Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема «Овощи»

Цели и задачи занятия:

  • формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  • Развивать общую и тонкую моторику.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развитие фиксации взора и прослеживающей функции.
  • Развивать сенсорные представления о цвете.
  • Развивать тактильную чувствительность.
  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
  • Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.
  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
  • Магнитная доска, карточки с изображениями овощей, сюжетная картина «Огород», эспандеры по числу детей, мяч, коробочка с прорезями по бокам, натуральные овощи, картинка ослика на ниточке.
  • В течение недели с детьми отрабатывается лексическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда.
  • Специалист использует лексическую тему в подборе коррекционных упражнений, игр, заданий.

Ход занятия.

Вводная часть.

Логопед приветствует детей. Дети встают в круг и произносят:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

Логопед: Ребята, я сегодня по почте получила письмо, но почта у меня не простая, а электронная, и письмо необычное. Давайте вместе посмотрим.

Логопед включает видеозапись. На экране компьютера появляется незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, меня не случайно так назвали, я и правда, почти ничего не знаю. В нашем Цветочном городе все жители начали собирать урожай, а меня не зовут, я ведь совсем ни чего не знаю об овощах. Вот поэтому я решил прислать вам письмо, чтобы вы помогли мне и рассказали все, что вы знаете об этих самых овощах. Помогите мне, ну пожалуйста!

Логопед: Ребята, ну что поможем Незнайке?

Логопед: А для того чтобы незнайка смог увидеть наше занятие, мы ему тоже запишем видео письмо и отправим в Цветочный город. Не будем терять время и начнем вспоминать, что же мы знаем об овощах!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Для начала вспомним, какие овощи вы знаете?

Дети поочереди называют по одному овощу.

Логопед: Где растут овощи?

Дети: На земле, под землёй.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?

Дети: Срывают, срезают.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут под землёй?

Дети: Выкапывают, выдёргивают.

Употребление существительных в предложном падеже с предлогами «в» и «на».

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен ответить полным предложением, где растет данный овощ

Дети: Огурец, он растёт на земле. Тыква растёт на земле и т.д.

Логопед: Чтобы Незнайке было понятнее, мы покажем, какие бывают овощи.

Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6) .

Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».

Логопед: Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Логопед: Лопаты готовы, а теперь будем ее копать! Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Логопед: Ребята мы еще можем показать Незнайке, как мы играем с осликом.

Читайте также:
Организация логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы

Дети следят взглядом за перемещением картинки ослика.

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Развитие общей моторики.

Логопед: Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.

Приседания, наклоны, имитация движений.

Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.

Логопед раздает каждому ребенку эспандер.

Логопед: Сейчас мы немножко посчитаем. Возьмите эспандер в правую руку и сжимайте, считая вместе со мной огурцы.

Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Молодцы! Перекладываем эспандер в левую руку и считаем помидоры.

Игра «Загадки в коробочке» (развитие связной речи, памяти, мышления, тактильной чувствительности)

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Там висит план – схема, по которой мы будем придумывать загадки.

  1. Форма.
  2. Цвет.
  3. Где растет.
  4. Какой на вкус?

Логопед вызывает ребенка и предлагает вытянуть карточку, на которой нарисован овощ, про который он будет сочинять загадку.

Дети: Этот овощ овальный, зелёный, растет на земле. Сочный, вкусный, хрустящий. Что это? (Огурец)

После того как прозвучит отгадка, логопед достает коробку с прорезями с боков и предлагает отгадавшему ребенку, определить на ощупь нужный овощ. Затем игра продолжается.

Игра «Маленькие повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Логопед: Овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней, нужней на земле. Мы собрали много овощей в свою корзину, а теперь определим, что можно из них приготовить.

Логопед раздает каждому ребенку по овощу, дети выходят поочереди к столу и кладут овощ в нужную посуду, объясняя, что можно приготовить:

– Сварим суп из капусты. Суп называется капустный.

– Сделаем пюре из картофеля. Картофельное пюре и т.д.

III. Заключительная часть.

Окончание занятия и подведение итогов.

Логопед: Ребята мне кажется, мы смогли помочь Незнайке и записали для него хороший урок. А он нам в благодарность прислал угощение, и совсем не виртуальное, а вкусное и натуральное!

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет работу по профилактики оптической дисграфии. Данные мероприятия направлены на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Скачать:

Вложение Размер
ilenko_i.l._omsk_detskiy_sad_191.doc 51 КБ
ilenko_i.l._omsk_detskiy_sad_no191_ovoshchi.ppt 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию

лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Учитель-логопед Ильенко И.Л., БДОУ г. Омска «Детский сад №191 компенсирующего вида».

Тип нод: фронтальное.

Тема нод: Овощи. Пересказ текста «Спор в огороде».

Цель нод: совершенствовать связную речь.

Образовательная область «Коммуникация»:

  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • совершенствовать умение выполнять коллективную работу.

Образовательная область «Социализация»:

  • воспитывать умение разрешать конфликтные ситуации;
  • воспитывать стремление помогать взрослым;
  • совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  • формировать умение пересказывать близко к тексту;
  • развивать литературную речь.

Образовательная область «Здоровье»:

  • развивать координацию речи с движением (физминутка);
  • формировать умение выполнять гимнастику для глаз;
  • закрепить знания о том, что перед тем, как резать овощи их надо тщательно помыть;
  • совершенствовать умение контролировать процессы расслабления и напряжения мышц;
  • развивать мелкую моторику рук и мимические мышцы лица.

Образовательная область «Безопасность»:

  • воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
  • формировать умение пользоваться ножом (одноразовая посуда);
  • формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная область «Познание»:

  • расширить кругозор детей по теме «Овощи»;
  • закрепить активный словарь по теме;
  • формировать умение детей пересказывать текст;
  • формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать умение использовать в речи предлоги: В, НА, ОКОЛО;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • совершенствовать умение использовать в речи существительные во множественном числе в родительном падеже;
  • профилактика оптической дисграфии;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • развивать творческие способности.

Образовательная область «Труд»:

  • формировать умение резать овощи;
  • формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Образовательная область «Музыка»:

  • прививать любовь к музыкальным произведениям;
  • учить выполнять движения под музыку.

Речевой материал : овощи, помидор, помидоров, морковь, огурец, огурцов, лук, укроп, Пугало. Чучело, хозяйка, аромат, круглый, красный, овальный, полезная, хрустящий, вкусный, лучок, укропчик, зеленый.

Оборудование: предметные картинки (шаблоны овощей), мяч, овощи, видеоматериалы к гимнастике для глаз, ноутбук, прищепки, сказочный персонаж Огородное пугало, разделочные доски, ножи (одноразовые), фартуки, тарелка.

– Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи».

– Посещение огорода на территории детского сада.

– Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, с целью углубить знания детей по теме.

– Разучивание стихотворений и загадок по теме.

– Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

– Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.

– Объяснение и показ, как надо работать ножом.

– Ребята, какое сейчас время года?

– Верно, осень. Чем заняты люди осенью? (Сбором урожая.)

– Где убирают урожай? (Урожай убирают в огороде.)

– Давайте, отправимся в огород, вдруг кому-нибудь нужна наша помощь!

(Пантомима «В огороде». Стоит взрослый, изображает Огородное пугало и грустно вздыхает.)

Дети шли, шли, шли.

В огород пришли.

Там увидели урода – испугались.

И скорей из огорода.

(Дети выполняют соответствующие словам действия).

  1. Сообщение темы.

– Дети, кто это так грустно вздыхает? (Огородное пугало.)

– Почему ты такой грустный?

Пугало: – Разве вы не видите, что я стою тут один? Овощи затеяли спор – кто самый лучший, рассорились и попрятались кто куда. Беспорядок в огороде, да и только! Помогите, пожалуйста, вернуть овощи в огород на грядки!

– Поможем, ребята? (Да.)

– Что же надо сделать, чтобы помирить овощи? (Надо им рассказать, что все они нужны и приносят пользу.)

– Правильно! Мы соберем их всех вместе и расскажем им о том, что каждый из них хорош по – своему.

Пугало: – А я вам тоже помогу – подскажу, кто где прячется.

3. Игра «Что где?». (Подходят к столу, на котором лежат карточки. Работа над предлогами.)

– Здесь прячется морковь. Чтобы взять ее с собой, нам надо определить: какие овощи растут В земле, а какие НА земле. (Дети раскладывают соответственно предлогам В(НА) картинки овощей.)

– Какие овощи растут В земле? (Дети по очереди отвечают.)

– Какие овощи растут НА земле? (Дети по очереди отвечают.)

– Вы молодцы! Ребята, а морковь какая? (Вкусная, сладкая, сочная и т.д.)

– Теперь мы можем положить морковь в корзину.

4. Игра «Семена овощей». (Мимические упражнения. Релаксация.)

– А вот и огурец. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли и отметили, какой он. Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Один, два, три – вокруг себя повернись

В семена овощей превратись!

– Я превращаю вас в маленькие семена огурца. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки и потянитесь к солнышку. Почувствуйте, как напряжены ваши пальцы, руки. Сильно припекло солнышко и растения завяли. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик и растения опять потянулись к солнышку. Вот и вырос наш огурец!

– Мы передаем Огурец и отвечаем на вопрос: какой он? Последний положит его в корзину. (Огурец зеленый, огурец овальный, огурец сочный и т.д.)

5. Игра «Хвастунишки». (Игра с мячом.)

– Ребята, помидор предлагает нам поиграть с ним в игру «Хвастунишки». Я кидаю мяч и произношу: «В огороде один огурец.». Тот, у кого оказался мяч отвечает: «В огороде много огурцов» и возвращает мяч мне. Готовы?

– Что мы можем сказать о помидоре? (Круглый, сочный и т.д.)

6. Физминутка. Хороводная игра «Чучело» (под музыку).

– Что-то наш друг Чучело заскучал. Давайте его повеселим. Вставайте в круг.

Очень хочет Чучуло

С нами поиграть.

(Дети под музыку идут по кругу. В центре круга стоит Чучуло.)

Принесли мы овощи

(Дети хлопают в ладоши.)

С овощами поиграй

Кого хочешь выбирай.

(Чучело с надвинутой шляпой на глаза подходит к ребенку и пытается отгадать, кто перед ним стоит. Если отгадал, то шляпу надевает ребенок и игра продолжается.)

7. Игра «Повара». Экспериментальная деятельность. (Дети подходят к столу.)

– Укроп и лук спрашивают, знаете ли вы, почему их всегда режут мелко в салат, а не кладут целиком. Давайте проведем эксперимент. Подойдите к столу и встаньте так, чтобы всем было видно. (Дети выполняют инструкцию.)

– Вот лук и укроп. Что вы о них можете сказать: какой лук (укроп)? ( Зеленый, ароматный и т.д.)

– Сейчас я разрежу их на мелкие части. (Режу.)

– Что изменилось, после того, как я стала резать овощи? (Появился запах лука и укропа.)

– Значит, их в салат их кладут не только потому, что они полезные, а еще и для того, что придать аромат?

8. Игра «Огород». (Игра с шаблонами овощей и прищепками.)

– Вот и собрали мы все овощи.

Пугало: – Помогите им занять свои места, ребята.

– Мы бы рады помочь, да незнаем, где что росло.

Пугало: – А я вам помогу – встану в центр огорода, а вы расставьте их относительно меня. (В зависимости от количества детей можно использовать дополнительно не только картинки Пугала и овощей, но и дом, солнце и т.д.)

– Ребята, Пугало стоит в центре огорода. Слева от Пугала – помидор, справа от Пугала – лук, слева от помидора – огурец, около лука – укроп, справа от укропа Хозяйка, а около огурца – морковь. (Дети дополняют недостающие элементы картинкам и расставляют их соответственно инструкции.)

9. Выполнение гимнастики для глаз. (С помощью презентации на компьютере.)

– Теперь у нас порядок в огороде. Можно и отдохнуть. (Выполняется гимнастика для глаз.)

10. Пересказ текста «Спор в огороде». (С опорой на сюжетную картинку, которую выложили из шаблонов овощей и прищепок.)

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть, как ни у кого из вас!

– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».

(После работы над текстом, рассказ пересказывают 2-3 ребенка.)

– Ребята, понравилось вам наше приключение?

– Кому мы помогли?

– Чем мы смогли помочь Пугалу?

– Что нового вы узнали сегодня? (Что лук и укроп режут в салат, чтобы придать аромат.)

– Что особенно вам запомнилось?

– Как вы считаете, кто был сегодня самым лучшим помощником?

12. Игра «Салат». Продуктивная деятельность.

– Вы были молодцы. А сейчас, предлагаю сделать салат из овощей и угостить им ребят в детском саду. Согласны?

(Вместе со взрослыми готовят салат из овощей.)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи в старшей группе по лексической теме «Овощи»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www. *****

Материал сайта: Аверина Кристина: *****@***ru

Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha@*****

Автор данного материала:

, учитель-логопед НДОУ № 000 «Весёлый паровозик»,

Дата публикации:

Тема: «Чиполлино в гостях»

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи:

– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– усвоение глаголов с различным значением;

– подбор однородных прилагательных к существительным;

– подбор антонимов к словам;

– употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

– развивать мыслительную деятельность, внимание;

– воспитывать у детей интерес к окружающему;

– вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование:

– картинки в виде силуэтов овощей;

– картинки с изображением овощей;

Ход занятия:

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Игра «Скажи наоборот»

Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель – молодой картофель, тяжёлый мешок – лёгкий мешок, большой урожай – маленький урожай, чистая морковка – грязная морковка.

Сегодня к нам в гости пришел Чиполлино. Чиполлино, мальчик-луковка из фруктово-овощного города, хочет послушать, как вы расскажете про овощи, а также он хочет запомнить новые игры, в которые вы будете играть.

Игра «Доскажи словечко»

Чиполлино слышал, что вы умеете играть в игру «Доскажи словечко». Давайте и его научим играть в эту игру.

На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка).

Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я – … (свёкла).

Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?… (Огурцы).

Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково. Послушай, Чиполлино, как мы умеем это делать.

Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Морковь – морковочка.
Репа – репочка.
Редиска – редисочка.
Свёкла – свеколочка.
Лук – луковичка.
Перец – перчик.

Игра «Соберем урожай»

Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай.

На игровом поле – картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

– Я срезаю капусту.
– Я дёргаю морковь.
– Я срываю горох.
– Я снимаю огурцы.
– Я копаю картошку.
– Я срезаю кабачок.
– Я выдергиваю редиску.

Игра «Подбери слово»

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

Огурец, какой?

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый).

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй – это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. А Чиполлино посмотрит, кто из вас самый внимательный.

Игра «Составь предложение»

Давайте покажем Чиполлино, как мы можем закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

Физкультминутка «Картошка»

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Чиполлино просит вас составить рассказ о помидоре. По картинкам-символам мы составим рассказ.

Помидор – это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Рассказали Чиполлино о помидоре. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу? Чиполлино очень благодарен вам. Он запомнил игры, и будет теперь играть в эти игры со своими друзьями.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»

Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Учить образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование:

  • магнитная доска,
  • картинки с изображениями овощей,
  • сюжетная картинка «Огород»,
  • мяч,
  • зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!

Дети: Овощи!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)

Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).

Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста.
Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.

3) Игра «Назови ласково»

Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

4) Игра «Один – много»

Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

5) Физминутка «Сажаем огород»

Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

6) Дидактическая игра «Собираем урожай»

Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).

7) Игра «Кулинар»

Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Дети: сок, суп, салат…

Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.

Логопед: Молодцы!

8) Дидактическая игра «Поваренок»

Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Итог занятия.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

Луппова Руслана Алексеевна
учитель-логопед, МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»
г. Сургут

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

1. Образовательные

  1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
  2. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционные

  1. Развивать пространственный гнозис , внимание и мышление.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

  1. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – картинки овощей;
  • наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку);
  • свежие овощи;
  • картинно-графический план;
  • пчелиный воск;
  • салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

– Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

– Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

– Что это? (Помидор)

– Помидор – это фрукт или овощ?

– Где растёт? В саду или на огороде?

– В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

– Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы горох!

– Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

– Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

– Слепите две горошины.

– Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

– Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

– Положите горошины на салфетки.

9. Итог

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

– Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

– А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи»

Наталия Коношенко
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи»

Тема: Овощи.

Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных прилагательных; развитие связной речи; развитие дыхания, психических функций

Оборудование: предметные картинки; рисунки для инд. работы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: «Где мы были на прошлом занятии? Кто был с нами в саду?» (Садовод)

2. Введение в тему.

Л. Садовод приглашает нас в огород. Но, чтобы пройти в огород надо открыть калитку. Но калитка, то не простая, а волшебная. И откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки.

Дети отгадывают и обосновывают свой ответ, используя слова загадки.

Как надела сто рубах, Изогнутые длинненькие,

Захрустела на зубах. (Капуста) А зовут их «синенькие». (Баклажаны)

В огороде вырастаю, Щеки розовы, нос белый,

А когда я созреваю, В темноте сижу день целый,

Варят из меня томат, А рубашка зелена,

В щи кладут и так едят. (Помидор) Вся на солнышке видна. (Редис)

Тому, кто занемог, поможет … (Чеснок) Расту в земле на грядке я.

Красная, длинная, сладкая я. (Морковка)

Л. Как назовем отгадки одним словом? Как называется профессия человека, который выращивает овощи? (Овощевод)

3. Дыхательная гимнастика.

Л. Овощеводу солнышко и дождик помогают.

«Посмотрим будет ли дождик»: откинуть голову назад – вдох ртом, вернуться в и. п. – выдох носом.

4. Определение формы, вкуса и цвета овощей. Подбор антонимов.

Л. У овощевода много работы: посадить семена, полить, высадить рассаду, порыхлить, прополоть, подкормить, обработать от вредителей и болезней, вовремя собрать урожай. Поможем овощеводу определить форму и вкус овощей, назвать их цвет.

Помидор круглый, а морковка …

Огурец овальный, а тыква …

Лук горький, а морковка …

Огурец зеленый, а свела …

Редиска мелкая, а редька …

Помидор маленький, а тыква …

Морковка в земле, а горох …

Помидор кислый, а чеснок …

А теперь проверим все овощи назвали.

Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки – четыре хлопка.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

6. Образование относительных прилагательных.

Л. Все овощи назвали,а теперь будем готовить:

Из картошки – пюре … из чеснока – приправу …

Из кабачка – икру … из свеклы – окрошку …

Из томатов – сок … из капусты – салат …

Из тыквы – кашу … из морковки – запеканку …

7. Развитие связной речи.

Рассказ «Корзина с урожаем».

Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:

Вот помидор красный – овощ прекрасный,

Вот овальный огурец – зеленый молодец,

Вот морковка – краса – длинная коса,

Вот вкусная картошка – для супа и окрошки,

Вот крупная свеклуша – мы любим ее кушать.

Читается второй раз и дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Куда мы открывали волшебную калитку? Кто нас там встречал? Что выращивает овощевод?

Какие овощи спрятались на ваших картинках? (Инд. работа.)

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе «Лето — осень» Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «ЛЕТО – ОСЕНЬ» Цель: – закрепление знаний об осени и лете, их характерных признаках.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе «Грибы» ЛГН Конспект занятия в старшей группе на тему: Грибы. Цель: формировать знания детей о лесе и грибах леса, растительном мире леса (грибах,.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе на тему «Овощи. Труд людей в огороде» Конспект занятия на тему: Овощи. Труд людей в огороде. Цель: ознакомление детей с понятием овощи, трудом людей в огороде. Задачи: коррекционно.

Конспект лексико — грамматического занятия в старшей группе на тему: Садовые и лесные ягоды. Конспект занятия в старшей группе на тему: Садовые и лесные ягоды. Цель: формировать знания детей о саде и лесе, растительном мире сада.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Игрушки» Цель: развитие лексико-грамматического строя речи. Коррекционно-образовательные задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) «Строительные профессии» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в средней логопедической группе детей с ОНР «Посуда» Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в средней логопедической группе О. Н. Р. Тема: «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматического.

Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР. Конспект логопедического занятия «Овощи»

Номинация: конспекты логопедических занятий с детьми 4-5 лет. Конспект подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Тема «Овощи».
Цели:

  • Расширить и активизировать словарь по теме.
  • Учить образовывать мн. число от существительных.
  • Формировать навык образования род. п, ед. ч. существительных.
  • Отработать категорию существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
  • Развивать у детей внимание, зрительную память, тактильное ощущение.

Оборудование: овощи натуральные, игрушка Крот и Мышка, игра «Зайки огород», волшебный мешочек с овощами.

Ход:
Организационный момент
К нам в гости пришел, какой – то зверь.
Вот загадка о нем:
Сделал дырку, вырыл корку,
Солнце сияет, а он не знает.
Своим носом огород
Разрывает хитрый…
(крот).
Сообщение нового.

— К нам в гости пришел Крот – огородник.
Почему его так зовут? Все лето Крот трудился на своем огороде, и собрал большой урожай овощей. Крот живет в земле, он слепой и знает овощи только на вкус. Давайте поможем Кроту, расскажем ему, как называются овощи.
( педагог выкладывает овощи и показывает, дети повторяют).

Игра «Один – много».
— Как вы думаете, у Крота вырос один огурец, или много. я буду называть один овощ, а вы – много.
— Один огурец, а когда много как говорим? – Огурцы.
Помидор – помидоры, кабачок – кабачки, луковица- луковицы, морковка – моркови, репка- репы, тыква- тыквы, свекла- свеклы, грядка – грядки, куст – кусты, кочан- кочаны, огород- огороды.

Игра «чего не стало».
-Крот все лето работал, а мышка бездельничала. Вот лег как-то Крот спать, а мышка решила утащить его овощи. ( на столе 4 овощи, педагог убирает один овощ , а дети должны ответить какого овоща не стало).

Развитие мелкой моторики.
В огороде много гряд: ( сжимают и разжимают кулачки).
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох, (загибать пальцы по одному).
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород. (поочередно удары ладошками и кулачками).
Нас прокормит целый год!

Игра «Большой – маленький».
-Крот проснулся, увидел Мышку- воришку, но не стал ее ругать. Он поделился с ней урожаем. Крот сказал: «Я большой, и оставлю себе большие овощи, а ты маленькая, тебе отдам маленькие овощи».
— большой огурец, а маленький.. ? -огурчик.
Помидор- помидорчик, капуста – капустка, тыква- тыковка, свёкла- свеколка, картошка – картошечка, морковь – морковка, горох – горошек, лук –лучок, грядка – грядочка, куст кустик, кочан кочанчик, репа – репка.

Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР. Конспект логопедического занятия «Овощи».

Игра «Зайкин огород».
( на доске плакат «Зайкин огород»).
— Зайка вырастила на огороде урожай овощей и разложила их в два мешка.
— Назовите овощи в первом мешке.
— назовите овощи во втором мешке.
— В каком мешке овощей больше?
— Чего нет в первом мешке?
— Чего нет во втором мешке?

7. Игра «Чудесный мешочек».
-Посмотрел Крот, как Зайка аккуратно разложил все овощи и решил сделать также. Но мешок у него был только один и все овощи перепутались. Поможем Кроту найти одинаковые овощи. У педагога мешок с парными овощами. Овощи высыпаются на стол,, дети их называют. Затем овощи высыпаются обратно в мешок. Дети по -очереди достают по одному овощу, показывают и называют его, а затем на ощупь должны найти в мешочке парный ему овощ.

8. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Название: Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР Конспект логопедического занятия «Овощи».
Номинация: конспекты логопедических занятий по постановке звуков
Автор: Васильева Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №23 «Берегиня»
Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская республика

Дата изменения: 25 апреля, 2020
Дата публикации: 16 августа, 2017

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: