Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

Логопедический речевой праздник «Природа и мы»

Цель:

1. Обобщить знания детей по экологической теме «Природа и мы».

2. Автоматизировать речевые навыки детей в связной контролируемой речи, обогащать активный словарь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство уверенности в себе, причастности к общему делу.

Оборудование: игрушки, макет дома и дерева, искусственные цветы, вырезанные буквы для названия праздника, магнитофон, кассеты, костюмы для участников, шторы для драпировки стены, глобус, ковёр.

Оформление: название праздника, сцена — леса, лесной полянки, водоёма; костюмы: бабочки, ромашки, кузнечика, ручейка, белки, соловья, берёзы, лучиков и др.

Музыкальное оформление: инструментальная музыка, фортепиано.

Участники: учащиеся 1-4 классов, учителя начальных классов и другие члены коллектива, завуч.

1. Логопед — Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас праздник. Мы добросовестно трудились и готовились к нему целый год. Научились правильно произносить звуки, правильно говорить слова, чётко проговаривая окончания в словах, научились хорошо читать. И сегодня на празднике мы будем помнить о правилах речи, чётко, правильно говорить и не спешить и у нас всё хорошо получится.

– Читаем название праздника.

– А что такое природа? Правильно. Природа это всё то, что нас окружает и мы, люди, часть этой природы, самые разумные существа на планете земля, и мы обязаны любить и охранять природу. Охраняя природу, мы охраняем своё здоровье и свою жизнь.

– А сейчас в сказках, песнях, стихах и танцах мы с вами будем слушать и радоваться звукам и голосам окружающей нас природы, говорить о её красоте и узнаем о чём нас просит природа.

– А теперь слово ребятам 1-2 классов (далее следует сценарий сказки «Репка», музыкальное сопровождение).

Ребята в костюмах сидят на ковре, по сценарию двигаются по сцене и возвращаются на свои места.

Сказочник: — Посидите тихо, детки, да послушайте про репку. Сказка, может, и мала, но про важные дела. Начинается как надо: жили-были дед да баба, внучка, Жучка, Мурка — кошка и в подполье — мышка — крошка.

Дед: — Пришла весна красная, теплая, теплая да ясная, с новою работаю, с весёлою заботою. Собирайся, народ, выходи на огород.

Внучка: — На-ка, дедушка, лопатку, да вскопай получше грядку.

Бабка: — Вот хорошее зерно! Взойдёт быстренько оно.

Внучка: — Я водички не жалею, поливаю, как умею. Расти репка сладкая, на радость деду с бабкою!

Сказочник: — Землю дружно поливали, удобряли и взрыхляли. Наконец, настал денёк — показался и росток. И как в сказке-то бывает, репка быстро вырастает. До забора поднялась, сладким соком налилась.

Репка: — Репка я сладкая, круглая, гладкая. Выросла на грядке я.

Мышка: — Вот так репка, вот так диво!
Как крупна-то, как красива!
И верхушки не видать!
Надо дедушку позвать.

Дед: — Что случилось? Что такое? Не даёте мне покоя!

Мышка: — Посмотри сюда скорее!

Дед: — Ох, глазам своим не верю! Ну и репка, вот так раз! Бабке отнесу сейчас!

Сказочник: — Тянет — потянет, тянет — потянет, не вытащит.

Дед: — Как ты выросла за ночь? Одному невмочь! Бабка, приходи помочь!

Бабка: — Старый дед! На обед репку вытащить не смог! Репку сладкую, круглую, гладкую вытащу из грядки я! Нет, не могу. Время нечего терять, давай вместе вырывать!

Все: — Тянем — потянем, тянем — потянем! Вдвоём невмочь! Внучка! Приходи помочь!

Внучка: — Иду, слышу шум вдали. Ау! Деду с бабкой помогу. Репку сладкую, круглую, гладкую, вытащу из грядки я!

Все: — Тянем — потянем! Втроем невмочь! Жучка! Приходи помочь!

Жучка: — Гав, гав, гав! Где шум? Где гам? Спешу на помощь всем вам.

Внучка: — Становись за мной, тяни!

Все: — Тянем — потянем, тянем — потянем! Вчетвером невмочь! Мурка! Приходи помочь!

Жучка: — Кошка! Мурка! К нам сюда. Посмотри на чудеса!

Мурка: — Где? Скорее покажи!

Жучка: — Становись! За хвост держи!

Мурка: — Мяу-мяу, мяу-мяу! Чем могу — помогу! Репку сладкую, круглую, гладкую вытащу из грядки я!

Все: — Тянем — потянем, тянем — потянем! Вытащить невмочь! Мышка! Приходи помочь!

Мышка: — Я мышонок юркий, серенькая шкурка, Серенькая шкурка, я мышонок юркий.

Дед: — Становитесь дружно в ряд!
И попросим всех ребят:
Нам, ребята, помогайте,
Вместе песню запевайте!

Все: — Ещё разик, еще раз! Репку вытащим сейчас.
Ещё разик, ещё два! Репка выскочит сама.

Дед: — Ай, да репка!

Бабка: — Ай, да диво!

Внучка: — И крупна-то!

Жучка: — И красива!

Кошка: — Как попаришь с молочком.

Мышка: — Так проглотишь с язычком!

Дед: — Всем спасибо за подмогу!

Бабка: — Подожди, старик, немного…Приходите репку кушать! Репка будет очень сладкая! Знаю, вспомните вы бабку.

Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

Мышка: — И меня хотя б немножко!

Сказочник: — Вспоминайте и меня. Сказка мудрая моя. Есть ведь доля правды тут: И коль дружно мы возьмемся, Своего всегда добьёмся!

Участники сценария ведут хоровод и поют песню:

Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои!
Сени новые, кленовые, решетчатые!
Выходила молода за новые ворота,
За новые, кленовые, решетчатые.

– Как из наших из ворот, праздник весело идет! Репка выросла большая: будем кушать целый год!

– Мы вам пели и плясали, сказку «Репка» показали. А теперь пришла пора попрощаться, детвора.

Ребята называют роли и свою фамилию, имя, кланяются зрителям.

2. Музыкальное вступление — танец «Лучиков» и далее следует экологическая сказка «Путешествие Лучика».

Девочка (просыпается, потягивается):

– Доброе утро! Какое оно прекрасное! Ой, кто ты? (обращается к лучику).

Лучики солнца: — Я лучик солнца золотой, я лучик золотой. Пришли к тебе с небес прекрасных увидеть Землю. Но постой! А нет ли здесь врагов опасных?

Девочка: — О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь? Нет на Земле врагов ужасных. Земля нам дарит мир, покой… Попутешествуй же со мной! Лучики солнца: — Мы рады, что втроём большую землю обойдём!

Звучит песня «Если долго, долго, долго…» из к/ф «Про Красную шапочку».

Белка: бросает шишку в лучика.

Лучик солнца: — Ой, что это? Мне больно.

Белка: — Мне тоже больно.

Девочка: — Кто ты такая? И от чего тебе больно?

Белка: — Угадайте, кто я:

Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызёт.

– Нас было много на Земле, любили мы резвиться вволю, но появился человек, и стало много нас в неволе. Мой брат стал «белкой в колесе», и шубы носят из сестричек… Из всех моих друзей вообще осталось чуть –
спроси у птичек.

Соловей: — Это правда. Что лукавить! Человек не знает меры. Я готов людей прославить, Но у нас исчезла вера!

Лучики солнца: — Подождите, подождите! О какой вере ты говоришь? Чему надо верить?

Соловей: — Верите, что мы нужны. Без нас плохо на земле. Вот я соловей, я певец любви и счастья, я встречаю здесь весну, славлю жизнь, прочь несчастья. Воспеваю красоту.

Девочка: — Да, соловушка! Поешь ты прекрасно. Душа радуется! А белок мы не обидим. Их становится всё меньше и меньше.

Березки: — И нас становится всё меньше и меньше. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.

Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В бане веничком здоровья прибавляли.

– Люди, мы вас любим! Почему вы бываете к нам жестоки? Зачем вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.

Девочка: — Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу.

Лучики солнца: — Пой, соловей, свои песни о лесе! Радуй нас, белка, своей красотой! Наполняйте нас, березки, своей жизненной силой. Мы уверены, что люди откликнуться всей душой.

По знаку логопеда дети закрывают глаза. Звучит музыка, поют птицы, журчит ручей.

Логопед дотрагивается до лучиков и по цепочке дети от прикосновения открывают глаза и оказываются на лесной полянке.

Лучики солнца: — А как здесь красиво! Вон кузнечик поскакал! Какая чудесная бабочка полетела! А запахи: клевер, ромашек — море, колокольчики зазвенели. А как здорово поют птицы. Куда мы попали? Что за музыка звучит?

Девочка: — вы догадались, ребята, куда мы попали?

Дети отвечают, что это лесная полянка.

Лучик солнца: — Ну, тут, наверно, проблем нет!

Звучит песня на слова и музыку Никитиной Т. Г. «Весна, цвети».

Бабочка: — как вы ошибаетесь! Мои крылышки протёрлись от пальцев ребят! Сколько моих друзей в коллекциях! Мы ведь нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не проще ли, ребята, нарисовать нас?

Ромашка: — Посмотрите на меня. Вы знаете кто я? Сердцевинка желтая у цветка того, Будто крошка солнышка забралась в него.

– Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?

Кузнечик (появляется и прихрамывает).

Лучики солнца: — Что с тобой, кузнечик?

Кузнечик: — Мальчик меня поймал, поиграть хотел… И лапку сломал. Как же я теперь буду прыгать, скакать?

Звучит музыка, и дети все вместе поют песню «Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте…»

Личики солнца: — Чудесная музыка! Это кузнечик играет на скрипочке. Давайте, ребята, беречь бабочек, кузнечиков, промяшку и все другие цветы!

Читайте также:
Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Внимание детей привлекается к водоему в углу сцены.

Девочка: — Лучик, посмотри!

Через зеленую вуаль просматривается «голубое озеро» и много ненужных в нем предметов, спрятался там и водяной.

Лучики солнца: — Что это?

Девочка: — Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро! Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!

Ручейки: — Не пей, девочка! Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды — в общем все то, что стало ненужным людям и выбросили в это озеро. Грязная жидкость льётся через грязные трубы — это стоки заводов. Остановилась жизнь для обитателей озера. Купаться запрещено! Воду использовать нельзя!

Водяной: — Я одинокий водяной. Никто не водится со мной. Друзья мои лягушки, болеют, как старушки. На дне моей квартиры — бутылки, тряпки, вилы. Не озеро — помойка! Не уходи, постой-ка! Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки, а мне так жить, а мне так жить, а мне так жить охота!

– Лучик, помоги! Девочка, ведь люди всё знают и могут помочь!

Логопед: — Ребята, давайте поможем обитателям озера. А попросим это сделать наших малышей. (Ребята 0 класса вместе с учителем убирают мусор из озера. Чистое озеро и счастливый водяной.
Девочка: — Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку! А если ещё и помочь воде: убрать все, что сбросили, тогда возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружится над озером чайки!

Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты.
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи раскинет над полями.
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь, дарит нам природа
Напевы лучшие свои.

Праздник заканчивается песней «Ты береги нас, береги!»

Логопед: — Ребята, вы были внимательны, хорошо говорили и следили за своей речью. Мы уверены, что вы поняли, что природу надо любить и охранять.

– А наш праздник закончился. И я благодарю всех его участников!

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

Трегулова Л.Е., воспитатель МДОУ №1 г.Зеленодольска

Программное содержание:
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Словно крыша над землею,

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

– Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

– А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

– Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

– Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.

– Первая остановка – лес. Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?
  5. Как называются животные, которые едят только растения?
  6. Как называются животные, которые едят только мясо?

Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
  5. Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?

– Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

– Давайте пойдем дальше и подойдем к макету водоема (озера).

– Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Какие рыбы живут в реке?
  3. Какие рыбы и животные живут в море?
  4. Какое животное самое большое на земле?
  5. Что нужно обитателям воды для жизни?

– Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

– Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
  7. Почему птицы улетают?
  8. Чем питаются птицы?

– Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» – используем «Кольца Луллия». (вызываю к столу по одному 5-6- человек).

– А теперь скажите, кто как передвигается?

Человек – ходит, птица-…, рыба-…, змея-…, кузнечик-…

– Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь-…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…

Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи у детей в подготовительной логопедической группе (ОНР) «Земля в моих ладошках»

Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

Коррекционно-образовательные задачи:
  • обобщить и систематизировать знания по экологии, расширить кругозор детей;
  • Закреплять употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных;
  • Учить связно, последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
  • Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать связную речь, внимание, память, творческое воображение;
  • Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве;
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;
  • Развивать логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическую культуру, формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать эстетические качества;
  • учить выслушивать высказывания товарищей;
  • формировать умение работать в команде.

Оборудование:ПК, проектор, интерактивная доска, экран, конверты с пазлами, черный ящик, мяч, цветной песок, модель эмблемы, массажеры Су-Джок.

Ход занятия

Психогимнастика

1.Организационный момент

Воспитатель:Сегодня я природа, а вы мои гости. Вас ждет много увлекательного и интересного.

«Представьте себе, что у каждого из вас в руках волшебная чаша. По нашему желанию она сама может наполниться чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебной водой. А эта вода в свою очередь наполнит, нас волшебной силой. Даст нам положительный настрой бодрости, энергии, творчества на весь день. Сделайте глоток этой необычной освежающей воды».

У Ильи было домашнее задание выучить стихотворение:

Есть на земле огромный дом, под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной, зовется этот дом!

Воспитатель: Нашим домом называют не только Землю, но и её природу!

А что такоеприрода?(Солнечное тепло, ягоды, вода, животные, грибы, воздух, деревья, цветы– это природа.

Дидактическая игра «Времена года»

Воспитатель: Перед вами изображения времен года. Назовите их!

Дети, послушайте внимательно мелодию и подумайте, к какому времени года ее можно отнести (лето, осень,зима, весна). Почему эта мелодия относится к лету/ осени/ зиме/ весне?

Какое сейчас время года? (весна). Можете ли вы назвать месяц? Какой месяц следует за мартом? Назовите все три весенних месяца подряд, как они следуют друг за другом. Сможем ли мы сейчас в данное время изменить ход событий, и переместиться в другое время года? Например: в осенний промежуток времени (да, нет)? Почему?

Читайте также:
Совершенствование связной речи старших дошкольников с ОНР средствами сюжетной видеозаписи

Вывод детей: В природе все закономерно, осень приходит после лета, а весна не может быть раньше зимы.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи со словом весенний»

Игра с мячом«Скажи со словом весенний»

  • Небо, какое? – весеннее небо
  • Ветер, какой? – весенний ветер
  • Солнце, какое? – весеннее солнце
  • Туча, какая? – весенняя туча
  • Дождь, какой? – весенний дождь
  • Облака, какие? – весенние облака
  • Цветы, какие? – весенние цветы
  • Лес, какой? – весенний лес
  • Погода, какая? – весенняя погода
  • Утро, какое? – весеннее утро
  • Настроение, какое? – весеннее настроение

Сейчас я предлагаю присесть за столы. Сели правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

Дидактическая игра “Где мой дом?” с интерактивной доской

Воспитатель: Ребята, каждый мой обитательимеет свой дом.

– А как вы думаете, хорошо ли живётся животным и растениям в лесу? Почему? (Лес чистый, хорошо дышится в нём, лес-дом для животных, в лесу животные находят себе корм.)

– У каждого обитателя природы есть свой дом. Посмотрите на картинку, как вы думаете, где чей дом? (У медведя дом медвежий – берлога, у белки – беличий – дупло, у ежа – ежиный – нора, у лисы – лисий – нора)

Игра «Угадай, кто я?»

Воспитатель: Внимание: черный ящик, ваша задача отгадать, какое насекомое в нем спряталось. Для этого вы будете задавать мне вопросы по очереди, на которые я буду отвечать только «да» или «нет».

«Эмпатия»

Воспитатель: А сейчас представьте себя пчелами. Ответьте на вопросы:

  • о чем думаешь сидя на красивом цветке?
  • о чем мечтаешь тихим летним вечером?
  • с кем хотелось подружиться?
  • что ты чувствуешь, когда чья-то рука, хочет тебя поймать?

Нас ждет интересное задание, для этого нужно размять руки массажным шариком.

Пальчиковая гимнастика с использованием массажера «Су-Джок»

Нарисую солнышко на своей ладошке,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Пусть оно сияет хоть и понемножку.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик).
Дружно пальчики считаем – насекомых называем.
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит,ой, сюда комар летит!
(нажимаем шпиками на каждый пальчик другой руки).

Игра «Назови части цветка»

Воспитатель: Дети, откройте белые конверты и выложите содержимое на стол. Соберите пазл и назовите, что у вас получилось.

Вопросы во время работы:

  • Назови самую главную часть цветка? (Корень).
  • Что идет после корня? (Стебель)
  • У цветка есть?… (Листья.)
  • Далее после листьев? (Бутон)
  • А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)
  • И остались?… (Лепестки)
  • Какой цветок у вас получился?

Предлагаю прогуляться по лугу. Арина, проведи физкультминутку «Вместе по лугу мы идем»

Физкультминутка «Вместе по лугу мы идем»

Вместе по лугу мы идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем.(Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка-клевер.
Расстилается ковер
И направо и налево.

Синквейн «Цветы»

Воспитатель: Дети, сели правильно. Я предлагаю составить вам синквейн про цветы. Илья, какой цветок у тебя получился? Какой синквейн ты составишь про колокольчик?

  1. Колокольчик
    Синий, яркий
    Растет, пахнет, разливается
    Колокольчик растет на душистом лугу
    Радость!
  2. Подснежник
    Белый,нежный
    Живёт, растёт, радуется
    Подснежник первый весенний цветок
    Лес.

Воспитатель: Сейчас догадайтесь какой цветок я загадала:

  1. Одуванчик.
    Золотистый. Бархатистый.
    Пахнет. Цветёт. Улыбается.
    Потом белеет и в пуховый шар превращается.
    Цветок.

– Молодцы дети! Уберите пазлы в конверт.

Воспитатель: Чтобы сохранить мою красоту: леса, луга, поля. Озера, реки и жителей природы, вы должны знать и помнить правила поведения. Я предлагаю посмотреть вам об этом фильм.

Ролик «Земля»

Воспитатель: Оказывается так просто сберечь Землю, соблюдая элементарные правила. Предлагаю закрепить их.

  • Не ломать деревья
  • Не ловить насекомых
  • Не рвать цветы
  • Не брать из леса животных и их детенышей
  • Не вытаптывать траву и животных, которые в ней живут
  • Не разорять птичьи гнезда

Воспитатель:

Вертится, крутится шар голубой –
Это Земля, где живем мы с тобой!
Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,
И у тебя поместилась в ладошках!

Мы проходим в мастерскую для изготовления нашей эмблемы.

«Эмблема»

Воспитатель: Снимайте с каждого элемента верхний защитный слой бумаги и засыпайте его песком выбранного цвета. Начинаем работать с самых маленьких элементов (материк), переходя к более крупным. Работайте одновременно только с одним цветом. Старайтесь заполнять элементы полностью, без пробелов. Излишки песка стряхивайте на лист бумаги.

– Что у вас получилось?

– Как вы думаете, что означает эта эмблема? Как мы ее можем назвать?

Дорогие ребята! Будем же беречь нашу Землю! Пусть ваши бережные ладони сохраняют и защищают уникальный и хрупкий мир нашей природы. И тогда завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Читайте также:
Как помочь научиться читать

Подходит к концу наша встреча.

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что для вас было самым трудным?

– Что больше всего понравилось?

– А мне понравились ваши ответы о том, как сохранить природу. Занятие окончено. Всем спасибо.

Занятие по экологии в старшей логопедической группе «Мы — друзья природы»

Наталья Краз
Занятие по экологии в старшей логопедической группе «Мы — друзья природы»

Cистематизировать представления детей о многообразии природы.

1. Закрепить знания о птицах, животных, деревьях

1. Развивать у детей связную речь

2. Развивать эстетические чувства

1. Закрепить правила поведения в природе

2. Воспитывать бережное отношение к природе

2. Учить образовывать новые слова, добавляя к ним суффиксы

1. Чтение произведений о природе

2. Беседа о зимующих и перелётных птицах

3. Беседа о животных наших лесов

аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; медали с изображением леса;, зарисовки следов животных, сундучок, семечки.

Ход НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся:

-Ребята, я сегодня в нашей группе нашла сундучок и письмо. Давайте прочтём, что же в нём написано:

-Дорогие ребята! Я часто наблюдаю за вами, и знаю, что вы очень добрые и дружные. Нам нужна ваша помощь. То, что нужно для помощи, лежит в сундучке. Но, чтобы открыть его, вам нужно выполнить задания. Старичок-лесовичок.

-Ну, что ребята поможем старичку – лесовичку?

А я вам предлагаю отправиться в лес. Закройте глаза и послушайте (звучат звуки леса)

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать,я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

-Ребята, к нам в группу пришли два гостя. А, чтобы узнать кто это, вы должны собрать пазлы.

Игра «Чей голос?» (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)

– Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, лягушка)

– Назовите перелетных птиц.

– Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

– Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

– Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

– Приведите примеры живой и неживой природы.

-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей)

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

– О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

– Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

– Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

– Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

– Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

– Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

А сейчас следующее задание: Нужно подойти к столикам,где лежат разные предметы: нарисованные листья сосны, дуба, каштана. В чашечках лежат и сосновые шишки, жёлуди, каштаны. Кто быстрее разложит «деток» к веткам,

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Дифференциация звуков К-Т'

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

• Не лови красивых насекомых.

• Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

• Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

• Не руби деревья

• Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

-Ребята, посмотрите, а сундучок открылся. Что же там такое? (семечки)

А для чего же нам лесовичок положил семечки? (ответы детей)Дети выясняют, что семечки нам нужны для того, чтобы покормить птиц.

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» в старшей группе Игра – викторина по экологии «Знатоки природы». Программное содержание: – Закреплять знания детей об окружающем мире (животных, правилах.

Конспект открытого занятия викторины по экологии «Мы-друзья природы» Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе. Цель: Cистематизировать представления детей о многообразии.

Конспект открытого занятия-викторины по экологии в подготовительной группе «Мы — друзья природы» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – центр развития ребенка «Детский сад № 90» Конспект открытого.

Конспект викторины по экологии «Мы — друзья природы» в старшей группе Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: 1. Закрепить знания детей о природе,.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе “Друзья природы” Программное содержание: расширять, пополнять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Мы — друзья природы» Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на.

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы — друзья природы» в подготовительной группе Цель: Cистематизировать представления детей о многообразии природы. Задачи: 1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом.

Лэпбук по экологии «Ты и я — природы друзья» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

НОД по экологии «Мы друзья и защитники природы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: непосредственно-образовательная, игровая Тип: интегрированное Интеграция.

Конспект занятия по экологии «Друзья природы» в подготовительной группе Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе Воспитатель Еремина А. А. Тема: «Друзья природы» Цель: Учить детей беречь.

Экологическое воспитание детей в системе коррекционно – педагогической работы
Занятие в старшей логопедической группе «Берегите планету»

Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой, подвести пониманию того, что все мы нужны друг другу, познакомить с основными правилами поведения в природе, активизировать и обогащать словарь детей, способствовать воспитанию уважительного отношения к природе, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе, правильно произносить звуки.

Словарная работа – ядовитые газы.

М/П – худ.слово, вопросы. Жалобная книга, игра «Собери грибы».

Материал – ёлки, сухое дерево, картинки, корзинки, листочки.

Худ.литература – «В гармонии с природой» А.Ф. Павленко;

«Экологическое воспитание» Л.И. Глизерина.

Ход занятия

Ведущий:

Придумано кем – то и просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

– Здравствуйте! – скажем солнцу и птицам

«Здравствуйте» – милым улыбчивым лицам

И каждый становится добрым доверчивым

Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, что такое природа?

(Солнце, цветы, деревья, растения, животные т.е. природа – это то, что нас окружает.)

Ведущий: Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы

– для того, чтобы люди были здоровыми, какой воздух нужен? (чистый)

– как вы думаете, что загрязняет воздух?

(Воздух загрязняют заводы, т.к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют машины, которые, выпускают из выхлопных труб обработанные газы, курильщики) опасен он, тем, что людям трудно дышать, появляется аллергия, можно заболеть.)

– А где же самый чистый воздух? (В лесу.)

– А раз так, значит человек должен очень бережно относится к природе, дружить с ней, уважать её законы.

– А вот может ли природа жить без человека, в этом нам поможет разобраться сама Фея Природы.

Приходит огорчённая Фея Природы. Она говорит, что побывала в своих владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышала жалобные голоса растений, и животных. Все жалобы записала в жалобную книгу природы. Послушайте, кто и на что жалуется.

1 страница – на ней нарисована ёлка и пеньки, пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна осталась. Но под Новый год появились в лесу, жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок – дети обсуждают.

Читайте также:
Проект 'Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС'

2 страница – жалоба лягушек.

«Когда мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит выбраться из воды на сушу, как обязательно находятся охотники пострелять в нас из рогаток. Объясните, дорогие ребята, что нельзя так поступать, мы – то только квакать умеем» – дети рассказывают для чего нужны в природе лягушки.

3 страница – жалуются муравьи

«Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас, как бревно. Из тысяч хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них – забава, доя нас беда. Пожалейте нас».

– Как защитить муравейник? (Огородить заборами.)

4 страница – нарисованы дубки, липки, ели.

«Жалуемся мы на лыжников. Снег закрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжникам всё нипочём – топчут нас и портят. Просим внимания и защиты».

Нарисованы птицы.

«Птичьих столовых у нас много. За это, ребята вам наше птичье спасибо. Но много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженая, хлебные крошки снег засыпал. То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто».

Фея благодарит, за доброе сердце и с помощью волшебной палочки приглашаем на лесную полянку. Раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали поляну пустыми банками, грязной бумагой, бутылками – как помочь поляне? (дети приводят полянку в порядок и оживляют сухое дерево, отвечая на вопрос, как вести себя в лесу?)

По ходу можно определить ветку ели и ветку сосны.

Игра «Собери съедобные грибы». (Дети садятся.)

Ребята, как вы думаете, без чего ещё человек не может прожить? (Без воды.)

Фея рассказывает – Жил на свете Водяной. Не простой, а самый главный. Как все главные лица, жил неплохо. Водой руководил. Решил он как – то проверить, вся ли вода в царстве на месте, всё ли в порядке? Не обманывают ли его подчинённые. Недоверчивый он был, подозрительный.

Водяной – будешь тут подозрительным. Глаз да глаз за всеми нужен. Учёт и контроль. Без них вся вода меж пальцев уйдёт. Ничего не останется, одна пустыня. (Включили компьютер, взял очки, счёты.)

Фея – между прочим, был главный водяной старый престарый.

Водяной – ну уж, прямо сразу и старый. Ну, пожилой…

Фея – мудрый, премудрый.

Водяной – Вот это верно, нет возражений. Правда, в последнее время такое на свете делается, не успеваю за всеми уследить. Принтеры…компьютеры. «Вот телевизор недавно купил фирмы « Наливное яблоко». Постучу по нему – новости показывает. Да беда новости все не весёлые – то нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родники замусорили. Одно расстройство.

– А вы, то сами как считаете, ребята, нужна ли вода человеку и для чего?

– Какую воду считают чистой? (Чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса. Когда то давно, люди пили речную воду, а теперь её пить нельзя. Одна загрязнена. Заводы сливают грязную воду, многие бросают мусор в воду…)

Водяной – Да и воды в природе стало меньше, правда, Русалки мои счёт ведут.

Фея – знаю, как Русалки твои считают. Насобирают капель побольше, солью их вместе и смотрятся, как в зеркало. То чешую чистят, то хвосты украшают. (Водяной вызывает Русалку.)

Русалка- Ну, чего надо? Поспать не дают. Чуть что, Русалка подай, Русалка принеси, причесаться некогда.

Водяной – ты это прекрати! Ты перед кем стоишь? Ты перед главным Водяным стоишь! Говори куда вода пропадает?

Русалка – Ежели ты главный, то сам должен всё знать.

Водяной – Цыц! Распустились там под водой все! В рабочее время начальству грубят! Принеси ка мне сейчас книгу учёта и расхода воды!

Русалка (пожимает плечами зевает) так бы сразу и сказал! А то только и делают, что воспитывают. Рыбой не корми, дай только всех поучить. Счёты бы лучше новые прислали. Сами – то на компьютере клавиши нажимаете, а мы все по старинке. (Приносит книгу, увешанную водорослями.) Водяной бережно берёт, отряхивает.

Русалка – вот, н извольте сомневаться, всё точно, как в аптеке. И даже ещё точнее.

Водяной – так выпало 5 тысяч 3 литровых банок в виде дождя. С земли, прудов, озёр, испарилось 2 тысячи банок. (считает на пальцах) так, 10*3, 100 в уме. А остальное где?

Русалка – и вправду, часть воды исчезла.

Водяной – упустили водицу родимую, а нынче вода дорога.

Ребята, а вы не подскажите, куда могла деться?

(Люди не экономично расходуют, из кранов вода протекает, нужно закрывать краны.)

Вода нужна и рыбам, и растениям и животным.

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Водяной – Давайте буем охранять реки и озёра, научимся не загрязнять воду, беречь её. А я со своими поданными строгий учёт буду вести, чтобы ни одна капелька у нас больше не пропадала.

Ребята – Мы растём, растём

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашки

Гнёзд не разорим и пташек

Не сорвёт прекрасный ландыш

Ручеёк не замутим.

Фея – Все должны жить дружно на Земле, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Ребята – Давайте, люди, дружить друг с другом

Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методическая разработка по экологии
в старшей логопедической группе
«Живая природа»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_po_ekologii.docx 27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии
в старшей логопедической группе
«Живая природа»

Воспитатель старшей группы

Лавренко Татьяна Михайловна

Обобщать, расширять знания детей о живой природе, показать их взаимозависимость, способствовать развитию познавательных интересов. Дать понятие, что природа – это наш общий дом.

  • Закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах.
  • Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки.
  • Учить устанавливать причинно- следственные связи.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать навыки учебной деятельности.
  • Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения и фантазии.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Способствовать формированию культуры поведения.

Интеграция образовательных областей:

“Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Рассматривание иллюстраций по тем “Живая природа”, чтение стихов о животных.

Воспитатель читает стихотворение:

Словно крыша над землею,

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

– Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

– А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

– Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

– Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.

– Первая остановка – лес. Ответьте пожалуйста на вопросы:

Какие животные живут в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

Чем питаются животные?

Как называются животные, которые едят только растения?

Как называются животные, которые едят только мясо?

Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

Как готовится к зиме заяц?

Как готовится к зиме медведь?

Как готовятся к зиме белка?

Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?

– Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

– Давайте пойдем дальше и подойдем к макету водоема (озера).

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайкее холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайка прыг, зайка скок.

И скорее под кусток.

– Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

Кто живет в воде?

Какие рыбы живут в реке?

Какие рыбы и животные живут в море?

Какое животное самое большое на земле?

Что нужно обитателям воды для жизни?

– Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

– Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

Есть ли жизнь в воздухе?

Кто живет в воздухе?

Чем отличаются птицы от животных?

Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Почему птицы улетают?

Чем питаются птицы?

– Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?»

иИспользуем «Кольца Луллия» . (вызываю к столу по одному 5-6- человек).

– А теперь скажите, кто как передвигается?

Человек – ходит, птица-…, рыба-…, змея-…, кузнечик-…

– Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь-…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…

Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…

Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

Конспект интегрированного логопедического занятия по экологии

в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: «Возвращайся, Капелька!»
Цель: Систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости её сбережения. Совершенствовать навыки фразовой речи.
Задачи:
1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.
Оборудование: презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, песни «По камушкам», «Облака»), эмблемы для детей и родителей, белые листы бумаги А4, трафареты-наклейки на каждого ребёнка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, предметные картинки родственных слов, зеркала, трейлер фильма «Сказ о добре и правде».
Ход занятия.
Слайд 1.
1. Организационный момент.
Игра-приветствие «Здравствуйте». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки – топ, топ!
Здравствуйте, ушки – ух, ух!
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх!
Здравствуй, животик – бум, бум!
Здравствуйте, губки – чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки – щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик – пи-пи!
Поздоровайтесь с гостями (Добрый день)
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
2. Сообщение темы.
Слайд 2.
Прослушайте загадки:
Много меня – пропал бы мир,
Мало меня – пропал бы мир.
Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкою.
В жаркий день
Самой желанной бывает.
О чём эти загадки? (о воде)
Слайд 3.
Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды»
Дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают: ручей журчит, дождь идёт, море шумит, капли капают.
Кто у нас сегодня на занятии? (капелька воды)
Слайд.4.
Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговоротом воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.
Хотите на время стать маленькими капельками и поиграть? (Да)
Дети получают эмблемы «Я – капелька ____(имя)»
Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будет отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас карты пустые, постепенно мы их будем заполнять.
Покажите, где на карте правые углы, левые углы, какие углы вверху, внизу.
Покажите правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол.
3. Основной этап.
а) Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Дети выбирают картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода. Ответ дают полным предложением.
Предлагаемые картинки: Примерные предложения:
синица, ворона, ласточка (птицы); Птицы пьют воду.
берёза, ёлка (деревья); Деревьям нужна вода.
щука, карась (рыбы); Рыбы живут в воде.
кузнечик, бабочка, жук (насекомые); Насекомые пьют воду.
Слон, лев, волк (животные) Животные пришли пить воду.
Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода.
Ромашка, роза (цветы) Цветы засохнут без воды.
Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды всё живое на земле погибнет, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода – это основа жизни.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Где есть капельки воды? (в море, океане, луже, речке, озере, ручейке, болоте, в пруду)
б) Артикуляционная гимнастика с зеркалами.
Откуда появилась наша капелька вы сейчас узнаете, если сделаете гимнастику.
1. Упражнение «Толстячок». Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).
2. Упражнение «Худышка». Из тучки выливается дождь.
3. Упражнение «Качели». Капельки капают из тучки на землю.
4. Чередование упражнений «Иголочка»- «Лопатка».
Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая
река, а из реки капельки попадают в море.
5. Упражнение «Чашечка». Из моря капельки попадают в глубокий океан.
6. Упражнение «Грибок». В океане появились высокие волны.
7. Упражнение «Горочка». Капельки катаются по высоким волнам.
8. Упражнение «Вкусное варенье». Над океаном выглянуло яркое солнце.
9. Упражнение «Фокус» Капельки стали лёгкими и ветерок их поддувает вверх.
Итак, откуда появилась наша капелька? (из тучки)
На ваших картах в правом верхнем углу прикрепите тучку.
в) Подбор слов-действий.
Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечайте, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.
Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан.
Откуда падают капельки на землю? (из тучки) Нужно приклеить капельки на карту.
г) Подвижная игра «Прыг-скок».
Дети становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Конкурс проводится в быстром темпе.
Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров. Прыгающие невпопад дети выбывают, победителем становится последний игрок — самый внимательный.
д) Просмотр трейлера к фильму «Сказ о воде и правде».
Слайд 5.
Внимание на экран! (просмотр видеоролика к фильму «Сказ о воде и правде»)


Кто это был? (Вреднюка) Что он любит? (грязь, мусор) Что может случиться с водой? (станет грязной, погибнет вода или исчезнет)
Вреднюка забрал всю воду. Что теперь будет?
Ответы детей: засохнут растения, животные погибнут, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озёра, моря, океаны.
Не беда, капельки! Если нас будет много, что получится? (ручеёк)
Физминутка «Ручеёк» (под муз. сопровождение «А по камушкам» Сенчина Л.)
4. Заключительный этап.
Дети, найдите правый нижний угол, приклейте на нашу карту ручеёк.
Какой Вреднюка? (злой, чёрный)
А вы знаете, почему он чёрный? Что он любит? (грязь, мусор)
Как нам победить его? (убрать грязь, мусор; беречь воду: не тратить её попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе)
Найдите левый нижний угол, приклейте там озеро Байкал на нашу карту.
Подбор родственных слов к слову вода.
Дидактическая игра «Найди родственников»
Хлопните в ладоши, если услышите родственное слово к слову ВОДА, топните ногами, если слово неродственное к слову вода.
Вода, водолаз, водитель трамвая, водоём (фото), водоворот, проводить домой, водяной, водопровод, водопад, провод, водовоз.
Возьмите капельки, берегите, чтобы они не попали к Вреднюке.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Вреднюка не любит добрые и ласковые слова, назовём их и победим его.
Вода – водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик, река – речка, пруд – прудик, дождь – дождик.
Возьмите капельки, берегите, чтобы они не попали к Вреднюке.
От ваших ласковых слов выглянуло солнышко.
Слайд 6.
Какое оно? (тёплое, яркое, жёлтое, ласковое …)
Приклейте солнышко вверху посередине на карте.
Вреднюка не выдержал такой доброты, чистоты и тёплого солнца, поэтому исчез.
Теплые солнечные лучи подхватили капельки из озера и они устремились прямо вверх на небо. Приклейте капельки на карту. (Дети приклеивают капли)
Слайд 7.
«Прощайте!» – прокричала нам капелька и тоже устремилась вверх на облачко, где её ждали такие же капельки.
Вам хочется, чтобы капелька вернулась? (да)
Что крикнем ей вслед: «Возвращайся, Капелька!» (Дети кричат)
Поможем капельке найти облачко.
Звучит музыка «Облака – белогривые лошадки». Дети с белыми шариками образуют круг и поют песню и идут по кругу.
Что получилось из капелек? (получилось белое облачко).
Найдите левый верхний угол. Приклейте там облачко на карте. Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.
5.Итог.
Капелька оставила вам подарок: карту своего путешествия. Это круговорот воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Предлагаю вам отправиться в море на поиски новых знаний.
Кому на занятии было легко и всё получалось, тот возьмёт зелёный кораблик.
Кому на занятии было интересно, но немного трудно выполнять задания, тот возьмёт оранжевый кораблик.
Слайд 8.
Счастливого вам плаванья!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: