Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме “Посуда”
презентация по логопедии на тему

ü уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;

ü закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;

ü уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.

ü развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.

ü формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Скачать:

Вложение Размер
конспект 26.23 КБ
презентация 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

по лексической теме “Посуда”

  • уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
  • закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
  • уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.
  • развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.

Здравствуйте, друзья хорошие:

Милые, добрые и пригожие,

Я спрошу у вас сейчас:

– “Кто хороший здесь у нас?”

Я – хороший, ты – хороший,

Он – хороший, и она.

Если жить мы дружно сможем

Станет жизнь чудес полна.

Введение в тему.

Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)

Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.

(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)

Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)

Логопед: Разделите слово «чайник» на слоги. (чай-ник)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

– Делим слово на слоги. (лож-ка)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в …… (кастрюле)

Жарят на ………. (сковороде)

– Разделим и эти слова на слоги. (кас-трю-ля, ско-во-ро-да).

Логопед: Загадки о чем? (о посуде). Значит разговор у нас сегодня о посуде.

Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.

Игра “Что лишнее?”

Голос: Поиграю снова я.

Посмотрите на меня.

– Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.

(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек).

Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?

– Чайник, кастрюля, мяч, ложка, сковородка.

– Лишний мяч. Он – игрушка. А все остальное посуда.

– Правильно. Назовите следующие картинки.

(Появляется новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

– Что лишнее и почему?

– Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить. А из остальной посуды можно пить.

– Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Беседа о бережном отношении к посуде.

(Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.)

Логопед:– Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: – От меня посуда ушла.

Логопед: – Ребята, вы догадались кто же это? (Это Федора)

Логопед: – Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

Логопед: – А какая она должна быть? (Посуда должна быть чистая).

Логопед: – Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Федора: (громко плачет). – Мне посуду жалко!

А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись

Вдоль по улице несутся – Удивились

На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились

И стаканы- дзынь – разбиваются… – Грустные.

Материалы, из которых изготовляется посуда.

Федора: – А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

Федора: – Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

Закрепление видов посуды.

Логопед: Федорушка, а еще посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

Федора: И ребята ее знают и не путают?

Логопед: Ребята, назовите кухонную посуду (столовую, чайную).

(Дети по слайдам называют посуду)

Пальчиковая гимнастика “Посуда”

– Ребята, поможем Федоре помыть посуду, наведем порядок!

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Моем блюдце и стакан,

Самомассаж кончиков пальцев

И закроем крепко кран.

– Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.

Игра “Разбитая чашка”.

Я посуду перемыла,

Только чашку я разбила,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку я чуть-чуть сломала,

Всю посуду поломала!

Логопед: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.

(Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)

– Что у тебя получилось? (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).

Игра “Назови ласково” (Дети стоят у столов)

Логопед: А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

– Приглашаю вас поиграть в веселую игру.

Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Надувают животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнуты над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Легли на ковер, вытянулись

Развитие фонематического слуха.

Федора: Вот теперь я добрая хозяюшка. Помогите мне, ребята, к чаепитию накрыть стол. Принести посуду, в названии которой, есть:

звук “с ” (самовар, стакан);

“ч” – (чашка, чайник, молочник);

“ц” – (блюдце, конфетница, сахарница).

Ведение нового слова.

Федора: Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор посуды, предназначенный, например, для чаепития. (закрепление слова “сервиз”).

– Что это? (Это чайный сервиз)

Федора: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)

Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)

Ложки из серебра, они….. (серебряные)

Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)

Упражнение на пространственное ориентирование.

Федора: – Назовите предмет, который находится справа от чашки.

– Назовите предмет, который находится под чайником. И. т. д.

Гимнастика для глаз

Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные.

Смотрим внимательно на экран, следим только глазками.

Упражнение на развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»

(тот же предметный ряд, но по другому расставленный)

Федора: – Что изменилось?

Упражнение в словообразовании. Игра “Угадай, какой я пью чай?”

Логопед: Выберем, какой будем пить чай.

– Чай с малиной? (Малиновый чай)

(Коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают: Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый.

Логопед побуждает строить развернутые предложения).

Упражнение “Подуем на чай”. (развитие дыхания)

Логопед: – Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на “пар”, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

(Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.)

Логопед: – Чудесное у нас чаепитии!

Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу.

Предлагаю подарить Федоре Егоровне набор посуды на память.

Но прежде, вспомним, что нового узнали?

Какие задания были трудными?

(Ребенок дарит Федоре посуду)

Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок.

(Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение).

Занятие на тему «Посуда», подготовительная группа

Конспект открытого занятия по теме “Посуда”

Цели:

  • закрепить знания детей о различных видах посуды, её назначении
  • Коррекционно-образовательные:
    • систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
    • формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
    • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
    • совершенствовать грамматический строй речи:
      • согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
      • изменение формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.),
      • образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, конструктивный праксис, память.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола, бережное отношение к посуде.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды , цветные карандаши, самовар.

ТСО: магнитола, аудиозапись «Жили у бабуси» (музыка и слова народные).

Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники» и «Посуда».

  1. Логопед:

– Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Снова горе у Федоры

Не пошел ей впрок урок.

Чистоты, порядка нету

И опять переполох.

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались кто куда!

  1. – Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

  1. Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат карточки с изображение продуктов, а вы должны догадаться, куда их сложить?
(Каждый раскладывает карточки и называет «Сахар я положу в сахарницу»,
маслов масленку
салфеткивсалфетницу хлеб – в хлебницу

Сухари – в сухарницу салат – в салатницу

Соус – в соусницу селёдку – в селёдочницу

Соль – в солонку фрукты – во фруктовницу

Конфеты – в конфетницу сухари – в сухарницу

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до уборки.

  1. Физминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварёшку потеряли,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

  1. Игра «Четвертый лишний»

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какой предмет лишний и почему.

  1. Игра «Найди пару»

– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На столе разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная картинка лежит под столом.

  1. Задание«Узнайпредметпосилуэту»

– Какие предметы спрятались в картине? (Чашка, кастрюля, ложка и т.д.)

— Контур каждого предмета обведите разными карандашами.

— Сосчитайте и назовите предметы (кастрюля, чашка, чайник, ложка, тарелка и графин)- Какие детали есть у чайника?(носик,крышка,донышко,ручка)

— Носик у чайника. Какой еще может быть носик? (Носик у ребёнка)

— Ручка у чайника. Какая еще может бытьручка?(Ручка у девочки; ручка, которой мы пишем)

8. «Из чего может быть сделана посуда» (с мячом)

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля из железа – значит она железная.
Ложка из алюминия – значит она алюминиевая.

Горшочек из глины – значит он глиняный.

Рюмка из хрусталя – значит она хрустальная.

Котелок из меди – значит он медный.

Кружка из дерева – значит она деревянная.

Сковородка из чугуна – значит она чугунная.

Тарелка из керамики – значит она керамическая.

Конфетница из серебра – значит она серебряная.

Соусница из золота – значит она золотая.

Стаканчик из пластмассы – значит он пластмассовый.

–Молодцы, а теперь можем немного отдохнуть.

  1. Физминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули живот, одна рука изогнута

Очень важный,как начальник как носик, другая на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни- разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (Руки перед собой, сомкнуты в круг)

Он посуду нам принёс

  1. Игра «Накрой на стол»

Вот мы все и убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

Ах, вы чистые сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только на столе для чаепития не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

Федора приносит под платком самовар и ставит его на стол.

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся.

– А отгадайте ещё загадки о посуде:

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник )

Новая посуда,
А вся в дырках.
(Решето)

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
(Тарелка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Чаю даст тебе напиться.

Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем “железку” эту.

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Игра «Назови варенье»

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора мы будем угадывать какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, пробует его и говорит)

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Из смородины – смородиновое

Из земляники – земляничное

Из брусники- брусничное

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Федора:

Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
И поставить все на место
Я не позабуду.

Федора:

Спасибо, ребята за вашу помощь, а я приготовила вам маленький подарочек (Раздает каждому листочки с заданием на дом «Где,чья чашка?»).

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)

Список литературы:

Л. М. Граб «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Н. Е. Арбекова 2Развиваем связанную речь» у детей 6-7- лет с ОНР. Москва, издательство «ГНОМ», 2011 год.

О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!», Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2001 год.

Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2008 год.

Б. Е. Гаврина «Окружающий мир» тетрадь для рисования, КОГУП «Кировская типография», 2005 год

Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2006 год.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»

Логопедическое занятие по лексической теме «Посуда»
для средней группы

Коррекционно–образовательные цели:

– Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.
– Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного и родительного падежей единственного числа со значением отсутствия; образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

Коррекционно — развивающие цели:

– Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; физиологического дыхания; артикуляционной, мелкой и общей моторики.
– Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа описания.

Коррекционно — воспитательные цели:

– Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде.
– Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: Предметные и разрезные картинки с изображениями посуды, посуда из кукольного сервиза, детали к чайнику для игры: «Чего не хватает у чайника?», мячик, аудио кассета.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Посуда».

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей к себе и организует приветствие. (Он задаёт вопросы а дети отвечают и показывают)

– Как живёте? ( Вот так!)
– Как идёте? (Вот так!)
– Как шалите? (Вот так!)
– Как грозите? (Вот так!)
– Заниматься хотите? (Да!)

Логопед: Чтобы сесть на свои места, вы должны выбрать по одной чашке с моего подноса. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

(Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья.)

Логопед: Садитесь! Расскажите, посуда какого цвета у вас.

1-ый ребёнок: У меня красная чашка и красное блюдце.

2-ый ребёнок: У меня синяя чашка и синее блюдце. И. т. д.

Логопед: Молодцы, всё правильно рассказали. А сейчас давайте мы с вами попьём чай с блинами и с вареньем.

2. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков).

Первое упражнение: «Месим тесто». Взяли все зеркальце, смотрим в него и выполняем за мной как я.( Дети выполняют)

Второе упражнение : «Блинчики», следующее упражнение: «Вкусное варенье», и последнее упражнение: «Чашечка».

3.Упражнение: «Подуем на чай». ( Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи)

Логопед: Ребятки, блины мы испекли, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай , но он очень горячий, на него надо подуть. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар»,не поднимая плечики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так.( показывает) (Упражнение повторяется 2-3 раза).

4. Приходит Федора.

( Под тревожную музыку в группу вбегает растрёпанная Федора в грязном фартуке, плачет).

Логопед: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора: (сквозь слёзы) От меня убежала…..(Всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.)

Логопед: Ребята, что убежало от бабушки? (Дети отгадывают, называют.) Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».

Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом….

Логопед: А какую посуду вы ещё знаете?

(На магнитной доске вывешены картинки с изображениями посуды)

Давайте мы с вами по очереди их назовём (называют)

Для чего нам нужна посуда? Можно ли прожить без посуды? (ответы детей)

5.Физкультминутка. Подвижная игра: «Посуда». (Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.)

Логопед: А теперь давайте мы с вами отдохнём, и ты Федора с нами поиграй, пойдёмте на коврик поиграем в подвижную игру «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Федора: Детки, миленькие, помогите мне вернуть мою посуду.

Логопед: Ребята, поможем Федоре?

Логопед: Ну, тогда в путь.

(Логопед читает отрывок из стихотворения, а дети в масках демонстрируют.)

И помчалися по улице ножи:
Эй, держи, держи, держи, держи!
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу!
«Я бегу, бегу, бегу;
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь –ля –ля! Дзынь –ля –ля!

(Дети находят подносы, на которых картинки с изображением чайника и детали к нему)

Дети: Мы нашли посуду.

Федора: А вот моя посуда.

Логопед: Ребята, но она ведь у вас разбитая.

6. Игра: «Чего не хватает у чайника? (Развитие внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имён существительных в форме родительного падежа).

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает у чайника?» Перед вами подносы, на которых картинка с изображением чайника. Посмотрите, пожалуйста, что есть у чайника.

Дети: У него есть ручка, носик, крышка.

Логопед: Молодцы. А сейчас посмотрите сюда и скажите, чего нет у этого чайника, без чего он?

Дети: Он без ручки, без носика, без крышки.

Логопед: Вот сейчас вам предстоит приделать к этому чайнику недостающие детали. Посмотрите на картинку и приступайте. А ты, Федора, наблюдай и нашим деткам помогай.

(Дети выполняют задание. Логопед проверяет работу каждого ребёнка.)

7.Составление описательного рассказа о чайнике. (Развитие связной речи, речевого слуха.)

Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый чайник у вас получился, давайте мы с вами его опишем. Посмотрите все на свои чайники и отвечайте полным ответом. Что это?

Дети: Это чайник.

Логопед: Какой он?

Дети: Он красный.

Логопед: Что есть у чайника?

Дети: У него есть носик, ручка крышка.,

Логопед: Для чего он нужен? Что в нём кипятят?

Дети: В нём кипятят воду.

Логопед: Верно. А теперь послушайте рассказ о чайнике. Это чайник. Он красный. У него есть носик, ручка, крышка. В нём кипятят воду. Попробуйте повторить рассказ. Сначала скажите, что это, какого он цвета, перечислите, что у него есть. Потом объясните, для чего он нужен. (Дети с помощью логопеда повторяют рассказ.)

8. Игра: «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи: образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково». Посуду мы Федоре нашли. А теперь назовём её ласково и вернём ей. Федора, ты тоже поиграй с нами, назови свою посуду ласково, может она, потом к тебе вернётся, простит тебя.

(Логопед показывает посуду большого и маленького размера, а дети называют её (чайник- чайничек, тарелка-тарелочка, блюдце- блюдечко, чашка- чашечка.)

Логопед предлагает детям встать в кружок и берёт мяч.

Логопед: Сейчас я буду бросать вам мяч и называть посуду, а вы будете ловить мяч, называть её ласково и возвращать мяч мне (проводится игра.) Молодцы, ребятки, хорошо поиграли.

9. Окончание занятия.

Логопед: А сейчас, ребятки, давайте вернём посуду Федоре. А ты, Федора, береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке.

Федора: Спасибо, ребятки, что помогли мне найти мою посуду. И за это я вас отблагодарю.

(Дети возвращают посуду Федоре, а Федора их благодарит и дарит им сладости.)

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.

Логопед: Спасибо тебе, Федора, за подарки. Забирай свою посуду, помни наши наставления и советы.

Логопед: Ребятки, понравилось вам занятие? А что именно понравилось? Расскажите. (Дети рассказывают) Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, поаплодируйте себе.

Салихова Алсу Хурматулловна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №9″,
г. Агрыз, РТ

Занятие в старшей логопедической группе по теме “Посуда”

Презентация к уроку

Задачи:

  1. Уточнить и активизировать словарь по теме.
  2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.
  3. Формировать понятия «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных.
  5. Воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга.
  6. Закреплять навыки правильного произношения автоматизируемых звуков в ответах детей-логопатов.
  7. Развивать зрительное внимание, восприятие, память,

Материалы и оборудование: Целые и разрезанные на части картинки с изображением посуды, клубок, почтовый конверт, игрушечная и настоящая посуда из разных материалов (стеклянная, керамическая, металлическая, пластмассовая, деревянная), компьютер.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Логопед обращает их внимание на то, что по пути лежат предметы посуды, но слово «посуда» не называет.

Логопед: Ой, ребята, какие-то предметы лежат…. Давайте соберем их. Что-то мне подсказывает, что они нам еще пригодятся (дети собирают предметы в коробку, садятся на стульчики).

Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я нашла письмо, а от кого, вы сейчас угадаете. Давайте послушаем.

(Звучит отрывок из сказки «Федорино горе») (презентация)

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,

И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из какого произведения отрывок?

Назовите автора.

А вы знаете, что отрывок читал сам автор?

Логопед: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Логопед достает письмо и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

Логопед: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?

Дети: Посуду!

Логопед: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.

Логопед: А для чего нужна посуда?

Логопед: Правильно. Ребята, ну что, хотите отправиться на помощь Федоре?

Дети: Да!

Логопед: Ребята, а у меня есть волшебный клубок, он нам укажет путь (бросает клубок): «Раз, два, три путь к Федоре покажи!»

Логопед: Вот мы и очутились в сказке…Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?

II. Упражнение «Какая бывает посуда?»

(презентация) + материалы, из которых изготавливают посуду.

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)

III. Игра «Собери целое».

Логопед: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?

На ковре рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей свою картинку.

IV. Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?»

(презентация). Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Селедка – селедочница, сахар – сахарница, фрукты – фруктовница и т.д.

V. Физ. Минутка.

Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос – делают большой круг.
Он посуду нам принес.

VI. Упражнение «Ой, горе Федоре, горе!»

Логопед: Молодцы ребята! Вот сколько разной посуды бывает! А теперь давайте сделаем Федоре сюрприз, и пока ее нет дома, наведем на кухне порядок и расставим посуду по полочкам.

(презентация)

Между слайдами – гимнастика для глаз.

VII. Федора.

Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

Логопед: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой. Подает коробку с посудой.

Федора: Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы и порядок навели уже, всю посуду по полочкам расставили, молодцы! Спасибо вам большое! А я вам за это гостинцы приготовила.

Федора достает угощение и приглашает детей на чай.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Посуда»

Автор: Караканова Саргылана Ефимовна

учитель-логопед МБДОУ д/с №23 «Цветик-семицветик»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Посуда»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Коррекционно-образовательные:

— уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

— уточнить и активизировать словарь по теме.

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

— развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч; разрезные картинки «Чашки», игрушечная посуда, соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши.

  • Организационный момент
  1. Загадки.

Как паровоз гудит,

Шумит, пыхтит и пар идет.

Вкусный заваривает нам чай.

Кто же он такой? Вот угадай.

И в столовой, и на кухне,

чтобы поджарить пищу быстро

Чтоб сосиску съесть, котлету.

Мы берем «железку» эту…

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Как, одним словом, назвать все эти предметы?

– Правильно. А для чего нужна посуда?

  1. Введение в тему

– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.

Логопед убирает со стола посуду.

  1. Упражнение «В магазине»

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите за мной.

– Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Тарелки, супница, солонка.

– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

– И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Кастрюля, сковорода, дуршлаг.

– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите это название.

– А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?

– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

– Верно. А теперь давайте поиграем.

  1. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

– Открывайте глаза. Чего не стало?

– Правильно. Я ставлю чайник на место. Еще раз закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

– Открывайте глаза. Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще несколько раз. Логопед меняет местами, убирает или добавляет посуду. Дети отвечают на вопросы.

  1. Упражнение «Чайник»

– Вы хорошо выполнили задания, а теперь пойдемте и поиграем в игру «Чайник».

Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

– Эй, люди, я с вами попить чай хочу.

  1. Игра «Разбитые чашки»

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

– Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Разбила две чашки

– Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

  1. Лексико-грамматическая игра «скажи наоборот» (с мячом).

Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.

Ложка чистая — ложка грязная.

Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

Чашка большая — маленькая чашка.

Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

Ложка большая — ложка маленькая.

Нож тупой — нож острый.

Кастрюля горячая — кастрюля холодная.

  1. Игра «четвертый лишний». Логопед предлагает рисунки, дети выделяют и называют лишний предмет.

Ложка, тарелка, ваза, чашка;

Мойка, вилка, кастрюля, нож;

Стакан, сковорода, чашка, ведро.

  1. Раскраска «Чашка».
  2. Итог занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему “Посуда” для детей дошкольного возраста

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме “Посуда”.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
  • Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
  • Учить подбирать антонимы;
  • Научить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие общей и тонкой моторики;
  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам посуды;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Картинки с изображением посуды, картинки для артикуляционной гимнастики, мяч, мелкая посуда в мешочке, разрезные картинки, посуда для игры «В магазине»

  1. Организационный момент.

– Здравствуй, Дана. Я очень рада тебя видеть. Посмотри сколько к нам пришло гостей. Давай с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

II. Сообщение темы занятия:

  1. – Дана, давай с помощью загадок попробуем узнать, о чем мы сегодня будем говорить.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на …. (сковороде)

По моей тарелочке

Отправляю в рот. (ложка)

Молодец, правильно. Посмотри теперь доску. Как можно их назвать одним словом? Правильно. Посуда. Сегодня мы с тобой поговорим о посуде.

  1. Артикуляционная гимнастика

Но прежде чем начать разговаривать о посуде, нам нужно подготовить свой ротик. Скажи, ты любишь ходить в гости? Давай представим, что пришли на чай к бабушке. Что же мы видим у нее на столе? (выполнение упражнений)

Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу

Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) – «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) – «конфетка твердая!»

«Воздушный шарик» («Самовар»)

Надуваем щечки. Медленно сдуваем.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки

III. Основная часть

  1. Игра «Из чего сделана посуда». (закрепить у ребенка умение образовывать от существительных качественные прилагательные)

Дана, скажи, а посуда сделана из одного материала?

Давай сейчас узнаем из чего могут делать посуду. Я тебе буду говорить материал, из которого сделана посуда, а ты мне называть, какая она.

Например: Посуда из металла – металлическая,

…………. из фарфора – фарфоровая;

…………… из дерева – деревянная;

…………… из стекла – стеклянная;

…………… из глины – глиняная;

…………… из пластмассы – пластмассовая.

  1. Игра «В магазине»

Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давай поможем расставить посуду на полки.

На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, которая нам нужна для чаепития, на нижнюю полку – кухонную посуду, с помощью которой мы готовим пищу, а на среднюю полку – столовую посуду, которую мы используем во время приема пищи.

Молодец! Итак, давай повторим:

– Для чего нужна чайная посуда?

– Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?

– Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?

– Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.

  1. Пальчиковая гимнастика «Данина каша».

Дана каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Дана кашей всех кормила. ребенок мешает в левой ладошке.

Положила Дана кашу Загибает по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимает кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувает «крошку» с ладошки.

Дана, сегодня я убиралась на кухне и разбила чашки с блюдцами. Поможешь мне их склеить? Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.

Дана, также, когда я убиралась на кухне, собрала в мешочек все предметы. Помоги мне достать оттуда только посуду.

7. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Дана, давай поиграем в одну игру. Я бросаю мяч и называю слово, а ты говоришь как будет наоборот и возвращаешь мне мяч.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

  1. Игра «Что лишнее»

Молодец. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а ты должна сказать какое слово лишнее и почему.

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, телевизор, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, карандаш.

  1. Дана, а ты помогаешь маме мыть посуду? Расскажи, как правильно ухаживать за посудой, чтобы она прослужила нам долго-долго.
  2. Рефлексия «Смайлик»

Я сейчас дам тебе смайлик, который абсолютно без эмоций, а ты должна нарисовать ему ротик. Если тебе понравилось сегодня на занятии, то сделай его веселым, а если не понравилось, то грустным.

О чем мы сегодня поговорили? Что нового ты узнала?

Логопедическое занятие «Моя Родина – Россия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Логопедическое занятие “Моя Родина Россия”

Скачать:

Вложение Размер
6._logopedicheskoe_zanyatie._moya_rodina-rossiya.docx 356.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30

Логопедическое занятие для детей

старшей и подготовительной группы

«Моя Родина – Россия».

Подготовила и провела

учитель-логопед Сангалова С.Г

Логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы.

Тема: «Моя Родина – Россия»

Цели: Развитие словарного запаса,

Развитие грамматического строя речи,

Развитие связной речи.

Задачи: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  • Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
  • Воспитывать гордость за родную страну.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
  • Прослушивание гимна России, и песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • тренажеры для развития дыхания;
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
  • глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах),
  • ленточки.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,

Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Логопед : — Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. На чем можно путешествовать?

Дети: — На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…

Логопед: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей)
На самолете.
Логопед: Почему?
(Ответы детей)
Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.
2. Упражнение «Самолетики»
(развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса)

Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

3.Основная часть. Беседа о России.

Логопед демонстрирует слайд « Россия на политической карте мира»

Логопед: –Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?

Дети отвечают: -Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

– На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая

4.Логопед показывает флаг России.

Вы слушали о Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане России, россияне – любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн – символы нашей Родины, России.

Логопед: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Кто мне назовёт цвета Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный – цвета российского флага.

Логопед: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

– Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева

Конкурс «Российский триколор».

Дети делятся на две команды. На столе лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный. Детям дается задание составить российский флаг.

Логопед : А теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью цветов. Игра «Я живу в России”. Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на синий – «ЖИВУ», на красный – «В РОССИИ».

5. Логопед: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?

Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл.

Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая

Логопед: Вглядитесь внимательно в российский герб. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона. Это означает победу справедливости, добра над злом.

Конкурс «Герб страны»

Каждой команде дается разрезанный на несколько частей герб РФ.

Задача – первыми правильно собрать герб.

6. Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)

Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо влево)

И копьё в руке блестит (сжать руки в кулак,)

Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс.)

Злой дракон у ног лежит (показать руками.)

Подтверждает герб старинный

Для народов всей России

Наши символы важны (поднять руки вверх.)

7. Логопед: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?

Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.

Логопед: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях, его мы слушаем, стоя и молча.

– Сегодня праздник нашего государства, давайте встанем и послушаем торжественный гимн нашей России.

8. Логопед демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.

Дети: — Это Москва — столица России.

Логопед : — Почему вы так решили?

Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.

Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.

Дети: – Это береза.

Логопед : – Как береза связана с Россией?

Дети: — Березу считают символом России.

– Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая

Логопед демонстрирует изображение (фото) каравая.

Дети: – Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Логопед: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин (прикрепляет к доске портрет поэта).

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?

Дети: – Сергей Есенин назвал ее Русью.

Логопед : – Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».

Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».

9. Упражнение «Подбери родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.

Упражнение «Родина какая?»

Дети подбирают признаки к нашей Родине.

Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.

10. Заключительная часть.

Логопед : – На Руси верили, что если что-то пожелать , то пожелание сбудется.

Говорите, что вы желаете нашей Родине.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне.

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми подготовительной группы (Новогодний хоровод)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: