификации,
ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва

Занятие по логопедии на тему “Ударение”. 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением письменной речи, обусловленным недостаточной сформированностью фонематической, лексической, грамматической сторон речи по теме “Ударение”. Данная тема вызывает затруднение у учащихся с нарушением письменной речи и является пропедевтикой к усвоению темы “Правописание безударных гласных”.

В конспекте представлена система работы по данной теме с учетом уровня подготовленности учащихся, соблюдены дидактические принципы.

Данное занятие создает условие для успешного усвоения знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.

– продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную,
– закрепить знания о смысло-различительной роли ударения, о слогообразующей роли гласных,
– развивать фонематический анализ и синтез,
– обогащать словарный запас,
– воспитывать культуру речи.

– индивидуальные карточки со слогами,
– индивидуальные карточки со словами,
– картинки со словами-омографами,
– компьютер,
– проектор,
– экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно прохлопает ритм:

II. Основная часть:

1.Назовать гласные звуки с опорой на схемы.

2. Назвать гласные буквы с опорой на пальцы рук. (приложить ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами )

3. Составление слов из слогов.
Какие ещё бывают звуки, буквы? (согласные)
“Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог”.
Постановка цели занятия.

4. Чтение слогов, выделение гласной буквы.(3 слайд)

5. Составление из слогов слов.

Работа над семантикой слова “бутон”:

– Сколько в словах гласных букв?

– Сколько слогов в словах?

“Сколько в слове гласных,
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников”.

– На какие звуки и буквы падает ударение?

6. Поставить ударение в словах.

– Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог)

7. Работа в тетрадях.

А) – Прочитать слова на карточке: книга, цветы, окна, гнездо, курица;
– поставить ударение;
– выписать слова, в которых ударение падает на первый слог;
– подчеркнуть ударный слог;
– проверка выполненного задания.

Читайте также:
Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Б) – Составление слов из слогов; (3 слайд)
– “Слова бегали, вертелись

И на части разлетелись

1,2,3,4,5 помоги слова собрать”.

– Составить слова из слогов: снежок, снеговик, снегурочка.
– Записать.
– Поставить ударение.
– Выделить ударный слог.
– Выделить общую часть слова. Подвести к выводу о том, что эти слова родственные.

8. Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.

“Покачайтесь, покружитесь
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните”.

9. Работа со словами-омографами. (слайд 4)

А) чтение стихотворения учащимися :

“От удивления охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок”.

Б) – Уточнить значение слов : кок, вилок.

– сравнить слова: вилок-вилок,
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– подчеркнуть ударный слог.

В) Запись слов по картинкам:

– рассмотреть картинки,
– подобрать похожие слова.

Хлопок-хлопок
Стрелки-стрелки
Полки-полки
Кружки-кружки

– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– выделить ударный слог.

Г) Составление предложений со словами-омографами.

Д) Подвести к выводу: от постановки ударения зависит смысл слова.

III. Заключительная часть.

1.На какие звуки и буквы падает ударение?

– Как называется слог, на который падает ударение?

2. Повторение стихотворения.

“Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом”.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»

Серова Светлана
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»

Конспект логопедического занятия

по развитию фонематической стороны речи

в подготовительной группе

Тема «Ударение»

Цель: Познакомить с понятием «Ударение».

Коррекционно-образовательные – дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.

Коррекционно-развивающие – развивать фонематическое восприятие, развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм, внимание, память, обогащать и активизировать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные – создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, ответственность, любознательность.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (символы слогов и звуков, счётные палочки. Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Задание: выделить последний слог в слове.

Дети называю последний слог в названии картинок. СЛАЙД 1

2. Работа над ритмом.

Игра «Повтори – не ошибись»

Л: Я сейчас молоточком простучу ритмический рисунок, а вы возьмите счетную палочку и повторите.

3. Знакомство с ударением.

ох, ох, ох! Ох, ох, ох! СЛАЙД 4

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то громко плачет

От досады и стыда.

Л: Кто громко плачет? Почему?

Д: Посуда. Федора не заботилась о посуде, не мыла её.

Мы видим – из тёмного бора СЛАЙД 5

Она тихо-тихо идёт –

Посуду Федора зовёт.

Задание: Деление слова на слоги, выделение ударного слога и звука.

Л: Поможем Федоре её позвать. Позовём вилку: вииииилка. Сколько слогов в слове?

Л: А произносим мы их одинаково?

Л: В чем же различие?

Д: Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.

Л: Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным. Какой слог звучит сильнее?

Л: Какой гласный звучит дольше?

Л: Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] – ударный звук.

Л: Позовём чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее?

Л: Назовите ударный гласный звук. Какой гласный звучит дольше?

Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, корыто, самовар.

Л: В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается чёрточкой над гласной буквой.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

4. Работа со слоговой схемой.

Л: Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по слову.

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром….

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.

а) «Посуда» СЛАЙДЫ 12-14

Л: Я возьму молоточек и поставлю ударение в слове вилка. Посмотрите на схему. На какой слог упало ударение?

Л: На какую гласную?

Л: Проверте, правильно ли я поставила ударение. Произнесите слово с ударением, выделите ударный звук голосом.

Задание: Дети упражняются в постановке ударенияв словах и обозначении его на схеме слов: сито и стакан.

Дети упражняются в постановке ударения в словах и обозначение его на схеме.

5. Физкультминутка «Гном»

– Кто живёт под потолком? Руки вытянуты вверх.

– Гном. Руки «колпачком» над головой.

– У него есть борода?

– Да. Руки в стороны.

Кисти рук у подбородка.

– И манишка, и жилет?

– Нет. Руки в стороны,

– Как встаёт он по утрам? Руки вытянуты вверх.

– Сам. Руки на поясе.

Л: В лесу гномик выложил дорожку из камней. Дорожка не простая, а слоговая. Каждый камень – слог. СЛАЙД 16

Добрый гномик в башмачках

На высоких каблучках

По камешкам шагает,

По слогам стишок читает:

Ска-чет си-то по по-лям,

А ко-ры-то по лу-гам.

Л: Прошагаем по камням вместе с гномиком, проговаривая его стишок. На камень с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдём камешки, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение. СЛАЙД 17

в) «ЗАмок и замОк» СЛАЙДЫ 18-19

Л: Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превращает в другой.

Л: Пошёл наш гномик дальше по своей дорожке, шёл-шёл и вышел на полянку, а на полянке стоял…. Как вы думаете, что увидел гномик?

Л: Правильно, стоял ЗАмок. А на дверях замка висел большой …

Л: Правильно, ЗамОк. Что увидел гномик?

Д: ЗАмок и ЗамОк.

Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?

Л: Сколько слогов в этих словах?

Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.

Д: На какой слог падает ударение в слове зАмок?

Л: Какой гласный звук ударный?

Л: На какой слог падает ударение в слове замОк?

Л: Какой гласный звук ударный?

Дети рассматривают слайд «ЗАмок и замОк». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.

г) «КрУжки и кружкИ». СЛАЙДЫ 20-21

Л: Зашёл гном в замок, а посередине зала стоит большой обеденный стол и на нём красивые …Что увидел гном на столе?

Л: Правильно, крУжки. А на кружках были нарисованы разноцветные ….

Л: Правильно, кружкИ.

Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?

Л: Сколько слогов в этих словах?

Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.

Л: На какой слог падает ударение в слове крУжки?

Л: Какой гласный звук ударный?

Л: На какой слог падает ударение в слове кружкИ?

Л: Какой гласный звук ударный?

Дети рассматривают слайд «КрУжки и кружкИ». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.

Л: Вот так волшебное ударение помогает различать слова.

Л: Понравилось гномику в замке, и остался он в нём жить.

Л: А наша-то Федора поняла, что без посуды горе. Стала добрей. Пообещала посуду мыть, не бить.

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

И сказали утюги:

«Мы Федоре не враги».

Дети рассматривают картинки скалки и утюгов. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой. СЛАЙД 22

Итог занятия.

Л: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Д: Об ударении.

Л: Зачем нужно правильно ставить ударение в словах?

Д: Чтобы не запутаться и правильно понимать слова.

Логопед даёт оценку работы детей.

Прикреплённые файлы:
udarenie-pod-gr-kopija_3e513.ppt | 7883 Кб

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Закрепляющий этап 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по.

Читайте также:
Перспективный план работы логопункта МДОУ

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог» Серова Светлана Николаевна МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО. Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Программное содержание: 1.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Тема занятия: «Сад-огород» Конспект подготовила: учитель-логопед.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Транспорт» в подготовительной группе Схема конспекта НОД Педагог (ФИО) – Паульс Александра Тимофеевна Образовательная область – Речевое развитие, физическое развитие Возрастная.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Подгрупповое занятие по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звуки [м], [м’]. Буква М» Тема: звуки [м], [м’]. Буква М. Цель: познакомить детей со звуками[М], [М’] и буквой М. Коррекционно-развивающие задачи: уточнить произношение.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Сборник игр и упражнений для развития фонетико-фонематической стороны речи (поэтапное проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе) Подготовительный этап «Японская печатная машинка».

Логопедическое занятие по теме: “Ударение”
план-конспект занятия на тему

Систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
urok_udarenie1.ppt 1.23 МБ
hod_uroka.docx 125.04 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели: Будем учиться правильно ставить ударение в словах. Находить ударный слог. Поговорим о роли ударения в русском языке.

′ Са′д ро′к Му′к ю′г сло′н сто′н гря′зь же′сть

Ударный слог – слог, который произносится с большей силой и длительностью. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги и гласные в слове безударные .

′ Ры′ба ли′па го′ре со′ки за′яц

′ рука′ дубы′ лицо′ лиса′ валы′ цветы′

Транспорт, летающий в космос Большие кучи снега, которые наметает ветер зимой Листы, на которых мы пишем. Ракета, сугробы, бумага ′

Ласковое название отца цыпленка Зимняя обувь для мамы У петуха на голове Петушок, сапоги, гребешок ′

Вывод: Ударение в русском языке разноместное. Оно может падать на любой слог. Справка: во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, т.е. ударение закреплено за определенным слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском – на первый.

На море красивые Спортсмены катаются на волны … . . . волнах

Го′ры – гора′х Вода′ – на во′дах Леса′ – в леса′х Но′вости – нет новосте′й

Проверка До′м – дома′ – до′мики Гри′б – грибы′ – грибно′й Со′м – сомы′ – со′мики Кро′т – кроты′ – кроти′ный Ку′ст – кусты′ – кустово′й Со′ль – соли′ – соляно′й Сто′л – столы′ – столо′вый Бли′н – блины′ – бли′нный Но′ж – ножи′ – но′жики Ли′ст – ли′стья – листово′й

Ударение в русском языке подвижное. В родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Вывод: Ударение различает слова по смыслу. От ударения зависит смыл слова.

Слова, отличающиеся лишь ударением называют ОМОГРАФАМИ. Одной из причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со′рок – соро′к. Омографы также могут возникать за счет того, что в текстах обычно не ставят точки над ё, например: небо (небе – нёбо), поем (поем – поём).

Выводы: 1. Ударение всегда падает на гласный. 2. В русском языке ударение разноместное. 3. Ударение подвижное. 4. Ударение играет смыслоразличительную роль в словах омографах.

Предварительный просмотр:

Цель: Систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

– уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

– упражнять в делении слов на слоги; в расстановке ударения в словах омографах;

– развивать мышление через отгадывание слов по его лексическому значению;

– воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. /

После приёма пищи».

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) /

– Ах ты, глупышка! пищи

– Ребята, почему же мальчик стал пищать?

– Почему мама назвала его глупышкой?

Правильно, мальчик неверно поставил ударение в слове, поэтому и не понял, что нужно сделать. Что же говорится в инструкции, когда нужно принять лекарство?

Как мы увидели из сценки, незнание правил русского языка может и насмешить и даже навредить здоровью, поэтому нужно быть внимательными.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Как вы уже догадались, темой нашего сегодняшнего занятия будет УДАРЕНИЕ.

Мы будем учиться правильно ставить ударение в словах, находить ударный слог, поговорим о роли ударения в русском языке.

  1. Актуализация опорных знаний

Как вы уже знаете из курса русского языка, ударение всегда падает только на гласные буквы, давайте назовем их (а, о, у, э, ы, и, я, е, ё, ю).

  1. Работа по теме занятия.

А) Разноместность ударения.

А теперь давайте произнесем слова: сад, рок, Мук, юг, слон, стон, грязь, жесть. Во всех этих словах одна гласная и именно она является ударной.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

А сейчас я буду называть вам слова, а вы попробуйте отхлопать ритмический рисунок этих слов, причем ударный слог мы будем хлопать громче, например:

Рыба, липа, горе, соки, заяц Сколько слогов в каждом слове? Давайте зарисуем этот ритм схемой Х-х, Х-х. Х-это ударный слог.

Рука, дубы, лицо, лиса, валы, цветы Сколько слогов в этих словах? Какой из них ударный? Попробуйте сами нарисовать схему с ударным слогом.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать слово и зарисовать его схему

Транспорт, летающий в космос – ракета. Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Зарисуйте только схему.

Большие кучи снега, которые наметает ветер зимой – сугробы.

Листы, на которых мы пишем – бумага.

Проследите, все эти слова соответствуют одному рисунку. Везде ударный 2 слог. Давайте его отхлопаем вместе.

Ласковое название отца цыпленка – петушок.

Зимняя обувь для мамы – сапоги.

У петуха на голове – гребешок.

Сколько слогов в этих словах? Правильно, три. Какой из них ударный? Какая схема у вас получилась?

По какому признаку мы разбили слова на три группы? Какой же вывод мы можем сделать из наших схем?

ВЫВОД: Ударение в русском языке разноместное, оно может падать на любой слог.

(Справка: Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог,
  • в польском языке – на предпоследний слог,
  • в чешском языке – на первый слог).

Б) Подвижность ударения

Какое слово нужно вставить в оба предложения?

На море красивые … .

Спортсмены катаются на … .

Дополнение предложений словом с постановкой ударения

– Что произошло с ударением в слове волны? (ударение передвинулось с первого слога на второй).

Упражнение в нахождении и образовании слов с подвижным ударение м

1.Выбери и выпиши пару словосочетаний с подвижным ударением.

Высокие горы – нашли в горах

Холодная вода – стояли у воды

Густые леса – живут в лесах

Свежие новости – нет новостей

2. Изменить слова так, чтобы в слове получилось два, затем три слога.

Слова: дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист

ВЫВОД: Ударение в русском языке подвижное. В родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

В) Вспомним начало нашего занятия. Отчего же запутался мальчик? В чем он ошибся?

Правильно, именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого – пиʹщи и пищиʹ

Правильность постановки ударения зависит от смысла высказывания, от его контекста.

Например, посмотрите на слайд, у нас есть интересное слово ЗАМОК, а ударения в нем нет. Что может обозначать это слово? Попробуйте сами закончить предложения.

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого наблюдения? Правильно.

ВЫВОД: Ударение различает слова по смыслу. От ударения зависит смысл слова.

Справка: (Слова, отличающие лишь ударением называют ОМОГРАФАМИ. Одной из основных причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со’рок – соро’к, вы’возить – вывози’ть.

Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё, например: небо (небо и нёбо), поем (поем и поём),заем (заем и заём). Омографы другого типа в русском языке весьма редки.

Омографы могут совпадать в написании во всех формах слова: о’рган – орга’н, безо’бразный – безобра’зный. Гораздо чаще омографы совпадают лишь в отдельных формах ).

А теперь давайте поиграем с омографами. Я буду показывать карточку, зачитывая слово, написанное на ней. А вы, переставив ударение в этом слове на другой слог, находите у себя нужную картинку. Тот, кто правильно нашел и произнес новое слово, получает карточку и кладет ее на свое игровое поле.

плаʹчу –плачуʹ, аʹтлас – атлаʹс, беʹлок – белоʹк, париʹть – паʹрить, каʹпель – капеʹль, поʹлки – полкиʹ, боʹчка – бочкаʹ, виʹна – винаʹ, дуʹхи – духиʹ, ириʹс – иʹрис, лесаʹ – леʹса, оʹрган – оргаʹн.

А теперь запишите пару каждого слова в свои рабочие карты и расставьте ударение.

Наше занятие подошло к концу, давайте уточним все, что мы вспомнили и узнали об ударении. Какие выводы мы сделали?

  1. Ударение всегда падает на гласный.
  2. В русском языке ударение разноместное.
  3. Ударение подвижное.
  4. Играет смыслоразличительную роль в словах омографах.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: “Ударение”

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме: «Ударение»

Цель: дать понятие об ударение

Задачи:

  1. Обучение правильной постановки ударения.
    2. Развитие ритмико-слоговой структуры слова.
    3. Обучение понимания смыслоразличительной роли ударения в слове.
    3.Обучение анализу и синтезу слов II и IV класса.
    4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

– Какие звуки называются гласными?

– Назовите гласные звуки?

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

  1. Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

  1. Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».

  1. Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т.д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

  1. Слоговой анализ словIиIIкласса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Дети. В слове «голова» ударный звук [а], безударные – [а], [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «голова» слышатся звуки безударные [а], а пишутся буквы [о].

Предъявляется табличка со словом «голова».

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка.

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

  1. Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

Логопед. Что это?

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

– Сравните схемы и буквенное написание.

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

– Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».

Закрепление нового материала.

  1. Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

  1. Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

Итог занятия.

– Какой гласный звук в слове называется ударным?

– Как называются остальные звуки?

– Может ли влиять ударение на смысл слова?

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия по теме: “Ударение” »

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме: «Ударение»

Цель: дать понятие об ударение

Обучение правильной постановки ударения.
2. Развитие ритмико-слоговой структуры слова.
3. Обучение понимания смыслоразличительной роли ударения в слове.
3.Обучение анализу и синтезу слов II и IV класса.
4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

– Какие звуки называются гласными?

– Назовите гласные звуки?

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».

Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т.д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Дети. В слове «голова» ударный звук [а], безударные – [а], [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «голова» слышатся звуки безударные [а], а пишутся буквы [о].

Предъявляется табличка со словом «голова».

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка.

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

А) Показать ирис.

Логопед. Что это?

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед . Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

– Сравните схемы и буквенное написание.

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

– Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».

Закрепление нового материала.

Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

Итог занятия.

– Какой гласный звук в слове называется ударным?

«Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

автор: Дубно Марина Викторовна

учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

«Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

Конспект логопедического занятия

Тема: «Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

  1. Закрепить знания о гласных звуках, о смыслоразличительной роли ударения;
  2. Закрепить навык правильной постановки ударения в словах;

расширить словарный запас.

  1. Воспитывать любовь к предмету; уважение к учителю и своим одноклассникам.

Образовательные:

  1. Определять ударный гласный в процессе написания слов;
  2. Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
  3. Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания;
  4. Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог;

Коррекционно-развивающие:

  1. Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, доказывать.
  2. Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас
  3. Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
  4. Формировать умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.

Воспитательные:

  1. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
  2. Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  3. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Развивать интерес к изучению темы.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с цифрами, тетради, цветные карандаши.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.

Планируемые результаты:

  1. Читают целыми словами, выделяют в слове голосом ударный звук, определяют местоположение в слове, обозначают в словах ударный слог
  2. Читают по слогам, выделяют ударный слог, обозначают в словах ударный слог (ОВЗ)
  1. Понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить
  2. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
  1. Умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
  1. Организационный момент .

— Все встали. Подравнялись.

— Здравствуйте, ребята! Я рада снова Вас видеть.

— Давайте наше занятие начнем со стихотворения «Прозвенел звонок».

Прозвенел опять звонок

Он зовет нас на урок

На уроке не зевать

А работать и писать.

— Молодцы, ребята. Садитесь.

— Работать мы начнем с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика для звука Р: (презентация).

  1. Проблемная постановка цели занятия.

– Ребята, посмотрите на доску.

— На доске написаны предложения. Давайте прочитаем их. (презентация).

Ваза стОит на столе.

Книга стоИт сто рублей.

На двери висит железный зАмок.

Принцесса пришла в свой красивый замОк.

В комнате висят полкИ с книгами.

ПОлки идут на войну.

— Какие ошибки допущены в этих предложениях?

— Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах?

(Ударение помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).

— Молодцы, ребята, вы исправили все ошибки.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии? (Об ударении).

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа с таблицей «Гласные буквы» .

— Назвать гласные буквы 1 ряда – А, О, У, Ы, Э (презентация)

— Назвать гласные буквы 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е (презентация)

— Теперь ответьте на мои вопросы:

  1. Сколько гласных букв в русском языке? (10 гласных букв)
  2. Сколько гласных букв может быть в одном слоге? (только одна)
  3. Как называется гласная буква, на которую падает ударение? (ударная)
  4. Как называется гласная, на которую не падает ударение? (безударная)

Например: в слове улитка (презентация) где стоит ударение, где ударный слог…

— Кто придет к доске и разберет это слово.

А сейчас, разделите следующие слова на слоги, выделяя ударный слог громким хлопком (буратино, петушок, руки, вишня, школа, молоко, шахта, вата, молоток)

  1. Физминутка.

Дыхательная гимнастика

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

-дуем на ладошки;

-дуем н вертушку.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому,

Приходили прями к гому,

Указательный, и средний,

Безымянный и последний,

Постучался о порог

Вмести пальчики друзья,

Друг без друга им НЕЛЬЗЯ.

  1. Работа над новой темой.

— Сейчас мы с Вами поиграем: игра называется «На разных берегах реки».

Представим, что я нахожусь на одном берегу, а Вы – на другом. На доске записаны слова, и вы должны произнести их так, чтобы я их услышала, хоть и нахожусь очень далеко.

(Дети по очереди читают слова и благодаря игре ударный звук в слове выделяется легко).

Муха, лето, пенал, кошелек, тетерев, соловей, синица.

Молодцы, все правильно смогли определить ударный звук в слове.

— На доске даны схемы слов и слова.

Ваша задача, подбирать данные слова к этим схемам.

Слова: белка, пенал, капуста, торт, молоко.

— Скажите, где ударный слог в каждом слове?

— Молодцы, со схемами хорошо умеете работать.

Закрепление изученного материала.

Работа на карточках (парная работа).

Составь слова из слогов. Поставь ударения.

Тру, ба ман, кар кан, ста ста, рик

па, кру кро, лик ла, шко га, кни

Дети в парах составляют из карточек со слогами слова, и ставят в них ударения.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.

Работа над словами: шАрфы, тОрты, крАны, свёкла.

Давайте составим с этими словами предложения. Запишем их в тетрадь, разделим слова на слоги, подчеркнем ударный слог и поставим ударения.

Во время выполнения задания будем пользоваться памяткой.

ПАМЯТКА РАЗБОРА (презентация)

  1. Сделать запись слова
  2. Подчеркнуть буквы гласных звуков в слове
  3. Определить количество слогов в слове
  4. Разделить слово на слоги
  5. Обозначить ударную гласную
  1. Итог урока.

— Какую тему мы сегодня повторяли?

— Для чего важно уметь правильно ставить ударение?

— Кому непонятно суть нашей темы?

— Кто хорошо понял?

— Кому урок был интересным, те поднимите руки.

Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида)

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

– Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

– Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

– Какое время года сейчас? (Осень).

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

– А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

– Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

– Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

– На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

– Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

– А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

– Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

– А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

– А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

– А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

– А слышите ли вы птиц? (Нет)

– А почему? (Они улетели в теплые края)

– А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

– А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

– Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

– Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

– А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

– Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

– Нравится вам осенняя природа?

– А какое время года вам нравится больше?

– Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

– А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

– А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

– А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

– Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

– Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

– А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

– Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

– Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

– А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

– А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

– А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

– Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: