Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: Звуки [д] и [д’]. Буква Д

Автор: Лугманоа Файруза Халиловна,

учитель – логопед МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 408 г. Челябинска

Цель: дифференциация звуков и [д] и [д’] знакомство с буквой Д.

Задачи:

Коррекционно-обр азовательные задачи:

закреплять правильное произношение звуков [д] и [д’];

учить детей давать сравнительную характеристику звуков [д] и [д’];

учить выделять звуки [д] и [д’] из состава слова и дифференцировать по артикуляционным и акустическим признакам;

познакомить с буквой Д.

Коррекционно-раз вивающие задачи:

развивать фонематический слух;

развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;

Коррекционно-вос питательные задачи:

обогащать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества;

Оборудование: квадратики синего и зеленого цвета (на каждого ребенка); картинки на звуки [д] и [д’]: один, домино, посуда, диван, диск, бидон; картинки для игры «Четвертый лишний», мяч, «звуковые» домики, индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, буква Д, мешочек с зелеными и синими фишками.

Ход занятия.

Прежде чем мы начнем дыхательную гимнастику, скажите мне, ребята, какое сейчас время года? (Зима).

– А зимой идет что? ( Снег).

– Правильно. Вы догадались, какое упражнение мы сейчас будемвыполнять? (Упр. «Снег идет»).

– А зимой жарко или холодно? (Холодно).

– Давайте выполним упражнение «холодно зимой».

– Покажите мне, как вы в снежки зимой играете (Упр. «Играем в снежки»).

– Молодцы! А сейчас, я каждому из вас назову слово, а вы будете называть все звуки в этом слове по порядку. Например: МОХ – М, О, Х.Тот, кто правильно назовет все звуки – может проходить в кабинет и занять свое рабочее место.

– Ну, а теперь, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

4. Сообщение темы.

Выделение четвертого лишнего.

– Молодцы! Ребята, посмотрите на картинки, которые висят на доске.

Ромашка, василек, дуб, роза.

Тарелка, диван, чайник, чашка.

– Скажите, в первом ряду какая картинка лишняя? ( Дуб).

– А во втором ряду? (Диван)

– Назовите первые звуки в этих словах. Эти звуки, Д и Дь, мы будем учиться сегодня различать.

5. Основная часть.

Произношение и характеристика звуков [д] и [д’].

– Произнесите три раза звук [д], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

– Губы что делают? (Губы в улыбке).

– Посмотрите на зубы, расскажите о них (Зубы обнажены, разомкнуты).

– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в верхние зубы).

– Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Значит звук какой? (согласный) Давайте определим: звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).

– Звук Д – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.

– Дима, проговори, характеристику звук [д] еще раз.

– Произнесите звук [дь], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [дь]:

– Губы что делают? (Губы в улыбке).

– Посмотрите на зубы, расскажите о них (Зубы обнажены, разомкнуты).

– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы).

– Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Значит звук какой? (согласный) Давайте определим: звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (мягкий)

– Звук Дь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.

– Катя, проговори, характеристику звук [дь] еще раз. Запомнили характеристику звуков [д], [дь]? Молодцы! Поставьте, пожалуйста, зеркала в правый верхний угол стола.

Игровое задание «Светофор»

– А сейчас, давайте, мы поиграем в игру «Светофор». Я буду называть слоги со звуками Д и Дь. Если услышите звук Д – показываете синий цвет, а если звук Дь – зеленый.

а) да, до, ди, де, дю, ди, зда, зди, зды…;

Читайте также:
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога

Теперь я буду называть слова с этими звуками:

б) дом, девочка, диван, дуб, дерево, одуванчик, дым, мода, дети, дрова, Родина.

Дети поднимают синие или зеленые квадратики.

Игра «Наоборот» (игра с мячом)

– Я предлагаю поиграть в мяч. Я буду бросать вам мяч, называть слоги со звуком [д], а вы – бросать мяч обратно и называть слоги со звуком [д`].

Игра «Звуковые домики».

– Ну, какие же вы уменя умницы! Я для вас приготовила картинки. По цепочке назовите что на них изображено и садитесь на свое место. Возьмите звуковые домики, положите их перед собой. Вам нужно самостоятельно определить, какой звук присутствует в этом слове звук Д или Дь, а затем и место этого звука в слове(дети выполняют задание, каждый ребенок полным ответом проговаривает место звука в слове).

Звуковой анализ слова:

А теперь уберите домики и выложите звуковую схему ваших слов, под картинкой (дети выполняют задание).

– Дима, почему ты первый звук обозначил зеленым цветом?

– Ксюша, сколько гласных звуков в этом слове? Назови их.

– Кирилл, дай характеристику первому звуку.

– Илья, сколько согласных звуков в слове? Назови их.

– Катя, назови все звуки по-порядку.

– Сколько слогов в слове ДИВАН?

Знакомство с буквой Д.

– Молодцы! Ну а теперь давайте уберем фишки. Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем).Звуки Д, Дьна письме обозначаются буквой Д. Посмотрите на доску. Скажите, на что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву).

Д – словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

– Сейчас каждый из вас попробует выложить букву из фасоли.

– Какие аккуратные буквы получились у вас.

– Теперь уберем фасоль и перейдем к другому заданию. Посмотрите, я всем раздала листочки, на которых написаны буквы, вам нужно найти среди них все буквы Д и обвести в кружок. С обратной стороны напишите свое имя.

Итог занятия

– С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку Д. Дайте характеристику звуку Дь. У меня в руках мешочек, в котором лежат фишки зеленого и синего цвета. Вы сейчас, поочереди, будете доставать фишки. Тот, кто достанет фишку зеленого цвета – придумывает слово на звук дь, кто достанет фишку синего цвета – на звук д. Будьте внимательны! Звуки д и дь должны быть в начале слова.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»

Учёт структуры дефекта, компенсаторных возможностей, максимальная ориентация на ведущую игровую деятельность позволяют наиболее эффективно использовать и развивать у детей с ОНР потенциально сохранные психические звенья, такие как, зрительное восприятие и память, пространственные представления, конструктивная деятельность, инициативность.

Коррекционную работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи провожу по аналитико-синтетической системе с использованием основ звукового метода Д.Б. Эльконина и самостоятельно разработанных игровых способов успешного коррекционного обучения.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»

  • Развивать у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц.
  • уточнять артикуляционный уклад звука [Д], его характеристику при узнавании звуков по словесному описанию;
  • закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения при образовании уменьшительной формы слова «дом» и при образовании имени прилагательного «музыкальный» от имени существительного «музыка»;
  • закреплять у детей навык звуко-слогового анализа слова «домик» при работе с индивидуально-раздаточным материалом;
  • продолжать закреплять у детей навыки чтения слогов и слов в дидактических играх «Музыкальный домик», «Составь цветок!».
  • развивать у детей темпо-ритмические компоненты, мелодику речи, плавный длительный речевой выдох при пропевании слогов на мотив хорошо знакомой песни;
  • продолжать развивать у детей мышление при отгадывании загадок.
  • продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.
  • Дюймовочка (персонаж на занятии);
  • корзинка с лепестками для поощрения детей;
  • индивидуально – раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;
  • авторское демонстрационное наглядное пособие «Музыкальный домик» для хоровой фонации звуков [Д], [Дь] между гласными.
Читайте также:
План-конспект речевого праздника: Путешествие в весенний лес

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

II. Работа по теме: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д».

1. Постановка цели занятия.

– У нас на занятии гостья… Вы её не заметили?! Она крохотная и живёт в бутоне цветка.

– Кто догадался, как её зовут? Это — Дюймовочка!

– Здравствуйте, ребята! Я хочу посмотреть, как вы работаете на занятии. Каждому из вас я приготовила по белому лепестку за правильный ответ. Целая корзина белых лепестков, смотрите. (Корзина с белыми лепестками, Дюймовочка на фланелеграфе)

– В конце занятия мы посчитаем ваши лепестки и узнаем, кто отлично занимался, правильно отвечал, кто очень-очень старался.

2. Сообщение темы занятия.

– Какая буква, какие звуки «дежурят» у нас сегодня на занятии? Давайте узнаем поскорее!

– Нужно прочитать слово и назвать первый звук и букву в этом слове.

А. Узнавание букв по описанию их элементов и по их краткой характеристике.

– Слов-то мы прочитаем, но буквы скрыты от наших глаз! Давайте угадаем буквы!

Последняя буква состоит из четырёх элементов. Когда мы называем эту букву, получается звук согласный, звонкий, твёрдый, его произносят губами! («М»).

Вторая буква в слове состоит из одного элемента. Когда называем эту букву, губы похожи на «овал» («О»).

Когда называем первую букву в этом слове, получается согласный, звонкий, твёрдый звук. Мы произносим этот звук языком: кончик язычка «барабанит» за верхними зубами! («Д»)

– Дети читают слово «дом».

Итог. Дюймовочка хвалит нас: «Молодцы вы, ребята! Правильно назвали все буквы.

И слово прочитали правильно!»!

Б. Сообщение темы занятия через выделение первого согласного звука в слове.

– Какой звук звучит в начале слова «дом»?

– Какой звук звучит в начале имени «Дюймовочка»?

– Какая буква первая в этом слове?

– Сегодня на занятии мы будем учить звуки [Д], [Дь] и читать слоги, слова с буквой «Д, д».

3. Словоизменение слова «дом» и анализ слова «домик».

– Большой – дом, а как сказать, если маленький? (Домик)

Индивидуальная работа детей: составление звуко – слоговой схемы слова «домик». Предварительный устный анализ слова:

– Сколько слогов в слове «домик»?

– Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

– Два гласных звука. Дети называют их по-порядку: [О[, [И].

– Какой согласный звук в первом слоге перед [О] ? (Звук [Д] — твёрдый, берём синий квадратик)

– Какой согласный звук во втором слоге перед [И]? (Звук [Мь] — мягкий, берём зелёный квадратик)

– Какой согласный звук во втором слоге после [И]? (Звук [К] — твёрдый, берём синий квадратик)

Итог. Все правильно выполнили задание? Проверим, правильно ли составила схему слова «домик» наша крохотная гостья Дюймовочка! (Образец на фланелеграфе)

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

4. Хоровая фонация звуков [Д], [Дь] между гласными нараспев.

А. Постановка задачи. Вот и мы дошли до необычного домика. Чем же он необычен, узнаем, когда прочитаем на крыше название домика!

Б. Отгадывание загадок и выделение первого звука из слов – отгадок.

Первая буква. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Последняя буква. Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Слова-предметы

Вторая буква. Кто на себе свой домик возит? (Улитка)

Третья буква. Это что за зверь лесной, — встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши выше головы? (Заяц)

Пятая буква. Усатенький, мохнатенький, как есть начнёт, так песенку поёт! (Кот)

Четвёртая буква. Эта буква ходит с палочкой, увы! (Ы)

Итог. Дети читают, открывшееся на крыше слово « музыка». Наш домик необычный, потому что в нём живёт музыка! Если в доме живёт музыка, значит он какой? (Музыкальный домик)

5. Хоровое чтение – пропевание слогов (В окошечках домика на мотив любой хорошо знакомой всем детям песенки)

– Прочитаем и споём хором нашу любимую песенку!

Дети хором протяжно, на мотив песни «Ёлочка» поют слоги в окошечках домика:

АДА — АДО – АДЫ – АДУ — АДИ

ОДО – ОДА – ОДЫ – ОДУ

ОДИ – УДА – УДО – УДЫ

УДУ – УДИ – ИДА – ИДО – ИДИ….

Итог. Какая буква была в каждом окошечке? («Д») Назовите слоги, в которых звучал звук ? Что можно составить из слогов? (Слова)

– Прочитаем слова, составим из лепестков цветы и подарим Дюймовочке!

Дети составляют на фланелеграфе цветы из лепестков, подставляя их к сердцевинке, читают на лепестках слова.

Что читали на лепестках? Дюймовочке очень понравились наши красивые цветы и то, как вы читали слова. Молодцы, ребята!

III. Итог занятия.

Дюймовочке понравилось заниматься с вами, ребята! Давайте посмотрим, кто из вас очень хорошо работал, — посчитаем лепесточки, которые дарила Дюймовочка за правильные ответы!

Оценивается деятельность детей, подводится итог.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед
Казённого образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Д. Буква Д» (подготовительная к школе группа)

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:

Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.

  • Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  • Мягкая часть неба опускается.
  • Гортань вибрирует.
  • Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.
  • Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

    Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

    Упражнения для постановки

    Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

    Артикуляционная гимнастика

    Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

    1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
    2. Губы и щеки:
    • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
    • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
    • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
    • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
    • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
    • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

    4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

    Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

    Дыхательная гимнастика

    Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс

    Читайте также:
    Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

    ). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

      Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.

    Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.

    Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

    Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

    Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

    Причины нарушения произношения

    Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого

    • отсутствие правильной артикуляции
      органов речи;
    • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
    • повторение ошибок за окружающими;
    • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

    На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

    Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического

    обследования. После сбора подробного анамнеза
    логопед
    назначает коррекционные
    задания
    . Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

    Подготовила: учитель – логопед Голомаздина Юлия Александровна

    г. Брянск. МБДОУ детский сад № 9 “Красная Шапочка”

    Программные задачи:

    • познакомить с артикуляцией звуков [д], [д’];
    • совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
    • совершенствовать умения в определении места звука в слове;
    • познакомить с буквой Д.
    • развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
    • воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
    • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

    Оборудование: игрушка обезьяны, картинка дятла, предметные картинки, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, манка, зеркала.

    1. Организационный момент

    Логопед: К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

    Строит рожицы, играет,
    На деревья залезает,
    Чтоб потом на высоте
    Покачаться на хвосте.
    Длиннорукая, смешная
    И проказница такая!
    Жить не может без банана.

    Кто же это? – . обезьяна.

    Логопед: Правильно, обезьяна. Посмотрите, какая она? (ответы детей). Её зовут Дуся. Какой первый звук слышится в её имени? [д]. Дуся узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый. Расскажем нашей гостье? Тогда проходите и садитесь на стульчики.

    2. Основная часть

    Логопед: Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву. Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам». Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.

    Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В кличке нашей гостьи он твердый – Дуся [д], а в слове дятел – мягкий [дь]. Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный? Еще раз дадим характеристику звука [д]: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Молодцы! Теперь Дуся знает как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.

    Читайте также:
    Нейропсихологические методы в логопедической работе

    Логопед: Наша гостья очень игривая и любит звучащие предметы. И она принесла вам вот такие коробочки. Дуся посмотрит как вы с ними поиграете. Дети, вам нужно узнать, что звучит в коробочках. Слушайте внимательно и запоминайте. В первой коробочке рис, во второй – монетки, в третьей – манка, в четвертой – макароны. А сейчас коробочки перемешаем и поиграем.

    Логопед: Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики». Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.

    Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.

    А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.

    Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.

    Логопед: Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Дусей.

    Физ.минутка (музыкальное сопровождение)

    Мы – веселые мартышки.
    Мы играем громко слишком.
    Мы в ладоши хлопаем,
    И ногами топаем,
    Надуваем щечки,
    Скачем на носочках
    И друг другу даже
    Язычки покажем.
    Дружно прыгнем к потолку,
    Пальчик поднесем к виску.
    Оттопырим ушки,
    Хвостик на макушке.

    Шире рот откроем,
    Гримасы все состроим.
    Как скажу я цифру 3, —
    Все с гримасами замри!

    Логопед: Проходите и садитесь за столы. Наша гостья очень любознательная и любит рассматривать картинки. Она принесла их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Но она не знает где они находятся. Дуся просит вас помочь определить место звуков в словах. Но будьте внимательны – звуки [д] и [дь] могут находится только в начале или середине слова. Я показываю картинку, вы называете что на ней изображено и определяете место звука в слове при помощи «мышки» и фишек (дом, дуб, 9, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин).

    Логопед: Умницы. Дуся узнала где живут ее любимые звуки в словах. Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год). Дуся написала письмо Деду Морозу, а как его подписать не знает. Давайте покажем нашей гостье какой буквой обознается звук [д], первый звук в ее имени. Посмотрите, это буква Д. На что она похожа? (ответы детей)

    Буква Д – как будто дом,
    Но всего с одним окном.

    Логопед: Давайте покажем Дусе как нужно писать букву Д. Нарисуем букву Д на манке.

    Логопед: Африка — это дом нашей обезьянки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ (звуковой анализ). Кирилл будет выполнять задание у доски, а остальные дети за столами. А потом проверим.

    – Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?

    – Сколько звуков в слове ДОМ? Назовите

    – Дайте характеристику первому звуку, второму, третьему

    – Сколько гласных, согласных звуков?

    – Сколько твёрдых и мягких согласных?

    – Прочитайте слово по схеме.

    3. Итог занятия

    Логопед: Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь она все знает про любимый звук [д]. Но ей пора возвращаться в Африку. Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности? На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]»

    Ксения Степанова
    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]»

    Читайте также:
    Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

    Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

    Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д’]

    Цель: Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д’].

    Формировать и закреплять умение определять наличие звука в слове и его позицию.

    Закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.

    Учить преобразовывать слова путём замены одного звука другим.

    Развивать фонематический слух, внимание, память.

    Оборудование: телевизор; ноутбук; карточки с буквами; презентация; магниты зелёного, синего и красного цветов; рабочие тетради; цветные карандаши.

    Ход НОД.

    I. Организационный момент.

    Дети сидят на стульчиках на ковре.

    Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть, отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов, составлять слова на доске. Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд №1). Скажите, какая буква изображена на картинке?

    Дети: Буква Д.

    Воспит. Правильно. Это буква Д. А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука?

    Дети: Букву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.

    Воспит. : Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д?

    Дети: Может твёрдым звуком и может быть мягким звуком.

    Воспитат. Правильно. А кто мне может рассказать о звуке Д, какой он? (если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы).

    Дети: Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

    Воспит. Молодцы. А какой звук обозначается зелёным цветом?

    Дети: Звук Д ‘.

    Воспит. : Хорошо. Всё правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы?

    I. Основная часть.

    1. Отгадывание загадок.

    Воспит. : тогда слушайте. (Слайд №2).

    Вот огромный шумный мир.

    В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,

    Воспит. : Правильно. Это дом. (Слайд №3). Скажите мне, а в этом слове какой звук, твёрдый или мягкий?

    Воспит. : правильно, твёрдый. А находится он где в этом слове?

    Дети: он находится в начале слова.

    Воспит. : Молодцы. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?

    Воспитат. :Слушайте: (Слайд №4)

    В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.

    А как наскучит ей летать, на землю падает опять!

    Воспит. : Правильно, это вода. (слайд №5). А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове, о котором мы говорим?

    Дети: Это звук Д, он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга).

    Воспит. : Молодцы, и с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку. (Слайд №5). Хорошо, когда он есть, на него и лечь и сесть…

    Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …

    Воспит. : Правильно, это диван. (Слайд №7). Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?

    Дети: Звук Д ‘. он находится вначале слова и обозначается зелёным цветом.

    Воспит. : Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём.

    Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя).

    3. «Придумывание слов с заданным звуком».

    Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее для вас задание. За стол сядет тот, кто придумает и назовёт слово, которое начинается со звука Д или Д ‘. Задание всем понятно?

    Дети: да. Придумав слово, ребёнок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол.

    Воспитат. Помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.

    4. «Определи, какой звук».

    Воспит. : Я буду называть слова со звуком Д, а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове. Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш?

    Воспит. : Правильно. Приготовьте карандаши и ушки. (Читает слова):

    Читайте также:
    Артикуляторно-акустическая дисграфия

    Дятел, Доктор, День, Садик, Домино, Владик, Дерево, Друг, Дожди, Вода, Природа, Дорога, Стадо.

    5. «Придумай слово» -добавление слогов ДА или ДЯ.

    Воспит. : Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру «Придумай слово». Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?

    Воспит. :Тогда слушайте:

    На…. Лю… Ли…. Воло… Фе… Вла…. Со…

    6. «Скажи по- другому» – замена звука Т – Ть на звук Д – Дь.

    Воспит. : А теперь задание посложнее будет. Ваша задача заменить в словах звук Т- Ть на звук Д -Дь.

    Том-дом Точка- дочка Плоты-плоды Тень-день Тима-Дима

    Трава-дрова Тело-дело Уточка-удочка Прутик-прудик Тачка-дачка.

    Молодцы, справились с такой сложной задачей.

    7. Составление слова по картинке. На доску прикрепляется картинка, а ребёнок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.

    Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску.

    Воспит. : Правильно, это ДУШ. Кто хочет выйти и составить слово душ на доске?

    Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова.

    Воспит. : А кто может сделать звуковой анализ слова ДУШ?

    По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим).

    Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.

    8. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

    III. Заключительный этап.

    9. Работа в тетради.

    Воспит. : Ребята, откройте пожалуйста свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях.

    Воспит. : Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях). А кто может сделать звуковой анализ слова? По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях.

    Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО.

    А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.

    Воспит. : Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось, а что вам не очень понравилось. Может быть вам было сложно, или не интересно, или другая причина. Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не –то зелёного. Все поняли задание?

    Воспит. : Первое задание- отгадывание загадок. Дети поднимают руку с карандашом вверх. Аналогично оцениваются задания №3, №7.

    Спасибо вам, вы сегодня все большие молодцы и мне было очень приятно с вами сегодня работать. Наше занятие окончено.

    Обучение грамоте.”Звуки [Д], [Д]. Буква Д”
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Цели этого занятия: научить детей правильно произносить звуки [Д], [Д] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд; закреплять связь звука и буквы «Д»; развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, и координацию движений, память, внимание; сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль; воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

    Скачать:

    Вложение Размер
    zanyatie_zvuki_d_d._bukva_d.docx 19.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки [Д], [Д]. Буква Д.

    Цели: научить детей правильно произносить звуки [Д], [Д] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд; закреплять связь звука и буквы «Д»; развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, и координацию движений, память, внимание; сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль; воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

    Оборудование: изображения клоунов Дина и Дона; предметные картинки и игрушки на звуки [д], [д], индивидуальные зеркала, элементы буквы «Д», аудиозапись.

    Содержание организованной деятельности

    1. Организационный момент.

    – Ребята, давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил друг Звукознайкин. (Звуки мы слышим и произносим.)

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Очень любит наш роток улыбаться (Улыбка),

    А подвижный язычок работой заниматься.

    Наш язык лопатку сделал, раз – два (Лопатка),

    А потом забор построил. Красота! ( Заборчик).

    Рядом с новеньким забором – желобок ( Желобок),

    По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

    Мясорубку надо делать не спеша (Мясорубка),

    Физзарядка получилась хороша.

    1. Сообщение темы.

    – Сегодня в гостях у нас веселые клоуны Дин и Дон. Какой мы первый звук слышим в имени Дон ( Звук д ), а какой первый звук вы услышали в имени Дин? ( Звук д ). Сегодня мы познакомимся со звуками [д], [д].

    1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим

    – Давайте произнесем звук Д.

    Какой звук Д – гласный или согласный (согласный твердый)

    Какой звук Д – (согласный мягкий)

    1. Произношение звуков [д], [д] в слогах. Развитие координации движений.

    – Дин и Дон любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними:

    • на барабане: дан – дон – дун – дин;
    • на трубе: ди – да – до – ди – да – до;
    • на балалайке: да – до – ду – да –до – ду.
    1. Анализ слогов «ди», «да», «ду» и слов «Дин», «Дон».

    – Динь спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (чтобы обозначать звуки.)

    – А что это за замки и почему они разноцветные? (В замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – согласные твердые, а в зеленом – согласные мягкие. )

    – Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам звуки [д], [о]. Какой слог получился? (До). Какого звука не хватает, чтобы получилось его имя? (Звука Н]. А теперь Дин просит, чтобы составили его имя. ( Ребенок у доски составляет слово «Дин» и обозначает звуки).

    7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове. Ударение.

    – Ребята, Дин и Дон принесли нам подарки, в названиях которых есть звуки

    [д], [д]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

    – Что у нас в первом мешочке? (ведро, дуршлаг, звезда, дротик, динозавр).

    – Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [д])

    – Где вы произносили звук [д]? (В начале слова, в середине)

    – А что у нас во втором мешке? (гвоздь, деньги, тетрадь, дерево, дельфин).

    – Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [д])

    – Так кто нам подарил первый мешочек с подарками (Первый мешочек подарил Дон.)

    – А кто подарил второй мешочек? (Второй мешочек подарил Дон.)

    8. Развитие фонематических представлений.

    – Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Поймай слово». Вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [д] и [д]. (Дом, дверь, тигр, подарок, картина, дети, дыни, турист, дерево, кабан, дождь, дуб.

    – Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

    9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

    – Ребята. Дин и Дон предлагают нам поиграть в игру «Чего не стало?». На столе лежат картинки со звуками [д] и [д]. (Ребенок внимательно смотрит на картинки, затем закрывает глаза, а одну картинку прячут. Затем ребенок открывает глаза, внимательно смотрит и должен сказать, какой картинки не стало и разделить это слово на слоги.)

    10. Знакомство с буквой «Д». Чтение слогов.

    – Дети, с каким звуком нас познакомили клоуны Дин и Дон? (Со звуками [д], [д].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

    Видны за окнами дома

    И дети на дорожках.

    А вот и буква «Д» сама

    На самоварных ножках. С. Маршак

    – Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее. (Дети складывают букву.)

    – Молодцы, ребята! А сейчас мы выполним задание на листочках

    – А теперь давайте покажем Дину и Дону как мы умеем читать. (Дети читают слоги и слова: да, ду, ди, ды, де, дя, до, дым, дом, дуб, дам, дай, дыня, Дима, Дина, Лида, дыня.

    11. Чтение и пересказ рассказа (по времени)

    Конспект занятия “Звук и буква Д”.

    Представлено открытое занятие для детей подготовительной группы с ОНР. Цели которого, закрепление знаний детей о механизме образования звука “Д”, его аккустических особенностей, на основе слогов, слов.Знакомство с буквой “Д”, ее печатным изображением.Совершенствование навыков чтения и письма. Расширение словаря, на основе слов содержащих звук “Д”. Развитие общей, мелкой, речевой моторики. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.Развитие памяти, мышления. Работа по предупреждению дисграфии.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект занятия “Звук и буква Д”.»

    Открытое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР.

    Тема: Звук и буква «Д».

    Образовательные:

    – Закрепление знаний о механизме образования звука «Д», его акустических особенностей на основе слогов, слов, содержащих данный звук.

    – Закрепление умения анализировать артикуляцию звука, давать характеристику звука.

    – Знакомство с буквой «Д», ее печатным изображением.

    – Совершенствование навыков чтения и письма, закрепление понятий «звук» и «буква»

    – Расширение словаря на основе слов содержащих звук «Д».

    – Учить выполнять звуковой анализ на основе слов содержащий данный звук .

    Коррекционно-развивающие:

    – Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.

    – Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).

    – Выработка плавной воздушной струи.

    – Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

    – Развитие функций фонематического слуха и восприятия.

    – Развитие слухового восприятия.

    – Развитие мышления, памяти.

    – Работа по предупреждению дисграфии.

    – Развитие навыка контроля и самоконтроля при работе с тетрадью и с доской.

    Коррекционно-воспитательные:

    – Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.

    – Воспитание самоконтроля за собственной речью.

    – Вызывать мотивации к речевой активности.

    Оборудование: зеркала, схема для анализа артикуляции, схема для характеристики звука, символы обозначения звуков, картинки, мячи для массажа рук, слова для чтения, тетради.

    Наступила тишина,

    Заниматься нам пора.

    Будем четко говорить

    И за звуками следить.

    2. Развитие общей моторики. Нормализация мышечного тонуса.

    На поляне дом стоит,

    Ну а к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    В этот домик приглашаем.

    Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

    И лицо теплом своим нежно умываем.

    Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

    Их вперед сгибаем.

    Тянем вниз за мочки.

    А потом руками трогаем за щечки.

    4. Мимическая гимнастика.

    – Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы. (картинка солнышко улыбается)

    – А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите. (картинка солнышко хмурится)

    – Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.

    Тихо носиком вдыхаем,

    Ветерок через рот выдыхаем.

    5. Артикуляционная гимнастика.

    – Сядем на свои места, пододвинем к себе зеркала.

    для губ: Губки улыбаются

    для языка: Упражнение «Дятел»

    Целый день тук да тук

    Дятел долбит толстый сук

    6. Объявление темы занятия.

    – Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.

    – Ребята, отгадайте, какое слово здесь зашифровано.

    – Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок (картинки).

    – Какое слово у вас получилось? (ДОМ)

    – Какой звук первый в слове дом?

    7. Произношение изолированного звука.

    – Как дятел добит дерево (картинка)

    «Д» легко произноси

    Голосок свой подключи

    8. Анализ артикуляции звука.

    Схема анализа артикуляции.

    – Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»?

    (губы свободны)

    – Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»?

    (зубы сближены но не сомкнуты).

    – Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»?

    (язык стучит кончиком за верхние зубы).

    – Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д».

    (теплая, идет по середине языка)

    – Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?

    ( работает, звук звонкий)

    9. Характеристика звука.

    – Произнесите звук «Д» еще раз.

    – Как мы произносим этот звук?

    – Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?

    – Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

    – Значит, какой звук «Д»?

    – Одинаково или по разному я произношу звук «Д» – «Дь»?

    – Значит какой еще звук «Д»? (твердый, мягкий, звонкий)

    10. Развитие фонематического слуха.

    – Встали, игра «Договори словечко» (мяч)

    – Я начинаю слово, а вы заканчиваете его слогом «ДА» и называете слово целиком

    ПОМА…, НАГРА…, ПОБЕ…, ПОГО…, КОМАН…, ГИРЛЯН…, СЕКУН…

    ПОХО…, НАРЯ…, СНАРЯ…

    11. Знакомство с буквой

    – Что такое буква?

    – Звук Д мы обозначаем буквой Д.

    Буква Д – высокий дом.

    В этом доме мы живем (картинка)

    – На что похожа буква Д?

    – Из скольки элементов состоит буква Д? (из шести)

    – У вас на столе лежат карточки. Возьмите их.

    – Наша буква Д сломалась. Допишите букве недостающий элемент. (карточки)

    Развитие мелкой моторики

    Дети берут мячи.

    Букву Э и букву О

    Знаем мы с тобой давно

    И запомним навсегда

    Вместе с У и буквой А

    А последней букву Д

    Хорошо писать должны.

    13. Работа в тетрадях

    – Открыли тетради, приготовили карандаши.

    – Напечатаем две буквы Д.

    – Букву начинаем печатать сверху вниз.

    14. Развитие звукового анализа

    – Пока мы печатали букву, буквы в слове перепутались.

    – Отгадайте, что за слово здесь спряталось? (домик)

    – Выполним звуковой анализ слова «домик».

    – Сколько гласных в слове «домик»? Назовите их.

    – Сколько всего звуков?

    15. Чтение слогов

    – Ребята, а сейчас мы с вами построим настоящий дом из кирпичей.

    – Но это не обычные кирпичи. На них напечатаны слоги, а какие – вы должны прочитать сами, и построить дом. (кубики со слогами)

    – Пока мы с вами строили дом, наша буква Д убежала из слов.

    – Вставьте пропущенную букву Д и прочитайте, какое получилось слово. (карточка)

    – Какой звук мы сегодня изучали?

    – С какой буквой познакомились?

    – Ребята, вы сегодня молодцы!

    – Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!

    Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

    И лицо теплом своим нежно умываем.

    Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

    Их вперед сгибаем.

    Тянем вниз за мочки.

    А потом руками трогаем за щечки.

    На полянке дом стоит,

    Ну а к дому путь закрыт

    Мы ворота открываем

    В этот домик приглашаем

    Целый день тук да тук

    Дятел долбит толстый сук

    Букву Э и букву О

    Знаем мы с тобой давно

    И запомним навсегда

    Вместе с У и буквой А

    А последней букву Д

    Хорошо писать должны

    Этой Байды надо 5 страниц.АД ОД УД ИД ЫД ДА ДО ДУ ДЫ ДИ

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: