Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Конспект логопедического занятия по теме: “Глагол: его значение и вопросы, на которые он отвечает”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память, зрительное восприятие; развивать аналитические способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

Образовательные: уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей; учить соблюдать речевой этикет;

Здоровьесберегающие: отбирать материал с учётом утомляемости детей; чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания на карточках, тестовое задание).

Скачать:

Вложение Размер
glagol_ego_znachenie_i_voprosy.docx 824.31 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент. Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Дети заходят в кабинет, садятся за парты. Открывают тетради, записывают число, «Классная работа».

2. Введение в тему занятия. Игра “Разгадай-ка”.

– Предлагаю узнать тему урока. Для этого нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки. Сложите из оставшихся букв и прочитайте слово.

П Х Г Л С Ш А Г К О Л

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет,

Всё расскажет нам… ( глагол )

3. Артикуляционная гимнастика

4. Подбор глаголов к именам существительным.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

Котёнок (что делает?)…

Врач (что делает?)…

Солнце (что делает?)…

Часы (что делают?)…

Подберите к каждому существительному глагол. Дописывают глаголы.

– На какие вопросы отвечают слова первого столбика? Что обозначают?

– На какие вопросы отвечают слова второго столбика? Что они обозначают?

Вот у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

6. Закрепление полученных знаний (работа по карточкам)

– Ребята, соедините названия предметов с действиями, которые они совершают. Что у вас получилось? Прочитайте.

7. Динамическая пауза – гимнастика для глаз. Задачи: снять зрительное напряжение. Инструкция: дети выполняют движения глазами по стрелочкам.

8. Тестовое задание.

Обведи правильный ответ.

  1. Глаголы отвечают на вопросы:

Что делать? Что сделать?

Какой? Какая? Какое? Какие?

  1. Глаголы обозначают:
  1. В предложении глагол бывает:

второстепенным членом предложения

-О чём мы сегодня с вами разговаривали на занятии?

-Всё ли вам понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия “Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении).”

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема “Насекомые весной”.

Конспект логопедического занятия. Тема: Транспорт. Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам.

Конспект логопедического занятия. Тема: Транспорт. Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам.

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» – «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос.

Урок русского языка “Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи”

Урок по программе “Школа России”.

Конспект логопедического занятия “Слова, близкие по значению, “Слова-приятели”(с картинками) 3 класс + задания для самостоятельной работы

Конспект “Слова-приятели” класс.

Разработка урока по русскому языку. Тема: “Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи”

Разработка урока для 2 класса.

План-конспект урока на тему “Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи”

План-конспект урока на тему “Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи”, УМК Школа России.

Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Коррекционное занятие по актуализации знаний о Глаголе как части речи и его морфологических признаках

Это первое занятие проводится перед изучением новых морфологических признаков глагола (изменение по лицам. спряжение глаголов). Материал занятия может быть использован и для обобщения знаний о глаголе.

Форма: Групповое занятие

Состав: Учащиеся 4 класса (обучение по СКО VII вида) (дизорфография)

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

• развивать слухо-речевую память, зрительное восприятие;
• развивать аналитические способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

• уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

• воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
• учить соблюдать речевой этикет;

• Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
• Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания, тестовое задание).

Продолжительность занятия: 40 минут.

1. Организационный момент.

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

2. Введение в тему занятия

а) Задачи: Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

Инструкция: Вспомните, какие признаки глагола как части речи вам известны. (Ответы детей : выбор правильного ответа)

В конце занятия выполнение теста.

б) Развивать умение обобщать знания о существенных признаках глагола, как части речи.

Инструкция: обобщите признаки глагола как части речи.

3. Подбор глаголов к именам существительным.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.

Задачи: Учить давать определение, аргументировать свой ответ.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

На доске:

К.тёнок (что делает?)…

Мяч (?) (что делает?)…

Врач (?) (что делает?)…

Со.нце (что делает?)…

Ч.сы (что делают?)…
Объясните правописание орфограмм.

• Безударная гласная в корне слова;
• Ь на конце существительных после шипящих;
• Сочетание ЧА;
• Непроизносимая согласная)

Подберите к каждому существительному по 3 глагола.

Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

4. Определение синтаксической роли глагола.

Задачи: Упражнять в установлении синтаксических связей в предложении.

• Спишите предложения.
• Подчеркните грамматическую основу в каждом.
• Найдите глаголы.
• Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол.

Выполнение детьми упражнения.

Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

5. Динамическая пауза.

Задачи: Снять зрительное напряжение.

Инструкция: следите глазами за движущимся предметом.

Дети выполняют движения для глаз.

6. Упражнение «Выпиши глаголы с вопросами»

Задачи: Упражнять определению частей речи по главному признаку – вопросу.

• Назовите глаголы.
• Выпиши их с вопросами.

Бежать, бег. (Что делать? бежать)
Строительство, строить.
Чтение, читать.
Летать, полет.
Решать, решение.
Дружить, дружба..

7. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Определение грамматической категории «число глагола». Упражнять в изменении глаголов по числам.

Инструкция: Запишите предложения. Подобрав подходящий глагол.

Как изменяются глаголы?

Дети выполняют задания.

8. Определение времени глагола.

Инструкция: Выписать глаголы с вопросами. Определить время глаголов.

Артур прочитал повесть об Алисе Селезнёвой.

Лера читает эту повесть.

Денис читает эту повесть.
Дети выполняют задание.

Вывод : Глаголы изменяются по временам.

9. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Рассказ о себе с использованием глаголов в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Изменение глаголов по временам.

Инструкция: Расскажи о себе в настоящем (будущем ) времени.

10. Изменение глаголов по родам.

Задачи: Определение рода у глаголов в единственном числе прошедшего времени.

Инструкция: Составь цепочки объясни выбор.

Яблоко (что сделала?) поспело.

Клубника ( что сделали?) поспели.

Апельсин (что сделал?) поспела.

Фрукты (что сделало?) поспел.

11. Синтезирующая беседа. Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии.

Тест по теме «Глагол»

Обведи правильный ответ.

Глагол это

Глаголы отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глаголы обозначают

В предложении глагол бывает

второстепенным членом предложения

Глаголы изменяются

по родам в единственном числе прошедшего времени.

Тимаева Марина Алексеевна,
учитель-логопед, МБОУ СОШ №64,
Нижний Тагил

Логопедическое занятие в 3-м классе КРО по теме “Глагол”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.
  • Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
  • Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.
  • Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.
  • Формировать связную речь.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.

Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши), карточки, теннисные шарики, магнитофон.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Ученики. Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Речевая разминка.

Логопед. Повторим чистоговорку.

ря – ря – ля – трактор вспашет все поля

рю – рю – лю- карамель я не люблю

ле – ре – ре- победили мы в игре

ли – ри – ри – все погасли фонари

Сообщение темы урока.

Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.

– Как можно назвать этислова одним общим словом?

-Что вы знаете о глаголе?

Логопед. Сегодня мы закрепимзнания о глаголе, будем подбирать слова – приятели, т.е. синонимы к глаголам, определять время глагола.

Подбор глаголов-синонимов в тексте.

Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот – же предмет или признак предмета, одно и то – же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

– О каком времени года говорится в стихотворении?

В зеленые листочки.

Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.

_____________ весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки. _____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро _______________ перелетные птицы.

(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)

(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат;потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)

Работа над пословицей.

Логопед. Назовите весенние месяцы.

Ученики. Март, апрель, май.

Логопед.Каквы понимаете пословицу?

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

(Пословица записана на доске).

Ученики. В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май – последний месяц весны, дальше наступает лето.

Логопед. Спишите пословицу, подчеркните глаголы.

Логопед. Каким членом предложения является глагол в предложении?

Физкультминутка.

•Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.

•Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.

Работа над развитием речи.

а) Рассказ логопеда.

Логопед. Какой великий праздник приближается?

Логопед. Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.

б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.

Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибкоопасные» места.

(Деформированное предложение записано на доске.)

поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран

Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран?

Ученики. Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.

(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)

в) Составление предложения.

Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?

Ученики. Он воевал с врагом.

Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.

Ученики. Сражался, боролся, бился.

Логопед. За что он сражался с врагом?

Ученики. Он сражался с врагом за свою Родину.

Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.

(Ученики записывают предложение.)

Логопед. Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики отвечают, рассуждают.)

Логопед. Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Слуховой выборочный диктант.

Логопед. Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.

Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?

Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?

Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?

Логопед.Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.

Ландыш

Теплоемайское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер.Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.

(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)

(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)

Итог занятия.

Логопед. Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, ноблизки по значению?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Литература

  1. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Альманах педагога

Автор: Енакиева Снежана Васильевна
Должность: учитель –логопед
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы “Школа–интернат№19”
Населённый пункт: п. Березовый Солнечный район Хабаровский край
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: конспект логопедического занятия по развитию письменной речи по теме ” Глагол”
Раздел: дополнительное образование

Конспект логопедического занятия по теме «Глагол»

( по развитию связной письменной речи)

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Обобщать знания о части речи «глагол».

-продолжать расширять и активизировать словарный запас словами, обозначающими действия,

-определять время глагола и главные члены предложения.

-развивать умение составлять предложения, используя слова для справок.

-развивать умение правильно определять время глагол настоящего, будущего, прошедшего времени

среди других глаголов, правильно задавать вопросы.

-развивать общую моторику (физминутка)

-формировать навык анализа и синтеза слогов.( задание от «Слоговичка»)

-воспитывать правильное отношение к положительным и отрицательным действиям

Оборудование: карточка с заданием, компьютер ,магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Продолжаем работать по теме глагол, закрепляя устные навыки в письме.

Основной этап.

1.Работать по теме.

Прочитай предложения определи глаголы их время и запиши в столбик. Поработаем с текстом,

который был в начале урока.

(прошл, наст., будущее время.)

Самолет летит по небу.

Бабушка вяжет носки внуку.

Мальчишки играли в футбол.

Ребята катались на велосипеде.

На клумбе расцветут красивые цветы.

Летом мы все поедем на море.

– Какие вопросы ты ставил чтоб определить время глагола?

Что делает? Что делали? Что сделают? Что сделаем?

2.Найди лишнее слово и зачеркни его. Попытайся объяснить, почему оно лишнее? Чем

Выучит, простит, катаюсь, сыграет.

Кушает, дует, строил, плачет

Застегну, куплю, вертит, поеду

3.Вставь в пробела слова , используя слова для справок, чтоб получились предложения.

Слова для справок.

Пошёл, бежала, увидел, взяла, выскочил, бросилась, убежал.

Илья Иванович ________________________в лес.

За ним __________________________________________ собака Амур.

Охотник ________________________________на снегу следы зайца.

Из-за кустов _______________________заяц.

собака Амур___________________________________ за зверем.

Но на этот раз хитрец ___________________.

Физминутка (шарик Су Джок)

4 .Задание от «Слоговичка»

Найди слова при помощи таблицы

21 3 48 бегали

У 28 34 48 улетели

И Г 12 Ю играю

П 111 3 ТЬ прыгать

К 52 18 ТЬ кричать

5.Зашифруй с помощью Слоговика слова. Запиши шифровку.

Кушала, вязала, шила, решаю.

– Давай вспомним цель нашего урока. Развивать умения находить глагол и определять его время .

-Смогли мы достичь цели?

– Какую ты себе поставишь оценку за решение задач? За работу на уроке.

– Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок.

Приложение к уроку

Прочитай предложения определи глаголы их время и запиши в столбик. Поработаем с текстом,

который был в начале урока.

(прошл, наст., будущее время.)

Самолет летит по небу.

Бабушка вяжет носки внуку.

Мальчишки играли в футбол.

Ребята катались на велосипеде.

На клумбе расцветут красивые цветы.

Летом мы все поедем на море.

3.Вставь в пробела слова , используя слова для справок, чтоб получились предложения.

Слова для справок.

Пошёл, бежала, увидел, взяла, выскочил, бросилась, убежал.

Илья Иванович ________________________в лес.

За ним __________________________________________ собака Амур.

Охотник ________________________________на снегу следы зайца.

Из-за кустов _______________________заяц.

собака Амур___________________________________ за зверем.

Но на этот раз хитрец ___________________.

Задание от «Слоговичка»

Найди слова при помощи таблицы

Слоговая таблица Квач В.В . для предупреждения нарушений языкового анализа и синтеза.

5.Зашифруй с помощью Слоговика слова. Запиши шифровку.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)

1. Формирование категорий глаголов в норме

Глагол- это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? и что сделать? Понятие действия и состояния трактуется в обобщённом смысле. Действия можно понимать как физическое действие (строить, рубить, перемещение в пространстве (бежать, ходить, деятельность органов чувств (слышать, видеть, физическое или душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть, мыслительные процессы (думать, размышлять) и другие.

Глагол имеет несколько грамматических категорий и форм. Часть категорий – общие с другими частями речи. Это категории рода, лица, числа. Но некоторые категории глагола присущи только этой части речи. Это категории вида, залога, наклонения, времени.

Значительное место в словаре отводится глаголам.

Основные этапы формирования лексико-грамматических категорий глаголов у детей в норме (по данным Гвоздева)

До 2 лет – в приставочных глаголах опускается начальный безударный слог и упрощаются группы согласных, поэтому приставочные глаголы нередко фонетически совпадают с бесприставочными.

К 2,5 годам – усваивается изменение по числам в изъявительном наклонении, по временам (дал, дам, по родам (папа дал, мама дала, но дети испытывают затруднения в употреблении некоторых глаголов в прошедшем времени. По-прежнему опускаются приставки в глаголах совершенного вида (принёс = нёс).

3-4 года – появляется различение возвратных и невозвратных глаголов, но часто допускаются ошибки в употреблении частицы -ся. Изменения по лицам, наклонениям сначала усваиваются в отношении 18-20 наиболее употребительных глаголов (спать, есть, петь, дать, делать и других).

5-6 лет – окончательно усваиваются основные грамматические формы глаголов. Употребление приставочных глаголов способствует различению глаголов совершенного и несовершенного вида. Усваивается употребление глаголов неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими начало действия, умение или неумение (умею читать, цель (едем отдыхать). Употребляются некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей –ся и без неё.

7 лет – усваиваются все формы спряжения наиболее употребительных глаголов. Количество глаголов в речи ребёнка достигает 700. Наиболее часто употребляются глаголы в прошедшем времени (50% от общего количества используемых глаголов, глаголы в настоящем времени (44,6%, глаголы в будущем времени (5, 4%). Чаще в речи детей встречаются глаголы в изъявительном наклонении (96%, глаголы в повелительном наклонении составляют примерно 2%, в сослагательном – 1,5-2% от общего количества употребляемых глаголов.

Основные ошибки в употреблении категорий глаголов детьми с ОНР:

• Пропуск глагола (Мама аботу).

• Употребление части глагольного слова (Мама куш).

• Пропуск приставки в приставочных глаголах или неправильное употребление приставки.

• Употребление инфинитива вместо нужной формы глагола (Катя читать).

• Употребление отрицания после сказуемого (Спать буду нет).

• Ошибки, связанные с чередованием согласных (бегит вместо бежит).

• Ошибки, обусловленные неправильным представлением об исходной форме имени существительного (Был зима).

• Называние вместо действия предмета, связанного с данным действием (доктоль вместо лечит).

• Несовпадение видов одновременно употребляемых глаголов (Он аздевался и поплыл).

• Замены, когда глаголы, усвоенные ребёнком ранее, приобретают расширенное значение и выступают заместителями недостающих глаголов (поливает, подметает = собирает).

• Замены по внешнему сходству действий (моет вместо стирает).

2. Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с ОНР является формирование категорий глаголов, так как без усвоения детьми глаголов невозможно обучать их построению предложений.

Работу по усвоению правильного употребления глаголов детьми с ОНР целесообразно вести по следующим основным направлениям:

1. Понимание названий действий и формирование умения правильно выполнять их (умение выполнять разные действия с одним предметом, одно действие с разными предметами, ряд действий) Игры «Сделай, что попрошу», «Кто больше запомнит действий?».

2. Накопление словаря по разным лексическим темам. Игры «Кто что делает?», «Скажи, что делаешь?», «Кто больше назовёт?», «Кто как передвигается?», «Кто как подаёт голос?», «Назови все действия», «Профессии».

3. Формирование умения отвечать на вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

Основные этапы отработки грамматических категорий глаголов у детей с ОНР (деление на этапы условно)

1 этап. Отработка глаголов повелительного наклонения.

2 этап. Отработка глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени, отвечающих на вопрос Что делает?.

Игры: Кто что делает, Кто больше назовёт действий, Кто как передвигается, Назови все действия, Профессии.

3 этап. Различение глаголов единственного и множественного числа (Что делает? – Что делают, используя глаголы 3-го лица настоящего времени с ударным окончанием (поёт – поют, стоит – стоят).

Игры Я- один, ты – много, Послушай и выбери картинку, Закончи предложение.

4 этап. Различение глаголов в настоящем и прошедшем времени (Что делает? – Что делал (а).

Игра Я- сейчас, ты – потом.

5 этап. Усвоение согласования глагола прошедшего времени с именем существительным в роде:

• В мужском и женском роде. (Миша играл. Таня играла).

• В среднем роде и дифференциация среднего рода от мужского и женского родов (Солнце светило. Фонарь светил. Лампа светила).

Игры: Подбери слово-действие, Послушай и выбери картинку.

6 этап. Образование и употребление глаголов в форме будущего сложного времени (Мама будет читать).

7 этап. Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (Что делает? Что делал? – Что будет делать).

8 этап. Образование глаголов при помощи приставок:

• в-, во-, вы- (обозначает движение внутрь или извне) – вбежал, вошёл, вышел;

• при-, у-, от-, под- (в значении приближения, удаления) – пришёл, ушёл, отбежал, побежал;

• пере- (в значении перемещения) – перепрыгнул;

• с-(со-, за-, раз- (в значении разъединения и соединения) – собрал, разложил и другие.

Игра Подбери пару и игра-шутка Мы ехали.

9 этап. Различение и употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (Что сделал?- Что делает? (делал) – мыть – вымыть).

Игра Подбери пару.

10 этап. Образование и употребление возвратных глаголов (умываться, одеваться, умение отличать их от невозвратных глаголов (умывать- умываться).

Упражнение Скажи о себе.

3. Словарный запас глаголов, рекомендуемый для детей с ОНР

(по лексическим темам)

Овощи и фрукты

Желтеть, краснеть, срывать, собирать, срезать, выкапывать, выдёргивать, резать, мыть, чистить, пробовать, откусывать, отжимать (сок,продавать, выращивать +готовить – приготовить, заготавливать, складывать – укладывать

Домашние животные и их детёныши, домашние птицы

Лаять, мяукать, мурлыкать, мычать, хрюкать, рычать, скулить, пищать, тявкать, грызть, жевать, лакать, лизать, кусать, царапать, шипеть, прыгать, скакать, давать, кормить, помогать, заботиться, ухаживать, бодать, жить, приносить (пользу, ловить, сторожить +кукарекать, гоготать, кудахтать, возить- перевозить, привозить.

Дикие животные и их детёныши

Выть, рычать, пищать, прыгать, бегать, скакать, бродить, прятаться, бояться, дрожать, искать, ловить, охотиться, грызть, рыть, воровать, таскать, сосать, менять (шкурку, есть, запасать, нападать +зимовать- перезимовать, рыскать, чуять (запах)

Одежда, обувь, головные уборы

Надевать- одевать, шить – пришивать-зашивать, застёгивать- расстёгивать, завязывать- развязывать, снимать, чистить, стирать, мыть, вытирать, сушить, беречь, вешать, гладить, вязать, покупать, продавать +штопать, кроить, моделировать

Посуда

Ставить – поставить, варить – сварить, жарить- пожарить, печь- испечь, тереть, резать, чистить, мыть- вымыть, лить- наливать- выливать, кипятить- вскипятить, помешивать, готовить, кормить, есть, угощать +завтракать, обедать, ужинать, взбивать, заваривать (чай, разливать, переливать, доливать

Осень

Наступить, идти, дуть, мокнуть, капать, стучать, лить, светить, вянуть, сохнуть, облетать, падать – опадать, пустеть, улетать,, желтеть, краснеть, темнеть, улетать, собирать, покидать, замерзать, засыпать, грустить +отцветать, моросить, шуршать

Перелётные птицы

Петь, собираться, улетать – прилетать, возвращаться, махать, дуть, светить, замерзать, грустить, радоваться, строить, вешать, кормить

Зима, зимние забавы

Наступить, мёрзнуть- замёрзнуть, идти, дуть, выть, мести, кружить, засыпать, одеваться, выпадать, темнеть, сверкать, блестеть, скрипеть, трещать, чистить, гулять, строить, лепить, бросать, катать- кататься, возить, смеяться, радоваться +сгребать

Новогодний праздник

Приносить, покупать, наряжать, украшать, вешать, зажигать, включать, гореть, светить, блестеть, сверкать, вырезать, клеить, готовить, шить, ждать, мечтать, плясать, играть, водить (хоровод, звать, дарить, смеяться, веселиться, читать, танцевать +праздновать

Зимующие птицы

Прыгать, скакать, летать, мёрзнуть, голодать, клевать, искать, каркать, чирикать, зимовать, делать, вешать, кормить, насыпать, помогать, заботиться, прилетать

Весна

Наступать, светить, греть-согревать – греться,, дуть, течь, капать, бежать, таять- растаять, звенеть, появляться, зеленеть,прилетать, петь, строить, радоваться, высыхать, вить (гнёзда, греметь, сверкать (о молнии, темнеть, просыпаться, искать, цвести +набухать, распускаться

Мамин праздник

Шить – сшить, вышивать, рисовать, клеить, вязать, петь, танцевать, читать (стихи, покупать, лепить, варить, печь, дарить, поздравлять, радоваться, улыбаться, помогать, играть, заботиться, делать, мыть,чистить, убирать, убирать, гладить, лечить, учить, причёсывать, уважать, любить +выпиливать, выжигать, мастерить

День защитников Отечества

Охранять, защищать, побеждать, захватывать, нападать, беречь, сторожить,погибать, летать, плавать, прыгать, стрелять, служить, командовать, сражаться, поздравлять, дарить, уважать +чтить

Профессии

Работать, служить, учить, играть, лечить, смотреть, перевязывать, мазать, назначать, продавать, взвешивать, заворачивать, считать, шить,, готовить резать, кормить,возить, летать, ездить, плавать, подметать, убирать, мыть, чистить, вытирать, помогать, заботиться, беречь, уважать, строить, забивать, красить, пилить, строгать, рисовать +регулировать, ремонтировать

Транспорт

Ехать, лететь, плыть, крутить, поворачивать, сидеть, смотреть, грузить, заводить, открывать, закрывать, помогать, мыть, включать, тормозить, заправлять +регулировать, шуршать, мчаться

Семья

Любить, уважать, помогать, заботиться, ухаживать, готовить, мыть, стирать, гладить, убирать, вытирать, подметать, шить, вязать, покупать, читать, рисовать, играть, смотреть, рассказывать, работать, писать, дарить, ездить, отдыхать +штопать

Мебель

Делать, покупать, продавать, стоять, сидеть, лежать, спать, смотреть, выбирать, вешать, убирать, вытирать, открывать- закрывать, отдыхать +полировать, столярничать, шлифовать

Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс, УМК» Гармония) Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» 1. Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией): Имя прилагательное Сколько?.

Тест «Глагол». III класс (УМК «Гармония») Проверочная работа по теме «Глагол» (русский язык 3 класс, УМК «Гармония») 1. Глагол- это: А)самостоятельная часть речи Б)служебная часть.

Глагол. Словообразование. Словоизменение.

Данное занятие входит в структуру коррекционной программы, направленной на формирование у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и применению их в учебной деятельности. Роль места логопедического занятия в данной программе является частью базы для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Выражается в устранении аграмматизма в словообразовании, правильном употреблении глаголов, развитии связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Словообразование. Словоизменение.»

Пояснительная записка.

План – конспект занятия составлен для группы детей ОВЗ с нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи (ОНР IV уровень). ПМПК рекомендовано проводить занятия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы, коррекции нарушения чтения и письма.

Данное занятие входит в структуру коррекционной программы, направленной на формирование у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и применению их в учебной деятельности. Роль места логопедического занятия в данной программе является частью базы для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Выражается в устранении аграмматизма в словообразовании, правильном употреблении глаголов, развитии связной речи.

Инструментарий для оценивания результатов освоения новых умений включает: обследование письменной речи по методике О.Б. Иншаковой; исследование словоизменения у младших школьников по методике Р.И.Лалаева, И.В. Прищепова; экспресс – диагностики устной речи младших школьников по тестовой методике Т.А. Фотекова (2000 г.).

Тема занятия: Глагол. Словообразование. Словоизменение.

Цель: обучение учащихся в употребление глагола единственного и множественного числа, способность распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать и правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Методы обучения: игровые, словесные, наглядные, практические; наглядно – демонстрационные; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельные, несамостоятельные.

Педагогические технологии: дифференцированное обучение; операционно-предметная система обучения; моторно-тренировочная система; операционно-комплексная система; практические методы обучения.

В процессе обучения используются ИКТ.

Пространственная и временная организация общеобразовательной среды на занятии:зона индивидуальных занятий, в которой расположены: зеркало, стол стулья; зона рабочего места учителя – логопеда, в котором расположены: стол с персональном компьютером, принтер, шкаф для пособий;свободная зона для проведения логоритмических упражнений; зона для групповых занятий, в которых расположены столы, стулья для детей, настенная магнитная доска. Длительность индивидуального занятия составляет 25-30 минут, продолжительность группового занятия 40 минут.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Чтобы вы догадались чем мы будем заниматься сегодня на занятии прослушайте стихотворение и найдите слово – действия.

Есть на свете много профессий,
Иважны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные –
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

– К какой части речи относится это слово? (ответы детей)

Сформулировать тему занятия и записать на доске.

Тема занятия: «Что такое глагол?»

Основная часть.

Организация деятельности по усвоению навыков практического употребления и изменения глаголовна материале лексической темы «Профессии».

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Логопед зачитывает стихотворение и предлагает игру.

На соседней улице строят новый дом.
Быстро вырастает этаж за этажом.
Трудятся строители весело и дружно.
К сроку им построить дом высоченный нужно.
Сколько здесь профессий! Каменщик, маляр,
Крановщик, водитель, грузчик и столяр,
Штукатур и плотник… Всех не сосчитать!
Смогут новоселы скоро в дом въезжать.

Игра: «Один – много».

Цель: Способствовать развитию умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Материал: Карточки с глаголами единственного и множественного числа.

Ход занятия: Детям предлагается примерить на себя роль строителя и построить два домика, распределяя глаголы в первый домик в форме единственного числа, а во второй в форме множественного числа.

Длительность занятия 10 минут.

См. Приложение №1 и №2.

Словообразование.

Логопед зачитывает стихотворение и предлагает игру.

Конструктор

На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.

Игра: «Собери цветок».

Цель: Научить детей образовывать и правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Материал: Вырезанные фигуры: кружки, в центре которых написаны приставки и овалы на которых написаны глаголы.

Ход игры:Учитель логопед показывает действия с фигурами, где в центр листа помещает первую фигуру, круг с приставкой. Затем к нему добавляет овалы со словами обозначающие глаголы, так, чтоб получился цветок. Во время всех действий учитель – логопед обращает внимание детей на образование нового глагола путем присоединения к нему приставки. Учитель – логопед просит детей повторить действие с другими приставками, таким образом, чтоб получилось «сконструировать» цветок.

Длительность игры 15 мин.

См. Приложение №3.

Обогащение словаря глаголами.

Физкультминутка: «Скажи наоборот».

Цель: Научить детей называть действия с противоположным значением.

Материал: Мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Учитель – логопед подбрасывает мяч;

и называет действие (глагол), а ребенок поймавший мяч, называет действие (глагол) с противоположным значением.

Длительность физкультминутки 3 мин.

Работа на уровне текста.

Логопед зачитывает стихотворение и предлагает упражнение.

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда

Цель: Научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Материал: Заготовленный текст.

Ход упражнения: Прочитать текст и найти глаголы завершенного действия и заменить на глаголы не законченного действия.

Длительность упражнения 10 мин.

Текст упражнения.

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть

Итог занятия.

На какие вопросы отвечают глаголы? Какие бывают глаголы? (ответы детей)

На этом наше занятие закончено. Вы сегодня поработали очень хорошо. Спасибо за работу. До свидания.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш]

Разделы: Логопедия

Цель занятия: развитие правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.

Задачи:

  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • автоматизировать звук [Ш];
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза
  • обогащать словарь
  • упражнять в образовании множественного числа существительных.
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, слуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: игрушки: кукла, мышка и мишка; фломастер с ребрами, картинка-лабиринт, предметные картинки на заданный звук, мяч, дидактическая игра “Логопедическое лото”(определение позиции звука в слове).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: К нам пришла в гости кукла Даша, приглашает нас на прогулку в лес. Там живут ее друзья? Как ты думаете кто? Каких диких животных вы знаете?

Ребенок: перечисляет диких животных.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

Л: Молодец! Ты верно назвал мне диких животных, которых можем увидеть в лесу. А друзья у Даши мышка и миша.

Дашшша, мишшша, мышшшка – какой одинаковый согласный звук ты слышишь в этих словах?

Р: звук Ш.

Л: Давай с тобой отправимся с Дашей в гости к ее друзьям, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

2. Развитие мелкой моторики.

Л: Упражнение «Ладошки». Берем фломастер (с ребрами, не круглый!) и катаем его в ладошках (от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой).

А теперь покажи мне правую руку. Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно кончиком большой пальца правой руки касаться кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца в прямом и обратном порядке. А сейчас покажи левую руку. Делаем это же упр. Молодец! А теперь на двух руках одновременно. Глазки закрыли, а пальчики продолжают здороваться.

3. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь выполним упражнения для язычка. Какие упражнения нам нужны, чтобы правильно и красиво произносить этот звук?

“Улыбка-хоботок”

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед.

“Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

“Чашечка”

Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!

“Вкусное варенье”

Нашей Даше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

4. Звукокоподражание.

Л: Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.

5. Проговаривание слогов.

Игра «Эхо»

ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша

6. Проговаривание слов.

Игра с мячом «Один – много».

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.

7. Развитие фонематического слуха.

а) Л: Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш]:

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Л: Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш]:

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.

б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Л: Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

9. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игра «Прятки»

Л: Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)

10. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Л: Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

Читайте также:
Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: