Конспект логопедического занятия: Использование логотренажера ДЭЛЬФА для формирования ГСР и предупреждения дисграфии

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1
статья по логопедии по теме

Опыт работы по теме: Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_logopedicheskogo_trenazhera_delfa-m.docx 26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Одной из актуальных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации является достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста. Существенно возросли требования к речевому развитию дошкольников к моменту выпуска их из детского сада в школу.

В ФГОС ДО обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает в том числе: «…владение речью как средством общения и культуры. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Так же Профессиональный стандарт педагога диктует определенные требования к профессиональным умениям педагогических работников, одним из которых является владение ИКТ- компетенциями. Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании давно стало обычным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разнообразные задачи.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими программу в группах компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности этой категории детей.

Я работаю учителем – логопедом группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева и др.). При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, однако их отличают сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

Развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью, у них недостаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности.

Следовательно, для того чтобы заинтересовать дошкольников с задержкой психического развития, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и предоставляют обширное поле для применения компьютерных методик на логопедических занятиях.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии в группе детей с ЗПР должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Исходя из вышесказанного, была определена цель работы

Цель работы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую логопедический тренажер «Дельфа – М 142.1», который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь как специалисту, так и педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия воспитанников.

Таким образом, логопедический тренажер «Дэльфа – М» поможет решить следующие коррекционные (логопедические) задачи:

  1. Осуществлять коррекцию звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
  2. Развивать фонематическое восприятие
  3. Формировать предпосылки обучения грамоте
  4. Обучать навыку чтения
  5. Осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи
  6. Формировать связное высказывание
  7. Осуществлять коррекцию ВПФ

Для решения поставленных задач использую следующие компоненты программы:

Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков, формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки). Включает 19 упражнений, распределенных по типам. Например, упражнения “Задуй свечки», “Колобок”, “Космический стрелок” и т.д.

Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, составление слов из букв. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений) Упражнения этого блока можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии: “Собери букву из 2-х, 4-х частей”, “Найди букву”, “Тим и Том” и др.

Для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога. Упражнения “Найди слог”, “Грузовик” и т.д.

Направлены на глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификацию слов по разным морфологическим и тематическим признакам, тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. Этот раздел включает упражнения “Прятки простые”, “Мозаика” и “Мерцающая мозаика”

Многие упражнения «Дельфа-142» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи и формирования навыка правильного согласования слов в предложении. Это, как я считаю, служит основой развития активного словаря детей.

Рассмотрим подробнее раздел «Предложение». Упражнения этого раздела направлены на коррекцию лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. В упражнениях этого меню нужно составить на полку глиняные горшочки со словами, образовав правильное по смыслу предложение: «Утром пошел снег». Постепенно предложения усложняются: нужно вставлять предлоги, союзы, слова, подходящие по смыслу. Данные упражнения имеют несколько уровней сложности: от 3х до 5ти слов в предложении. Возрастает уровень интеллектуальной нагрузки на ребенка. Более сложный уровень задания содержится в упражнениях для отличников. Например, упражнение: “Восстанови предложение”, “Составь предложение”, “Вставь пропущенное слово”, “Выбери форму слова”, “Вставь предлог”, “Вставь предлог (для отличников), “Вставь союз”, “Закончи предложение”.

При работе в группе компенсирующей направленности изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые инновационные технологии. Введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ стало возможно благодаря приобретению логопедического тренажера «Дельфа-142». Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу. Упражнения, выполняемые с помощью него, способны ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых норм, тем самым облегчает работу как логопеда, так и ребёнка. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, способствует развитию внимания детей и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений

Использование логопедического тренажера «Дельфа» при коррекции просодики у дошкольников с дизартрией

Юлия Ленченко
Использование логопедического тренажера «Дельфа» при коррекции просодики у дошкольников с дизартрией

На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи при дизартрии, которая имеет тенденцию к большому росту. При дизартрии речь характеризуется невнятностью, которая возникает из-за нарушения функционирования артикуляции, голосообразования и расстройства речевого дыхания. А так же страдают все компоненты просодической стороны речи: это пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодика, высота голоса, модуляция, сила голоса, дикция, логическое ударение, ритм и полетность голоса. Нарушение просодии распространенная речевая патология у детей. Нарушение просодии в основном входит в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и при дизартрии.

Проблемой нарушения просодической стороны речи занимались такие ученые, как Флоренская Ю. А, Бехтерев В. М, Власова Н. А, Чаянова Е. В, Са-мойленко Н. С и другие знаменитые ученые. По их мнению, просодическая сторона речи оказывает значительное влияние на интеллектуальное, физическое, эстетическое и моральное воспитание детей.

Нарушение просодии распространенная речевая патология у детей. Нарушение просодии в основном входит в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и при дизартрии. Нарушения просодии на сегодняшний день достаточно изучены, как отечественными учеными, так и за рубежом (Монделаерс Б. Ж., Колер К., Швабе К. и др.).

Сейчас компьютер, компьютерные программы и все устройства, связанные с компьютером, являются средством, которое облегчают общение, обучение и самореализацию не только детей с ОВЗ. В настоящее время нельзя представь занятия без мультимедийного оборудования, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» не является исключением. Использование компьютеров на занятиях уже давно стало частым явлением, так как одновременное представление и воспроизведение информации в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминание и обрабатывание данных с огромной скоростью позволяет человеку решать различные задачи своей деятельности.

Информационные технологии, в виде компьютерных тренажеров, одно-значно, нужно применять и к детям с нарушением речи. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда – использование логопедического тренажёра «Дэльфа -142», которые помогает повысить мотивацию и активность ребёнка, помогает создавать эффект наглядности во время занятия, а также способствует развитию внимания детей.

Данный тренажер представляет собой комплекс программ по коррекции всех компонентов речи. С помощью этих программ можно работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи, в том числе и коррекции просодической стороны речи. Все необходимые типы упражнений и речевой материал в процессе коррекции речевых нарушений можно неоднократно дублировать. Материалы этого тренажера можно использовать в качестве стимульного материала для занятий различной направленности (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь). Он позволяет работать на разных уровнях сложности и в зависимости от возможностей ученика, вместе с логопедической работой осуществляется и дефектологическая работа по коррекции восприятия, внимания, памяти.

В программе учитываются особенности зрительного восприятия детей с нарушениями речи, ОДА и детей с интеллектуальными задержками. Так же это можно отнести к формам и размерам картинок и слов, ко времени демонстрации материала на экране, т. е. все упражнения можно подстроить индивидуально под ребенка.

Система оценок объективная, и она не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная. В программе предусмотрен режим подведения итога для того, чтобы ребенок мог оценить результаты своей работы.

В данном тренажере представлены упражнения, которые направлены на коррекцию и совершенствование всех компонентов речи. Помимо того, есть возможность использования ряда принципиально новых заданий, которые направлены на формирование связной речи.

При помощи тренажера можно сформировать необходимый навык в ходе многочисленного повторения упражнений, причем у детей закрепляется устойчивый интерес к выполнению заданий. Тренажер – это игра.

Так как ведущим видом деятельности детей с речевой патологией в начальных классах является переходных вид от игровой к учебно-игровой. И компьютер как раз таки используется в рамках этой ведущей деятельности дошкольников и младших школьников.

С помощью этого логотренажераможно работать по следующим направлениям:

коррекция речевого дыхания;

коррекция голоса;

коррекция силы голоса;

– работа по формированию умения изменять силу голоса;

коррекция звукопроизношения;

– работа над звукобуквенным составом слова;

– работа над слоговой структурой слова;

– работа над словесным и логическим ударением;

– отработка дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

– работа по устранению назального оттенка голоса;

– работа по формированию обобщенного лексического значения слова;

коррекция лексико-грамматического компонента речи;

– работа по формированию и развитию навыков чтения;

– работа по расширению словарного запаса;

– развитие связной монологической речи и др.

С помощью тренажера можно:

– вносить игровые моменты в занятия по коррекции речевых нарушений;

– дублирование необходимых упражнений многократно;

использование различного стимульного материала (картинка, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь);

– работать по разным уровням сложности, в зависимости от возможностей ученика;

– осуществлять логопедической работы совместно с коррекцией психических функций.

Тренажер предлагает поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы, что очень важно для занятий над просодической стороной речи у детей с дизартрией.

Как всем известно, ведущие звено в структуре речевого дефекта при ди-зартрии – это нарушение произносительного и просодического компонента речи. Логопедическая работа при дизартрии включает в себя несколько этапов.

1-й этап – подготовительный. Целью этапа состоит в подготовке артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.Работа проводится по следующим направлениям:

– Нормализация голоса, для этого проводят голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса.

– Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляются новые навыки в ортофонических упражнениях, которые объединяют артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино (примерные упражнения представлены выше). Этот набор упражнений готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию новых произносительных умений и навыков. Эти специальные упражнения вводятся для улучшения просодической стороны речи и являются обязательным элементом логопедического занятия.

Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации дыхательных и голосовых упражнений. Важным моментом в работе логопеда является выработка у ребёнка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Работа ведется по дифференциации (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков. На этом этапе работа ведется по выработке самоконтроля и тренировки правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

Все эти упражнения, описанные выше, дают возможность для коррекционной работы на разных этапах при устранении дизартрии. Они не отвлекают ребёнка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно-психического равновесия.

Таким образом, все вышесказанное доказывает, что использование ло-готренажера «Дельфа-142» при коррекции просодии дает возможность внед-рять систему обучения в занятия поэтапно, многократное повторение упражнений без утомляемости, что очень важно, развивать все компоненты речи в игровой форме, и это носит широкое распространение этого устройства в обучении. С помощью логотренажера «Дельфа-142» на индивидуальных занятиях осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка, а так же учитываются реальные возможностей и зоны ближайшего развития. Применение компьютерных программ на логопедических занятиях дает возможность активизации компенсаторных механизмов детей, что в дальнейшем способствует развитию речи.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии для 3 класса

В данной работе представлен конспект логопедического занятия по корекции арамматической дисграфии для группы учащихся 3 класса. Логопедическая тема: согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия

по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема: согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

развитие логического мышления.

развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.

закрепление умений словообразования прилагательных.

воспитание интереса к учебному процессу.

формирование чувства уверенности в своих возможностях.

воспитание усидчивости и внимания.

Ход занятия:

– Будьте внимательны, сейчас я буду называть слова, а вы подумайте и скажите, что будет лишнее.

Стеклянный, Твердый, Песочный, Бумажный.

– Правильно. А почему?

Сообщение темы занятия

– Сегодня к нам в гости приехали три друга. Они живут в разных странах и вот решили встретиться и заглянуть к нам. Один гость весь из стекла, второй – из бумаги, а третий – из песка.

– В каких странах они живут?

– Правильно, в Стеклянной, Бумажной и Песочной.

– Наши гости научат нас правильно согласовывать существительные и прилагательные, а для этого каждый из них привёз из своей страны интересные задания.

Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме занятия.

Закрепление знания об имени прилагательном.

– Чтобы на занятии у нас всё получилось, гости хотят проверить, много ли вы знаете о такой части речи как имя прилагательное.

– Скажите, что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?

Как может изменяться имя прилагательное? С какими словами в предложении дружат имена прилагательные? (ответы детей).

Развитие логического мышления.

– Теперь наши гости уверены, что вы знаете многое об имени прилагательном, поэтому можно начать выполнять их задания.

– Стеклянный человечек привёз с собой кроссворд. Сейчас мы будем отгадывать слова кроссворда, а затем по очереди записывать ответы на доске. Из отгаданных слов у нас получится ключевое слово кроссворда.

+Она грызла золотые орешки в сказке.

+Дерево с белым стволом.

+В мультипликационном фильме его звали Геной.

+Городская маленькая птичка с серо-коричневым оперением.

– Какой получился цвет?(белый)

– А теперь постарайтесь устно подобрать к ключевому слову слова – предметы.

БЕЛЫЙ- БЕЛАЯ-. (береза) БЕЛОЕ-. (покрывало) БЕЛЫЕ – . (снежинки)

Белый снег – это словосочетание ( это два слова, связанные между собой по смыслу, в словосочетании есть главное и зависимое слово)

(Снег какой? Задаем вопрос от существительного к прилагательному, выделяем главное слово ставим над ним – x – это СНЕГ, от него можно задать вопрос, подчеркиваем окончание у прилагательного)

Составление словосочетаний (работа по карточкам).

– У Бумажного человека на карточках в одном столбике написаны слова-предметы, а в другом слова-признаки. Нужно составить правильные словосочетания.

Подбор нужного прилагательного в предложении

– У Песочного человечка потерялись слова в предложении. Давайте запишем предложения в тетради и попробуем найти нужные слова.

На огороде зрела (какая?) капуста. (большая)

Маша съела . сливу.

Через овраг вёл. мостик.

На грядки было много. морковки.

На тарелке лежали. фрукты.

На берёзах набухли. почки.

В огород ходить привык. (идем)

Он по грядкам прыгать стал, (прыгают по кругу)

Всю капусту потоптал.(высоко поднимая ноги, топают на месте)

Мы за ним – он скок-поскок

С огорода наутёк! (прыгают на свои места)

Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

-Наши гости немного устали и очень хотели бы выпить сока. Посмотри на доску и скажи, как будут называться сок и варенье из данных овощей и фруктов.

Слова на доске: кукуруза, лимон, капуста, яблоки, абрикосы, сливы, груша.

– Из чего не готовят сок или варенье, почему?

Работа по словообразованию.

-Однажды, когда Песочный человечек ещё был в школе, его учил один волшебник. Он мог делать чудеса – превращать одни слова в другие. Например, слова, обозначающие предметы, он мог превращать в признаки предметов. Давай сейчас попробуем стать тем же волшебником.

Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.

– У Бумажного человечка есть любимые загадки, но они непростые. В них есть много слов – признаков. Отгадай загадки, а потом назови те слова – признаки, которые услышал.

Сито большое, Сито голубое.

Сеет-веет белый пух

На леса, дома и луг. (облако и снег)

Рукастая, зубастая, Идёт – бредёт по улице,

Идёт, и снег сгребается, А дворник улыбается. (снегоуборочная машина)

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь – и под комод. (клубок)

Игра “ Один- Много”.

– Бумажный человечек тоже решил показать всем свои знания по математике. Он для тебя на карточках написал словосочетания в единственном и во множественном числе. Сам он знает, какой будет пара множественного числа для единственного и наоборот. А вы знаете?

Запишите получившиеся ответы в тетрадь.

Солнечный луч – Доброе сердце –

Верные товарищи – Колючий ёрш –

Берёзовый пень – Деревянный стул –

Летучая мышь – Звёздные ночи –

Хороший врач – Пятнистые олени –

Вкусные помидоры – Чистое окно –

– Какие части речи помогают язык делать красивым?

– Что обозначает имя прилагательное?

– С какой частью речи связано в предложении имя прилагательное?

– Сегодня вы хорошо поработали. Наши гости вами очень довольны. Но сейчас им пора домой, и они с тобой прощаются. До свидания!

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв и – ш.

Главная цель занятия – добиться правильного написания оптически похожих букв во всех формах речи.

Дифференциация букв и – ш проводится по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация букв сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация букв и – ш проводится на речевом материале, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

В структуре занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Все использованные методы, приёмы и формы работы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой:

– фонетическая разминка: соотнесение буквы со звуком и символом;

– развитие зрительного гнозиса;

– развитие фонематического слуха;

– развитие звукового анализа и синтеза;

– работа с изографами;

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

Тема : Дифференциация букв и – ш .

Цели : закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и – ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

учить соотносить букву , звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;

уточнить написание прописных букв и и ш , выявить сходства и отличия;

у точнить артикуляцию звуков [ и ] и [ ш ], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.

закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнять и обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух,

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

совершенствовать навык чтения;

развивать просодическую сторону речи.

развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;

предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,

р азвивать зрительный гнозис;

развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;

формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

развивать внимание, память, мышление.

формировать положительную мотивацию на занятии;

формировать самоконтроль за речью и письмом;

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.

прививать интерес к логопедическим занятиям.

В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД :

– внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;

– способность планирования и регуляции своей деятельности;

– умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

оценку своей учебной деятельности;

– умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности;

– умение использовать знаково­символические средства, в том числе

модели и схемы, для решения задач;

– умение строить логическое рассуждение, включающее установление

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Оборудование : цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш ; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

I. Организационный момент . Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)

2) Формулируем тему занятия. Соотнесение буквы со звуком и символом.

– Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

– Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

– Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

– Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

– Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и – красная двойка ( 2 ), буква ш – синяя тройка ( 3 ).

Задание 1 . Дифференциация на буквенном уровне . Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

– Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

– Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
– Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Развитие фонематического слуха.

– Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш

Задание 4. Дифференциация на уровне слова.

– Познакомься с обозначением букв и-ш .

И – 2 Ш – 3

– Расшифруй слова и объясни их значение. Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.

3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)

АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)

– Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:

– Какую орфограмму мы вспомнили?

Упражнение «Колечко»

Ц ель : для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.

Ц ель : развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.

Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.

Задание 5. Развитие языкового анализа.

– В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова

( шишка, лист, игра, лужи)

Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.

Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.

– Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:

Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.

– Какое сейчас время года? А что будет после?

– Как дикие животные готовятся к зиме?

– Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

(Значение слов «домишко» – дупло, «угодила» – попала)

III. Задание на дом.

Выучить четверостишие наизусть.

IV . Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

– Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты – молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)

– Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ

У Миши жили белые мыши.

– Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.

На подушке лежит красивый диван.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142» на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

Интеллектуальное развитие ребёнка, как известно, происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам оно осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам – на три четверти.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у детей с нормальным речевым развитием формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующими факторами в начальном усвоении речи (8).

В то же время, следует отметить, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, увеличивается количество «неграмотных» детей. «Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками зрения, слуха, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы 1 и 2-й ступени» [7, с.3]. С поступлением в школу учебная деятельность становится для ребёнка ведущей. Несоответствие уровня речевых средств ребёнка и учителя препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации. Эти трудности вызывают у него состояние интеллектуальной пассивности. Постепенно у младшего школьника вырабатывается манера невнимательно, кое-как вслушиваться, всматриваться, вчитываться. То же проявляется при ответах на вопросы и в более самостоятельных высказываниях. Следует отметить, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ), поступающих в образовательные школы города увеличивается. Причём диагнозы, с которыми поступают ребята, становятся более сложными. Для учащихся с ОВЗ характерны не только быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, но и снижение внешней мотивации учебной деятельности. Этим ученикам необходима педагогическая коррекция, так как трудности не пройдут сами собой. В практической деятельности учителя-логопеда коррекция нарушений как устной, так и письменной речи неразрывно связана с коррекцией высших психических функций. Согласно профессору А.А. Таракановой, психолингвистический анализ процесса продуцирования письменной речи позволяет выявить его многоуровневую структуру. «В сложном процессе порождения письменной речи выделяется мотивационный, языковой уровень, уровень моторной реализации зрительных образов букв. Каждый их этих уровней осуществляется с использованием многих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. …В качестве основных показателей интеллектуального развития учащихся можно выделить следующие критерии: уровень аналитико-синтетической деятельности, умение применять полученные знания, освоение общего способа умственной деятельности» [5, с.17]. Речь не только формирует и формулирует мысль, но качественно перестраивает все психические процессы. По мнению А.Р.Лурии, слово оказывается «мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» (5) . Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии. Логопедические занятия призваны помочь учащимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешает детям – логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр на занятиях. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем – логопедом задание таит в себе какую-то «хитрость», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках. В арсенале учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти. С недавних пор очень большим помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии стала другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе. А решить эту задачу позволяют компьютерные технологии. На логопедических занятиях в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова уже более 10 лет (с 2003 года) при работе с детьми с ОВЗ используется логотренажёр «Дэльфа – 142» (далее: тренажёр). Этот тренажёр (научный руководитель проекта – профессор О.Е. Грибова, первая версия тренажёра – 2000 г.) представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажёра являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на занятиях школы V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также II вида (для слабослышащих детей) (9, с. 21). С успехом он используется на логопедических занятиях школы VII вида (для детей с задержкой психического развития), на логопункте, образованном при «СОШ № 12», в неврологическом отделении детской областной больницы г. Пскова, в Центре психолого – медико – педагогической реабилитации детей и подростков. Необходимость использования современных компьютерных средств обуславливается тяжестью и устойчивостью речевых дефектов у учащихся – логопатов. С помощью логотренажёра «Дэльфа – 142» можно решить следующие задачи логопедические работы: – коррекция речевого дыхания; – коррекция силы голоса; – коррекция произношения гласных и согласных звуков; – отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных; – отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости; – работа над звукобуквенным составом слова; – работа над слоговой структурой слова; – формирование обобщенного лексического значения слова; – коррекция лексико – грамматической стороны речи и расширение словарного запаса; – работа над морфологическим значением слова; – предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма. Тренажёр позволяет: – включить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

  • многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
  • использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
  • работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  • одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию высших психических функций, с опорой на различные анализаторные системы. Для облегчения работы с тренажёром в программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажёром без звукового сопровождения. Это особенно важно при групповых занятиях. Программа «Дэльфа – 142» построена исключительно на основе игровых приёмов. Игра – эта одна из форм практического мышления. Именно в игре ребёнок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Для поддержания у ученика устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторные системы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Дети зажигают свечки на праздничном пироге и на новогодней ёлке, заставляют разговаривать Колобка и Бегемотика, помогают вытащить репку, поднимают в воздух вертолёт, играют с весёлыми человечками, перемещают занимательные картинки, собирают разрезанную картинку, наблюдают за движением грузовичка по дороге и т.д. Учащиеся с ОВЗ могут и не замечать, что выполняя эти весёлые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи. В рамках ведущей деятельности детей программа «Дэльфа – 142» опирается на зону их ближайшего развития. Состав и характер упражнений программы определяется не только тем, что ещё ребёнок может сделать уже сейчас, но и содержанием тех задач, которые ученик хотя ещё не может решить самостоятельно без ошибок, но уже осуществляет с помощью взрослого. То, что первоначально будет выполняться ребёнком под руководством учителя – логопеда, станет затем его собственным достоянием.За время использования аппаратуры в учебной практике компьютерный тренажёр стал действительно необходимой частью логопедических занятий. Он помогает сформировать языковой навык, поддержать у ребёнка с ОВЗ устойчивый интерес к выполнению упражнений. У тренажёра всегда «хватает терпения» многократно повторить один и тот же материал и беспристрастно оценить результаты. Важен и тот факт, что игровая сущность большинства упражнений соответствует характеру ведущего вида деятельности детей с речевой патологией в начальной школе – переходу от игровой деятельности к учебно – игровой. В тренажёре заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создаёт предпосылки для его автоматизации. Тренажёр – это экономия сил и времени учителя – логопеда. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого трудоёмкого дидактического материала. Для эффективной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность речевого общения. Огромное значение в этом процессе играет положительный эмоциональный фон занятий. Программа «Дэльта – 142» помогает создать этот положительный фон. Уровень стрессогенности программы снижен до минимума. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребёнка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществлён гуманный подход к оценке выполнения заданий. Существует система поддержки при ошибках (мигание задания, указание на верное направление). Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребёнка, не создаёт у него комплекса неуспешности. Наличие нескольких уровней сложностей позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень. В процессе выполнения заданий ничто не тревожит ребёнка. При выборе цветового фона разработчики программы учли характер воздействия цвета на человека, избежали одноцветности и однообразия, которые быстро надоедают детям, вызывая охранительное торможение. Поэтому основную гамму составили зелёные, жёлтые, жёлто – зелёные, светло – коричневые тона. Они не отвлекают ребёнка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно – психического равновесия. Приятна и звуковая поддержка программы, при необходимости её можно отключить. Учащиеся – логопаты с удовольствием работают с логотренажёром. Работая в парах, у детей с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки. Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на логопедических занятиях программы «Дэльта – 142» осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития. Список использованной литературы:
  1. Бакулина Г.А.Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: «ВЛАДОС», 1999.
  2. Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. – М.: «Знание»,1992.
  3. Непомнящая Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения. – М., 1992.
  4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума.- М.: «Просвещение», 1997.
  5. Тараканова А.А. Формирование мыслительных операций у младших школьников в процессе коррекции дисграфии. – СПБ.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль, 1997
  7. ЯстребоваА.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.- М,: АРКТИ, 2007
  8. Новикова О.В., Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся, Псков, «Псковский педагогический комплекс».
  9. Мазурова Н.В., Меньков А.Б., ст. Логопедический тренажёр: новые возможности компьютерного помощника, Сборник материалов, Логопедическая служба области: состояние, проблемы, перспективы, I областная научно – практическая конференция, Псков, ПОИПКРО, 2002, с. 21 – 23.

Конспект логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение «Он – она».

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

8. Работа у доски.

– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Конспект логопедического занятия: Использование логотренажера ДЭЛЬФА для формирования ГСР и предупреждения дисграфии

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Вниманию специалистов предлагается методическая разработка, предназначенная для работы с детьми при аграмматической форме дисграфии. Все задания составлены с учетом методических требований.

Бесплатные занятия с логопедом

Тема: Слово. Однокоренные слова.

Цели и задачи: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов путем проведения тренировочных упражнений в выделении корня слова; учить детей работе со словарными словами; обогатить словарь детей развивать навыки словообразования.

Оборудование: силуэтное изображение дерева; карточки со словами ; карточки для индивидуальной работы; демонстрационная карточка с изображением корня слова; карточки с заданиями для развития зрительного восприятия.

Оргмомент

Развитие зрительного восприятия.

Игры: «Найти отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».

Основная часть

Знакомство детей с темой занятия .

Логопед: Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные –около них записаны части слова.

Как –то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым, был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями.

Давайте запишем корень каждого слова, а затем – те слова-листочки, которые на нем выросли.

Дети записывают слова, отмечают в них корень: САД- садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка. Дети записывают слова, указывают общий корень.

Соотнесение корня слова со схемой для обозначения на письме.

Логопед: Вспомните, как мы обозначаем корень во всех однокоренных словах? Нарисуйте в пустом квадрате его обозначение.

3. Закрепление знаний детей об однокоренных и родственных словах

Игра «Собери группы слов». Логопед выставляет на доску 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Дифференциация слов с одинаковым корнем и родственных слов.

Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем, с какого дерева улетел каждый листочек?

Выставляются карточки со словами в виде листочков: горе, горка, гора, горюшка, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный. Логопед вместе с детьми припоминает значение слова, отмеченного звездочкой.

Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя род существительного. Можно играть наоборот.

Слова: школа, окно, дерево, подсказка, подставка, запись, учебник, пенал, стул, мел.

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте текс. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.

На огонь летит маленький… . Солнце, луна, звезды –небесные … . В комнате стало… от огня. Вдалеке я увидел тусклый… .зимой солнце…. Но не греет. Скоро наступит …и станет совсем… .

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

III. Итог занятия

Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, их главную неизменяемую часть-корень. Почему эти слова нельзя назвать родственными? Запишите названные слова и дополните эту группу своими словами.

Читайте также:
Проект 'Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС'
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: