Конспект логопедического занятия по теме Наша страна

Конспект логопедического занятия по теме «Наша страна»

Тема: Наша страна. Мой родной край. С чего начинается Родина?

Коррекционно-образовательные цели:

– познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.

– закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
– развивать умение согласовывать слова в предложениях;
– активизировать словарь по теме.

– воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, сюжетные картинки по ходу занятия, картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты, картинки с изображением флага, герба России, запись гимна России.

1. Организационный момент.

Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается,
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

2. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается.

3. Вводная беседа.

Так с чего начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живете, это родные и друзья.

Наш дом, город, страна.

Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.

Ты живешь в городе, поселке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту. Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах. Они возводят их из различного материла. Одни дома построены из кирпича или камня, другие – из дерева, глины или тростника.

4. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Где я живу?»

Моя страна называется … (Россия)
Столица нашей страны — … (город Москва)
Мой город (деревня) называется — …
Мой домашний адрес –

Игра «Какой, какая, какое?» (Проводится по сюжетным картинкам)

Город в России — российский город.
Деревня в России – российская деревня.
Паспорт гражданина России — российский паспорт.
Москва — столица России – российская столица.
Народ, который живет в России – российский народ.
Памятники России – российские памятники.
Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.
Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась?
Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.
Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте)
От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)
А. Прокофьев.

Игра «Животные и растения родного края»

Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории России. (Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты.)

Игра «Куда я отправлюсь на прогулку»

Дети рассматривают сюжетные картинки с изображением достопримечательностей родного края и рассказывают, куда бы они хотели пойти на прогулку или отправиться в путешествие.

В выходные дни я пойду с мамой и папой гулять в парк.
А я пойду в туристический поход на берег нашей реки и т.д.

5. Итог занятия.

Логопед предлагает послушать гимн России и напоминает о том, как нужно себя вести, когда звучит гимн родной страны.

Материал для закрепления вне занятий логопеда

Лексико – грамматические игры.

Закрепить с детьми названия своей страны, столицы, своего города.

Рассказать об исторических, культурных достопримечательностях родного края.

Назвать свой адрес.

Рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением своего города.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Моя Родина – Россия».

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о родине.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по лексической теме «Моя Родина – Россия».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад «Сказка»

Конспект логопедического занятия

по лексической теме

«Моя Родина – Россия».

Разработала логопед:

Кузнецова М.Г.

Конспект логопедического занятия по лексической теме

Читайте также:
Положение о родительском клубе

«Моя Родина – Россия».

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Коррекционно – образовательные задачи: Активизация словаря, расширение представлений детей о территории России, народах её населяющих, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа, согласование числительных с существительными в роде и числе)

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свой народ, за его подвиги.

Оборудование: карта мира, интерактивная игра «Моя Родина».

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о родине.

Ход занятия:

Организационный этап.

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Основной этап.

– Ребята, как вы думаете, о какой стране так говорят «Велика она, а отступать некуда?» (Россия). Почему так говорят? (Если во время сражения отдашь врагу хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу).

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. Часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. В ней много городов, поселков, деревень, рек…

Д/и. «Один – много»

Город – города – много городов ( поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес…)

Игра «Посчитай-ка»

1 река- 2 реки -…5рек (озеро, дорога, мост, 1 российский флаг…, 1 российский герб…)

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные Энергично сжимать и разжимать кулачки

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву, соединить большой и указательный пальцы правой руки

Другим – родной простор. соединить большой и средний

У каждого народа соединить большой и безымянный

язык свой и наряд соединить большой и мизинец

Один черкеску носит, соединить большой и указательный пальцы левой руки

Другой надел халат. соединить большой и средний

Одни – рыбак с рожденья, соединить большой и безымянный

Другой – оленевод соединить большой и мизинец

Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна, Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна. Берутся за руки.

– Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).

– Какие национальности, проживающие в России, вы знаете? (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)

– Как называют всех граждан России? (россияне)

– Какой главный документ есть у каждого россиянина? (паспорт)

Игра «Cлова друзья»

Воин, солдат, защитник, боец.

Родина, отчизна, отечество.

Смелый, храбрый, отважный.

Игра «Скажи наоборот»

Рассказ об истории праздника «День народного единства»

– Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время. Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить. Не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. Поняли люди, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков.

Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение. Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь.

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Козьма Захарыч, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?

Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде. Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами. Во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин. Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение. Два месяца шли бои за освобождение Москвы. Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России.

Читайте также:
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

Отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Интерактивная игра «Моя Родина»

1.Найди флаг России.

2.Найди герб России.

3.Найди столицу России.

4.Найди президента России.

III. Заключительный этап. – Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?

Занятие-путешествие “Мы – туристы” в подготовительной логопедической группе по лексической теме “Наша страна”

Разделы: Логопедия

Программное содержание.

– Расширить и закрепить представления детей о нашей стране.

– Закрепить знания детей о транспорте.

– Закрепить умения образовывать относительные прилагательные.

– Закрепить умения детей использовать в речи предлоги, с пространственным значением, сложные слова (ледоруб, самолет, снегопад, железнодорожный), слова сложной слоговой структуры (иллюминатор, альпинист, достопримечательность, аэропорт), имена существительные в Р.п. множественного числа.

– Активизировать в речи детей навык употребления всех типов простых и сложных предложений.

– Закрепить умение детей самостоятельно высказываться при рассматривании картин, фотографий, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

– Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе и к различным предметам.

– Развивать слуховое внимание и память, воображение.

– Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.

– Прививать чувство гордости за нашу необъятную Родину.

– Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

– Формировать умения детей активно вступать в речевое взаимодействие.

– Воспитание культуры межличностных отношений.

Карта России; серия сюжетных картинок для составления рассказа; сюжетные картинки с изображением страны, леса, моря, деревни, гор, ледника, Москвы; следы: (цветок, солнце, лес, звезда, компас – со стрелкой на Север, взлет), предметные картинки: ледянка, грабли, ледоруб, очки, рюкзак, мяч, топорик, кофеварка; фотоаппарат-конверт, рация, зонт, магнитофон с записью песни “Широка страна моя”.

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей и приглашает подойти к нему и посмотреть, что он принес с собой. На стене висит карта России.

Логопед: Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, это глобус. Как вы думаете, а зачем я его принесла? (рассуждения детей). Определите, где находится на планете наша страна? Нашу страну мы можем увидеть не только на глобусе, но и на карте.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед. Эта карта поможет нам сегодня совершить путешествие по нашей стране.

3. Закрепление изученного материала.

Логопед: Кто знает, как называется наша страна? Какая она на карте?

Логопед: А вот поэт Лебедев-Кумач сочинил про нашу страну стихотворение, послушайте. (Музыкальное сопровождение)

Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин, с южных гор до Северных морей,
Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей.

Логопед. Вы согласны с тем, что наша страна огромная и необъятная?

– Как называется город, в котором мы живем? Я покажу вам его на карте.

(Логопед на карту ставит флажок).

– А какие еще города вы знаете?

– В каждой стране есть главный город, который называется столицей. Кто знает, как называется столица нашей страны?

(Логопед на карту ставит звездочку). В этом месте находится Москва.

– Как вы думаете, далеко или близко от вашего города находится столица? Предлагаю совершить путешествие.

– На чем можно доехать до Москвы?

– Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда?

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

От Барнаула до Москвы на поезде можно добраться за 3 дня.

– А если мы торопимся? Можем ли мы выбрать другой вид транспорта? Какой?

– На чем можно долететь до столицы?

– Откуда улетают вертолеты и самолеты?

Отправимся в аэропорт.

Предлагаю доехать на маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия.

(На полу – цветок, звезда, солнце, компас-стрелка на север, лес, взлет ракеты. Дети подходят к каждому предмету и называют остановки).

Дети: Это цветочная остановка. Следующая звездная остановка. И т.д.

Логопед: Садимся в самолет! (Дети садятся на стульчики). Взлетаем.

– Мы летим с вами как?

– Как называются окна в самолете?

– Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (На полу лежит сюжетная картина)

– Почему все предметы такие маленькие?

Логопед: Сядьте удобно. Наш самолет идет на посадку.

– А знаете ли вы, как называются люди, которые путешествуют по разным местам и осматривают достопримечательности? Значит мы с вами кто? (туристы). Наш полет закончился. (Дети встают со стульчиков)

– А теперь мы совершим экскурсию по Москве. Возьмем с собой фотоаппарат, чтобы запомнить места, по которым мы с вами будем путешествовать.

(Вешаю конверт-фотоаппарат на ребенка, в котором находятся сюжетные картинки).

– На чем можно ездить по городу?

– Какой это вид транспорта?

Приглашаю вас в трамвай. Какие достопримечательности Москвы мы увидели? (Картинки с изображением Кремля, Москвы-реки, Университета, цирка, Большого театра).

– А теперь нам пора отправляться на железнодорожный вокзал. Наше путешествие продолжается. (Дети встают друг за другом, имитируя паровоз)

Теперь мы с вами отправимся сюда. (На карту прикрепляю кораблик).

– Что это за большое синее пятно на карте? Прочитайте название. (Черное море).

– Как вы думаете, что мы будем делать на море?

– Как называется то место, где вы отдыхаете после купания в море?

Давайте с вами отдохнем. Покажите, как плавают лягушки. Поплаваем брасом, кролем. Поплаваем по-собачьи. Позагораем.

Логопед: Хотите побывать в горах? (На карту прикрепляю ледоруб)

– Чтобы попасть в горы, нужно особое снаряжение.

Дидактическая игра “Альпинисты” (выбрать картинки необходимые для похода в горы и объяснить их значение).

– Теперь мы готовы покорять горы? Как называются люди, которые взбираются на горы? (Дети встают на лавочку).

Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. Нас настиг снегопад. Синоптики передают, что снегопад продлится несколько дней. Что предлагаете делать? (Рассуждения детей).

– У меня есть рация, можно вызвать вертолет.

– А теперь нам придется прыгнуть с парашютом вниз. (Логопед раскрывает зонт, просит детей закрыть глаза и спрыгнуть с лавочки)

– Ой, посмотрите, где мы оказались? (В лесу)

– Как вы догадались?

Рядом с лесом деревня. Давайте посмотрим, кто в ней живет?

Старушка: Здравствуйте, ребята? Как вы сюда попали?

Логопед: Давайте дети покажем старушке наши фотографии и расскажем о нашем путешествии.

– Что видим на первой фотографии?

– Что изображено на 2-ой фотографии?

– Где живут люди в нашей стране?

– Чего много в нашей стране?

– А какие водоемы есть в нашей стране?

– Наша страна большая, а много ли людей живет в нашей стране? А как назвать людей, которые живут в России? А какие они?

– А этот маленький россиянин, что думает о нашей родине?

4. Создание целостного впечатления об изображенном на картинках.

Логопед: А теперь послушай, бабушка, весь рассказ целиком.

Рассказ 1–2 детей с опорой на серию сюжетных картинок.

– Давайте попрощаемся с бабушкой.

Старушка: До свидания, дети. Спасибо за ваш рассказ.

(На память раздает флажки)

5. Окончание занятия. Оценка работы детей.

– Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что вам понравилось на занятии? Вы сегодня хорошо занимались, я горжусь вами! А дома вы еще раз рассмотрите карту с родителями, расскажите им о том, как вы путешествовали, и спросите у них, где они бывали?

Конспект фронтального занятия по теме ” Моя Родина”

Фронтальное занятие по лексической теме “Моя Родина”

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Моя Родина – Россия.»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Коррекционно – образовательные задачи: Активизация словаря, расширение представлений детей о территории России, народах её населяющих, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа, согласование числительных с существительными в роде и числе) Коррекционно – развивающие задачи: Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свой народ, за его подвиги.

Читайте также:
Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Оборудование: карта мира, интерактивная игра «Моя Родина».

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о родине.

Ход занятия:

Организационный этап.

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Действительно, мы с вами будем говорить о нашей великой и прекрасной Родине. Как называется наша Родина? Имя нашей Родины, конечно, знаете вы. (Россия)

На какой планете находится наша Родина – Россия? (На планете Земля).

Как называется материк, на котором находится наша страна? (Евразия).

Давайте найдем Россию на глобусе.

Основной этап.

Давайте поговорим о рассказе, который вам прочитала. Ответьте на мои вопросы:

1. Как автор называет свою Родину? (Наше отечество, наша Родина – матушка Россия).

2. Почему мы зовем Россию Отечеством? (Мы называем Россию Отечеством потому, что в ней жили отцы и деды). Правильно. Слово Отечество образовано от слова отец.

3. Почему мы называем ее Родиной? (Родиной мы называем ее потому, что в ней родились). Слова Родина и родились родственники.

4. Почему мы называем Родину матерью? (Матерью мы называем ее потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами)

– Ребята, как вы думаете, о какой стране так говорят «Велика она, а отступать некуда?» (Россия). Почему так говорят? (Если во время сражения отдашь врагу хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу)

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. Часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. В ней много городов, поселков, деревень, рек…

Д/и. «Один – много»

Город – города – много городов ( поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес…)

Игра «Посчитай-ка»

1 река- 2 реки -…5рек (озеро, дорога, мост, 1 российский флаг…, 1 российский герб…)

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные Энергично сжимать и разжимать кулачки

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву, соединить большой и указательный пальцы правой руки

Другим – родной простор. соединить большой и средний

У каждого народа соединить большой и безымянный

язык свой и наряд соединить большой и мизинец

Один черкеску носит, соединить большой и указательный пальцы левой руки

Другой надел халат. соединить большой и средний

Одни – рыбак с рожденья, соединить большой и безымянный

Другой – оленевод соединить большой и мизинец

Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна, Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна. Берутся за руки.

– Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).

Игра «Венок слов».

Предлагаю вам еще игру. Давайте попробуем сплести венок из слов. Все слова связаны темой Родина. Я задаю вам вопрос и бросаю мяч. Вы ловите его и отвечаете, если нет ответа, передаете рядом стоящему игроку. Если тот отвечает, бросает мяч мне.

1. Россия, какая? (Великая, красивая, милая, необозримая, богатая, сильная….)

2. Что еще красивое в России? (Горы, реки, моря, луга, города, деревни)

3. А какие горы? (Снежные, белые, высокие)

4. А что еще высокое? (Дома, деревья)

5. А какое дерево является символом России? (Береза).

Физкультминутка: Подвижная игра «Журавль»

Облетел он сто земель.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Игра «Закончи предложение».

А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно, используя слова… моя Родина. Отвечать надо быстро, громко и правильно.

1. На карте обозначена …. моя Родина.

Читайте также:
Квалификационная характеристика учителя-дефектолога, учителя-логопеда

2. Я очень люблю…мою Родину.

3. Сегодня мы говорили о …моей Родине.

4. Я горжусь …моей Родиной.

Ребята, а наша малая родина это наш город, там где мы родились. Вы все родились в каком городе? (Рязани).

Кто из вас знает, на какой реке раскинулся наш город? ( На Оке.)

Во всех городах нашей страны есть свои гербы (выставляется герб Рязани).Герб – отличительный знак, эмблема города.

Какой формы рязанский герб? (В виде щита) Почему? (Потому что все готовы защищать свою землю, свой город) Какого цвета? (Жёлтого, цвета солнца, цвета жизни) Кто изображён на гербе? (Защитник Родины, воин, князь Олег Рязанский) Какое оружие у него в руках? (Меч) Почему? (Не нападать, а в любой момент защищаться) Во что одет князь? (В зелёное платье, шапка на голове, красный плащ) Красный цвет – это цвет знати. Знать – это уважаемые люди, их всех знают, им верят. Таким и был великий князь Олег Иванович.

«Рязанский герб»

«На злотом гербе Рязани

Цвет солнца, жизни воплощён

Стоит с суровыми глазами

Защитник Родины с мечом.

На нём пурпурный плащ атласный,

Травы весенней шапки цвет

Он лишь мечтает, чтоб прекрасной

Была бы жизнь чрез много лет.

Чтоб синим-синим было небо,

Весёлый ручеёк журчал

Чтоб нас земля кормила хлебом

И детский смех не исчезал.

Он никому не угрожает

Но каждый знает пусть:

Он свою землю защищает,

Он охраняет Русь.

С полным правом рязанцы гордятся своими земляками. Кто такие земляки? Кого из знаменитых земляков вы знаете?

К. Э. Циолковский – учёный, основоположник космонавтики.

И. П. Павлов — академик, физиолог.

И. В. Мичурин – биолог, селекционер, автор многих сортов плодово- ягодных культур.

А. С. Новиков — Прибой – писатель, автор произведений о море.

С. А. Есенин – выдающийся поэт.

Игра «Где я живу?»

Моя страна называется … (Россия)

Столица нашей страны — … (город Москва)

Мой город (деревня) называется — …

Мой домашний адрес –

Физкультминутка «А у нас в Рязани»

А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)

Все грибы с глазами (сгибание пальцев рук)

Их едят, они глядят (имитация ресниц)

А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)

Мы всё на свете знаем (наклоны в стороны)

Знаем в космос мы пути (подняться на носочки)

И сквозь землю как пройти (наклоны вперёд)

И где север, и где юг (прикладывание ладоней ко лбу, посмотреть налево и направо)

Всё расскажем тебе друг (повороты вокруг себя)

Вот тут, вот тут, дети умные живут (руки вперёд, встать прямо)

Отдохнули? Продолжаем наш рассказ.

Игра «Подбери родственные слова» (дети подбирают к слову «город» родственные слова «городской», «городок», «города», «горожане», «загородный», «пригородный», «междугородний» и др.

Рязань- рязаночка, рязанский, рязанцы, рязанец.

Игра «Какой, какая, какое?» (Проводится по сюжетным картинкам)

Город в России — российский город.

Деревня в России – российская деревня.

Паспорт гражданина России — российский паспорт.

Москва — столица России – российская столица.

Народ, который живет в России – российский народ.

Памятники России – российские памятники.

Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.

Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества).

Чтение стихотворения.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть: что дорого нам –

Напоминает всегда наших мам!

Игра «Нарисуй герб»

А сейчас, возьмём карандаши и краски

В «мастерскую» мы пойдём

Дружно герб родного города

На бумагу нанесём.

Итог: Вы меня очень порадовали. Много знаете о нашей Родине. Ребята, что Вам больше всего понравилось в нашем необычном занятии? Что нового узнали? Где бы вы еще хотели побывать?

Занятие в логопедической подготовительной группе “Россия – Родина моя”

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

Раздел: «Познание»

Тема: Россия – Родина моя

Обобщить и систематизировать знания детей о своей Родине.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордости за свою страну, причастности к её жизни.

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь , логическое мышление, коммуникативные навыки.

Магнитная доска, набор картинок « Народы России», таблицы « Шифровальщики» и ручки на каждого ребёнка, пазлы «Герб России» для работы в парах , гербы семей воспитанников на стенде, аудиозаписи песни « С чего начинается Родина» и Гимна России.

Читайте также:
Формирование навыка произношения шипящих звуков

Звучит запись песни «С чего начинается Родина» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского, исп. М.Бернеса) – начало.

– Мы услышали с вами одну из многих замечательных песен о нашей Родине.

Скажите, какая страна является для нас с вами Родиной? (Россия)

О России, о Родине нашей пойдёт сегодня речь.

Дети садятся за столы (на столах – таблицы, ручки, герб)

– Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди. Но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)

– Да, Родина – значит, родная, как отец и мать.

Родина – место, где мы родились.

Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Как по-другому можно назвать Родину? (Отчизна, мать, матушка, Отечество).

Родина у каждого одна. А что мы называем своей Родиной?

Звучит стихотворение «Что мы Родиной зовём» (читает ребенок).

А теперь поиграем в игру «Закончи предложение».

Наша страна называется …… (Россия)

Граждане России называются …… (россияне)

Столица России …… (Москва)

Кто Президент России …… (Владимир Владимирович Путин)

Кто выбрал Президента России …… (российский народ)

-В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Какая же она наша Родина, Россия? (подобрать эпитеты)

Да, наша Родина любимая, великая, богатая, лучшая, родная, как мама.

Послушайте об этом замечательные стихи.

– Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая. Родина тоже.

Много у Родины общего с мамой

Самой красивой, ласковой самой.

Так и должно быть, что дорого нам –

Напоминает всегда наших мам.

Где можно увидеть границы России? (на карте, глобусе).

Дети показывают.

В школу будете ходить

И сидеть за партой

И указкою водить

Над широкой партой.

Посмотрю на карту я –

Где тут Родина моя.

Вот она – моя страна!

Хорошо видна она!

У каждой страны есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и в России.

Назовите, какие государственные символы вы знаете (гимн, флаг, герб)

Что такое государственный гимн? (ответы детей).

– Это главная песня страны. Она исполняется в особо торжественных случаях. Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение.

(например, на Олимпиаде…)

Предлагаю прослушать гимн стоя.

Звучит гимн России (начало). Все садятся.

Где можно увидеть российский флаг?

-На государственных зданиях, кораблях, самолётах, жилых домах в дни государственных праздников.

Обычно, когда звучит гимн, поднимается флаг нашей страны.

Какой наш флаг ? Найдите его среди флагов других стран. (Изображения флагов на картинках на доске).

-Флаг у нас прекрасный-

А что обозначают цвета нашего флага? (ответы детей).

-Белый – мир и чистота.

Синий – верность, небеса.

Красный- мужество, отвага.

Вот цвета родного флага!

Что изображено на гербе России?

Золотой двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите изображен Георгий Победоносец на коне. Он копьём поражает Змея.

Наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

(Щит – герб Москвы).

Чтобы лучше запомнить, как выглядит российский герб, соберите из частей его целое изображение.

Игра «Пазлы – «Герб России». Дети работают в парах.

Где можно встретить изображение герба России?

(на пограничных столбах, полицейских машинах, в паспорте, монетах, документах, печатях, медалях…).

Символика есть не только у стран и городов.

Герб может быть и у семьи, и у каждого человека.

Предлагаю рассказать о своём домашнем задании: как вы вместе с родителями изобразили герб своей семьи.

Рассказы детей у стенда с семейными гербами.

-Есть у России и неофициальные символы, характерные только для нашей страны. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное.

Давайте вспомним эти символы.

– Белоствольная берёзка – нет нигде больше такой красавицы.

– Матрёшка – самая популярная русская игрушка, с ней играют дети в разных уголках планеты.

– Ромашка – любимый всеми нами цветок.

А теперь вставайте в круг,

Слева друг и справа друг.

Дети встают в круг, выполняют логоритмические движения.

Читайте также:
Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Мы живём в родном краю,

Любим Родину свою!

Малая родина, наши семьи – это маленький кусочек нашей большой страны. А все мы – граждане России, россияне. Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стремимся сделать её сильной и богатой. Когда вы подрастете, то сможете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный. Давайте вместе скажем и запомним слова пословицы: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, сёл и деревень. Как вы думаете, сколько народов проживает в нашей огромной стране? (180)

Какие вы знаете национальности? (дети называют)

А чем народы отличаются друг от друга?

– Они могут отличаться внешним видом, обычаями … (ответы детей).

– У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке.

Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране, на нём разные народы общаются между собой.

-Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пёстрый солнечный букет –

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты.

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады!

А я рада тому, что сегодня так много добрых слов звучало о нашей любимой Родине. Чтобы вспомнить эти слова, поиграем в игру « Шифровальщики». Постарайтесь прочитать зашифрованные слова.

(дети работают за столами и по желанию у доски).

Дети в своих табличках пишут слова: Россия, Родина, Русь, Отчизна и т.д. по теме(1 знак обозначает 1 букву алфавита, в верхней части таблицы-знаки, в нижней нужно проставить буквы).

Дети читают слова сами или с помощью педагога.

Приглашаю детей подойти к центру «Творчество, взять в руки сувениры для гостей.

-В России народ гостеприимный, любит встречать гостей, дарить им подарки. Гостям мы пожелаем добра, мира. Берегите тех, кто рядом с вами. Мы вам дарим оберег – куклу Берегиню, которую сделали своими руками.

Альманах педагога

Автор: Дисенко Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад “Солнышко”
Населённый пункт: Павлоградка, Омской Области
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: “Наша Родина – Россия”
Раздел: дошкольное образование

Конспект логопедического занятия по лексической теме

«Наша Родина – Россия»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме: «Наша

Коррекционно-образовательные задачи: Расширить

представление детей о территории России, народах её населяющих,

совершенствовать умения изменять существительные по родам,

числам и падежам. Закрепить умения отвечать на вопросы полным

Коррекционно-развивающие задачи: -развивать, речевой слух,

фонематическое восприятие, навык слогового анализа, общую и

мелкую моторику, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать

воспитанию любви к Родине, гордости за нее. Воспитывать доброе

отношение, навык сотрудничества, самостоятельности, активности,

ответственности.

Ход занятия:

Организационный этап. (звучит фрагмент песни с чего начинается

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Основной этап.

Скажите, какая страна является для нас с вами Родиной? (Россия). Как вы

думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Правильно. О

России, о Родине нашей. Ребята я совсем забыла о письме, которое пришло.

Его написал мальчик по имени Ганс, из далекой Германии. Он никогда не

видел нашей зимы и ничего не знает о России? Просит у вас помощи. Что же

мы можем сделать для него? Как вы думаете? (помочь и рассказать все что

знаем мы о своей стране) Согласна. Давайте запишем наше занятие и

отправим видео письмо Гансу.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди. Но Россия –

единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы

думаете, что такое Родина? (ответы детей: наши родные, друзья, наш

детский сад, наш поселок, наша страна, наши поля и луга.) Все что в сердце

бережем!! Россия слово звонкое и чистое, крепкое, как железо, нежное, как

Читайте также:
Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

березка и дорогое как мама. Россия-это наша большая Родина, а наша малая

Ребята, Россия-это государство и как все государства в мире она имеет свои

государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт

Я загадаю вам загадки про государственные символы, а вы попробуйте их

У России величавой на этом символе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог. (герб)

На свете много песен разных, но эта важней всего

Она, как символ государства известна всем до одного. (гимн)

У него названий много триколор, трехцветный стяг.

Цветом гонит прочь тревоги бело-сине-красный. (флаг)

Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. И прежде чем вы выполнить

следующее задание, давайте потренируем наших глазки.

Гимнастика для глаз

Тик-так 2 р (влево, вправо)

Все часы идут вот так

Так-ток 2р (вверх, вниз)

Так стучит молоток

Тук чат 2р (круговые движения)

Так колесики стучат.

Так-чок 2р (зажмуривают глаза и сжимают ладошки одновременно)

Вот стучит как каблучок.

А теперь разогреем ладошки сильно и положите ладошки на глазки, глазки

Глазки отдохнули и готовы к работе.

Посмотрите на подносе картинки с символами разных стран, мальчики

должны с помощью трубочек перенести на стол символы нашего

государства, а девочки должны сложить разрезные картинки.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Ребята посмотрите на наш флаг на нем три полосы разного цвета и эти цвета

выбраны не случайно.

Что вам напоминает белая полоса? (ответы детей)

Ребята, белая полоса символизирует чистоту и мир. Что вам напоминает

синяя полоса? (ответы детей)

Эта полоса символизирует верность.

А что вам напоминает красная полоса? (ответы детей)

Красный цвет – это цвет отваги и силы.

Российский флаг – это флаг доблести и чести.

На одном из прошлых занятий мы учились образовывать сложные слова, а

сегодня я предлагаю вам объяснить, значение некоторых таких слов.

«Объясни словечко»

Ребята, посмотрите на наш герб. Такого орла называют двуглавый,

На этой картине нарисован самый главный Кремль в нашей стране, его

называют краснокаменный, почему, как вы думаете?

Посмотрите, какие красивые березы на этой картине, их называют

Молодцы вы хорошо выполнили это задание. Символы вы знаете.

Ребята как вы думаете Россия большая? (ответы детей)

Где можно увидеть границы России? (на карте, глобусе).

Правильно, взгляните на карту, как велика наша Родина.

В школу будете ходить

И сидеть за партой

И указкой водить

Над широкой картой.

Посмотрю на карту я –

Где тут Родина моя.

Вот она – моя страна!

Хорошо видна она!

Россия самое большое государство в мире. А на каком транспорте мы

сможем быстро пересечь нашу необъятную Родину? (на самолете).

Упражнение на дыхание «Самолеты». (картонные самолетики

прикреплены на лентах к стойке)

Давайте вспомним правила выполнения дыхательных упражнений.

(Отвечают дети: Вдох делаем носом, выдох плавный ртом, плечи не

поднимаем, щеки не надуваем). Выполняют упражнение все.

А на чем еще можно отправиться в путешествие по России? (машина,

автобус, поезд) Правильно.

А вот и наш веселый поезд. Вы помните его вагоны не простые, все вагоны

слоговые. Выберите каждый по картинке и разделите ее название на слоги,

затем составьте с этим словом предложение. (картинки: горы, река, поле, лес,

дом, деревня, город, береза, цветок…)

Какие молодцы. Вы справились с этим заданием. Ребята, а еще в нашей

стране проживает много людей, разных национальностей. Предлагаю

разучить новую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные (энергично сжимать и разжимать кулачки)

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву (соединяют поочередно большой палец с

указательным, средним, безымянным и мизинцем на правой руке, затем на

Другим – родной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Одни кумыс готовит, (поглаживаем рукой живот)

Другой готовит мед. (вытираем ладонью губы)

Одним милее осень (выполняем плавные движения руками сверху вниз,

Другим – милей весна, (разводим руки вправо и влево)

А Родина – Россия (делаем домик: руки сводим над головой)

У нас у всех одна. (прижимаем ладони к сердцу)

Молодцы вы хорошо выполнили пальчиковую гимнастику.

-Какие национальности, проживающие в России знаете вы? (ответы детей)

– Как называют всех граждан России? (россияне)

– Какой главный документ есть у каждого россиянина? (паспорт)

Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Речевая игра «Жадина» (игра с мячом)

Я назову слово, а вы скажете чьё оно. Отвечают «Мой, моя, моё, мои»

(Родина, Россия, флаг, народ, город, государство, страна, жители, россияне,

Если мы все вместе скажем – чья Россия?

Кто из вас слышал слово отечество? Знаете, что оно означает? И от какого

слова оно образовано?

Давайте сейчас пройдем на коврик, сядьте по удобнее и послушайте рассказ,

«Наше Отечество»

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью- потому, что

она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему

языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но

одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Давайте поговорим о рассказе. Который я вам прочитала. Ответьте на мои

– Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину? (наше

Отечество, Родина – матушка)

-почему мы зовем Россию Отечеством? (мы зовем Россию Отечеством

потому, что в ней жили наши отцы и деды)

Правильно слово Отечество образовано от слова отец.

– Почему мы зовем ее родиной? (потому, что мы в ней родились)

– А почему мы называем родину матерью? (матерью мы называем ее потому,

что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами, учила нас

-Как заканчивается рассказ? (на свете есть много хороших государств. Но у

человека одна родная мать, и родина у него тоже одна.)

– Молодцы !! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

Динамическая пауза «Росиночка Россия» (видео файл)

Прошу пройти вас на свои места. Мы поиграем в игру «Семейка слов».

Игра «Семейка слов»

Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Каким словом

можно назвать папу и маму? (родители)

А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники) Какой

брат у тебя есть? (родной)

А кто живет в нашей стране? (народ)

Какую песню мы пели? (народную) Как по-другому можно назвать ключ,

бьющий из-под земли? (родник)

Перечислите все слова.

Последнее задание на сегодня составьте звуковую схему к слову Родина.

Наше занятие хочу закончить словами Михаила Пришвина. Он говорил:

«Рыбе нужна вода, зверю лес и горы, птицам воздух, а человеку Родина.»

Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости,

стремимся сделать её сильной и богатой. Когда вы подрастете, то сможете

сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и

близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся

и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый,

терпеливый, добрый и дружный. Давайте вместе скажем и запомним слова

пословицы: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Ребята как вы думаете получилось у нас сегодня Гансу помочь? Почему вы

так решили? (ответы детей)

Ну этот еще не все на следующих занятиях мы будем разгадывать ребусы,

учить стихи о родине с помощью мнемотаблиц, выполнять штриховки и

выполнять много еще других заданий. А сейчас давайте оценим себя кто как

работал. Перед вами лежат смайлики, они все разные.

Смайлик, который смеется должен взять тот из вас, кто активно работал,

правильно выполнял задания, не ошибался и кому понравилось наше занятие.

Смайлик, который улыбается должен взять тот, кто хорошо работал,

допускал ошибки и неточности, но исправлялся сам или принимал помощь от

своих друзей или Ольги Викторовны.

Грустный смайлик должен взять тот, для кого все задания оказались

трудными и неинтересными.

Ребята, а теперь оцените своих товарищей. Кто по вашему мнению из ребят

сегодня хорошо работал на занятии?

Вы сегодня были большие молодцы!

Мне понравилось, как вы работали. Спасибо. Наше занятие закончено.

Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

Аннотация: Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему: «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова». Предложенные задания помогут детям закрепить знания о корне слова как о значимой его части, подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования, активизация и совершенствование словарного запаса.

Методическая разработка:

План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

– совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
– активизация и совершенствование словарного запаса;
– развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;
– формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.

Читайте также:
Деловая игра для учителей-логопедов: Логопедический калейдоскоп

Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), карточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.

– Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.

Корень – это слова значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова!

– Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

– Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.

(Дети называют слова и садятся).

2. Основная часть:

Совершенствование звукового анализа и синтеза:

(На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)

– В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”.

Посмотрите, что растёт на дереве?

– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.

– Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.

На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.

– Работаем в тетради:

– Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Развитие навыка словообразования:

– Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались.
Нам нужно помочь птице собрать их.

(На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).

– Ребята, можем ли мы понять значение этих слов? Почему? Что нам необходимо сделать?

– Работаем у доски: Возьмите карточки с корнем слова и поставьте их на место.

(Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).

Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила, воронята.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).

– Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

(Дети выполняют задание).

Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:

– Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке.
Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?

Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

(На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

(На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут певца…(Скворец)

(На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)

– Посмотрите на слова – отгадки, что заметили? Какие буквы пропущены? – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

– Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.

(Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).

Физминутка:

– Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем -лет- , вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.

Развитие умения выделять на слух родственные слова.

– Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат:
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку муху и козявку!

(Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).

– Почему вы решили, что это родственные слова?

Работаем в тетради:

– Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

Развитие умения выделять родственные слова из однокоренных.

– Работаем у доски две команды: К данному слову впишите номера родственных им слов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: