Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему:

«Звуки С – СЬ. Буква С»

  • Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.

1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.

2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

3. Учить определять место заданного звука в слове.

4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

6. Познакомить с буквой С.

7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

  • Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Упражнение проводится с мячом.

– Сядет тот, кто правильно повторит:

са – со – су су – са – со ус – ис – ос

си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось

со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис

сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

– О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

– Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)

– Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

– Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

2. Выделение звука на слух:

– Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

– Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

– Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

– Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

– Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

4. Работа со слоговыми схемами.

Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

– Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

– Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

– Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.

Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

5. Знакомство с буквой С.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

– Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).

С – как серп рисуем с вами:

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

– Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

6. Динамическая пауза:

У нас славная осанка –

Мы свели лопатки.

Мы шагаем на носках

И пойдём на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.

7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

– Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объяснить детям, как пишется буква С.

– Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

– Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

– Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).

Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

3) Чтение слогов.

8. Итог занятия. Оценка детей.

– Какие звуки мы сегодня повторяли?

– С какой буквой мы сегодня знакомились?

Учитель-логопед
Гурина Анна Евгеньевна

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Знакомство детей со звуком и буквой С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных прилагательных, составление предложений по заданному слову, развитие связной речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx 27.93 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе
по теме «Звук и буква С»

Рязань 2014 год

Тема: «Звук и буква С »

Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

  • познакомить детей со звуком и буквой С;
  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в соотнесении слов со схемами;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
  • развивать связную речь.
  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова, зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай

Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
– Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
– А остальные звуки какие? (согласные)
– Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? – догадайтесь сами.

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

– Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
– Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?

С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С).
– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду – это согласный звук).
– Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
– Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?

Игра «Поймай звук»

С.: Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.

С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук?» ( Определение позиции звука С в словах).

(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)

Игра с мячом: « Добавь звук (слог )»
Добавим С в начале слова и получим новые слова:
Мех – (смех)
мел – (смел)
тройка – (стройка),
наряд – (снаряд)
клад – (склад)
мешок – (смешок)

Добавим С в конце слова и получим новые слова:
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)

(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»
Пе (сок) ле ( ) голо ( )
Ку( ) воло ( ) бро ( )
Но( ) коло ( )

С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом .(редис)

Днем спит,
Ночью летает.( СОВА )

Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный ( Сок )

С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?

«Какой бывает сок?» ( Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской. Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.

Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.

Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)

Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?

– Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
– Нарисуйте букву С в воздухе.

– Напечатайте букву С в тетради.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один – много». До скорой встречи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м’]. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м’], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:”Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта ” Чудо-дерево сказок Чуковского” представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему&quot.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно – образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звук [ а ] и буква А”.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»

Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х. Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепление у детей представле.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звук [ Ц ] и буква Ц.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звук [ Ц ] и буква Ц.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки С-Сь. Буква С”

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме развивает все компонентов устной речи у дошкольников.

Содержимое разработки

Тема: Звук «С» и «С’» . Буква «С».

закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’»,закрепить в памяти детей графический образ буквы «С».

– учить детей дифференцировать на слух звуки «С и С’» изолированно, в слогах и словах.

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, память.

– развивать мелкую моторику рук.

– воспитывать интерес к изучению грамоте.

Оборудование: 2 снежинки, волшебная ручка, карточка из набора на букву «С», предметная картинка на звук «С» или «С’» для каждого ребенка(10 штук), зеленый и синий домик, карандаши, тетради, пластилиновые крышки, горох, карточки со слогами, образ буквы «С».

1. Организационный момент.

Дети, какая интересная снежинка залетела к нам. Посмотрите на неё. Какое у неё настроение, какая она? (печальная, хмурая, грустная, расстроенная, недовольная) Хотите узнать, почему она грустит? Она услышала, как мальчик Семен говорил, что учиться грамоте неинтересно и скучно. Снежинка решила полетать по белому свету и найти детей, которые любят грамоту. Мне кажется, что она прилетела правильно. Мы с вами как раз учим звуки и буквы. Покажем нашей гостье, что это интересно и увлекательно.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Назовите 1 звук в слове «снежинка» (звук (С))?

Сегодня мы играем со звуками «С и С’» и буквой «С».

Характеристика звуков «С и С’»

Дадим характеристику звуку «С». Какой это звук? (согласный) Правильно.

Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой?

Итак, звук «С» – согласный, твердый, глухой.

Дайте характеристику звуку «С’». Звук «С’» – согласный, мягкий, глухой

Развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру «Ловушка»

Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «С», должны поймать его в ладоши.

Речевой материал: к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц.

Развитие слухового внимания.

Поиграем в игру «Разведчики»

Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Леня, читай первое, а все остальные слушают и запоминают.

Настя, читай второе

Дима, читай третье.

Какой слог здесь звучит мягко? (СИ) Почему? (Смягчает буква «И»)

Андрей читай четвертое донесение.

Молодцы, настоящие разведчики.

Подбор слов с заданным звуком.

Придумайте слова со звуком «С» или «С’»

Настала пора познакомить Снежинку с волшебной ручкой. Ручка тоже придумала слова со звуками «С» и «С’» Послушайте их. Какие слова назвала волшебная ручка.

Физкультурная минутка.

Поиграем в игру «Пожалуйста» Правила игры вам знакомы.

Работа над звуковым анализом слов.

Продолжаем играть. Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Поиграем в игру «Выбери домик» Картинки, в названии которых слышим звук «С», поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук «С’», поселим в зеленый домик.

(Дети распределяют картинки)

Работа с графическим образом звуков.

На письме звуки «С» и «С’» записываются буквой «С»

Букву «С» можно не только написать. Её можно выложить из палочек , ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из гороха. Возьмите пластилиновые крышечки и выложите на них букву «С».

Молодцы. На что похожа ваша буква? (На месяц в темном небе)

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом.

Повторим все вместе, обводя пальчиком букву «С»

Работа над профилактикой оптической дисграфии.

Откройте тетради. Поиграем в игру «Кто самый внимательный»

Перед вами буквы. Обведите в кружок правильно написанные буквы С. Сколько букв вы обвели? Кто оказался самым внимательным, не пропустил ни одной буквы.

С Н П С Т Ɔ Н С Ɔ А С О Ɔ И С К О С Т Ͻ Є С С С О С

Посмотрите, что случилось с нашей Снежинкой. (Она улыбнулась) Видимо, ей очень понравилось на нашем занятии. Она поняла, что вы любите грамоту. Давайте напомним Снежинке, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Кто самый внимательный», «Выбери домик», «Подбери слово», «Ловишки»)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Вам понравилось занятие? Вы порадовали своими знаниями не только Снежинку, но и меня и наших гостей. Молодцы.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме “Звук и буква [с]”

Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
  2. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
  3. Познакомить с буквой С.
  4. Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
  5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
  6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
  7. Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в. »,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш. »,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у. »,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з. ».
Пошел снег. Снежинки падают, падают.
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча.
А на деревьях спят зимующие птицы.

Поиграем в чудесное превращение:

1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.

Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком.

Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?

2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.

(используется схема для характеристики звука)

3. Игра: «Лови звук».

Развитие фонематического восприятия.

A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.

Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС.

B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица.

4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.

Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.

– Какой звук 1, 2, 3 .

5. Игра: «Загадочные конверты».

Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С’] в названиях картинок.

САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.

6. Игра: «Домик».

Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с’] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.

СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.

7. Задание-ребус.

Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)

8. Упражнение: «Подбери картинку»

Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.

9. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

10. Физ. минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»

11. Знакомство с буквой С.

Логопед показывает детям букву С и спрашивает:

– На что похожа буква С?

– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.

12. Игра: «Покорение вершин».

Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.

13. Игра: «Буква потерялась».

Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.

– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.

Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.

14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».

Первая команда
КО, СА, СИ, МА, САН, КИ
коса
Сима
санки
Вторая команда
ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА
лиса
Саша
доска

Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.

15. Упражнение: «Составь предложение»

Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.

Конспект логопедического занятия «Буква «С»

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

III.Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

VI. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Ольга Дзицоева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

– учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;

– учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

-учить образованию относительных прилагательных; согласованию прилагательных с существительными;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

– автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

– развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

– воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.

Ход занятия.

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Сова).

– Правильно. Это тетушка Сова пришла к нам из Страны Знаний.

-Она предлагает вам ответить на ее вопросы. И кто правильно ответит, тот сядет на стульчик.

– Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

– Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

– С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

– Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

– С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? (М).

– Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

– Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились. Покажем ей какие вы у меня умные?

-Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой нас сегодня познакомит тетушка Сова.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

– Догадались? (Ответы детей).

– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

– Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

– Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).

Артикуляция звука.

– Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

– Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)

– Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

– Какой звук [с] по твердости – мягкости? (Твердый).

– Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

– Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

– Ребята, Сова предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель начинает слово,дети договаривают:

но. .(с); абрико. .(с); подно. .(с); бу. .(сы);

ква. .(с); анана. .(с); ко. .(са); воло. .(сы);

ле. .(с); автобу. .(с); ли. .(са); коле. .(со).

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с]стоит в начале слова:

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).

Звук [с]стоит в середине слова :

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

Звук [с]стоит в конце слова :

(Волос, парус, нос, поднос,автобус, абрикос, ананас, лес, квас).

Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке? (Сено).

-Какой первый звук в слове «сено»? (Звук [с’]).

Звук [с’] гласный или согласный?

– Какой звук [с’] глухой или звонкий? (Глухой).

– Какой звук [с’] по твердости – мягкости? (Мягкий).

– Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

– Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с’]в начале слова :

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко).

Звук [с’]в середине слова:

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка, осень, гуси, подосиновик).

Звук [с’] в конце слова :

(Лось, рысь, ось, высь).

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Словообразование относительных прилагательных.

Соотношение их с существительными.

Утро осенью – осеннее утро

Сок из апельсина – апельсиновый сок

День весной – весенний день

Сок из ананаса – ананасовый сок

Листья сосны – сосновые листья

Сок из сливы – сливовый сок

Листья осины – осиновые листья

Суп из фасоли – фасолевый суп

Погода осенью – осенняя погода

Игра «Скажи наоборот» .

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания – руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания – руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

-На что похожа буква С (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе.

Дифференциация звуков:

«Чистоговорки»

Са-са-са — бегает лиса.

Се-се-се — ленточки в косе.

Со-со-со — мне дали колесо.

Си-си-си — подъехало такси.

Су-су-су — ягоды в лесу.

Ась-ась-ась — плавает карась.

Сы-сы-сы — тикают часы.

Ось-ось-ось — на поляне лось.

Ас-ас-ас — свет в окне погас.

Ос-ос-ос — на палубе матрос.

Си-си-си — сена накоси.

Ус-ус-ус — на ёлке много бус.

Усь-усь-усь — подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс.

Ысь-ысь-ысь – в капкане рысь.

Работа в тетрадях.

– Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями.

-Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня.

-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)

-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Фронтальное занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Фронтальное занятие для подготовительной группы по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква [У]» Цель: уточнение и закрепление звука [У].

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова – учитель – логопед первой квалификационной.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н» Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий.

Конспект занятия по обучение грамоте в старшей группе «Согласные звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф» Программное содержание: Познакомить со звуками [Ф – ФЬ]; закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий круг–.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Интеграция образовательных областей: •Речевое развитие •Познавательное развитие •Физическое развитие Технологии: •игровые технологии, направленные.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук и буква С» (старшая группа)

логопедического занятия

по обучению грамоте

«Звук и буква С»

Цели занятия:

– познакомить детей со звуком и буквой С;

– научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

– закрепить навык чёткого произношения звука в слогах, словах, предложениях;

– упражнять детей в звуковом анализе слов, состоящих из 3-х звуков;

– упражнять в выделении звука в начале, середине, конце слова;

– упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать у детей фонематический слух, память, внимание, мышление;

– воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование:

Предметные картинки, в названии которых присутствует звук «С»; буква С; фишки для выкладывания звуковых схем; фасоль в мешочках на каждого ребёнка.

I . Организационный момент

Дети становятся в круг на ковре.

– Отгадайте мою загадку: светит, сверкает, всех согревает, что это? (Солнце.)

– Как мы ласково называем его? (Солнышко.)

– Закройте глаза. Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, шею, руки, вам приятно. Вы расслабились. (Расслабление.)

– Подул холодный ветер, открыли глаза. Вам холодно, вы напряглись. (Напряжение.)

– Опять засверкало солнышко. Вам тепло, приятно. (Расслабление.)

II . Ход занятия

Сообщение темы занятия.

– С какого звука начинается слово «солнышко»? («С»)

– Верно. Сегодня мы познакомимся со звуком «С» и буквой С.

– Как выходит воздух из шара? (С-с-с-с…)

Д/игра «Пузырь» (1 раз)

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми.

– Какое положение принимают губы? (Они растянуты в улыбке.)

– А что вы можете сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

– А теперь скажите, какой звук «С»? (Согласный, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета.)

– Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (Нет.)

– Значит, звук «С» какой? (Глухой.)

Дети повторяют полную характеристику звука «С», загибая пальчики. (Согласный, глухой, твёрдый.)

3. Развитие фонематического восприятия. Произношение звука «С» в слогах.

Д/игра «Эхо» (4 раза)

Тихое и громкое произношение слогов

са-со-су, су-са-сы, со-су-са, сы-со-су

Определение позиции звука «С» в словах. Работа с индивидуальными картинками на столах.

(У каждого ребёнка на столе карточка с картинкой, в названии которой есть звук «С». Дети синей фишкой отмечают место звука на схеме.)

Связь звука и буквы.

Логопед демонстрирует букву С, читает стихотворение:

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом. (В. Степанов)

Выкладывание буквы из фасоли на столах.

– На что ещё похожа буква С? (Ответы детей.)

6. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Д/игра «Мой, моя, моё, мои»

Дети проговаривают каждый свою картинку с добавлением нужного местоимения.

Физминутка со скороговоркой:

На кокосы, на кокосы

Налетели мы, как осы.

А кокосы высоко,

А кокосы далеко.

Дети шагают с правой ноги и хлопают одновременно в ладоши в ритм.

Закрепление звука «С» в предложениях.

Д/игра «Магазин»

– Отправляемся в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названии которых есть звук «С». Что вы купите?

(Каждый ребёнок выходит к доске-«витрине», выбирает себе картинку и говорит: «Я покупаю…колбасу, мясо, масло, рис, сыр, ананас» и т.д. Игра закончится, когда все картинки «купят».)

Звуковой анализ и синтез слова «суп». Составление схемы слова.

У доски работают два ребёнка. Остальные дети работают на местах самостоятельно.

– Сколько звуков в слове «суп»? (3 звука.)

– Назовите гласный звук в слове «суп». («У»)

– Который по счёту звук «С»? (Первый.)

– Какой последний звук в слове «суп»? (Звук «П».)

10. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком «С»:

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя. (Н. Владимирова)

III .Итог занятия

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

Оценка работы детей.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: