Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р

Автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка» р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям подготовительных групп.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки. Закрепить правильное написание с буквы Р используя на занятии элементы нетрадиционных технологий – биоэнергопластикой и пальчиковой азбуки.
Задачи:
Коррекционно – образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционная – развивающая: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, закрепить правильное написание буквы «Р» с элементами нетрадиционной технологии «Пальчиковая азбука»; зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Коррекционно – воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки – карточки «Пальчиковые буквы», домик для определения места звука в слове, мяч.

Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик – из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
-Правильно! Вот наш гость – Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики)
Чтобы звук произнести
Круть и Верть ты позови:
Упражненья выполняй
И смотри не отставай.
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Пальчиковая азбука».
– А теперь давай познакомим Буратино, с «Пальчиковыми буквами»
«Р» у нас посмотрит вправо,
Левая поможет в этом.
Мы колечко соберем.
Пистолет рукой мы правой.
Здесь к колечку поднесем.
(выполнение пальчиковой буквы с использованием карточки)

– Замечательный пример,
Перед нами – буква Р!
«Р-Р-Р» немного порычу,
ЗВОНКИЙ звук я получу.
Как во рту дрожит язык,
Ты уже рычать привык?
Порычим немного вместе,
Только жать не будет песни.
«Р-Р-Р», – СОГЛАСНЫЙ звук услышим,
Значит, синим букву пишем!
4. Повторение чистоговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Давай научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР – УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками:
«Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
«Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
«Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда – он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.

7. Игра с мячом «Закончи слово»:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начну, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница»:
Вот еще одна игра.
Перепутались слова.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
Тарара, тарара
Постарались на ура!
Мы со звуком поиграли.
Правильно его сказали.
Буратино, очень рад
Научился он рычать!

Читайте также:
Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

Читайте также:
Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

Читайте также:
Путешествие в страну математики - конспект

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

Читайте также:
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе - конспект логопедического занятия

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте «В гости Дед Мороз пришел»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и стихотворном тексте. Занятие для ребенка старшей группы.

«В гости Дед Мороз пришел»

  • закреплять навыки правильного произношения звука [Р] в словах и стихотворном тексте;
  • продолжать работу над формированием навыка самоконтроля за собственной речью;
  • закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитание доброжелательности, чувства прекрасного.

Оборудование и материалы:

  • Игрушка Дед Мороз; зеркало; схема — карточка с картинками артикуляционной гимнастики; мешочек; кристаллы; подарки; волшебная коробка; контейнер с рисом; мелкие игрушки, в названии которых есть звук Р, раскраска.

Ход занятия:

Организационный момент.

Л: Скажи, пожалуйста, какой праздник был недавно?

Л: Правильно! Новый год!

Л: А кто приходит к детям на праздник Новый год?

Р: Дед мороз и Снегурочка!

Л: К нам на занятие тоже пришел волшебный гость. Но чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка … (Мороз)

Молодец! Умеешь ты отгадывать загадки. А Дед Мороз пришел на просто так, он принес волшебную шкатулку с заданиями. Если ты все задания выполнишь верно, Дед Мороз подарит тебе подарок и споет песенку.

Артикуляционная гимнастика.

Л: Давай откроем волшебную шкатулку и посмотрим, какие там задания от Деда Мороза.

Смотри, здесь карта. А на ней схема. Ты уже догадалась, что это такое?

Р. Да, это гимнастика для язычка.

Л: Давай, скорее, выполним ее.

  1. Бегемотик.
  2. Заборчик.
  3. Окошечко.
  4. Месим тесто.
  5. Блинчик.
  6. Чашечка.
  7. Парус.
  8. Маляр.
  9. Грибок.
  10. Барабанщик.

Л: Давай расскажем нашим гостям, для какого звука мы выполняли эту гимнастику.

Читайте также:
Логопедическое развлечение: Путешествие по Африке

Л: Где находится язычок при произнесении звука Р?

Р: Язык находится за верхними зубами, губы улыбаются, язычок дрожит, голос есть.

Молодец, за выполненное задание Дед Мороз дарит тебе ледяной кристалл.

Фонематическое восприятие.

Дед Мороз живет в стране, где очень холодно и метут метели. Эти метели уносят с собой слова со звуком Р.. Давай попробуем их поймать. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р.

Роза, коза, Рыжик, пыжик, кот, Рот, нога, мак, Рак, пугать, Ругать, поза, Роза.

И с этим заданием ты справилась. Получи еще один кристалл.

Грамматика. Согласование числительных с существительным.

Л: Давай посмотрим в волшебную шкатулку, есть ли там еще задания.

Смотри, здесь лежит какой-то мешок, а в мешке – подарки. Нужно их посчитать:

Р: 1 подарок, 2 подарка, 3 подарка, 4 подарка, 5 подарков.

Л: Молодец! Держи еще один кристалл.

Физкультминутка.

Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением.

А теперь пора немножко отдохнуть.

Этот пальчик – Дед Мороз. Дети руки сжимают в кулачки, выставляют вверх большие пальцы.
У него есть красный нос, Поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы,
Есть седая борода. средние пальцы.
Очень ждем его всегда! Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза.
Со Снегуркой он придет Ходят друг за другом по кругу.
И подарки принесет. Хлопают в ладоши.
Н.Метельская

Автоматизация звука Р в словах. Развитие мелкой моторики.

Л: Смотри, в волшебном сундучке, есть еще одно задание.

Дед Мороз так спешил к нам в гости, что зацепился за сучок, мешок порвался, и оттуда вывалились игрушки и потерялись в сугробе снега. Давай их поищем и назовем.

Молодец, получай кристалл.

Закрепление звука Р в стихотворном тексте.

А теперь давай расскажем Деду Морозу стихотворение.

И мороз не страшен. (Борис Белаш)

Завалило снегом город,
Иней кружевом повис…
От крылечка до забора
Расчищает снег Борис.
А с лопатою в руках
Рядом с ним Маринка.
Жар пылает на щеках –
Все длинней тропинка.
И не холодно ушам,
Как мороз не злится,
Если только малышам
Хочется трудиться.

Итог занятия.

Молодец, теперь получай подарок от Деда Мороза: раскраска с Дедом Морзом. Деду Морозу очень понравилось, как ты произносила звук Р. Теперь послушаем песенку.

Кто приходил к нам в гости? Какой звук мы учились произносить?

Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия поможет правильно выстроить занятие.

Скачать:

Вложение Размер
avtomatizaciya_r.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению .

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука [Р].

– уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

– развивать подвижность артикуляционного аппарата;

– уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

– развивать фонематический слух на звук [Р];

– развивать фонематическое восприятие;

– развитие речевого дыхания;

– развитие мелкой моторики;

– автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.

– формировать положительную мотивацию на занятии;

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.

2. Объявление темы занятия.

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь

я до крыши поднимаюсь,

а потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упр. «Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Упр. «Чистим зубки»

4. Произношение изолированного звука.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в Полину превратись.

5. Анализ артикуляции звука.

– между зубами широкое расстояние

– язычок поднят вверх и дрожит

– воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

6. Характеристика звука.

Логопед: звук [Р] согласный или гласный?

Логопед: звонкий или глухой?

Логопед: твёрдый или мягкий?

Логопед: каким цветом обозначается?

Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).

Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.

Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у

Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.

Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.

Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют

Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.

Все за ушком почесали. Почесать за ухом.

На «четыре» потянулись. Выпрямиться.

Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.

Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.

Зашагали как отряд. Шаги на месте.

8.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

9.Автоматизация звука в слогах.

Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки» (с пальчиками).

10. Звуковой анализ слога «РА».

Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? – [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

Какой второй звук? – [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).

11.Автоматизация звука в словах.

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

12. Автоматизация звука в предложении.

Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

13. Автоматизация звука в тексте.

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,

Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру –

Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».

Игра «Отгадай слово»

А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

15. Оценка речевой деятельности.

Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук.

16. Домашнее задание.

Заучить двустишия про животных.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:”Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях”.

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях.

Автоматизация звука Л в слогах, словах,словосочетаниях и предложениях.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в словах,словосочетаниях и прдложениях с использованием современных технологий.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и в предложениях»

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в предложениях.

Лексическая тема : Цирк.

Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в словах и в предложениях.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

•обучать умению выделять существенные признаки звука помощью профиля звуков;

•продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;

•учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных;

•обучать умению работать по образцу.

2) коррекционно–развивающие:

•отработать четкое и правильное произношение звука [р];

•развивать фонематический слух;

•развивать координацию движений, пространственную ориентировку на листе бумаги;

•развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие;

•развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.

3) коррекционно-воспитательные:

•воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;

•воспитывать умение анализировать ответы друг друга;

воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Материалы и оборудование:

Зеркала, листы белой бумаги, профили звуков С,Р для выбора, магнитная доска, картинки с изображением музыкальных инструментов (барабан, труба, гитара, аккордеон, рояль); картинка-раскраска клоуна, счетные палочки , одноразовые тарелочки для палочек, игрушки: автомобили, тигренок, три ведерка – тумбы, мяч, музыкальное сопровождение- цирковой марш, музыка клоуна для физминутки, классическая музыка для самомассажа; предметы большие и маленькие – коробка, авторучка, карандаш, крышка, помидор, груша.

Технологии:

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, социализация, музыка

Форма проведения: подгрупповая

Количество детей, присутствующих на занятии: 2

Вид речевого нарушения: дислалия, нарушение произношения звука Р

Занятие по автоматизации звука Р в словах и предложениях по счету 5

Год коррекции: первый

• беседа о цирке; видеопросмотр циркового представления ;

I. Организационный момент

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

1.1 Самомассаж лица.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона

– А сначала сделаем небольшой, но очень полезный массаж. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения под медленную классическую музыку).

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

– Присаживайтесь за стол.

1.2. Прослушивание образца правильной речи

Цель: развитие внимания, памяти

– Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

-Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов со звуком [р] услышите.

– Сколько слов услышали?

– Значит, сколько палочек положили? ( 8)

– Давайте теперь вместе произнесем и посчитаем слова.

– Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

II. Объявление темы занятия

– Наверно, вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии?

– Сегодня на занятии мы отправимся в цирк, вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

2.1. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, а что такое цирк?

– Предполагаемый ответ детей- (Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста.)

– Молодцы! Вы все правильно сказали. Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка и сейчас он будет выполнять разные упражнения.

– Наш артист-язычок проснулся и приготовили чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»

А чай он пил с вкусным малиновым вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»

После завтрака язычок решил немного поработать и покрасить потолок, чтобы было чисто и красиво….Упражнение «Маляр»

Поработал. Теперь можно и потренироваться на гимнастических качелях Упражнение «Качели»

Затем для репетиции вывели красивых и резвых лошадок… Упражнение «Лошадка»

Репетиция прошла хорошо, и артисту зааплодировали… Упражнение « Барабан»

-Молодцы ваши язычки! Размялись.

2.2. Произнесение изолированного звука [р]

Цель: развитие ориентировки в пространстве, внимание, памяти

( на столах перед детьми лежат листы бумаги и маленькие игрушечные автомобили)

-Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

– Поставьте автомобиль в правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушите моторы.

2.3. Характеристика звука [р]

Цель: учить детей работать с профилем звука и давать правильную характеристику звуку.

( перед детьми лежат профили звуков [ C][ P ])

– С помощью какого звука мы заводили мотор? Выберите профиль звука Р. Расскажите, в каком положении находятся органы артикуляционного аппарата.

– Дети: кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают.

-Молодцы. А теперь дайте мне характеристику звука Р.

-Дети: звук – согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий.

2.4. Автоматизация звука [р] в словах

Цель: развивать слуховое внимание, память, активный словарь

– Посмотрите. Перед нами вход в цирк. Давайте мы в него зайдем и займем свои места.

– Я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идёт речь. ( картинки с изображением артистов цирка)

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

И кто из вас знает,

Кто эти тарелки Летать заставляет? (жонглёр).

-В моих руках любой предмет

Как будто заколдован

А вот уж нет, Вот появился снова! – это (фокусник)

-Под куполом летает

У ребят над головой

По канату прошагает,

Может выгнуться дугой

Будет прыгать кувыркаться,

Ловко сядет на шпагат

Здесь нетрудно догадаться

Он умелый…. (акробат)

-Бывает рыжий, бывает белый,

Бывает грустный, бывает смелый.

Он делает что хочет

,А все над ним хохочут. это (клоун)

– Палочкой помашет – тигры пляшут.

Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик? Нет, это. (дрессировщик)

-Летает как птица,

Высоты не боится.

Под куполом вращается,

На землю возвращается (воздушный гимнаст)

-Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь назовите артистов цирка, в названии которых есть звук [р].

2.5. Словоизменение существительного в ед.числе в форму Родительного падежа множественного числа

Цель: учить изменять существительное единственного числа в форму родительного падежа множественного числа

Игра “Жонглеры”

-Ребята, давайте мы с вами станем жонглерами, и будем жонглировать мячами как настоящие артисты. Мы будем бросать друг другу мяч.

– Я буду называть вам предмет, когда он один, – а вы ловите мяч, образовывает слово в форме родительного падежа множественного числа.

Огурец- много огурцов

Роза – много роз

Зеркало- много зеркал

Груша – много груш

Арбуз – много арбузов.

Помидор- много помидоров

2.6. Дыхательная гимнастика

Цель: учить вырабатывать правильно направленную воздушную струю

– Ребята, а давайте мы сейчас немного отдохнем и поработаем помощниками акробата. Мы будем, с помощью дыхательной гимнастики , помогать ему выполнять сложные акробатические трюки.

В цирк сейчас я поиграю,

Акробатом смелым стану –

Проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

– Молодцы, вы были настоящими помощниками!

2.7. Определить место звука [р] в слове.

Цель: учить через игру правильно определять место звука в слове

( ведерки-тумбы, предметные картинки со звуком Р, шляпы дрессировщиков)

Игра “Дрессированные тигры”.

– Хотите поучаствуем в дрессировке тигра и стать великими дрессировщиками? Подойдите ко мне. Я буду показывать картинку, вы ее называете и если звук [р] слышится в начале слова, тигр должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

В начале слова: РОЗА , РУБАШКА, РОБОТ,

В середине слова: КАРАНДАШ, КОРОБКА, ШАРЫ

В конце слова: КОВЕР, КОМАР, САМОВАР

-В цирке во время представления бывает антракт.

-Кто знает, что такое антракт?

-Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

2.8. Музыкальная физкультминутка – (звучит веселая музыка)

Цель: снятие напряжения мышц, переключение внимание с одной деятельности на другую

На арену клоун вышел.

Кто из вас о нем не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

повернулся, потянулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит, клоун был хороший!

2.9. Развитие навыков словообразования

Цель: учить преобразовывать слова-предметы из больших в маленькие

( тумба, коробок, предметы большие и маленькие)

-Представление продолжается.

-Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать:

По коробке постучим,

Что в коробке – поглядим!

(коробка, авторучка, карандаш, крышка, помидор, груша.)

-Ребята, а сейчас я покажу вам еще один фокус

По коробке постучим,

Что в коробке – поглядим!

Ой, скорей смотрите детки – вместо фантиков – конфетки!

  1. 2.10. Автоматизация звука Р в предложении

Цель: учить правильно произносить звук Р и отвечать на вопросы полным предложением

Звучит марш.

Игра “Оркестр”.

– Откуда же доносится музыка?

-Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр?

– Назвать инструменты, в названии которых есть звук [р]:

– Назовите музыкантов, которые играют на этих инструментах.

– А как называется музыкант, который играет на барабане?

Только отвечайте полным предложением.

– На аккордеоне?

– Как называется музыкант, который играет на гитаре?

– Как называют человека, который играет на рояле?

– Молодцы. Всех назвали музыкантов.

– Скажите, во всех ли названиях музыкальных инструментов есть звук Р?

– А названиях профессий музыкантов?

2.11. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

Цель: проговаривание звука Р в чистоговорках

-Представление заканчивается. И нам пора прощаться с артистами. А на прощание вспомним и проговорим чистоговорку.

Ра-ра-ра – веселится детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ра-ра-ра – артистам отдыхать пора

Арк -орк- урк -ирк – все мы очень любим цирк.

III. Итог занятия

-Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой. Закройте глаза. Открывайте. Вот мы и в детском саду.

-Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

-Вам понравилось представление?

-Что было особенно трудно на занятии?

-Что было интересно на занятии?

-Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

– Как вы думаете, у кого лучше получилось?

– Спасибо. Мне с вами было очень интересно и весело. И я хочу вам на память подарить раскраску “Клоун” и фломастеры. До свидания!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: