Конспект логопедического занятия по теме: Слова-предметы

Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»

Логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» проводится на I этапе коррекционного обучения (методика Ястребовой А.В.).

Занятие ориентировано на учащихся первых классов общеобразовательных школ.

Цели логопедического занятия:

  • усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения;
  • практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы;
  • развитие навыков звукового и буквенного анализа и синтеза;
  • формирование коммуникативной стороны речи учащихся;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • формирование навыков организации учебной деятельности;
  • развитие внимания, памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключаемости.
  • изображения планет и космического корабля;
  • разрезная азбука;
  • предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка);
  • мяч;
  • наборное полотно для фронтальной работы;
  • наборное полотно «Компьютер» для индивидуальной работы (по числу учеников);
  • таблица слогов и слов;
  • фишки, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • фишки, обозначающие схемы предложения;
  • демонстрационная схема одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

II. Знакомство с темой урока.

– У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребятки всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

– Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты.

На «билете» ряд картинок: с ыр, л ук, о слик, в арежки, а рбуз.

– Что получилось? («слова» — набирается буквами разрезной азбуки)

«Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

– Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь.

– Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

III. Понятие «слово».

– Мы прилетели на планету «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты Слова.

– Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
– Что же это? (набор букв)
– Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
– Что же это? (слова)
– Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (в каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают)

IV. Слова, обозначающие предметы.

– Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю.

Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна.

Буквенный анализ и синтез.

– Прочитайте. Вам понятен смысл?

– Что это? (набор букв)

– Можно ли из этих букв составить слово?

– Какое слово получилось? («предметы»)

– Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)

– Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе.

У учеников на парте предметные картинки: кукла, синица, туфли, лиса, шляпа, мышка.

– Сейчас слушайте внимательно. Я буду представлять наших знакомых. Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку.

Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли.

V. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

– Слова-предметы могут быть живые и неживые. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному.

– Какой 1-й звук в слове «живые»?

– Какой буквой обозначим этот звук? (Ж)

– Какой 1-й звук в слове «неживые»?

– Какой буквой обозначим этот звук? (Н)

– Посмотрите в какие буквы они могут превращаться:

– Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?»

– Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?»

На доске схема-плакат:

– Назовите живые предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?

– Назовите неживые предметы на этой схеме. На какой вопрос отвечают эти слова?

– Запишите в тетради на одной строчке вопросы «Кто? Что?».

– Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит: живой или неживой предмет нарисован.

– Задайте правильно вопрос и запишите слова в нужный столбик.

– Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — …
Ложка — …? Что? — …
Комар — …? Что? — …
Улитка — …? Кто? — …
Стул — …? Что? — …
Тигр — …? Кто? — …

Читайте также:
Практикум для родителей по обучению грамоте

VII. Закрепление изученного.

1) — Нам пора лететь домой, но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?». Запишите пары слов. (Работа у доски и в тетрадях).

Кол — вол, капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

2) — Полетели. Но, ребята, кажется, мы летим не туда. Наша планета в другой стороне.

– Прилетели. Какая-то странная планета. Наверное, это проделки космических пиратов. Что-то они сделали, что наш корабль сбился с курса.

– Посмотрите, здесь конверт. Что это?

На доске прикрепляются листы, на которых напечатано: кига, ведо, мишк, прта, вика, руча.

– Конечно, такое могли написать только пираты. Давайте запишем эти слова правильно. Возможно, в этих словах есть подсказка.

– Как правильно диктовать эти слова? (Работа у доски и в тетрадях).

Ученики записывают слова, карандашом проверяя запись каждого слова. Используется приём «лодочка – замочек»:

3) – Нам необходимо добраться до ближайшего космического порта. Попробуем восстановить наш корабль, починив бортовые компьютеры. Нужно подобрать правильный пароль. Вспомните, какие бывают слова-предметы. (живые и неживые)

– Используя данные знания, найдите среди только что написанных слов лишнее («мишка»).

– Составьте звуковую схему этого слова на «клавиатуре компьютера». Это и есть пароль.

4) — Полетели! Космический порт находится около планеты, название которой вы должны угадать:

Кто любит по ветвям носиться?

– Определите: какой вопрос нужно поставить, если белка – это животное? (Кто)

– А если это название планеты? (Что)

– Составьте предложение со словом «белка».

– Назовите 1-ое слово этого предложения, 2-ое слово, …

– Сколько слов в этом предложении?

– Выложите схему предложения.

– Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).

– Запишите это предложение?

VIII. Итог занятия.

– Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

– С какими словами вы сегодня познакомились?

– Что узнали о словах-предметах?

– На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы.

– Подберите и назовите слова-предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

Панова Любовь Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ СОШ № 24, г. Подольск

Конспект подгруппового занятия по теме: «Слова-предметы» (1класс с ОВЗ),
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Цели:

коррекционно-образовательные:

· закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;

· учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

коррекционно-развивающие:

· развивать зрительное слуховое внимание и память;

· развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

коррекционно – воспитательные:

· воспитывать культуру поведения на уроке;

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:

· развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;

· проявление инициативы, самостоятельности;

· выполнение действий по словесной инструкции;

· формирование умения работать по правилу и по образцу;

· формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

· выполнение действий схематизации и моделирования;

· самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

· способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

· умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Планируемые результаты:

Предметные

· Знать точную характеристику слов – предметов. Знать и различать понятия: слова, обозначающие живые и неживые предметы, вопросы, обозначающие живые и неживые предметы.

· Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять характеристику слов-предметов. Изображать схематично слова-предметы. Различать слова-предметы. Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zhivye_i_nezhivye.docx 30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по теме:

«Слова-предметы» (1класс с ОВЗ),

проведенного студенткой 5 курса, группы 85А

Валовой Анны Сергеевны

Логопедическое коррекционно – развивающее занятие в 1 классе с обучающимися с ОВЗ (с задержкой психического развития).

  • закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;
  • учить графически изображать слова, обозначающие предметы.
  • развивать зрительное слуховое внимание и память;
  • развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.
  • воспитывать культуру поведения на уроке;
  • воспитывать самоконтроль.

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:

  • развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
  • проявление инициативы, самостоятельности;
  • выполнение действий по словесной инструкции;
  • формирование умения работать по правилу и по образцу;
  • формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
  • выполнение действий схематизации и моделирования;
  • самооценка собственной деятельности.
  • способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
  • Знать точную характеристику слов – предметов. Знать и различать понятия: слова, обозначающие живые и неживые предметы, вопросы, обозначающие живые и неживые предметы.
  • Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять характеристику слов-предметов. Изображать схематично слова-предметы. Различать слова-предметы. Личностные : развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Метапредметные : через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

1. Организационный момент. (5 мин)

– Сядет тот, кто назовёт «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».

Мак, ромашка, роза, лук

Помидор, слива , баклажан, перец

Молоко, сметана, каша , сыр

Часы, очки , весы, термометр

Бабочка, линейка, очки, ножницы

Василий, Фёдор, Семён, Иванов .

-назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов.

-Произнесите слово по слогам.

2. Тема и цель занятия. (3 мин)

Слова, обозначающие предметы.

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете и задаёт вопрос: ЧТО?

Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска…

-Кто спрашивал? (ВЫ)

-Как я спрашивала? (ЧТО?) «Слово что – вопрос?

-Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы.

-Сегодня на уроке, мы познакомимся со словами, обозначающими предметы и отвечающими на вопросы КТО? ЧТО?

3.Коррекционная работа на лексическом уровне. (2 мин)

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску картинки:

1 ряд- изображающие неживые предметы, 2 ряд – изображающие живые предметы.

Затем ставит вопрос к картинкам первого ряда : что?

Второго ряда – кто?

-Какой вопрос я задавала сначала? (ЧТО?)

-Какой вопрос я задавала потом? (КТО?)

-Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим – кто?

(Потому что одни предметы неживые, а другие – живые.)

4. Физкультминутка(2 мин)

(Учащиеся изображают действия, о которых говорится в стихотворении)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

5.Упражнения для развития слухового и зрительного восприятия.

Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают неживые предметы.

Прослушать слова. Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают неживые предметы (логопед называет ряд слов только один раз).

– Медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.

У каждого ученика карточки с изображениями живых и неживых предметов, разложить их на 2 группы

6. Игра с мячом «Живое – неживое».(4 мин)

Логопед кидает мяч и называет слово, если слово отвечает на вопрос что?, дети ловят мяч, если кто, то ловят и сразу кидают обратно.
Слова: портфель, учитель, тетрадь, ученики, доска, парта, учебник, мяч, девочка, мальчик).

7. Работа в тетрадях. (4 мин)

На доске висят картинки по порядку, в тетрадях закрасить бусины, если изображение обозначает живое – красная бусина, неживой предмет – зеленая бусина. Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.

КТО? (красный кружок)

ЧТО? (зеленый кружок)

8. Графическое изображение слов, обозначающих предметы. (3 мин)

Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически-прямой линией. Образец:_________ .

-Изобразите графически слова : доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава.

После этого подсчитывается количество слов, линий. (8)

-Что помогло вам сосчитать количество слов? (линии)

-А чтобы одинаковые линии не лились, между ними мы поставим запятые.

-Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (одной прямой линией)

-Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой линией? (предметы)

9. Итог урока. (2 мин)

Вопросы для детей:

– С какими словами познакомились?

– На какие вопросы отвечают слова?

– Какие бывают слова – предметы?

Логопед:
«Сегодня мы с вами познакомились со словами-предметами, их больше всего в нашем родном русском языке, это все, что окружает нас. Отвечают слова-предметы на вопросы кто? или что?, а зависит это от того, живой или неживой природы предмет обозначает данное слово. Хорошо работал сегодня Артем, активно поднимал руку и отвечал. Очень внимательной была Маша. Контролировал звуки Тимофей.. Внимательно слушал ответы товарищей Саша. Лера выполнила все задания правильно, не торопилась. Матвей старательно выполнял физминутку. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо».

Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»

Никанорова Светлана
Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

закрепить усвоение лексического значения слова;

способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

учить задавать вопросы к словам-предметам;

учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением;

корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

развивать мелкую моторику;

формировать коммуникативную сторону речи учащихся;

воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Оборудование: изображения острова; разрезная азбука; предметные картинки; мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите вокруг! Нас окружают разные предметы.

Запомни! Когда мы называем какой-то предмет, мы произносим слово.

Логопед: посмотрите перед вами картинки. Назовите предметы, которые здесь нарисованы. (Матрешка, грузовик, ведерко). Назовите предметы, нарисованные на картинках, одним словом (Игрушки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на паровозике. Мы поедем на волшебный остров, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этого острова. Но по дороге на остров нам могут повстречаться пираты, и название острова зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: солнце, лимон, обруч, валенки, ананас.

Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название острова и можем отправляться в путь.

Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы приехали на остров «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители острова.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв.)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают).

3. Слова, обозначающие предметы.

Остров Слов поделен на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы»)

Как же называются жители этой части острова? («слова-предметы»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу?

Почему? (Не назвали предмет.)

Мальчик, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя мальчика не названо.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть. «Хлопай, топай, не зевай». Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?» Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?» Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?» Всё, что движется само, ест, растёт – живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

6. Физкультминутка

«Хлопай, топай, не зевай».

Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.

7. Закрепление знаний по теме.

Слова-предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На острове Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему паровозику. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

8. Работа по преобразованию слов.

Нам пора возвращаться домой. Но чтобы попасть на наш паровозик, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших тетрадях. (Работа у доски и в тетрадях).

Слова: Зуб-суп, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

9. Итог занятия.

Вот мы и дома. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?что)

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект комплексного занятия «Предметы вокруг нас» в средней группе Конспект комплексного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Конспект занятия «Предметы гигиены» с детьми младшего дошкольного возраста Цель занятия:создание условий для развития умений различать и называть предметы гигиены, формирование представления об их роли для человека;.

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.

Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы» Лариса Логинова. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Пожароопасные предметы Цель: – познакомить детей с пожароопасными.

Логопедическое занятие “Слово – предмет”

Разделы: Логопедия

Цель: Практически познакомить детей с понятием “слово-предмет”. Дать представление о способах передачи письменной информации.

  • познакомить детей с понятием “слово-предмет”;
  • формировать представление о способах передачи письменной информации;

Развивающие:

  • развивать зрительно-образное и фонематическое восприятие, фонематический слух;
  • развивать зрительное внимание, логическое мышление, память;

Воспитательные: воспитывать интерес к языковым явлениям;

Здоровьесберегающая: регулировать учебную нагрузку.

Оборудование: схемы слов, предметные картинки, кукла Иванушка, обереги.

Ход занятия

1. Организация группы.

Я буду говорить, а вы делать.
Инструкции даются шепотом.

2. Знакомство с новым материалом.

а) Послушайте стихотворение, оно вам подскажет тему сегодняшнего занятия.

Всему название дано
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами.
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.

Вы догадались, о чем будем говорить?
Целевая установка: Будем говорить о словах-предметах.

б) Соотношение слова с предметом. Каждый предмет имеет свое точное словечко. Например, это стул, а не кошка и не дом.
А это, что за предмет? (Стул.)
Как вы определили, что это стул, а не зайчик?
Ну вот, со стулом вы познакомились, покажите его глазами.
Получается.
Покажите глазами пол, потолок, алфавит, окно (Посчитайте глазами все окна), люстра (Посчитайте глазами все люстры), выключатель, доска.

в) Придумывание слов детьми.
У меня получилось замечать предметы в вашем классе. Попробуйте и вы назвать слова-предметы, которые есть в вашем классе.
(Дети называют слова – предметы.)
Это проще простого придумывать слова, которые вы видите… А вот может ли человек придумывать слова, которые не видит. Давайте попробуем, не повторяя друг друга.
(Дети вспоминают слова-предметы.)
Да, вы хорошо вспоминали предметы. И я придумаю 2 слова: карлики, великаны. Вы знаете, кто такие карлики, великаны?
Да вы все знаете: вы можете творить чудеса. Сотворите еще одно. Встаньте, пожалуйста. Давайте превращаться…

Чудеса у нас настали!
Дети карликами стали.
Великанами чтоб стать –
Будем дружно подрастать.

Вы хорошо превращались. Если бы карлики и великаны на вас посмотрели, они подумали б вот что: (На доске записываю слова “Молодцы, ребята!”).
Обращаюсь к ребятам: “Что они подумали бы?”
“Как вы думаете, что подумали бы карлики и великаны о вас?”

д) Рассказ логопеда о способах передачи информации с помощью разных видов письменности:
– славянская письменность;
– символико-знаковое письмо.

3. Обучение графическому анализу.

а) Знакомство со схемой слова.
А теперь превратите ваши палочки в волшебные! Взмахните ими и зазвучат загадки. Ваша задача их отгадать.

б) Отгадывание загадок.

Я – предмет пушистый,
Умею бегать быстро,
Люблю дремать на крыше.
Меня боятся мыши.
Кто я? (Кошка.)

А я – предмет рычащий.
Гуляю в дальней чаще.
Мед кушать обожаю,
Да пчелы мне мешают.
Я кто? (Медведь.)

Я – предмет голодный,
Живу в лесу холодном.
На месяц ночью вою,
Давно дружу с лисою.
Кто я? (Волк.)

в) Сколько слов-предметов вы угадали?
Запишите с помощью палочек.
Назовите первое словечко, второе словечко, третье словечко?
В правый верхний край стола ушло слово волк. Какое по счету? Ушло слово кошка? Какое по счету? Какое слово осталось? Медведь. Какое по счету? Ушло слово медведь.
Вы так ровно, красиво выкладывали слова с помощью палочек, пальчики старались, помогали. Пусть они теперь немного поиграют.

г) Пальчиковая зарядка.

Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли пальчики гулять.
Зашагали пальчики –
Ну совсем как мальчики.
Пальцы в крабов превратились.
То поползли, то притаились.
Словно рыбки в море синем
Плавали они, резвились.

д) Развитие речевого слуха.

Глазки закрываются,
Головки опускаются,
Ушки слушают,
Пальчики помогают.
Показать столько пальчиков – сколько я назову слов:
Мир, счастье, мама.
Какое первое слово?
Какое третье слово?
Какое второе?
Если бы у вас были карандаши и лист бумаги, как бы вы нарисовали слово “счастье”?
А почему именно слово “счастье” спряталось между словами мир и мама.

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра “Определи слово”.

Есть слова, которые каждый человек рисует одинаково, например стол, а есть слова, которые рисуются по-разному, например слово счастье. Вот какие удивительные слова-предметы. Сейчас я буду показывать картинку и называть ее. Вы хлопните, когда я назову правильно.

Сила, илас, лиса,
Липа, апил, пила,
Елкаб, алкбе, белка,
Мгон, ногм, гном,
Шимка, камиш, мишка,
Ткау, акту, утка,
Клаку, лакук, кукла,
Ломоко, коломо, молоко.

5. Итог занятия.

О каких словах мы сегодня с вами говорили?
Как мы записываем слова-предметы?
А что изображено на этой палочке?
Оценка деятельности учеников на уроке.
Мне хочется, уходя, дать вам обереги.

Пусть они вас берегут
И удачу вам несут!

Конспект коррекционного занятия на тему «Слова, обозначающие признаки предметов. Зима. Новый год» (1 класс)

Конспект группового коррекционного

( логопедического) занятия на тему «Слова, обозначающие признаки предметов. Зима, Новый год» с обучающимися 1го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Тема занятия: Слова, обозначающие признаки предметов. Зима, Новый год.

Тип урока: Урок закрепления изученного.

Цель: Развитие умений в подборе слов – признаков.

Коррекционно-обучающие задачи:

закреплять понятия о словах, обозначающих признаки предметов,

отрабатывать навыки подбора прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи:

совершенствовать слуховое внимание и память,

развивать логическое мышление,

закреплять навыки звукового анализа,

обогащать и активировать словарь,

снимать психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение между детьми,

формировать навыки оценки своего труда с помощью модели «Эмоциональная самооценка».

Коррекционно-оздоровительные задачи:

развивать межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений (обучение расслаблению, снятию эмоционального напряжения, дыханию; развитие остроты зрения, мелкой и артикуляционной моторики, переключаемости, распределения внимания, зрительно-моторной координации; формирование правильной осанки).

Планируемые результаты:

В ходе занятия обучающиеся

закрепят знания о словах – признаках

разовьют практические навыки подбора прилагательных

научатся устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы

научатся слушать собеседника и вести диалог

потренируются работать в паре

закрепят умение оценивать себя и товарищей

разовьют коммуникативные навыки

Структура урока:

I этап. Организационный (приветствие, логопедическая зарядка)

II этап. Постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

III этап. Закрепление знаний и способов действий

IV этап. Развитие логического мышления, оценка работы обучающихся

V этап. Итог занятия

VI этап. Домашнее задание

VII этап. Рефлексия

Формы работы на уроке: Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная. Для успешного усвоения учебного материала детьми с ОВЗ предусмотрена коррекционная работа, которая осуществляется в индивидуальном подходе организации учебного процесса:

Темп изучения учебного материала и методы обучения подобраны с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.

Задания подобраны с опорой на образцы, доступные инструкции, таким образом, чтобы максимально активизировать ребенка, пробудить у него потребность в познавательной деятельности.

При необходимости педагог помогает ребенку сформулировать устный ответ, используя наглядность, задавая наводящие вопросы, проводя аналогии. Использует систему поощрений, для повышения самооценки ребенка и укрепления в нем веры в свои силы.

Для предупреждения быстрой утомляемости используется чередование видов деятельности.

Интерес к занятию и хороший эмоциональный настрой обучающихся обусловлен использованием красочного дидактического материала, введением в занятие игровых моментов, презентации, динамических пауз.

Для реализации данных задач на уроке применялись элементы следующих технологий:

Технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения

Оснащение: зеркала, рабочие тетради, карточки, схемы, бумажные свечки, снежинки, Снеговичок, Ёлочка, бархатная бумага, нитки, массажные шарики «Су – Джок», карточки-символы для «Эмоциональной самооценки», проектор, презентация. Ход урока:

I этап. Организационный.

1 Приветствие. Организация обучающихся.

– Рада вас видеть. Звенит звонок, приглашает нас начать урок.

2 Логопедическая зарядка .

Массаж лица – профилактический массаж от простудных заболеваний.

Губы: улыбка, трубочка, рупор.

Язык: лопатка, иголочка, чашечка (с витаминкой).

Челюсть: жевание, движение (вправо, влево).

Для гортани: глотание мелкими глоточками.

– Нижнее диафрагмальное дыхание: Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем

Шарик лопнул – выдыхаем.

– Упражнение «Задуй свечу».

II этап. Постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

1 Сообщение темы.

-Какое сейчас время года?

-Какой праздник бывает зимой? Его любят и взрослые, и дети?

-Новый год, значит это новогодний праздник. Как можно ещё про этот праздник сказать, какой он? (новогодний, зимний, радостный, весёлый, чудесный, волшебный, единственный, сказочный, долгожданный, неповторимый, яркий, запоминающийся…)

-Что обозначают эти слова? (предмет, действия, признаки )

-Как вы думаете, о каких словах мы сегодня будем говорить?

-Вы правы, сегодня на занятии мы продолжим работать со словами, обозначающими признаки предмета; поучимся их правильно подбирать, решать логические задачи. Закрепим ваши умения эмоционально оценивать свой труд на логопедическом занятии.

2 Вступительная беседа. Актуализация знаний.

-Что могут рассказать нам слова-признаки? (указывают форму, цвет, размер, материал, температуру, вкус, время, принадлежность кому-либо, качества характера…)

-На какие вопросы отвечают слова-признаки?

-Можно ли узнать предмет по его описанию?

-Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов – признаков, то можно узнать его даже не видя. Сейчас мы с вами это докажем. Я буду называть слова – признаки, а вы догадайтесь по описанию о каком животном идет речь:

Серый, хищный, опасный (волк)

Б урый, мохнатый, косолапый (медведь).

Хитрая, рыжая, пушистая (лиса).

Косой, длинноухий, трусливый (заяц).

-Важно ли в жизни уметь описывать предмет?

– Где в жизни вам может пригодиться умение описывать предмет?

– Придумайте по одному слову-признаку.

– Как графически изображаем слово-признак?

– На что походит волнистая линия? (змея, дорожка…)

– Выложить ниткой волнистую линию на бархатной бумаге.

-Я буду называть разные слова. Если вы услышите слово-признак предмета -поднимите карточку. Зимний , снег, снежный , ледяной , кататься, санки, морозный.

-Какие слова -признаки мы с вами сейчас услышали? (зимний, снежный, ледяной, морозный)

III этап. Закрепление знаний и способов действий.

1 Подбор слов – признаков, активизация словаря. Игра «Снеговичок и Ёлочка»

– И так, стоял солнечный, морозный день. Шёл по лесу Снеговичок. Остановился около Ёлочки и стал рассказывать, какая она. Какие слова мог сказать Снеговичок Ёлочке? (зеленая, нарядная, чудесная, красивая, душистая, пушистая, очаровательная, новогодняя, необыкновенная, восхитительная, блестящая, искрящаяся…)

– Вот как много слов – признаков вы сумели сказать!

-Давайте подберем к другим словам, обозначающим предмет, подходящие по смыслу слова- признаки. Поставим вопрос к этим словам.

Образец: березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая — к а к а я ?

Ветер . (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг . (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение . (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение . (хорошее, примерное, отличное).

Погода . (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Мороз…(сильный, трескучий, лютый).

-Напомните Снеговичку, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая какое ?

2 Работа в парах по карточкам. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Взаимопроверка.

-Снеговичок очень любит выполнять разные интересные задания и предложил нам и Елочке с ним поиграть. Попробуем вместе с ними выполнить задания?

Повторение правил работы в паре.

Выполнение задания на карточках в парах.

3 Динамическая пауза.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько на место сели.

4 Упражнения в изменении формы слова.

Самостоятельная работа на крточках

-Снеговичок сомневается, как сказать правильно? Помогите ему. Соедините слово из левого столбика с подходящим словом из правого.

Звонкий пение Морозное ночь

Самопроверка. Сравнить с готовым образцом.

5. Подбор слов-признаков во множественном числе.

-Подбери слова-признаки по образцу:

черепаха и улитка (какие?) . медленные

1.Лимон и клюква …. кислые

2.Камень и орех … твердые

3.Роза и лилия… красивые, душистые

4.Лев и тигр … сильные

5.Вода и молоко … жидкие

6 Подбор антонимов.

-Помоги Снеговичку закончить предложения, подбери слова противоположные по значению.

Нож тупой , а топор …

Стул жёсткий , а диван …

Чашка полная , а стакан …

Пальто зимнее , а шорты …

Дорога прямая , а тропинка …

Ночь зимой длинная , а день …

7 Упражнение с массажным мячиком «Су Джок»

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

8 Работа над словами – признаками, смысловое значение слов .

– А теперь Снеговичок вам загадает загадку:

Что за звездочки сквозные,

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (снежинка)

– Какие слова признаки услышали в загадке? (Сквозные, вырезные)

– Как вы понимаете эти слова?

-Какие слова – признаки вы можете придумать к слову СНЕЖИНКА, расскажите какая она.

(белая, холодная, искристая, неповторимая, ажурная, чудесная, белоснежная, красивая, неповторимая, единственная, ослепительная, кружевная…- за каждое слово дети получают снежинку от Снеговичка)

9 Составление описания предметов по схеме, звуковой анализ. Работа в тетради. (Презентация)

-Назовите предметы, изображенные на картинках. Какие они по форме и цвету (огурец, помидор), цвету и вкусу (апельсин, лимон)? Сделать графическую запись, определить первый звук и записать соответствующую букву.

10 Кинезиологические упражнения.

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды сначала в одну сторону, а потом-в другую (по 6 раз).

Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук “с точностью наоборот”.

IV этап. Развитие логического мышления, оценка работы обучающихся

1 Игра «Шарики на Ёлочке»

-Снеговичок приготовил шарики на елочку. Шарик можно повесить только тогда, когда придумаем слово – признак на данную букву:

М – раствор из мыла (мыльный)

О – таким бывает нож (острый)

Л – можно сказать про кошку (ласковая )

О – большой арбуз (огромный)

Д – так говорят про хорошего человека ( добрый)

Ц – радуга ( цветная)

Ы – любое слово – признак, где есть звук «Ы» (например, человек, который обо всем заботится – заботливый)

-Прочитайте, какое получилось слово? (молодцы)

Значит, как вы работали на занятии? (хорошо)

V этап. Подведение итогов занятия

1 Итог занятия.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-С какими словами работали на занятии, что они обозначают?

-По каким признакам учились описывать предметы?

-Какие новые слова, обозначающие признаки вы узнали?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Где вы можете применить новые знания?

VI этап. Домашнее задание

1 Домашнее задание. Два уровня домашнего задания – повышенный и стандартный минимум.

-Выберите сами для себя домашнее задание:

нарисовать елочку и придумать 5 слов признаков к слову «елочка»

раскрасить елочку и придумать 2 слова признака к слову «елочка»

VII этап. Рефлексия , включающая в себя рефлексию учебной деятельности и рефлексию чувств и эмоций.

1 Самооценка детьми процесса работы на логопедическом занятии с помощью модели «Эмоциональная самооценка»

– Каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

Старался, у меня все получилось.

Старался, но были ошибки.

У меня не получилось, но я буду стараться.

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем занятии– соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на занятии. Вы замечательно потрудились. Наше занятие достигло своей цели! Занятие окончено.

Конспект логопедического занятия “Слова, обозначающие предметы”.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

– закрепить усвоение лексического значения слова;

– способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

– учить задавать вопросы к словам-предметам;

– учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

– корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

– развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

– развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

– развивать мелкую моторику;

– формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

– воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Слова, обозначающие предметы”. »

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Образовательные:

– закрепить усвоение лексического значения слова;

– способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

– учить задавать вопросы к словам-предметам;

– учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

– корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

– развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

– развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

– развивать мелкую моторику;

– формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

– воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

– У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

– Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

– Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

– Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. – Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

– Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

– Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

– Что же это? (Набор букв.)

– Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)

– Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.)

3. Слова, обозначающие предметы.

– Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

– Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)

– Можно ли из этих букв составить слово?

– Какое слово получилось? («предметы»)

– Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

– Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

– Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

– Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.

– Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

Я знаю 5 молочных продуктов…

Я знаю 5 названий птиц…

Я знаю 5 лиственных деревьев…

Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

Я знаю 5 головных уборов…

Я знаю 5 диких животных…

Я знаю 5 музыкальных инструментов…

Я знаю 5 видов спорта…

Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

– Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

– Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

– Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

– Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

– Всё, что движется само, ест, растёт – живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

– Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

– Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. – Слова – предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово – предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

– На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

– Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

– Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях).

Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

– Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

– С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами.)

– Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые.)

– На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?)

«Предложение и словосочетание».

Данная разработка предназначена для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Цель данного занятия – закрепить у обучающихся умение составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания, а таже расширить и обогатить словарный запас обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Предложение и словосочетание».»

Конспект занятия

«Предложение и словосочетание».

Предмет: Логопедия

Класс: 2 ФФНР, дисграфия

Автор: Сиднева Е.В.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. ‑ 128с.

Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Цель: Создать условия для формирования умения составлять предложения, находить в нём главные слова, отличать предложение от словосочетания.

Образовательные:

1. Формировать умение отличать предложение от словосочетания, выделять в предложении главные слова.

2. Формировать умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки.

3. Формировать умение работать со словарём.

Коррекционно – развивающие:

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие связной речи.

Обогащение словарного запаса по теме «Февраль».

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми связью слов в предложении, различными синтаксическими конструкциями.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям, инициативность, самостоятельность.

Личностные результаты обучения:

Обучающийся:

1. Освоит личностный смысл учения, желание учиться.

2. Приобретёт способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Научится принимать и сохранять учебную задачу.

2. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

3. Следовать режиму организации учебной деятельности.

4. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении задания.

Познавательные учебные действия:

1. Сможет отвечать на простые и сложные вопросы учителя, сам задавать вопросы.

2. Наблюдать и делать простые самостоятельные выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные универсальные действия:

1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события и обосновывать.

2. Сотрудничать в совместном решении проблемы.

3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Материально – техническое оснащение: индивидуальные карточки с заданиями, слова на карточках для урока – снежень, лютый, високосный год,

февраль – картины природы, «Февральская лазурь» И. Грабарь, толковый словарь, проектор.

Ход занятия:

I. Мотивационно – целевой этап.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять

Без ошибок все писать.

От улыбки станет всем светлей. Это слова известной песни. Улыбнитесь друг другу, тем самым Вы подарите частичку своего тепла (слайд 1)

– Послушайте меня! Ваша задача заключается в следующем: тот, кто услышит предложение, сядет за парту!

– Зима уступает место весне.

-Сядьте красиво и приготовьтесь меня слушать.

II. Ориентировочный этап.

– Посмотрите на доску.

– Что у меня написано на доске?

– Как Вы думаете, что я попрошу Вас сделать?

– Какое задание я приготовила для Вас?

Среди букв спряталось слово, которое будет обозначать тему нашего урока.

КЛМПРЕДЛОЖЕНИЕЗДРВ

– Какое слово Вы нашли? (предложение)

– Что Вы можете сказать об этом?

– Тема урока: Предложение.

– Давайте вспомним, что же такое предложение по плану – алгоритму.

1.Что выражает предложение?

2. Из чего состоит?

3. Как связаны между собой?

– Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить с Вами на занятии? ( о предложении)

Игра (работа с сигнальными карточками).

Если это предложение, то поднимаем вверх карточку, если нет, то карточку не поднимаем!

– Солнце в феврале….

+ Самый веселый праздник в феврале — Масленица.

+ Февраль – это самый короткий зимний месяц.

– В феврале определить погоду на ближайшие дни помогут…

– Молодцы! Карточки уберите на край парты.

– А теперь, посмотрите на доску, найдите предложение. Докажите.

– Докажите, почему второе – это не предложение. Докажите.

В феврале дуют сильные ветры

– Молодцы, предложение выражает законченную мысль.

– В предложении есть главные слова – предмет и его действие.

– А что же случится с предложением, если из него убрать главный предмет? Изменится смысл предложения.

– А что же такое словосочетание? Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

– Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Сегодня мы будет закреплять умение отличать предложение от словосочетания.

III. Поисково-исследовательский этап.

– Посмотрите на карточки, которые лежат у Вас на партах. Прочитайте то, что у вас написано на карточках.

– В феврале много инея на деревьях — будет много меда (слайд 2,3)

– Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

– Что Вы прочитали?

– На что похожи эти предложения? На народные приметы.

– Народ на Руси был очень наблюдательный.

– Для чего человеку знать приметы?

– О каком месяце шла речь в пословицах?

– Откройте тетради и запишите число.

– Февраль – самый необычный зимний месяц. Как Вы думаете, почему?

– Это последний зимний месяц (слайд 4,5)

– Что в нём необычного?

Это самый короткий месяц в году и, именно, от него зависит, станет ли год високосным. Високосный год – год в котором не 28 , а 29 дней. Не 365 дней в году, а 366. И бывает такой год раз в четыре года.

В народе февраль ещё называют – снежень, лютый.

– Как вы думаете, почему его так называли?

– Где можно найти ответ на этот вопрос?

– К каким источникам обратиться? (слайд 6)

– Я заранее посмотрела и нашла информацию в словаре.

– Снежень – месяц снега.

– Лютый – холодный, часты морозы.

– Давайте попробуем изобразить вьюгу! Дети рисуют в воздухе лежачие восьмёрки и следят за рукой глазами.

Параллельно учитель – логопед сопровождает свои действия и действия детей стихами:

Ты февраль, февраль, февраль

Весне дорогу уступай.

Через год ты приходи

И ветрами пошали!

– А как согреться в мороз? Игра «Нос – ухо» (взять левой рукой правое ухо, и правой рукой левое ухо, затем быстро поменять руки).

– Молодцы! А теперь продолжаем работать.

– Ребята, как будут называться ветры, которые дуют в феврале?

– Солнце, которое светит в феврале?

– Есть ещё картина, которая называется февральская лазурь.

– Вот она, посмотрите на неё (слайд 7)

Автор картины И. Грабарь.

– Что обозначает слово лазурь?

– Лазурный цвет – это голубой цвет, это чистое безоблачное небо – посмотрите в окно.

IV. Практический

– Сейчас Вы попробуете составить предложения из данных слов (работа в парах). Работают две группы. Возьмите карточки в руки прочитайте про себя то, что написано на карточках.

– Прочитайте вслух (каждая группа читает свои слова на карточках.)

марту, февраль, дорогу, уступает.

сосульки, в, февраля, конце, длинные, свисают.

– Попробуйте устно составить предложения.

– Прочитайте получившиеся предложения.

– Назовите главные слова. Запишите каждый своё предложение в тетрадь.

– Какие правила необходимо помнить, при записи предложения в тетрадь?

– В каждом предложении всегда есть главные слова. Найдите их. Подчеркните.

– Какой линией подчеркнуть слово – предмет? Слово – действие.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

– Наше солнышко ярче засветило (слайд 8)

– Ему очень понравилось, как Вы работали на уроке! Вы были активны, любознательны и внимательны.

– Сегодня на занятии мы повторили, что такое предложение, познакомились с февральскими приметами. Составляли предложения из слов, записывали их и находили главные слова.

– Посмотрите на лесенку успеха. На какую ступеньку Вы сегодня поднялись?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: