Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв л-м, Л-М.
Цель: создать условия для дифференциации букв л-м, Л-М.
Педагогические задачи: познакомить детей с буквами л-м; научить соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать и различать буквы л-м, Л-М, характеризовать звуки занятия; решать учебные и практические задачи –проводить звуковой анализ слов, строить словосочетания, безошибочно списывать слова и словосочетания
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
-общеучебные – уточнить и обогатить словарь, развивать умения строить словосочетания и связные высказывания.
-логические – развивать логическое мышление.
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учетом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; работать по заявленному заданию самостоятельно, осуществлять самоконтроль работы; проявлять прилежание в учебе; выражать желание осваивать новые приемы и действия, улучшать результаты труда.
Оборудование: заглавные и строчные буквы л-м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске) ; раздаточные карточки с изображением букв занятия; «стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия.
Ход занятия
1.Оргмомент.
1.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Что мы сейчас делали? (пальчиковую гимнастику) Для чего её делали? (чтобы размять пальчики и «зарядить голову»).

2.Правила посадки при письме, правильное держание ручки.
Логопед: Почему надо правильно сидеть за партой? (чтобы не было искривления позвоночника и не болела спина)

3.Развитие зрительного и слухового восприятия.
Логопед: Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинку.
Есть на свете кот один,
Он учёный господин.
Если грустно станет вдруг –
Вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд.
Знаешь, как его зовут?

Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого он мультфильма. Логопед записывает имя кота Леопольда на доске.
Логопед: Что мы сейчас делали? (обводили по точкам кота). Для чего? (чтобы развить зрительное внимание).

4. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Логопед: Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия.
Леопольду все друзья:
Мама, папа, ты и я,
Но его не любят …(мыши) –
Вот они бегут по крыше!
Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше. Логопед записывает слово мыши на доске.

2.Основная часть занятия.
1.Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.
Логопед: Назовите первую букву в имени кота. (Л-эль). А с какой буквы мы записали слово мыши? (М-эм). Давайте попробуем сформулировать тему занятия.(Различение букв м-л)

2.Сравнение букв занятия.
Логопед: Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.

3.Конструирование и реконструирование букв занятия.
Логопед: Постройте из элементов печатную и строчную буквы Л, затем «превратите» их в букву М. Для буквы л – выбираем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м – два элемента.

4.Развитие зрительного восприятия.
Кто за дверью? Тихо… Слышишь?
Там опять скребутся мыши.
Нужно мышек нам позвать,
Буквы будем мы искать.

Логопед: Найдите все буквы л-м. (Выставляю пособие со стилизованными буквами л-м.)
Что мы сейчас делали? (находили буквы л-м) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м между собой)

5.Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Запишите слоги в две строчки. В первую – с буквой л, во вторую – с буквой м. Слоги: ма, ло, лу, мы, ле, ми, мо, ла, лы, му. Прочитайте слоги с буквой л, затем – слоги с буквой м.
Что мы сейчас делали?
(учились различать быквы л-м в слогах) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м)

Читайте также:
Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

6.Дифференциация букв на уровне слова.
Леопольд тебя встречает,
Чашку чая наливает,
Чай отличный – высший сорт,
А к нему отличный торт.
Ах, какая красота!
Именины у кота!

Логопед: Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л-м, так чтобы получились слова.
Карточка:
…е…кий, …ы…о, …и…а, со…о…а, с…о…а, …а…льчик, …о…око, …о…ь, с…е…о,
…ет…а, ш…е…ь, …а…ина
Записываем слова в тетради:
мелкий, мыло, Мила, солома, смола, мальчик, молоко, моль, смело, метла, шмель, малина
Что мы сейчас делали? (учились различать буквы л-м в словах) Зачем? (чтобы не путать буквы л-м)

7. Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.

8. Самостоятельная работа.
Логопед: Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в два столбика. В первый – с буквой л, во второй – с буквой м.
Лист, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса, ложка, мама.
Чем отличается луна от месяца?
– Прочитайте слова первого столбика, а теперь – второго столбика.
– Что мы сейчас делали?
(писали слова с буквой л в один столбик, а слова с буквой м в другой столбик) Зачем? (чтобы не путать в словах буквы л-м)

9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.
Логопед: Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.
Какие правила нам надо соблюдать, чтобы не промокнуть и не заболеть?
(если сыро –надевать резиновые сапоги, куртку или плащ, брать с собой зонтик; если промочил ноги, то дома их нужно высушить и согреть, выпить горячий чай)
Леопольд сегодня болен,
Он врачами не доволен:
Принесли ему врачи
Лишь пустые калачи!
Вы исправьте огорченье,
Что же нужно для леченья?
Чем можно вылечить больного Леопольда. Составьте словосочетания по картинкам, запишите их и подчеркните буквы л-м разными карандашами.

Словосочетания:
Чай с лимоном, молоко с мёдом, молоко с маслом, горячая грелка, витамины, уколы.

3.Итог занятия.
Что мы делали на уроке? (учились различать буквы л-м)

Конспект открытого логопедического занятия с учащимися 4 класса по коррекции оптической дисграфии

Работая учителем-логопедом в коррекционной школе для учащихся с ОВЗ, я часто сталкиваюсь с проблемой специфических ошибок, а именно в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по написанию.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Учащиеся коррекционных школ нуждаются в логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены без систематической, коррекционной работы.

Использование на занятиях конспектов составленных по коррекции оптической дисграфии поможет логопеду в эффективной коррекционной работе. Предлагаю индивидуальный конспект занятия для учащихся по теме: «Дифференциация заглавных букв З-Е изолированно и в словах».

Тема: Дифференциация букв З-Е в словах.

  • продолжить знакомство детей с буквами занятия;
  • закрепить знания детей о написании букв З – Е;
  • научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в словах.
  • развивать у детей пространственные представления,
  • зрительное восприятие,
  • развитие умения дифференцировать понятия «правый»-«левый».

Оборудование : Заглавные рукописные буквы З – Е (запись на доске); стрелки (рисунок на доске); верёвочки для конструирования букв занятия; раздаточные карточки с изображением букв З – Е; картинки с изображением героев занятия (змея, ежонок); стрелки двух цветов: красная, чёрная – символы для обозначения букв занятия (красная направлена вправо, чёрная — влево); элементы букв З – Е; карточки со словами.

Ход занятия:

I.​ Организационный момент.

1.​ Развитие слухового и зрительного восприятия.

Логопед: Прослушайте стихотворения и скажите, на какие две рукописные заглавные буквы похожи эти зверюшки?

Чтение логопедом стихотворения, про буквы занятия, соотнесения с картинками:

Ежонок со змеёй друзья,
Только часто ссорятся.
Первой сердится змея,
Спиной к ежу становится.

А ежонок, славный малый,
Тоже может посердиться,
Отвернуться от подруги,
Чтобы вскоре помириться.

Дети: Змея похожа на букву З, ежонок – на букву Е.

Логопед: Ребята, запомните, куда смотрит змея. Змея смотрит влево, а ежонок вправо.

2.​ Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с рукописными заглавными буквами З – Е.

II.​ Основная часть занятия:

1.​ Развитие пространственных представлений.

Соотнесение картинки с заглавной буквой Е.

И ежата, и енот
Букве Е смотрели в рот:
Ходит только вправо
Смело, гордо, браво.

Читайте также:
Йотированные гласные - план-конспект занятия

Соотнесение картинки, с заглавной буквой З.

Зайцы зебру повстречали,
Букву З к себе позвали.
Замечательная дева
Зорко смотрит только влево.

Логопед: Ребята, куда смотрит буква Е?

Дети: Буква Е смотрит вправо.

Логопед: Куда смотрит буква З?

Дети: Буква З смотрит влево.

2.​ Логопед: Посмотрите на рисунки и назовите направления нарисованных стрелок.

3.​ Сравнение букв занятия. Выбор символов для обозначения (на доске вывешиваются буквы З – Е).

Логопед: Буквы имеют сходство и различия в начертании.

Сходство: Состоят из одинаковых элементов.

Различия: Буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву. Буква З пишется влево и обозначает согласную букву.

Для обозначения букв занятия выбираем стрелки двух цветов: красная, направленная вправо – буква Е, чёрная, направленная влево – буква З .

4.​ Развитие оптических и пространственных представлений, навыков конструирования.

Логопед: Ребята, как ходят стрелки на часах?

Дети: По часовой стрелке.

Логопед: Проведите пальцем по часовой стрелке. А теперь нарисуйте дугу по часовой стрелке от верхней точки к средней, а от средней – к нижней точке. Какая буква получилась?

Логопед: Проведите пальцем против часовой стрелки. Нарисуйте дугу против часовой стрелки от верхней точки к средней, а от средней – к нижней. Какая буква получилась?

Логопед: Ребята, запомните, как пишутся буквы.

Выкладывание букв занятия (из элементов букв).

Выкладывание букв занятия (из верёвочек).

III.​ Дифференциация букв занятия изолированно.

Логопед: Посмотрите на стрелочки в таблице. Раскрасьте их соответствующими цветами. Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву. Вспоминаем, буква Е смотрит вправо, раскрашиваем стрелочку красным цветом, над стрелочкой пишем букву ?

Логопед: Буква З смотрит влево, раскрашиваем стрелочку чёрным цветом, над стрелочкой пишем букву ?

Дети: пишем букву З.

IV.​ Дифференциация букв занятия в словах.

Логопед: Запишите названия картинок с заглавной буквы.

Картинки: Замок, Ежиха, Ель, Зонт, Замок, Ежи.

Проверка задания учащимися (слова вывешиваются на доске).

«Если нравится тебе».

Логопед: Поёт песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай так.

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.

Работа на карточках.

Логопед: Напишите слова с заглавной буквы.

забор зонтик звонкий
енот ежиха злой
зубы зебра ехать
звезда ежата есть
ель занести заснуть

Логопед: Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова с заглавной буквы.

Логопед: Как называется по-другому пища?

Логопед: Если попадёт в палец, будет больно?

Логопед: Детёныши ежа и ежихи?

Логопед: Надёжное средство от дождя?

Логопед: Самая низкая школьная оценка?

Логопед: Какие вы молодцы, ребята. Чем мы сегодня занимались на занятии? Какие буквы повторяли.

Логопед: Правильно, сегодня мы познакомились с рукописными заглавными буквами Е – З. Научились их различать и сравнивать. Ещё раз вспомним: рукописные заглавные буквы Е — З состоят из одинаковых элементов. Различаются тем, что буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква З – влево, и обозначает согласную букву.

Поликанова Яна Юрьевна,
учитель-логопед,
ГБСК(ОУ) школа №59,
г.Санкт-Петербург

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв и – ш.

Главная цель занятия – добиться правильного написания оптически похожих букв во всех формах речи.

Дифференциация букв и – ш проводится по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация букв сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация букв и – ш проводится на речевом материале, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

В структуре занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Все использованные методы, приёмы и формы работы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой:

– фонетическая разминка: соотнесение буквы со звуком и символом;

– развитие зрительного гнозиса;

– развитие фонематического слуха;

– развитие звукового анализа и синтеза;

Читайте также:
Речевой праздник 'По страницам знаний'

– работа с изографами;

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

Тема : Дифференциация букв и – ш .

Цели : закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и – ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

учить соотносить букву , звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;

уточнить написание прописных букв и и ш , выявить сходства и отличия;

у точнить артикуляцию звуков [ и ] и [ ш ], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.

закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнять и обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух,

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

совершенствовать навык чтения;

развивать просодическую сторону речи.

развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;

предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,

р азвивать зрительный гнозис;

развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;

формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

развивать внимание, память, мышление.

формировать положительную мотивацию на занятии;

формировать самоконтроль за речью и письмом;

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.

прививать интерес к логопедическим занятиям.

В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД :

– внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;

– способность планирования и регуляции своей деятельности;

– умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

оценку своей учебной деятельности;

– умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности;

– умение использовать знаково­символические средства, в том числе

модели и схемы, для решения задач;

– умение строить логическое рассуждение, включающее установление

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Оборудование : цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш ; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

I. Организационный момент . Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)

2) Формулируем тему занятия. Соотнесение буквы со звуком и символом.

– Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

– Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

– Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

– Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

– Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и – красная двойка ( 2 ), буква ш – синяя тройка ( 3 ).

Задание 1 . Дифференциация на буквенном уровне . Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

– Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

– Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
– Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Развитие фонематического слуха.

Читайте также:
Домашнее задание логопеда на тему 'Весна в природе'

– Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш

Задание 4. Дифференциация на уровне слова.

– Познакомься с обозначением букв и-ш .

И – 2 Ш – 3

– Расшифруй слова и объясни их значение. Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.

3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)

АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)

– Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:

– Какую орфограмму мы вспомнили?

Упражнение «Колечко»

Ц ель : для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.

Ц ель : развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.

Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.

Задание 5. Развитие языкового анализа.

– В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова

( шишка, лист, игра, лужи)

Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.

Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.

– Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:

Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.

– Какое сейчас время года? А что будет после?

– Как дикие животные готовятся к зиме?

– Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

(Значение слов «домишко» – дупло, «угодила» – попала)

III. Задание на дом.

Выучить четверостишие наизусть.

IV . Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

– Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты – молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)

– Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ

У Миши жили белые мыши.

– Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.

На подушке лежит красивый диван.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР

Дифференциация букв И и У на письме и при чтении

Просмотр содержимого документа
«План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР»

План-конспект группового логопедического занятия, направленного на коррекцию оптической дисграфии у учащихся 2 класса с ЗПР

ЦЕЛЬ: «Дифференциация букв И-У на письме, и при чтении»

• закрепление моторного навыка написания букв И, У с опорой на кинетические ощущения
• упражнения в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний с опорой на символы; • работа над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием;

• освоение понятия о смыслоразличительной роли букв и, у;
• активизация и обогащение словаря;

*упражнения в правильном чтении и написании слов, словосочетаний с буквами и,у;

*развитие мышления, зрительного восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

1. Демонстрационные карточки с изображением письменных и печатных букв Уу, Ии.

2.Графические символы этих букв,

3. предметные картинки,

4.таблица для игры «Пчелка»,

5.карточки для индивидуальной работы,

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «И» (Ира, Инна, Никита, Дима) и т.д.
А есть ли имена, где слышится звук «У» (Уля, Шура, Гуля,
Логопед знакомит детей с героями занятия, Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У). Формулируется тема занятия. «Различай И-У»

Читайте также:
Информационный блок для родителей по лексической теме: Дикие животные

Мы будем выполнять тренировочные задания на различение букв и-у на письме.

это Уля это Ира

Логопед проводит артикуляционную гимнастику (с зеркалом) и фиксирует внимание на гармошке. Дети должны сказать какой звук можно произнести при растягивании губ, и назвать звук- «и» когда губу вытянуты трубочкой- произнести звук «У» . Тактильно зафиксировать произнесение «И» и «У».

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Звуки, которые мы произнесли можно обозначить буквами. Растянутые губы, как бы помогают нам написать растянутую на письме из двух коротких палочек букву и, а вытянутые губы трубочкой букву с одной короткой и длинной палочкой с петелькой вниз у

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.

Уля Ира

Логопед предлагает детям записать в тетради имена героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» -маленький круг, напоминающий форму губ при произнесении этого звука, «И» –параллельной чертой (похожей на положение губ).
Логопед выставляет на доску карточку с изображением кружков и черточек, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо кружков – «У», вместо черточки – «И».

Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».


(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

Игра «Волшебный мешочек» . Уля спрятала в «волшебный мешочек строчные буквы и,у и перепутала их с другими буквами. Найдите их на ощупь. Как вы узнали букву? Запишите в тетради сочетание иу до конца строчки проговаривая его вслух.

Звукобуквенный анализ.

Ира принесла нам письмо. Но открыть мы его сможем, если выполним задание. Логопед раздает ученикам конверты с нанесённой на них сеткой 3х6 клеток). Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы и или у. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии на тему “Дифференциация звуков и букв б-д”

Разделы: Логопедия

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы “б” и “д” путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
  • активация зрительного анализа и синтеза, внимания и памяти, тактильного восприятия;
  • уточнение пространственной ориентировки;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
  • совершенствовать навык беглого и осмыслённого чтения;
  • развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе;
  • правильно выполнять инструкцию учителя;
  • вырабатывать навык самопроверки.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция, круг );
  • элементы строчных букв для конструирования и трансформации (прописи );
  • индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры, бумага в клетку;
  • листы с заданиями( текст “Бабочка”);
  • свисток;
  • мяч диаметром 6-8 см.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто придумает и назовёт по 3 предмета, схожие по форме с геометрическими фигурами. Назовите эти фигуры (прямоугольник, трапеция, круг).

2. Графический диктант.

Инструкция. У каждого ученика на листах в клетку отмечены две начальные точки.

От первой отмеченной точки провести линию на три клетки вправо, одну клетку вниз, две клетки влево, одну вниз , две клетки вправо, три вниз , три влево, пять клеток вверх. Затем от начальной точки глазами отмерить расстояние: три клетки вниз и одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх. Что получилось?

Б

От второй отмеченной точки провести ломаную линию: три клетки вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну вверх, три клетки влево, одну вниз, одну влево, две клетки вверх, одну вправо, четыре вверх. От начальной точки глазами отмерить одну клетку вправо и одну вниз, поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, три клетки вверх. Что получилось?

Читайте также:
Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях - конспект

Д

Какие это буквы? (Печатные)

3. Уточнение артикуляции звуков, обозначаемых получившимися буквами.

Слайд3. Выделить первый звук в слове белка. (Вопрос: кто это?)

Слайд4.Уточнение артикуляции звука б, глядя на артикуляционный профиль этого звука.( Вопросы: как образуется звук б? Какой это звук?)

Характеристика звука [Б]: согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы.

Слайд 5.Выделить первый звук в слове дятел. (Вопрос: кто это?)

Слайд 6.Уточнение артикуляции звука Д, глядя на артикуляционный профиль этого звука. (Вопросы: как образуется звук Д ? Какой это звук?)

Характеристика звука [Д]:согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

4. Сопоставление звуков, установление сходства и различия пред зеркалом.

Слайд 7.Общее (сходство): оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Слайд 8. Различие – место преграды.

Обратить внимание на наличие звука [б] в слове “губы” и звука [д] в слове “дёсны”.

Наблюдение за изменением места преграды при поочерёдном произнесении этих звуков: б-д, д-б

5. Соотнесение звука с буквой. (Мнемонический приём). Слайд 9.

– сравнение строчной буквы Б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх) Буква Б вписывается в силуэт белки;

– сравнение строчной буквы Д с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква Д вписывается в силуэт дятла.

6. Заглавные и строчные буквы “б” и “д”. Слайд 10.

7. Физминутка (можно выполнять под музыку). Слайд 11.

Отличительный элемент буквы б – “хвостик”, который направлен вверх. А хвостик буквы “д” – вниз.

Вы будете поднимать правую руку вверх, когда услышите слоги и слова со звуком “б”.

Приседать (руки на пояс), когда услышите звук “д” в слогах или в словах.

БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА; БАНК, ДОМ, БОТЫ, БАНТ, ДУХИ, КЕДЫ, ЗАБОТЫ, ДВА, ВЕРБА.

8. Конструирование букв “б” и “д” из элементов букв. Слайд 12.

  • Конструирование буквы” б” из элементов о, г.
  • Конструирование буквы “д” из элементов о, j .

Инструкция. Отгадать загадки, выделить первый звук и сконструировать букву (строчную).

Загадки:

1. В сосне дупло. В дупле тепло. А кто в дупле живёт тепле? (Белка)

2. Как называется дом белки? (Дупло)

3. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

4. Что лечит дятел? (Деревья)

5. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

6. Какой сарафан у берёзы? (Белый).

9. Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Детям раздаются карточки со строчными буквами, по-разному расположенными в пространстве. Задача: найти все “правильные” буквы, подчеркнуть их и посчитать, сколько встретилось вам строчных букв Б и сколько букв Д. Тот, кто хорошо справится с этим задание, получит приз (приз – наклейка).

* “Правильной” считается та буква, которая соответствует написанию в алфавите.

10. Подвижная игра для развития внимания.

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Материал: свисток, мяч диаметром 6-8 см.

Ход игры: Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: “Руки!” – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.

11. Письмо. Слайд 13

12. Расположение элементов букв в пространстве. (Учитель-логопед рассказывает откуда и в каком направлении пишутся строчные буквы Б и Д, соотнеся эту схему со “схемой тела” человека). Слайд 14

13. Тренировочные упражнения. Слайд 15.

1. Напиши строчку овалов.

2. Над и под каждым овалом допиши элемент буквы по опорным точкам (проговаривая: б- хвост вверху , д – хвост внизу).

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок

14. Задание №2. Слайд 16.

Прочитай слова, добавляя нужный элемент.

Оант оазар
Оилет руоашка
Гвозоики орошка
Оорога оушно
Раоуга раоота
Оаоушка загаока

Напишите эти слова в тетрадь.

15. Задание №3. Слайд 17. (текст дается для самопроверки, после того, как выполнено задание на листочках. Сравнить свою работу с текстом на слайде, найти ошибки)

На карточках, покрытых плёнкой, дописать фломастером элементы букв “б” и “д” без опорных точек в рассказе “Бабочка”. Текст выполнен строчными буквами.

Волооя поймал оаоочку. Баоочка билась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она просила Волоою отпустить оаоочку.

Волооя отпустил её. Баоочка села на оерево, а потом полетела оальше. Лиоа и Волооя оолго люоовались оаоочкой.

Наоо оеречь природу!

16. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на уроке? На кого похожи буквы? Чем? Что получилось сделать хорошо на уроке у каждого из вас? (дети отвечают по очереди) А в чем испытывали затруднения? Что и кому было что-то не понятно?

17. Рефлексия. А сейчас я вам предлагаю выбрать картинку-символ, которая выражает ваше настроение. Объясните нам, почему у вас такое настроение в конце урока.

Картинки: туча – настроение хмурое, солнце – настроение весёлое, радостное, дождь – настроение совсем плохое, ветер – настроение переменчивое.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 2 класса

Автор: Глактионова Екатерина Анатольевна,

учитель-логопед ГБОУ лицея № 389 “Центр экологического образования” Кировского района Санкт-Петербурга

Логопедическая тема: Дифференциация п – т в словах

Грамматическая тема: Образование названий профессий женского рода

Лексическая тема: Профессии.

Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п –т изолированно и в словах

1) Развитие зрительного восприятия.

2) Развитие зрительного внимания и памяти.

3) Развитие слухового внимания и памяти.

4) Развитие зрительно-пространственных представлений.

5) Развитие конструктивного праксиса.

6) Развитие тактильного восприятия.

7) Развитие фонематического анализа.

8) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

9) Развитие логического и ассоциативного мышления.

10) Развитие мелкой моторики.

11) Развитие общей моторики.

1) Уточнение и закрепление оптических образов букв.

2) Актуализация кинетического образа графем

3) Уточнение и закрепление артикуляторно-акустических характеристик звуков [п], [т].

4) Закрепление звукобуквенных ассоциаций.

5) Совершенствование графо-моторных навыков.

6) Уточнение словарного запаса по лексической теме «Профессии».

7) Совершенствование навыка образования названий профессий женского рода.

8) Совершенствование навыка списывания

1) Воспитание усидчивости.

2) Воспитание аккуратности

Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг. момента, изображения строчных букв Т и П, карта города мастеров (поле в клетку 10х 10), предметная картинка «трамвай», бархатная бумага, нитки разной длины для выкладывания букв, индивидуальные карточки с заданиями, мяч, предметные картинки по теме профессии.

I. Организационный момент.

– Что лежит у вас на столах? Откройте конверты. В них письма. Но письма эти не простые, а зашифрованные. Что там нарисовано? (Палочки)

– Количество палочек означает количество ударов, а большие расстояния между палочками – паузу. Если нарисовано 3 палочки, то сколько раз я ударю? (Три)

– Сейчас сядет тот, чей рисунок я отстучу. II III, III I, III II…

II. Основная часть

1. Введение в тему.

1.1 Развитие фонематического анализа.

– Кто нам приносит письма? (Почтальон)

– Какой первый звук в слове «почтальон»? (П) А четвертый? (Т).

1.2 Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуко [п],[т].

– Охарактеризуйте звук [т]. (Согласный, твердый, глухой). А почему он согласный? Что мешает свободно выходить воздуху? Где расположен язык?

(Аналогично со звуком [п]).

– Чем похожи эти звуки? А чем они отличаются?

1.3 Соотнесение звуков [п], [т] с соответствующими буквами.

– Какой буквой мы обозначаем звук [п]? А звук [т]? Из каких элементов состоит буква П? А буква Т? Почему мы сегодня будем о них разговаривать?

– Чем они похожи? А чем отличаются?

2. Развитие слухового внимания, актуализация словаря по лексической теме.

Логопед рассказывает сказку: Жила-была буква Т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала Торопыжка и однажды сломала одну ножку. Приш-ла она к доктору: «Что мне делать? У меня сломалась нож-ка. Было 3 ножки и была я буквой Т, а теперь у меня только 2 ножки и стала я почти как буква п.» Уж очень не нрави-лось Торопыжке, что ее путали с буквой П, ведь она же – Торопыжка и у нее должно быть 3 ноги. Доктор подумал и сказал: «Я вылечу тебе ножку, если увижу, что ребята не путают буквы П и Т. А помогут мне в этом мои друзья, ко-торые живут в городе мастеров.»

Читайте также:
Нарушение слоговой структуры слова у детей с ФФН - поэтапная работа

– Ребята, поможем Торопыжке? Давайте отправимся в город мастеров. С некоторыми жителями мы уже познакомились. Давайте вспомним, с кем. Кто нам принес письма? А кто сфотографировал буквы?

3. Развитие логического мышления.

– Вы узнаете, на чем мы поедем, если отгадаете загадку:

Спозаранку за окошком стук, и звон и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

– На чем же мы поедем? (На трамвае). Как называется человек, который водит трамвай?(Водитель)

4. Развитие зрительно-пространственных представлений.

На доске – карта города мастеров. Дети перемещаются по ней по инструкциям.

– Трамвай едет на 1 клетку вверх, 3 клетки вправо и 2 клетки вниз.

5. Закрепление звукобуквенных ассоциаций, развитие конструктивного праксиса, зрительно-пространственных представлений.

– Мы приехали в дом человека, который ткет ткань. Кто это? (Ткач). (Показывает картинку). Ткач – это он, а если она, то – …? (Ткачиха).

– Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? Какую букву напишем? – Сколько у нее ножек?

Логопед раздает бархатную бумагу и нитки.

– Ткачиха ткет ткань, а мы будет ткать из ниток буквы. Посмотрите на нитки. Они одинаковые? (Нет). Как вы думаете, из какой нитки будем выкладывать букву Т? (Из длинной). Почему? (У нее больше ножек). – Справа выложите строчную букву П, а слева – Т.

6. Развитие тактильного восприятия.

– У ткачихи есть мешочек, в котором лежат буквы. Их нужно угадать на ощупь. Логопед подносит детям по очереди волшебный мешочек, в котором лежат контурные изображения букв п-т. Дети ощупывают их с закрытыми глазами.

7. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

8. Уточнение и закрепление кинетического образа букв.

– Мы приехали в дом человека, который учит детей. Кто это? А как мы назовем женщину? Учительница просит запомнить вас, как пишутся буквы. Приготовьте палец. Будем писать буквы в воздухе. Делайте вместе со мной: палка – галка.

– Какая буква получилась? (П). – Давайте еще раз, проговаривайте вместе со мной. Теперь палка – галка – галочка. Какая буква получилась? (Т). Давайте еще раз проговаривайте вместе со мной. Теперь под мою диктовку запишите в тетради. Логопед диктует детям запись букв: п, т, т, п, п, т, п, т.

9. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

10. Развитие зрительного и слухового внимания, буквенного гнозиса.

– Мы приехали в дом человека, который печатает на машинке. Кто это? (Машинист). Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? – Какую букву напишем? Сколько у нее ножек?

– Машинистка дала вам задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны строчные буквы П и Т). Посмотрите на первую строчку. Синим карандашом обведите по контуру только буквы П. Сколько букв вы обвели?

– Теперь работаем со второй строкой. Обведите по контуру только буквы Т.

– Сколько букв вы обвели? Теперь посмотрите на буквы, написанные на третьей строке. Обведите буквы П синим карандашом, а букву Т – зеленым. По моей команде поменяйте цвета.

11. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

12. Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления.

– Мы приехали в дом человека, который играет на рояле. Кто это? Пианист – это он. А если она, то -…Какую букву (П или Т) напишем в этом слове? Сколько ножек у буквы П? А у буквы Т?

– Пианист будет отстукивать мелодию. Если он ударит 3 раза, то вам нужно написать букву…(Т). А если он ударит 2 раза, то букву. (П).

Читайте также:
Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Логопед отстукивает таким образом в определенной после-довательности буквы П и Т. П, П, Т, П, Т, Т, П, П, Т, П.

Проверка: – Прочитайте, какие буквы вы записали.

13. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

14. Развитие зрительного внимания, ассоциативного мышления, звукобуквенного синтеза.

– Теперь мы приехали к человеку, который передает телеграммы. Кто это?

– Телеграфист – это он, а как мы скажем о женщине?

Логопед раздает карточки – телегаммы.

ле2и3ь ги2с скуль23ура

игра3ь но3ы 2ианино

– Телеграфистка передала вам телеграммы, но ошиблась и вместо букв П и Т написала цифры 2 и 3. Как вы думаете, какая буква должна быть вместо цифры 2? Почему? А вместо цифры 3?

– Перепишите слова в тетрадь, заменяя цифры соответствующими буквами.

– К какой профессии относятся слова, написанные в первом столбике?

– А во втором? И т.д.

– Напишите названия этих профессий в нужный столбик.

15. Развитие слухового внимания и памяти. Игра с мячом. Образование названий профессий женского рода.

– Давайте вспомним, кто живет в городе мастеров? У кого мы были в гостях? С кем познакомились? (Если дети затрудняются ответить, логопед подсказывает дополнительными вопросами типа «Кто приносит письма?»).

– Какой звук в слове? П или Т? Какую букву напишем? Сколько ножек у буквы?

Далее логопед называет название профессий мужского рода, а дети – женского и наоборот.

16. Развитие звукобуквенного синтеза, закрепление звукобуквенных ассоциаций.

– Вы узнаете, кто еще живет в городе мастеров, если выполните последнее задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны названия профессий и пропущенными буквами Т и П.)

С..оляр, ..рак..орис. фигурис. шах..ер, скри..ач, ..ло..ник, элек..рик, ..ечник, ш..ука..ур, ..родавец, ..оэ..

– Перепишите слова, вставляя вместо точек подходящую букву.

Проверка: обмен тетрадями.

– Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и помогли вылечить Торопыжке вылечить больную ножку.

III. Итог занятия

– Вам понравился сегодняшний урок? Где мы сегодня путешествовали? У кого в гостях вам понравилось больше? Зачем мы отправились в город мастеров? О каких буквах сегодня говорили? Почему важно различать буквы П и Т? Чем отличаются буквы? Все молодцы. Занятие закончено. До свидания.

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

  • Художественно-эстетическое развитие (1)
  • Познавательная деятельность (3)
  • Речевое развитие (4)
  • Проектная деятельность (2)

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

(подгрупповая)

Тема: расширение словарного запаса по лексической теме.

Цель: расширение активного и пассивного словаря.

– развитие знания детей по теме «Посуда»;

– формирование понятия чайная, столовая и кухонная посуда;

– употребление существительных единственного числа в родительном падеже;

– употребление числительных с существительными;

– расширение словаря антонимов;

– развитие звукового анализа;

– формировать умение образовывать относительные прилагательные;

– упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

– развитие фонематического слуха.

– развитие грамматического строя речи;

– развитие произвольности внимания, зрительную память;

– развитие наглядно-образного мышления;

– развитие зрительного восприятия;

– развитие общей моторики;

– обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;

– воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

1. Организационный момент

Приветствие с детьми.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто образует мне новое слово:

– Кофта из шерсти, какая кофта? (шерстяная)

– Жилет из кожи, какой жилет? (кожаный)

– Рубашка из трикотажа, какая рубашка? (трикотажная)

– Брюки из вельвета, какие брюки? (вельветовые)

– Блузка из ситца, какая блузка? (ситцевая)

– Шуба из меха, какая шуба? (меховая)

– Юбка из шифона, какая юбка? (шифоновая)

– Платье из шёлка, какое платье? (шёлковое)

2. Основной этап

Логопед : Я буду называть 3 слова, вам нужно запомнить только первое слово и назвать его.

Слова : тарелка, весна, книга. (Дети должны назвать «тарелка»).

Логопед вешает картинку «тарелка» на доску.

Слова : чайник, тетрадь, стол. (Дети должны назвать «чайник»).

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Слова : кастрюля, коробка, лиса. (Дети должны назвать «кастрюля»).

Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект логопедического занятия

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Логопед : Вы догадались, как звучит наша тема занятия?

Стук в дверь. Заходит кукла Маша. Кукла шепчет что-то на ушко логопеду.

Логопед: Ребята, кукла Маша работает в магазине, где продаётся посуда. Она хочет показать её вам.

Логопед вешает большую картину, где изображено 3 полки с посудой.

Логопед: Перечислите мне, пожалуйста, какая посуда находится на верхней полке? (чашка, чайник, блюдце, сахарница, маленькая ложечка).

Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Эту посуду называют чайной. Повторите! (дети повторяют)

– Перечислите мне посуду, которая находится на второй полке? (тарелка, ложка, супница, солонка).

– Правильно. Это посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите!

– Перечислите мне посуду, которая находится на нижней полке? (кастрюля, сковорода, терка, дуршлаг)

– Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите это название! Повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Поиграем в игру «Угадай, какая посуда?»

– Ребята, обратите внимание из чего сделана эта посуда.

ü Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)

ü Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)

ü Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)

ü Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)

ü Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)

ü Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)

– Поиграем в игру «В магазине». Проводится пальчиковая гимнастика.

Мы в новом магазине посуду покупали:

(руки на столе ладонями вниз, разводить

пальцы в стороны и соединять)

Тарелки, блюдца, чашки

(поднимать поочереди пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

(поднимать поочереди пальцы лево руки)

Набор ножей и вилок,

Шумовку и маслёнку.

Логопед : кукла Маша принесла для вас картинки, которые лежат у вас на подносах. Эти картинки нарисовал художник, но он кое-что забыл нарисовать. Посмотрите, внимательно и скажите, что забыл нарисовать художник?

Картинки : У чайника нет носика. У чашки нет ручки. У кастрюли нет крышки. У сковородки нет ручки.

Логопед : найдите недостающие предметы на подносах и приложите к предметам.

– Возьмите у себя на столах картинку с разной посудой и положите перед собой. Рассмотрите картинку. Найдите и сосчитайте все стаканы, кастрюли, ложки, чашки. И ответьте на вопрос:

ü Сколько синих чашек? (две синие чашки)

ü Сколько красных тарелок? (три красные тарелки)

ü Сколько зеленых кастрюль? (пять зеленых кастрюль)

ü Сколько прозрачных стаканов? (четыре прозрачных стакана)

ü Сколько деревянных ложек? (одна деревянная ложка)

ü Сколько металлических вилок? (две металлические вилки)

Логопед: Встаньте на коврик в одну шеренгу. Каждый из вас поочереди будет называть любой предмет посуды и прыгать вперед столько раз сколько слогов в этом слове, называя каждый слог. И сказать, сколько слогов в этом слове. Например: ложка – прыгнуть вперед два раза и сказать, что в этом слове 2 слога.

Дети выполняют упражнение.

– Молодцы, вы справились с заданием.

Дети садятся на свои места.

Логопед : кукла Маша хочет с вами поиграть в игру «Назови нужное слово»

Маша будет называть слово несколько раз, а одно слово один раз. Нужно назвать слово, которое прозвучало один раз.

Слова: Молоко, молоко, молоко, миска.

Голоса, тарелка, голоса, голоса.

Вилка, стол, стол, стол.

Ветка, ветка, чашка, ветка.

Дидактическая игра «Наоборот»

Логопед : Я буду называть словосочетания, а вы будете отвечать «наоборот».

Новая кастрюля -…(старая кастрюля)

Полная сахарница – …(пустая сахарница)

Чистая ложка – …(грязная ложка)

Горячая сковорода – …(холодная сковорода)

Мелкая тарелка – …(глубокая тарелка)

Мокрая чашка – …(сухая чашка)

Высокая ваза – …(низкая ваза)

3. Заключительный этап

Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии?

Какая бывает посуда?

Из чего может быть сделана посуда?

Логопед хвалит всех детей, можно выделить тех, кто работал лучше всех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: