Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Читайте также:
Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Родственные слова

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект индивидуального логопедического занятия: “Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: “Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях”

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».

Цель: Автоматизация, четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: мягкая игрушка “пес – Барбос”; картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой; кубики Зайцева; лото со звуком Р; предметные картинки со звуком Р; схемы слов.

  1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

  1. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

  1. Произнесение звука Р
  • Изолированное- с использованием дорожки (Пособие Азовой). Параллельно анализируется артикуляция звука: положение губ, зубов, языка.
  • В слогах: ра-ра-ра, ро-ро-ро, и т.д.(Чтение слогов. Пособие Азовой)
  1. Характкристика звука и закрепление его связи с буквой

Ребёнок вместе с логопедом даёт характеристику звуку Р: согласный, твёрдый, звонкий. Затем логопед: демонстрирует букву (кубики Зайцева), чтение слогов по кубику.

  1. Фонетическая ритмика.

Проговаривание слогов со звуком Р с движениями.

  1. Развитие фонематического слуха:

Логопед читает слова. Ребёнок хлопает в ладоши, если в слове есть звук Р:

Рак, рыба, лак, лыжи, Родина, руки, ложка, лук.

  1. Игра “Отгадай – ка”

Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки выкладывает соответствующую предметную картинку.

  • Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
  • Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

  • Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

  • Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

  • Он высокий словно шкаф,

А зовут его . (жираф).

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р). Определение позиции звука Р в словах по схеме.

  1. Физкультминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

  1. Игра “Лото. Чего не стало?”

Логопед проводит игру лото. Затем выкладывает 5 картинок и ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

  1. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит это слово обозначить цветовыми символами звуков.

  1. Игра “Исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Вспомнить чистоговорку.

Вечером над озером ходит белый пар,

Это рыбки в озере ставят самовар.

Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [р] в предложениях”

Бережанская Татьяна Владимировна , учитель-логопед
Сахалинская область, Охинский район, город Оха

Цель закрепить звук [р] в словах, автоматизировать звук в предложениях. Задачи – закреплять произношение звука [р] в словах, автоматизация в предложениях – продолжать учить давать характеристику звуку, определять место звука в слове, составлять предложения – развивать артикуляционную моторику, внимание и логику – воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект индивидуального логопедического занятия

(подготовительная к школе группа)

Тема: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Цель: – закрепить произношение звука [р] в предложениях;

– продолжать учить определять место звука в слове, составлять

– развивать артикуляционную моторику, внимание и логику;

– воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Оборудование: лэпбук, мяч.

– Здравствуй! Сегодня на занятии мы отправимся в гости, а к кому ты узнаешь, отгадав загадку:

Звук такой нам очень нужен,

Чтоб собаке подражать и слова все называть.

Язычок ты подними и моторчик заведи.

– Правильно, это звук [р]! Какие слова тебе помогли догадаться, что это звук [р]? (собака рычит, мотор машины и т.д.)

– Как ты думаешь, как выглядит дом звука [р]? (он большой, в нем есть предметы с названием этого звука)

(педагог кладёт на стол лэпбук)

– Вот так выглядит домик звука [р], он похож на книгу. Чтобы этот домик открылся ты должен (а) громко и правильно произнести звук [р] (РРРРР)

2. Характеристика звука [р].

– Что ты знаешь про этот звук? (он согласный, твердый и звонкий)

– Посмотри сколько в домике звука [р] интересного: разноцветные кармашки, сказочные герои, паровозик. Сейчас с помощью вот такой подсказки (логопед кладёт перед ребенком прямоугольную полоску, на которой наклеены разноцветные квадраты) мы будем открывать кармашки этих цветов (оранжевый, фиолетовый, зелёный)

(ребенок отрывает первый кармашек оранжевого цвета)

– И здесь нам предлагают сделать артикуляционную гимнастику, для того чтобы правильно произносить звук [р] в предложениях. Так как сегодня на занятии мы будем учится правильно произносить предложения, в которых будет этот звук. (ребенок и педагог выполняют артикуляционную гимнастику)

Улыбка, Заборчик, Маляр, Лошадка, Гриб, Барабан

(ребенок убирает карточки в кармашек)

4. Определение места звука в слове.

(ребенок открывает след. кармашек фиолетового цвета)

– Тебе необходимо назвать все предметы, которые изображены и правильно произносить звук в названиях этих предметов. (роза, барабан, арбуз, забор, топор и т.д.)

– Теперь распредели эти предметы в паровозике, у каждого предмета свой вагончик. В первом вагончике едут предметы, в названиях которых звук в начале слова и т.д., в середине и в конце.

– Молодец, ты отлично справился (лась)

Игра в мяч «Кто больше знает слов со звуком [р]»

6. Автоматизация звука [р] в предложениях.

(ребёнок открывает кармашек зелёного цвета)

Игра «Четвёртый лишний»

– Определи какой из этих предметов лишний и объясни почему.

РОБОТ, ВОРОНА, КОРОВА, БАРАБАН

РЫБА, РАК, РУКИ, ТОПОР

ГОРОХ, МУХОМОР, КУКУРУЗА, МОРКОВЬ

ПОМИДОР, РАДУГА, ЗАБОР, САМОВАР

– Это еще не всё, тебе необходимо придумать предложения с теми предметами, которые оказались лишними.

– Давай вспомним что такое предложение. (предложение-это несколько слов, которые связаны друг с другом и о чём-то рассказывают)

– Правильно, теперь придумай предложения и не забывай правильно произносить звук [р].

(ребенок должен придумать предложения со словами: робот, топор, мухомор, радуга)

7. Итог занятия. Рефлексия.

– Вот и закончилось наше не большое путешествие по домику звука [р]

– Тебе понравилось? (Да)

– Что тебе запомнилось? Хотелось бы тебе еще вернуться в гости к звуку?

– Но это ещё не всё, посмотри в конце последней странички кто-то прячется за травкой (Это смайлики)

– Правильно! Укажи стрелочкой с каким настроением ты уходишь с занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»

Разделы: Логопедия

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
  • фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
  • дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

– Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
  • «Лошадка» – 5-7 раз

4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

– Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

– А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

Игра «Один-много»

– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Игра «Назови ласково»

– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)

– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р

Автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка» р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям подготовительных групп.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки. Закрепить правильное написание с буквы Р используя на занятии элементы нетрадиционных технологий – биоэнергопластикой и пальчиковой азбуки.
Задачи:
Коррекционно – образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционная – развивающая: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, закрепить правильное написание буквы «Р» с элементами нетрадиционной технологии «Пальчиковая азбука»; зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Коррекционно – воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки – карточки «Пальчиковые буквы», домик для определения места звука в слове, мяч.

Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик – из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
-Правильно! Вот наш гость – Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики)
Чтобы звук произнести
Круть и Верть ты позови:
Упражненья выполняй
И смотри не отставай.
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Пальчиковая азбука».
– А теперь давай познакомим Буратино, с «Пальчиковыми буквами»
«Р» у нас посмотрит вправо,
Левая поможет в этом.
Мы колечко соберем.
Пистолет рукой мы правой.
Здесь к колечку поднесем.
(выполнение пальчиковой буквы с использованием карточки)

– Замечательный пример,
Перед нами – буква Р!
«Р-Р-Р» немного порычу,
ЗВОНКИЙ звук я получу.
Как во рту дрожит язык,
Ты уже рычать привык?
Порычим немного вместе,
Только жать не будет песни.
«Р-Р-Р», – СОГЛАСНЫЙ звук услышим,
Значит, синим букву пишем!
4. Повторение чистоговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Давай научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР – УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками:
«Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
«Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
«Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда – он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.

7. Игра с мячом «Закончи слово»:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начну, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница»:
Вот еще одна игра.
Перепутались слова.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
Тарара, тарара
Постарались на ура!
Мы со звуком поиграли.
Правильно его сказали.
Буратино, очень рад
Научился он рычать!

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • Уточнить артикуляцию звука [Р];
  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Развивать фонематическую базу;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
  • Закрепить зрительный образ буквы [Р];
  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать речевую активность

Оборудование:

  • Зеркало;
  • Доска;
  • Зонд для развития правильной воздушной струи
  • мягкая игрушка “пес – Барбос”;
  • Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
  • Картинка с большой буквой Р;
  • предметные картинки со звуком Р;
  • картинка для игры “доскажи словечко”
  • Схема слова

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок? (пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка” Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало? ”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его. (жираф).

Удивленно смотрит Люда

На горбатого… (верблюда)

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув … (рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет … (нора).

На крылечке у ворот

Замяукал рыжий… (кот).

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

-Уточнить артикуляцию звука [Р];

-Дать развернутую характеристику звука Р;

-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

-Закрепить зрительный образ буквы [Р];

-Расширять словарный запас;

-Корректировать лексико-грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

-Формировать правильное речевое дыхание;

– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».

3. Игра “Отгадай – ка”.

Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.

(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).

Строят дом без топора (бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед (сорока).

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи).

– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).

– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).

4. Сообщение темы занятия.

– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

5. Развитие навыков фонематического анализа.

-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

6. Физкультминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”.

Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).

-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).

7. Звуковой анализ и синтез.

– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

8. Игра “Доскажи словечко”.

-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.

– Не нужны им топоры

Строят домики. (бобры).

-И кому не скажешь «брысь»?

Это хищная… (рысь).

Кто построил. (муравей).

-Вон летит она высоко.

Что за птица там. (сорока).

9. Игра “исправь предложение”.

Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.

1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).

2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).

3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).

4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).

10. Подведение итогов занятия.

О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: