Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме «Гласные, согласные звуки и буквы»

Аннотация: Данное занятие по теме «Гласные, согласные звуки и буквы» рассчитано на учащихся 3 класса, имеющих НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). Целью данного занятия является обобщение и закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и буквах. Задачи направлены на развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание, воспитание интереса к предмету.

Занятие соответствует программным требованиям, построено с учётом полученных знаний на предыдущих занятиях и ориентировано на будущую работу.

Игровая форма занятия мотивирует учащихся к выполнению заданий и тем самым позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе.

Тема: Гласные, согласные звуки и буквы.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

  • Закреплять знание норм фонетики и орфографии.
  • Развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в игровых ситуациях, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : тетради, ручки, предметные картинки животных, карточки со словами в которых пропущены буквы.

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. – Здравствуйте. Сядет тот, у кого тетрадь лежит в правом верхнем углу парты, в правом нижнем углу парты, в левом верхнем углу парты.
2. Введение в тему. Послушайте внимательно.- Его не видно,

В руки не взять,

Но, если услышишь,

– Отгадайте загадку и скажите, о чем будем говорить на уроке? Сегодня вы с Почемучкой отправитесь в путешествие по городам слов, в которых живут гласные, согласные звуки и буквы.

п …л (у, а, и, е, о) с…н (о, а, ы, у, и)

2. Почемучка задаёт вопросы.

а) Сколько гласных букв? Назовите.

б) Сколько гласных звуков? Произнесите.

в) Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв.

3 Что здесь произошло? Какие буквы напугал Звукоед в этих словах? Допишите букву, чтобы получилось слово:

Сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра…, …вери., …раски., …лива., …лава.

Почемучка снова задает вопросы.

-Сколько согласных букв в русском языке.

-А сколько согласных звуков в русском языке ? Больше или меньше, чем букв?

– называют 10 гласных букв.

– называют 6 гласных звуков

– потому что буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

Сыр, кот, мак, луг, лес, рак, двери, краски, слива, слава.

Потому что есть твердые и мягкие согласные звуки.

Вышли гласные гулять.

А , Е, О — шагать на месте,

У, И, Ы – подпрыгнуть вместе,

Я, Ё, Ю – наклон вправо, наклон влево,

Буква Э — за парту села.

Почему звуков бывает меньше, чем букв?

– С одним из слов по выбору составьте предложение. (устно)

5. Узнай сколько этажей в домах, в которых живут гласные и согласные звуки и буквы.

Разделите данные слова на слоги вертикальной чертой – сколько слогов в слове, столько и этажей в доме.

6. Гласные играют с нами в прятки.

Выпишите слова, в которых спрятались гласные, обозначающие 2 звука

Учёба, берёза, газета, карета, ябеда, ягода, лилия, поляна

7. Мы пришли в город слов, в котором живут гласные и мягкие, глухие согласные звуки.

Подчеркните слова с мягкими глухими согласными звуками.

Печь, финиш, пять, песец, петь, пение, чай, сети, степь, ширь.

8 И последний город, который мы сегодня посетим – город гласных и твёрдых звонких согласных.

Подчеркните слова с твёрдыми звонкими согласными звуками.

Лицо, бор, морозы, жук, жезл, лампа, магазин, добро, рога, кора, радуга.

Труд(4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.).

конспект логопедического занятия по теме” Звуки и буквы. Гласные и согласные”, 1класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_glasnye.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звуки и буквы. Гласные и согласные.

Задачи: – формирование и уточнение артикуляции звуков;

  • развитие фонематического слуха, формирование умений звукобуквенного анализа слов;
  • дифференциация понятий « гласный- согласный»;
  • развитие произвольного внимания и наблюдательности;

Оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки, карточки

«Внимание», карточки «Найди ошибку», карточки гласных букв, таб-

лица «Гласные и согласные звуки».

2. Психологическая разминка.

– Начнём наше занятие. Вам, ребята, пришёл необычный приказ. Он зашифрован. Расшифровав, его вы узнаете девиз нашего занятия. Будьте внимательны. ( карточки «Внимание» )

Лишь буквы те, что в этих строчках

Даны не более чем раз, –

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

/ Будь врагом лени./ – Я, думаю, что вы на занятии будете старательны, активны, а значит, не будете лениться.

Наш Филат не бывает виноват.

  • Прочитайте. (самостоятельно, вместе.)
  • Произнесите про себя, шёпотом, вслух, громко, тихо.
  • Быстро с нарастанием темпа.

4. Новая тема. – На прошлом занятии мы познакомились со звуками речи и буквами.

-Что такое «звуки речи».

-Чем обозначаются звуки речи на письме./ ответ./ П ослушайте стихотворение о звуках.

Мы не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы- не буквы, мы- звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем гласные звуки. /Обратить внимание,

что воздух при произнесении данных звуков выходит свободно, заметить, как изменяется положение губ./

-У вас на столах лежат буквы. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы должны догадаться, какой звук я произнесла, и показать мне соответствующую букву.

– Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу слова .От гласных звуков зависит громкость, внятность , красота вашей речи.

А согласные … согласны

Шелестеть , шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь .

-Возьмите зеркала. Произнесите М. Что мешает выйти звуку. (Аналогично со звуками С, Т,Ф.) Так что же может мешать воздуху при произнесении согласных звуков. ( губы, зубы, язык.)

– Итак, ребята, какие бывают звуки. (Гласные и согласные)

– Откройте тетради. Выполним упражнение «Мыльные пузыри».

В каждый пузырь спрятался звук.. Если этот звук гласный, то закрасьте пузырь красным цветом, если согласный – синим.

6.Физминутка. Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».

  • Руки на пояс. /руки за голову/
  • Присесть. /подпрыгивать/
  • Похлопать в ладоши за головой / перед собой/
  • Наклон вправо . /влево/
  • Вдохнули – руки вверх, выдохнули – руки вниз. (3 раза)

– Продолжаем занятие . Игра «Печатная машинка».

– Но машинка необычная. Она печатает только гласные, а вместо согласных делает прочерк. (Показываю предметные картинки, а дети печатают слова анализируя их.)

-Работа с карточками «Найди ошибку» . В некоторых словах пропущены гласные. Найдите ошибку и запишите слово правильно.

Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.

телефн веточка доржка лягшка

кармны мравей сапожки капитн

игршка лдочка корзна старшка

7. Подведение итогов.

  • Что такое «звуки речи»? Буквы?
  • Какие бывают звуки речи?
  • Как мы произносим гласные звуки?
  • Как произносим согласные звуки?

Спасибо, за работу. До встречи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия “Проверка слов с безударной гласной в корне”3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, .

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на.

Конспект логопедического занятия во 2 кл. “Буквы Н,К”

Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией.

Конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация букв О-У”

Конспект логопедического занятия во 2 классе.

Конспект логопедического занятия по теме:” Дифференциация букв п-т”

Конспект данного занятия предназначен для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог.

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация гласных и согласных звуков”

Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы.

Логопедическое занятие: “Гласные и согласные звуки и буквы”

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ТНР

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Цели:
Образовательные:
закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять гласный звук в слове;
учить выделять согласный звук в слове;
учить дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, в словах;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков, слогов, слов;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; речевого дыхания.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, магнитные удочки; карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации к занятию.

Сядут ученики, чьи тетради лежат в левом верхнем углу парты, в нижнем правом углу парты.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Не спеши, не отставай,
Слушай, не перебивай.

Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать

Логопед – Ребята, вы знаете, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда холодно, круглый год – зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в Мордовии, в средней полосе России и имеем возможность любоваться всеми временами года.

У каждого времени года есть свои неповторимые приметы и свои краски.

Но сегодняшнее занятие я назвала «Встреча зимы» Почему? За что вы любите зиму?

Зима любима многими поэтами, писателями и художниками.

Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года

(Звучит отрывок из стихотворения И.Никитина “Встреча зимы”)

Здравствуй, гостья – зима

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Как природа, звери, птицы встречают зиму? Как можно помочь птицам пережить суровую зиму?

Зима – прекрасное время года . Но, сегодня последний осенний день, поэтому вспомним переменчивую осеннюю погоду.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи) 3 . Развитие мимических мышц. Дыхательная гимнастика. -После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались. -Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились. -А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, и вы снова улыбнулись. 6. Артикуляционная гимнастика : «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка»

II. Повторение пройденного. Актуализация полученных знаний.

– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

– Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

III. Наблюдение за гласными и согласными звуками. Сообщение темы

Давайте проведем звуковой эксперимент.

Произнесите перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Что вы заметили? (Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно).

Они называются гласными. Вспомните стихи о гласных звуках.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кровати баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и шептать.

Вывод: гласные звуки очень важны, от их правильного произнесения зависят громкость, внятность, красота речи.

– Произнесите звук [п]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы). Произнесите звук [т]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык).

– Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Давайте, вспомним стихи о согласных звуках.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

– Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки.

IV. Тренировочные упражнения

1.Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные на схеме?

– Поднимите красный карандаш, если услышите гласный звук, синий- если услышите согласный.

2. Как обозначаются звуки на письме?

Чем звук отличается от буквы?

Сейчас я буду называть разные звуки, а вы запишите только гласные буквы, а теперь согласные буквы

Сюрпризный момент. Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?

Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.

Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит громкость, четкость, внятность речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Запишите первую букву в словах: аист, ослик, ива, утка.

Запишите последнюю букву в словах: сок, дом, слон, кот.

6. Дифференциация гласных и согласных звуков в названиях картинок. Работа в паре.

Соедините картинки, названия которых начинаются с гласного звука с красной коробкой, с согласного с синей.

Картинки: утюг, кукла, барабан, зонт, грузовик, игла, апельсин, самолет, овощи.

А, теперь, расселите животных по домам, если название животного оканчивается на гласный, то в красный дом, на согласный – в синий домик.

Картинки: кот, рак, утка, кенгуру, собака, кит

4.Физкультминутка «Все на прогулку в зимний лес!»

Мы пришли в зимний лес

Сколько в нем кругом чудес…

Я говорю, что люблю делать, если вы со мной согласна, отвечайте: «И я- тоже!»

Я люблю ходить по снегу…

Я люблю играть в снежки…

Я люблю на лыжах бегать…

А еще люблю коньки…

Я люблю лететь на санках,

Так, чтобы в ушах свистело…

А еще я наизнанку

шубу теплую надела…

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в сторону, вперёд,

Нас опять работа ждёт.

VI . Динамическая пауза.

Образование притяжательных прилагательных.

У лисы чей хвост?

У медведя чья шуба?

Отвечают, бросают мяч

У волка чьи лапы?

У ежа чьи иголки?

У совы чьи крылья?

У белки чей хвост?

Пальчиковая игра: “Дружат в нашей группе девочки и мальчики, ну, а мы подружим наши пальчики”. Ма, мо, му, мы, какой одинаковый звук

на, но, ну, ны, какой одинаковый звук

ка, па, та, ма, какой одинаковый звук

VII . Закрепление пройденного материала.

1) Графический диктант. «Шифровка».

Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать

– Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только

Лиса, кабан, филин.

– Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только

Дупло, дерево, ветка.

Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?

Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.

Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит четкость речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

На уровне слога. Игра «Букводом»

Впиши слоги в пустые окошки, установив закономерность. Прочитай их про себя по порядку слева направо. Прочитай все слоги сверху вниз.

Проверка. Игра «Навигатор»

Я буду называть этаж и подъезд, а вы читайте слог, который там находится.

на первом этаже, в третьем подъезде;

на третьем этаже, в третьем подъезде;

в первом подъезде, на четвертом этаже;

в четвертом подъезде, на втором этаже;

слог находится слева от слога БЫ;

слог находится внизу, под слогом БУ.

на уровне слова. Игра «Зимняя рыбалка»

Поймать букву, назвать звук, который она обозначает.

Буквы: А, О, У, М, К, С, Л

Составить из букв слова, записать.

На уровне предложения.

Я тоже, задумала слово, которое обозначает название животного, в нем 3 звука, первый звук КЬ последний –Т

Придумайте предложение с этим словом. Одно запишем. У кита усы.

Сколько слов, назовите слова по порядку. Как записываем начало предложения, что ставим в конце?

Записываем, кто уверен-работает самостоятельно, кто боится ошибиться, работает вместе со мной. Найдите слово с мягким согласным. Сделайте схему слова.

Итог занятия. Дифференцированное домашнее задание.

А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о согласных буквах и звуках…

Дыхание свободно в каждой гласной

В согласной прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование подвластно.

– Что тебе больше всего понравилось на уроке?

– Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

Поднимите руку тот, кто уверенно различает гласные и согласные звуки и буквы. А, теперь, те, кому нужно еще потренироваться дома, получают домашнее задание.

А, теперь, встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось сегодняшнее занятие, и он с удовольствием придет на следующее логопедическое занятие.

Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки”

Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки” для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки”»

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонематических процессов в 1 классе

Тема: Гласные и согласные звуки

Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками.

Сформировать понятие о гласных и согласных звуках;

Закрепить знания об органах артикуляции;

Закрепить понятие звук.

Развитие речи через полные ответы на вопросы;

Развитие фонематических процессов на основе различения звуков;

Развитие логического мышления при отгадывании загадки;

Развитие мелкой моторики при раскрашивании рисунков;

Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики.

Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

Воспитывать уверенность в своих силах;

Формировать уважительное отношение к ответам одноклассников;

Воспитание трудолюбия в процессе выполнения заданий.

Долгожданный дан звонок.

В руки не взять,

– Это звук. Ребята, сегодня мы поговорим о гласных и согласных звуках.

3.Изучение нового материала

Давайте вспомним, что мы делаем со звуками.

– Как плачет ребёнок?

– Что произносим, когда болит зуб?

– Давайте пропоём эти звуки. Протянем.

– Эти звуки протягиваются? Пропеваются?

– Звуки, которые мы можем пропеть или протянуть, называются гласные. Когда мы произносим эти звуки, есть преграда?

– Каким цветом обозначаются гласные звуки?

– Как шелестит листва?

– Как фыркает ёжик?

– Как свистит чайник, когда в нём закипает вода?

– Попробуем пропеть, протянуть.

– Можем мы эти звуки пропеть или протянуть?

– Эти звуки называются согласные. Когда мы произносили эти звуки, была преграда?

– При произношении согласных звуков преграда есть, а при произношении гласных звуков, преграды нет.

– Каким цветом обозначаются согласные звуки?

– Какие бывают звуки?

– Верно, звуки бывают гласными и согласными.

– Скажите, мы звуки видим?

– Чтобы звуки стали видимыми, что придумали для их обозначения?

– Что мы делаем с буквами?

– Сейчас мы немного поработаем в тетради.

Пробуют пропеть, протянуть

Демонстрация картинки на стенде

Ягодки
– С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).
– И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
– Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой).
– Я попробую немножко.
– Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
– Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

– Посмотрите, у вас в тетради наклеены картинки. Под каждой картинкой нам нужно нарисовать квадратик красного или синего цвета, то есть, кто какой звук издает, гласный или согласный.

Помощь при выполнении

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

– Теперь мы разберем имя каждого из вас, из каких звуков оно состоит, и с помощью цветов запишем в тетрадь.

– Следующее задание такое. Вам нужно поделить тетрадь пополам, в первом столбике мы будем записывать слова, которые начинаются с гласного звука, а во втором – с согласного звука.

дом, двор, овца, утка, ива.

Помощь при выполнении

Помощь при выполнении

– С чем сегодня на уроке мы знакомились?

– Какие бывают звуки?

– Какими цветами они обозначаются?

– Можете раскрасить картинки у вас в тетради.

Портал образования

Автор: Петрова Мария Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: “Дифференциация гласных и согласных звуков и букв”
Раздел: начальное образование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 9

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1 класса с нарушением

Учитель-логопед Петрова М.Д.

-по структуре: занятие обобщающего типа;

– по назначению: комбинированного типа;

Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных;

Лексическая тема: лес.

Фонетическая тема: дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Цель: – развитие языкового анализа и синтеза.

– учить дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы;

-закреплять знания о характеристиках звуков;

-закреплять правильную артикуляцию звуков;

-совершенствовать буквенный гнозис и праксис;

-совершенствовать фонематическое восприятие;

-актуализировать словарный запас по лексической теме «Лес» ;

-совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;

-совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.

– развитие языкового анализа и синтеза;

– развивать навыки звукобуквенного анализа слов;

– развитие фонематического восприятия анализа на уровне слогов, слов;

– развитие мелкой моторики;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать плавный и длительный ротовой выдох;

-развивать фонематические представления на уровне слов.

-развивать зрительное внимание;

-развивать долговременную память;

-развивать буквенный синтез.

-воспитание усидчивости, аккуратности, организованности и дисциплинированности;

– воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с лесными животными, изображения

мухомора и боровика (на каждого учащегося), числовые ряды, мяч, мешочек с буквами,

индивидуальные карточки с буквами.

Краткое содержание деятельности

Краткое содержание деятельности

Организационный момент

Приветствие. Ортопедическая минутка.

Здравствуйте. Сядьте ровно. Закройте глаза и

послушайте что происходит вокруг.

Расслабление с элементами релаксации.

Развитие воображения, актуализация

словаря по лексической теме

– Давайте представим, что мы с вами оказались

в лесу. А теперь каждый подумает и скажет, что

он видит вокруг себя.

Представляют себя в лесу,

рассказывают, что видят вокруг себя.

Артикуляционная, дыхательная, и

мимическая зарядка

качели, часики, шарики.

закрыть глаза, нахмурить брови, зажмуриться,

закрыть правый глаз/левый глаз.

Дыхательная гимнастика: Расскажи как

правильно нужно дышать?

Игра «Футбол». Подуй на ватку так,

чтобы попасть в ворота.

Выполняют упражнения перед

(вдыхаем носом, выдыхаем ртом, нельзя

Дует на ватку, стараясь «забить гол в

Закрепление и обобщение изученного

звуков перед зеркалом.

– Если бы мы потерялись в лесу, что бы мы

– Назовите первый звук, второй звук.

– Посмотрите в зеркало и произнесите сначала

– Первый звук [a], второй звук [y].

Рот открыт или закрыт? Есть ли преграда для

Можно его тянуть? Голос звучит?

Значит, какой это звук?

Как расположены губы?

Есть ли преграда для воздуха?

Можно его тянуть? Есть голос?

Значит, какой это звук?

– Ууууу! Кто из зверей в лесу такое звук издает?

– Звук [п]. Произносим.

Что делают губы?

Есть ли преграда для воздуха? Какая?

Можно его петь? Есть голос? Какой это звук?

– Звук [м]. Произносим.

Как расположены губы?

Есть ли преграда для воздуха? Какая? Можно

его петь? Есть голос? Какой это звук?

– Звук [ф]. Произносим.

Есть ли преграда для воздуха?

Какая преграда? Как расположены губы, зубы?

Можно его петь? Какой это звук?

– Рот широко открыт, губы свободно

раскрыты, нет преграды,

– Рот «неплотно» закрыт,

губы вытянуты трубочкой,

Сомкнутые губы «взрываются» под

давлением выдыхаемого воздуха.

Преграда есть- губы.

Звук не тянется, голоса нет. Согласный.

Рот закрыт, губы сомкнуты, выдох

направляется через нос

(контроль –можно почувствовать рукой,

что воздух идет из носа ).

Этот звук согласный

-Нижняя губа смыкается с верхними

резцами, выдыхаемая струя проходит

Преграда – зубы. Звук нельзя петь.

Кто в лесу фырчит?

Как расположены губы? Есть ли преграда для

воздуха? Какая преграда? Можно его петь? Есть

голос? Какой это звук?

Какой лесной житель издает такие звуки, стуча

– В лесу фырчит ёж.

– Губы растянуты, преграда – язык, петь

нельзя, голос есть.

Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем учиться различать гласные

и согласные звуки.

И всё наше занятие будет связано с лесом и

Изучение нового материала.

1) Отличия гласных и согласных звуков.

– Перечислим все отличия гласных и согласных

звуков и запишем их в тетрадь.

Учащиеся перечисляют все отличия и

проверяют себя, смотря на слайд

А затем записывают в тетради отличия

гласных и согласных звуков.

2) Развитие долговременной памяти.

Если гласный говорят –

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

3)Развите произвольного зрительного внимания

Каждому раздаю двух сказочных человечков.

4 )Развитие простого фонематического анализа.

а) Изолированно на материале звуков.

– Теперь слушайте меня внимательно.

согласный звук – человечка с закрытым ртом. А,

Б, О, Ы, Ш, М, Э

б) На материале слогов.

У первого человечка рот широко

открыт, а у второго человечка рот

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся слушают и выполняют

Поднимаем нужного человечка.

ОМ, АТ, НА, УФ, ДИ

в) На материале односложных слов.

МЫ, ОН, ОНА, ЛЕС, ЛУГ, БРЕВНО.

Динамическая пауза.

Образование притяжательных прилагательных.

У зайца чей хвост?

У лисы чья шуба?

У собаки чьи лапы?

У ежа чьи иголки?

У белки чей хвост?

Внимательно слушают учителя-

логопеда и отвечают.

Закрепление пройденного материала.

Графический диктант. «Шифровка».

– Я диктую слова (+картинки), а вы записываете

Лиса, кабан, филин.

– Я диктую слова (+картинки), а вы записываете

Дупло, дерево, ветка.

Развитие буквенного анализа, зрительного

Карточки с буквами.

В К М Л Э Ц Ф В Т К З

П Н Г И Т Ш У Ш Д Л Ш З Д

Ф В УФ Ц П РЫ Д Ч С Н

Т Б Н О Х К М А Х П Г С

Д Л Н Ф Т Э М Г П К Щ

3) Развитие буквенного синтеза.

Рассыпались буквы. Если их правильно собрать

получится название еще одного лесного жителя.

– В тетрадях разделите страницу пополам.

В левом будут гласные, в правом – согласные.

– Какой звук первый в слове «сова»? Запишите

его в правый столбик.

Запишите остальные слова в тетрадь в нужный

карандашом, а согласные простым карандашом.

4) Развитие буквенного праксиса, гнозиса,

Игра «Волшебный мешочек».

начинающееся на эту букву,

связанное с лесом. (Или с этой буквой. Тогда

В какой столбик запишем это слово?

Где гласные или где согласные?

– Подчеркните эту букву (из мешочка). Гласную

– красным карандашом, согласную – простым.

Собирают буквы, получаются слова:

СОВА, ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ.

Выполняют задание в тетрадях.

Узнают букву и отвечают на вопросы.

Подведение итогов урока.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Чем они различаются?

Сегодня мы учились различать гласные

и согласные буквы.

Они различаются тем, что гласные

можно петь, во рту воздух не встречает

преграды, учавствует голос. А

согласные петь нельзя, т.к. во рту

встречаются преграды такие как губы,

зубы, язык. Согласные образуются с

помощью шума или шума+голоса.

Оценка деятельности детей.

Что у кого сегодня хорошо получилось?

У меня сегодня хорошо поучилось…..

У меня сегодня не очень хорошо

X. Организация окончания урока.

Закройте тетради. Наведите порядок на столах.

Конспект логопедического занятия на тему “Звуки гласные, согласные”

Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему

« Звуки гласные, согласные».

уточнение артикуляции гласных и согласных звуков;

развитие умения различать на слух гласные («а», «о», «у», «э», «ы», «и») и согласные фонемы;

закрепление знаний о гласных и согласных звуках;

развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового восприятия и внимания.

Оборудование: красные и синие кружки у каждого ученика, предметные

картинки, звуковые замки красного и синего цвета, цветные

магниты – символы, индивидуальные зеркала.

План и ход занятия.

I. Организационный момент.

— Сядет тот, кто стоит между …, за …, перед …, около …, рядом.

II. Введение в тему.

— На прошлом занятии вы узнали, что по способу образования все звуки

речи делятся на гласные и …?

Прослушайте сказку о том, как живется этим звукам.

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в звуковом царстве-государстве два звука и разговорились.

— Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

— А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает: Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, сплошная борьба! Что уж тут хорошего?

А как живешь ты?

— Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А – а – а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

— Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос то пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня — это то, что я не могу петь. Я не музыкален, А ты?

— Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

Я и песня нерасторжимы.

— Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

— Кому же живется лучше – гласному или согласному?

— Какие отличия гласных звуков от согласных перечислены в сказке?

Вспомните и назовите основные признаки различения гласных и

согласных звуков. Чем отличается произнесение гласных звуков от

— Сравним, как произносятся гласные и согласные.

— Когда произносим гласные, во рту нет никакой преграды: а, у, о.

— Когда произносим согласные звуки, во рту появляется какая-нибудь

Артикуляционная гимнастика

— Чтобы звуки звучали красиво, их нужно правильно произносить.

«Лягушки улыбаются» «Хоботок» «Лопаточка»

Цель: Вырабатывать умение Цель: Вырабатывать умение Цель: Вырабатывать умение,

растягивать губы в улыбке, вытягивать сомкнутые губы расслабляя мышцы языка,

обнажая резцы. трубочкой вперед. удерживать его широким.

Тянуть губы прямо к ушкам Подражаю я слону: Язык лопаткой положи

Очень нравится лягушкам. Губы хоботком тяну … И под счет его держи:

Улыбаются, смеются, Они на трубочку похожи. Раз, два, три, четыре, пять!

А глаза у них, как блюдца. Подудеть в неё мы можем: Язык надо расслаблять.

Ду, ду, ду – ду – ду,

Ду, ду, ду – ду – ду!

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду – ду – ду, да ду – ду – ду,

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять,

А теперь наоборот –

Раз – два – три – четыре – пять,

( Наклоны назад.)

Приседаем, три – четыре.

На любую гору в мире

Мы залезть, конечно, сможем,

Если тренируем ножки.

Поднимаем руки вверх,

Опускаем руки вниз.

И ещё разок теперь

Повтори-ка, не ленись!

( Поднимание и опускание прямых рук

через стороны над головой.)

А сейчас давайте вместе

Будем мы ходить на месте.

( Ходьба на месте.)

Превосходно мы размялись!

А теперь за парты сядем.

( Дети садятся за парты.)

III. Закрепление понятия «звук».

В звуковом царстве – государстве гласные и согласные звуки живут в звуковых замках. Взмахнул волшебник палочкой и показались замки. Какого цвета замки?

Этот замок … (красный).

А этот замок … (синий).

В Красном замке живут гласные звуки, их мы будем обозначать красными кружочками. ( Цветные магниты )

В Синем замке живут согласные звуки, которые мы будем обозначать синими кружочками. ( Цветные магниты )

— Что мы будем обозначать красными и синими кружочками? (Этими

кружочками будем обозначать речевые звуки: гласные и согласные.)

IV. Тренировочные упражнения на различение гласных

первого ряда и согласных звуков.

1. Игра «Красное – синее»

Цель. Развитие умения различать на слух гласные и согласные звуки.

Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.

Методические рекомендации. Логопед произносит вперемежку гласные и согласные звуки, четко произнося гласные.

◊ — Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук.

а – м – у – т – о; т – с – ы – а – р; э – а – м – у – т;

о – п – у – а – с – ы – ш; к – э – о – у – п – ы – н

◊ — Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук.

Скажите, что мешает прохождению воздуха.

Методические рекомендации. Логопед произносит вперемежку гласные и согласные звуки, выделяя голосом согласные.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф, ш.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз – два – три – четыре – пять!

(Руки к плечам, вращение

плечами вперед и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью,

рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим,

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх,

другая вниз, плавным движением

одна рука опускается, а другая

одновременно – поднимается.)

А теперь мы приседаем,

А когда закончим счёт,

Захотим присесть ещё.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

(Ходьба на месте.)

А потом за парты сядем,

Ждут нас ручки и тетради.

(Дети садятся за парты.)

◊ — Прослушайте ряд звуков. Назовите только гласные звуки.

◊ — Назовите только согласные звуки.

Методические рекомендации: Логопед называет ряд звуков, предлагает запомнить и назвать только гласные. Затем ряд звуков повторяется, назвать только согласные.

А – п – с – о; А – п – р – с – ы;

У – к – т – э; К – м – н – о – э;

С – ш – э – у; И – л – р – ш – у.

◊ — Затем звуковой ряд повторяется, ученики выкладывают

2. Игра «Найди картинке её домик».

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружочками на одном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в её домик (с синим или красным кружочком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

3. Игра «Найди место». (Проводится индивидуально)

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

— Какие звуки речи учились различать? (Гласные и согласные.)

— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)

— Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных

Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Согласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные

– развивать мелкую моторику рук;

– учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

– учить соотносить согласные звуки с буквами;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12).

Ход занятия:

Организационный момент:

– Какое сейчас время года? (зима)

– А какой месяц? (январь)

– Январь – второй месяц зимы, значит, какой он? (зимний)

2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

– Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

– Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б – Б’, T – T ’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

– Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

– Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?

3. Пальчиковая гимнастика:

– Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, ( хлопают в ладоши)

Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.

Мы рога козе покажем ( показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем. ( показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

4. Чтение слоговых рядов:

– Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

– Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко?

– Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.

5. «Скажи наоборот»:

– Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

6. «Какой это звук?»:

У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столах лежат таблички (см. рисунок 1)

– Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

– Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

8. Работа в тетрадях:

– Открываем тетради, списываем число с доски и слушаем задание. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

9. Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (
встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами )
Небо тучей заволок –
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше –
(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик –
(постепенно садятся и кладут голову на руки).

10. «Сбежавшие буквы»:

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

– Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.

– Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

– Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.

11. «Найди ошибку»:

– Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

12. Разучиваем стихотворение:

– Послушайте внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

– Повторим его вместе со мной.

– Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку.

– Вашим домашним заданием будет выучить этот стих.

13. Итог занятия:

– Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?

Читайте также:
Звук (И) - конспект занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: